Протоиерей Ткачев Андрей. Любовь. Ищущим и нашедшим Эксмо Москва 2017 isbn 9785699937219 Аннотация Эта книга
Скачать 1.01 Mb.
|
Православный домострой Митрополит Антоний Сурожский, мир его душе и праху, говорил, что когда в семье кто-нибудь воцер- ковляется, то спасаться начинают все остальные чле- ны семьи, потому что этот воцерковленный начинает «доставать» всех: «Это не ешь, это не смотри, это не надевай, туда не ходи, этого не делай!» – он превра- щается в такую занозу для всех. Такой своеобразный ригоризм 58 новопросвещенного человека – он начина- ет всех «спасать». Этого нужно избегать. Если старенький человек принимает веру, напри- мер, не нужно его пичкать какой-то богословской ли- тературой, а надо просто его любить, уважать и леле- ять. * * * Один мужчина, у которого была не очень верующая жена, жаловался на нее своему наставнику и говорил примерно так: «Ну не могу же я с ней идти в кино в 58 Ригоризм (франц. «rigorisme», от лат. «rigor» – «непреклонность», «острота», «строгость») – строгое, неуклонное проведение какого-либо принципа в действиях, поведении и мыслях, исключающее какие-либо компромиссы, особенно в моральном отношении. Рождественский пост, когда она хочет идти смотреть итальянскую кинокомедию». Старец, которому жало- вался этот муж, был уже в очень почтенном возрасте – настоящий старец. То есть старец не в смысле «ста- рик», а старец – «благодатный руководитель». Так вот, этот руководитель преклонных лет сказал: «А почему это вы не можете пойти с женой на итальянскую кино- комедию в Рождественский пост?». Но мужчина так и остался при своем мнении. Он был довольно упертым человеком и считал, что старец не то советует. Мы же все ищем, чтобы старцы сказали именно то, что нам хочется. Как Ферапонт в «Братьях Карамазо- вых» осуждал старца Зосиму за то, что тот конфеты ест: «Конфетой балуется, да еще и дам в келье при- нимает» – то есть нет благодати в нем. Вот так – у нас есть свои фантазии о духовной жиз- ни, и тот человек остался таким же категоричным. Брак у него распался, он потерял жену, и жена потеря- ла его – они разошлись, как в море корабли. Духовник говорил: «Почему ты не можешь смириться и пойти с женой (ради жены) в кинотеатр?» Речь не идет о каких-то отвратительных фильмах. Она просто хочет выйти из дома проветриться. Она работает пять дней на работе, а в субботу или в вос- кресенье хочет пойти куда-то с мужем. Он ее тащит на Всенощную, а она упирается, и почему-то ничего у него не получается. Она хочет пойти в кино… Муж ду- мал, что старец скажет: «Да, да, конечно, какое кино?! За руки и на Всенощную!» Но нет. Смиряться нужно тому, кто больше верит. Бывает еще хуже: молодая семья, например, жи- вет с родителями мужа, и все, кроме невестки, неве- рующие. Для них нормально перекинуться в картиш- ки, посмотреть откровенно аморальные передачи и фильмы, шутки такие же. Верующей жене это крайне неприятно, но она не хочет ни отдаляться от мужа, ни отдалять его от неверующей родни. Не хочется этого разделения, но в то же время ей некомфортно в ка- ких-то ситуациях. Что посоветовать жене? Не «лечите» своего мужа. Не будьте доктором своему мужу. Любите его и не от- даляйтесь от него, несмотря на карты и на те переда- чи, которые вам не очень приятно смотреть. Прене- брегите всем этим. Все-таки муж дороже, мне кажет- ся. Вы не вылечите его. По крайней мере, не вылечи- те быстро. Может, никогда не вылечите. Может, вымо- лите, но разговорами вы ничего не добьетесь. А отда- лять себя от него из-за того, что он со своими батькой и мамкой «в дурака» играет – это тоже как-то нехоро- шо, как-то неумно. Вы-то сами не играете, и вы не бу- дете играть – это хорошо. Нельзя ведь уйти из семьи и сказать: хочу развестись, потому что муж играет «в дурака» с родителями. Не получается отвлечь мужа от этого – ну, смиритесь. Другая женщина, например, жалуется, что муж ей изменяет. Двадцать лет прожили. Двое детей у них, а муж изменяет. Он ни разводиться не хочет, ни лю- бовницу бросать не хочет. Вот проблема! Она бы по- менялась с предыдущей женой сию секунду, говоря: «Пусть бы мой играл и в “дурака”, и в “подкидного”, в “буру”!» Понимаете? Вот проблема – он смотрит КВН, например, в пост. Она скажет: «Смотри КВН с утра до вечера! Я даже устрою тебя осветителем на КВН. Только останься в семье и брось эту бабу!» И это пра- вильная позиция. Если взвешивать на весах разные степени болезни, то, конечно, первая проблема – это вообще никакая не проблема на самом деле. Ее можно, конечно, раз- дуть в какую-то кошмарную беду: «Мой муж безбож- ник! Он играет в карты! Надо вести его на “вычитку” 59 , например. Но это не так! Это не такая большая про- блема. Посмотрите, что творится в мире! Что творят четырнадцатилетние дети! Если ваш муж всего лишь КВН смотрит или в карты играет – это не так страшно. 59 Обряд изгнания бесов. * * * Как научиться смиряться, если видишь, что муж неправ, как научиться слушаться мужа? Вот с начальником как вы спорите – если спори- те? Вы уважительно ставите ему на вид, в чем он не прав, примерно так: «Вы, конечно, начальник. Я сде- лаю, как вы скажете, но считаю, что вы неправы, пото- му что…». Так же можно и с мужем говорить: «Ты, ми- лый – хозяин, командир. С тебя Бог спросит. Тебя Бог мужчиной создал. Я – женщина, просто женщина и бу- ду тебя слушать, но ты неправильно поступаешь. По- думай еще раз. Я думаю, что нужно сделать вот так». С мужем, который неправ, нужно говорить так, как вы говорите с начальником, который тоже бывает неправ, но приказы его вы исполняете в силу служебной необходимости. Если бы у нас хватало сил на такие разговоры, мы бы мало согрешали. Но обычно все происходит на эмоциях, на кипятке, и нужные слова не произносят- ся. Я думаю, что с мужем, который неправ, нужно го- ворить так, как вы говорите с начальником, который тоже бывает неправ, но приказы его вы исполняете в силу служебной необходимости. Попробуйте так. * * * Не ставьте себе задачу привести мужчину к вере. Он придет к вере постепенно, скорей под влиянием вашего примера, нежели слов. Как-то так случилось, что Бог не дал женщине благодать учить мужчину. Женщина может учить женщину или ребенка. Учить мужчину женщина не должна. Ей для этого Бог не дал благодати, поэтому в Священном Писании, в Новом Завете говорится о том, что жены без слов приобрета- ют своих мужей кротким житием 60 . Женщине Бог дает мудрость правильно ответить в нужном случае. Нуж- но правильно вести себя: кротко отвечать. И он, глядя на нее, смотрит и на других женщин – анализирует, как они ведут себя со своими мужьями, и вольно-неволь- но сравнивает. Если он будет видеть, например, что чужие жены постоянно ругаются, а его жена – нет, что- то сказал ей, а она говорит: «Прости меня… Хорошо. Я сейчас это сделаю», – тогда муж рано или поздно поймет, что его жена – другая. Он потом склеит себе в голове: «Моя жена другая, потому что она – христи- анка». 60 Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, ко- торые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие (1 Пет. 3:1–2). Жена приобретает мужа кротким поведением, без лишних слов. Поэтому не нужно мужей учить. Пока он жених, нужно вести себя так, чтобы он смотрел на тебя и видел, что твоя вера делает тебя лучшей, что твоя вера делает тебя такой, какая ты есть, – именно такой, какой он тебя ценит. У меня есть один случай, когда одна христианка жи- ла со светским мусульманином, хорватом. Он был та- ким мусульманином, который не знает ни одной мо- литвы по-арабски, но тем не менее он спустя какое-то время стал запрещать ей ходить в церковь. Знаете, как мирские люди говорят: – Чего ты туда ходишь? У тебя что, грехов много? Может, нагрешила и ходишь замаливать? А она ему говорит: – Ну что ты, дорогой. Нам каждый раз священник в церкви говорит, чтобы я тебе была верна, чтобы я тебя любила, чтобы я домом занималась аккуратно. Нас постоянно священник наставляет, чтобы мы лю- били своих мужей и детей. Иначе мы были бы други- ми. В интересах нашей семьи чтобы я ходила в цер- ковь, потому семья и из-за этого крепнет. – Если так, тогда ходи. Возле умной женщины мужья умнеют, а возле глупой женщины самые умные мужчины превращаются в тряпку. То есть нашла женщина, что сказать, и все. А ес- ли бы она огрызнулась: «Сам не ходишь, и мне не да- ешь?» Можно же себя по-разному вести. Женщины стали спесивыми: ты им слово – они тебе восемь; ты им восемь – они тебе двадцать восемь; ты им в лоб – они тебе, и все, и пошло. А потом приходят разводиться. Женщина должна быть кроткой и мудрой: вовремя смолчать, перетерпеть, что-то мудрое сказать, мяг- кое. Тогда муж будет хвалиться женой, потому что воз- ле умной женщины мужья умнеют, а возле глупой жен- щины самые умные мужчины превращаются в тряп- ку. Я часто вспоминаю осетинскую притчу, в которой рассказывается о том, как умный джигит женился на глупой девушке, а глупый взял в жены умную. Через некоторое время умный стал таким же глупым, как и его жена, а дурачок – преобразился и поумнел, живя с умной спутницей жизни. Возле умной жены муж умне- ет. Потому что умная женщина, если у мужа спроси- ли совета, не будет выбегать и кричать: «Я знаю, как сделать», а тихо подскажет ему, что ответить. Мужа спросили – пусть муж и отвечает. Духовный рост в семье Как духовно расти в семье? Вы не сможете не рас- ти духовно в семье! Жить в семье и не расти духовно – невозможно, потому что семья от вас требует тер- пения. Семья требует денег, а это ежедневный труд. Семья будет закалять нервы и истощать. Семья бу- дет воспитывать у вас целый ряд прекрасных качеств, таких как усталость от жизни, мужество перед житей- скими невзгодами и многое другое. Поэтому семейный человек – это вообще закален- ный и всеми ветрами обдутый человек! Так что чело- век реально спасается в семье! Одни дети чего сто- ят и переживания о них! Чего стоят «всенощные бде- ния», которые совершает мать над плачущим неспя- щим ребенком! Что значит выносить, выкормить ре- бенка! Что значит в школу собрать! Что значит пере- живать, когда он стал подростком, чтобы он не влип во что-то! Что значит иметь не одного ребенка, а двух, трех, четверых или пятерых детей! Что значит преодо- леть все сложности в личных взаимоотношениях! Все же «рогатые» сегодня, все же гордые. Каждый думает, что он в центре мироздания, что весь мир кру- тится вокруг него одного. Каждый в этом свято уверен! А когда два человека уверены, что мир крутится во- круг каждого из них? Они тогда соревнуются и посто- янно спорят, кто кого не понимает. Они начинают друг другу обламывать рога гордыни и реально смирять- ся. Потом, когда рога обломлены, годам к пятидесяти – уже болезни нажиты, дети подросли – человек уже приобретает духовную мудрость. У него уже полголо- вы седой, и уже с ним есть о чем поговорить, о чем-то серьезном. О чем говорить с человеком, который не знает всего этого? Был такой фильм «Блондинка за углом». В магази- не, в мясном отделе работает мясник, такой толстый большой грузин. Его спрашивают: – Слушай, Вано, если бы прилетели инопланетяне, тебе бы было о чем с ними поговорить? Он отвечает: – Если у них есть дети и работа, то мне есть о чем с ними поговорить. Человек, у которого нет детей и работы – о чем с ним говорить? О последнем голливудском фильме? Скучно… Жить в семье и не расти духовно – невозможно, потому что семья от вас требует терпения. Семья будет воспитывать у вас целый ряд прекрасных качеств, таких как усталость от жизни, мужество перед житейскими невзгодами и многое другое. Так что не переживайте за духовный рост в семье. Как раз в семье-то он и есть. Посмотрите, например, на семью Василия Великого. Кстати говоря, Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов – у всех троих святые матери. У святого Василия мать – свя- тая Емилия, у святого Григория – святая Нонна, у свя- того Иоанна – святая Анфуса. Можно так и поминать их вместе с матерями: «Молитвами святителя Васи- лия Великого и матери его Емилии… Молитвами свя- тителя Григория Богослова и матери его… Молитва- ми Иоанна Златоуста и матери его… помилуй мя, Гос- поди». У святого великомученика Пантелеимона ма- ма – святая Евулла. У блаженного Августина мама – святая Моника. Вот! Что мешало этим святым женщи- нам родить великих святых сыновей? Причем мужья у них, кстати, не святыми были. С мужьями, то есть с отцами этих святых, похуже обстояли дела. У блаженного Августина отец был вообще далек от всего святого. Подруги блаженной Моники всегда удивлялись, почему она ходит без синяков и шишек, хоть у нее был очень нервный и такой страшный в гне- ве муж. У ее подруг мужья были попокладистей, но эти жены все равно вечно с синяками ходили. А свя- тая Моника говорит: – Да я просто молчу. Я не спорю с ним никогда. Он мне слово, а я «прости меня»… Она как-то всю жизнь без тумаков ходила при таком свирепом муже. А остальные при кротких мужьях по- лучали «фонари». У Григория Богослова отец какое-то время был ере- тиком, а его жена вымолила мужа своего, вернула в Кафолическую Церковь и родила Григория и других детей. Кто мешал этим женщинам, имея в мужьях не обязательно святых и великих мужчин, рождать для Церкви таких великих людей и быть для них приме- ром и назиданием? Святой Григорий Богослов гово- рил, что все добродетели, которые у него есть, он взял от матери. Он говорил: «Я, будучи стариком, до- жив до старых лет, вспоминаю свое детство и считаю, что причиной всех моих каких-то удачных вещей, все- го, что хорошего есть у меня – всему причиной моя мать». Так что умалять святость (возможную святость) среди семейной суеты – неразумно! Нельзя ду- мать, что святость возможна только при аскетическом стремлении души, в плане монашества. Монашество – это тайна будущего века. А брак – это естество, но естество, подчиняющееся Богу. Оно тоже способно на очень большие вещи. Духовник семейной пары Духовного руководства молодым парам лучше ис- кать у белого духовенства, у женатого священника, ко- торый постарше. Потому что исповедоваться и брать советы лучше у дедушки. Священник, который как добрый дедушка такой – с седой бородой, с умными глазами, с лучиками морщинок возле глаз; прожив- ший в три-четыре-пять раз больше лет, чем ты; слы- шавший и видевший на этой земле все, что можно слышать и видеть; ничему уже не удивляющийся; жа- леющий тебя и любящий; умеющий молиться – это лучший духовник. Это духовник, которому можно ис- поведоваться семейным людям. Он сам семейный, он дедушка не только по возрасту, но и дедушка по жизни – это вообще лучший вариант духовника для молодых людей и для семьи. Но таких нет почти! Есть, конечно, белые священники, но это дезертиры в большинстве своем. Они дезертируют духовно от духовного окорм- ления своей паствы в большом количестве! И людям приходится идти в монастыри и окормляться у мона- шествующих, особенно у тех, которые ревностно хо- тят жить с Богом. Люди, конечно, тянутся к монахам. Но это бывает опасно! Я должен вам сказать, что мирянин, окормляющий- ся у монаха – это некая двусмысленность. По край- ней мере, это возможность двусмысленности на каж- дом шагу. Если монах молодой, например, то ему во- обще не надо знать всего того, что вы ему рассказы- ваете. Вы ему мешаете жить просто! Просто мешае- те жить! Нельзя ему вникать в ваши перипетии! Что такое духовничество? Это сострадание, сопережива- ние: нужно вобрать в себя обратившегося за советом человека, почувствовать его боль, его нужду. Монаху категорически противопоказано вникать в нужду неза- мужней женщины, переживать, так сказать, вбирать ее в себя и носиться с ее «духовно богатым миром». Это категорически противопоказано! А если этих жен- щин двадцать восемь или сто сорок пять?! Когда все они свой «богатый духовный мир» выворачивают на- изнанку, то они просто убивают монаха – они превра- щают его в черную головешку. Если монах святой – вопросы сняты. Там, где святость, там все снимается. Но к святости идут долго и как раз уже к возрасту де- душки. А мы – молодежь, так сказать, относительная молодежь. Что такое духовничество? Это сострадание, сопереживание: нужно вобрать в себя обратившегося за советом человека, почувствовать его боль, его нужду. Что значат все наши возрастные цензы? Когда Иаков пришел в Египет, то Фараон сказал Иакову: сколько лет жизни твоей? Иаков сказал фараону: дней странствования моего сто тридцать лет; малы и несчастны дни жизни моей и не достигли до лет жиз- ни отцов моих во днях странствования их (Быт. 47:8– 9). А что наши котячьи тридцать пять или сорок пять лет? Это котячий возраст. Нужно вычесть из него две- надцать-пятнадцать лет юности и детства, когда мы жили несознательно, когда мы просто росли телесно, не набирая духовного опыта. А с точки зрения духов- ной зрелости нам надо вычесть из нашего настоящего возраста лет восемнадцать – тогда это будет возраст, когда мы уже начали думать, это получится то количе- ство лет, внутри которых мы ведем какую-то осознан- ную жизнь. Это очень маленький возраст. Конечно, к монахам люди будут ходить, потому что они – свет. Как преподобный Иоанн Лествичник гово- рит: «Свет мирянам – инок. Свет инокам – Ангел» 61 Но здесь всякого намешано: во-первых, монахи очень красивые. Вы замечали когда-нибудь, что насколько монахини и монахи красивы? К ним интуитивно вле- чет, потому что они хороши. У них глаза умные. Они носят в себе какую-то тайну. А к таинственности, к чи- 61 Иоанн Лествичник. Лествица, или Скрижали духовные. Слово 26. О рассуждении помыслов и страстей, и добродетелей. 31: «Свет монахов суть Ангелы, а свет для всех человеков – монашеское житие». стоте и уму естественно влечется человек. Иное дело наш грешный брат – живот отрастил и тому подобное. Кто к нему пойдет? К нему не особо повлечешься. Да он, собственно, не страдает, если к нему не рвутся. Мы жалуемся друг другу, что все никак нет времени ни на кого. А к монахам тянется душа человеческая, по- тому что монах – это удивительный человек, это уже немножко не человек, это немножко больше чем че- ловек, и душа человеческая влечется к нему. Но дух от плоти недалек, и человек никогда до кон- ца не понимает, чего он хочет. Он не понимает сте- пени вреда, который может нанести другому челове- ку своими откровенными разговорами. Он думает о себе и не думает о нем, о монашествующем. У меня есть большое опасение из жалости к монашествую- щим. Они же – монахи, они ушли от мира, насколько это возможно, а мир догнал их и заставляет занимать- ся собой! Поэтому мне их реально жалко. Я знаю, что это опасно, просто-напросто опасно. Особенно когда вы воруете время, например, у духовников. Есть во- просы, с которыми вообще не надо обращаться к ба- тюшке. Это вопросы, на которые любой человек сам, подумав, найдет ответ. Нельзя воровать время у мо- нахов, засоряя их ум всякой житейской чепухой, со- вершенно не понимая, что им вообще это не надо! Они для другого созданы! С точки зрения духовной зрелости нам надо вычесть из нашего настоящего возраста лет восемнадцать – тогда это будет возраст, когда мы уже начали думать, это получится то количество лет, внутри которых мы ведем какую- то осознанную жизнь. Вот белый священник (женатый) – это и есть свя- щенник, который разбирается с житейскими, мирски- ми проблемами. Монашествующие сами часто гово- рят: «Не спрашивайте у меня об этом! Я в этом ничего не понимаю. Найдите себе священника женатого – он должен знать это…» Это правильно. Но если монах не сохраняет эту дистанцию, он может вас покалечить, потому что будет вам давать советы, исходя из соб- ственного опыта. Он будет как бы транслировать свою жизнь вам, примеряя ее на вас: свою свитку на ва- шу фигурку – и получится «нестыковка». Хотя из все- го этого есть исключения – есть прекрасные пастыри среди белого духовенства и есть прекрасные пастыри среди монашествующих. Но общим правилом, мне ка- жется, должно быть следующее: мирской – к мирско- му. Не трожь духовное, не трожь монашествующих, пожалей их. Был такой случай в Оптиной пустыни, когда там был старец Лев. Возле него всегда стояло очень мно- го людей. Приходили люди в монастыри и подолгу с ним на улице стояли и разговаривали. Среди них бы- ли и женщины. Богомолки-женщины старше средне- го возраста – это обычно самый такой «богомольный контингент» – деревенские бабы лет под пятьдесят. Стоит такая кучка вокруг старца. Он стоит между ни- ми, и так они весело беседуют. Батюшка был очень ве- селый человек, здоровый, такой, как говорится: в здо- ровом теле здоровый дух – крупный, красивый и весе- лый старец. Он мог пошутить. С ним люди себя легко чувствовали. В те времена был церковный суд. Граж- данский суд не судил согрешивших священников. Их по церковному суду отправляли в монастыри на ка- кое-то время для покаяния. Такая практика была до революции. Есть вопросы, с которыми вообще не надо обращаться к батюшке. Это вопросы, на которые любой человек сам, подумав, найдет ответ. Так вот, находился в тогда в Оптиной пустыни на по- каянии какой-то ученый протоиерей. Как-то где-то он проштрафился, и его послали в монастырь – пожить там, помолиться, грехи свои отмолить. Этот батюшка как-то старцу Льву говорит: «И охота тебе, батюшка, полдня с этими бабами на улице стоять?» А старец отвечает: «И то верно! Но ты же их у себя не прини- маешь. Ты же с ними не стоишь. А это твоя работа! Вообще-то ты белый священник – это тебе с людьми нужно стоять разговаривать. Но ты же не хочешь. А им же нужно с кем-то поговорить. Вот они ко мне и пришли». Я думаю, что это очень правдивая история – такой срез отсутствия внимания приходящим: – Можно мне с вами поговорить? – Мне некогда. – А расскажите мне… – Обойдешься. – Можно?.. – Потом придешь. – Ну, потом я уже не приду. Я пойду туда, где со мной поговорят. И чаще всего это монастыри. Понимаете? Это одна из сторон церковной проблематики. |