Главная страница
Навигация по странице:

  • 1.Планируемые результаты освоения курса. Личностные результаты

  • Адаптивная физическая культура (теоретические знания)

  • Лечебно-корригирующие упражнения

  • Упражнения коррекционно-развивающей направленности

  • Упражнения на лечебных тренажерах

  • Базовые учебные действия

  • 2.Содержание курса 663 Адаптивная физическая культура (общие знания).

  • Лечебно-корригирующие упражнения.

  • Упражнения коррекционно-развивающей направленности.

  • Упражнения на лечебных тренажерах.

  • Формы организации занятий.

  • .Учебно-тематическое планирование № п/п ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ КУРСА Количество часов

  • проект. проекты-примерных-рабочих-программ-для-слабовидящих-обучающихся-. Проект комплект примерных рабочих программ по отдельным учебным предметам и


    Скачать 3.76 Mb.
    НазваниеПроект комплект примерных рабочих программ по отдельным учебным предметам и
    Анкорпроект
    Дата16.06.2022
    Размер3.76 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлапроекты-примерных-рабочих-программ-для-слабовидящих-обучающихся-.pdf
    ТипПояснительная записка
    #596383
    страница39 из 43
    1   ...   35   36   37   38   39   40   41   42   43
    3.Календарно-тематическое
    планирование
    с
    определением
    основных
    видов
    деятельности обучающихся
    № урока
    Тема
    Количест во часов
    Основные виды деятельности обучающихся
    1
    Введение. Упражнения на ориентировку в пространстве.
    Специальные гимнастические упражнения у станка.
    Вальс дружбы. Полька- хлопки, хоровод. Игра
    «Пожалуйста».
    1
    Беседуют о роли занятий ритмикой для развития слуха, осязания, развития ориентировочных умений; о факторах риска для здоровья при выполнении движений (в том числе для нарушенного зрения).
    Повторяют понятия: ритм, хореографический станок, хоровод, вальс.
    Расходятся и встречаются по парам под музыку марша.
    Принимают и удерживают правильную осанку при выполнении знакомых упражнений у хореографического станка. Вспоминают и выполняют движения репертуарных танцев предыдущего года: Вальс дружбы,
    Полька-хлопки, хоровод. Связывают речь с темпом, ритмом музыки. Играют.
    2
    Упражнение на ориентировку в пространстве под музыку полонеза.
    Порядок упражнений у хореографического
    1
    Выполняют разводку по парам под музыку полонеза. Учатся вступать и заканчивать движения согласно музыкальному сопровождению.
    Вспоминают порядок специальных упражнений у хореографического станка

    645 станка. Вальс дружбы по парам.
    Образные движения. Танец Парная кадриль.
    Хоровод
    «
    Золотая осень». Игра
    «Охотник». следя за осанкой по позициям ног: 1, 3.
    Вальс дружбы исполняют со сменой партнеров.
    Выполняют образные движения на тему «Лесные звери». С помощью учителя повторяют знакомые элементы танца Парная кадриль (боковые шаги с притопом, шаги по парам в открытой позиции). Проговаривают слова хоровода «Золотая осень». Исполняют хоровод с движениями.
    Соотносят музыкальный темп, ритм с движением и словами. Повторяют правила игры и играют.
    3
    Упражнения на ориентировку в знакомом пространстве.
    Позиции рук у станка с поворотом.
    Фигурный вальс (балансе, повороты по одному).
    Парная кадриль.
    Игра
    «Охотник».
    1
    Выполняют движения полонеза по парам.
    Повторяют три позиции рук у хореографического станка. Следят за осанкой и амплитудой движений.
    Знакомятся с музыкой фигурного вальса.
    Учат движения вальса (боковые балансе, повороты) индивидуально и в паре.
    Вспоминают боковые шаги с притопом и учат простые дроби в т. Парная кадриль.
    Выполняют индивидуально и в паре 1 фигуру танца. Играют.
    4
    Упражнение на ориентировку.
    Азбука движений у хореографического станка.
    Хоровод
    «Золотая осень». Вальс дружбы.
    Медленный вальс (квадрат). Игра
    «Пожалуйста», «Ребёнок наоборот».
    1
    Выполняют упражнения на ориентировку в пространстве под музыку полонеза.
    Знакомятся с новыми движениями у хореографического станка для рук, выполняют эти упражнения у станка следя за амплитудой движений.
    Исполняют хоровод «Золотая осень» со словами, парную кадриль и вальс дружбы по парам. Различают по темпу, характеру движений, хоровод от кадрили и вальса

    646
    (беседа).
    Учат основное движение медленного вальса - квадрат по одному и в паре. Вспоминают правила игр из репертуара второго класса и играют.
    5
    Упражнения на ориентировку в пространстве.
    Специальные гимнастические упражнения у хореографического станка.
    Осенний хоровод. Танец Парная кадриль.
    Танец
    Медленный вальс. Игра.
    1
    Вспоминают разводку и движения полонеза (1 фигура). Выполняют порядок упражнений у хореографического станка с помощью учителя: подъём на носки, выставление ноги на носок и каблук, подъём ноги перед собой, наклоны к станку с поворотом, три позиции рук.
    Правильно поворачиваются у станка.
    Следят за осанкой и амплитудой движений.
    Исполняют с помощью учителя осенний хоровод со словами.
    Вырабатывают координацию движений относительно музыки и слов. Знакомятся с новой фигурой танца Парная кадриль.
    Отрабатывают квадрат в паре (медленный вальс). Играют.
    6
    Разводка в танец
    Полонез
    (элементы).
    Упражнения у хореографического станка.
    Медленный вальс. Парная кадриль.
    Осенний хоровод. Игра
    «Охотник»
    1
    Выполняют движения 1 фигуры полонеза.
    Выполняют определенный порядок упражнений у станка включая деми плие и гранд плие. Работают над координацией движений с помощью учителя.
    Отрабатывают квадрат в паре (медленный вальс). Совершенствуют переходы в танце «Парная кадриль» с помощью учителя. Учат слова и движения осеннего хоровода.
    Воспроизводят хоровод
    «Золотая осень». Играют.
    7
    Разводка в т. Полонез (1 и
    2 фигуры).
    Специальные
    1
    Выполняют движения на ориентировку в пространстве на примере танца Полонез
    (1, 2 фигуры). Учат вторую фигуру

    647 упражнения у хореографического станка.
    Танец
    Медленный вальс. Танец
    Парная кадриль. Игра
    «Музыкальная змейка». полонеза (боковые шаги). Выполняют порядок движений у хореографического станка на координацию головы и рук.
    Следят за осанкой и амплитудой движений. Слушают и сравнивают музыкальное сопровождение танцев с учителем: различают по темпу, характеру движений медленный вальс от парной кадрили. Отрабатывают движения в т.
    Медленный вальс (квадрат). Продолжают осваивать движения т. Парная кадриль - боковые шаги с притопом, простые дроби. Учат правила игры «Музыкальная змейка». Играют по правилам.
    8
    Упражнения на ориентировку в пространстве на примере танца
    Полонез.
    Движения у хореографического станка
    (тренаж).
    Репертуарные танцы: хоровод
    «Золотая осень», Танец Парная кадриль,
    Танец
    Медленный вальс. Игра
    «Музыкальная змейка».
    1
    Выполняют движения первой и второй фигур полонеза с помощью учителя.
    Работают у станка по позициям ног (1 и
    2). Выполняют порядок движений по этим позициям: подъём на носки, выставление ноги на носок и каблук, подъём ноги перед собой, наклоны к станку с поворотом, три позиции рук.
    Правильно поворачиваются у станка.
    Учат движения танцев: Хоровод, Парная кадриль. Медленный вальс. Пытаются найти сходство и различия музыки, движений репертуарных танцев с помощью учителя. Отвечают на вопросы учителя. Играют.
    9
    Разводка под музыку полонеза. Специальные упражнения у хореографического станка. Танец Парная
    1
    Расходятся и встречаются под музыку полонеза. Выполняют две фигуры танца с помощью учителя. Проговаривают и воспроизводят порядок специальных упражнений у хореографического станка

    648 кадриль. Хоровод на тему
    Зима.
    Танец
    Медленный вальс.
    Образные движения на тему Новогодняя сказка.
    Игра
    «Музыкальная змейка» по знакомым позициям рук и ног. Следят за осанкой и амплитудой движений.
    Отрабатывают движения репертуарных танцев индивидуально и в паре. Пробуют описать движения героев Новогодней сказки и воспроизвести эти движения: ходьба медведя, прыжки зайца, вальс снежинок, марш снеговиков. Играют.
    10
    Упражнения на ориентировку в знакомом пространстве на примере разводки танца
    Полонез.
    Специальные упражнения у хореографического станка.
    Танец
    Медленный вальс. Танец
    Парная кадриль.
    Хоровод к новогодним представлениям.
    Образные движения на зимнюю тематику.
    1
    Исполняют движения т.
    Полонез.
    Выполняют порядок движений у хореографического станка по позициям ног и рук с помощью учителя. Осваивают координацию движений, учатся правильно начинать и заканчивать движения под музыкальное сопровождение.
    Исполняют репертуарные танцы выразительно, в характере музыки. Слушают музыку и проговаривают образные движения, самостоятельно воспроизводят движения под заданное музыкальное сопровождение.
    11
    Разводка под музыку полонеза.
    Новогодний хоровод. Танец Парная кадриль.
    Танец
    Медленный вальс.
    Массовые танцы к новогоднему празднику.
    Игра.
    1
    Выполняют разводку под музыку полонеза.
    Вспоминают движения массовых танцев к новогоднему празднику на основе хоровода и диско- танца.
    Выполняют движения танцевального репертуара:
    Парная кадриль, Медленный вальс. Играют.
    12
    Упражнения на ориентировку в знакомом пространстве
    1
    Исполняют разводку на примере выученных фигур танца
    Полонез.
    Выполняют порядок специальных

    649 на примере танца
    Полонез. Специальные упражнения у хореографического станка. Массовые танцы:
    Утята,
    Лавата,
    Ой, мороз…
    Новогодний хоровод.
    Т.
    Парная кадриль. Движение - квадрат медленного вальса.
    Образные движения. упражнений у хореографического станка, включая 3-ю позицию рук. Следят за осанкой и амплитудой движений.
    Осваивают движения массовых танцев.
    Запоминают слова и соединяют с движениями и музыкальным сопровождением.
    Повторяют репертуарные танцы: Парная кадриль,
    Медленный вальс. Выполняют образные движения: ходьба медведя, прыжки зайца, падающие снежинки, марш снеговиков.
    13
    Упражнения на ориентировку в пространстве.
    Специальные гимнастические упражнения у хореографического станка. Массовые танцы.
    Образные движения под музыку. Игра.
    1
    Исполняют фигуры
    Полонеза.
    Выполняют упражнения у станка по 1-ой,
    6-ой позициям ног.
    Отрабатывают движения по трем позициям рук.
    Отрабатывают движения массовых танцев.
    Придумывают движения соответственно новогоднему музыкальному образу. Играют.
    14
    Разводка на примере танца Полонез. Тренаж у хореографического станка. Массовые танцы к новогодним представлениям. Танец
    Парная кадриль, Танец
    Медленный вальс. Танец
    Фигурный вальс.
    «Концертное выступление». Игра на выбор.
    1
    Расходятся и встречаются под музыку полонеза. Исполняют две фигуры танца
    Полонез.
    Выполняют движения хореографического тренажа: “demiplié”,
    “grandplié”.
    Выполняют порядок движений по позициям ног (1, 2, 6) с помощью учителя. Повторяют движения танцев репертуарного плана. Вспоминают движения - балансе и повороты в паре танца Фигурный вальс, двигаются в паре под музыкальное сопровождение.
    Выступают перед сверстниками

    650 индивидуально или в паре – концертное новогоднее исполнение репертуарных танцев. Играют.
    15
    Упражнения на ориентировку в знакомом пространстве.
    Специальные упражнения у хореографического станка. Танец Парная кадриль.
    Танец
    Медленный вальс. Танец
    Фигурный вальс.
    Новогодний хоровод.
    Массовые танцы. Игра
    «Золотые ворота».
    1
    Учатся расходиться по одному и встречаться с помощью учителя или партнёра под музыку полонеза.
    Выполняют 1, 2, 3 позиции рук, прослеживая движения взглядом. Следят за осанкой и амплитудой движений.
    Исполняют знакомые движения танцевального репертуарного плана.
    Совершенствуют массовые танцы к новогоднему представлению. Знакомятся с правилами игры «Золотые ворота», проговаривают слова под музыку. Учат движения игры.
    16
    Танец Полонез. Тренаж у хореографического станка. Танец Парная кадриль.
    Диско-танец,
    Танец
    Русский лирический.
    Образные движения, массовые танцы.
    1
    Исполняют разводку и две фигуры полонеза. Учат порядок движений у станка по позициям ног. Держат осанку и выполняют движения с хорошей амплитудой. Учат новые движения диско- танца индивидуально с помощью учителя.
    Самостоятельно исполняют знакомые движения танца
    Парная кадриль. Знакомятся с танцем «Русский лирический»: определяют музыкальный размер, характер музыки, подбирают костюмы и атрибуты к танцу с помощью учителя. Учат основной шаг танца индивидуально и по общему кругу с помощью учителя.
    Придумывают движения к заданным музыкальным зимним образам и выполняют их под музыку.

    651 17
    Упражнения на ориентировку на примере танца Полонез.
    Специальные упражнения у хореографического станка. Танец Русский лирический.
    Диско- танец.
    Элементы фигурного вальса
    (балансе, веер). Речевая игра.
    1
    Совершенствуют разводку и движения т.
    Полонез.
    Внимательно вступают с началом музыкальной фразы. Знакомятся с термином «releve», проговаривают, как правильно исполнить с помощью учителя это движение у станка. Воспроизводят порядок специальных упражнений у хореографического станка. Вспоминают движения танцевального репертуарного плана. Знакомятся с новыми движениями диско-танца.
    Знакомятся с новым движением фигурного вальса – веер. Учат это движение в паре с помощью учителя.
    Регулируют силу, высоту и внятность произношения слов в речевой игре.
    18
    Разводка под музыку танец
    Полонез.
    Специальные гимнастические упражнения у хореографического станка.
    Диско-танец.
    Танец
    «Русский лирический».
    Игра
    «Золотые ворота».
    1
    Исполняют т. Полонез (разводка, фигура с хлопками, боковые шаги). Основной шаг полонеза исполняют с акцентом на сильную долю такта. Отвечают на вопросы о понятиях танцевальной терминологии: деми плие, гранд плие, releve. Выполняют порядок специальных упражнений у хореографического станка.
    Исполняют диско-танец в характере музыкального сопровождения.
    Продолжают учить новые движения и положения рук бального танца «Русский лирический»- основной шаг, боковые шаги, открытое положение рук в паре и лодочка, припадание. Повторяют слова и движения игры
    «Золотые ворота».
    Играют.
    19
    Упражнения на ориентировку в
    1
    Учатся правильно начинать движение после музыкального вступления.

    652 знакомом пространстве.
    Тренаж у хореографического станка.
    Диско-танец.
    Танец
    Русский лирический.
    Танец
    Фигурный вальс. Игра на внимание.
    Двигаются по ходу танца под веселую музыку. Осваивают порядок упражнений хореографического тренажа включая демиплие, гранд плие, релеве. Следят за осанкой и амплитудой движений.
    Повторяют движения диско-танца.
    Осваивают движения т.
    Русский лирический – основной шаг с движением рук, боковой шаг в паре (припадание).
    Движения Фигурного вальса (балансе, веер) выполняют индивидуально и в паре.
    Играют внимательно слушая музыкальное сопровождение.
    20
    Разводка парами и по одному под музыку полонеза. Специальные упражнения у хореографического станка. Танец Русский лирический.
    Диско- танец. Танец Фигурный вальс. Массовый танец для выступления на мероприятии, посвящённом
    23 февраля.
    1
    Строятся в шеренгу, колонну, ходят по кругу под музыку полонеза. Выполняют порядок специальных упражнений у хореографического станка: подъём на носки, выставление ноги на носок и каблук, полуприсед, полный присед, релеве, повороты через станок по первой позиции ног, три позиции рук. Учат движения репертуарных танцев: Русский лирический,
    Диско-танец,
    Фигурный вальс. Соотносят свои движения с движениями партнера по танцу.
    Готовятся к выступлению на мероприятии в классе.
    21
    Упражнения на ориентировку в знакомом пространстве.
    Порядок упражнений у хореографического станка. Танец Русский лирический.
    Диско-
    1
    Двигаются по классу в направлениях по схеме т. Полонез. Отвечают на вопросы о понятиях танцевальной терминологии.
    Выполняют порядок движений у хореографического станка с поворотом.
    Следят за осанкой и амплитудой движений. Учат движения 1 фигуры т.

    653 танец. Танец Фигурный вальс.
    Игра
    «Музыкальная змейка».
    Русский лирический координируя основной шаг с движениями рук.
    Отрабатывают движения диско-танца. Т.
    Фигурный вальс исполняют в паре
    (балансе, повороты, веер). Повторяют правила игры «Музыкальная змейка».
    Играют.
    22
    Разводка под музыку полонеза. Специальные упражнения у хореографического станка. Учат движения танцев:
    Русский лирический, диско, фигурный вальс.
    Упражнения у станка.
    Игры.
    1
    Двигаются под музыку полонеза в заданном учителем направлении. Знают порядок движений в фигурах танца
    Полонез. Выполняют порядок движений у хореографического станка: подъём на носки, выставление ноги на носок и каблук, полуприсед, полный присед, релеве, повороты через станок по первой позиции ног, три позиции рук. Следят за осанкой и амплитудой движений.
    Продолжают учить элементы танцев репертуарного плана: балансе в паре, повороты (Фигурный вальс); квадрат, веер по парам (Медленный вальс), основной шаг с движением рук, боковые шаги с припаданием по парам (Русский лирический).
    Движения танцев исполняют выразительно с помощью учителя Русский лирический, диско, фигурный вальс. Играют.
    23
    Упражнения на ориентировку в знакомом пространстве на примере танца
    Полонез. Специальные упражнения у хореографического
    1
    Выполняют разводку по ходу танца.
    Продолжают учить фигуры исторического танца Полонез: обход вокруг партнера, с хлопками, с боковыми шагами.
    Внимательно начинают и заканчивают фигуры танца соответственно музыкальному

    654 станка. Танец Русский лирический.
    Повтор репертуарных танцев:
    Парная кадриль,
    Фигурный вальс,
    Медленный вальс,
    Русский лирический, диско-танец. Игры. сопровождению. Выполняют порядок специальных упражнений по позициям у хореографического станка. Следят за координацией ног, рук, головы.
    Закрепляют основной шаг и боковые шаги с движениями рук в т. Русский лирический по одному и в паре.
    Репертуарные танцы: Парная кадриль,
    Фигурный вальс, Медленный вальс,
    Русский лирический, диско-танец. пытаются выполнить выразительно, артистично с помощью учителя. Играют.
    24
    Разводка.
    Тренаж.
    Индивидуальная отработка шагов танец
    Русский лирический.
    Повтор репертуарных танцев: Фигурный вальс,
    Медленный вальс,
    Русский лирический,
    Парная кадриль, диско- танец.
    Образные движения на танец
    Весна.
    1
    Выполняют движения полонеза с акцентом на сильную долю такта. Учат порядок движений танца
    Полонез.
    Выполняют порядок специальных упражнений по 1 и 2 позициям ног и три позиции рук у хореографического станка, следят за осанкой и амплитудой движений.
    Совершенствуют репертуарные танцы: Фигурный вальс,
    Медленный вальс, Русский лирический, диско. Подбирают устно движения под музыку на заданную тему Весна: солнечные зайчики, птицы, цветы.
    Проговаривают и обсуждают движения с помощью учителя и выполняют эти движения под музыкальное сопровождение.
    25
    Упражнения на ориентировку в пространстве на примере танца
    Полонез.
    Специальные
    1
    Исполняют разводку и три фигуры т.
    Полонез.
    Выполняют порядок упражнений хореографического тренажа: подъём на носки, выставление ноги на носок и каблук, полуприсед, полный

    655 упражнения у хореографического станка. Танец Русский лирический (II часть).
    Репертуарные танцы:
    Фигурный вальс,
    Медленный вальс,
    Русский лирический,
    Парная кадриль, диско- танец. Игра. присед, релеве, повороты через станок по первой позиции ног, три позиции рук.
    Осваивают боковой шаг т. Русский лирический – припадание индивидуально и в паре. Чётко и выразительно выполняют основной шаг с движениями рук танца
    Русский лирический.
    Выразительно исполняют знакомые движения танцев репертуарного плана:
    Фигурный вальс, Медленный вальс,
    Русский лирический, Парная кадриль, диско-танец. Играют.
    26
    Упражнения на ориентировку в знакомом пространстве.
    Специальные гимнастические упражнения у хореографического станка. Танец Русский лирический.
    Совершенствование диско-танца. Игра.
    1
    Выполняют движения разводки по одному и в паре под музыку полонеза.
    Выполняют порядок специальных упражнений у хореографического станка.
    Соотносят движения с музыкой. Следят за осанкой и амплитудой движений самостоятельно. Выполняют движения 1 и 2 фигур танца Русский лирический.
    Учатся работать в паре. Закрепляют движения диско-танца пытаясь исполнять энергично, в характере музыки. Играют.
    27
    Танец
    Полонез
    (разводка, фигура с хлопками и с боковыми шагами). Специальные упражнения у хореографического станка.
    Повтор репертуарных танцев:
    Парная кадриль, Русский лирический, Фигурный вальс. Игра.
    1
    Исполняют разводку в т. Полонез (3 фигуры).
    Выполняют специальные упражнения у станка - хореографический тренаж.
    Осваивают универсальные умения по взаимодействию в парах и группах при переходах в т. Парная кадриль, т. Фигурный вальс. Выполняют две фигуры в т. Русский лирический
    (основной шаг с движениями рук, боковые шаги с припаданием, поворот).
    Играют.

    656 28
    Разводка по классу на примере танца Полонез.
    Хореографический тренаж у хореографического станка.
    Работа над движениями в танцах репертуарного плана:
    Русский лирический, диско-танец, Фигурный вальс, Парная кадриль.
    Игра.
    1
    Выявляют характерные ошибки при выполнении разводки и фигур танца
    Полонез с помощью учителя.
    Проговаривают правильное исполнение движений и воспроизводят их. Повторяют порядок движений у станка
    - хореографический тренаж.
    Учат движения репертуарных танцев: Русский лирический, диско-танец,
    Фигурный вальс, Парная кадриль. Играют.
    29
    Разводка в танец
    Полонез.
    Тренаж у хореографического станка. Повтор танцев репертуарного плана:
    Фигурный вальс, Парная кадриль,
    Русский лирический, диско- танец. Игра.
    1
    Выполняют разводку под музыку полонеза.
    Закрепляют порядок упражнений у хореографического станка
    - тренаж. Повторяют знакомые танцы репертуарного плана: Фигурный вальс,
    Парная кадриль, Русский лирический, диско-танец. Сравнивают музыкальный материал танцев репертуарного плана по темпу, размеру, характеру. Пытаются передать настроение музыки через движения. Играют в группах.
    30
    Упражнения на ориентировку в знакомом пространстве.
    Специальные упражнения у хореографического станка. Танец Фигурный вальс и Танец Парная кадриль со сменой партнера. Танец Русский лирический.
    Диско-
    1
    Выполняют движения разводки под музыку т. Полонез. Ориентируются в пространстве класса и свободно двигаются в нем. Закрепляют порядок специальных упражнений хореографического тренажа.
    Координируют движения ног, рук, головы согласовывая их с музыкальным сопровождением. Исполняют Фигурный вальс со сменой партнера (балансе, повороты). Движения Парной кадрили

    657 танец. Игры. исполняют задорно, акцентируют сильную долю такта. Продолжают учить движения танцев репертуарного плана:
    Русский лирический, диско-танец индивидуально и в паре. Играют.
    31
    Разводка под музыку танец Полонез. Тренаж у станка.
    Совершенствование танцев: Фигурный вальс,
    Русский лирический,
    Парная кадриль, диско- танец. Игра.
    1
    Выполняют движения т. Полонез (3 фигуры). Учат правильные наклоны у станка с учетом рекомендаций ПМПК.
    Следят за осанкой, координацией рук и ног, амплитудой движений. Исполняют танцы репертуарного плана: Фигурный вальс, Русский лирический, Парная кадриль, диско-танец. Играют.
    32
    Разводка под музыку танец Полонез. Порядок упражнений хореографического тренажа.
    Танец
    Медленный вальс.
    Повтор танцевального репертуара:
    Фигурный вальс,
    Русский лирический,
    Парная кадриль, диско-танец.
    Творческое задание на тему Весна.
    1
    Выполняют разводку под музыку полонеза.
    Повторяют порядок упражнений у хореографического станка: подъём на носки, выставление ноги на носок и каблук, полуприсед, полный присед, повороты через станок по первой позиции ног, три позиции рук. Следят за осанкой и амплитудой движений с помощью учителя.
    Закрепляют положение рук в паре медленного вальса, выполняют движения танца: квадрат в паре и веер. Выполняют отдельные движения танцев репертуарного плана:
    Фигурный вальс, Русский лирический,
    Парная кадриль, диско-танец. Подбирают устно движения под музыку на заданную тему Весна: солнечные зайчики, птицы, цветы. Проговаривают и обсуждают движения с помощью учителя и выполняют эти движения под музыкальное сопровождение.

    658 33
    Упражнения на ориентировку в знакомом пространстве на примере танца
    Полонез. Специальные упражнения у хореографического станка.
    Танцевальный репертуар:
    Фигурный вальс, Парная кадриль, диско–танец,
    Русский лирический, Медленный вальс. Игры.
    1
    Выполняют разводку под музыку полонеза и 3 фигуры танца. Осваивают порядок хореографического тренажа.
    Следят за осанкой и амплитудой движений. Внимательно начинают и заканчивают упражнение в соответствии с музыкальным сопровождением.
    Исполняют танцевальный репертуар:
    Фигурный вальс, Парная кадриль, диско–
    танец, Русский лирический, Медленный вальс.
    Учатся передавать характер музыки через движения. Играют.
    34
    Танец
    Полонез
    (разводка, 3 фигуры).
    Хореографический тренаж.
    Танцы репертуарного плана:
    Медленный вальс,
    Фигурный вальс, Парная кадриль (две фигуры),
    Русский лирический
    (основной шаг, боковой шаг
    - припадание), диско-танец. Игры.
    1
    Исполняют т.
    Полонез.
    Знают и выполняют порядок движений хореографического тренажа.
    Держат осанку и выполняют движения с хорошей амплитудой.
    Знают и исполняют элементы танцевального репертуара:
    Медленный вальс (квадрат, веер в паре);
    Фигурный вальс (балансе, повороты);
    Парная кадриль (две фигуры); Русский лирический (основной шаг с движением рук, припадание); диско-танец. Играют.

    659
    АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
    1.Планируемые результаты освоения курса.
    Личностные результаты:
    формирование мотивов обучения, навыков взаимодействия с учителем и одноклассниками;
    развитие способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей; развитие эстетических чувств; формирование знаний о правилах безопасного здорового образа жизни.
    Предметные результаты: развитие способности понимать значимость физических упражнений для своего здоровья; формирование потребности в движениях и умение выполнять доступные упражнения; укрепление здоровья, в том числе охрана нарушенного зрения.
    Адаптивная физическая культура (теоретические знания):
    способность понимать роль АФК для сохранения собственного здоровья; умением дифференцировать виды упражнений адаптивной физкультуры; знание и соблюдение правила безопасного поведения на занятиях АФК; знание простых подвижных игр, и правил их проведения; осознание важности правильного дыхания; учета противопоказаний при выполнении упражнений в рамках адаптивной физкультуры; знание частей тела и их двигательных возможностей.
    Общие упражнения:
    умением дифференцировать упражнения по видам, назначению; умение организовывать и выполнять упражнения на основе и под контролем зрительно-двигательной координации; виды построений и перестроений: в шеренгу, колонну, круг; равнение в шеренге; расчет на первый-второй; повороты на месте; размыканием и смыканием; видами ходьбы (противоходом и по диагонали); ходьба и бег с выполнением различных команд; общеразвивающие упражнения адаптивной физкультуры: наклоны, повороты головы, туловища; основные положения и движения рук; совместными движениями головы и рук, рук и ног, рук и туловища; седами, полуприседами; прыжки, (с учетом противопоказаний); движения ног; выполнением упражнений в положении стоя, сидя, стоя на коленях; упражнения с предметами (с мячом, с гимнастической палкой, с флажками, со скакалкой); упражнения, формирующие основные движения: виды ходьбы,

    660 бега, подскоков, бросков мяча, лазанье, прыжки; упражнения на дыхание; простые имитационные и игровые движения; умением дифференцировать подвижные игры, в соответствии с их видом, организовывать свои движения, проявлять двигательную активность; элементам танцев: передвижением приставным шагом, ритмичными (под музыку) хлопками, приседаниями, подскоками; ритмичными передвижениями (ходьбой, бегом, прыжками в 1-ой позиции, простейшими соединениями упражнений, выполняемых под музыку); умение принимать правильную осанку, исходное, положение для выполнения упражнения; способностью стремиться к точности и выразительности выполняемого упражнения; способностью обогащать представления о собственных двигательных возможностях; умение выполнять упражнения для глаз (проводятся с учетом рекомендаций врача-офтальмолога).
    Лечебно-корригирующие упражнения:
    умение освоить и выполнять дыхательные упражнения: вдох и выдох через нос, дыхание под счет, восстановление дыхания; упражнения, выполняемые из разных положений тела; упражнения, повышающие силу отдельных мышечных групп, отдельных суставов: наклоны, махи, круговые вращения с большой амплитудой; продолжительной дозированной ходьбой в разном темпе с правильным дыханием; работать на тренажерах; упражнения для осанки и укрепления мышц стопы; статические (у вертикальной плоскости, стоя лицом к гимнастической стенке, сидя на гимнастической скамейке, упражнения с удержанием груза на голове) и динамические (разные виды ходьбы, приседания, упражнения с предметом); упражнениями на координацию и ориентировку: перемещение на сигнал, индивидуальная игра с большим мячом, парные игры с мячом, поочередные движения рук в основных и заданных направлениях, воспроизведение отрезков, поиск по словесным ориентирам, ходьба (по памяти, в определенном направлении после выполнения упражнений), передвижение по бревну, лежащему на полу, упражнениями для совершенствования зрительных функций: движение по световому сигналу, бросок мяча в горизонтальную, вертикальную звучащую мишень, прокатывание мяча друг другу, и др. (с учетом рекомендаций врача-офтальмолога); умение принимать правильную осанку.
    Упражнения коррекционно-развивающей направленности: упражнения на координацию движений, выносливость и ловкость; умением организовывать и выполнять упражнения под зрительно-двигательным контролем; ходьба и бег с остановкой, с преодолением препятствий; свободное перемещение в замкнутом пространстве на сигнал, поиск по словесным ориентирам, ходьбой (по памяти, в определенном направлении после выполнения упражнений), передвижением по бревну,

    661 лежащему на полу; движения глаз; умение выполнять упражнения с мячом (бросок, прокатывание, метание слежение); умением дифференцировать подвижные игры, в соответствии с их видом; способностью преодолевать скованность движений в выполнении упражнений на свободное, естественное передвижение.
    Упражнения на лечебных тренажерах:
    знания о назначении различных видов простых тренажеров; умение занимать исходное положение на тренажере для выполнения упражнения; умением выполнять упражнения на простых тренажерах; способностью проявлять волевые качества.
    Базовые учебные действия направлены на формирование у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных учебных действий.
    Личностные базовые учебные действия:
    принятие социальной роли обучающегося; личностное самоопределение, восприятие «образа Я» как субъекта двигательной деятельности; развитие мотивации достижения успеха и готовности к преодолению отклонений в физическом развитии и двигательной сфере; понимание слабовидящим обучающимся с легкой умственной отсталостью
    (интеллектуальными нарушениями) значения собственного учения; ориентация в оценках учителей, сверстников, родителей, понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности; формирование элементарных представлений об организме человека; ориентация в социальном окружении, понимание своего места в нем; учебно-познавательный интерес к учебному материалу; ориентация на самостоятельность, активность, на двигательную и социально-бытовую независимость; здоровьесберегающее поведение; ориентация на оценку собственных поступков с точки зрения соответствия общепризнанным нормам.
    Регулятивные базовые учебные действия: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно с тем, что еще недостаточно изучено (основы целеполагания); умение придерживаться заданной последовательности учебно-практических и познавательных действий (основы практического планирования);

    662 умение предвидеть ближайший практический результат учебного действия (основы прогнозирования); умение выполнять доступные операции для осуществления контроля (пошагового и итогового) за учебным действием; умение вносить в ранее освоенное действие необходимые коррективы для достижения искомого результата; адекватное понимание своих достижений, умение оценивать конкретный результат учебной деятельности, правильность выполнения действий, их цепочки; адекватное использование в учебно-познавательной деятельности сенсорных способностей и перцептивных умений; умение адекватно запрашивать и принимать необходимую практическую помощь для решения и достижения результата учебной деятельности; активное использование всех анализаторов при выполнении упражнений для коррекции скованности, физической пассивности; саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию по преодолению препятствий.
    Познавательные базовые учебные действия: умение выделять и формулировать доступную для осмысления и практической реализации познавательную цель; актуализация, накопление, расширение, уточнение знаний; построение речевого высказывания в устной форме; выбор способов решения двигательной задачи (с помощью педагога) в зависимости от конкретных условий; алгоритмизация практического действия.
    Коммуникативные базовые учебные действия: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками; умение задавать вопросы для ориентации в совместной с другими деятельности; умение взаимодействовать с партнерами в системе координат: «слабовидящий-нормально видящий», «слабовидящий-слабовидящий»; умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение адекватно воспринимать, понимать и использовать вербальные и невербальные средства общения на занятиях АФК.
    2.Содержание курса

    663
    Адаптивная физическая культура (общие знания).
    Разнообразие упражнений АФК. Правильное дыхание. Осанка человека. Подвижные игры, их правила, требования к играющим. Гигиенические навыки занятий физкультурой.
    Занятия на тренажерах. Зрение и упражнения АФК.
    Общие упражнения.
    Строевые упражнения.
    Общеразвивающие упражнения.
    Общеразвивающие упражнения с предметами. Упражнения, формирующие основные движения. Подвижные игры. Элементы танца. Дыхательные упражнения. Упражнения на подвижность глаз.
    Лечебно-корригирующие упражнения.
    Дыхательные упражнения. Упражнения для укрепления мышц брюшного пресса и спины. Упражнения для формирования правильной осанки. Упражнения для формирования мышц стопы. Упражнения для развития подвижности отдельных суставов. Упражнения, повышающие силу отдельных мышечных групп. Упражнения для совершенствования зрительных функций.
    Упражнения коррекционно-развивающей направленности.
    Преодоление отклонений в физическом развитии и двигательной сфере. Упражнения на развитие координационных способностей. Упражнения наразвитие выносливости.
    Упражнения на развитие быстроты и ловкости. Упражнения для развития моторики рук.
    Упражнения для совершенствования подвижности глаз и зрительных функций. Упражнения, закрепляющие умения естественно двигаться.
    Упражнения на лечебных тренажерах.
    Упражнения на степпере. Упражнения на велотренажере. Упражнения на беговой дорожке. Упражнения на гребном тренажере.
    Методы и приемы обучения.
    При работе с детьми с нарушением зрения используются следующие методы.
    Метод практических упражнений основан на двигательной деятельности учащихся.
    Чтобы совершенствовать у детей с нарушенным зрением определенные умения, необходимо многократное повторение изучаемых движений (больше, чем нормально видящим).
    Учитывая трудности восприятия учебного материала, ребенок с нарушением зрения нуждается в особом подходе в процессе обучения: в подборе упражнений, который вызывают доверие обучающихся, ощущение безопасности, комфортности и надежной страховки.
    Опыт работы позволяет выделить следующие направления использования метода практических упражнений:

    664 выполнение упражнений по частям, изучая каждую фазу движения отдельно, а затем объединяя их в целое; выполнение движения в облегченных условиях (например, бег под уклон, кувырок вперед с небольшой горки и т. д.); выполнение движения в усложненных условиях (например, использование дополнительных отягощений – гантели 0,5 кг, сужение площади опоры при передвижении и т. д.); использование сопротивлений (упражнения в парах, с резиновыми амортизаторами и т. д.); использование ориентиров при передвижении (звуковые, осязательные, обонятельные и др.); использование имитационных упражнений (например, «велосипед» в положении лежа, метание без снаряда и т. д.); подражательные упражнения («как ходит медведь, лиса»; «стойка аиста»; «лягушка» - присесть, положив руки на колени, и т. д.); использование при ходьбе, беге лидера (дети ориентируются на звук шагов бегущего рядом или на один шаг впереди ребенка с остаточным зрением); использование страховки, помощи и сопровождения, которые дают уверенность ребенку при выполнении движения; использование изученного движения в сочетании с другими действиями (например, ведение мяча в движении с последующим броском в цель и др.); изменение в процессе выполнения упражнений таких характеристик, как темп, ритм, скорость, ускорение, направление движения, амплитуда, траектория движения и т. д.; изменение исходных положений для выполнения упражнения (например, сгибание и разгибание рук в упоре лежа от гимнастической скамейки или от пола); использование мелкого спортивного инвентаря для манипуляции пальцами и развития мелкой моторики руки (мяч «ежик», массажное кольцо и мяч, ручной эспандер, для дифференцировки тактильных ощущений - отделение риса от гороха и т. д.); изменение внешних условий выполнения упражнений: на повышенной опоре, бег в зале и по траве, передвижение на лыжах по рыхлому снегу и по накатанной лыжне и т. д.;
    Варьирование состояния обучающихся при выполнении физических упражнений: в условиях проверки (самоконтроль, взаимоконтроль, зачетный урок и т. д.); в соревновательных условиях (внутри класса, школьные, районные, городские и т. д.); использование разученных двигательных умений в повседневной жизни;

    665 использование упражнений, которые требуют согласованных и синхронных действий партнеров (бег парами с передачей мяча друг другу с постепенным увеличением расстояния между партнерами и т. д.); изменение эмоционального состояния (бег в эстафетах, в подвижных играх, выполнение упражнений с речитативами, музыкальным сопровождением и пр.).
    Метод дистанционного управления также относится к методу слова, он предполагает управление действиями ученика на расстоянии посредством следующих команд: «поверни направо», «поверни налево», «иди вперед», «три шага вперед, вправо, влево» и т. д. Дети с нарушением зрения часто пользуются звуковой информацией. В большинстве упражнений при взаимодействии с опорой или предметом возникает звук, на основании которого можно составить представление о предмете. Звуки используются как условные сигналы, заменяющие зрительные представления.
    Метод упражнения по применению знаний, построенный на основе восприятия информации при обучении посредством органов чувств (зрение, слух, осязание, обоняние).
    Этот метод направляет внимание ребенка на ощущение (мышечно-двигательное чувство), возникающее в мышцах, суставах при выполнении двигательных действий, и позволяет совершить перенос усвоенных знаний в практическую деятельность. Например, можно предложить ребенку побегать за лидером, догнать его, обратить внимание ребенка на движение рук, ног, почувствовать мышечное ощущение, а затем предложить бежать самостоятельно, стараясь воспроизвести те же мышечные усилия, которые он ощущал при беге за лидером.
    Метод наглядности занимает особое место в обучении слепых и слабовидящих.
    Наглядность является одной из специфических особенностей использования методов обучения в процессе ознакомления с предметами и действиями. При рассматривании предметов (спортивного инвентаря) вначале предлагается рассматривание предмета по частям, ставится задача определения его формы, поверхности, качества, цвета, а затем предпринимается попытка целостного восприятия предмета или действия.
    Требования к средствам наглядной информации: большие размеры предметов, насыщенность и контрастность цветов. При изготовлении наглядных пособий используются преимущественно красный, желтый, зеленый, оранжевый цвета. Чтобы сформировать у детей полноценное восприятие учебного материала, необходимо использовать демонстрацию двигательных, действий и спортивного инвентаря. Наглядность обязательно должна сопровождаться словесным описанием, что поможет избежать искаженного представления о предмете, а также позволит активизировать мыслительную деятельность обучающихся.

    666
    Метод стимулирования двигательной активности - отсутствие ярких зрительных представлений обедняет эмоциональную жизнь детей с нарушением зрения. Необходимо как можно чаще поощрять детей, давать им почувствовать радость движений, помогать избавиться от комплекса неполноценности, от чувства страха пространства, неуверенности в своих силах. По возможности создавать ситуацию успеха. Желательно участие педагога в игре, что позволяет сохранить темп и активность детей. При правильном руководстве дети со зрительной депривацией овладевают различными двигательными умениями, формирующими эмоциональное восприятие движений, особенно в игровой деятельности, развитие волевых качеств, смелости и решительности, уверенности в себе.
    При обучении детей с нарушением зрения крайне редко применяется какой-либо один метод, обычно в соответствии с задачами урока используется сочетание нескольких взаимодополняющих методов. Приоритетное положение отводится тому, который наилучшим образом обеспечивает развитие двигательной активности детей.
    Основными средствами физической реабилитации детей с нарушением зрения являются физические упражнения: передвижения: ходьба, бег, подскоки. общеразвивающие упражнения:
    -без предметов;
    -с предметами (гимнастические палки, обручи, озвученные мячи, мячи разные по качеству, цвету, весу, твердости, размеру, мешочки с песком, гантели 0,5 кг и др.);
    -на снарядах (гимнастическая стенка, скамейка, бревно, кольца, перекладина, ребристая доска, тренажеры - механотерапия и т.д.). упражнения на формирование навыка правильной осанки. упражнения для укрепления сводов стопы. упражнения для развития и укрепления мышечно-связочного аппарата (укрепления мышц спины, живота, плечевого пояса, нижних и верхних конечностей); упражнения на развитие дыхательной и сердечно-сосудистой систем; упражнения на развитие равновесия, координационных способностей
    (согласованность движений рук и ног, тренировка вестибулярного аппарата и пр.). Для совершенствования координации движений используются необычные или сложные комбинации различных движений, упражнения на тренажерах; упражнения на развитие точности движений и дифференцировки усилий; лазанье и перелезание (преодоление различных препятствий);

    667 упражнения на расслабление (физическое и психическое), расслабление мышц, сознательное снижение тонуса различных групп мышц. Они могут иметь как общий, так и локальный характер; специальные упражнения по обучению приемам пространственной ориентировки на основе использования и развития сохранных анализаторов (остаточное зрение, слух, обоняние); упражнения на развитие и использование сохранных анализаторов; упражнения для развития мелкой моторики руки; специальные упражнения для зрительного тренинга: на улучшение функционирования мышц глаза; на улучшение кровообращения тканей глаза; на развитие аккомодационной способности глаза; на развитие кожно-оптического ощущения; на развитие зрительного восприятия окружающей обстановки и др.
    К вспомогательным средствам физического воспитания относятся: гигиенические факторы (гигиенические требования к процессу обучения, соблюдение режима дня, зрительной нагрузки и т.д.); естественные силы природы.
    Формы организации занятий.
    АФК проводится в форме групповых занятий-уроков.
    В зависимости от целей, задач, программного содержания занятия подразделяются на:
    - занятия образовательной направленности — для формирования специальных знаний, обучения разнообразным двигательным умениям;
    - занятия коррекционно-развивающей направленности — для развития и коррекции физических качеств и координационных способностей, коррекции движений, коррекции сенсорных систем и психических функций с помощью физических упражнений;
    - занятия оздоровительной направленности — для коррекции осанки, плоскостопия, профилактики соматических заболеваний, нарушений сенсорных систем, укрепления сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
    - занятия лечебной направленности — для лечения, восстановления и компенсации утраченных или нарушенных функций при хронических заболеваниях, травмах и т. п.;
    - занятия спортивной направленности — для совершенствования физической, технической, тактической, психической, волевой, теоретической подготовки в избранном виде спорта;
    - занятия рекреационной направленности — для организованного досуга, отдыха, игровой деятельности.

    668
    Такое деление носит условный характер, отражая лишь преимущественную направленность занятия. Фактически каждое занятие содержит элементы обучения, развития, коррекции, компенсации и профилактики. Таким образом, наиболее типичными для детей с ограниченными функциональными возможностями являются комплексные занятия.
    Результативность усвоения программного материала не оценивается по пятибалльной системе, как это принято на общеобразовательном уроке, так как невыполнение того или иного упражнения может быть обусловлено тяжестью дефекта развития ребёнка. При этом учитель прослеживает динамику развития физических качеств, которые корректируются и совершенствуются в процессе обучения. Степень усвоения умений и навыков соотносится с требованиями программного материала, учитывается характер самостоятельного выполнения заданий и перенос в свободную самостоятельную деятельность.
    Нагрузка на занятиях АФК осуществляется с учетом возраста школьников, показателей их физической подготовленности, функционального состояния и степени выраженности патологического процесса.
    Контингент обучающихся - это слабовидящие дети с различной степенью и патологией развития глаз и интеллектуальными нарушениями.
    Дети, имеющие различные нарушения осанки, не прогрессирующий сколиоз, плоскостопие, ДЦП, недоразвитие мышечного корсета, заболевания сердечно-сосудистой и дыхательной систем, другие соматические заболевания, а также учащиеся с сочетанным дефектом здоровья.
    Обучающиеся, имеющие два первичных нарушения - в данном случае слабовидения, сочетающегося с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - значительно осложнено, так как каждое первичное нарушение, существует в этом комплексе с характерными для него вторичными расстройствами, что значительно усложняет общую структуру нарушения и затрудняет его компенсацию.
    Слабовидящие обучающиеся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) могут отставать в физическом развитии, что выражается в более низком росте, меньшей массе тела и объеме грудной клетки, могут иметь место навязчивые движения. У многих их них имеет место быть нарушение осанки, снижение пластичности и координированности движений. Снижение эмоциональной выразительности обусловливает затрудненность зрительного восприятия эмоциональных проявлений других людей.
    У обучающихся снижены такие показатели как сила, быстрота и выносливость, они испытывают достаточно серьезные трудности при сохранении рабочей позы в течение урока, быстро утомляются, у них значительно снижена работоспособность (в том числе и зрительная), снижено внимание, что проявляется в трудностях привлечения внимания,

    669 невозможностью длительной его концентрации, наличии быстрой и легкой отвлекаемости, рассеянности.
    Кроме сниженной остроты зрения на снижение зрительных возможностей слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) негативно влияет снижение других зрительных функций (поля зрения, цветоразличение, снижение контрастной чувствительности, нарушение глазодвигательных функций), что является весьма характерным для слабовидения. Это в свою очередь, осложняется как наличием различных клинических форм слабовидения (нарушение рефракции, патология хрусталика, глаукома, заболевание нервно-двигательного аппарата и др.), так и наличием глазных заболеваний (врожденная миопия, катаракта, гиперметропия высокой степени, ретинапотия недоношенных, частичная атрофия зрительного нерва и др.).
    Занятия проводятся с учетом имеющихся противопоказаний и рекомендаций врача- офтальмолога.
    Для детей с нарушением зрения (при некоторых заболеваниях) предусматриваются следующие ограничения, резкие наклоны прыжки, упражнения с отягощением, акробатические упражнения (кувырки, стойки на голове, плечах, руках, висы вниз головой), а также соскоки со снарядов, упражнения с сотрясением тела и наклонным положением головы, резким перемещением положения тела и возможными травмами головы, упражнения высокой интенсивности, длительные мышечные напряжения и статические упражнения, нагрузки с большой интенсивностью в беге, передвижение на коньках.
    3.Учебно-тематическое планирование

    п/п
    ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ КУРСА
    Количество часов
    Общие знания
    На каждом занятии
    Общие упражнения
    8
    Лечебно-корригирующие упражнения
    9
    Упражнения коррекционно-развивающей направленности
    9
    Упражнения на тренажерах
    8
    Оценка и контроль функционального состояния организма
    В начале и конце учебного года
    ИТОГО: 34

    670
    1   ...   35   36   37   38   39   40   41   42   43


    написать администратору сайта