Главная страница
Навигация по странице:

  • Вторая традиция

  • Лекции - философия науки. Проблемы философии науки


    Скачать 1.33 Mb.
    НазваниеПроблемы философии науки
    АнкорЛекции - философия науки.doc
    Дата29.04.2018
    Размер1.33 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаЛекции - философия науки.doc
    ТипУчебное пособие
    #18672
    страница18 из 19
    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   19

    Первый подход – традиция эзотеризма. Как уже отмечалось, термин идет от Пифагора и внутреннего, закрытого для непосвященных дворика его школы – эзотерии. Рационалисты этой традиции, начиная с мистиков и первых философов, считают научные познания опасными для невежд и нуждающимися в охранении(не в смысле авторских прав, а – для обеспечения недоступности знаний для непосвященных). Этой точки зрения придерживались Леонардо да Винчи (1452–1519), который пишет в тетрадях, что не будет публиковать или разглашать собственные чертежи подводной лодки из-за злой природы человека, который может использовать лодку как средство разрушения на дне моря. Ф. Бэкон в «Новой Атлантиде» устанавливает режим секретности в доме Соломона, полагая, что могущество знания следует охранять от широких слоев общества. Уже в новейшее время отец кибернетики за год до выхода знаменитой книги «Кибернетика, или управление и связь в животном и машине» в 1947 году принял решение «не…публиковать впредь работ…, которые могут причинить ущерб в руках безответственных милитаристов». Вполне возможно, что Н. Винеру было еще много что сказать человечеству из того, что так и осталось личным достоянием его внутреннего мира. Однако переход от индустриального к информационному обществу едва ли сохранит возможности в духе сторонников рассмотренного подхода: массовая доступность новой научной информации возрастает вне зависимости от этических ее оценок и едва ли может уменьшиться в будущем.

    Вторая традиция предполагает неограниченную свободу научного творчества и отсутствие любых ограничений как в сфере производства знаний, так и в доступе к ним. Среди первых глашатаев такого подхода –
    Г. Галилей (1564–1642). В работе «Диалог о двух главнейших системах мира – птолемеевой и коперниковой» он отстаивает право ученого на научную истину независимо от последствий для общества. «Наихудшие беспорядки наступают тогда, когда разум, созданный свободным, вынужден рабски подчиняться внешней воле», – пишет Галилей. Подобной же позиции придерживались Ньютон и Спиноза, Вольтер и Дидро. Цель энциклопедии, утверждает Дидро, как один из ее авторов, – безжалостно растоптать все древние ребячества, ниспровергнуть барьеры, вновь дать искусствам и наукам свободу, которая столь драгоценна для них. Эта традиция доминировала в умах теоретиков вплоть до окончания второй мировой войны и сброса атомных бомб на японские города; в условиях же текущего кризиса европейского классического идеала рациональности и этических ценностей усиливается ее критика или прямое неприятие.

    В последние десятилетия заметно крепнет третья традиция, малораспространенная в условиях былого торжества научно-технической мысли. Она состоит в основанном на признании ограниченных возможностей научного познания понимании того, что выводы, рекомендации и технические приложения науки сами по себе (именно в силу их ограниченного характера, а не злой природы человека, умысла политиков, заговора ученых) могут нести потенциальную угрозу и природе, и социальной жизни; они могут потенциально содержать непредвидимые разрушительные последствия. Так, президент Калифорнийского университета в Санта-Крус Р. Синшеймер публично утверждает: к концу ХХ века разрушена былая вера человека в то, будто никакие рискованные технологические предприятия не в состоянии разрушить устойчивость природы и социально-демократических порядков. Поэтому, в отличие от традиции эзотеризма, в этом случае ставится вопрос о запрещении не доступа к информации, а самого процесса ее производства, если возможные разрушительные последствия ее получения прогнозируемы. В основном эта точка зрения распространена среди гуманитариев, а также в медицине, генетике, атомной энергетике и некоторых других сферах науки и технологий. Но придерживаться этой традиции для ученого – задача трудная, ибо нравственный выбор, состоящий в отказе от проведения исследований, может стоить известности и карьеры. Более того, здесь может возникнуть конфликт между внутринаучной и вненаучной этическими позициями, поскольку в условиях институциональной науки и корпоративной техники корпоративный интерес часто отличается от интересов общества. Так, в 1932 году в отнюдь не тоталитарном американском обществе имел место конфликт, когда два инженера были исключены из членов Американского объединения инженеров-строителей за нарушение этического кодекса объединения после того, как выступили в печати с экологической критикой проекта плотины, которую строили. Сегодня подобным ситуациям несть числа, и корпоративная этика все чаще обнаруживает несовместимость с нормами этики, скажем, биосоциальной. Например, при расследовании крупнейшей техногенной катастрофы с утечкой метилоцианида в индийском штате Бхопал обнаружилось, что была возможность ее предотвращения, однако техники-контролеры не подняли тревоги по «этическим» соображениям чести мундира. В итоге погибли десятки тысяч человек. Несколько иная форма безнравственной корпоративности имела место в нашей стране в период существования СССР: высшая партноменклатура иногда принимала разрушительнейшие по последствиям решения, как, например, сокрытия масштабов аварии на Чернобыльской АЭС с конца апреля 1986 года, дабы советский народ мог беззаботно провести празднование дня международной солидарности трудящихся 1 мая, не неся при этом никакой ответственности ввиду коллегиальности в принятии решений. Хотя имеются и примеры другого рода: в принятом в 1984 году Уставе объединения американских инженеров содержится статья «Заботиться об общественном благополучии и обеспечивать безопасность других в своей профессиональной деятельности».

    Мы перешли фактически к специфическим проблемам технической этики. Они отличаются от «чистой» научной сферы. Техника гораздо ближе к ценностному миру человека; как уже было показано ранее, в античности она и рассматривалась как искусство создания желаемого, в отличие от познания истины в науке. В России проблемы технической этики все еще почти не обсуждается ввиду особенностей нашего отраслевого технического развития и сильного влияния на личность инженера или техника корпоративных интересов и целей. Причина, по-видимому, главным образом в исторических условиях формирования технико-инженерного образования в России, идеолого-политического характера требований, выдвигаемых к инженерному корпусу. Еще Петр 1 для поднятия престижа выдвиженцев – разночинцев, пополнявших ряды первых технических академий, ввел для них воинские табели о рангах, а в самих учебных заведениях почти воинские порядки. А в период власти Сталина поднимать этические вопросы относительно производства и технологий было просто опасно для жизни. И тем не менее (или вследствие этого) проблемы этики стоят у нас сегодня не менее, а, скорее, более остро, чем в развитых странах Запада. Какие же это проблемы?

    В ряду катастрофических событий современности все больший удельный вес занимают техногенные катастрофы. Основные факторы, их вызывающие, – беспечность; небрежность в выполнении производственных функций; непродуманность последствий; сложность техники и технологий, превышающая в кризисных ситуациях пороги человеческого восприятия и скорости реакции; многоуровневость проектов, вызывающая неполноту владения пользователями той информацией, которая заложена разработчиками (например, за годы создания проекта может смениться несколько его руководителей, или может быть утрачена какая-либо часть документации, и т.п.); бифуркационные, непредсказуемые эффекты в сложных системах. Комбинации неблагоприятных природных или социальных факторов (например, сильные морозы для энергетических систем или обвал котировок на бирже для коммерческих проектов) также играют не последнюю роль, но не решающую. Кроме того, все большую тревогу вызывают риски, связанные с терроризмом, заговорами, действием тайных организаций и т.д. Суммарный эффект создает возможность необратимых региональных, а иногда глобальных изменений (авария на атомной станции, применение современной военной техники для решения локальных конфликтов и др.). Это создает новую проблему распределения ответственности. Но она не может быть правильно сформулирована до тех пор, пока мы не поймем, что и локальные, и глобальные проблемы – это человеческие проблемы, нарушение человеческой меры в равновесии социоприродных систем. Скажем, этико-экологические проблемы в технике неразрешимы до тех пор, пока общественность, и прежде всего научная, не придет к пониманию того, что венцом экологии является не промышленная, а экология человека, что экология – это дисциплина о ценностях, а уже затем – наука, определения которой приводятся в монографиях и учебниках. Рассчитывать на решение экологических проблем техники техническими же средствами – большая наивность и дорога в никуда, так же как и рассчитывать на возможности более точного бескризисного управления сложными системами с помощью информационных технологий. Еще в 70-е годы Дж. Фон Нейман сформулировал теорему, согласно которой существует порог сложности, за которым любая модель процесса сложнее самого процесса. Мы добавили бы сюда следующее уточнение: можно предположить, что существует порог сложности технологических систем, за которым компьютеризация, если она не ограничивается решением вспомогательных задач, не улучшает, а ухудшает управляемость системой. За этим порогом ухудшается также работа персонала по обслуживанию соответствующей технологии, ибо, как отмечает шведский ученый
    Б. Геранзон, снижается уровень ответственности работников, которые уже не в состоянии давать удовлетворительные объяснения по поводу решений, ими же и принимаемых1. Между прочим, становится ясно и то, что человеческие «действия по правилам» не могут быть выражены формальным описанием, потому что не действие строится на правиле, как полагали ранее, а – правило на действии. Иначе говоря, согласованность сложных технических действий достигается не только путем их формального определения, но и оценок, то есть подключения ценностной сферы, антропологических характеристик участников. Каждая такая ситуация индивидуальна, и стремление к унификации оказывается малопродуктивным. Так бывает, например, в случаях интуитивной уверенности, как поступить лучше; или же, напротив, в случае сомнения относительно, казалось бы, беспроигрышного варианта. Впрочем, тема эта почти неисчерпаема; превосходный теоретический и вместе с тем предметный, исполненный примерами подробный анализ ответственности в науке и технике можно найти в работах В. Хесле, Х. Ленка и др., которые приведены в списке литературы. Ограничимся рядом выводов, ввиду недостаточной разработанности темы в современной культуре содержащих, возможно, спорные моменты.

    1. Моральная ответственность в науке и технике не может быть,
      по-видимому, предметом группового распределения без индивидуализации. Она не может быть коллективной (обезличенной), как это практиковалось, например, в структурах КПСС в советское время или предполагается в практике корпоративных объединений.

    2. Ответственность следует распределять от основания к вершине иерархии по возрастающей. Как поясняет это требование Х. Ленк, «лицо разделяет ответственность в той степени, в какой оно – он или она – активно участвует в действующей системе или имеет возможность эту систему уничтожить или нарушить»1.

    3. Распределение ролевой моральной ответственности в корпорации должно быть в согласии с правовой ответственностью последней перед обществом. Примером попытки решить эту проблему является ряд судебных процессов жертв курения с табачными компаниями в США в 1999–2000 гг. и связанные с этим изменения в корпоративной этике последних относительно рекламы табачных изделий и политики по связям с общественностью.

    Пока что нерешенных проблем здесь больше, чем решенных. Как быть с презумпцией невиновности в условиях взаимодействия множества конкурирующих факторов? Можно ли считать морально вредным бездействие лица, если задним числом мы видим, что неосуществившиеся действия того или иного рода могли бы привести к существенному уменьшению разрушительных последствий бездействия? Особенно, если возможности были, но они не входят в круг должностных обязанностей? Если согласиться с выводом о кризисе этического сознания, то выход в поисках решения этих и других проблем видится в поиске новой морали как чувства с иными основаниями совести и новой этики, предполагающей иные принципы нравственной оценки и выбора. Еще раз подчеркнем, что этическая проблематика – сфера аксиологии и, как становится все более очевидным, философской антропологии. Когда говорят о моральности человека, подразумевают, что люди руководствуются не только нормами (внешним принуждением со стороны права, должностными инструкциями и другими, им подобными), но и внутренними убеждениями: способностью добровольно принимать на себя те же нормы, руководствоваться приоритетными для себя ценностями, ответственно относиться к жизни, здоровью тела и духа, благосостоянию как своему собственному, так и других людей или существ. Как заметил однажды А. Эйнштейн, проблема нашего времени – не атомная бомба; проблема нашего времени – человеческое сердце. В то же время сегодня ясно, что положение о приоритете общественного благополучия при решении, скажем, экологических проблем должно иметь законодательное закрепление. Ученый, инженер, техник знают, что для этого следует вначале определить, оценить меру ответственности; если решение несоразмерно, то оно не будет соблюдаться в качестве нормы.

    Поясним на примере расширения горизонта этического сознания в вопросах науки, техники и научно-технической деятельности. Все острее ставится вопрос об ответственности перед будущими поколениями, до ХХ века неактуальный, а в ХХ веке рассматривавшийся лишь в контексте политико-идеологических дискуссий типа борьбы двух идеологий. В нынешних условиях он звучит парадоксом: о какой ответственности можно говорить по отношению к тем, кого нет, кто физически не существует (не родился)? И тем не менее новые научные проекты и технологии должны считаться с потенциальной, еще не осуществившейся реальностью будущего. Другой необычный вопрос: можно ли говорить о правах (или квазиправах) природы, когда речь идет об экологических аспектах новых научных теорий и технологий? Типа «права на жизнь» растений иживотных? Далее, идеология свободного предпринимательства основана на рисках; вопрос для будущей этики – не следует ли рассматривать риск как действие, за которое нужно отвечать морально (перед обществом) и, возможно, привлекать к ответственности?При положительном ответе в уже приводившемся примере с созданием технологий захоронения на территории России отходов ядерной промышленности других стран подобный риск мог бы быть предусмотрен и исключен как морально не оправданный. Особенно актуально сказанное для специалистов в пограничных областях науки или в проектировании, управлении созданием и использованием сложных технологических, на стыке естественных и социальных, систем – системотехников, по сути технических специалистов – менеджеров высокого уровня квалификации. По мнению аналитиков, в этой сфере к числу новых этических проблем относятся также чисто психологические: люди, принимающие решения, прямо не связаны с рисками, так что последние относятся не к ним самим; положительные последствия принимаемых решений для экономики или политики, или для ускорения решения научной проблемы, создания эффективной технологии и т.п. (даже при их резко отрицательной этической нагруженности) обычно ближе во времени, чем более отдаленные отрицательные. Поэтому даже если возможные минусы сильно перевешивают, с ними предпочитают «временно» не считаться, надеясь, что этого «временно» будет достаточно для поиска новых способов их преодоления. Подобные взгляды характеризуют так называемое технократическое мировоззрение, о котором мы подробно говорили в этом курсе лекций. Для ученых и инженеров, разделяющих это мировоззрение, любая проблема кажется разрешимой научно-техническими средствами при достаточности времени и ресурсов. Надеемся, что нам удалось показать вам, почему это мировоззрение весьма некорректно и его трудно совместить с поисками новой научно-технической этики.
    ОГЛАВЛЕНИЕ


    ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА………………………………….………………...

    3

    ЛЕКЦИЯ 1. Философия науки и ее предмет……………………………………

    12

    ЛЕКЦИЯ 2. Проблемы философии и методологии науки в позитивизме. Постпозитивизм как культурное явление. Ранний К. Поппер и его основополагающие идеи …………… ……………………...................................



    26

    ЛЕКЦИЯ 3. Основные концепции постпозитивистской философии науки ХХ века…...…………………………………………..…………………………..


    38

    ЛЕКЦИЯ 4. История науки и ее истоки. «Осевое время» как переход от мифа к логосу……………………………………………….………..…………..


    58

    ЛЕКЦИЯ 5. Культурно-исторические типы рациональности. Наука и философия. Первые мудрецы древности в поисках субстанции…...………...........................................................................................



    70

    ЛЕКЦИЯ 6. Влияние античности на становление и развитие современной науки………………………………………………………………………………


    85

    ЛЕКЦИЯ 7. Теоцентризм средних веков. Пути разума и предпосылки современного научного мышления в христианской модели мира и человека……………………………………..……………………………………



    105

    ЛЕКЦИЯ 8. Рождение современной науки и основных методов научного познания…………………….……………………………………………………


    123

    ЛЕКЦИЯ 9. Иммануил Кант об условиях возможности и источниках теоретического знания. Особенности философии науки в России…………………………………………………………………………….



    138

    ЛЕКЦИЯ 10. Научное знание как феномен культуры и фактор развития техногенной цивилизации. Знания и язык…………………...............................


    153

    ЛЕКЦИЯ 11. Классический идеал научной рациональности. Неклассическая рациональность, вненаучное знание и критерии научности….……………………………………………………………………..



    169


    ЛЕКЦИЯ 12. Эмпирическое и теоретическое знание в науке………………………………………………………………………………


    184

    ЛЕКЦИЯ 13. Научное знание как система. Наука и техника…………………………………………………………………………….


    199

    ЛЕКЦИЯ 14. Проблема истины. Методология научно-познавательной деятельности. Наука как социальный институт………………………..............


    214

    ЛЕКЦИЯ 15. Особенности современного этапа развития науки и поиски нового культурно-исторического типа рациональности. Будущее науки……….…..


    231

    ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………….………………………...

    246

    Приложение 1 (к лекции 2). О физике и метафизике……………....................

    246

    Приложение 2 (к лекции 4). Присуща ли рационально-теоретическая способность мифологическому мышлению?.......................................................


    248

    Приложение 3 (к лекции 5). О рациональности и оппозициях рационализму. Смысл иррациональности………………………………………………………..


    249

    Приложение 4 (к лекции 6). О натурфилософии, чувственно-сверхчувственных субстанциях бытия и близости позиций Гаутамы Сиддхартхи, Конфуция и Сократа……………………………………………...



    250

    Приложение 5 (к лекции 6). Разум и свобода………………………..………...

    252

    Приложение 6 (к лекции 7). О периодизации средних веков в свете эволюции рациональности………………………………………………………


    254

    Приложение 7 (к лекции 12). Еще раз о взаимосвязи философии и науки. Метафизические основания современной теоретической физики……..…….


    256

    Приложение 8 (к лекции 12). О значении ценностных измерений научного знания…………….………………………………………………………………


    261

    Приложение 9 (к лекции 15). О научном разуме, этике науки и свободном выборе ученого. Проблема ответственности в научно-технической деятельности………...……………………………………………………………



    265
    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   19


    написать администратору сайта