Главная страница

_Ильин И.А., О сущности правосознания. Правосознания


Скачать 0.88 Mb.
НазваниеПравосознания
Анкор_Ильин И.А., О сущности правосознания.pdf
Дата14.12.2017
Размер0.88 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла_Ильин И.А., О сущности правосознания.pdf
ТипДокументы
#11479
страница13 из 28
1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   28
Сущность государства.
Объективная природа государства определяется его вы­
сшею целью, его единым и неизменным заданием. Это задание состоит в ограждении и организации жизни людей, принадлежа­
щих к данному политическому союзу. Ограждение духа состоит в обеспечении всему народу и каждому индивидууму его естествен­
ного права на самобытное определение себя в жизни, т.е. права на
жизнь и, притом, на достойную жизнь, внешне-свободную и внутренне-самостоятельную. Организация такого сожительст­
ва людей и, призом, на основах права и власти, составляет ту единую, политическую цель, которой служит государство. Толь­
ко верное понимание этой цели открывает доступ к пониманию
средств и строения политического союза.
Основная природа этой цели, т.е. именно то, что делает ее политическою — состоит в ее единстве и общности для всех
граждан.
Ограждение индивидуума, как творческого центра ду­
ховной жизни, есть нечто такое, в чем каждый заинтересован, по-видимому, лишь для себя и про себя. Постольку обнаружива­
ется, что у каждого человека есть эгоцентрическое тяготение к свободе, что каждый ищет обеспечить себе свои естественные права. Это означает, что у многих людей имеются похожие или даже одинаковые цели, не совпадающие, однако, в одну единую и общую цель. Сколько людей, — столько целей; ибо каждый — о себе. В определении своего интереса каждый может «согласить­
ся» с другим; но интересы эти не сливаются в единый и общий.
Иными словами, здесь есть подобие, и, может быть, согласие; но нет солидарности, ибо одинаковые интересы не объедини­
лись в общий. А между тем политическая деятельность есть именно солидарная деятельность во имя общей цели. Отсутствие ее разрушает политический союз и превращает народ во множе­
112
ство разъединенных атомов. Тогда эгоцентрическое тяготение ведет к эгоистической деятельности; сходство интересов порож­
дает лишь параллелизм и конкуренцию и, в конце концов, духов­
ный атавизм и своекорыстие остаются последним словом этого противо-политического разброда.
Сущность государства состоит в том, что все его граж­
дане имеют, помимо многих различных, противоположных или одинаковых интересов и целей, одну, единственную цель и один,
общий интерес. Об этой цели каждый может сказать: «это моя цель»; и будет прав; но должен добавить: «не только моя». И все сразу могут сказать: «это наша общая цель» и, высказав это, все будут правы. Но это и значит, что цель эта — общая. Множество телесно — и душевно — разъединенных людей желают одного и
того же, такого, что или сразу у всех будет, или чего сразу у всех не будет. Каждый желает одиноко и по-своему; «интерес», как личное переживание, остается своеобразным и множествен­
ным. Но предмет желания — един для всех и может быть создан только в организованном, совместном и не одиноком творчест­
ве. Общность цели создает общность путей и средств; и основа политической деятельности дана.
Эта солидаризация интересов возникает так, что каж­
дый член союза начинает понимать неосуществимость своей цели помимо осуществления чужих одинаковых целей, и, притом, всех чужих. Личный духовный центр, нуждаясь в определенной и обеспеченной сфере свободного изволения, убеждаясь в том, что его полномочия поддерживаются и питаются исключительно чужими обязанностями и запретно- стями, и что, в то же время, они отовсюду ограничиваются чужими полномочиями. Все субъективные правовые «статусы» как бы соприкасаются отовсюду друг с другом, образуя живую систему взаимного поддержания и ограничения. Каждая ячей­
ка цела лишь до тех пор, пока целы соседние; а так как все ячейки связаны друг через друга с всеми остальными, то нарушение одной из них нарушает тем самым остальные, или, во всяком случае, ставит все остальное под угрозу*. Именно коррелятивное связное и мутуальное взаимное со-существова- ние всех объективно-правовых ячеек убеждает людей в том, что самая форма правовой связи не только одинакова для всех, но есть нечто общее всем. Так, создать разграничение и ограж­
дение для каждых двух субъектов — значит установить общий обоим предел; мало того, это значит установить общий для обоих решающий орган, т.е. правовой авторитет, творящий и применяющий право; и, наконец, — общее обоим правило, т.е.
* См. главы третью и четвертую.
8

6747 113
правовую норму или кодекс норм. Именно словами: органи­
зовать правопорядок, значит создать единый общий союз
(политическое «мы»), с единою, общею правовою властью
(«наше» правительство) и единою общею системою права
(«наши» законы). Именно в этом и состоит организующая задача государства, в осуществлении которой все одинаково заинтересованы. Каждый одинаково заинтересован в общем деле; или, что то же: все солидарны. На этой солидарности, именно на ней и только на ней — зиждется государство; в обнаружении ее и в служении ей состоит политическая дея­
тельность.
Понятно, что эта солидарность в вопросе о правовой
форме жизни получает свое освящение из глубины духовного содержания, национально-единого и патриотически общего.
Государство есть разновидность организованного сожительст­
ва, а в основе всякого сожительства людей, если оно не унизи­
тельно для них и не эфемерно, лежит духовная однородность и общность духовной культуры. Вот почему в основе всякого могучего и духовно-продуктивного политического союза лежит духовная солидарность сынов общей родины. Любовь к отечест­
ву есть любовь к тому самому национальному духу, совокупную и совместную жизнь которого организует и ограждает государ­
ство. Чувство патриота посвящено тому самому, чему служит
мысль и воля государственного деятеля. Политик, стоящий на высоте, творит то дело, в котором солидарен весь народ его и, если он творит его огнем своей души, то он патриот. Патриот, активно работающий над организацией духовной жизни своего народа, творящий общественную форму ее расцвета, — есть, тем самым, государственный деятель, национально-политический строи­
тель и вождь. Политика вне патриотизма — беспредметна, неле­
па и гибельна; патриотизм вне государства — нежизнен, немо­
щен и бесформен. Итак: государство есть положительно-пра­
вовая форма родины, а отечество составляет истинное
содержание политики.
Именно борьба за духовную культуру народа есть то, что сообщает государству высшее и последнее оправдание перед лицом Божиим; именно духовное содержание патриотизма при­
дает государству его естественную правоту, противопоставляя его вселенскому братству и, в то же время, примиряя его с ним*.
В борьбе за свою духовную культуру граждане государства являются сразу сынами своей родины и поборниками вселен­
ского дела; они суть граждане национального града Божия, и, в то же время, творцы мировой культуры, признающие вселен­
* См. главу десятую.
114
ское дело — своим. Государство, как орудие духовной жизни, не только не противоречит вселенскому единению, но прямо сози­
дает его ибо всякое единение людей свято и прочно лишь постольку, поскольку оно имеет духовную природу; но именно постольку оно не раскалывает людей на непримиримые группы, но связует их в высшее единство. Созидая и организуя жизнь
национального духа, каждое государство является органом еди­
ной для всего мира вселенской духовной жизни. И понятно, что, поскольку государство извращает свою природу и организует не жизнь национального духа, а национальную жадность и агрес­
сивность, постольку оно становится орудием разъединения, бед, войн и всеобщего вырождения.
Итак, духовная солидарность есть подлинная и реальная основа государства. Именно на этой основе государство должно быть понято и осуществлено как живая система братства, не только не противоречащая христианству, но соответствующая духу евангельского учения.
Вести политическую жизнь или, что то же, быть насто­
ящим гражданином, значит испытывать живое неразрывное
тождество между интересом государства и своим собствен­
ным интересом и, через это, признавать своим собственным
интересомкаждый духовно - верный интерес каждого из своих
сограждан. К этому сводится основное содержание политиче­
ской жизни.
В самом деле, первое, что делает человека — гражда­
нином, есть приятие государственной цели. Принять госу­
дарственную цель, значит испытать ее как свою собствен­
ную; значит не только «примириться» с нею или «согласить­
ся» на нее, но признать ее своею собственною целью и не противопоставлять ее больше своим интересам. Это возмож­
но только при том условии, если личный интерес человека влечет его к тому самому, к чему ведет и государственное дело. А для этого необходимо, или чтобы государство опу­
стилось до содержания личной, частной корысти,— что оз­
начало бы для него вырождение и разложение, — или чтобы индивидуум возвысился до содержания подлинного госу­
дарственного интереса. Это значит, что гражданин должен быть патриотом, ищущим расцвета для духовной культуры своего народа: тогда основная цель его жизни сама по себе совпадает с единою и объективною целью государства и, в результате, живое, неразрывное тождество интересов уста­
навливается легко и естественно.
Если индивидуум сознает себя прежде всего духом, то дело Духа становится для него первым и основным делом. А оно есть не чисто-личное и не частное дело, но, по существу своему, одинаковое для всех и общее всем, а, по социальной форме
115
осуществления, — политическое и государственное. Обрести в себе духовный интерес, значит обрести в себе общечеловеческий и патриотический корень и политическое воленаправление. Это значит утвердить основу своей личности в той глубине, на которой «мое дело» неразрывно сливается с делом «моего госу­
дарства», а интерес «моего государства» раскрывается как инте­
рес общечеловеческий.
Однако это приятие государственного интереса совер­
шается совсем не только в порядке самопожертвования, но и в порядке самоутверждения: ибо государство, ограждая и созидая национальную духовную культуру, приемлет, ограждает и пи­
тает духовный интерес каждого из своих членов. Созданное ради естественного права государство утверждает естественные пол­
номочия каждого гражданина, оберегая его, как самобытный, творческий центр духовной жизни и благоприятствуя ему в его автономном самоопределении. Это значит, что каждый гражда­
нин находит в государственной цели всю полноту своего духов­
ного интереса — признанною, соблюденною и утвержденною так, что его патриотическое «самопожертвование» есть, в то же самое время, акт «самоутверждения»: ибо его личный духовный интерес не только не исключен из обще-политического, но входит в него целиком, составляет самую ткань его. Духовная правота всякого личного интереса делает его интересом самого государства; и так обстоит даже в том случае, если историческая государственная власть почему-нибудь не признает этого, или оказывается не в состоянии организовать удовлетворение каж­
дого такого интереса. Государственный интерес слагается из
всех духовно-правовых интересов всех граждан, причем каждый духовно-правый личный интерес оказывается через эту госу­
дарственную включенность — общим и политическим. Так, все, что необходимо гражданину для творческого труда и достойного существования — все это входит в интерес самого государства, заполняя содержание его единой цели и его практических задач.
Духовная жизнь народа есть духовная жизнь всех его граждан; и этим определяется направление и объем политической деятель­
ности.
Именно при таком понимании государство неизбежно становится орудием братства и солидарности. Приемля госу­
дарственный интерес, как свой собственный, каждый индивиду­
ум, действительно, усваивает все цели и все задачи государства; здесь нет ограничений и резерваций: гражданин, как истинный патриот не отделяет себя — от своего политического союза, его задач — от своих задач, его судьбы — от своей судьбы. Но именно через это он приемлет и усваивает каждый духовно-правый
интерес каждого из своих сограждан, и, приняв его, он испыты­
вает и рассматривает его, как свой собственный, личный и
116
насущный. «Частный интерес», если он есть духовно-правый, является уже не просто «интересом», но естественным правом, и не просто «частным интересом», но общим и политическим; а это значит, что нет в государстве гражданина, который имел бы основание отнестись к нему с политическим безразличием и пассивностью.
Интерес государства состоит в поддержании и осущест­
влении всех естественных прав всех его граждан и потому вовлечение личной воли в «политику» означает вовлечение ее в борьбу за естественные права всех и каждого. Поэтому восхож­
дение личной, частной воли к политической цели есть, тем самым, ее расширение по объему и по содержанию; и, в то же время, это есть освобождение ее от всякой чисто личной, груп­
повой и классовой корысти, — освобождение и очищение. Ибо политика не приемлет никакого чисто личного, группового или классового интереса, но - или отвергает его совсем, или же признает его верным и справедливым естественным правом и тем превращает его в интерес общий и политический.
Истинно-политическое понимание отвергает все част­
ные посягания, все личные вожделения, все классовые интере­
сы. Ибо, если классовый интерес имеет за себя духовные осно­
вания, то он уже не есть просто «классовый», но общий и государственный; и тогда настаивать на его «классовом» харак­
тере нет смысла: это значило бы, овладев целым, добиваться его части, или же из двух общеутвердительных суждений делать частно-утвердительный вывод. Если же классовый интерес не имеет за себя духовных оснований и не скрывает за собою естественного права, то никакие усилия, — ни «организация», ни «пропаганда», ни «агитация», ни ложь, ни террор, ни восста­
ние, ни гражданская война, ни классовая диктатура, — не пре­
вратят его в общий, политический или государственный; он останется частным вожделением и неоправданным посягатель­
ством, а политическая партия, отстаивающая его всеми средст­
вами, будет подготовлять верную гибель — себе, своему государ­
ству, оставаясь «политическою» только по имени. Ибо фактиче­
ски возможно сделать государственную организацию орудием какого-нибудь классового интереса; но это значит расшатать или даже погасить волю к политическому единению во всех
остальных классах и тем разложить государство заживо. К счастью, такой такой образ действий таит в самом себе свою обреченность: объективная необходимость государства не допу­
стит его до полного разложения, и тактика посягающего класса неминуемо вызовет в народе углубление и очищение государст­
венного правосознания, а вместе с тем и укрепление попранной государственности.
Это можно выразить так, что государство вообще по-
117
строется не по принципу корысти, а по принципу правоты и не
по принципу конфликта, а по принципу солидарности. Так, что каждый раз, как в политике начало корыстного конфликта выдвигается на первый план или торжествует над началами права и солидарности, — так деструктивный элемент получает преобладание, и государство вступает на путь разложения. Сущ­
ность политики не в том, что граждане борются друг с другом, но в том, что они сотрудничают; государство есть разновид­
ность не войны и разброда, но единения и творческого сотруд­
ничества; и формула его: не «компромисс своекорыстных пося­
гательств», а «совпадение правых и солидарных воленаправлений».
По самому основному существу своему государство стремится не организовать столкновение частных или классовых интере­
сов и не просто примирить их, но исключить их; и жизненная прочность его определяется именно тою сферою интересов и политических актов, в пределах которой борьба классов стихает или не возникает вовсе (например, оборонительная война).
Естественно, что при надлежащем понимании государ­
ственности и политики, своекорыстная борьба между граждана­
ми или классами совсем не имеет почвы для возникновения.
Если каждый гражданин обсуждает свои и чужие интересы по масштабу их естественной правоты, то он не имеет оснований ни для того, чтобы настаивать на своем неправомерном интере­
се, ни для того, чтобы отвергать чужое правомерное притязание.
Напротив, он готов принять каждый чужой правомерный инте­
рес и пребывает в уверенности, что его собственное правомерное притязание будет признано всеми остальными гражданами.
Именно такое отношение граждан, составляющее основную природу политического единения, превращает государство в живую систему братства и примиряет его с учением Христа о любви.
Можно было бы подумать, что тысячелетняя практика государственности достаточно наглядно показала несовмести­
мость ее с духом Христова учения. По крайней мере на этом настаивают все теории, которые сводят государство к организа­
ции насилия, к «мечу» и страху, или превращают учение Христа в аскетическую мораль, в «непротивление» и сентиментальное ханжество. Упуская из вида, с одной стороны, духовное назначе­
ние и идеальную сущность государства, с другой стороны,— задачу творческого преобразования жизни, возложенную на последователей Христа,— эти теории видят противополож­
ность там, где ее нет. Конечно, исторический опыт человечества измерил все великое расхождение между пустою и, потому, извращенною формою государственности и пустою, искажен­
ною формою евангельского учения; однако это расхождение, эта противоположность между началом «насилия» и началом «а'ске-
118
тической покорности» нисколько не разрешает основного воп­
роса. Нормальное правосознание не только не исключает любви к ближнему, но ищет и находит пути для систематической организации ее социального осуществления; ибо принять каж­
дый правый интерес другого, как свой собственный, значит именно относиться к ближнему, как к самому себе. Правильно понятая политическая деятельность не только не исключает служения Богу, но, наоборот, является, сама по себе, достойным поклонением Ему «в духе и истине». Учение Христа никогда не призывало к отречению от чувства собственного духовного
достоинства; но именно это правое чувство лежит в основе борьбы человека за свое естественное право*. И, обратно: нор­
мальное правосознание не только не поощряет своекорыстия, как двигателя человеческих поступков, но предполагает в чело­
веке именно ту способность ставить Божие дело превыше всего, о которой Христос говорил как об основе всей жизни.
Напрасно анархисты и другие сторонники сверхполи­
тического «идеализма» считают свою критику неотразимою и окончательною: они отвергают лишь пустую форму государст­
венности, которую следует отвергать и не будучи анархистом; но они упускают из вида истинное содержание политической деятельности и потому критикуют то, чего не понимают сами.
Убежденный анархист есть всегда жертва собственной полити­
ческой наивности: он судит о праве и государстве как понимаю­
щий, не только не понимая предмета, но и не подозревая о своем непонимании; ибо понимание дается здесь только в результате
предметного созерцания цели государства и сущности полити­
ческого единения. Именно наивность позволяет ему верить, что, с «отменою» государства, естественное правосознание внезапно
созреет в душах людей и начнет определять собою их поведение; что поэтому положительное право не нужно; что жизнь может быть организована даже совсем вне права; или, что можно установить право помимо общепризнанной власти; что власть не нуждается в санкции организованного принуждения и т.д. Все это обнаруживает, что анархисты одержимы дефективным пра­
восознанием и что пропаганда их остается восхвалением и популяризацией собственного духовного заблуждения**.
Правильно понятое государственное правосознание не только не враждебно нравственно-доброй воле, но принимает ее цель и служит ее задачам* * *. Политическая жизнь покоится на
братском настроении душ, и, если это настроение исчезает, то
* См. главу пятнадцатую.
** См. главу четвертую.
*** См. главу девятую.
1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   28


написать администратору сайта