В5. Генезис развития детского рисунка. Особенности выразительных средств дошк-ка.
Развитие детской изобр-ой деят-ти связано с развитием общей мотивационно-потребностной сферы личности реб-ка.
1. Эмоциональное общение со взрослыми (близкими, знакомыми) – младенчество до 1 ода
2. Предметная деят-ть – это та деят-ть из которой вырастает изобразительная. Необх-мо, чтобы в этот период в поле зрения реб-ка оказались избр-ые мат-лы. Ещё на доизобразительном этапе реб-к начинает использовать карандаши по назначению. Рисование по замыслу появляется у дошк-ов примерно к 2-м годам. (н-р: нарисую машину).
3. Игра – с 3-х лет. В этот период изобр-ые действия становятся более точными, уверенными и смелыми. Более разнообразными, самостоятельными и обобщёнными.
Форма
Мл– разделяет окр. мир на круглое и некруглое
Ср - выделяет круглое и овальное, дифференцирует форму.
Ст – формы принадлежащие к группе предметов, выделяет типичное (н-р грушевидная форма), но только под рук-ом взрослого.
Цветовосприятие
Мл. – 3 осн-ых цвета (кр, жёлт, син) + оттенки розовый, зелёный
Ср. – увеличивается кол-во оттенков (оранжевый, малиновый)
Ст. – увелич-ся оттенки. Иогут сами создавать оттенки
Способность передавать движения
Мл. – не передаёт движ-я
Ср. – простые движ-я: рука вверх, в стороны
Ст. – пытается изобразить: н-р чел-к идёт
Средством выраз-ти может быть цвет, колорит, линия, пятно.
Флёрина впервые описала, а продолжила эти исследования ч/ 50лет Мухина : дети своё отношение к любимому и нелюбимому, красивому и некрасивому передают одинаково во всём мире.
Первое ср-во выраз-ти это линия, т.к. первый этап это каракули.
Любимое – чёткая, аккуратная; нелюбимое – неаккуратная.
2-е ср-во выраз-ти цвет – 2 пути использования цвета:
1 – когда цветом, близким к реальности, более ярким. Насыщенным передают всё любимое.
2 – когда любимое. Красивое реб-к передаёт своим любимым цветом.
3-е ср-во – символика. Вводится какой-либо симовл красоты. Н-р: корона
4-е ср-во – гиперболизация – преувеличение. Н-р: рисуют волка с болшими зубами
5-е ср-во – композиция или построение рисунка. «клумба» - рисуют по всему листу; «фриз» - есть земля, рисует объекты на полосочке; «ромашка» , композиция «обратная перспектива» всё самое главное я рисую в центре, а не главное вокруг. Корзина с фруктами: у худ-ка есть переплетение, а у реб-ка нет. Объём не проявляется в детских рисунках. Чем крупнее объекту, тем они более значимы.
| В6. Общие и отличительные черты творч-ой деят-ти художника и реб-ка дошк-го возр-та. Л.С.Выготский о проблеме развития творчества и воображения.
Творческая деят-ть – это деят-ть в процессе которой создаётся что-то новое. Занимался проблемой детского творчества Л.С.Выготский. Изучая творческую деят-ть он выделил репродуктивную и творческую деят-ть. Творч-ую деят-ть связал с таким качеством человеческого мозга как пластичность. Он сравнивает наш мозг с воском, глиной, легко изменяется, но всё равно сохраняет форму. В основе лежат психические процессы память, воображение. Существуют заблуждения о творческой деят-ти:
1 заблуждение: память нужна только для репродуктивной деят-ти. Выготский говорит, что творческая деят-ть комбинированная.
Он выводит законы творческого воображения.
1закон. все продукты творчества связаны с опытом. Этот опыт человек получает непосредственно, соприкасаясь с предметами и явлениями окр. жизни. Этот опыт можно получать опосредованно, ч/з какие-то продукты деят-ти др. людей, книги, фильмы и т.д.
Следовательно, чтобы творчество развивалось, нужно как можно больше обогащать опыт детей.
2 заблуждение: что у реб-ка воображение лучше развито, чем у взрослых. Нам так кажется, т.к. у реб-ка воображение свободно.
2 закон. Закон единства эмоционального знака продуктов творческого воображения
3 закон Эмоциональная реальность продуктов творческого воображения.
Выготский расширяет понятия творч-ой деят-ти. Он говорит, что это новое может быть реальным предметом действительности или это новое будет какой-то новой идеей, т.е. продуктом нашего ума и это может быть новое чувство, эмоция в процессе чего создаются какие-то картины, стихи. Новое может быть внутри чел-ка в душе.
Особ-ти творчества худ-ка и реб-ка Этапы творческой деят-ти:
Взрослый ребёнок
1 этап: замысел: устойчивый неустойчивый
2 этап: вынашивание нет вынашивания
3 этап: реализация замысла реализация замысла
4 этап: результат результат
У ребёнка опыт мал, чувства хоть и яркие, но неглубокие.
| В7. Особенности творческой изобр-ой деят-ти дошк-ов. Роль обучения в развитии творчества
Флёрина Е.А. написала докторскую диссертацию на тему изобр-ое творч-во детей дв. Идеи свободного воспитания не рождают продукты творческого воображения.
3-е заблуждение, что для творчества нужна только свобода и больше ничего.
Флёрина говорила, что нужно дать реб-ку знания о материалах и их особенностях. Н-р: есть гуащь и акварель. Гуашь это непрозрачный материал, создаёт плотную окрашиваемую поверхность, её любят мл дети.
Акварель, прозрачная краска, её нужно разводить с водой.
Для дошк-ка достаточно, чтобы он открывал новое для себя, т.е. субъективной новизны.
А художник создаёт объективную новизну для всех.
Чтобы у реб-ка появился замысел, нужна подготовительная и предварительная работа. Реб-ка необходимо подвести к замыслу. Чем младше реб-к, тем больше нужно игровых приёмов. Комплексное и системное использование методов и приёмов, ведущее значение среди которых имеет предварительное наблюдение, создание проблемных ситуаций стимулирует поисковую деят-ть. Учёт инд-ых особенностей одно из основных условий развития творчества в процессе обучения. Флёрина дала точную формулировку соотношения обучения и творчества. В каждом занятии обучающего хар-ра должна быть отдушина для творчества, а в каждом творческом занятии – элементы обучения.
| В8. Критерии оценок детских творческих работ по изобр. деят-ти
Критерии были разработаны в лаборатории эстетического воспитания под руководством Н.А.Ветлугиной.
Существует 3 группы критериев:
1. направлена на выявление отношения р-ка к творческой деят-ти (мы смотрим как он ведёт себя на занятии, нравится ли ему эта деят-ть) :
-искренность, правдивость передаваемых чувств
-лёгкость вхождения в воображаемую ситуацию
- способности к изобр-й деят-ти
-интерес к результату
-творческое воображение
-потребность к творчеству
-умение войти в воображаемую ситуацию
-изменение мотива от внешнего к внутреннему
2. качество способов творческих действий:
-изменение, дополнение, преобразование знакомого
-создание нового образа или комбинация других
-применение знакомого в незнакомой ситуации
-быстрота реакции
-находчивость
3. качество рез-тов творческой деят-ти:
-использование адекватных изобразительных средств
-индивидуальный детский почерк
-соответствие детской продукции элементарных худ. требованиям.
(Это значит, что работу этого реб-ка мы всегда найдём среди других работ)
Показатели креативности (творчества) детей:
1. целостность восприятия, способность оригинально видеть
2. длительность и устойчивость внимания
3. целостность и гибкость мышления
4. прочность памяти и богатство ассоциации
5. яркость, образность и не стереотипность воображения.
6. инициативность, самостоятельность в решении задач.
7. высокая эмоциональность и независимость.
8. развитая воля и целеустремлённость.
9. отклонение от шаблонов поведения, непосредственность.
|
В9. Виды изобразительной деят-ти и их значение в развитии детей дв.
В д/с изодеят-ть осуществляется на зан-х по рис-ю, лепке, аппл-ии и констр-ии. Каждый их этих видов ИЗО помогает детям отобразить впечатления об окр мире.
Рисование – это вид изодеят-ти, при котором изобр-ние создается на плоскости.
Свои впечатления о предмете дети могут передавать через цвет и его оттенки, через размер предмета, его форму. Значение рисования:
1 Развивает мышление детей, наглядно-действенное и наглядно-образное
2 Разв. речи детей, расширение слов-ого запаса, форм-ие граммат-ой структуры речи и др.
3 Развитие мелкой моторки руки и подготовка руки к письму.
4 Развитие представлений об окружающем мире.
5 Развитие навыков самообслуживания.
6 Развитие сенсорики,.
7 Развитие нравственных качеств (дружелюбия, взаимовыручки и др.).
8 Развитие волевых качеств личности (выдержки, целеустремленности и др.).
Лепка – это процесс создания изображения или предмета из пластического мягкого материала. Значение лепки: тоже 1, 2,3,4,5, 7,8
Аппликация – способ создания орнаментов и изображений путем наклеивания или нашивания на ткань, бумагу разноцветных кусочков какого-либо материала.
Значение аппликации: тоже 1,2,3,4,5,6,7,8
Благодаря аппликации развивается глазомер ребенка. Ориентировка в пространстве.
Конструирование – это приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов.
Под детским конструированием понимают разнообразные перестройки из строительного материала, а также изготовление поделок и игрушек из бумаги и природного материала. Эти постройки и игрушки служат для игр детей.
| В10.Проблема восприятия в изодеят-ти. Роль изобр. Искусства в развитии худ. воспр.
Художественная деятельность во многом определяется способностью к восприятию произведений искусства. Умение видеть искусство расширяет и углубляет познание мира.
Художественное восприятие носит социальный характер т. к. зависит от уровня развития общества, от взаимодействия индивида со средой.
Художественное восприятие имеет и гносиологическую специфику, т.е. основана на процессе познания окружающего мира.
Восприятие несёт в себе и педагогическую специфику т.к. воспитывает социально активную личность.
Выделяют 3 уровня восприятия произведений изобразительного искусства:
1 элементарный- в ходе восприятия усваивается лишь сюжетная сторона произведения. Человек замечает только то, что изображено, а как изображено не задумывается.
2 высокий уровень восприятия- человек вдумывается в смысл произведения, в технику работы, переживает эстетические чувства, осознает замысел художника.
3 художественного видения- это особый способ организации воспринимаемого материала, выделение в нём художественно значимых мотивов, оценка предметов и явлений с точки зрения соответствия художественному идеалу.
Стадии художественного восприятия:
1 Предкоммуникативная (предшедствует контакту зрителя с произведением)
2 Коммуникативная (непосредственный контакт с произведением)
3 Посткоммуникативная (впечатления о произведении)
Худ. восприятие зависит от худ.-психологической установки.
Художественно-психологическая установка- это направленность внимания и определенного эмоционального отношения к произведению искусства.
Восприятие- зависит также от потребности.
Художественная потребность-это стремление к прекрасному в области искусства.
| В11.Сенсорные основы изобр-ой деят-ти детей дв. Методы и этапы обследования объектов в разных возр-ых группах, разработанные Саккулиной Н.П.
Для творчества детей большое значение имеет познавательная сторона восприятия. Ребёнок должен различать цвет, форму размер и т.д.,но этому ребёнка нужно обучить. Эту задачу в педагогической литературе называют воспитанием сенсорной культуры.
Сенсорное восприятие- это целенаправленная деятельность педагога, направленная на формирование у ребёнка широкой ориентировки в разнообразных свойствах реальных предметов.
Методы обследования объектов.
Обследование – это целенаправленное рассматривание предмета, который необходимо изображать.
В мл.гр. – содержание обследования простое – вычленить форму, цвет, используется совместный жест, подведение детей к обобщению предметов по признаку формы (круглое – яблоки, иячи…)
В ср.гр. - при обследовании обращается внимание на строение прдмета, важна ориентировка в пространстве (наверху, внизу…), используется жест, сопровождая речью.
В ст.гр – обращается внимание на отношение частей в предмете по ширине, длине, высоте. Используется приём сравнения
Н.П. Сакулина выделяет следующие этапы в процессе обследования предметов:
1 этап – целостное эмоциональное восприятие предмета ч/з выразительный признак
2. этап – аналитическое восприятие предмета
- выделяют и называют самую крупную часть предмета и её назначение
- определяют форму этой части.
- определяют положение этой части в пространстве
- выделяют другую часть и выясняют положение, форму, величину её по отношению к основной
- выделение цвета
3 этап – эмоциональное восприятие предмета, как бы объединяющее представление в целостный образ
| В12. Знакомство с сенсорными эталонами и их значение для развития детской изобр-ой деят-ти
Сенсорные эталоны – это обобщённые сенсорные знания, сенсорный опыт, накопленный человечеством за всю историю своего развития.В первые годы жизни у детей формируются предпосылки сенсорных эталонов. Со второй половины первого года до начала третьего года формируются так называемые сенсомоторные предэталоны. В дошкольном возрасте ребёнок пользуется так называемыми предметными эталонами: образы свойств предметов соотносит с определёнными предметами (оранжевый цвет называет «как морковка», квадрат определяет через форму кармашка, платочка). В старшем дошкольном возрасте дети могут соотносить качества предметов с освоенными общепринятыми эталонами: солнце как шар, лимон и огурец овальной формы. В этом возрасте эталоном цвета выступают 7 цветов спектра и их оттенки, в качестве эталонов формы – система геометрических фигур. Система сенсорного воспитания строится на признании необходимости развивать восприятие ребёнка в процессе содержательной деятельности, организуемой не только на занятиях, но и в повседневной жизни. Сенсорной основой в изобразительной деят-ти является восприятие и различение цвета, оттенков, формы, величины, пространственного расположения, пропорций.
Обучение обследованию проводится как специально организованное восприятие предмета в целях выявления тех его свойств, о которых важно знать, чтобы успешно справиться с предстоящей деятельностью. Перед рисованием реб-к обследует игрушку. Внимание реб-ка обращают на контур, основные части, их форму и цвет, т.к. рисунок плоскостной игрушка рассматривается с одной стороны (сбоку). Перед лепкой внимание детей акцентируют на конструкции объекта, местах и способах соединения частей, а цвет и мелкие детали не обследуются. Т.к лепное изделие объёмное, то игрушку нужно рассмотреть со всех сторон.
| |