Главная страница

Программа Педагогика нового времени


Скачать 0.79 Mb.
НазваниеПрограмма Педагогика нового времени
Дата04.05.2022
Размер0.79 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаsovremennyj_urok-integrirovannye_uroki-chast_6.pdf
ТипПрограмма
#511326
страница10 из 17
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   17
Изготовление аппликаций из листьев
Ход работы.
Рассказ учителя. Дерево, как любой живой организм, со­
стоит из отдельных органов: листьев, веток, ствола и кор­
ней. Каждый из них выполняет особую функцию. Еще в 18 веке ученые доказали, что животные делают воздух непри­
годным для дыхания, а растения «улучшают его». Зеленое растение очищает воздух только благодаря солнечному свету. При солнечном свете растения выделяют кислород, которым дышат животные и люди, а поглощают из воздуха углекислый газ, который животные и люди выдыхают. Зеле­
ный лист - источник жизни на Земле. Если бы не было рас­
тений, не было бы на Земле животных и человека. Растения также служат источником пищи для всего животного мира.
Опавшие листья являются хорошим органическим удобре­
нием для почвы; уголь и нефть образовались из остатков растений, живших в далекие времена.
Анализ готовой поделки:
- Из какого материала выполнена аппликация?
- Л и с т ь я каких деревьев использованы?
Практическая работа, повторение правил работы и со­
блюдения техники безопасности при работе с ножницами.
Разбор последовательности выполнения поделок:
- задумать, кого хотели бы изобразить?
- подобрать похожие листья и разложить их на основе.
Можно придать нужную форму ножницами;
- карандашом поставить точки вверху и внизу каждого листа;
- на каждый лист с изнаночной стороны нанести кис­
точкой клей и приложить лист на место, слегка прижав к основе.

Интеграция в начальном обучении
114
Интеграция в начальном обучении
1
Кульневич СВ., Лакоценина Т.П. Анализ современного урока.
р
остов-на-Дону. Издательство «Учитель», 2002.
115
- А теперь отгадайте мои загадки. (За отгадки вручают­
ся призы).
1. Без рук, без ног
В подворотню лезет. (Ветер).
2. Над рекою, над долиной
Повисла белая холстина. (Туман).
3. Стоит Антошка на одной ножке,
Кто мимо пройдет, всяк наклонится. (Гриб).
Крупно, дробно зачастил,
Всю землю напоил. (Дождь).
Возможен вариант, когда загадки задают сами учащие­
ся, если предложить им подготовиться к занятию предвари­
тельно.
Осень.
Принесла я вам осеннее ненастье и семь погод на дворе:
Сеет, веет, крутит, мутит, сверху льет,
Гнетет и снизу метет.
А еще я принесла вам корзину со своими дарами.
(Осень угощает ребят яблоками, грушами или пирожками с фруктовой или овощной начинкой).
Итоги урока.
Интегрированные блоки решают не множество отдель­
ных задач, а их совокупность. Формы блока могут быть раз­
личны, но в каждом должно быть достаточно материала для упражнения «деятельностных сил» (И.Г. Песталоцци) ре­
бенка, данных ему от природы. Интегрированный блок тре­
бует от учителя (учителей) профессионального мастерства и проявления творческой активности
1
Выставка лучших работ.
- С каким природным материалом работали?
- Для чего нужны листья дереву? Животным? Людям?
- Как правильно обращаться с собранными опавшими листьями в саду, в парках?
8. В гостях у Осени. Сценическое представление.
- Ну, вот, мы и пришли в гости к осени.
Осень.
Так хорошо в лесу осеннем,
Что не хотелось уходить.
Но знаю я от птиц знакомых,
Что в гости вы должны зайти.
- Здравствуйте, ребята. Вот вы и у меня в гостях. По­
знакомьтесь с моими сыновьями. А как их зовут, вы сейчас ответите.
1 ученик.
Все в плодах большого лета,
Пестрой радугой одето,
Позолочено насквозь,-
Бабье лето началось! (Сентябрь).
2 ученик.
Город празднично наряжен,
С кумачами улиц в ряд,
Парк стоит как на параде,
Весь в багрянце...(октября).
3 ученик.
Недолог роздых межсезонья
В лесу, застывшем в полусне,
Полян обветренных ладони
С надеждой ловят первый снег. (Ноябрь).
Осень.
- Может быть вы, ребята, вспомните, что говорят об осени пословицы и поговорки? (Дети перечисляют послови­
цы и поговорки об осени).

Интеграция в начальном обучении
Схема анализа интегрированного блока
(Сухаревская Е.Ю.)
Блок
Учитель
Класс
Дата
Тема блока
Целевой блок
Оценка под­
готовки учи­
теля к заня­
тию
Подразумевает ли тема блока его интегративный характер?
Предусматривают ли цели блока его интегративный характер?
Какие педагогические задачи решаются на интегри­
рованном занятии?
- систематизация знаний;
- обобщение и классификация сведений из разных областей;
- установление связей между общеобразователь­
ными и специальными знаниями.
Содержательный блок
Оценка со­
держания блока
Объект интеграции: ',
- общие понятия;
- общие идеи;
- проблемы различных предметов;
- обобщенные способы действий;'
- приемы, имеющие обобщенный характер.
Содержание и компоненты интеграции:
- внутрипредметная;
- межпредметная;
- внепредметная.
116
Интеграция в начальном обучении
^Каков уровень интеграции содержания?
;Низкий - модернизация процесса обучения только относительно его содержания.
Средний - комплексный подход к компонентам про­
цесса обучения (методам и формам).
Высокий - синтез целостного новообразования.
Каков масштаб интеграции?
Сколько и какие дисциплины охватывает блок?
Сколько и какие темы, разделы из них охватывает блок?
Формы организации интегрированного содержания:
- предметно-образная;
- понятийная;
- мировоззренческая;
-деятельностная;
- концептуальная.
Разумно ли сочетаются виды деятельности учащих­
ся?
Можно ли считать оптимальным избранное содер­
жание блока:
- д л я данной темы;
- подготовленности класса;
- возможностей учителя.
Можно ли считать оптимальным избранное сочета­
ние методов преподавания, стимулирования и кон­
троля:
- при опросе;
- при изучении нового;
- при закреплении;
- при обобщении изученного.
Процессуальный блок.
Оценка дея­
тельности учителя и учеников.
Каковы способы и приемы включения обучаемых в процесс овладения интегративным содержанием:
^создание проблемных ситуаций;
117

Интеграция в начальном обучении
Общая оценка блока.
118
Предметная интеграция процесса обучения
1
Шкилева О.А. Роль интеграции в подготовке будущих учите­
лей естественнонаучных дисциплин в вузе. Интеграция образова­
н и я . 2005, № 4.
2
Васильева П.Д- Интеграция естественнонаучного образова­
ния школьников на основе синергетического подхода / П.Д. Ва­
сильева, И.М. Титова // Наука и школа. 2003. №5, с. 10-12.
119
- постановка проблемных вопросов, задач, ком­
плексных заданий;
- организация эвристической беседы. ,.,
Какими средствами и способами учитель осуществ­
лял:
- поддержку учащихся на занятии;
- проверку знаний учащихся;
- экологию занятия;
- эмоциональную атмосферу.
Как учитывались возрастные и индивидуальные осо­
бенности учащихся:
- в мотивационно-волевой сфере;
^расширение интересов;
- ориентация на мировые культурные ценности;
- стремление к системности, целостности знаний в интеллектуальной сфере;
- систематизация знаний;
- умение устанавливать причинно-следственные связи;
- производить анализ и синтез получаемых знаний, умений;
- умение обобщать, связывать;
- развитие воображения (например, нарисовать му­
зыку) в предметно-практической сфере;
- умение решать комплексные задачи, проблемы;
- умение применять имеющиеся знания, навыки в других неожиданных ситуациях;
- владение обобщенными способами деятельности и т . д.
Правильно ли определен объем, сложность домаш­
него задания, умело ли проведен инструктаж?
ПРЕДМЕТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ
ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ
Интеграция в содержании естественнонаучного об­
разования
1
Реализация идей в содержании естественнонаучного образования, по мнению П.Д. Васильевой, И.М.. Титовой, осуществляется на разных уровнях.
Самый низкий уровень - уровень внутрипредметных
связей. Например, в обучении химии это идеи генетической связи между веществами; взаимосвязи состава, строения и свойств; единства и многообразия веществ материального мира. На уровне межпредметных связей ведущими идеями, реализующими интегративный подход, выступают идеи единства мира, его познаваемости, изменения и развития.
На уровне межпредметного синтеза, предполагающим свя­
зи между гуманитарными предметами и предметами есте­
ственнонаучного цикла, таковыми являются идеи глобаль­
ного эволюционизма; самоорганизации сложных систем
2
Первый уровень реализации межпредметных связей оп­
ределяется формированием конкретной науки. Так, в приве­
денном выше примере - это химическая картина мира.
Второй уровень интеграции связан с формированием естественнонаучной картины мира, которая представляет собой интегральный образ природы, созданный путем син­
теза естественнонаучных знаний на основе системы фун­
даментальных закономерностей природы и включающий представления о движении, взаимодействиях, пространстве

Предметная интеграция процесса обучения
и времени
1
. Межпредметный синтез предполагает станов­
ление общенаучной картины мира. Это высший уровень обобщения и систематизации всей совокупности знаний о природе, обществе, человеке в их взаимодействии и разви­
тии.
При установлении межпредметных связей важно вы­
явить не только содержание, но и структуру учебной дея­
тельности, так как в процессе перехода от одной дисципли­
ны к другой; в связи с изменением характера решаемых за­
дач меняется и место, занимаемое каким-либо понятием.
Использование знаний для решения новой задачи сопряже­
но с необходимостью размыкания ранее существовавших связей в структуре прежней дисциплины и включением ин-
• формации в структуру новой дисциплины.
Так как интеграция является процессом и результатом взаимосвязи и синтеза разнообразных знаний о мире, ос­
новным результатом установления межпредметных связей должно стать формирование целостной личности школьни­
ка, развитие интегративного синтетического мышления, становление научной картины мира, знаний, умений и навы­
ков.
Интеграция процесса обучения биологии
и химии в гуманитарных классах
В настоящее время перед школой стоит проблема пере­
вода старших классов на профильное обучение, которое обеспечивает преемственность между общим и профессио­
нальным образованием, помогает профессиональному са­
моопределению учащихся, выполняет функцию их допро- фессиональной подготовки, готовит школьников к более эффективному восприятию и усвоению программ высшего профессионального образования.

й
„ ' „
С
в о
в В М
Дидактические основы естественнонаучного п а р а д " ™
а ;
— п - ф " " в.и Щ
120
Предметная интеграция процесса обучения
Учащиеся гуманитарных классов продолжают обучение в
соответствующих вузах, поэтому они должны изучать тео­
ретический материал по химии более глубоко, интегрируя х И
мическое содержание с содержанием других естественно­
научных дисциплин, в частности биологии. Поэтому и долж­
ны быть различные подходы к обучению химии в классах естественнонаучного профиля. Профильное обучение
«мыслить как более демократичная и широкая фуркация на старшей ступени». В каждом из профилей преимуществен­
ное внимание уделяется группе профилирующих предме­
тов, на которые отводится существенная доля общей на­
грузки.
Спектр профильных классов разнообразен, но одним из доминирующих направлений являются классы естественно­
научного (биолого-химического) профиля. В настоящее время далеко не решены проблемы содержания форм, ме­
тодов и средств обучения как по профильным дисциплинам, так и по остальным учебным предметам. Предпрофильные предметы изучают, как правило, либо по программам для классов с углубленным изучением, либо по программам для средней общеобразовательной школы, содержание которых учителя-практики углубляют, основываясь на своем опы­
те и интуиции. При этом часто не раскрываются взаимо­
связи между профильными предметами, которые изучают обособленно. Непрофильные предметы также изучаются без учета специфики профиля класса и особенностей учебно-познавательной деятельности учащихся, по тра­
диционным программам для средней школы. Это вызы­
вает перегрузку учащихся и не способствует мотивации изучения предмета.
В ныне существующих профильных классах химия при­
сутствует как самостоятельный учебный предмет. Согласно концепции профильного обучения предмет «химия» должны изучать только учащиеся классов естественно-научного профиля, а в остальных профилях химия как отдельный предмет не выделяется, а включается в интегративный курс
«естествознание»
121

Предметная интеграция процесса обучения
Адаптируя химическое образование к различным про­
филям, следует выделить в нем два компонента: инвари­
антное ядро и вариативную составляющую. Инвариантное
ядро содержания включает химический язык, основные хи­
мические понятия, законы, теории, факты и методы иссле­
дования, используемые в химии.
Вариативная остав­
ляющая содержание должна опережать специфику про­
филя, устанавливать и иллюстрировать взаимосвязи хими­
ческого содержания с содержанием профильных дисцип­
лин. Для классов естественнонаучного профиля вариатив­
ная составляющая содержания курса химии включает био­
логический компонент. Поэтому реализация биологического компонента содержания школьного курса химии приобрета­
ет огромную значимость в классах естественнонаучного профиля. Уровень подготовки учащихся по химии, биологии, где эти предметы являются профильными, должен быть высоким. Вот и возникает естественная необходимость ин­
теграции биологии и химии. Интеграция этих дисциплин по­
зволит определить сущность вариативной части содержа­
ния курса химии в классах естественнонаучного профиля.
Взаимосвязи химии и биологии могут осуществляться в трех направлениях: при изучении одного и того же объекта, при использовании общих законов и теорий, при примене­
нии единых методов исследования.
Межпредметные связи химии и биологии
Направление межпредметных связей
Содержание взаимосвязанных понятий в курсе
Направление межпредметных связей химии биологии
Единый объект изу­
чения: вода
Неорганические соединения
Состав и строение, хи­
мические свойства.
Строение атомов эле­
ментов, химические свойства веществ.
Биологические функ­
ции, обмен в организ­
ме
Биологическая роль элементов-органо­
генов
122
Г ^ х ^ и я а
интеграция процессаобучения
Направление ме жпредметных _ связей
Содержание взаимосвязанных ппнят"й н курсе
Направление ме жпредметных _ связей химии биологии иронические со- С единения с
Химическая
1 реакция
1 с
1
(
( труктура и химические Б войства, способы про- Ц
ышленного получения л/ ипы химических реак- С
(ий. Окислительно-вос- с тановительные реак- <
;ии. Скорость химиче- ( ж>й реакции и химиче- *
;кое равновесие, ката- пиз. Тепловой эффект химической реакции. иологические функ- ии обмена в организ- е: распад и биосинтез
)собенности реакции бмена в организме.
Ротосинтез. Биосинтез
>елка, Ферментатив­
ные реакции. Энерге- гика биохимических эеакций. Регуляция химических процессов в организме.
Общие теории и законы: периодиче­
ский закон
Теория электроли­
тической диссоциа­
ции
Учение о химиче­
ской связи, теория • химического строе­
ния органических соединений
Строение атома и хи­
мические свойства эле­
ментов на основании положения в периоди­
ческой таблице
Механизм диссоциации химических соединений.
Свойства ионов. Реак­
ции ионного обмена
Виды химической связи и типы молекул. Силы межмолекулярного взаимодействия. Функ­
циональные группы ор­
ганических соединений.
Виды изомерии. Взаи­
мосвязь строения и хи­
мических свойств орга-
имирских соединений
Зависимость биологи­
ческих функций хими­
ческих элементов от строения их атомов
Биологические функ­
ции ионов. Действие буферных систем в организме
Структура белков и нуклеиновых кислот.
Зависимость биологи­
ческих функций ве­
ществ от особенно­
стей их строения
Единые научные методы исследова ния: метод хрома­
тографии
Разделение смесей;
- идентификация ве­
ществ
Определение качест­
венного и количест­
венного состава био­
логических компонен­
тов клетки
123

Предметная интеграция процесса обучения
Направление межпредметных связей
Содержание взаимосвязанных понятий в курсе
Направление межпредметных связей химии биологии
Рентгеноструюур- ный анализ; метод меченых атомов
Определение строения химических соединений; изучение механизмов химических реакций
Определение структур ры белков, нуклеидо- вых кислот и органои­
дов клетки; изучение процессов обмена ве­
ществ в организме
Вариативная часть содержания школьного курса химик для классов естественнонаучного профиля может быть реализована путем:
- интеграции знаний по химии и биологии при объясне­
нии свойств веществ и их биологических функций;
- использования химических законов и теорий при объ­
яснении биологических закономерностей;
- проведения межпредметного химико-биологического эксперимента;
- использования химических задач с межпредметным
(химико-биологическим) содержанием.
Цели и задачи изученного курса
Курс химии в классах гуманитарных профилей должен
быть направлен на раскрытие роли химии как части общей
культуры человека, он призван обеспечить учащихся гума­
нитариев необходимым запасом химических знаний, позво­
ляющих им ориентироваться в общественно-значимых про­
блемах, связанных с химией. При отборе содержания учеб­
ного материала по химии для учащихся гуманитарных клас­
сов должны быть реализованы идеи гуманитаризации хи­
мического образования.
Инвариантное ядро содержания курса химии для гума­
нитариев включает основы химических знаний, которые не­
обходимы для объяснения явлений живой и неживой при­
роды и должны составить тот культурный багаж, который характеризует каждого образованного человека, независи­
мо от его профессиональных интересов.
Предметная интеграция процесса обучения
125
Вариативная часть представляет собой гуманитарный компонент.
Химия как часть мировой культуры и одна из фундамен­
тальных наук содержит в себе огромный гуманитарный по­
тенциал, который включает мировоззренческое, нравствен­
ное, гражданское, эстетическое и развивающие начала, умелое раскрытие этих начал на уроках химии способству­
ет всестороннему гуманистическому развитию личности учащихся-гуманитариев.
Таким образом, для учащихся гуманитарных классов химическое содержание должно интегрироваться с мате­
риалом биологии, а также гуманитарных дисциплин (лите­
ратура, изобразительное искусство, музыка), так как это усиливает воздействие на эмоциональную сферу учащихся и пробуждает интерес к химической науке.
Основополагающие принципы интегративности
биологии, химии в профильных классах
В настоящее время существует необходимость пере­
смотра содержания традиционных школьных предметов на основе программ, отражающих обособленные стороны гло­
бальных проблем современности. Такие программы должны начинаться не с изучения вопросов исторического станов­
ления определенной науки, а с выявления сути и причин возникновения определенной глобальной проблемы чело­
вечества и поиска альтернативных методов ее решения.
Интегративность процесса обучения химии и биологии в профильных классах позволяет выделить основополагаю­
щие принципы конструирования содержания образования.
Интегративность обучения в профильных классах ори­
ентирована на изучение комплексных учебных дисциплин, таких как химия органическая и неорганическая, общая биология, анатомия, «экологическая химия», «развитие природы и общества», «здоровье человека: химия и биопо­
ля», «производство и окружающая среда», «основы эколо­
гической экологии», «основы экономических и правовых знаний», «социоестественная история» и др. Особо следует
124

Предметная интеграция процесса обучения
отметить выделение экологической проблемы и внедрение антропоэкологического императива в процесс интеграции образования.
Принципы конструирования интеграции
Принципы
Содержание основополагающих
принципов
Сокращение учебной нагрузки.
Отбор и перераспределение содержания образования в связи с переходом на интег­
рированное обучение.
Природосообраз- ность и возрас­
тная периодиза­
ция.
Необходимость использования основных видов, форм, методов и способов учебной деятельности, учитывающих кризисы онтоге­
неза, психолого-физиологические законо­
мерности саморазвития личности, а также
индивидуальный темп развития; соответст­
вие изучаемых вопросов и проблем возрас­
тным особенностям учащихся.
Культуросообраз- ность.
Это - отражение в содержании образования на каждом этапе обучения всех аспектов че­
ловеческой культуры, обеспечивающих фи­
зическое, интеллектуальное, духовно- нравственное, коммуникативное и технологи­
ческое образование учащегося.
Личностная ори­
ентация.
Она предполагает развитие способностей учеников, индивидуализацию их образования с учетом интересов, склонностей.
Открытость обра­
зования.
Это возможность использования в качестве
образовательного пространства дополни­
тельных информационных массивов, таких
как социокультурная среда, Интернет, СМИ и
т.д.
Фундаменталь­
ность содержания
Обеспечивает универсальность изучаемых знаний, знание глобальных проблем и обще­
признанных культурно-исторических дости­
жений человечества.
Креативность.
Предусматривает содержание, формируемое самими учащимися в виде их творческой об­
разовательной продукции.
Таким образом интеграция в профильных классах не может сводиться к косметическим мерам, она связана с
126
Предметная интеграция процесса обучения
кардинальным расширением понятия фундаментальности образования, необходимостью обеспечения целостного ви­
дения природы, человека и общества в контексте междис- циплинного диалога
1
Интеграция предметов
гуманитарно-эстетического цикла
Проблема интеграции предметов гуманитарно-эстети­
ческого цикла имеет сегодня, по крайней мере, два аспекта, связанных: а) с более глубоким осмыслением сущности ис­
кусства на основе гуманистического принципа возвращения к общечеловеческим ценностям, создающего предпосылки к качественному изменению взглядов на место и назначение художественной культуры в жизни общества; б) с разработ­
кой методов наиболее эффективного общения личности с художественными ценностями на основе принципа приори­
тета ее духовных интересов и потребностей.
Особенности интегративных связей в предметах гу­
манитарного цикла определяются:
- общими целями гуманитарного образования, которые направлены на нравственное и эстетическое воспитание учащихся;
- общим объектом изучения, которым является человек, его деятельность, состояние и пр.
- спецификой усвоения (через себя) знаний, отражен­
ных в содержании гуманитарно-эстетических предметов и видов деятельности.
Искусство слова и его взаимосвязь
во взаимопроникновение с другими видами искусства
Содержание литературного образования предполагает общение учеников с художественным произведением как с искусством слова, которое формирует сознание, нравствен-
1
Рябцева Т.П, учитель химии биологии высшей категории
МОУ СОШ № 7 п. Казачьи Лагери Ростовской обл.
127

Предметная интеграция процесса обучения
128
Предметная интеграция процесса обучения
Для работы групп предлагаются следующие те­
мы:
- т е м а страстей человеческих в повести и опере;
- тема человеческого одиночества;
- тема борьбы добра и зла;
- т е м а выбора человеком своего пути в жизни.
В качестве приложения дается ориентировка в логике исследования, в отборе материала, в подходах к осмысле­
нию искусства слова, звука, живописи.
1. Какое место в идейно-нравственном содержании про­
изведения занимает та тема, которую Вы рассматриваете?
2. Найдите эпизоды, сцены, фрагменты текста, в кото­
рых прослеживается обозначение, развитие, углубление темы. Проанализируйте их с учетом их нравственно- эстетических ценностей.
3. Отберите материал из оперы Чайковского «Пиковая дама», который, по Вашему мнению, наиболее ярко отра­
жает главную мысль Вашей темы.
4. Определите соотношение позиций писателя и компо­
зитора в раскрытии основной мысли темы.
5. Разработайте вариант театральной афиши для спек­
такля, который бы раскрывал в качестве основной идеи те­
му Вашего исследования.
6. Подготовьтесь к защите своей разработки. Проследи­
те за последовательностью изложения материала, опреде­
лите, кто, в какой форме, когда, как долго будет излагать позиции всей группы. Выступающими могут быть предста­
вители всех направлений исследования (литературовед, музыковед, художник и др.), либо все члены группы, допол­
няя друг друга, либо любой другой вариант защиты, приду­
манный Вами.
Желательно иметь еще одну группу учащихся, которая б
Удет давать экспертную оценку работы всех групп. В нее может входить от 3 до 5 учащихся, а также учитель с пра-
5.
Зак. 0152
Л О С 1 ный облик и эстетический вкус ученика. Дать возможность школьникам полно и глубоко пережить какую-то жизненно важную проблему - только одна из причин постоянного стремления к приобщению их к различным видам искусства на уроке литературы. Такая ситуация рождает естественное стремление к сопоставлению, сближению, соотнесению и ин­
тегрированию различных видов искусства. Познание специфи­
ки, самостоятельной эстетической ценности каждого из видов искусства в их взаимодействии придает полноту восприятию ученика. Это особенно четко просматривается в тех случаях, когда литература вызывает к жизни отклик в другом искусстве: писатель вдохновил композитора, художника или театрально­
го режиссера на создание других произведений. Рассмотрение таких произведений на уроке невольно выводит на сопостав­
ление и сравнение видов искусства, на осмысление на уроке интегративного начала в них.
Творческими группами учителей на курсах повышения квалификации в Ростовском институте повышения квали­
фикации и переподготовки работников образования разра­
ботано два варианта уроков на одну и ту же тему: повесть
А.С. Пушкина «Пиковая дама» и опера П.И. Чайковского
«Пиковая дама».
Вариант 1. «Мое восприятие повести А.С. Пушкина
«Пиковая дама» и одноименной оперы П.И. Чайковского
(урок внеклассного чтения в 8-м классе).
Подготовка урока предусматривает самостоятельное прочтение повести А.С. Пушкина всем классом дома, про­
слушивание фонозаписи оперы П.И. Чайковского (при уча­
стии учителя музыки), общее знакомство с главными тема­
ми повести и оперы на уроке литературы или музыки (лек­
ции учителя или сообщения учащихся), формирование групп учащихся по их интересу к предложенным учителем темам-проблемам произведений. Внутри группы каждый учащийся выбирает для себя одно из направлений работы: литературоведение, музыковедение, изобразительное ис­
кусство, художественное чтение.

Предметная интеграция процесса обучения
130
Предметная интеграция процесса обучения
5*
131 вом совещательного голоса. Подготовительная работа к уроку включает систематические консультации учителя.
Большое значение имеет оформление класса в целом и места работы каждой группы в отдельности. Каждая группа продумывает свое место в классе. Здесь могут быть вы­
ставлены подготовленная афиша спектакля, детали быта, предметы обихода того времени, детали карточной игры. В качестве символа всего урока может выступать нарисован­
ная в большом масштабе карта с изображением пиковой дамы и другие карты и т.д. При оценке работы каждой груп­
пы экспертная комиссия должна учесть и этот аспект.
Необходимо выделить целевые установки урока для учителя и учащихся.
Целевые установки для учителя:
- выяснение читательского восприятия А.С. Пушкина;
- стимулирование самостоятельного осмысления про­
читанного и услышанного, нравственно-эстетических цен­
ностей произведения;
- развитие у учащихся ассоциативного, образного мыш­
ления, творческих способностей, эстетического вкуса;
- формирование у школьников навыков анализа, синте­
за, монологической речи.
Целевые установки для учащихся:
- определить свое отношение к произведениям;
- выявить нравственные ценности повести и оперы, ав­
торскую позицию писателя и композитора;
- разобраться в специфических способах передачи мысли автора в повести и опере;
- найти форму передачи, выражения своего восприятия двух произведений.
Вступительное слово учителя.
В нем доводятся до сведения класса целевые установки урока, данный урок определяется как итоговый по предва­
рительному общению с повестью и оперой. Каждый из уча­
щихся находит в них что-то свое, открывает свой мир чувств и мыслей. Основная форма урока - групповая работа.
По ходу урока можно делать рабочие записи в тетрадь, за­
давать вопросы группе после ее выступления, обсуждать работу каждой группы.
Во вступительном слове в эмоциональной форме учи­
тель дает общую оценку повести, зачитывает из нее эпи­
граф, рассуждает о нем вместе с классом. Прослушивается увертюра к опере «Пиковая дама» (или ее фрагмент). Это является своеобразной заставкой к уроку. Затем каждая группа выступает со своим сообщением.
1 группа. ВЫБОР ЖИЗНЕННОГО ПУТИ.
В центре внимания исследования данной группы - об­
раз Германа.
Выступление литературоведов. Информация о био­
графии Германа: происхождение, жизненные принципы, мечты о богатстве. Автор намечает основные черты харак­
тера: скрытность, честолюбие, сила воли, направленная на то, чтобы никогда не брать в руки карты. Будучи в душе иг­
роком, Герман рассчитал, что его состояние не позволяло ему «жертвовать необходимым в надежде приобрести из­
лишнее»: упорство, настойчивость, бережливость.
Какой же путь к богатству выбрал для себя Герман? Со­
держание и значение сна, значение последней фразы (гл.2), мотивы визита в дом графини, поведение в доме, трагиче­
ское завершение визита.
Как открылся ему путь к деньгам; чем пренебрег Герман на пути к богатству? Авторская позиция - счастья достичь невозможно, если предать любовь, оскорбить старость, убить в себе все хорошее.
Какое наказание понес Герман?
Характерные приемы раскрытия образа Германа: лако­
низм, характеристика его другими действующими лицами, монологи и внутренние монологи, авторские характеристи­
ки, повторы одной и той же фразы и др. Выступление со­
провождается чтением в лицах отдельных сцен.

Предметная интеграция процесса обучения
Предметная интеграция процесса обучения
133
2 группа. ТЕМА ОДИНОЧЕСТВА.
Ведущий вводит в тему. В центре этой темы - образ
Лизаветы Ивановны.
Литературоведы рассматривают такие вопросы, как автор­
ская характеристика Лизы (г.2), как ей жилось в доме графини, что заставило ее обратить внимание на Германа и вступить с ним в переписку, любил ли Герман Пушкина Лизу, как она вос­
принимала оценку Германа князем Томским, почему она на­
звала Германа «чудовищем», как надо понимать такую де­
таль, как обморок Лизы в церкви во время отпевания графини и др. Почему конец повести и оперы не совпадают по содер­
жанию (в повести Лиза благополучно вышла замуж, в опере она бросается с моста от отчаяния и горя, видя, что Герман сошел с ума. Нет ли в поведении Лизы расчета? Чтецы читают отдельные фрагменты повести.
Музыковеды обращают внимание на то, что в опере Ли­
за - внучка графини, живет она в XVIII веке. Это романтиче­
ская светлая натура. В опере есть романс Лизы и Полины, который они исполняют на балу. Своеобразный дивертис­
мент очень хорошо подчеркивает ее романтичность, мяг­
кость, нежность. Инструментовка, мелодия романса делают его одним из запоминающихся фрагментов оперы. (Про­
слушивается романс).
Совершенно по-другому звучит последняя ария Лизы
«Уж полночь близится...» В ней тревога, предчувствие бе­
ды, трагедии, в ней крах ее мечтаний, полная безнадеж­
ность, обманутое чувство. Жизнь потеряла смысл, страх одиночества доводит ее до самоубийства. (Прослушивается ария).
Художники. Тема одиночества в повести и опере зани­
мает большое место. Одинок Герман, одинока Лиза, но ее одиночество особенно поражает. Наша театральная афиша имеет холодный тон ночного Петербурга, который находит­
ся за окном комнаты Лизы. Сама она, завернувшись в шаль, стоит одиноко у окна и привычно смотрит на то место, где
132
Выступление музыковедов. В выступлении литерату­
роведов прозвучала мысль о призрачности карточного сча­
стья. Эта мысль усиливается, четко звучит уже во вступле­
нии к опере. (Слушается фрагмент). • Комментарий к про­
слушанному: звучат грозные трагические ноты, они как бы заранее предупреждают о той драме, которая ждет Герма­
на. Тема рока, судьбы проходит через всю оперу (прослу­
шивание фрагментов,), в комментарии выделяется партия отдельных инструментов и то впечатление, чувство, кото­
рое они создают, рождают.
Выступление художника. Повесть, которую мы прочли, заставляет задуматься о многом. Главный урок, извлечен­
ный нами: невозможно обрести «покой и независимость», если ты оттолкнул, предал, оскорбил, убил. И в связи с этой мыслью нам видится и колорит афиши, выдержанный в се­
ро-синих тонах с сочетанием красного, создающих настрое­
ние тревоги, драматизма, напряжения. Это цвет несбыв­
шейся надежды. Мы стремились передать состояние трево­
ги за судьбу человека, выбравшего безнравственный путь к самоутверждению в жизни. Этому же способствует и компо­
зиция линий, передающая драматизм событий через ис­
пользование серповидных линий и коротких отрезков.
У нас театральная афиша, поэтому на ней присутствует элемент театра (занавес), но изображен он в форме кар­
точного символа (пики), знаменующего рок, судьбу. В цен­
тре расположен карточный мост - символ человеческих страстей, взлетов и падений. Он ведет в бездну, в холод­
ную, озлобленную стихию. Это зло затягивает человека.
Этот мост не может привести к «покою и независимости», так как герой переступил через любовь, веру, святость. Но он решился, он избрал этот путь, поэтому его фигура изо­
бражена удаляющейся. Герой идет к трагической развязке.
Нам представляется, что такая композиция выразительна и поможет зрителю определиться в сюжете произведения.

Предметная интеграция процесса обучения
134
Предметная интеграция процесса обучения
Музыковеды, продолжая разговор, доказывают, что Чай­
ковский пошел дальше в осмыслении этой проблемы. У не­
го Герман мягче, человечнее, он влюблен в Лизу, он стра­
дает и испытывает чувство вины. Это доказывает его арио­
зо (слушается ариозо и обсуждается в общем разговоре).
Композитор представляет своего героя жертвой роковых сил, преодолеть которые он не в состоянии. (Учащиеся слушают арию «Что наша жизнь, игра...» и обсуждают ее).
Следует отметить ту страстность Германа, которая ярко проявляется в разговорах об игре, деньгах, наживе.
Художники защищают свой проект театральной афиши.
На рисунке изображается длинная дорога, уходящая в ка­
кую-то мглистую даль. На первом плане по обе стороны до­
роги - театральный занавес, одна половина которого - чер­
ная, другая - светлая. По дороге идет одинокая маленькая фигурка, которая словно выбирает, к какой же стороне при­
близиться: к светлой, или черной. Рисунок сделан в размы­
тых красках, создается впечатление неизбежности судьбы и безволия человека.
Группой создана еще одна афиша. На ней на общем темном фоне, на первом плане, изображен карточный стол, обитый зеленым сукном. На нем в беспорядке разбросаны карты, четко обозначена семерка, тройка, пиковая дама. На столе стоят в подсвечниках три ярко горящие свечи, кото­
рые и высвечивают три роковые карты.
Группа предлагает классу решить, какая афиша в боль­
шей степени выражает основную мысль темы, которую раз­
рабатывала группа.
Последней выступает группа экспертов, которая дает оценку работы каждой группы, руководствуясь в основном тем набором вопросов, которые были предложены каждой группе в качестве главных. Задача экспертов заключается в оценке того, удалось ли группам рассмотреть все предло­
женные вопросы, какова глубина анализа, есть ли выводы, на каком уровне выполнена творческая задача по подготов­
ке афиши, каков уровень чтения текста или его инсцениро-
135 когда-то стоял Герман. Сейчас его нет, ждать его бесполез­
но. По другую сторону окна стоит одинокая свеча, которая еще больше подчеркивает холодное одиночество. На пе­
реднем плане афиши - край театрального занавеса, кото­
рый как бы обрамляет весь рисунок. Так мы представляем себе решение задачи театральной афиши.
3 группа. ТЕМА БОРЬБЫ ДОБРА И ЗЛА.
Ведущий вводит в тему. Тема злодейства - одна из центральных тем повести и оперы.
" Литературоведы предлагают прослушать эпизод из гл. IV повести Пушкина: диалог между Лизой и Томским о
Германе (на его совести, по меньшей мере, три злодейства) и эти же слова, прозвучавшие в мозгу Лизы во время сви­
дания с Германом в ее комнате. Какие же три злодейства совершил Герман? Первое - это обманутая Лиза, второе - смерть графини, третья - судьба самого Германа. Из повес­
ти отбирается материал для раскрытия каждого из этих по­
ложений. Особое внимание уделяется таким образным ха­
рактеристикам Германа, как «у него профиль Наполеона, а душа Мефистофеля», «разбойник», «убийца», «которого терзала и ужасала одна невозвратимая потеря тайны, от которой он ожидал обогащения». Обращается внимание на то, что Пушкин не обходится только авторскими характери­
стиками. Часто сам Герман дает себе такие характеристики через внутренний монолог. Пушкинский Герман - прежде всего игрок с холодной и расчетливой душой, в которой нет места для любви. Он волен в выборе своей судьбы, но ради покоя и благополучия отдает душу дьяволу и поэтому нака: зан. Гибельная страсть Германа к игре нуждается в особом внимании в процессе литературного анализа. Материал I,
IV, VI глав и заключение повести дают большое поле дея­
тельности для размышлений о добре, зле, неминуемой рас­
плате за зло. Интересно для глубокого осмысления такой ситуации внести инсценирование отдельных фрагментов
(например, процесс игры в последней главе).

Предметная интеграция процесса обучения
136
Предметная интеграция процесса обучения
137 вания, смогли ли в группах выделить специфические сред­
ства выражения авторской мысли в повести и опере, что помимо этого помогло учащимся эмоционально донести до слушателей тему своего выступления. Предлагаются оцен­
ки за работу каждой группе.
Урок заканчивается словом учителя, где дается оценка работы всех групп, уточняются оценки. Домашнее задание
дается на выбор: а) написать сочинение на одну из рассмот­
ренных тем; б) предложить тему следующего урока, на кото­
ром можно проводить параллели в музыке и живописи.
Вариант 2. «Главный герой повести
А.С. Пушкина и оперы П.И. Чайковского «Пиковая дама»
(урок внеклассного чтения в 8-м классе).
Этот урок проводится после чтения и изучения повести
А.С. Пушкина «Капитанская дочка», в которой школьники проследили за судьбой русского офицера Петра Гринева, выделили в качестве основных такие черты его характера, как искренность и преданность в дружбе и любви, бескоры­
стие, чувство долга и чести и др.
Целевое назначение урока по «Пиковой даме» - вве­
сти учащихся в другой мир мыслей, чувств, поступков, по­
мочь понять их истоки и сущность характера Германа, со­
поставляя авторские позиции писателя и композитора и средства их выражения.
Подготовка к уроку начинается заранее и имеет не­
сколько направлений:
- на уроках русского языка ведется словарная работа со
словами: опера, либретто, ария, оркестр, интерпретация и т.д.;
- все учащиеся читают к уроку внеклассного чтения по­
весть Пушкина, составляют план ее сюжета;
- совместно с учителем музыки организуется прослушива­
ние оперы «Пиковая дама», знакомство с либретто оперы;
- готовятся индивидуальные задания (можно сделать их групповыми): сообщения по истории создания оперы, инс­
ценирование или чтение по ролям фрагментов повести.
Оборудование урока: на рабочей стене класса портре­
ты А.С. Пушкина и П.И. Чайковского, фонозапись фрагмен­
тов оперы (IV картина, 2-я часть VI картины, ария «Что наша жизнь» из VII картины), повесть Пушкина на столах у уча­
щихся.
Цели и задачи урока для учащихся:
- сопоставляя повесть и оперу, определить для себя, какое из произведений каждому из вас ближе и понятнее, что доставляет большее удовольствие;
- постараться проникнуть в нравственные, эстетические ценности произведений, в авторские позиции в раскрытии основной мысли каждого произведения;
- найти точки соприкосновения двух произведений, чем они отличаются друг от друга.
Вступительное слово учителя. Сегодня мы внима­
тельно вчитаемся в повесть А.С. Пушкина «Пиковая дама», один из героев которой - Герман, офицер русской армии, вслушаемся в фрагмент оперы П.И. Чайковского «Пиковая дама», сравним Германа Пушкина и Чайковского, постара­
емся уловить разницу в словесной и музыкальной интер­
претации сюжета, героев произведений, разобраться в средствах искусства слова и музыки, используемых автора­
ми для характеристики героев и выражения авторской пози­
ции. В процессе нашего разговора можно сделать рабочие записи в тетради.
Начнем работу с сопоставления сюжета повести и опер­
ного либретто. Учащиеся зачитывают планы сюжета повес­
ти, рецензируют работы друг друга, дополняют, уточняют.
Слушается сообщение ученика о создании либретто, оно
Дополняется (если нужно и можно) материалами тех учени­
ков, которые работали в этой группе. Класс делает необхо­
димые пометки в тетрадях.
Краткое содержание вопроса. Либретто оперы написано братом Петра Ильича Модестом. Опера создавалась по за­
казу директора императорских театров И.А. Всеволжского.

Предметная интеграция процесса обучения
138
Предметная интеграция процесса обучения
139
Учитель: А теперь обратимся к опере. Каким встает пе­
ред нами тот человек, которого называют «чудовищем»?
Послушаем вступление и монолог Германа. Постарайтесь проследить за партией скрипок и виолончелей.
После прослушивания, выдержав паузу, учитель органи­
зует беседу «Каким представляется вам Герман?» Учащие­
ся отмечают, что музыка вызывает положительное воспри­
ятие Германа, партия скрипок и виолончелей как бы снима­
ет его человеческое начало, его острые страдания, которые вызывают сочувствие.
Учитель: Что вы заметили в музыкальном сопровожде­
нии арии Германа? - Постепенно появляются зловещие звуки контрабаса, которые переходят в хор приживалок.
- К чему композитор готовит слушателей? - К появле­
нию старухи-графини, существа, которое вызвало у Герма­
на противоречивые, часто не самые лучшие чувства. Она в данном случае является как бы символом смерти.
- Как вы думаете, был ли в мыслях и поведении Лизаве­
ты Ивановны расчет? Обратимся сначала к повести. Может оыть, ее трагедия в этом?
Учащиеся обращаются к финалу 1У главы повести. 3 ученика читают в лицах от слов «Вдруг дверь отворилась» до слов «Вы чудовище».
- Какие мысли находят свое подтверждение, развитие в этом эпизоде? Успел ли Герман полюбить Лизу в повести
А.С. Пушкина (ведь цель его была другая)? Обратимся к опере Чайковского и прослушаем фрагменты, в которых на­
ходит отражение чувство Германа и Лизы. Сопоставляются два источника, учащиеся высказывают свои мысли. Они приходят к выводу, что снова звучит тема трех злодейств
Германа, подчеркивается его жестокость, отсутствие угры­
зений совести, всепобеждающее чувство жажды игры и де­
нег. Поцелуй наклоненной головы Лизы ни о чем не говорит.
Особое внимание уделяется финалу оперы. Либретто оперы отличается от повести в этой части. Музыкальное
Решение финала слушается в классе. После прослушива-
П.И. Чайковскому потребовалось всего 44 дня для создания оперы. Либретто оперы во многом отступает от повести:
-действие из XXI века переносится в XVIII век;
- пушкинская бедная воспитанница Лиза у Чайковского становится внучкой богатой графини;
- по Чайковскому, Герман искренне любит Лизу и стра­
дает в минуты просветления ума;
- в опере графиня - олицетворение смерти, зла;
- Герман и Лиза оба гибнут в конце оперы, в то время как у Пушкина Лизавета Ивановна прилично устроила свою судьбу. Коллективно обсуждается вывод о том, зачем это было нужно.
В процессе обсуждения возможно выявление каких-то оттенков, нюансов в личностном восприятии повести и либ­
ретто оперы.
Выводы. Изменения сделаны для того, чтобы в музы­
кальном варианте усилить трагическое начало сюжета и тем самым способствовать выражению авторской позиции.
Обратимся к повести (работа с текстом). Перечитаем сцену бала, где Томский беседует с Лизой. Эта сцена по­
зволяет погрузиться в глубину сюжета и идеи повести. 3 ученика читают в лицах главу IV от слов «В самый тот ве­
чер...» до слов «Как вы побледнели!».
Учитель предлагает рассмотреть, какие же 3 злодейства совершил Герман в своей жизни. Первое из них - обману­
тая Лиза. Исследование этого вопроса учащиеся начинают с перечитывания и обсуждения главы II, где дается полная авторская характеристика Лизаветы Ивановны.
Учитель: Что толкнуло героиню откликнуться на домо­
гания военного инженера? Ответьте на вопрос словами ав­
тора.
Учащиеся цитируют: «Она была самолюбива, живо чув­
ствовала свое положение и глядела вокруг себя, - с нетер­
пением ожидая избавителя».

Предметная интеграция процесса обучения
140
Предметная интеграция процесса обучения
141
Учащиеся читают и анализируют отрывок из 2 главы по­
вести от слов «Однажды Лизавета Ивановна ...» до «Воз- вратясь домой...»
- Чем привлекли Лизу письма Германа? (Ответ на этот вопрос можно найти в 3 главе повести.)
- Какие ориентиры в жизни выбрал для себя герой? Ка­
кая тайная страсть все время жила в нем?
- Что для Германа было самым важным в жизни? Какие черты характера помогали Герману решить эти главные за­
дачи?
Учащиеся говорят о расчете, умеренности и трудолюбии как главных чертах Германа для достижения богатства.
Страсть к наживе уживалась в нем со страстью игрока. Его характеризуют решительность, суровость души, отсутствие раскаяния, угрызений совести. Смерть графини, предательст­
во Лизы не останавливают Германа на пути к обогащению.
Учитель готовит учащихся к восприятию последних арий
Германа. Прежде чем учащиеся их прослушают, учитель на­
поминает слова Пушкина о том, что у Германа «профиль На­
полеона и душа Мефистофеля». Профиль Наполеона - слов­
но бесчувственный профиль на расхожей монете. Мефисто­
фель - дьявол. Человек с душой Мефистофеля превращается в душевнобольного.
Учащиеся слушают арию Германа «Что наша жизнь - игра!
Добро и зло - одни мечты...» После прослушивания происхо­
дит обмен мыслями и чувствами о средствах выражения му­
зыкой мыслей А.С. Пушкина и позиции композитора.
Домашнее задание. Получив представление о ге­
роях после прочтения повести, проанализировать ее сюжет через изобразительные средства музыки. Дома написать мини-сочинение или отзыв об уроке «Каким мне открылся
Герман?» ния проводится беседа «Какое чувство рождает музыка, какие чувства испытывает Лиза, почему она гибнет?» В бе­
седе отмечается партия духовых и струнных инструментов, в которых слышны нотки тревоги, волнения, надвигающейся трагедии. Лиза любит Германа, она ждет его, волнуется.
Появляется Герман, который ее не видит. Он лишился главного в своей жизни - денег. Остальное для него, не­
важно. Любви нет, она его не спасает, когда нет денег.
Судьба Лизы решена, Жить дальше нельзя. Смерть - луч­
ший выход. Она гибнет.
Учитель: Как вы думаете, кто вторая жертва Германа?
- Учащиеся приступают к рассмотрению темы графини у
Пушкина и Чайковского. Учитель ведет беседу в таком на­
правлении:
- Перескажите судьбу графини по Пушкину.
- Почему графиня обратила внимание на Германа?
- Что и зачем хотел узнать Герман от графини?
Обратимся к эпизоду из IV действия оперы, где Герман на коленях умоляет графиню выдать ему секрет трех карт, а получает его в конечном итоге не у живого существа, а у призрака. Чайковский рисует сцену с помощью различных инструментов: кларнета, фагота, скрипки, четырех контра­
басов. За графиню говорят музыкальные инструменты. По­
слушаем сцену встречи Германа и графини в спальне, а затем цену появления привидения. После прослушивания учащиеся обмениваются мыслями и чувствами. Тема гра­
фини звучит мрачно, глухо, тоскливо, словно из-под земли.
Слова звучат твердо, словно угроза, предупреждение, не­
выполнение наказа смерти подобно. Слышится и упрек.
Старуха-графиня и у Пушкина, и у Чайковского является как бы носителем злой потусторонней силы, эта сила посылает ее в наказание Герману за смерть графини.
Учитель: Третья жертва - это сам Герман. Какие есть доказательства этого у Пушкина и Чайковского? Вспомним, каким он предстал впервые перед Лизаветой Ивановной?

П Р И Л О Ж Е Н И Я
Урок окружающего мира с использованием
межпредметных связей в начальной школе
(1 класс)
1
.
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   17


написать администратору сайта