Главная страница
Навигация по странице:

  • § 11. Л АТИНСКИЙ АВЕРРОИЗМ . С ИГЕР Б РАБАНТСКИЙ

  • § 12. А ЛЬБЕРТ В ЕЛИКИЙ

  • § 13. Ф ОМА А КВИНСКИЙ Жизнь и произведения

  • Предмет философии

  • Философия. Лега В.П. История философии. Ч.1.. Православный святотихоновский гуманитарный университетбогословский


    Скачать 1.39 Mb.
    НазваниеПравославный святотихоновский гуманитарный университетбогословский
    АнкорФилософия
    Дата03.10.2019
    Размер1.39 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаЛега В.П. История философии. Ч.1..pdf
    ТипКнига
    #88434
    страница30 из 37
    1   ...   26   27   28   29   30   31   32   33   ...   37
    § 10. К
    АТОЛИЦИЗМ
    В
    XIII
    ВЕКЕ
    В католическом мире в XIII в. происходят достаточно серьезные события, которые привели к значительным изменениям и в бого- словии, и в философии. Это связано в том числе с тем влиянием, которое оказали идеи арабских мыслителей, прежде всего Авер- роэса. Кроме того, в XIII в. на территории Южной Франции и в
    Испании возникают различные еретические движения — катаров, альбигойцев. Для борьбы с этими ересями организуются монашес- кие ордена.
    Орудием борьбы с ересью альбигойцев стал орден доминиканцев, основанный Домиником Гусманом (1170–1221). По имени Доми- ника орден и получил свое название. Главной задачей этого ордена являлась борьба с ересями: сначала с ересью альбигойцев, а затем и с ересями вообще. Под влиянием доминиканцев для борьбы с ересями была организована и папская инквизиция. Доминиканцы иронически называли себя «псами Господними» (игра слов: domini canes — «псы Господни»).
    Другой монашеский орден, возникший приблизительно в то же время, основывается Франциском Ассизским (1182–1226). Главной задачей орден считал возвращение к идеалам и нормам первона- чальной Церкви, в первую очередь отказ от стяжательства. Поэ- тому францисканский орден назывался нищенствующим орденом,

    § 10. Католицизм в XIII веке
    353
    а монахи ордена — нищенствующими монахами. В дальнейшем орден францисканцев, как и орден доминиканцев, был включен в жесткую иерархическую структуру католической Церкви.
    В самом начале XIII в., в 1200 г., основывается Парижский уни- верситет, ставший центром светского и богословского образования в Европе. После создания Парижского университета система обра- зования начинает сильно прогрессировать. Светское образование отделяется от церковного. Во всех университетах существовал фа- культет искусств (имеется в виду семь свободных искусств — три- виум и квадривиум). Не окончив этот факультет, нельзя было про- должить образование на одном из трех факультетов: медицинском, юридическом и теологическом. Поскольку главной дисциплиной, преподававшейся на факультете искусств, была диалектика (фило- софия и логика), то он часто назывался философским.
    Теологический факультет Парижского университета был наиме- нее многочисленным и наиболее престижным. Но со временем именно философский факультет привлечет к себе наибольшее внимание.
    Активизируется и переводческая деятельность. Благодаря тесно- му соседству с арабским миром появляются переводы трудов Авер- роэса, аль-Фараби и Ибн Сины, а также произведения античных философов, которые не были известны в Западной Европе. Пе- реводятся произведения Аристотеля, Платона, Плотина. Аристо- тель до этого был известен главным образом как автор логических трактатов. Теперь же появляются переводы «Метафизики», работ по физике и этике. Аристотель становится известным уже в пол- ном объеме, его знают даже больше, чем в арабском мире, т. к. по- является и «Политика», неизвестная арабам.
    Благодаря распространению работ Аристотеля в Европе созда- лась очень серьезная ситуация в философии с соответствующими выводами в богословии. Многие годы в различных учебных заве- дениях студентов учили мыслить по аристотелевским логическим трактатам, не подозревая, что у Аристотеля есть и собственные работы по философии и физике. Наконец они получили возмож- ность ознакомиться с учением о природе того философа, на работах которого учились правильно мыслить! Ведь, как пишет Э. Жиль- сон, «физика Аристотеля, даже фальсифицированная с помощью неоплатонизма, давала для объяснения природы набор столь гиб- ких и плодотворных понятий и принципов, что отказаться от нее добровольно не был готов никто. Эта физика могла вызывать бес-

    354
    Глава II. Схоластика покойство или оказаться трудной для изучения, но она была на самом деле единственной систематической физикой, существовав- шей в то время. Впервые — и сразу — люди Средневековья обрели полное объяснение явлений природы. Фундаментальные понятия, лежавшие в основе этого объяснения, они находили в трактатах по астрономии, физике и медицине, распространение которых не- возможно было остановить»
    1
    . И что же они узнали у Аристотеля?
    То, что мир вечен, что душа смертна, а бессмертен лишь разум, что Бог не знает ничего о нашем мире и т.п. И поэтому филосо- фы — последователи Аристотеля стали полагать, что в религиоз- ном познании разум стоит выше, чем вера, т.е. с помощью своих рациональных доводов начали опровергать доводы католической
    Церкви, в частности, отвергать индивидуальное бессмертие, сотво- рение Богом мира из ничего и т.д.
    Очевидно, что Церковь не могла спокойно терпеть такие нововве- дения. В 1210 г. Парижский Собор запретил под страхом отлучения от Церкви распространять естественную философию Аристотеля и комментарии к ней. Разрешалось лишь изучать логические трак- таты Аристотеля, «Метафизика» (в это время уже переведенная с греческого на латинский), «Физика» и другие физические работы запрещаются. Но тем не менее интерес к Аристотелю не исчезал.
    Поэтому 23 апреля 1231 г. папа Григорий IX создает комиссию по изучению наследия Аристотеля, которой поставлена задача очис- тить произведения Аристотеля от ошибочных положений и найти в них истинные.
    § 11. Л
    АТИНСКИЙ
    АВЕРРОИЗМ
    . С
    ИГЕР
    Б
    РАБАНТСКИЙ
    Такая ситуация приводит к серьезному философскому и бого- словскому кризису в западном мире. Ситуация во многом была обусловлена деятельностью магистра факультета искусств Па- рижского университета Сигера Брабантского (ок. 1240 — между
    1281–1284 гг.). Сигер Брабантский был одним из наиболее после- довательных и активных проповедников идей Ибн Рушда и Арис- тотеля, и основанная им школа получила название Латинского аверроизма.
    Перу Сигера Брабантского принадлежат несколько работ, в чис- ле которых «О вечности мира», «О необходимости и взаимосвязи причин», «Вопросы о разумной душе». Аверроизм Сигера Брабант-
    1
    Жильсон Э. Философия в средние века. М., 2004. С. 293–294.

    § 11. Латинский аверроизм. Сигер Брабантский
    355
    ского не понравился епископату католической Церкви, и в 1270 г. положения Сигера Брабантского осуждаются. Вначале епископ
    Этьен Тампье осудил 13 тезисов. Сигера уволили с философского факультета Парижского университета, и он основал параллельный факультет искусств, который также был популярным среди студен- тов. Потом осуждается гораздо более полный список в количестве
    219 тезисов, правда, там были не только тезисы Сигера Брабант- ского, но и Аверроэса, Авиценны, а также Фомы Аквинского. Си- гер Брабантский хочет найти правду у папы римского, едет в Рим, но при тайных обстоятельствах его убивают. Говорят, что убил его некий сумасшедший из папского окружения.
    Кроме Сигера, к этому движению принадлежали такие филосо- фы, как Боэций Дакский, Жан Жанденский и др. Латинские авер- роисты развивали многие положения, высказанные их арабским предшественником. Как видно из заглавия одной из работ Сигера
    Брабантского, они также утверждали вечность мира, и главное, что беспокоило латинских аверроистов, — это проблема соотношения философии и религии, разума и веры. Оказывается, с точки зре- ния аверроистов, что истины философии и истины религии необ- ходимо противоречат друг другу. Это противоречие не говорит еще о том, что одна из этих дисциплин должна уступить место другой.
    И философия приводит к истине, и христианство говорит об ис- тине, и то, что эти истины различны, говорит о том, что истина существует в двух видах (так называемая концепция двух истин).
    Известный католический философ и богослов Этьен
    Жильсон утверждает, что в чистом виде концепцию двух истин ни у одного из средневековых мыслителей найти нельзя, эта концепция есть некоторое упрощение и адаптация к нашему современному созна- нию. По мнению Жильсона, Сигер может быть назван трагичес- кой фигурой. Дело в том, что философия в том виде, в котором
    Сигер почерпнул ее у Аверроэса, т.е. аристотелевская философия, с логической убедительностью доказывает справедливость вполне определенных положений. А христианство с той же убедительнос- тью доказывает истинность совершенно других положений. И как примирить одни положения с другими — Сигер не знал.
    С одной стороны, разум говорит, что мир существует вечно, душа смертна, Бог мир не творит, а является просто первотолчком и т.д., а с другой — христианство учит нас верить в личное бессмертие, в сотворенность мира, в Бога-творца. Поэтому он понимает, что человек слаб и не может своими силами дойти до всей истины, и

    356
    Глава II. Схоластика полагает, что принимать нужно обе истины, нравится это нам или не нравится.
    Однако в XIII в. Церковь считала, что Сигер проповедует анти- христианские положения, следующие из аристотелевской филосо- фии, — что мир вечен, душа человека есть форма тела и поэтому умирает со смертью тела. Так, о душе Сигер пишет в работе «Воп- росы о разумной душе»: «Разумная душа всегда, пока существует, совпадает в своем бытии с актом тела… Из тех [действий], которые она совершает, находясь в теле, не очевидно, что она полностью отделима от тела, ибо, как уже известно, никакого действия она не может произвести, согласно своей природе, без тела и [чувствен- ных] образов» (14, с. 247). Взгляды Сигера о Боге также являются скорее аристотелевскими, чем христианскими: Бог не есть творец мира, Он подчиняется необходимости разума, и поэтому у Него нет свободной воли, Он не знает ничего о мире, а познает лишь
    Себя, так что молитвы людей к Богу оказываются бессмысленны- ми. Аверроисты отрицали и троичность Бога, и воплощение второй ипостаси Бога Слова, и искупление Иисусом Христом человеческих грехов. Поэтому и последовало осуждение учения Сигера. Среди 13 тезисов, осужденных епископом Тампье, следующие положения:
    — разум всех людей — один и тот же и един;
    — неверно или не соответствует истине положение: единичный человек познаёт;
    — воля человека желает или делает выбор на основе необходи- мости;
    — все, что происходит в этом мире, подчинено власти небесных тел;
    — мир вечен;
    — первого человека не было никогда;
    — душа — форма человека, она гибнет, когда разрушается тело;
    — душа, отделенная после смерти от тела, не страдает от плотс- кого огня;
    — свободная воля — потенция пассивная, а не активная, и пото- му по необходимости ею движет то, к чему можно стремиться;
    — Бог не познает единичных вещей;
    — Бог не познает того, что отлично от Него Самого;
    — действия людей не направляются Божественным провидени- ем;
    — Бог не может дать бессмертие или нетленность преходящей и телесной вещи (см.: 15, с. 251).

    § 12. Альберт Великий
    357
    По мысли латинских аверроистов,
    Бога нужно понимать как арис- тотелевский
    Ум,
    который может мыслить лишь самое достойное,
    т.е.
    Себя.
    Единичных чувственных предметов
    Бог не знает и
    не мыслит,
    поэтому бессмысленно богослужение и молитва, ведь Бог все рав- но нас не слышит. Все в мире подчинено причинно-следственным связям. Их можно видеть при помощи небесных светил, которые обладают огромным влиянием на весь мир. Человек бессмертен не как личность, а лишь как разум, который после смерти сливается с разумом Божественным.
    Однако далеко не все относились к Сигеру негативно. Через не- сколько десятков лет Данте Алигьери в «Божественной комедии» описывает рай, где обитают католические святые, и помещает в него виднейших философов — Бонавентуру, Альберта Великого,
    Петра Ломбардского, Исидора Севильского и др. Среди них он вместе с Фомой Аквинским называет и его противника, Сигера
    Брабантского, упоминая, что это именно тот, «что читал в Соло- менном проулке в оны лета и неугодным правдам поучал» (Бож. комедия. Рай, 10, 136–138).
    § 12. А
    ЛЬБЕРТ
    В
    ЕЛИКИЙ
    Одним из первых, кто понял истинность многих научных и фи- лософских положений Аристотеля, был Альберт Великий ( Альберт из Больштедта). Он родился в 1193 (по другим данным — в 1206) году и умер в 1280 году. Долгое время преподавал в Кельнском и
    Парижском университетах, был руководителем доминиканского ордена в Германии. Альберт Великий изучал теологические и ме- тафизические работы Аристотеля и впервые ввел в обиход и сами работы Аристотеля, и многие термины, которые впоследствии ста- ли основными философскими терминами в западном мире.
    Он написал множество работ, современное издание насчитывает около 38 томов, среди которых очень много естественнонаучных работ, во многом основывающихся на идеях Аристотеля. Благода- ря тому, что Альберт Великий писал работы практически по всем областям знаний (по философии, естественным наукам, этике и др.), он получил прозвище «всеобъемлющего доктора» (doctor universalis). Альберт исходил из того, что между разумом и верой не может быть противоречия и поэтому нужно четко разделять об- ласти познания веры и разума: «Когда между ними [философией и
    Откровением] нет согласия, то в том, что касается веры и нравс-

    358
    Глава II. Схоластика твенности, нужно больше верить Августину, чем философам. Но если бы речь зашла о медицине, я больше поверил бы Гиппократу и Галену; а если речь идет о физике, то я верю Аристотелю — ведь он лучше всех знал природу»
    1
    . Отныне многие аристотелевские положения начали входить в католический обиход, в частности аристотелевский «перводвигатель» стали спокойно ассоциировать с Богом-Творцом. В 1901 г. Альберт Великий был канонизирован католической церковью.
    § 13. Ф
    ОМА
    А
    КВИНСКИЙ
    Жизнь и произведения
    Однако решающую роль в ассимиляции аристотелевских идей католической Церковью принадлежит другому доминиканскому монаху — Фоме Аквинскому (1225 или 1226 — 7 марта 1274). Ро- дился он в Неаполитанском королевстве, в замке Роккасекка близ городка Аквино. Отец Фомы Аквинского был знатный феодал, рыцарь. С пяти лет
    Фома учится в бенедиктинском монастыре в Монте-Кассино до 14 лет. После этого некоторое время учит- ся в Неаполе. У Фомы Аквинского растет желание стать монахом доминиканского ордена. Родители препятствуют, поскольку ему предлагают должность аббата монастыря в Монте-Кассино, от которой он отказывается. Был даже серьезный семейный скан- дал, Фому заключили на год под арест в домашнем замке. В конце концов Фома становится доминиканским монахом, и доминикан- цы посылают его учиться в Парижский университет. В 1245 г. он едет в Париж, до 1248 г. учится в Парижском университете, слу- шает Альберта Великого. Альберт замечает талантливого ученика, направляет его в Кельн, и там они вместе основывают центр по изучению теологии. Еще четыре года
    Фома Аквинский учится в
    Кельне у Альберта Великого, в 1252 г. едет в Париж, где преподает до 1259 г. Папа Урбан IV вызывает Фому Аквинского в Рим, там он живет до 1268 г. и преподает в доминиканских школах Италии.
    В 1269 г. он опять отправляется в Париж. Поскольку в это время в Париже аверроисты во главе с Сигером Брабантским приобрели достаточно сильное влияние, то Фома Аквинский получает пос- лушание от доминиканского ордена опровергнуть их и построить истинно католическое аристотелевское учение. В Париже
    Фома
    1
    Цит. по: Жильсон Э. Философия в средние века. С. 385.

    § 13. Фома Аквинский
    359
    Аквинский живет до 1272 г., после чего он опять возвращается в
    Неаполь. В 1274 г. Фома Аквинский отправляется на знаменитый униатский собор в Лионе, но по дороге умирает. В 1323 г. Фома
    Аквинский канонизирован. Прозвище Фомы Аквинского — «ан- гельский доктор» (doctor angelicus).
    Фома Аквинский написал большое количество работ, трудолю- бие его и плодовитость поражают. Среди его работ можно выде- лить комментарии к различным книгам Библии, к «Сентенциям»
    Петра Ломбардского, к книгам Боэция, «Божественным именам»
    Дионисия Ареопагита, «О причинах» Прокла и к работам Аристо- теля. Вышла полемика в Парижском университете времен борьбы с аверроистами под названием «Спорные вопросы» и небольшие философские трактаты: «О существовании и сущности», «О веч- ности мира против ворчунов» (под ворчунами подразумеваются августинианцы), «О единстве разума против аверроистов». Загла- вие отсылает нас к работе Альберта Великого «О единстве разума против Аверроэса».
    Особо можно выделить две знаменитые работы Фомы Аквинс- кого. Первая — «Сумма истины католической веры против языч- ников», или просто «Сумма против язычников». Три книги носят философский характер, поэтому работа часто называется «Сумма философии». Вторая фундаментальная работа — «Сумма теоло- гии». Она написана Фомой в последние годы жизни и считается неоконченной. В этих работах Фома Аквинский продемонстриро- вал во всем блеске свой знаменитый схоластический метод.
    Предмет философии
    Фома Аквинский, приступая к исследованию любой проблемы, начинает с того, что излагает все возможные точки зрения, в том числе и нелицеприятные для католической Церкви. В этом плане у него существует строгая схема: начинается как бы тезис: «Говорят, что...», и далее излагается точка зрения, неприемлемая для като- лической Церкви. Потом Фома Аквинский излагает существующее возражение: «Однако существует мнение, что...», и далее излагает- ся известное возражение. После этого Фома Аквинский, суммируя приведенные возражения и добавляя к ним свои, излагает истин- ный взгляд по данному предмету.
    Этот метод Фомы Аквинского надолго закрепится в западном схоластическом мире, его строгое отношение к мышлению перей- дет через схоластику и в философию нового времени. Отголоски

    360
    Глава II. Схоластика этой философии мы увидим в философии и Декарта, и Спинозы, у которых ясность и точность будут считаться основными критери- ями истинности философии.
    Основные проблемы для Фомы Аквинского, как он пишет об этом в самом начале «Суммы теологии», делились на три группы.
    В первую очередь это Бог, первый предмет философии, который составляет общую метафизику. Второе направление философии — это движения разумных сознаний к Богу, т.е. этическая филосо- фия. И третий раздел — это Христос как путь, ведущий нас к Богу, т.е. учение о спасении.
    Философский аспект имеют первые два раздела, поэтому мы на них и остановимся. Вопрос об отношении богословия и вообще религии к философии как науке был для того времени наиболее острым. Фома считает, что философия есть служанка богословия и существуют она для того, чтобы помогать людям усваивать истины христианства. Богословие самодостаточно, но некоторые его исти- ны могут быть усвоены человеком при помощи естественно-науч- ного и философского знания. Поэтому богословие использует фи- лософию и науку, чтобы более доходчиво, наглядно, убедительно показать человеку истины христианского учения. Это — следствие того, что человек имеет несовершенный ум, который не может привести человека непосредственно к богопознанию.
    Фома Аквинский разделяет богословие и науку по разным прин- ципам. Теология черпает свое знание из откровения, а наука — из чувств и разума. Предмет у теологии и философии один, различны лишь методы познания. Науки бывают высшие и низшие. Высшая наука — та, которая черпает свои знания из некоторых общих принципов, а низшая основывается на высшей науке. Из наук ес- тественных к высшим наукам относятся арифметика и геометрия, поскольку они основываются на некоторых очевидных аксиомах.
    Среди низших
    Фома отмечает, например, теорию перспекти- вы, основанную на геометрии, и теорию музыки, основанную на арифметике. Такая же классификация приводится Фомой Аквин- ским и в отношении богопознании. Есть высшая наука, но этой наукой владеет лишь Бог. Только Бог знает Сам Себя полностью и совершенно. И есть наука низшая, основанная на божественном знании, эта наука — богословие. Богословие черпает свои положе- ния из высшей науки, откровения, но поскольку человек не может своим умом постигнуть Бога, то основные принципы, которые бе- рет богословие, это принципы, которые сам Бог дает нам в Своем

    § 13. Фома Аквинский
    361
    откровении. Поэтому богословие основывается на божественном откровении, в первую очередь на Священном Писании.
    Хотя предмет у наук и теологии один, но метод, которым изучает- ся и исследуется этот предмет, разный. Теология и наука исследуют один и тот же предмет, но разными методами. Так же, как землю можно исследовать и астрономическими, и физическими метода- ми. Однако если астроном исследует землю, используя метод ма- тематический, то физик использует метод чувственного познания.
    Но это не означает, что результаты, которые достигнут эти ученые, будут отличаться по своей истинности. Наоборот, они будут друг друга дополнять, и если между ними возникнет противоречие, то следует отдать предпочтение более высшей науке перед низшей.
    То же самое можно видеть и в отношении истин, которые пости- гаются в богословии. Поскольку предмет богословия и философии один и тот же, лишь методы разные, то о предметах, с которыми имеет дело богословие, можно размышлять. То есть и философия и теология могут размышлять о Боге, используя разный метод. Бого- словие использует метод откровения, а философия — метод рацио- нального познания, и философия благодаря своим методам может доказать истинность некоторых положений христианской религии.
    К таким истинам относится факт существования Бога, бессмертие души, сотворение мира, единство Бога, единичность Бога. Однако божественное знание и божественная природа настолько превы- шают человеческие способности, что и здесь существует предел.
    Так что философия не может доказать существование Пресвятой
    Троицы, воплощение Иисуса Христа, искупление Иисусом Хрис- том человеческих грехов, грехопадение и многие другие догматы, которые познаются лишь верой.
    Из этого не следует, что эти догматы противоразумны. Наоборот, поскольку многие положения христианства могут быть доказаны, а многие — не могут, то говорит это о том, что эти догматы не противоразумны, а сверхразумны. Они не противоречат разуму, а превосходят его. Поэтому наука не противоречит религии, а если и возникает кое-где противоречие некоторых научных положений христианским догматам, то, памятуя о том, что философия есть служанка богословия, мы должны отдавать предпочтение христи- анству перед наукой. Таким образом, наука не отвергается Фомой
    Аквинским. Наука приобретает подчиненную роль, причем эта роль такова, что теология всегда может контролировать истины, которые открываются наукой. Если эти истины противоречат

    362
    Глава II. Схоластика христианским положениям, то Церковь должна поправить науку и указать ей на более истинную точку зрения.
    Отличие философского метода от богословского состоит в том, что философ и богослов по-разному идут к предмету своего ис- следования. Если богослов принимает бытие Бога за очевидную данность и, исходя из этой очевидной данности, спускается к чувс- твенному миру и объясняет все явления мира, то философ, наобо- рот, идет не от более очевидного по сути, как богослов, а от более очевидного по познанию. Более очевидным по познанию является то, что окружает человека в этом мире. Поэтому философ идет от факта существования чувственного мира и затем восходит далее и далее к вершине, к цели существования и познания, к Богу. Поэ- тому задача философа состоит в том, чтобы правильно показывать и доказывать существование Бога исходя из данных чувственного мира, т.е. философия является прежде всего естественной теоло- гией.
    1   ...   26   27   28   29   30   31   32   33   ...   37


    написать администратору сайта