ответы к экзамену по почерку!!!. Предмет, метод и система судебного почерковедения. Судебное почерковедение
Скачать 0.57 Mb.
|
42. особенности методики почерковедческого исследования рукописей, выполненных с подражанием буквам печатной формы Особенности стадии предварительного исследования «печатного» почерка Стадия предварительного исследования рукописей, выполненных буквами печатной формы, включает все входящие в нее вышеуказанные этапы, начиная с ознакомления объектов и заканчивая выдвижением экспертных версий и составлением плана дальнейшего исследования объектов. Этап ознакомления эксперта с поступившими на исследование материалами экспертизы по «печатным рукописям» проводится по общим методическим правилам и какой-либо специфики не имеет. Особенностью осмотра и предварительного изучения спорного текста по рассматриваемому виду изменения почерка является отнесение его к измененным или «родным» почеркам. Это достаточно сложный вопрос и в некоторых случаях — неразрешимый. Рукописи с высоким навыком владения измененным письмом буквами печатной формы внешне выглядят, как рукописи, выполненные «родным» печатным почерком. Классическими признаками различия измененного и неизмененного почерка, как известно, являются признаки снижения темпа и координации движений. После первоначального осмотра рукописи, в процессе которого устанавливаются ее вид, содержание, объем, характеристики материала, на котором она выполнена, пишущего прибора и т. п., а также «беглого» изучения признаков необычности выполнения и выдвижения на основании этого версии об умышленном изменении конструкции букв со скорописных на печатные, в целях формирования вывода о пригодности объекта для идентификации исполнителя просматриваются некоторые, как правило, броские общие и частные идентификационные признаки почерка. При их оценке эксперт должен руководствоваться частотой встречаемости и идентификационной значимостью признаков «печатного» почерка. К особенностям исследования образцов почерка предполагаемого исполнителя, в первую очередь, относится наличие двух групп образцов: обычных, выполненных скорописью, и измененных, выполненных буквами по типу печатных знаков. Первыми, как правило, являются свободные и экспериментальные образцы, вторыми — только экспериментальные. При отборе последних (экспериментальных образцов, выполненных буквами по типу печатных знаков) обязательным условием является исключение возможности перекопированния конструкции и других особенностей печатных букв с различных плакатов, вывесок и любых видов печатной продукции (книг, газет, журналов). В некоторых случаях элементы «печатного» почерка могут наблюдаться и в свободных скорописных образцах. Ими могут быть различные заголовки, исправления, дополнительные (уточняющие) надписи, заглавные буквы текстов и др. При изучении на предварительной стадии образцов (свободных и экспериментальных, скорописных и «печатных») их необходимо сопоставить между собой в целях выяснения следующих вопросов: сколько вариантов «родного» обычного почерка имеется у предполагаемого исполнителя (один скорописный, два — скорописный и «печатный» или один — только «печатный»); какие элементы или целые знаки «перешли» из скорописного обычного почерка в измененный «печатный»; какие модификации произошли в общих признаках почерка; имеются ли признаки умышленного (дополнительного) изменения в экспериментальных образцах почерка, выполненных буквами по типу печатных знаков? В остальном весь сравнительный материал оценивают традиционно по качеству и количеству на пригодность и достаточность для проведения идентификационной экспертизы рукописей, выполненных буквами по типу печатных знаков. На этапе предварительного сравнения спорного текста и образцов почерка предполагаемого исполнителя, в первую очередь, сравнивают уровень навыка выполнения рукописи печатными буквами в спорном документе и образцах печатного почерка. Здесь аналогично степени выработанности при исследовании обычного почерка совпадение свидетельствует о единой групповой принадлежности почерков, различие — об отсутствии тождества или дополнительном влиянии каких-либо факторов на исследуемый или экспериментальный «печатный» почерк. Затем сравнивают остальные, выделенные на данном этапе общие и частные идентификационные признаки. Из общих такими могут быть признаки размещения заголовков, дат и подписей; размера и формы полей; размера интервалов между строками; размера, разгона и расстановки букв. Из частных сравнивают, в первую очередь, конструкцию различных букв, наличие в ней элементов скорописи и отклонений от нормы шрифта, которой придерживался исполнитель. Наиболее информативными в этом плане могут быть в печатном почерке конструкции букв: «ж», «д», «щ», «й» и др. Однако здесь следует помнить, что совпадение или различие конструкций букв не всегда соответствует совпадению или различию тождества исполнителей текстов, так как изменить строение печатного знака с одного на другое незатруднительно. Поэтому внимание эксперта должно быть сосредоточено на нахождении мелких, детальных совпадений или различий в буквах и элементах, сопоставимых по конструкции. Предварительная оценка полученных результатов сравнения позволяет сформулировать частные и общие экспертные версии. При наличии в той или иной совокупности признаков снижения темпа и координации движений, полностью скорописных букв или достаточно большого количества элементов скорописи в конструкции печатных знаков, упрощений последних, а иногда и, наоборот, вычурного их исполнения выдвигают частную версию об отсутствии у подозреваемого лица навыка письма с подражанием печатному шрифту. Совпадение уровня владения печатным письмом, типа шрифта, выявленных общих и частных признаков позволяет сформулировать положительную общую экспертную версию о тождестве лиц, выполнивших спорный документ и образцы почерка, представленные на исследование. Различие уровня владения, общих и мелких детальных признаков почерка свидетельствует об отрицании такого тождества. Различие типа шрифта, как описано выше, не всегда указывает на разных исполнителей документов. Планирование дальнейшего исследования объектов осуществляют на основе выдвинутых общих и частных версий. Оно, как правило, касается запроса дополнительных свободных и экспериментальных (разнохарактерных) образцов почерка; дополнительных сведений о предполагаемом исполнителе; особенностей исследования диагностических и общих идентификационных признаков, глубины составления разработок частных признаков почерка, применения только таблиц частоты встречаемости и их идентификационной значимости или полностью вероятностно-статистического метода оценки частных признаков почерка в рукописях, выполненных буквами по типу печатных знаков, с определением порогового значения, достаточного для объективного подтверждения категорического положительного вывода эксперта и т. п. Детальная стадия исследования объектов экспертизы Указанная стадия представляет собой более глубокий уровень производства экспертизы и включает традиционно: — раздельное изучение объектов; — их сравнительное исследование. Раздельный этап детальной стадии исследования Как обычно, состоит из изучения диагностических и идентификационных признаков. Изучение диагностических признаков на раздельном этапе детальной стадии, как развернутое и более глубокое их исследование на втором уровне проведения экспертизы, включает: изучение диагностических признаков в исследуемой рукописи; изучение диагностических признаков в образцах почерка предполагаемого исполнителя. Изучение диагностических признаков в исследуемой рукописи Целью исследования диагностических признаков на данном подэтапе экспертизы рукописей, выполненных буквами по типу печатных знаков, является дифференциация «родного» печатного от аналогичного способа умышленного изменения почерка. «Родные» печатные почерки, как правило, высоковыработанные, с использованием специальных типов шрифтов, фактически без элементов скорописных букв. В измененных таким видом почерках наиболее наглядно проявляются признаки снижения темпа и координации движений 2-й группы: сильный, недифференцированный нажим, тупые начала и окончания движений, отсутствие слитных видов соединений не только между буквами, но и между их элементами, наличие ретуши, исправлений при выполнении письменных знаков, неравномерный наклон, размер, разгон и расстановка букв, разный размер интервалов между строками, извилистая, дугообразная или ступенчатая форма линии письма, поднимающееся, опускающееся или одновременно несколько видов направления линии письма, наличие единичных, а иногда и многочисленных элементов скорописи или полностью скорописных вариантов письменных знаков, фрагментарность выполнения рукописи, т. е. достаточно резкое различие частей рукописи (строк, абзацев и др.) по размеру, наклону, типу шрифта или наличию скорописных элементов букв. Обнаружив данные признаки в той или иной совокупности, эксперт выдвигает версию об умышленном изменении конструкции букв со скорописной на печатную. Эта задача является несложной в случае исследования рукописей с низким или средним навыком «печатного» письма. При высоком навыке многие из указанных признаков или вообще отсутствуют, или являются слабовыраженными. Данная задача может быть решена только после полного проведения идентификационного исследования в случае установления тождества сравниваемых почерков. Изучение диагностических признаков в образцах почерка предполагаемого исполнителя Владея определенной информацией о диагностических и идентификационных признаках объектов экспертизы, полученной на стадии предварительного исследования, эксперт на этапе раздельного исследования детальной стадии более тщательно изучает признаки снижения темпа и координации движений в измененных образцах почерка подозреваемого лица. Результаты раздельного исследования диагностических признаков в спорном документе и образцах почерка можно материализовать в специальной таблице-разработке. Раздельное исследование общих признаков почерка Изучение общих признаков почерка спорной рукописи на раздельном этапе детальной стадии проведения экспертизы традиционно проводится с помощью таблицы-разработки.
При этом критерии определения некоторых общих признаков в рукописях, выполненных буквами по типу печатных знаков, имеют свою специфику. Это относится, прежде всего, к признакам II-й группы, отражающим степень и характер сформированности письменно-двигательного навыка, и признакам III-й группы, характеризующим структуру движений по их траектории. Так, первый признак второй группы, как и при исследовании других измененных почерков, представляет собой уровень владения навыком письма буквами печатной формы, который по аналогии со степенью выработанности обычного почерка может быть высоким, средним и низким. Для определения степени сложности рассматриваемого вида изменения почерка, в первую очередь, необходимо определить тип шрифта, который использовал исполнитель рукописи, т. е., основу конструкции печатных букв. По типу шрифт подразделяется, в первую очередь, на стилизованный и обобщенный. Стилизованный — это шрифт, имеющий определенные особенности конструкции знаков, свойственные конкретным типам шрифтов, наиболее распространенными из которых являются чертежный, библиотечный, курсивный и архитектурный. Обобщенный — это шрифт, представляющий собой элементарную основу конструкции печатных знаков, зрительный образ которого сформировался в сознании человека под воздействием восприятия большого количества самых разнообразных типографских шрифтов, используемых в печатной продукции. Определение типа шрифта — достаточно сложная задача. Для ее решения в литературе рекомендуется использовать образцы типографских шрифтов. Однако, как показывает практика, на экспертизу в абсолютном большинстве поступают рукописи, выполненные обобщенным печатным шрифтом, а в случае предположения о выполнении спорного текста каким-либо стилизованным шрифтом выявить основу конструкции письменного знака (без дополнительных, украшающих или рефлекторных штрихов) несложно. После установления типа шрифта (или основы конструкции письменных знаков) определяют собственно конструктивную сложность букв, которая, как и в обычном почерке, может быть простой, упрощенной и усложненной. Кроме того, при изучении в «печатном» почерке общих признаков II-й группы устанавливают так называемую выдержанность шрифта. Это показатель наличия (смешанный шрифт) или отсутствия (выдержанный шрифт) в тексте скорописных букв или их элементов. Преобладающая форма движений (или общая конфигурация письменных знаков) в данном виде изменения почерка определяется как овальная, округлая, угловатая, квадратная или смешанная. Овальная форма от округлой отличается преобладанием в письменных знаках овалов или окружностей, угловатая от квадратной — наличием при соединении элементов, в первом случае ― острых, во втором — прямых углов. Размер букв в рукописи, выполненной печатными знаками, имеет другие характеристики определения признака, чем в обычном почерке. Так, средним по размеру считается «печатный» почерк, высота строчных букв которого колеблется от 4 до 7 мм, включая первую величину, малым — менее 4 мм и большим — 7 мм и более. Разгон и расстановку букв печатной формы определяют как средние, если, соответственно, ширина знака или расстояние между буквами относятся к их высоте как 2:3 и 1:3. Отклонения в большую или меньшую сторону будут характеризовать «печатный» почерк как размашистый или сжатый. Степень связности в анализируемых рукописях как общий признак почерка фактически утрачивает свое значение, так как в абсолютном большинстве таких текстов преобладает интервальный вид соединения движений. Изучение общих признаков в сравнительном материале начинают с их анализа в наиболее сопоставимых образцах, т. е., образцах почерка, выполненных печатными буквами. Во вторую очередь исследуют скорописные образцы. При разработке сравнительного материала следует помнить, что критерии определения некоторых общих признаков для «печатного» и скорописного почерка различны. Раздельное исследование частных признаков в спорной рукописи и образцах почерка Это, как и в любой другой экспертизе, наиболее ответственный этап исследования. От полноты и тщательности его проведения зависит объективность вывода эксперта. Особенностью исследования частных признаков в умышленно измененных рукописях, выполненных буквами по типу печатных знаков, является изучение трех групп признаков: одной — диагностических и двух групп идентификационных признаков, проявляющихся в печатных и скорописных вариантах букв. Диагностические признаки от идентификационных, как известно, отличаются характером проявления и устойчивостью. В таблицах-разработках частных признаков почерка, как показывает экспертная практика, диагностические признаки не фиксируются, а остаются в сознании эксперта. В ней отображаются только идентификационные признаки. При этом признаки, проявляющиеся в печатном варианте буквы, определяются по отношению к выявленной норме печатного знака, а имеющиеся в скорописном варианте — по отклонению от общепринятой нормы прописей. В остальном алгоритм составления алфавитной или текстовой разработки частных признаков почерка по рукописям, выполненным «печатными» буквами, не отличается от правил составления аналогичных таблиц по скорописным текстам. Глубина составления разработок частных признаков «печатного» почерка зависит от объема рукописи, навыка владения таким письмом, устойчивости вариантов букв, степени отклонения от нормы использованного шрифта, вариационности признаков. В сравнительном материале сначала разрабатывают частные признаки в образцах почерка, выполненных буквами по типу печатных знаков, затем в скорописных образцах. Причем в последних фиксируют только те варианты букв, которые полностью или частично отобразились в спорной рукописи как скорописные знаки или элементы скорописи, т. е. только сопоставимый графический материал. Однако следует помнить, что и в обычной скорописи могут встречаться буквы, выполненные полностью или частично по типу печатных знаков. Чаще всего это наблюдается в заглавных буквах, заголовках, других самостоятельных фрагментах, различных формулах, аббревиатурах. Сравнительный этап детальной стадии исследования Процесс сравнения признаков почерка на детальной стадии экспертизы проводится в той же последовательности, в какой проходило их раздельное исследование. Сравнение диагностических признаков почерка Сравнение диагностических признаков «печатного» почерка, как правило, проводят только по объектам экспертизы (таблицы-разработки признаков необычности выполнения таких текстов составляют крайне редко). Полное совпадение в спорном тексте и представленных на исследование образцах почерка подозреваемого лица выявленных признаков снижения темпа и координации движений по характеру, объему, степени выраженности, локализации и частоте встречаемости говорит не только об умышленном изменении конструкции букв исполнителем рукописи, но, с большой вероятностью, и о тождестве сравниваемых почерков. Различие указанных признаков может свидетельствовать: о воздействии на исследуемый почерк дополнительных сбивающих факторов естественного характера; об умышленном внесении дополнительных изменений в печатный почерк; о выполнении сравниваемых текстов разными лицами. Сравнительное исследование общих признаков почерка Сравнение идентификационных общих признаков спорной рукописи, выполненной буквами по типу печатных знаков, с аналогичными признаками в образцах почерка подозреваемого лица начинают, как обычно, с их сопоставления в таблице-разработке. Затем результаты сравнения проверяют по объектам экспертизы. Сначала сравнивают признаки исследуемой рукописи с признаками в измененных «печатных» образцах, затем в обычном, «родном» почерке предполагаемого исполнителя. Здесь следует помнить, что наиболее устойчивыми к различным видам изменений являются признаки I-й группы общих признаков почерка. Поэтому полное их совпадение будет подтверждать версию о тождестве сравниваемых почерков. Различие же всех признаков, характеризующих пространственную ориентацию и размещение движений в рукописи, в большинстве случаев свидетельствует о разных исполнителях объектов экспертизы. Частичное их совпадение — о воздействии на исследуемый почерк дополнительных сбивающих факторов. При переходе со скорописной на печатную конструкцию букв значительной ломки привычного письменно-двигательного навыка, как при других видах изменения почерка, не происходит. Поэтому уровень владения «печатным» почерком фактически совпадает со степенью выработанности «родного» скорописного почерка. Сравним: навык выполнения рукописи непривычной пишущей рукой не зависит от степени выработанности обычного почерка исполнителя. Отсюда совпадение уровня владения печатным почерком в спорном тексте с аналогичным признаком в образцах «печатного» почерка и степенью выработанности в образцах скорописного почерка характерно для положительного решения идентификационного вопроса почерковедческой экспертизы. Резкое различие данных уровней по аналогии со степенью выработанности обычного почерка указывает на разных исполнителей сравниваемых рукописей. При этом не следует забывать, что пишущий может умышленно снизить уровень владения «печатным» письмом, почти полностью изменить конструкцию печатных букв с одной на другую или внести любые другие изменения: преобладающей формы движений, наклона, размера, разгона, расстановки букв и т. д. Сравнительное исследование частных признаков почерка Сравнение частных признаков при данном виде изменения почерка начинают с сопоставления в таблице-разработке конструкции печатных букв в спорном тексте и измененных образцах почерка подозреваемого лица. При совпадении конструкции письменных знаков процесс сравнения углубляется до выявления в составляющих их элементах, частях, рефлекторных штрихах совпадений или различий более детальных признаков почерка по форме, направлению, протяженности и другим признакам. Полное совпадение признаков по локализации, характеру, степени выраженности и частоте встречаемости значительно повышает процент положительной версии об идентичности объектов экспертизы. Различие строения сравниваемых знаков в одних случаях указывает на разных исполнителей, в других — на «вторичное» изменение конструкций «печатных» букв в целях выполнения рукописи «другим» печатным почерком. В последнем случае эксперт сравнивает только сопоставимые элементы или их части в сравниваемых конструкциях знака, а также в других буквах, которые имеют аналогичные по строению элементы или их составляющие. Кроме того, во «вторично» измененном «печатном» почерке могут наблюдаться исправления движений, характерных для «первичного печатного» или скорописного почерка исполнителя. Далее анализируют варианты исследуемой буквы в обычных образцах почерка подозреваемого лица. При этом, как было указано ранее, в скорописи могут встретиться полностью печатные варианты букв: в заглавных буквах, заголовках, различных формулах. Кроме того, в скорописных рукописях очень часто встречаются печатные конструкции строчных букв: «т», «н», «к», «ж», «л», «ч» и др. Если имеются такие варианты букв, их сравнивают полностью (с учетом особенностей их проявления в скорописи) с соответствующей буквой в спорном тексте и «печатных» образцах. В некоторых скорописных вариантах букв могут встречаться элементы или их части, выполненные по типу печатных. Такие письменные знаки разрабатывают на этапе раздельного исследования, а указанные элементы и их части сопоставляют на этапе сравнения с аналогичными элементами и частями печатных букв спорного текста и специальных экспериментальных образцов. Аналогично в печатном почерке могут встретиться полностью или частично скорописные варианты разных письменных знаков. Причем частота встречаемости их значительно больше, чем печатных вариантов в скорописи. Сравнение скорописных букв и элементов скорописи в печатных знаках сначала проводят по образцам «печатного» почерка предполагаемого исполнителя, затем по обычным скорописным образцам. В большей степени на указанном этапе сравнения должно быть сосредоточено внимание на сопоставлении букв и элементов скорописи спорного текста с аналогичными буквами и элементами в скорописных образцах почерка, так как «печатные» образцы почерка пишущий мог умышленно изменить. |