В37. Методика обуч-я предметному рисованию в ср. гр.
Осн. задача педагога: научить детей правильно передавать форму предмета.
Дети рисуют предметы округлой и прямолинейной формы (снеговик, лодка с парусом, дом, елка и др.).
Детей начинают учить убирать за собой рабочее место. Вводятся новые цвета и оттенки: фиолетовый, серый, оранжевый, салатовый и др.
Для освоения изображения важно, чтобы дети умели выделять основную форму предмета и его части. Поэтому при обучении рисованию воспитатель использует различные приёмы информационно-рецептивного метода: наблюдение, обследование, показ способов изображения, объяснение и др. Предпочтение отдаёт наблюдению за предметами, выделению их формы с целью её последующей передачи. Сначала воспитатель сам обследует предмет, привлекая детей к ответам на отдельные вопросы, а затем всё больше предоставляет им самостоятельность. По-прежнему важный момент в обучении рисованию – обследование. Воспитатель перед рисованием показывает приём очерчивания пальцем контура предмета, затем его выполняют дети, издали глядя на предмет. Движения такого рода дети повторяют по несколько раз, чтобы рука освоила их. Воспитатель одновременно использует приёмы: зрительное восприятие, движение руки и словесное пояснение, прежде всего называние действия. Методы обучения изображению разнообразны и применяются с учётом конкретной задачи. При обучении детей среджней группы основная задача – развивать способность самостоятельно находить способы изображения предметов в рисовании, лепке и аппликации, применяя получаемые знания и умения. Для уточнения представления о свойствах тех предметов или явлений, которые дети не могут наблюдать в окр-ей жизни, но с которыми знакомятся по рассказам из книг, можно рассматривать картинки.
Показ способа действия воспитатель обязательно сопровождает пояснением. В ср гр как и в мл педагог прежде всего называет те движения и действия. Которые показывает. При повторном показе обращает внимание детей на последовательность действий словами: вначале, потом, затем и т.д. Целесообразно для повторного показа приглашать реб-ка к мольберту. Такой приём воспитывает у детей самост-ть, учит ориентироваться в новых условиях (рисовать на наклонной плоскости; хорошо, уверенно действовать карандашом. Кистью). При анализе работ дети могут рассказать о своей работе, объяснить, почему им понравилась работа товарища.
| В38. Задачи, содержание и методы обуч-ия предметному рисованию детей ст. дошк. возр
Общие задачи:
1 Научить изображению формы и строению предмета, передаче пропорциональных соотношений и изменений предмета в движении.
2 Научить изображению характерных деталей предмета, делающих его выразительным и образным.
3 Научить правильно передавать цвет предмета и его оттенки.
4 Развивать технические навыки в рисовании карандашами, красками и другими материалами.
Старший дошк. возраст. Главная задача – научить детей передавать движения предмета.
Дети рисуют человека, который выполняет какое-либо простое действие (мама машет рукой, дети делают зарядку и др.).
Т.к. вводятся новые материалы для работы, дети могут рисовать ими простые предметы (для тренировки).
При рассматривании предмета значительное внимание уделяется некоторым существенным деталям, форме и строению типичным для этих предметов. Чаще рассматривается не сам предмет, а его изображение. Предмет рассматривается по-разному в зависимости от того, будет ли он изображаться в лепке или в рисунке. При изображении многочастных предметов процесс обследования и поиска способа изображения строится при максимальной активизации опыта детей. Если дети хорошо помнят то, что рассматривали, они сами находят способ изображения; воспитателю достаточно напомнить основную форму крупных частей предмета, относительную величину частей, окраску и пр. в процессе выполнения работы воспитатель руководит, замечая ошибки в работах детей, даёт реб-ку совет. Использует пример других детей, вызывает к мольберту, использует личный показ, объясняет на образце. Если реб-к не исправит ошибку, то при анализе он уже не сможет её исправить, а это только вызовет неприятное чувство от того, что ошибся. Когда дети рисуют по замыслу или на предложенную тему, они могут пользоваться по мере надобности наглядным материалом. В старшей группе воспитатель чаще привлекает детей к наблюдению предметов и явлений во время прогулок, обращая внимание на те предметы, которые можно нарисовать. После таких наблюдений возникает необходимость найти картинку или игрушку с изображением увиденного для того, чтобы дети закрепили, уточнили увиденное.. Основная задача наглядного материала – научить детей правильно пользоваться им, дополняя свои знания о предметах и способах их изображения.
В старшей группе дети анализируют свои работы и работы товарищей, сравнивают собственный рисунок с оригиналом.
| В39. методика проведения зан-й по рис сюжетного хар-ра в разных возр-х гр-х д/с
Содержанием сюжетно-тематического рисования является какой-либо сюжет или пейзаж. При построении сюжетного образа всегда выделяется композиционный центр, то главное, что определяет содержание образа . Дошкольнику доступны некоторые приёмы изображения главного: тех предметов и персонажей, которые выражают содержание данной темы и выделяются в общей композиции или величиной, или цветом, формой, или расположением на листе (в центре).
Задачи обучения дошкольников сюжетному рисунку следующие:
1.Форм-ть интерес к окр. предметам, явлениям природы, общественным явлениям и событиям, людям, их деят-ти и взаимоотношениям; способствовать форм-ию у детей нравственной, эстетической позиции.
2.Развивать стремление поделиться своими впечатлениями, переживаниями посредством рисунка
3.Форм-ть у детей желание и умение принимать от взрослого и самому ставить соответствующие цели (темы) и задачи.
4. развивать у детей умение замысливать образ, определяя заранее содержание и некоторые способы изображения.
5. Обучать дошкольников некоторым доступным способам изображения сюжетного образа:
А) приёмам создания простейших композиций в мл и ср гр; стимулируя и поощряя изображение одного предмета в разных вариантах, осваивая способы изобр-я предмета на вариативном уровне в ср гр; располагая изобр-е на широкой полосе листа, обозначающей землю, небо, намечая линию горизонта, размещая ближние предметы внизу листа, а дальние – наверху, изображать предметы ближних планов крупно, а дальних мелко в ст гр.
Б) в ср. ст гр учить изобр-ть в рисунке главное
В) учить передавать в рисунке отношения по величине, взаимному расположению в пространстве ст гр.
Г) передавать ч/з изобр-е движ-е в ст гр.
6.Обучать способам восприятия, наблюдения явлений окр мира.
7.Разв-ть понимание зависимости кач-ва изобр-ияч от кач-ва набл-я
8.Побуждать детей к самост-ти, творчеству в замысливании образа.
9.Учить детей чувствовать выразительность образа, побуждать к эмоциональному отклику на него.
Методика рук-ва работы с детьми должна строится в двух направлениях.
1.Обогащение детей яркими впечатлениями об окр. мире. Развитие наблюдательности.
2.Помощь детям в осмысливании средств графического изображения сюжета, в установлении связи между представлениями и способами изображения. В основе всех методов – специально организованные наблюдения, предваряемые, сопровождаемые и закрепляемые беседой. Во время наблюдения полезны игры-сравнения «На что похоже?» (облака); придумывание загадок про наблюдаемое и др. В ст гр целесообразно на листе спланировать будущий рисунок – расположение отдельных изобр-ий. С мл. возраста следует формировать темы рисунков как сюжетные Н-р: «цветы растут на поляне»
Сюжетно-тематическое рисование представляет большие возможности для детского творчества.
| В40. Методика провед зан-й по рис и лепке с натуры
В исследовании Казаковой показано, что реб-ку дошк-ку доступно изобр-ие предмета с натуры без передачи объёма и перспективы. Дошк-к изобр-т форму линейным контуром, строение, относительную величину частей в предмете. Цвет, расположение в пространстве. Задачи обучения в таком виде занятия: учить всматриваться в натуру, видеть выразительные признаки, замечать её своеобразие и как можно более точно передавать в рисунке (лепке). Учить детей сравнивать получаемое изображение с натурой в процессе изображения. Общий смысл таких занятий – в развитии детского восприятия, в обучении умению видеть натуру.
Важным является вопрос о подборе натуры. Саккулина рекомендовала начинать обучение рисованию с плоской или приближённой к плоской натуры (листья); затем рисовать предметы прямоугольных форм с (фронтальной стороны, чтобы не был виден объём; простые предметы-игрушки с отчётливой обобщённой формой, небольшим количеством частей, не заслоняющих друг друга. Рекомендуется устанавливать натуру так, чтобы дети видели самую характерную сторону изображения силуэта: на уровне глаз или чуть выше. Столы удобно расставить в шахматном порядке. Натуру надо представить интересно, чтобы вызвать эстетическое восприятие. Важно заинтересовать детей темой. Можно предложить сделать карандашом набросок, показав на доске мелом как это сделать, предупредив, что набросок делается тонкой линией, иначе рисунок будет грязным. Необходимо наметить с детьми последовательность изображения, напомнить технику рисования и о необходимости сравнивать рисунок с натурой в процессе изображения.
Анализ детских работ предполагает оценку их выразительности и точности , передачи особенностей натуры. При этом необходимо устанавливать связь, зависимость качества изображения от качества восприятия детьми натуры в начале и в процессе занятия. Очень эффективны занятия по рисованию с натуры простых пейзажей, цветов на клумбе и т.п. Разновидностью таких занятий может быть рисование натюрмортов. Рисование с натуры натюрмортов, пейзажей желательно сочетать с восприятием дошк-ми произв-ий изобр-го искусства этих жанров. Лепка с натуры принципиально не отличается от рисования.
|