В29. Наблюдение и обследование предметов – ведущие методы обучения изобр-ой деят-ти.
Ведущими в обучении изодеят-ти дошк-ов являются наглядные методы. Среди наглядных методов и приёмов выделяют следующие: наблюдение, рассматривание предмета (обследование), образец, показ картины, показ способов изображения и способов действия.
Большой вклад в разработку метода наблюдения внесли Е.А.Флёрина, Н.П.Сакулина, Л.А.Раева. Наблюдение определяется как целенаправленное восприятие реального мира, предмета или явления в естественном окружении.
Требования к наблюдению:
- Целенаправленность наблюдения в изодеят-ти означает восприятие в первую очередь того содержания, тех особенностей объекта, которые послужат основой для изображения.
- Эмоциональность, неравнодушие восприятия.
- Осмысленность наблюдения
- активность детей- в наблюдении необходимо обеспечить разнообразную активность детей (эмоциональную, мыслительную, речевую, двигательную)
Повторность наблюдений важна для создания детьми разнообразных, выразительных образов
-Учёт возрастных возможностей детей.
Метод обследования разрабатывался в контексте исследований по проблеме сенсорного воспитания детей дв. Исследования велись под руководством Запорожца, Венгера.
Обследование – целенаправленное аналитико-синтетическое восприятие предмета осязательно-двигательным и зрительным путём. Смысл обследования заключается в формировании представления об изображаемом предмете.
Обследование проходит в 3 этапа.
1. Целостное, эмоц-ое воспр-е предмета ч/з выразительный признак. Сначала обследуется предмет целиком. Педагогу важно заинтересовать детей в этом предмете.
2. аналитическое воспр-е предмета, т.е. последовательное выделение изобр-ых признаков, частей, свойств предмета.
Рассматриваются крупные части, определяется их форма и цвет. Обследуются мелкие части так же.
3. Снова рассматривается предмет целиком.
Обследование по возможности следует проводить после наблюдений или «вкрапливать» в наблюдения.
| В30. Особенности методического рук-ва занятиями в разных возрастных группах
Занятия изо-ой деят-тью направлены на развитие у детей интереса к рисованию, лепке, выявление у них способностей замечать красивое в окр. мире. В мл гр малыши только начинают учиться рисовать, лепить, наклеивать, поэтому само ознак-ние с разнообразными худож-ми материалами вызывает у них живой интерес. Он поддерживается и развивается тем, что ребенку даются различные материалы: яркие цветные карандаши, бумагу, краски. Детей учат замечать линии, мазки, комочки и понимать, какие они могут изображать предметы и явления. Развивая у них наблюдательность и внимание, восп-ль учит находить сходство с явлениями действительности и воспроизводить несложные предметы (по показу и самостоятельно). Первые образы, нарисованные, вылепленные, ребенок воспринимает как живые и очень им рад. Основное внимание восп-ль обращает на овладение формообразующими движениями. Дети должны научиться не только проводить линии в разных направлениях, но и передавать определенную форму. Для того чтобы нарисовать или вылепить предмет, ребенку нужны навыки владения формой (круглой, квадратной, прямоугольной, в виде шара, цилиндра, диска и др.). С их помощью на рисунке получается дом, машина, ракета, а в лепке — человек, птица, животное. В начале обучения рисованию основное внимание уделяется координации рук, так как научиться правильно держать карандаш для малыша — большой труд. Взрослый дает ребенку карандаш и предлагает рисовать на бумаге (делать вращательные, круговые движения); чтобы заинтересовать его, он говорит: «Посмотри, какой дым получился… повторяя при этом круговые движения. .Постепенно надо изменить направление движения карандаша и показать, как проводится прямая линия, вызывая ассоциации с «дорожками», «ленточками», «палочками» и т. д. Постепенно под руководством взрослого движения их становятся более определенными, координированными, ритмичными. Желаемого успеха можно добиться скорее, если занятия будут проходить в игровой, занимательной форме. Анализ работ проводит восп-ль, оценка положительная.
В ср.гр вводится обучение декоративному рисованию, что способствует отработке ритмичности движения при повторении однородных элементов узора. Дети учатся пользоваться ножницами и вырезать. Воспитатель больше активизирует детей, обращается к ним с вопросами о форме предметов, о способе их изображения, вызывает детей для показа способа изображения (использует свой показ только при ознакомлении с новыми способами лепки, вырезания). На занятиях по лепке дети учатся обследовать предмет, определять форму. К анализу работ восп-ль привлекает детей. Выбирают наиболее выразительные работы.
В ст. гр. детей учат при обследовании предметов перед изображением сравнивать их между собой. В рисовании чел-ка, для уточнения представлений о частях лица и их изображении полезно рассмотреть иллюстрации в книгах и обратить внимание на то, как по-разному рисуют художники глаза, волосы, но расположение их всегда одинаково. Восп-ль развивает наблюдательность и любознательность детей и наталкивает их на самостоятельные поиски способов изображения тех предметов, которые они раньше не рисовали и не лепили. Широко использует художественное слово на занятии. Восп-ль использует косвенные приёмы рук-ва, задаёт детям вопросы, наталкивает их на самостоятельные поиск способа выполнения изображения, напоминает, советует, поясняет, использует частичный показ. В анализе работ принимают активное участие дети.
| В31. Игра в развитии детского изобр-ого творчества. Роль, виды игр и особенности их использования в разных возрастных группах
Ведущим видом деят-и в дошк возр-те является игра, поэтому игровые приемы обучения использ-ся на каждом занятии во всех возр-ых группах.
В изо игру выделяют как прием, а не как метод, потому что она является сопутствующим, сопровождающим средством для других основных методов.
- В мл дошк. возр все задания даются в игровой форме (пальчики идут по дорожке, кисточка шагает), использ-ся разнообразные сюрпр моменты (в гости пришел зайчик, зимушка-зима и др). часто используется театрализованное переодевание, когда пом. восп-ля переодевается в сказочный персонаж.
- В ср дошк. возр в игровой ситуации начинают ориентироваться на взаимопомощь, выручку, воспитание нравственных чувств. Детям предлагают помочь зайчику, мышке, нарисовать подарок маме и др. в театрализованной деятельности должны уже участвовать сами дети.
- В ст дошк. возр игр-ые приемы уже более сложные, основываются на знании детей о сказочных персонажах, в театрализованной деят-ти участвуют сами дети. Также основан на развитии нравственных чувств (помощь персонажу)
В каждом игровом приёме должны быть игровая задача и игровые действия. Игру на занятии педагог использует не ради развлечения, а с целью руководства художественной деятельностью, чтобы процесс обучения был радостным, способствовал развитию чувств, воображения, творчества. Игровые приёмы должны быть нацелены на решение конкретных задач занятия и соответствовать этим задачам.
Все игровые приёмы условно можно разделить на 2 большие группы:
а) сюжетно-игровые ситуации по типу режиссёрских игр
б) сюжетно-игровые ситуации с ролевым поведением детей и взрослых.
Сюжетно-игровые ситуации по типу режиссёрских игр развёртываются по поводу игрушек, каких-либо предметов, бросового материала и других объёмных и плоскостных предметов. Другие игровые ситуации этого типа развёртываются по поводу рисунка. Специально организованное обыгрывание детских работ помогает педагогу интересно провести их анализ и оценку.
Сюжетно-игровые ситуации с ролевым поведением детей и взрослых. Детям предлагается роль художников, фотографов, гончаров, строителей, продавцов, покупателей; младшим детям – роль зайчиков, медведей и т.д. Педагог вызывает у ребят интерес к роли, желание принять её.
| В32. Специфика организации и проведения занятий по изобразительной деят-ти в разновозрастной группе
В работе с детьми разного возраста в д/с осуществляют 3 формы обучения:
- занятия с каждой возрастной подгруппой;
- одновременные занятия с возрастными подгруппами, но по разным видам деят-ти;
- одновременные занятия с возрастными подгруппами в одном виде деят-ти, но с разным программным содержанием. Наиболее эффективная форма организации обучения детей изодеят-ти в условиях разновозр-й гр – однотемные занятия в одном виде деят-ти, но с разным программным содержанием для каждой возрастной подгруппы. Дети изображают одни и те же предметы и явления окр-ей действ-ти, но на разном уровне решения изобразительных задач. Планируя однотемные занятия по изодеят-ти восп-ль, может решать прогр-ые задачи для каждой возр-ой подгруппы по нескольким направлениям. 1.ограничивает занятие одним содержанием для всех возр-ых подгрупп, но выдвигает различные требования к выразительной технической стороне рисунка, лепки или аппликации. Использует разные изобр-ые материалы (мл - гуашь, ст- акварель и др). 2. Изображать разные предметы, объекты, имеющие определённую общность, логическую связь. (Н-р: мл – яйцо, ср – цыплят, ст- кур и петушка и т.д.) Для каждой подгруппы виды занятий рисованием – предметное, сюжетное или по замыслу могут быть и общие и разные. 3. предлагает выполнить задание на одну тему, но в разных видах деят-ти, соответствующих каждому возрасту. (мл-рис, ст. лепка и т.д.)
Важным условием является необходимость регулировать длительность занятия для каждой возрастной подгруппы. Можно начать занятие со старшими дошк, с мл детьми осн часть заканчивается раньше. Распределяя задания между всеми детьми, воспитатель может использовать игровые методы и приёмы. (Неваляшки просят, чтобы их нарисовали младшие дети, а др игрушки обратились к старшим) Распределение заданий позволяет получить разнообразные изображения.
В конце занятия в-ль привлекает группу проанализировать рез-ты деят-ти всех детей, что имеет воспитательное и развивающее значение. Младшие дети приобретают определённый опыт. Возникает желание следовать примеру старших.
|