Протоиерей Ткачев Андрей. Любовь. Ищущим и нашедшим Эксмо Москва 2017 isbn 9785699937219 Аннотация Эта книга
Скачать 1.01 Mb.
|
Хочется – перехочется Грань, за которой сладострастные желания Здесь я должен вас немножко огорчить: четких гра- ниц нет – и вы неизбежно эту грань перешагнете. Для того чтобы эту грань не переступить, нужно вообще отказаться от плотских отношений и поставить крест на всех земных отношениях. Вот только в этом случае вы сможете отгородиться такой довольно четкой гра- нью от всего, что связано с мечтаниями, прикоснове- ниями, лобзаниями, встречами, ожиданиями встреч и всем тем, что там дальше начинается и никак не мо- жет закончиться. А если вы этот путь начали, то как бы вы ни были чисты и как бы вы ни были романтич- ны, все равно к этой романтике у вас добавится нечто страстное, нечто, так сказать, земное, вполне земное, и это будет одним из источников ваших страданий. Об этом говорил апостол Павел: желаю, чтобы все люди были, как и я (1 Кор. 7:7) – он был девственник. Но поскольку нельзя быть всем девственниками, то он добавляет: Впрочем, если и женишься, не согре- шишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит. Но таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль (1 Кор. 7:28). То есть он даже жалел людей, кото- рые вступают в эту полосу жизни. Потому что там дей- ствительно очень много страдания, особенно для лю- дей чистых. Для нечистых людей там страданий мало, там больше наслаждений. А для людей чистых там страдание, смешанное с наслаждением – пропорции трудно распределить. Будьте готовыми к тому, что вы будете смущаться: «А правильно ли я поступаю? А можно ли это? А не пе- реступил ли я грань?» А потом на каком-то этапе вам расхочется молиться и захочется только стоять под балконом и смотреть снизу вверх на окна своей воз- любленной, как в песне: «Моя любовь на пятом эта- же, почти где луна…» И в это время вы забудете про святых отцов на какое-то время, и так далее, и потом скажете: «Вот, я совершил падение, я забыл про мо- литву…» Ну что же, такие периоды в жизни у человека бывают, и надо быть к этому готовым. Причем Бог не прогневается, и духовник поймет, мне кажется, потому что… ну жизнь такая, а как иначе? Так что не думай- те, что мы сможем определить эту тонкую грань меж- ду тем и тем. Если это уже начнется, то очень сильно будет переплетаться. Очень. Целомудрие ценнее самой жизни! Когда меня спрашивают о целомудрии, мне сразу же вспоминается история Иустина Философа – свято- го мученика, приявшего венец еще совсем молодым. Поражают его стойкость, мужество и мудрость, столь свойственные его имени и несвойственные его юно- сти. Философ – любитель мудрости, любящий муд- рость. Этот юноша был стоек в исповедании Христа, и его решили соблазнить на отречение от веры женской любовью и лаской, поскольку все языческие игрища и жертвоприношения, зачастую некоторые культы (в разных народах это по-разному было) особенно отли- чались бесстыдством и безнравственностью. Языче- ство сроднено, внутренне связано со всяким распут- ством, поэтому оно-то и являлось петлей и сетью для иудейского народа в древности. Они отвращались от истинного Бога к языческим культам не в поиске исти- ны, не от жажды полноты знания, а просто по соблаз- ну. Видели, слышали, соблазнялись, разжигались и уходили прочь от почитания истинного Бога. Так вот, этого юношу отдали в руки блуднице, при- чем привязали его в саду, обнажив, оставили наеди- не с распутной женщиной, которая должна была его, беззащитного, довести до греховного воспламенения. И таким образом должен был войти в его сердце грех, а вслед за грехом и отступление. Должен сказать, что блудная страсть – одна из мо- гущественных страстей, борьба с которой стоит неко- торым даже кровопролития. Иногда люди готовы на членовредительство, на смерть и на муку физиче- скую, лишь бы избавиться от мучительного похотного огня. Примеров подобных много. Горячий огонь похо- ти человеческого естества зачастую мешает верить. Вот, откройте книгу Осии, ветхозаветного пророка; он там много раз говорит: блуд, вино и напитки завладе- ли сердцем (Ос. 4:11) народа моего; Отвратительно пьянство их, совершенно предались блудодеянию; князья их любят постыдное (Ос. 4:18); Глубоко по- грязли они в распутстве (Ос. 5:2); Все они пылают прелюбодейством, как печь, растопленная пекарем (Ос. 7:4). Господь говорит через пророка Осию, что по- тому они не могут верить: в них места для веры в ду- ше не осталось, ибо все место внутри человека заня- то этим блудным разжжением 16 Блудная страсть – одна из могущественных страстей, борьба с которой стоит некоторым даже кровопролития. Иногда люди готовы на членовредительство, на смерть и на 16 Дела их не допускают их обратиться к Богу своему, ибо дух блуда внутри них (Ос. 5:4). муку физическую, лишь бы избавиться от мучительного похотного огня. Итак, юношу оставили в положении, по сути, без- выходном. Ему было хуже, чем Иосифу, который то- же был в плену в рабстве. Того соблазняла разврат- ная египтянка, жена фараона, постоянно досаждая, склоняя на блуд. Он тоже был юн и неопытен. Однако Иосиф был свободен в движениях (не был связан, как Философ), и он убежал, имея страх Божий 17 . А Фило- соф не мог убежать. Тогда он откусил себе язык и вы- плюнул его в лицо женщине. Так огнем боли он пога- сил огонь похоти. Есть такое явление: пожарные говорят, что «огонь гасится огнем» – направленный пожар иногда гасит другой пожар. Вот так бывает. Целомудрие ценнее самой жизни! Один страх вы- гоняется другим страхом; одна боль тушится другой болью; одна любовь выгоняется иной любовью – так в жизни бывает всегда. Примеров тоже очень много. И вот, Философ откусил себе язык. Он устрашил этим женщину и угасил в себе огонь разжжения блуд- ной страсти. Нам неизвестна дальнейшая судьба этой испуганной женщины. Может быть, она, устрашенная и вразумленная этим, и жизнь свою поменяла. Так или 17 Об Иосифе и жене египтянина повествует книга Бытия (Быт. 39:7– 15). иначе, юноша был усечен мечом – он пострадал не только за Христа, но и за целомудрие, что очень близ- ко между собою. Христос – Девственник, родившийся от Девы. И нет в мире христианском ни одной добро- детели, столь разительно отличающейся от доброде- тели языческого мира и столь требовательно необхо- димой для христианского жительства. Святой Иоанн Златоуст и другие отцы церкви неод- нократно напоминали, что многие добродетели были доступны и вместимы человеком, не обновленным, не крещенным, не принявшим Духа Святого. К приме- ру: презрение к богатству было отличительной чертой многих мудрецов в древности. Многие цари постига- ли суетность в богатстве и раздавали все, что имели. Бегство от славы было доступно, внятно и исполни- мо некоторыми из мудрых и великих в древности. Они могли менять царские венцы на одежду пастуха или неизвестность предпочитали славе и громкому име- ни. А вот победа над похотью, усмирение плотских движений – это было недоступно самым великим лю- дям древности. И Златоуст говорит, в частности, что именно это яв- ляется одной из таких священных особенностей хри- стианского жительства – попранная похоть, торже- ство целомудрия, исполнение на деле слова апосто- ла Павла, где он говорит: Ибо воля Божия есть освя- щение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда (1 Сол. 4:3). Вот эту тайную связь между блудом и неверием, между похотью и отпадением от благодати очень хо- рошо знают враг нашего спасения и его слуги. Они воюют с нами именно в этом направлении для то- го, чтобы мы, напитавшись духом разврата и вольно- сти, расслабив душевное свое бодрствование, пусти- ли внутрь себя врага, как троянского коня 18 , в душев- ный дом, и потеряли, в конце концов, и благодать, и веру, и надежду вечной жизни. Человек должен постоянно вести внутри себя вой- ну за целомудрие. Это борьба глаз, это борьба ушей, борьба уст, ума – борьба всего человеческого есте- ства. Это хорошо знали и гонители христианства, язычники. В первые века христианской церкви они часто кричали: «Христиан ко львам!» «Ко львам» на латыни звучит «ad leonem». Один из учителей церк- ви, кажется, Киприан Карфагенский, говорит, что за- 18 Образ из древнегреческой мифологии: во время Троянской войны греки, мнимо отступив от стен Трои, оставили у города, будто бы в жерт- ву богам, огромного деревянного коня. На самом деле конь послужил укрытием для отряда героев, и когда троянцы, втащив коня в город, уснули после великого торжества, греки выбрались, открыли ворота для ожидавших войск и сожгли Трою. В нарицательном значении – символ коварного обмана; неожиданный дар, таящий в себе смертельную угро- зу. частую мучители меняли этот лозунг на похожий: вме- сто «ad leonem» они говорили «ad lenonem» – в блуди- лище. И этот второй, похожий по звучанию и иной по смыслу, лозунг был не менее страшен, чем боль. Сто- ит только прочесть жития святых! Там много примеров того, как христианских девственниц отдавали в блу- дилища, дома разврата. Таким образом пытались со- блазнить, опорочить, осквернить христиан, пекущих- ся о чистоте. Целомудрие было непонятно и удивительно для людей языческого мировосприятия. Весь мир утопал в похоти. Какой еще смысл в жизни для человека, не знающего истины? И апостол Петр об этом на- поминает: «Вы раньше были такие, как они. А те- перь они удивляются, видя вас не идущими вместе с ними на скверные различные дела» 19 . Так вот, «Ко львам!» и «В блудилище!» – это два клича, неодинако- вые по степени опасности. Второй из них – страшнее. Есть много примеров того, как христиане предпочи- тали смерть пороку. Они предпочитали умереть в му- ках, растерзанные львами, нежели отдать тело свое на осквернение! И это вызов нашей современности 19 Ибо довольно, что вы в прошедшее время жизни поступали по воле языческой, предаваясь нечистотам, похотям (мужеложству, скотолож- ству, помыслам), пьянству, излишеству в пище и питии и нелепому идо- лослужению; почему они и дивятся, что вы не участвуете с ними в том же распутстве, и злословят вас (1 Пет. 4:3–4). сегодня. Христианская история в таких святых приме- рах взывает к нашей сегодняшней христианской сове- сти для того, чтобы мы вели борьбу за чистоту. Человек должен постоянно вести внутри себя войну за целомудрие. Это борьба глаз, это борьба ушей, борьба уст, ума – борьба всего человеческого естества. Когда однажды Паисия Афонского попросили, что- бы он помолился за молодых людей, сдающих экза- мены на аттестат зрелости, он сказал: «Буду молить- ся, чтобы вы сдали экзамены на целомудрие. Это са- мое основное. После этого можно расставить по ме- стам и все остальное» 20 . Если они победят в борьбе за чистоту души и тела, то все остальные экзамены будут сданы: и семья создастся, и профессия приоб- ретется, и навыки профессиональные выработаются. Если же здесь получат двойку, а в аттестатах будут везде пятерки, то жизнь пойдет боком и, в конце кон- цов, недалеко и до полного крушения. Итак, мученик Философ и многие праведники древ- ности своей борьбой за Христа и за веру, своим му- жественным терпением и этой львиной храбростью 20 Блаженной памяти старец Паисий Святогорец. Слова. Том I. С бо- лью и любовью о современном человеке. Часть 3. О Духе Божием и ду- хе мира сего. Гл. 3. Новое поколение: «Юным нужно сдать экзамен на целомудрие». в борьбе за чистоту, воодушевляют и нас, христиан сегодняшнего дня, XXI века, бороться за исполнение слов апостола Павла: Воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда (1 Сол. 4:3). * * * В галерее Киево-Печерской лавры, в Ближних пе- щерах такое место, где друг напротив друга лежат два праведника, два человека, пострадавших за целомуд- рие. Мученики за целомудрие Моисей Угрин и Иоанн Многострадальный. Эти святые часто изображаются на иконах с лилией в руках, как подвижники целомуд- рия и чистоты. Моисей Угрин жил в XI веке. По происхождению венгр, на что указывает слово «Угрин». Он был чело- веком, склонным к монашеской жизни, но еще не был монахом. В те времена государственные границы бы- ли не столь прочны, как сегодня. Не было и речи о по- граничниках, о вспаханных полосах, о собаках, о по- исковых группах… Люди могли спокойно и легко пе- реходить с одной стороны на другую. Языки были по- хожи, и человек мог себя аутентично чувствовать, как в родной стихии, например, и в Польше, и в Киевской Руси, и в других каких-нибудь княжествах. И вот Мои- сей был как раз таким человеком. Ему довелось слу- жить разным людям. Это естественный, непреложный духовный закон: помочь человеку в духовной беде может тот, кто сам в этой беде уже с собой разобрался, для кого эта беда уже понятна, кто научился с ней бороться – иначе невозможно. Однажды, попав в плен, он был увезен в Польшу, где был как раб, как слуга, продан одной богатой поль- ской вдове, еще молодой женщине, видной из себя. Вдова пленилась его красотою. Таким образом, Мои- сей тоже попал в положение праведного и целомуд- ренного Иосифа, который совершил невероятное в юном возрасте, находясь в подчиненном положении, вдали от родины (в Египте, в стране, отнюдь не отли- чавшейся целомудрием) еще до Евангелия, до благо- дати. Этот человек по одному только страху Божию многократно убегал от соблазна, от объятий блудной правительницы. Моисей оказался почти в такой же си- туации. Он попал к богатой женщине в рабы и получил от нее предложение разделить с ней ложе. Но, в от- личие от Иосифа, ему было предложено стать ее за- конным мужем, на законных основаниях. Он не хотел этого делать, потому что в сердце избрал себе служе- ние монашеству. Этот брак был бы разрешенным, все было бы нор- мально, но вопрос в том, что человек избрал для себя другой путь – монашество. Не хотел он ничего друго- го в жизни своей. И здесь ему встретилось очень мно- го испытаний. Соблазняла она его едой, питьем, до- рогими одеждами и возила возле себя в карете, по- казывая свои владения. Если в человеке нет этой хо- зяйственности, жилки сребролюбивой, желания воз- выситься, то зачем оно ему? Не весь ли мир перед его глазами? Не такое же небо над его головой? Не прельщало его все это. Приходили к нему богословы, люди, начитанные в Писании, и говорили: «Вот, Ав- раам имел жену и Богу угодил». И правильно говори- ли. Но другое дело, что это было не к месту, ибо Мо- исей хотел иночествовать. Он хотел именно монаше- ского подвига. Они приводили ему в пример апосто- ла Петра женатого, многих других святых людей, ко- торые были женаты, ибо честна женитьба во всех и ложе не скверно (Евр. 13:4). Апостол Павел об этом говорил: да, это святое, это Божие 21 , но только кому это по душе, тот брак избирает 22 . Моисею этого не хо- телось – и это все, в конце концов, привело к тому, что она еще больше распалилась похотью. Как вы знае- те, «запретный плод сладок», и Пушкин говорит: «Чем 21 Если и женишься, не согрешишь (1 Кор. 7:28). 22 Об этом апостол Павел говорит в Первом послании к Коринфянам (1 Кор. 7:32–39). меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей» 23 И вот, эта богатая женщина, собственно, госпожа, имеющая власть над ним, как над холопом и смер- дом, в конце концов силой заставляла его ложить- ся с ней в постель, но он отворачивался от нее, го- воря: «Ты мне гнусна, я гнушаюсь тобою» 24 . Насиль- ственная любовь со стороны женщины по отношению к мужчине или юноше, домогательство – это отврати- тельно. Этим он возбудил в ней жестокую ревность и ненависть. И можно понять женщину, которая пыла- ет страстью, но встречает всякую холодность со сто- роны предмета своей страсти. Она его приказывает оскопить (кастрировать). Так в некоторых пьесах и ро- манах ревнивцы стреляли в своих возлюбленных со словами: «Так не доставайся же ты никому». Вот, в таком же духе поступает и эта женщина. Она изувечи- ла его. По ее приказу сначала его били так, что земля под ним промокла, а потом оскопили, чтобы он не был ничьим мужем, если он не достался в мужья ей. Вскоре эта богатая женщина погибла во время од- 23 А. С. Пушкин. Евгений Онегин. 24 «Напрасен труд твой, женщина: не думай, что я не творю этого гре- ха, как некий безумец, или потому, что не могу, я только ради страха Бо- жия гнушаюсь тебя, нечистой». Житие преподобного отца нашего Мои- сея Угрина. ного из мятежей. Моисей остался оскопленным и изу- веченным, однако свободным, и направил свои стопы в Киево-Печерскую лавру. Он пришел туда и там по- стригся. Впоследствии он помогал своими молитвами тем, кто мучился от похоти, ибо сам пострадал за цело- мудрие и имел власть теперь уже над блудной похо- тью. А это естественный, непреложный духовный за- кон: помочь человеку в духовной беде может тот, кто сам в этой беде уже с собой разобрался. То есть для кого эта беда уже понятна, разумно по полкам разло- жена, кто научился с ней бороться – иначе невозмож- но. Вряд ли отмолит пьяницу тот, кто сам не умеет бо- роться со склонностью к алкоголю. Вряд ли поможет человеку побороть гнев тот, кто сам псих и не умеет сдерживать своих эмоций. Вряд ли поможет с блудом побороться тот, кто сам тревожится блудной похотью и сам в этом смысле раб, а не хозяин. Так вот, Мои- сей, приобретший власть над блудной похотью, начал подавать помощь другим, страдающим от этого. И по- давал ее уже как власть имеющий, как хозяин в этом отношении. Наше время похоже на Содом и Гоморру, когда грех престает скрываться и объявляется нормой, когда знамена греха развеваются над каждым городом и селом, когда все можно, тайное стало явным и можно ничего не стыдиться. Живи как хочешь – это норма нашей жизни. Многие монахи получали при жизни этого святого и по смерти его облегчение от тревожащих их искуше- ний. Нужно сказать, что монашеская жизнь совершен- но нам неизвестна. Она примерно так же нам неиз- вестна, как неизвестно состояние человека, летавше- го на Луну. Мы не можем представить переживания космонавта, его перепады нагрузок, его страхи и вос- торги – совершенно не в состоянии представить. Точ- но так же мы совершенно не можем вообразить, что такое жизнь монаха. Как это – постричься, дать Богу обеты, одеться в черное, посвятить себя только мо- литве и при жизни умереть, по сути, внутри сердца своего? Так вот, у них, у этих особых людей, особые искушения. И многие из них, при всей своей чисто- те – а среди них есть чистые, как кристалл, люди, – при всей горячной стремительности к Богу в духовной жизни испытывают жуткие искушения со стороны жиз- ни плотской. Как будто весь ад восстает на эти бед- ные души, стремящиеся к Богу. Они очень нуждаются в помощи. Наше время похоже на Содом и Гоморру, когда грех престает скрываться и объявляется нормой, ко- гда знамена греха развеваются и плещутся на ветру над каждым городом и селом, когда все можно, тай- ное стало явным и можно ничего не стыдиться. Живи как хочешь – это норма нашей жизни. Вот в эти про- пащие времена множество людей, имея живую душу и живую совесть, мучаются от этой похоти, потому что хотя внедрено в их сознание, что все можно, но ду- ша не принимает этого. Человек, совершивший грех, все равно мучается. Так вот, мучающиеся от блуда пусть узнают, а если знают, то пусть вспомнят о том, что есть в Киево-Печерской лавре два таких монаха – преподобные Моисей Угрин и Иоанн Многострадаль- ный, лежащие рядышком, подающие молитвами сво- ими помощь всем тем, кто мучается в бедной душе своей от этого блудного зверя. Помоги нам всем, Боже, и очищаться, и исправлять- ся, и освящаться, и улучшаться. Вас призываю к чте- нию хороших книг, к исправлению греховных ошибок, к перемене нрава с худшего на лучший – в общем, к очищению для того, чтобы мы смогли поселиться в Царстве Небесном. |