Главная страница
Навигация по странице:

  • Регулятивные базовые учебные действия

  • Познавательные базовые учебные действия

  • Коммуникативные базовые учебные действия

  • Планируемые предметные результаты изучения курса

  • 2.Содержание курса Теоретические знания.

  • Специальные ритмические упражнения.

  • Упражнения на связь движений с музыкой.

  • Упражнения ритмической гимнастики.

  • Подготовительные упражнения к танцам.

  • Музыкально-ритмические игры и занятия.

  • Календарно-тематическое планирование строится на репертуарном плане.

  • проект. проекты-примерных-рабочих-программ-для-слабовидящих-обучающихся-. Проект комплект примерных рабочих программ по отдельным учебным предметам и


    Скачать 3.76 Mb.
    НазваниеПроект комплект примерных рабочих программ по отдельным учебным предметам и
    Анкорпроект
    Дата16.06.2022
    Размер3.76 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлапроекты-примерных-рабочих-программ-для-слабовидящих-обучающихся-.pdf
    ТипПояснительная записка
    #596383
    страница38 из 43
    1   ...   35   36   37   38   39   40   41   42   43
    1.Планируемые результаты освоения курса
    Личностные базовые учебные действия:
    принятие социальной роли обучающегося; личностное самоопределение (Я-ученик, Я-учусь, мне интересно/не интересно, умею/не умею и др.) слабовидящего с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом особых образовательных, в том числе и индивидуальных потребностей; понимание слабовидящим обучающимся с легкой умственной отсталостью
    (интеллектуальными нарушениями) значения собственного учения; ориентация в оценках учителей, сверстников, родителей, понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности; ориентация на содержательные моменты школьной действительности, принятие образца «хорошего ученика»; формирование элементарных представлений о картине мира; ориентация в социальном окружении, понимание своего места в нем; учебно-познавательный интерес к учебному материалу; формирование чувства любви к своей стране, городу (краю); ориентация на самостоятельность, активность, на двигательную и социально-бытовую независимость; здоровьесберегающее поведение; ориентация на оценку собственных поступков с точки зрения соответствия общепризнанным нормам; доступная творческая самореализация.
    Регулятивные базовые учебные действия:
    умение придерживаться заданной последовательности учебно-практических и познавательных действий (основы практического планирования); умение предвидеть ближайший практический результат учебного действия (основы прогнозирования); умение выполнять доступные операции для осуществления контроля (пошагового и итогового) за учебным действием; умение вносить в ранее освоенное действие необходимые коррективы для достижения искомого результата;

    636 адекватное понимание своих достижений, умение оценивать конкретный результат учебной деятельности, правильность выполнения действий, их цепочки; адекватное использование в учебно-познавательной деятельности сенсорных способностей и перцептивных умений; умение адекватно запрашивать и принимать необходимую практическую помощь для решения и достижения результата учебной деятельности; активное использование всех анализаторов для формирования компенсаторных способов деятельности; самостоятельная регуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию по преодолению препятствий.
    Познавательные базовые учебные действия:
    умение выделять и формулировать доступную для осмысления и практической реализации познавательную цель; актуализация, накопление, расширение, уточнение знаний; построение речевого высказывания в устной форме; выбор способов решения задач в зависимости от конкретных знакомых условий; алгоритмизация практического действия; смысловое исполнение движений, умение слушать музыку.
    Особую группу общеучебных базовых действий составляют:
    - знаково-символические действия (доступное моделирование в решении учебных задач и др.);
    - мыслительные действия и операции:
    сравнение, группировка объектов познания, осуществляемых на наглядно-образной основе; освоение и использование элементарных общих понятий, обеспечивающих учебно- познавательную деятельность; установление на наглядно-образной основе доступных причинно-следственных связей.
    Коммуникативные базовые учебные действия:
    умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение оценивать процесс и результат взаимодействия; умение задавать вопросы для ориентации в совместной с другими деятельности;

    637 умение взаимодействовать с партнерами в системе координат: «слабовидящий- нормально видящий», «слабовидящий-слабовидящий»; умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение правильной монологической и диалогической речью; умение адекватно воспринимать, понимать и продуцировать вербальные и невербальные средства общения.
    Базовые учебные действия по коррекционно-развивающему курсу Ритмика: двигательная самореализация; восприятие «образа Я» как субъекта музыкально-двигательной, танцевальной деятельности; планирование и умение придерживаться заданной последовательности движений, действий; эстетические и смысловые ориентации, направленные на развитие потребности в двигательном и творческом самовыражении; развитие чувства ритма, связи движения с музыкой, координации движений; саморегуляция как способность к выполнению движений, двигательных действий; установка на здоровье сберегающее поведение, ориентация на выполнение правил здорового и безопасного образа жизни; развитие мотивации к преодолению трудностей; умение принимать и сохранять учебную задачу; потребность в двигательной активности, двигательной самореализации; умение различать способ и результат деятельности при выполнении танцевальных движений; активное использование всех анализаторов для формирования компенсаторных способов деятельности, овладения специальными ритмическими упражнениями; развитие навыков пространственной ориентировки как основы овладения ритмическими движениями; умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми на занятиях ритмической гимнастики; алгоритмизация практических действий при выполнении танцевальных движений; умение взаимодействовать с социальным окружением при овладении элементами танцев, танцами; умение адекватно воспринимать, понимать и использовать вербальные и невербальные средства общения на занятиях ритмики.
    Планируемые предметные результаты изучения курса

    638
    Теоретические сведения:
    знания о движениях под музыку, ритмических упражнениях, танцевальных движения, об элементах движения; умение называть виды ритмической деятельности, формы музыкально-ритмической деятельности; умение узнавать на дидактическом материале и точно обозначать части тела, показывать на себе; описывать их двигательные возможности; знания о роли занятий ритмической деятельностью для развития слуха, осязания, развития ориентировочных умений; знания о факторах риска для здоровья при выполнении движений (в том числе для нарушенного зрения).
    Специальные ритмические упражнения:
    умение реагировать на сигнальные слова «движение», «темп», «ритм»; умение выполнять движения в соответствии с освоенными видами ритмических упражнений; умение согласовывать темп движения с проговариванием; умение принимать положение полуприседа, полного приседа; умение координировать движения глаз и рук в соответствии с заданным темпом.
    Упражнения на связь движений с музыкой:
    способность согласовывать характер, темп, направление освоенного движения в соответствии с видом упражнений; умением согласовывать характер, ритм музыки, песни со своими движениями; умение передавать движением звучание музыки; различные виды ходьбы и бега; умение произвольно менять направления движения.
    Упражнения ритмической гимнастики:
    умение осваивать содержание, амплитуду движения ритмической гимнастики в соответствии с видом упражнения; умение выполнять и регулировать ритмические гимнастические движения без предмета, с предметом; умение правильно захватывать предмет для выполнения определённого упражнения; умение дифференцировать движения кисти, пальцев руки для захвата и удерживания предмета, выполнять упражнения с предметами; развитие желания осуществлять выразительные и красивые движения; развитие представлений о собственных возможностях.

    639
    Подготовительные упражнения к танцам:
    умение осознанно относиться к выполняемым движениям; умение называть точным словом части тела; умение регулировать движения по степени мышечных усилий; умение принимать положение полуприседа; двигательные навыки, элементы танца; умение принимать правильную осанку и поддерживать её; умение согласовывать свои движения с движениями партнеров.
    Элементы танцев:
    способность сознательно относится к своим движениям; точность движений; умение дифференцировать виды танцевальных движений, обозначать их точным словом; двигательные навыки как элементы танцев; согласованные с партнёрами танцевальные движения.
    Танцы:
    навыки выполнения коллективных танцевальных движений; умение осваивать базовые позиции и движения изучаемого танца; способность сознательно относится к своим движениям, положениям тела, позам; умение осваивать элементы танца и целостно их воспроизводить; умение воспроизводить танцевальные движения в общем ритме и темпе с партнёрами; умение свободно и произвольно выполнять освоенные танцевальные движения в знакомом пространстве; умение слушать танцевальную музыку, двигаться под музыку; умение дифференцировать танцы и танцевальные движения;
    Музыкально-ритмические игры и занятия:
    умением выполнять простые имитационные и игровые движения; способность дифференцировать музыкально-ритмические игры и в соответствии с их видом организовывать свои движения, проявлять двигательную активность; опыт участия в музыкально-ритмических играх; умение понимать и передавать информацию, настроение посредством танцевальных движений; умение регулировать силу, высоту голоса в музыкально-речевых играх; навыки самовыражения в музыкальных играх.

    640
    2.Содержание курса
    Теоретические знания.
    Занятия ритмикой в жизни человека. Тело человека и его двигательные возможности.
    Значение ритмических упражнений в жизнедеятельности, в том числе в учебной деятельности. Музыка и движение. Красота движения и музыкально-ритмическая деятельность. Упражнения в музыкально-ритмической деятельности. Танцевальные движения и танцы. Движение и речь. Ритмика и зрение, ритмика и слух.
    Специальные ритмические упражнения.
    Движения. Ритмичная ходьба с акцентами на определенный счет, с хлопками, упражнениями с движениями рук и туловища, проговариванием стихов, пословиц и др. без музыкального сопровождения. Ритмичные движения на счет (четный, нечетный) с паузой.
    Ритмичные хлопки в ладоши. Ходьба и бег в различном темпе. Ритмичное изменение положения рук. Ритмичные координированные движения рук и глаз.
    Упражнения на связь движений с музыкой.
    Движение. Характер движения. Движения под пение. Движение под музыку.
    Движение в соответствии с частью музыкального произведения. Ходьба, бег с движениями рук на акцент в музыке. Ходьба, бег с выполнением выпадов, поворотов, остановок на акцент в музыке. Ходьба, бег в соответствии с характером и ритмом музыки. Передача движением звучания музыки. Смена направления движения с началом музыкальной фразы.
    Формирование пластичности движений, умений управлять темпом движений. Преодоление трудностей развития движений. Развитие выразительности движений и самовыражения.
    Упражнения ритмической гимнастики.
    Упражнения ритмической гимнастикой. Формирование ритмичности движений.
    Содержание и амплитуда движения. Общеразвивающие и специальные упражнения.
    Упражнения с предметами и без предметов. Упражнения на зрительно-моторную координацию. Упражнения на зрительную пространственную ориентировку.
    Подготовительные упражнения к танцам.
    Упражнения для ступней ног. Выставление ноги на носок. Полуприседание и полное приседание. Выставление ноги на пятку, носок. Повороты с помощью хореографического станка, партнера. Преодоление трудностей развития двигательных действий. Развитие координации двигательных действий.
    Элементы танцев.
    Точность движения. Выставление ноги на пятку и носок. Шаг с притопом на месте.
    Выставление ноги на пятку с полуприседом. Хороводный шаг. Тройной шаг. Шаг польки.

    641
    Вальсовые шаги: балансе, квадрат. Музыкально-двигательный образ. Преодоление трудностей развития движений, развитие связи движения с музыкой.
    Танцы.
    Красота движения. Танец. Хоровод. Полька. Вальс. Кадриль. Хлопки. Красивые, изящные движения. Виды танцев. Весёлые, грустные мелодии. Народные мелодии. Развитие двигательной активности, координации движений, умение управлять темпом движения.
    Музыкально-ритмические игры и занятия.
    Подвижные игры. Музыкально-ритмические игры. Музыкально-ритмические упражнения и игры на развитие ориентировки в пространстве. Коммуникативные танцы- игры. Коррегирующие игры. Речевые игры. Ритмодекламация. Пальчиковые игры.
    На каждом занятии по курсу Ритмика осуществляется работа по всем направлениям работы в изложенной последовательности. Однако в зависимости от задач урока на каждый этап отводится различное количество времени.
    Упаржнения на ориентировку в пространстве, специальные ритмические упражнения, упражнения на связь движений с музыкой входят составным элементом в каждое занятие и являются его организующим началом. Задания этого раздела учат детей строиться в шеренгу, колонну, цепочку, ходить по кругу, в заданном направлении, разными видами шага
    (маркировка с высоким подниманием колен, осторожный, мягкий, пружинящий шаг, ходьба, бег с подскоками, между предметами и другие перестроения в различные формы). В 3-ем классе обучающиеся начинают занятие под музыку марша, полонеза. Для смены направления движений меняем музыкальное сопровождение или осваиваем разводку и фигуры танца Полонез.
    Основное содержание второго этапа составляют специальные ритмико- гимнастические упражнения, способствующие выработке необходимых музыкально- двигательных навыков – порядок упражнений у хореографического станка. Этот раздел включает упражнения на развития мышц шеи, плечевого пояса, корпуса, рук, ног, головы – навыки пространственной микроориентировки. Его можно дополнить упражнениями из программы по физической культуре. Недопустимо разучивания упражнений без музыки, под счет. Можно вести счет в начале выполнения упражнения, но одновременно с музыкой, а заканчивать упражнения учащихся должны самостоятельно, ориентируясь только на темп и ритм музыкального сопровождения. Вместе с тем не следует превращать занятие в обычную зарядку под музыку. Смена движений должна происходить одновременно со сменой музыки и соответствовать ее музыкально-ритмичному образу. В раздел специальных ритмико- гимнастических упражнений входят задания на выработку координации движений, крайне необходимых слабовидящим обучающимся с легкой умственной отсталостью

    642
    (интеллектуальными нарушениями).
    Упражнения выполняются с помощью хореографического станка и обучающиеся привыкают правильно держаться за станок, рабочей «рукой» и «ногой» выполнять движения, делать поворот и наклон к станку; принимать и держать правильную осанку. Упражнения этого раздела должны строго придерживаться рекомендациям ПМПК.
    Этап разучивания элементов танца и исполнение танцевальных номеров должен носить не только развивающий, но и познавательный характер Обучению слабовидящих детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) танцам предшествует работа по привитию навыков четкого и выразительного исполнения отдельных движений и элементов танца. Внимательно закреплять правильное положение тела, рук относительно партнера по танцу и относительно других танцующих танцевальных пар.
    Следить за дистанцией во время исполнения элементов танца и танцевального номера. К каждому упражнению подбирается такая мелодия, в которой отражены особенности движения. Например, освоения хороводного шага связано со спокойной русской мелодией, а топающего - с задорной плясовой. В 3-ем классе обучающиеся знакомятся с разнохарактерными танцами: Русский лирический, Парная кадриль, Медленный вальс,
    Диско-танец, Фигурный вальс. Почувствовать образ помогают упражнения с аксессуарами и элементами соответствующего костюма. Яркий платочек в руке - помогает танцевать весело и свободно, плавно и легко. Строгая рубашка с галстуком партнера и пышная юбка партнерши помогают почувствовать классический образ бального танца – вальс. Во время освоения танцевального репертуара обучающиеся знакомятся с их названиями: Полонез,
    Русский лирический, Парная кадриль, Медленный вальс, Фигурный вальс; а так же с основными движениями этих танцах (плавный шаги русского лирического танца; притопы парной кадрили, ритмичные хлопки в полонезе; мягкий вальсовый шаг и др.), с историей возникновения этих танцев.
    Заключительный этап занятия – в этот раздел входят музыкально-ритмические игры.
    Подвижные игры. Музыкально-ритмические игры, игры для развития ориентировки в пространстве. Коммуникативные танцы - игры. Корригирующие игры. Речевые игры. Ритмо- декламация. Пальчиковые игры. Игры для развития пальцев рук входят в программу курса с целью развития мелкой мускулатуры пальцев, снятия напряжения или вялости, выработки точности, ритмичности и координации движений рук, развития дыхания. Эти упражнения помогают развивать тонкие дифференцированные движения рук, координацию движений, тонкие тактильные ощущения.
    Содержание разделов реализуется на каждом уроке, который состоит из четырех этапов:

    643 на 1 этапе – теоретические сведения, специальные ритмические упражнения, упражнения на связь движений с музыкой; на 2 этапе – теоритические сведения, упражнения ритмической гимнастики, подготовительные упражнения к танцам; на 3 этапе – теоретические сведения, элементы танцев, танцы; на 4 этапе – музыкально-ритмические игры и занятия.
    Календарно-тематическое планирование строится на репертуарном плане.
    Репертуарный план.
    Этапы урока
    I четверть II четверть III четверть
    IV четверть сен. окт. нояб. дек. янв. февр. март апр. май
    I
    Упражнение на ориентировку
    5 10 5
    5 10 10 10 5
    5
    II
    Ритмико- гимнастические упражнения
    5 5
    5 5
    5 5
    5 5
    5
    III
    Парная кадриль
    (элементы)
    10 5
    5 5
    5 5
    Вальс
    (элементы фигурного и медленного)
    5 10 5
    10 5
    5 5
    5 5
    Хороводы
    (совершенствование)
    5
    5 5
    5
    Массовые танцы к новогодним праздникам
    10 5
    Современные танцы
    (диско)
    5 5
    5 5
    5
    Русский лирический
    5 5
    5 5
    5
    Полонез
    5 5
    5 5
    5 5
    IV
    Игры и творческие задания
    5 5
    5 5
    5 5
    5 5
    5

    644
    Основной формой организации учебных занятий по «Ритмика» является коррекционное занятие. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: фронтальная (передача учебной информации одновременно всем обучающимся); групповая (работа в паре); индивидуальная (самостоятельное выполнение учебного задания с учетом возможностей обучающегося).
    1   ...   35   36   37   38   39   40   41   42   43


    написать администратору сайта