Протоиерей Ткачев Андрей. Любовь. Ищущим и нашедшим Эксмо Москва 2017 isbn 9785699937219 Аннотация Эта книга
Скачать 1.01 Mb.
|
Выбор жены Спрашивают меня иногда молодые ребята: стоит ли искать себе жену или она сама случайно встретит- ся, сама появится, придет? Не придет она никуда! Как она сама придет? Ты будешь сидеть, а она возьмет и придет к тебе? Как в песне? «Счастье вдруг, в тиши- не, постучалось в двери… неужель ты ко мне? Верю и не верю!» 10 А однажды мне задали вопрос, как пра- вильно выбирать себе жену. То есть не искать, а вы- бирать. Я ответил примерно так: «Что значит “выби- рать”? Вы в магазине, что ли?» Как вы будете выби- рать? Это раньше на невольничьем рынке, например, можно было выбирать себе женщину… Вы ищете себе жену. Ищите, присматривайтесь к людям, прислушивайтесь. Очень важно человека услышать. Бывает, смотришь – красавица! А рот рас- крыла – все цветы завяли. Сразу видишь, что глупая как пробка. Тогда бегом от нее, бегом со всех ног. На- до поговорить, как Сократ говорил: «Заговори, чтобы я тебя увидел». Мы же не видим человека, пока он не заговорил с нами. То, что снаружи – как картинка намазанная. Сейчас все красиво одеваются. Тряпки 10 Л. Дербенев. Разговор со счастьем. Песня из к/ф «Иван Васильевич меняет профессию». дешевые, косметика доступная. Люди за собой сле- дят. Люди стали холеные. Те, кому сейчас под пять- десят, помнят свою юность – другая совсем: другой выбор товаров, другие возможности для отдыха, дру- гой досуг совсем. А сейчас все холеные, красиво оде- тые, сытые, накрашенные, яркие, ничего не боящие- ся, раскомплексованные: хочешь – джинсы с дырка- ми надену, хочешь – на голове устрою непонятно что. Никого не стыдятся и ничего. О том, о чем про се- бя раньше говорить было стыдно, теперь вслух кри- чат. Вот и вы присматривайтесь к ним, присматривай- тесь – вдруг увидите свою? Ведь настоящие – они же неброские. Как думаете, почему «выстрелил» фильм-сериал «Не родись красивой»? Потому что самые хорошие девочки – незаметные. Их действительно надо по- искать, присмотреться. Она будет из стыдливости незаметной: ее меньше всех слышно. Присмотрись, как художник. Ведь художник в глыбе мрамора видит скульптуру. Так и мужчина должен видеть все-таки в девушке что-то тайное, скрытое внутри. А эти все, что в глаза лезут, эти фифы – ненастоящие, фальшивые. Настоящие-то люди, эти бриллиантики, они – как пы- лью прикрытые. Где-то там сидят по углам. Они о се- бе кричать не будут. Именно их находить надо. Сократ говорил: «Заговори, чтобы я тебя увидел». Помню письма старца Паисия к мирянам. Там ка- кой-то человек женился и присылает ему фотокарточ- ку: – Смотри, – говорит, – какая у меня красивая жена, геронда! 11 А он говорит: – А на некрасивых кто жениться будет? Тоже мне, нашел чем похвалиться! Выбрал себе красивую и хва- лится! А некрасивые, что думаешь, замуж не хотят? А куда им деваться, которые менее красивые, чем остальные? Им потом что, сначала плакать, тоско- вать, а потом в грехи тяжкие пускаться? Вы – христиа- не. Вы должны брать себе простеньких жен, хороших и простеньких. Красавица одна не останется. Хотя, конечно, кра- сота отцветает. Она долго не держится. Но, в любом случае, красавицам полегче. Что ты хвалишься, что ты красавицу взял? Взял бы ты простенькую девчуш- ку замуж – осчастливил бы ее. Полюбил бы ее – тогда можно было бы хвалиться. Так что надо присматриваться к людям. Очень мно- го хороших людей незамеченных. Понимаете, дух ны- нешнего времени заключается в том, что пустозвон- ство всякое, глупость, наглость лезут в глаза без вся- 11 Геронда – старец, святой человек. кого спроса. А хороших людей не стало меньше, про- сто они оттеснились на периферию. Каждый может быть калифом на час. Сегодня для этого создана ин- дустрия развлечений: ток-шоу, телевизор, интернет, клубная жизнь. И это все пенится, вся эта срамота, вся эта ерунда, а хороших не видно, хотя их очень много. Я стою на том, что у нас очень много хороших людей. Если вы общаетесь с разными достойными девуш- ками, то вам повезло. Но, возможно, вы порождаете в них желания и иллюзии, заставляете их по ночам не спать, и думать, и мечтать о чем-то, строить планы и ждать знаков внимания. «Что ж ты бродишь всю ночь одиноко, что ж ты девушкам спать не даешь?» 12 – ска- жи, гармонист молодой, чего ты хочешь, если вокруг много хороших девушек? Надо молиться Богу, чтобы Бог показал вам ту, ко- торая ваша. Оставьте в покое тех девушек, на кото- рых не собираетесь жениться. Зачем вы порождаете в них ложные желания? Почитайте просто хорошую литературу на эту тему. Есть такой писатель – Морис Метерлинк. У него есть пьеса «Синяя птица», наверняка вы ее читали или видели. Там во второй части очень интересный сюжет. Молодой человек живет в окружении большого 12 М. Исаковский. Одинокая гармонь. числа девушек. Дочка мельника – веселая и богатая, но глупая; дочка сапожника – скромная, но бедная, и так далее. У всех девушек есть свои достоинства. Ес- ли бы это все у них забрать, у каждой по хорошему качеству, одну слепить и на ней жениться! Эта весе- лушка и болтушка, эта жадная, эта бедная, эта некра- сивая, хотя очень добрая. И вот он так страдает, а все его любят. Так ему повезло, что все эти девушки его любят! И там есть одна, которую он не замечает во- обще. Она боится рта раскрыть при нем. Он ее даже не видит. Она издалека за ним наблюдает. И потом он попадает в некий духовный мир, вроде как в рай. Там очень много детей. Ему словно какой-то голос (то ли это его сопровождает некий ангел) говорит: «Вот, это твои дети. Этот будет великий математик. Этот в мла- денчестве умрет. Этот до пяти лет доживет, но тоже умрет. Этот будет ни то ни се… Вот твое будущее. Вот твои дети… А теперь, дети, вот ваш папа. Выбирайте себе маму». И стоят там души этих девчонок, которые там, на земле, его любят: и дочка мельника, и дочка сапожника, и дочка местного богача, и та девушка, ко- торую он на земле не замечал. И дети бегут к этой скромняшке: «Мама! Мама! Вот наша мама!» Берут ее за руки, ведут к нему. «Вот наша мама. Вот наш па- па. Мы нашли их!» Конечно, это всего лишь фантазия, гениальная фантазия гениального писателя, но какое здесь здравое зерно! Решение о том, кто будет твоей женой, зависит от того, какие дети от тебя родятся. Решение полагается не в том, кто тебе нравится, кому нравишься ты, с кем у тебя будет любовь. Решение будет зависеть от того, кто от тебя родится, от кого должны родиться твои дети. Проблема выводится совершенно на другой план. Ты общаешься с двумя или тремя девушками. Эта вот такая; этой бы, например, похудеть; этой бы перекра- ситься… Идет разговор о наших предпочтениях и меч- таниях. А вы эту проблему переведите в другую плос- кость: «А с какой девушкой я хочу рожать детей? Ка- кую девушку я вижу матерью будущих моих детей?» Вот об этом подумайте. Это я говорю тому человеку, который общается с несколькими девушками. Очень много хороших людей незамеченных. Дух нынешнего времени заключается в том, что пустозвонство всякое, глупость, наглость лезут в глаза без всякого спроса. А хороших людей не стало меньше, просто они оттеснились на периферию. Попробуйте поговорить с девушкой не о том, где вы будете отдыхать, когда вы поженитесь, а, например, хочет ли она детей и сколько? Боится ли она по ночам вставать к ребенку? Боится ли она располнеть после родов? Не угнетает ли ее мысль, что выйдет замуж, а родить не сможет? Вот эти вопросы все покажут вам, кто они такие, эти девушки. Для того чтобы познать человека – вот эту сущность его, – с ним нужно разговаривать. «Заговори, чтобы я тебя увидел!» Пока ты не заговоришь со мной, я тебя не вижу. Кто ты такой? Я уверен, что есть такие краса- вицы, которые только рот раскроют, и сразу бежать от них хочется. А есть такие девчонки, с которыми при- ятно поговорить, и можно с ними вдруг заговорить на какие-то серьезные темы, в частности о материнстве, и там будет уже видно. И не каждая девушка начнет откровенничать на эту тему. Для нее это, может, чрезвычайно важно. Может, для нее будет стыдно с парнем – с тобой – об этом говорить: ты же все-таки не муж ей. Но ты почувству- ешь, важна для нее эта тема или нет. Ты себе пред- ставишь, захотел бы ты иметь ее хозяйкой своего до- ма и матерью своих детей – или нет. Вот это серьез- ные критерии, которые указывают на семейность. Потому что погулять можно с любой: и с четырьмя, и с пятью, с которыми ты дружишь. С этой можно на каток пойти, с этой – в музей, с этой можно посидеть в баре, попить мохито… А вот с кем из них ты свяжешь свою жизнь? Кто из них тебе детей родит? Вот это уже вопрос из «Синей птицы». Серьезный вопрос. * * * Стоит ли добиваться девушки, если она не отвечает взаимностью? Вы знаете, можно победить женское, можно. Быва- ют случаи, когда люди влюбляют в себя, так сказать, другую свою половину, как Пушкин писал: «И оживля- ешься потом все боле, боле, и делишь, наконец, мой пламень поневоле!» 13 То есть – можно своей любовью зажечь. «Моей огромной любви хватит нам двоим с головою», – поется в песне. Так что можно влюбить в себя человека. Если ваша любовь такая жаркая, как печка, такая большая, как горы Кавказа, то она вовле- чет в свой вихрь того, кто пока что так равнодушен и холоден. А нет – так нет. Значит, оставьте ее в покое, и пусть ищет. Значит, вы не совпадаете с ее мечтами. * * * Один парень, или молодой мужчина, пишет: «Мне 28 лет, живу церковно, молюсь о создании семьи, но ничего не получается. Уже отчаялся, в монашество не 13 А. С. Пушкин. Нет, я не дорожу мятежным наслажденьем… хочу уходить. Как понять волю Божию и, если возмож- но поверить, что будет своя семья…» Вот, спрашивает человек о том, как устроить свою жизнь. Безусловно, я не знаю этого человека, и общих правил для людей нет, потому что все люди очень раз- ные. Например, один боится девушек, боится загово- рить с ними, имеет ступор в душе. Другой, наоборот, слишком вольно себя с ними ведет. Один не мыслит себя без общения, без компании, без друзей, без зна- комых. Другой – более одинокий, отдаленный. Людям человека надо знать. Но то, что только молиться ма- ло, – это однозначно. Нужно все-таки каким-то образом попадать туда, где есть девушки, люди. Где девчонки, которые соот- ветствуют вашему душевному строению. Если вы лю- бите театр – ищите девушку в театре. Если любите спорт – ищите девушку на спортивном состязании или в спортзале, на волейбольной площадке. Если вы лю- бите богослужение – ищите девушку в храме. Это не грешно, между прочим. Если вы познакомитесь в хра- ме с благочестивой девицей, то может родиться очень хорошая в будущем семья. Вы должны не только молиться, но каким-то обра- зом сигнализировать окружающему миру, что вы в по- иске. Вы должны смотреть, думать, прислушиваться, присматриваться, к сердцу прислушиваться, к людям прислушиваться. Безусловно, не ошибаться – не со- вершать опрометчивых поступков. На самом деле, ес- ли мужчине 28 лет, то это ерунда. Вы можете еще и в 38 лет находиться в поиске – хотя это очень долгий период. Конкретно просите у Бога: «Дай мне хорошую невесту». Чего тут отчаиваться? Нечего отчаиваться: деву- шек, желающих выйти замуж, гораздо больше, чем мужчин, которые хотят жениться. Здесь все цифры на вашей стороне. Очень много девушек, желающих выйти замуж. Среди них очень много хороших. Вы должны не только молиться, но каким- то образом сигнализировать окружающему миру, что вы в поиске. Вы должны смотреть, думать, присматриваться, к сердцу прислушиваться, к людям… Работайте над собой – потому что, может быть, ка- кие-то вещи не сделаны, что-то недоработано внутри, и поэтому не приходит благословение. Это проблема нашего времени, эпохи – и мы будем об этом гово- рить, видимо, до самой смерти, потому что чем даль- ше, тем сложнее это решается у людей. Это раньше было просто: родители решали за детей или дети са- ми достигали зрелого возраста, решали свою судьбу и жили без фантазий. Как-то полегче все было. А сейчас очень сложно все. Все такие умные – и жутко несчаст- ные. Мы будем об этом говорить очень много, но нужно со своей стороны труд приложить. Поэтому вам нече- го унывать и отчаиваться – у вас все впереди. Что та- кое 28 лет для мужчины? Мальчишка по нынешним меркам. Смотрите вокруг себя, и даст Бог, в ближай- шие полгода-год вы узнаете ее из тысяч. Вы увиди- те ту, которая вам предназначена, которая станет вам верной подругой до конца ваших дней. Разница в возрасте Всяко бывает по нынешним временам. Часто жен- щины бывают старше своих мужчин – замечаю такую тенденцию. Главное условие: вторая половина обяза- тельно должна быть бракоспособна – в полном смыс- ле этого слова! То есть выходить замуж за какого-то «пенька трухлявого», старика, который на старости лет решил жениться… Когда, допустим, 85-летний ка- кой-нибудь актер женится на какой-то там 19-летней актрисе – мне трудно это понять. Я этого не понимаю и не хочу этого понимать! Девушка, конечно, должна отдавать себе отчет в том, что если муж намного старше нее – допустим, сейчас ему пятьдесят лет, а ей двадцать, – это хоро- шо, пока еще можно пожить счастливой жизнью. Но когда ей будет сорок, она еще будет совсем моло- дой женщиной, а ему будет семьдесят – и это будет несколько сложнее. Нужно думать об этом. Потому что, в принципе, в сорок лет жизнь только начинается (иногда и в пятьдесят). А если твоя половина не хочет начинать с тобой твою начавшуюся жизнь, то куда те- бе деваться? Это плохо. Ведь заново начинать жить надо вместе. В одной испанской пьесе про девушку, выходящую замуж за старика, говорили: «Ей надлежит плющом обвиться вокруг трухлявого столба». Я вам этого, ко- нечно, не желаю. Иногда, знаете, девушки ищут кого-то, похожего на отца. Может быть, много детских таких чувств связа- но с мужем, как с отцом – чтобы за плечи спрятаться, чтобы вот как-то почувствовать себя защищенной и маленькой… И мужчины часто ищут женщин постар- ше и влюбляются, что основано тоже на каких-то по- луматеринских, полусыновних инстинктах. Много вся- кой подсознательной чепухи в жизни бывает. Но, ко- нечно, лучше, чтобы временной зазор в возрасте не был критически велик. Пять-шесть лет – этого никто не заметит, когда двадцать лет и двадцать шесть, или тридцать семь и тридцать. А вот пятьдесят и двадцать – это уже серьезно. Такая любовь бывает, безуслов- но, но там уже больше надо думать. Я когда-то видел передачу с Юрием Куклачевым. Передача была – нечто вроде «Черное и белое». Там разбирали всякие такие житейские истории. Пригла- шали людей для того, чтобы поучаствовать в обсуж- дении. Куклачев рассказал историю про цирковых ак- теров. Какой-то наездник, молодой мужик лет трид- цати, полюбил женщину в этой же труппе. Она была старше его лет на двадцать. Ему было тридцать, а ей пятьдесят. Они полюбили друг друга. Вокруг все гово- рили ему: «Перестань, не делай глупостей! Через пят- надцать-двадцать лет ты будешь еще мужик хоть ку- да, она уже будет старушка! Тебе сорок пять, напри- мер, а ей шестьдесят пять. Ты представляешь? Тебе пятьдесят, а ей семьдесят. Понимаешь, что это нере- ально?!» Но у них были реальные, серьезные отно- шения, он любил ее, и они поженились. Потом время прошло какое-то и, действительно, она быстрей его состарилась, в силу возраста. И вот, он еще был му- жик хоть куда, и многие говорили ему, чтобы он вел себя адекватно – как мужчина в полном расцвете сил пользовался жизнью. А он говорит: «Нет, я не могу обижать ее. Это живой человек. Мы прожили с ней хо- рошие годы, и я люблю ее». Разговор на передаче был на тему верности, неравного брака. Там такую околе- сицу городили, что уши вянут. Какие-то психологи, па- рапсихологи, депутаты, миллионеры или вообще иди- оты какие-то – все они говорили такую чушь из разря- да «делай что хочешь, люби кого хочешь, спи с кем хочешь». И вдруг там Юрий Куклачев рассказал такую нравственную историю. Вот все-таки клоунов не зря любили на Руси. Это некий аналог юродивого. Они в священном списке: воин, монах, юродивый. Клоун – это человек, который часто скажет правду и истину там, где ее не скажет ни ученый, ни политик, ни кто- нибудь еще. Надо быть людьми. Нельзя поступать по- свински с живым человеком. В чем сложность всех отношений? Нельзя человека как пиджак менять. Так что всякое бывает. Надо просто человеком оставаться. Надо быть людьми. Нельзя поступать по- свински с живым человеком. В чем сложность всех отношений? Ведь это же нельзя – человека как пи- джак менять. Человека нужно взять на себя, в себя вобрать – или себя человеку отдать. Это же чело- век живой. Вся сложность отношений заключается в том, что мы, полюбивши красивые глаза, вынуждены брать все остальное. Есть стихотворение такое смеш- ное: Не всю Людмилу любит Игорь, А лишь один ее фрагмент, Однако взял женился сдуру На всей Людмиле целиком. Мы берем целиком всего человека. Мало того, мы берем его вместе с его мамами, папами, братьями, сестрами, бабушками, дедушками – и они тоже яв- ляются нашими родственниками. Родственники моей жены – это и мои родственники тоже. Я беру слишком много вместе с этим человеком, но это никуда не вы- кинешь. Это настолько тяжелый, но в то же время свя- щенный груз, что тут нельзя просто шутливо к этому относиться – это серьезно. Влюбленность, подобная любви к Богу У святого Иоанна Лествичника говорится: «Блажен, кто имеет такую любовь к Богу, какую страстный лю- битель имеет к своей возлюбленной» 14 . То есть такое подобие – влюбленности и любви к Богу – существу- ет, и в этом нет ничего греховного. Святой Иоанн Ле- ствичник, отец монашества, вполне смело уподобля- ет эти вещи друг другу. Романтические отношения чи- стых людей весьма возвышенны. Конечно, можно скатиться с любой вершины и мож- но внести какой-то нечистый огонь и в эти отношения. Человек грязный, имеющий какую-то сердечную тягу к кому-то, имеет вместе с этим и множество фантазий, конкретных желаний, сновидений и вполне конкрет- ных вожделений. А человек чистый, имеющий сердеч- ную тягу к кому-то – он очень целомудренный. Если целомудренный человек влюблен, то он, например, не смотрит на других женщин. Если целомудренный человек влюблен, то он – может быть, даже иногда из- быточно, с обидой для женщины – боится оскорбить 14 Иоанн Лествичник. Лествица, возводящая на небо. Слово 30. О со- юзе трех добродетелей, то есть о вере, надежде и любви. ее своими домогательствами. Она ждет, что он обни- мет ее уже сегодня, а он все боится ее за руку взять, потому что он целомудренный и у него очень чистые чувства – это очень хорошо. Люди с греховным опытом ведут себя по-другому. Они сразу идут к конкретной цели и добиваются ее. А целомудренные люди становятся еще более цело- мудренными, когда влюбляются. Они боятся оскор- бить предмет своей любви какими-то грязными домо- гательствами – это совершенный факт. То есть насто- ящая любовь делает человека целомудреннее – это факт, – а похоть дает почву для всяких разного рода фантазий. Человек чистый, имеющий сердечную тягу к кому-то – он очень целомудренный. В церковных молитвах есть такое слово «рачение». Например, в каноне ко Святому Причащению есть та- кие слова: «Усладил меня Любовью, Христе, и изме- нил еси меня Божественным Твоим рачением». Раче- ние – в переводе с греческого – означает сильный пыл любви, то есть человек как бы сильно уязвлен любо- вью и находится в состоянии, очень подобном состо- янию влюбленного: он немного безумен, он немного неадекватен. Окружающим людям он кажется стран- ным. Вспомните, как мы относимся к сильно верующим людям: они кажутся нам немножко глупыми, востор- женными, они кажутся нам странными, словно не от мира сего. Это явные признаки того, что человек ли- бо влюблен, либо в Бога уверовал. Это очень похоже по внешним проявлениям. Верующий человек похож на пьяного или на влюбленного. О том, что он похож на пьяного, говорится в книге Деяний, когда апосто- лы приняли Духа Святого, то люди сказали: они на- пились сладкого вина (Деян. 2:13). Они вели себя как пьяные, то есть они были смелыми и веселыми. Они никого не боялись и вели себя так смело и раскован- но, как ведет себя выпивший человек. Не напивший- ся, а именно выпивший: развеселившееся сердце, как написано, вино веселит сердце человека (Пс. 103:15). То есть не свински лежащий в луже, а просто веселый. Так что любовь к Богу похожа и на опьянение, и на влюбленность – это вполне закономерная аналогия. |