Философия. Лега В.П. История философии. Ч.1.. Православный святотихоновский гуманитарный университетбогословский
Скачать 1.39 Mb.
|
§ 15. Р ОДЖЕР Б ЭКОН Роджер Бэкон (1214–1292) — современник Бонавентуры и Фомы Аквинского. Учился в Англии, в Оксфордском университете, пре- подавал в Парижском университете в степени бакалавра-сентен- туария, т.е. он имел право преподавать «Сентенции» Петра Лом- бардского. Потом заинтересовался аристотелевской философией, больше всего его привлекала «Физика» Аристотеля, и пишет ком- ментарий к этой книге. В 1256 г. становится монахом францисканского ордена, продол- жает заниматься точными и естественными науками. Возможно, вследствие этого он получил прозвище «удивительный доктор». § 15. Роджер Бэкон 390 Глава II. Схоластика Когда генералом францисканского ордена стал Бонавентура, то по его приказу Роджера Бэкона отправили из Парижского универси- тета в монастырь с достаточно строгим уставом, как говорят, из-за его увлечения алхимией и астрологией. В папских кругах к Роджеру Бэкону относились достаточно хо- рошо, и папа Климент IV попросил Роджера Бэкона издать свои сочинения. Бэкон пишет «Большое сочинение», папа Климент IV отпускает его из монастыря. Потом он пишет еще ряд работ: «Меньшее сочинение», «Третье сочинение», «Компендий филосо- фии». Последнее произведение — «Компендий теологии» — Бэкон пишет опять в монастыре, ибо после смерти папы Климента IV Роджера Бэкона вновь туда отправили. Основные интересы Бэкона лежали в области естественных наук, и он обсуждает умозрительное толкование Аристотеля, сделанное Фомой Аквинским, считая, что Аристотеля нужно понимать пре- жде всего в духе его «Физики», а не «Метафизики». Свое «Большое сочинение» Роджер Бекон посвятил различ- ным проблемам. Вначале он рассказал о причинах человеческих заблуждений, затем поставил общую проблему тех времен: отно- шение философии и теологии. Большую часть произведения пос- вятил проблемам естественнонаучным, повествуя о математике и физике, и закончил этическими проблемами, а именно вопросами спасения души. Роджер Бэкон соглашался с Фомой Аквинским в том, что науки и философия необходимы. Однако знание, по мне- нию Роджера Бэкона, должно иметь более практическое назначе- ние — улучшать земную жизнь людей. Во многих частях этого сочинения можно увидеть прозрения, удивительные для того времени. Так, он пишет о тех временах, когда люди будут летать по воздуху, плавать под водой, поднимать с помощью приспособлений огромные тяжести, смогут разгова- ривать на расстоянии и т.д. Также он пишет, что изобрел некую смесь из серы, селитры и некоторых других составляющих, кото- рые производят огромный шум и яркий блеск, что позволяет счи- тать Роджера Бэкона изобретателем пороха. Бэкон занимался не только философией, много времени он уделял собственно науч- ным опытам и исследованиям. Главными науками Роджер Бэкон считал математику, физику и этику. Математика имеет огромное значение, это одна из важней- ших наук. Ее роль в познании мира и для существования других наук является решающей. Математика — единственная из наук, ко- § 15. Роджер Бэкон 391 торая достоверна и ясна. Принципы математики врождены челове- ческому уму, поэтому математика — самая легкая и самая доступ- ная из наук в силу врожденности ее принципов. Обучение наукам должно начинаться поэтому именно с математики. Вспоминаем, что францисканцы больше тяготели к платоновской философии, чем к аристотелевской, к которой тяготели философы доминикан- ского ордена. Аристотель, как известно, не ценил математику, а Платон, наоборот, считал математику введением во все науки. Физику Роджер Бэкон делил на ряд отдельных дисциплин, в число которых входит оптика, астрономия, алхимия, медицина, техника и другие. В отличие от Аристотеля, Роджер Бэкон совсем не ценил логику. Впервые, может быть, до эпохи Нового време- ни была высказана мысль, что логика не дает прироста научного знания, а есть лишь наука об умении правильно выражать мысли, поэтому логика подобна риторике и грамматике. Роджер Бэкон не обошел вниманием и общие для его времени проблемы философии. Так, в частности, решая проблему универ- салий, Бэкон придерживался позиций умеренного реализма, счи- тая, что универсалии существуют реально в самих вещах, отрицая, в отличие от Фомы Аквинского, их существование до вещей. Од- нако вместе с тем он отдает должное и номинализму и утверждает, что единичные предметы также существуют реально. Впрочем, он не делает окончательного вывода в пользу либо реализма, либо но- минализма, считая, что универсалии существуют в самих вещах, и человек, познавая этот мир, познает содержащиеся в вещах уни- версалии. Один из основных пунктов философии Бэкона — это его теория познания, поскольку она должна обосновать необходимость су- ществования всех естественных наук. По Роджеру Бэкону, сущест- вуют три способа познания: вера в авторитет, рассуждение и опыт. Вера в авторитет всегда основана на некотором опыте, рассужде- ние основывается также на некоторых опытных данных, поэтому основным источником знания для человека всегда является опыт. Опыт находится в основе всего, в том числе и математики. Опыт математики отличается от опыта других наук тем, что математика дает всеобщий опыт. Доказательства без опыта, по Бэкону, не име- ют никакой ценности, ибо что бы мы ни доказали, наибольшую убежденность человек получит лишь тогда, когда он результат это- го доказательства увидит на собственном опыте. Поэтому опытная наука является владычицей умозрительных наук. 392 Глава II. Схоластика Под опытом Бэкон понимал прежде всего как опыт чувственный. Поэтому все познание идет от ощущений посредством дальнейше- го восхождения путем абстрагирования и выделения идей к рацио- нальному познанию при помощи ума. Если нет ощущений, утверж- дает он, то нет и науки. Здесь Бэкон отходит далеко от Платона. Но если в основе всего у Бэкона лежит опыт, то как же существует метафизика и какой опыт лежит в основе религии? Бэкон указыва- ет, что кроме чувственного опыта существует и внутренний опыт, чем-то напоминающий августиновское озарение, иллюминацию. Кроме того, философ всегда познает то, что сотворено Богом, поэтому он исходит из следствия к причине. Поэтому философ всегда восходит от внешнего мира к его первопричине. Однако су- ществует и так называемый праопыт. Этот опыт доступен не каж- дому, но Бог Своей благодатью наделяет этим опытом отдельных людей, каковыми являются пророки и святые. Благодаря этому опыту пророки и святые постигают непосредственно всю истину и излагают ее в богооткровенных книгах. В таком же русле Роджер Бэкон трактует и возникновение мно- гих наук, главным образом математики, и считает, что математи- ка возникла из неких истин, сообщенных святым, жившим еще до Ноя. Поэтому знание, по Бэкону, является следствием одного из трех видов опыта: Бог или Сам дает нам это знание в праопы- те, или оно достигается в нашем внутреннем опыте, или дается в внешнем опыте. Поэтому знание в конце концов исходит от Бога, наука не может противоречить религии, наука помогает познанию Бога, а знание помогает богословию, упорядочивая богословское знание, систематизируя и снабжая богословие своими аргумента- ми. Знание должно укреплять веру. Оно есть средство обращения атеистов и еретиков. Поэтому христианство является гарантом знания. Богословы, по Бэкону, это «священники знания», имею- щие знания не только в области религии, но и глубокие научные познания. Папа — самый ученый из священников — объединяет в себе духовную и светскую власть. § 16. И ОАНН Д УНС С КОТ В конце XIII в. становится знаменитым другой францисканский монах — Иоанн Дунс Скот, один из наиболее выдающихся фило- софов Средневековья. Родился он в 1266 г. в графстве Роксбург в Шотландии. В 1281 г. стал монахом францисканского монастыря § 16. Иоанн Дунс Скот 393 на юге Шотландии, в 1291 г. рукоположен в священники. Учился в Парижском и Оксфордском университетах, с 1301 г. преподает в должности бакалавра в Парижском университете, потом его отзы- вают в Кельн, где он и умер 8 ноября 1308 г. Прозвище — «тонкий доктор». Сочинений он написал чрезвычайно много за свою небольшую жизнь, это один из наиболее плодовитых схоластов. Выделяется его произведение «Оксфордский труд», который представляет со- бой комментарий к трудам Петра Ломбардского. Кроме этого труда отметим «Разнообразные вопросы», «О первом начале всех вещей» и «Тончайшие вопросы к метафизике Аристотеля». Возможно, на- именование этой работы послужило поводом для прозвища «тон- кий доктор». Главным оппонентом Иоанна Дунса Скота, как и Роджера Бэко- на, был Фома Аквинский. В отличии от Роджера Бэкона, у Иоанна Дунса Скота было много сторонников и учеников, так что наряду с томизмом в XIV в. развивается другое направление в схоластике — скотизм. Разногласие между Иоанном Дунсом Скотом и Фомой Аквинским начинается с самых основных положений — с пони- мания сущности философии и ее отношения к религии. Дунс Скот себя философом не считал, вообще философия и религия, по его мнению, имеют не то что разные методы, но и разные предметы, в этом ошибка Фомы Аквинского. Тем более что философия своим орудием имеет человеческий разум, а он испорчен человеческим грехом, что опять же не понял Фома Аквинский. Поэтому о Боге нужно не рассуждать, а верить в Него и созерцать Его посредством данной Им благодати. Фома Аквинский считал, что поскольку существуют два вида знания, богословское и научное, то существуют и две истины. Иоанн Дунс Скот говорил, что если об одном и том же предме- те существуют две истины, то логично предположить, что одна из этих истин менее совершенна и просто не нужна. Поэтому или мы должны отбросить одну из областей знания, или предположить, что эти области знания имеют разные предметы. Иоанн Дунс Скот выбирает второй вариант и утверждает, что предметы философии и теологии различны: предметом теологии является Бог, а предмет философии — бытие. Знание о Боге имеет лишь сам Бог, поэтому наше знание может основываться лишь на том, что сообщит нам Бог. Поэтому теология основывается на от- кровении, а философия не может познать Бога. 394 Глава II. Схоластика Можно подумать, что Иоанн Дунс Скот принижает человеческие разумные способности, хотя сам он утверждает, что он, наоборот, возвышает разум, поскольку Бог нисходит до слабого человечес- кого разума, давая ему благодать, и если Бог нисходит до разума, значит это является ценностью в глазах Бога. Что такое бытие, по мысли Скота? Это одна из наиболее слож- ных категорий его философии, хотя Дунс Скот себя философом не считал, и тем не менее философских мыслей в его работах чрез- вычайно много. Практически по всем вопросам Иоанн Дунс Скот рассуждает как один из величайших философов. Бытие, по мысли Скота, есть то, что существует везде. Поэтому увидеть бытие мы не можем, в материальном мире есть лишь единичные вещи, но все вещи, существуя, имеют что-то общее, т.е. бытие. Вещи, как говорит Иоанн Дунс Скот, синонимичны в этом отношении друг другу. Бытие одинаково везде — и в вещах, и в Боге, однако в Боге бытие имеет бесконечный характер, и вследствие бесконечнос- ти бытия разум ничего не может говорить о Боге. Само понятие бесконечного бытия человек употребляет по аналогии с бытием вещественным, считая это понятие наиболее совершенным из всех понятий разума, которое могло бы как-то приблизить чело- века к Богу. Понятие бесконечности у Иоанна Дунса Скота яв- ляется существенным понятием, которое дает нам знание о Боге. Если у Фомы Аквинского основной характеристикой Бога явля- ется тождественность в Нем сущности и существования, то Дунс Скот считает, что сущность тождественна существованию во всех предметах, и не это отделяет предметы от Бога. Отделяет же Бога от нашего мира Его бесконечность. Бог бесконечен, поэтому Он прост. Иоанн Дунс Скот доказывает это, говоря, что Бог не может входить частью в другое целое, поскольку Он бесконечен. Но Он не может состоять и из других частей, ибо если эти части будут конечны, то тогда и целое будет конечно, а Бог бесконечен. А если эти части будут бесконечны, то вспоминается предыдущий аргу- мент, что бесконечное не может быть частью целого. Поэтому Бог, будучи бесконечным, прост. Из бесконечности Бога вытекают и другие Его свойства. В час- тности, можно сказать, что в Боге возможно нарушение формаль- ного тождества и различия. Если относительно материального мира можно говорить, что вещь тождественна лишь сама себе и отличается от другой вещи, то в бесконечном бытии такое разли- § 16. Иоанн Дунс Скот 395 чие исчезает. Поэтому мы можем говорить о Боге как о Троице и Единице одновременно. Благодаря Его бесконечной сущности мы можем говорить о нем как о Мудрости, Бытии, Любви и при этом не нарушать Его единства, Его простоты, Его тождественности. Поэтому, с одной стороны, в Боге мудрость не совпадает со спра- ведливостью, но, с другой, поскольку Его мудрость и Его справед- ливость бесконечны, то в конечном счете мы можем сказать, что они также входят в божественную простоту и поэтому совпадают. Все атрибуты Бога и отличаются друг от друга, и тождественны друг другу. Отдельный момент — отношение Бога и мира. По платоновс- ко-августианской традиции, более принятой во францисканском ордене, Дунс Скот разделяет мнение о существовании в Боге неко- торых идей. Однако и здесь Иоанн Дунс Скот отходит от позиции блаж. Августина и считает, что идеи как таковые не существуют ни вне Бога, ни в уме Бога — идеи как некоторые сущности. Вне Бога идеи не могут существовать потому, что они вечны, а это противоречило бы сотворенности мира, а в Боге они не могут су- ществовать, потому что это нарушало бы принцип простоты Бога. Идеи существуют в Боге только как Его мысли, но не как какие-то отдельные сущности. В качестве мыслей Бога идеи не сотворены, но и не творят. Они есть не что иное, как мысли Бога, и их бытие поэтому относитель- но и зависит от Божественной воли. Эти идеи действуют в отно- шении мира постольку, поскольку действует Сам Бог, поскольку Бог мыслит. Поэтому идеи, как таковые, ничем не отличаются от мысли Бога. Фома Аквинский утверждал, говоря о Боге, что Бог не может многое, поскольку Его воля не может противоречить его собствен- ному знанию. Практически то же самое говорит Иоанн Дунс Скот, хотя исследователи часто упрекают, что он ставит Божественную волю на первое место. Дунс Скот действительно говорит, что воля главенствует над знанием, но тем не менее он указывает, что хотя Бог может все, но Он не делает многого: например, не нарушает принципа тождества, одного из важнейших постулатов логики, по- тому что Бог не хочет этого. Но этот божественный волюнтаризм не является таким уж волюнтаризмом, просто воля Бога и Его ра- зум — одно и то же, ведь в Боге Его воля и разум совпадают. Говоря о взаимоотношении Бога и мира, естественно, нельзя обойти проблему материи. Поскольку наш мир материален, то воз- 396 Глава II. Схоластика никает проблема познания материи и ее существования как отде- льного начала, отношения материи и формы и другие проблемы. Фома Аквинский утверждал, что материя противоположна форме и является одной из двух составляющих, из которых состоит тело. Тело состоит из материи и формы. Иоанн Дунс Скот возражает и заявляет, что говорить о материи просто как о противоположности форме некорректно и неправильно. Если мы говорим о материи, то это означает уже, что материя существует, поэтому материя имеет и свою сущность. Иначе бессмысленно говорить, что вещь состоит из материи и формы. И если мы говорим, что Бог сотворил материю, значит Бог сотворил ее, имея некоторую идею о материи, что еще раз подтверждает возможность существования материи без формы. Такая материя без формы может существовать, даже может поз- наваться, но не человеком. Человек познает лишь формы, и поэ- тому материя в познании ему не дается. Материя, как указано в книге Бытия, творится раньше формы, поэтому для Иоанна Дунса Скота материя даже имеет некоторый приоритет перед формой, ибо она существует до формы. А поскольку она существовала раньше формы и может существовать отдельно, то и принципом индивидуации, т.е. тем, что придает вещам индивидуальный харак- тер, материя быть не может. Здесь Иоанн Дунс Скот встает перед серьезной трудностью. Так же, как Аристотель и Фома Аквинский, он утверждает, что о еди- ничном знания быть не может, знание есть только об общем. Но, отрицая существование идей и наличие у вещи ее формы, Иоанн Дунс Скот лишается и той опоры, при помощи которой можно ут- верждать познаваемость материального мира. Поэтому возникает сложность: с одной стороны, очевидно, что знания существуют, а с другой — знание возможно только об об- щем, а общего не существует, существует лишь индивидуальное. Такая же трудность стояла и перед Аристотелем, и сам Аристотель также колебался, чему отдать приоритет — разуму или чувствам. Отдавая приоритет разуму, Аристотель неизбежно возвращался к платонизму; отдавая приоритет чувствам, Аристотель неизбежно должен был становиться материалистом и релятивистом в отноше- нии истины. И то и другое было одинаково нежелательно, поэтому у него и были колебания. У Иоанна Дунса Скота мы видим другое решение принципа ин- дивидуации и проблемы познания. Если знание существует, а зна- ние об индивидуальном существовать не может, и тем не менее су- § 16. Иоанн Дунс Скот 397 ществует только индивидуальное, то это показывает внеприродный, нечеловеческий, сверхъестественный характер нашего знания. Принцип индивидуальности Дунс Скот решает также по-своему, указывая, что этим принципом является haecceitas, что по-русски переводится как «этовость», или «чтойность». Каждая вещь явля- ется «вот этим». «Этовость», исходящая от Бога и дающая принцип индивидуации вещам, делает каждую вещь тем, чем она является, неповторимой. Поэтому, по Дунсу Скоту, существует только Бог и реальный мир во всем его многообразии, все остальное — лишь наши абстракции, домыслы и, возможно, наши заблуждения. По- этому Иоанн Дунс Скот в этом положении, оставаясь в целом при- верженцем францисканского ордена и сторонником августинианс- кой философии, принимает номиналистическую позицию. Говоря о материи, Иоанн Дунс Скот вслед за Аристотелем раз- личает несколько видов материи. Во-первых, есть некая универ- сальная и первичная субстанция, которая существует без формы и лежит в основе всего сущего. Эта материя и составляет предмет метафизики и получила у Дунса Скота название «перво-первая материя». Кроме нее существует и второ-первая материя. Это ка- чественно-определенная материя, из которой состоят предметы материального мира. Эта материя составляет предмет натурфило- софии, т.е. естественных наук. И третье-первая материя есть тот материал, из которого человек делает окружающие его вещи, она является предметом механики. В силу Своей бесконечности Бог является свободным сущес- твом, ибо Бога ничто не может ограничить и сдержать. Другим свободным существом является человек. В своих поступках чело- век руководствуется не своим знанием, а волей, ибо свобода есть сущность человека. Человек свободен, но он подчиняется Божест- венной воле и действует по законам, установленным Богом. Одно не противоречит другому. Французский философ Э. Жильсон, по- ясняя это положение Иоанна Дунса Скота, приводит следующий пример: когда человек прыгает в пропасть и во время своего паде- ния не раскаивается в своем поступке, а продолжает свое падение с сознанием своей правоты, то получается, что, с одной стороны, человек действует по закону всемирного тяготения, а с другой — его падение продолжает оставаться свободным. Таким образом, законы не насилуют его волю, не отменяют его свободу, а свобода и закон действуют параллельно. Так же и человек действует сво- бодно в мире, управляемом Божественным законом. 398 Глава II. Схоластика В мире, которому Бог дал моральные законы, человек действу- ет так же свободно. Эти моральные законы, принципы нравс- твенности человек свободно соблюдает или не соблюдает. И даже соблюдение их не нарушает его свободы, поэтому человек, будучи нравственным, остается свободным. Человек не может знать, из чего исходил Бог, когда устанавливал те или иные нравственные постулаты. Поэтому добром для чело- века является то, что сотворил, создал и помыслил Бог. Творение и мысли Бога не поддаются никакой оценке. Из того, что Бог беско- нечен, вытекает и ряд других следствий философии Иоанна Дунса Скота. В Боге совпадает Его природа, Его воля, Его свобода, Его необходимость, Его любовь. Все эти положения, будучи различ- ными, тем не менее составляют простую Божественную сущность. Поэтому Бог, будучи Троицей, имеет в Своей сущности любовь, и эта любовь есть отношение Бога-Отца и порожденного Им Бога- Сына. Рождение Святого Духа есть акт воли и одновременно необходи- мость. Бог не может не породить Святого Духа, потому что Он не может не любить Святого Духа. Поэтому первый свободный акт Бога есть всегда акт Его любви. В понимании Бога Иоанн Дунс Скот исходит не из разума, как это делал Фома Аквинский, а из воли Бога. А поскольку первым актом Бога является любовь, то для понимания Бога для Дунса Скота гораздо важнее любовь. Именно так, пишет Дунс Скот, и считал наш христианский философ, имея в виду апостола Павла. Поэтому Иоанн Дунс Скот и не считал себя философом, посколь- ку главная цель человека есть спасение и познание Бога. Но насто- ящее знание Бога возможно лишь в акте любви к Богу, а отнюдь не в интеллектуальном Его познании. Поэтому он всячески откре- щивался от философии и противопоставлял себя интеллектуализ- му философов. Философы, по мнению Иоанна Дунса Скота, всегда по необходимости детерминисты и интеллектуалисты и поэтому не могут знать Бога, тем более что и предмет философии другой. |