Главная страница
Навигация по странице:

  • Добрачные отношения

  • Протоиерей Ткачев Андрей. Любовь. Ищущим и нашедшим Эксмо Москва 2017 isbn 9785699937219 Аннотация Эта книга


    Скачать 1.01 Mb.
    НазваниеПротоиерей Ткачев Андрей. Любовь. Ищущим и нашедшим Эксмо Москва 2017 isbn 9785699937219 Аннотация Эта книга
    Дата27.06.2022
    Размер1.01 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаTkachev_Lyubov-Ishchushchim-i-nashedshim.498354.pdf
    ТипКнига
    #617721
    страница5 из 16
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
    О стыде
    Теперь поговорим о стыде. О том внутреннем кну- те, которым бичуется наша совесть и наша бессмерт- ная душа при совершении тех или иных грехов. И хо- рошо, если бичуется, если мы не бесстыдны. Стыд –
    это одно из внутренних неумолкающих наказаний, это подобие некоего грызущего червя, который до смерти грызет грешника, если он не умер душою, а сохраняет свойство живого, в нравственном отношении, челове- ка.
    Начало стыда – это рай и грехи Адама и Евы. Со- вершение первого греха – вкушение от древа запрет- ного – родило в них глубокую перемену. Перемену к худшему: они познали наготу свою, устыдились друг друга, покрыли чресла
    25
    свои листьями. Потом, услы- шав голос Божий, они спрятались в кустах. А в ответ на воззвание Бога: «Адам, где ты?» он сказал: «Го- лос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся» (Быт. 3:9–10). Это чувство Адама близко каждому человеку, потому что мы все живем
    «в шкуре» Адама. И проводим в этой шкуре почти всю свою жизнь, и воззвание к нам совести, или Свя- щенного Писания, или какие-то другие увещания за-
    25
    Чресла – бедра.
    частую пробуждают в нас в подобный отклик. Нам хо- чется спрятаться куда-то, хоть нам понятно, что Бог все видит и мы утаиться не можем.
    С тех пор стыд вошел в человеческую жизнь – стыд врачует, стыд бичует и стыд идет рука об руку с со- вестью. Можно сказать, что это бич в руке совести.
    Бич, которым наказывается человек еще при жизни,
    для того чтобы его исправить.
    Был такой подвижник – преподобный авва Исаия,
    который сказал: «Если бы мы увидели грехи наши та- кими, каковы они на самом деле, то объял бы нас та- кой стыд, что мы не осмелились бы смотреть в ли- це братиям нашим, отдавая всем предпочтение пред собою»
    26
    . Это абсолютная правда, и в этом отноше- нии стыд является великим благом. Ему предшеству- ет еще такое понятие, как «стыдливость».
    Стыд и стыдливость – это несколько разные вещи,
    хотя проистекающие из одного корня. Если стыд на- казывает человека за уже совершенный грех (причем никто не видел человека в грехе, но он стыдится так,
    как будто вся Вселенная все знает) – это проявле- ние нашей духовной природы, – то стыдливость – это некое предваряющее и охранительное действие про- тив возможного греха. Если сравнивать или образно
    26
    Отечник. Избранные изречения святых иноков и повести из жизни их, собранные епископом Игнатием (Брянчаниновым). СПб., 1903.
    давать им имена, то стыд можно сравнить с карающей палкой или бьющим бичом, а стыдливость – это некий духовный вкус или обоняние, которым душа распо- знает зловоние греха и убегает от него. Так краснеет от стыда человек целомудренный, слыша непристой- ные речи. Так человек, имея некий нравственный иде- ал внутри себя, не может выйти на улицу, например,
    полуодетым или в шутовском наряде. Многих вещей мы стыдимся, и хорошо делаем.
    То есть стыдливостью этой мы защищаем себя от возможных будущих грехов. И в таком нравственном состоянии колебаний, такой борьбы, мучений, утеше- ний находится всякий человек, пока он духовно жив.
    Нужно сказать, что человеку неприятно так жить.
    Говорил Иоанн Златоуст: не завидуй богачу, или блуд- нику, или какому-то развратнику, поставленному вы- соко на лестнице общественных отношений, потому что «если бы кто раскрыл совесть каждого, то нашел бы множество червей, множество гноя и нестерпимое зловоние»
    27
    . Вот в этой борьбе человеку находиться трудно, не хочется. Стыд зовет на исправление и по- каяние, а каяться и исправляться хочет из десяти или даже из ста – один. Может, даже из тысячи – один.
    27
    Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа
    Константинопольского. Т. 6. В рус. пер. СПб.: Изд. Санкт-Петербургской
    Духовной Академии, 1900. С. 739.

    Стыд – это одно из внутренних неумолкающих наказаний, это подобие некоего грызущего червя,
    который до смерти грызет грешника, если он не умер душою, а сохраняет свойство живого, в нравственном отношении, человека.
    В силу этого в мире ведется борьба со стыдом и превращение стыда в бесстыдство. Мы живем как раз в ту эпоху, когда многие вещи, совершенно невозмож- ные раньше, возможны сегодня, потому что люди по- теряли стыд. Еще несколько лет назад трудно было себе представить женщину, идущую по улице города и курящую. В селе трудно это увидеть и сегодня.
    Начинаются эти вещи с мелочей: с одежды, на- пример. Простые вещи – такие как покрытие голо- вы, – раньше означали очень многое для окружающих людей. То есть простоволосая женщина считалась бесстыдной. Сегодня – это совершенно невместимая норма жизни. Это касается и юбок. А разговоры? Да что вообще говорить о таких простых вещах, касаю- щихся одежды? Сегодня, если пройти возле компании молодых людей семнадцати-восемнадцати-девятна- дцати лет, можно услышать, как разговаривают меж- ду собой юноши и девушки. Они говорят между собой такие бесстыдные вещи, как-то шутя, от которых юно- шам стоило бы застыдиться в присутствии девушек, и девушкам следовало бы бежать от таких юношей, от
    таких разговоров! Но никто никуда не бежит. Это ка- жется совершенно природным. Наша эпоха прожива- ет свои дни под большим лозунгом «Грех как норма».
    В силу этого необходимо как раз и говорить, и подни- мать эту тему, потому что стыдливость, как предваря- ющая защита от греха, и стыд, как бич против совер- шенного греха, – это могучий способ правильного воз- действия на человека.
    Есть, кроме стыда настоящего, еще и стыд ложный,
    когда человек стыдится не того, чего нужно стыдить- ся, а хороших вещей. Например, человек лет восем- надцати-девятнадцати может сильно стыдиться того,
    что он не имеет еще никакого интимного опыта. А все вокруг только и делают, что хвастаются своими «дон- жуанскими» похождениями. Тут нужно объяснять че- ловеку, что нечего здесь стыдиться! Наоборот, он мо- жет даже хвалиться этим, а не стыдиться. И много других таких подобных вещей. Человеку может быть стыдно, что он не курит, и он, давясь дымом табач- ным, за компанию, может принимать чужие грехи (как тот известный персонаж, который за компанию уда- вился). Нужно различать эти вещи. Сегодня мы все более учимся стыдиться хорошего и не стыдиться плохого. Хочется сказать каждому человеку, что ес- ли человека грызет изнутри змея воспоминаний, как у
    Пушкина в «Евгении Онегине» есть такой словесный
    образ, то лучший способ – прийти человеку для исце- ления на исповедь.
    Многие по опыту знают, как облегчается душа от ис- креннего раскаяния, как иногда слезами из глубины смываются душевные прегрешения, как облегчается совесть, как обновляется душа! Давид говорит: Обно-
    вится яко орля юность твоя (Пс. 102:5), то есть кры- лья расправляются. Кто имеет благую память об этом опыте, тот знает, как можно от стыда внутреннего и будущего страшного стыда на Страшном Суде изба- виться. Возможно, все самое страшное, что будет на
    Страшном Суде – это именно тот жуткий стыд, кото- рый покроет нас с ног до головы оттого, что мы вдруг будем открыты всему миру. И небу, и земле, и анге- лам, и человекам, и все тайное вдруг станет явным.
    Кроме этого, мы увидим еще обители райские, кото- рые готовы для нас, но мы не готовы туда войти. Уви- дим и пространные пропасти адские, которые не для нас готовы, но мы достойны их, и все это вместе родит такой вопль, от которого порвется небо. Для того что- бы этого не случилось, Господь заранее мучает нашу душу чувством вины перед Богом и перед ближними чувством стыда за содеянные грехи.
    Многие по опыту знают, как облегчается душа от искреннего раскаяния, как иногда слезами из глубины смываются душевные прегрешения, как
    облегчается совесть, как обновляется душа!
    Вспоминаются еще радостные и светлые слова –
    Псалом 33, который очень часто мы слышим на бого- служении, поскольку они поются и на вечерне, и на литургии. Там есть такие слова: Приступите к нему
    и просветитеся и лица ваша не постыдятся (Пс.
    33:6). Это говорится о Боге. Призывается человек к внутреннему покаянному движению к Богу. Понимае- те, что для того чтобы идти к Богу, не нужно садиться на корабль или в самолет, необходимо сделать внут- реннее движение сердца и ума к тому, чтобы покаян- но и молитвенно к Богу приблизиться. И вот, Давид ободряет нас и говорит: Приступите к нему и про-
    светитеся и лица ваша не постыдятся (Пс. 33:6).
    Вот, в таком благом смысле слово «стыд» встречает- ся в Псалтири, в Священном Писании, которое часто доходит до нашего слуха. Эта тема касается каждого человека, потому что мы все заражены одной и той же болезнью. Пришли одинаково в мир, живем, в принци- пе, очень похожей, одинаковой жизнью. От того же са- мого мы мучаемся и страдаем, от того же и радуемся,
    и веселимся, и одинаковый конец ждет каждый плод на земле всякого человека. И нужно приложить ста- рания к тому, чтобы нынешний стыд, – который, наде- юсь, живет в сердце каждого живого человека, пото- му что не стыдящийся уже не жив, – не закончился и
    не завершился страшным и несмываемым стыдом на
    Страшном Суде. Но чтобы мы по слову Давида при- ступили к Богу и просветились, и лица наша не посты- дились.

    Добрачные отношения
    По девушке понятно, девственна она или нет, фи- зиологически. По парню – нет, если он сам не расска- жет.
    Честность тоже может быть бесовской. Есть такая прекрасная фраза: правда без любви
    – это ложь. Когда вам говорят правду, не любя ни вас, ни того, про кого говорят, то над вами совершают бесовскую манипуляцию.
    Нельзя: некоторые вещи должны быть покрыты молчанием.
    Например, Лев Толстой женился на своей бедной
    Софье Андреевне, кстати, очень достойной женщине.
    Потом, когда они куда-то ехали на поезде в купейном вагоне, он устроил ей, как ему казалось, некую очи- стительную исповедь. Он заставил ее выслушать все гадости, которые он совершил до тех пор, пока не же- нился. Он считал, что он делает это для очищения своей души по совести и чтобы она знала, за какого га- да она вышла замуж. У него была такая целая духов- ная теория на эту тему. Он сломал ей всю жизнь. Он просто в ту ночь «поломал ей хребет», рассказав все с подробностями. Он заставил ее слушать всю ночь свою поганючую исповедь. Ведь Лев Толстой был по-
    ганючий человек в этом отношении. Он под старость спрашивал Чехова: а вы, мол, зажигали звезды в юно- сти? Чехов замялся, застеснялся, покраснел, а Лев
    Николаевич говорит: «А я был… гусар неутомимый».
    Это какая-то бесовская честность.
    Честность тоже может быть бесовской. Есть такая прекрасная фраза, прошу ее запомнить: правда без любви – это ложь. Когда вам говорят правду, не любя ни вас, ни того, про кого говорят, то над вами соверша- ют бесовскую манипуляцию. Нельзя: некоторые вещи должны быть покрыты молчанием. Нельзя издевать- ся друг над другом.
    Лучше до брака себя держать в руках. Потом все будет – никуда не денется. Если вы себе поставите цель искать жениха-девственника и будете спраши- вать его: «Ты девственник?» – вам надо будет долго искать. Поэтому смотрите, не балуйтесь с этим вопро- сом – будьте трезвыми и зрелыми людьми. Не будьте наивными. Вам важно, чтобы ваш мужчина, который будет вашим мужем, любил вас всю жизнь с тех пор,
    как вы станете его женщиной – вот это должно быть для вас важно. Не нужно таких исповедей, как у Тол- стого. Меньше знаешь – лучше спишь. Иногда прав- да бывает еще более убийственной, чем что-нибудь другое. И надо еще уметь выслушать эту правду, надо уметь посмотреть ей в лицо.

    * * *
    Боже вас сохрани в порыве покаяния рассказывать своей будущей невинной девушке о том, что вы там делали со своими партнершами по кровати! Это бу- дет ваш глупейший поступок, который сильно повре- дит всей вашей дальнейшей жизни. Поэтому если Бог даст вам девушку чистую, то это обяжет вас быть очень умным человеком. Вы должны беречь ее, стать рядом с ней целомудренным и забыть все, что было до брака – и дальше строить свою жизнь заново и эту науку любви проходить вместе. Если вас свяжет любовь с женщиной, которая тоже будет иметь некий опыт до брака, вам нужно будет примириться с боль- ными мыслями о том, что было у нее раньше, при по- мощи болезненных мыслей о том, что было раньше у вас. Это будет тяжелее и хуже.
    * * *
    Если он полноценный мужчина, а она полноценная женщина, то они подходят друг другу. Потому что у мужчины все подходит для женщины, а у женщины все подходит для мужчины. Все пробовать и «отлажи-
    вать механизм» до брака не надо. В силу полноцен- ности у вас все подходит. Пробы только добавят вам страданий. А вот под священным покровом брака по- том пробуйте и пытайтесь найти гармонию и выстро- ить: кто из вас более горячий, а кто более холодный.
    Люди разные по темпераменту, по разным другим па- раметрам. Здесь потом уже нужно отладить свои от- ношения. Но это в любом браке у всех людей.
    Не нужно таких исповедей, как у Толстого.
    Иногда правда бывает еще более убийственной,
    чем что-либо другое. И надо еще уметь выслушать эту правду, надо уметь посмотреть ей в лицо.
    То, что любой мужчина может жить по плоти с лю- бой женщиной, в этом нет никакого сомнения. Для то- го вам дал Бог сердце и голову, чтобы вы потом в жизни гармонизировали эту интимнейшую часть сво- ей жизни, в которую никто не имеет права лезть, кро- ме вас. Может получиться так, что он вишенку с тор- та съест, а потом еще так и так ковырнет, а потом го- ворит: «Нет! Заберите это обратно!» Он попробует и скажет, что что-то не подошло, не понравилось. По- том пойдет еще пробовать, и еще пробовать… Бед- ные женщины! Они как бы боятся остаться одни и со- глашаются. «Хочешь попробовать – ну попробуй…» –
    обычно говорят женщины. А мужчины ходят и пробу-
    ют. Их сразу по глазам видно – всех, которые пробу- ют и никак остановиться не могут. В этом нет счастья!
    Это лукавство все!
    В предбрачных отношениях стоит поосторожни- чать, насколько хватит силы. Вообще, сено и огонь долго рядом быть не могут: огонь непременно сено воспламенит, даже если сено сырое. Вы все равно вспыхнете. Поэтому лучше не играть с огнем и быст- рей жениться.
    * * *
    Если у парня есть некий греховный опыт, а Бог по- дарил ему невинную девушку в подруги, то он должен быть Богу быть благодарен и правильно распорядить- ся этим подарком.
    То есть если вдруг у вас есть преждевременно по- лученный добрачный опыт в отношениях с женщина- ми и будет теплое чувство – любовь нетронутой де- вушки, – вы должны будете беречь ее. Боже вас со- храни развращать ее и передавать ей свои «знания»!
    В таком случае вы будете убийцей. Вам нужно будет набраться от нее целомудрия. Не ее приобщать к сво- ему опыту и разврату, а от нее набраться целомуд- рия, и вместе потом пройти всю ту школу любви, кото- рая дарится людям в браке. Все это красиво, хорошо
    и Богом благословлено. Надо все это делать вместе.
    И вам надо будет учиться у нее целомудрию – такое возможно.
    * * *
    В отношениях с нецерковным человеком девуш- ке сложно сохранить отношения и сберечь девствен- ность. Нужно правильно остановить молодого чело- века и себя. Сказать ему: «Миленький, я тебя очень люблю! Я все понимаю! Я тоже не каменная! Но мы не должны… Мы не можем… пожалуйста, если ты ме- ня любишь, давай дождемся брака, давай не будем сладкое съедать до разрешенного момента».
    Ребята, не томите своих девушек! Женитесь на них пораньше, потому что долго находиться в этом лю- бовном томлении невозможно! Повторю: сено и огонь рядом долго быть не могут, они вспыхнут обязатель- но. Поэтому, исходя из этого, если есть любовь взаим- ная, решайте побыстрей все бытовые вопросы и жи- вите вместе, как Бог приказал. Иначе соблазнитесь и согрешите.
    Потом очень обидно, когда люди вступили в непоз- воленную близость до брака, а потом, женившись,
    горький осадок всю жизнь чувствуют (верующие пары)
    от того, что не дотерпели. Жалко потом, очень-очень
    жалко!
    Девушки, уговаривайте своих женихов, говорите им: «Я все понимаю! Сердце мое не камень, но, по- жалуйста, бери себя в руки!» А вы, мужчины, пожа- луйста, не развращайте своих любимых девушек и не приучайте их до брака к тому, к чему приучаться нель- зя. Не пользуйтесь их слабостью, доверчивостью и так далее – проявляйте свое рыцарское достоинство и берегите их! Не пользуйтесь ими, а берегите их.
    * * *
    Интимная близость мужчины и женщины – это очень таинственное событие, которое реально дела- ет двух людей одним. Апостол Павел говорит, что два будут в плоть едину не только в отношении мужа и же- ны, но и в отношении человека и блудницы
    28
    . То есть человек, совокупившийся с проституткой, тоже был с ней плотью единой. Поэтому количество сексуальных объектов до брака так обижает будущего супруга или супругу. Получается, что, женившись на своей жене,
    ты как бы невольно становишься в очередь – ты оче- редной в списке.
    Методом постельных проб вы ничего не найдете.
    28
    Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть (1 Кор. 6:16).

    Это все очень драматично и сложно. Вообще, весь по- ловой опыт за пределами семьи – это рана на буду- щем едином теле брака. Это нужно понять.
    Нужно беречь семью и хранить ее, и защищать ее всяким способом, и заносить в семью эту тайну любви и там ее культивировать. А за пределы семьи эту тайну не выносить.
    Вот есть семья. Вот свадебный балдахин, таин- ственный покров, некое святое пространство, полу- мрак свадебного ложа. Все то, что происходит там –
    это некая святыня. А все что было до или после – за пределами этого балдахина – это рана. Это очень ра- нит человека. Оно мучает человека, оно саднит его…
    Вообще, «пол» – это что? Это же одна из самых жгу- чих тем человеческой жизни. Это может быть пони- маемо, как половина будущего человека в браке. Пол как «половина» и пол как «половая принадлежность»
    совпадают только в русском языке. Пол как половая принадлежность – это послушание Богу. Родившись девочкой, ты сразу получаешь в нагрузку целый образ жизни. Родившись мальчиком, ты тут же в нагрузку по- лучаешь свою половину мужской жизни с определен- ными половыми признаками. То есть раз ты мужчиной родился, значит, тебе вот это, это и это. Раз ты девоч- ка, значит, тебе это, это, это. Условно говоря, вам три года и вы еще не знаете, по невинности, вы еще не
    понимаете разницы между мальчиками и девочками,
    но мальчик уже машинкой играет, а девочка куклу пе- ленает и убаюкивает. Вы уже в ролевом смысле, по сердцу и по полу, пошли по разным путям и занимаете свои ниши. Таким образом, пол – это уже послушание.
    Потом, с четырнадцати лет, пол – это наказание.
    Как в песне поется: «Я росла и расцветала до сем- надцати годов, а с семнадцати годов кружит девушку любовь»
    29
    Любовь реально мучит человека, потому что ошиб- ка смерти подобна. Не тому сердце отдала – и всю жизнь майся, или живи с постылым и бегай налево ра- ди сердечных чувств. Это кошмар какой-то! Вообще все, что связано с любовью, – это наказание такое.
    И любовные отношения закрыты от посторонних глаз свадебным венцом. А все, что вне брака, это все рана.
    Всякий половой опыт, ранний, или поздний, или по- бочный (блудный) – это все умножение ран на теле и без того раненого человека. Развратиться можно еще с молоком на губах, и заканчивать развращаться мож- но при последнем вздохе. Это вообще тяжелая тема.
    Но нужно беречь семью и хранить ее, и защищать ее всяким способом, и заносить в семью эту тайну люб- ви и там ее культивировать. А за пределы семьи эту тайну не выносить.
    29
    Русская народная песня «Ах, Самара-городок…»

    Сегодня особенная грешность визуализированного мира в том, что нагота тела доступна всем. Мы уже с вами специалисты по анатомии с детства. Мы знаем то, что раньше всю жизнь можно было и не знать, а мы знаем, и знаем порой слишком рано. А это не ис- целяет от любопытства и греха.
    Когда-то думали, что лучше с детства показать: вот так вот зачинается человек, так рождается, и так да- лее. Вместо того чтобы исцелить человека от ненуж- ных вопросов, они просто подсаживают людей на веч- но больную тему половых отношений. А когда это все достигает некоего предела, тогда люди переступают законы естества – и уже начинаются и педофилия, и гомосексуализм, и смена половой ориентации, и про- чее.
    Тысячи лет великие культуры вырастали на том, что пол – это аксиоматично заданный способ жизни от рождения, без выбора человека, данный ему изначально. А сегодня люди осмелились сказать, что пол – это некая социальная роль,
    выбираемая добровольно и могущая меняться в течение жизни. Поэтому будьте бдительны, враг не спит, грех при дверях!
    Сегодня в понятии наших западных соседей пол –
    это то, что добровольно выбирается человеком. Ты- сячи лет великие культуры вырастали на том, что пол

    – это аксиоматично заданный способ жизни от рож- дения, без выбора человека, данный ему изначаль- но. Так жили все. А сегодня люди осмелились сказать,
    что пол – это выбираемое состояние или некая со- циальная роль, выбираемая добровольно и могущая меняться в течение жизни.
    Поэтому будьте бдительны, враг не спит, грех при дверях!

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


    написать администратору сайта