Протоиерей Ткачев Андрей. Любовь. Ищущим и нашедшим Эксмо Москва 2017 isbn 9785699937219 Аннотация Эта книга
Скачать 1.01 Mb.
|
* * * Лукавый позволяет ей сесть на корабль, поплыть в Иерусалим на праздник Воздвижения Креста, потому что он-то знает, что это его добыча, что она плотно си- дит у него в руках. Он позволяет ей ездить куда угод- но: «Куда хочешь, туда и поезжай, все равно ты моя. Хоть в Иерусалим, хоть на Афон поезжай». Это, кстати, очень интересная вещь: возле святых мест грех гуляет с наибольшей интенсивностью. Там, где есть некая святость, вокруг нее завихриваются по- токи греха: люди там с ума сходят, греша. Там, где много Бога, там много и его врага. Враг лезет туда, где Бога много, он там пытается настроить свою «радио- волну» и с нее вещать свои мысли. Поэтому лукавый ведет Марию в Иерусалим, в храм Господний: «Все, пожалуйста, давай иди, все равно ты моя». * * * И вот Мария, не имея никакого особенного заня- тия, пристала к толпе и пошла на корабль. На путе- шествие денег у нее не было, но она надеялась сво- им ремеслом прокормить себя, и это ей было вме- сто билета. На корабле, среди паломников, она, как впоследствии вспоминала, блудила еще и еще более развязно, вводя в грех тех, кто ехал освящаться и на- бираться благодати на святом месте. Приехав в Иерусалим, она со всеми остальными пошла в храм Божий в храм Иерусалимский, в храм Воскресения Христова. Храм огромен по размерам, и люди входили спокойно в храм Божий, прикладыва- лись к Кресту Христову, лобызали Его, преклоняли ко- лени. Она же вдруг почувствовала, как какая-то силь- ная рука уперлась ей в грудь и не пускала ее в цер- ковь. Мария было подумала, что из-за слабости жен- ской она не может протиснуться среди толпы. Одна- ко нет: справа и слева от нее люди заходили в храм. Среди них были дети и старики. Она опять попробо- вала войти в церковь, но та же рука властно и твердо держала ее на пороге. И вот здесь уже происходит обращение. Она была неграмотной женщиной. Возле иконы Бо- жией Матери она претерпела некое такое пробужде- ние от сна, то есть совесть ее впервые встревожилась от вопроса: «Почему все заходят в храм, а я не могу?» До этого семнадцать лет она абсолютно не беспокои- лась из-за того, что делала. Это, кстати, очень интересная вещь: возле святых мест грех гуляет с наибольшей интенсивностью. Там, где есть некая святость, вокруг нее завихриваются потоки греха. Там, где много Бога, там много и его врага. Когда вы, друзья мои, встречаетесь с грешника- ми, которые на голубом глазу говорят: «А что такого? Нормально все, я живу себе и живу», – которые гре- шат, богатеют разными извращениями, воровством, содомскими упражнениями, чем угодно, не удивляй- тесь. Из жития Марии мы узнаем, что, оказывается, можно жить абсолютно адской жизнью и совершенно не мучиться совестью. Впервые только в Божием хра- ме она ощутила эту некую руку, упершуюся ей в грудь и не пускающую ее в церковь. Вот как важны наши храмы, в которых совершается богослужение. Сколько раз мы, священники, наблюдаем это зре- лище, когда люди приходят в храм, и в какие-то мо- менты, например, вдруг тошнота подкатывает к горлу, человек выбегает и блюет. Или, например, в обморок падает. Или бледнеет, синеет, зеленеет, вдруг начина- ет трястись. Что это такое? Я видел это сто раз, и на- верняка каждый священник это тоже видел… Церков- ное богослужение настолько сильно влияет на чело- веческую жизнь, настолько явно возвещает нам Бога Живого, что Бог Живой действует на душу мертвую. Эта мертвая душа вдруг начинает трепыхаться, ожи- вать, дергаться и иногда проявлять свое возвращение к жизни через плач, крик, обморок, трясение, стена- ние, рвоту, что-нибудь еще такое. Это мы наблюдали очень много раз. Храм Божий – это не квартира, в которой читают Евангелие, храм Божий – это место живого присутствия Живого Бога. Храмы очень важны. Храм Божий – это не кварти- ра, в которой читают Евангелие, храм Божий – это ме- сто живого присутствия Живого Бога. Вот, Он здесь есть. И люди приходят в храм Божий, переступают его порог, и вот он стоит-стоит, все нормально, потом вдруг раз – позеленел, раз – упал и не дышит. Говорят: «Ты чего упал-то? Так хорошо тут». Тут-то хорошо, а у него внутри все плохо. Вот когда «хорошо» и «пло- хо» встречаются, то человеку очень трудно устоять на ногах. То, что хорошо, душит то, что плохо в нем, и он падает навзничь, как будто его пулей сразили во вре- мя боя. Мария обратилась к Богу в храме, – это очень важ- но. В храме, на богослужении. * * * И вот тут впервые за семнадцать лет жуткой без- законной жизни ее сердце озарилось покаянной мыс- лью. Она вдруг, как при вспышке молнии, увидела всю гадость греха, в котором она полностью пребывала. Слезы потекли из ее глаз, и в этих слезах она вдруг вошла в храм. В притворе храма увидала икону Бо- жией Матери и пошла к ней, поскольку была креще- на в детстве и слышала краем уха Евангелие. Она не могла его не слышать, потому что Александрия – это древняя кафедра патриаршая. Там было множество храмов и монастырей. Монахи александрийские сла- вились своей святостью. Мария была знакома с хри- стианством. Увидев икону Божией Матери, Мария обратилась к Деве Марии примерно с такими словами: «Я слыша- ла, что Сын Твой пришел в мир грешников спасти. Я одна из них. Не отвергай меня». После этого она смог- ла пройти дальше. Выслушав службу, она причастилась Святых Хри- стовых Таин. * * * Здесь вообще взрыв нашей церковной реальности: она причастилась не исповедуясь. Если бы она нача- ла исповедоваться и рассказывать все свои гадости, которые она творила семнадцать лет подряд не пере- ставая, то любой священник взял бы палку и выгнал ее вон из храма, и не причастил бы ее. Но она прича- стилась без исповеди. Она покаялась перед Божией Матерью, поцеловала крест Господний, услышала от Божией Матери: «Иди за Иордан, там будет тебе по- кой», пришла в церковь Иоанна Предтечи на берегу Иордана и там причастилась. Она вообще только два раза в жизни причащалась. Если сегодняшнюю дисциплину навесить на блуд- ника кающегося, то он никогда не причастится. И это есть вопрос. Как же нам поступать? Вот приходит че- ловек, обремененный тысячами грехов: всякими гадо- стями, всякими мерзостями, всякими злодействами, всякими неправдами, всякими извращениями – и ты слушаешь его. Если брать по Типикону или по Пра- вильнику, по книжке со сроками епитимьи, то нужно гнать его лет на сорок из храма. А реально что де- лать? А реально нужно, очевидно, поступать по Духу Божиему: как Дух подскажет. Потому что если бы Ма- рия не причастилась Святых Таин, она бы не выдер- жала сорок семь лет в пустыне, а если бы она испове- довалась в храме, вслух рассказав про свои грехи, то никто бы ее не причастил. Она причастилась без ис- поведи. Это очень важный момент. Спорьте со мной, ругайтесь со мной как хотите, но житие об этом гово- рит очень ясно. Она приняла Христовы Тайны, пере- правилась через Иордан, ушла в пустыню и там оста- лась на сорок семь лет. * * * Итак, выходя из храма, Мария услыхала как бы сквозь пелену: «Иди за Иордан. Там найдешь себе по- кой». Вся в слезах и не понимая до конца своего состоя- ния, Мария вышла на улицу, кто-то сунул ей три моне- ты, она дошла до берега Иордана и купила себе хле- ба. На оставшиеся деньги попросила перевезти ее че- рез Иордан и вошла в Иорданскую пустыню. Там она прожила сорок семь лет. Одежда истлела на ней за несколько месяцев. За год тело исхудало и стало неспособным к греху. Она мучилась от голо- да, от жажды, от холода ночного. Вообще, в пусты- нях зимой очень холодно, особенно ночью. Там поче- му песок вообще? Потому что в пустыне зимой ночью холодно, а летом очень жарко, и там трескается лю- бой камень, он превращается в песок. И она страда- ла от холода, голода, воспоминаний блуда, разжже- ния в плоти, и прочее, прочее. Семнадцать лет под- ряд, день в день: как блудила она семнадцать лет под- ряд, столько лет она и страдала от всех этих вещей. Но Христос укрепил ее, и Божия Матерь помогала ей, и эта бедная святая женщина дотерпела до конца. После семнадцати лет подвижнической жизни, уже будучи тенью, а не человеком, она обрела внутренний покой. И тридцать следующих лет прожила в пустыне как ангел, молясь Богу уже не только о себе, но и за весь мир. Мария Египетская показывает нам, что человек никогда не бывает Богом забыт, никогда не бывает Богом отброшен, и всегда у него есть возможность не только покаяться, но и достичь неких духовных высот. Нашел ее в пустыне монах по имени Зосима, кото- рый имел обычай удаляться подальше от людей во время Великого поста. Там он увидал Марию и из ее уст узнал историю ее жизни. Она просила его пообе- щать ей, что не расскажет он о ней до самой ее смер- ти. Зосима видел, как Мария, молясь о мире, припод- нималась в воздух на локоть от земли. Он, узнав о ее жизни, попросил ее: «Помолись, святая мать, о всех живущих в миру», – и Мария, поднявши руки к небу, стала тихо молиться Богу. При этом она поднялась от земли на локоть. Когда она шла к нему, то он видел, как, перекрестивши воду, она перешла реку Иордан, ступая по ней, как по суше. Эта женщина, бывшая на самом дне греха и поро- ка, явила в своей жизни ту высоту, которую достига- ет человек покаянием. Она показывает нам, что чело- век никогда не бывает Богом забыт, никогда не бывает Богом отброшен, и всегда у него есть возможность не только покаяться, но и достичь неких духовных высот. * * * Зосима причастил ее и дал ей возможность уйти с миром в мир иной. Настолько важно причащаться Христовых Таин, что даже такие вот, по мирским поня- тиям, конченые блудницы спасаются именно благода- ря причащению Святых Христовых Таин. Пробудив- шаяся совесть тут же требует Причастия. Как только проснулась совесть, как только есть боль о прожитой жизни, тут же душа желает Причастия. Без Причастия спастись невозможно. Зосима специально пришел в пустыню – Господь повел его, – чтобы Марии прича- ститься Святых Христовых Таин. Христос называет мир сей прелюбодейным и грешным. То есть прелюбодеяние выделяется в отдельную категорию. Все это важно для нас, сегодняшних людей, пото- му что разврат и безобразия – это константы наше- го бытия, вы все это знаете и без меня. Нет жития, есть только вонючая жизнь. И блуд составляет глав- ную составляющую этого букета, этой икебаны гре- ховной, которая нам сплетена и составлена хозяином греховной жизни, врагом Божиим. Поэтому нам всем с вами нужно подружиться с Марией Египетской, нужно полюбить ее, нужно обращаться к ней. Когда дети наши начнут смотреть порнографию в интернете, нам нужно будет молиться ей. Когда мы са- ми начнем дурака валять и разжигаться всякими по- хотями, достойными пятнадцатилетнего возраста, хо- тя нам уже пятьдесят или шестьдесят, нам нужно бу- дет молиться ей. Нам нужно будет молиться ей все- гда, когда блуд вступит в свои права и начнет коман- довать нашей жизнью. Ведь Христос Сам сказал: кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, то- го постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами. Христос называет мир сей прелюбодейным и греш- ным. То есть прелюбодеяние выделяется в отдель- ную категорию. Грешный – это сребролюбивый, зло- словный, суетный, лукавый, хитрый, злой, недобро- желательный, – все грехи там, все отдельно. А еще отдельно есть прелюбодейный. Прелюбодеяние – это отдельный грех. Люди действительно блудники. Не просто празднословцы, жадины, брехуны, сплетники, злословцы, мстители за себя и так далее, они еще, главное, – прелюбодеи. Сколько брошенных женщин, сколько брошенных мужчин… Блудная страсть – это липкая грязь блудной похоти, это, быть может, самая тяжелая и самая прочная цепь, которою лукавый тащит в бездну адскую множество и множество душ. Кстати, женщины стали такими же развратными, как мужчины. Раньше только одни мужики бросали женщин, а сегодня бабы посходили с ума: отбивают чужих мужей, развратничают, творят непонятно что, такие же сумасшедшие стали, как демоны в аду. Все вообще изменилось. У женщин в голове только одно: в какой салон пойти ногти красить и какого мужика у какой бабы отбить. Мужики всегда, так сказать, за цо- кающими каблуками, за короткой юбкой вели глазом, в этом нет ничего удивительного. Но женщины! Нет, не такими же стали женщины – но еще более разврат- ными, чем мужчины, это факт нашей жизни. Они раз- вратились до мозга костей. И вот, Господь называет мир сей прелюбодейным и грешным. Все остальное – это уже другие грехи. Так вот, когда мы захотим избавиться от грехов сво- их, нам нужна будет хорошая помощница. Зовут ее Мария. Но не Божия Матерь, которая помогает всем и везде. Есть еще одна помощница по имени Мария – Мария Египетская, которая утонула в блуде, но не захлебнулась. Вынырнула, доплыла до берега, на бе- рег вышла и сегодня в раю живет. Преподобная Мария тем важна человечеству и всем слышавшим о ней, что благодаря ее духовному опыту, дошедшему до нас, люди узнают, что блудная страсть – это липкая грязь блудной похоти, это, быть может, самая тяжелая и самая прочная цепь, которою лукавый тащит в бездну адскую множество и множе- ство душ. Если с чем-то легко получается бороться у людей, то уж с блудом всегда и везде люди боролись с великой тяжестью и почти всегда были побеждаемы от него, потому что единственное врачевство от похо- ти – это благодать Святого Духа. * * * Преподобная Мария, без всякого сомнения, молит- ся Господу о всем мире сегодня в Небесном Иеруса- лиме. А наипаче о тех, кто ведет жизнь, похожую на ту, которую она сама вела до своего обращения и по- каянию. И очень бы хотелось, чтобы ее молитвами Господь направил на покаяние и исправление тех, кто влип в эту грязь и не может из нее выбраться. Преподобная мати Мария, моли Бога о нас! Счастливый союз Праздник любви, верности и брака Люди грешили всегда – и грешили, в принципе, оди- наково. Но одно дело грешить, а другое дело – про- пагандировать грех. Одно дело грешить и краснеть, а другое дело грешить и гордиться и втягивать в грех все большее и большее количество людей – совер- шать бесовскую работу. Вот именно это последнее и происходит сегодня – подмена понятий добра и зла. Стираются грани. Люди уже не понимают вообще, что хорошо, что плохо. Супружество без верности обесценивается, а лю- бовь, не заканчивающаяся супружеством (имеется в виду любовь между мужчиной и женщиной) – это тра- гедия. Дружбы между мужчинами и женщинами не бы- вает, а если есть любовь, то там начинается таинство, которое настолько высоко, что его апостол Павел упо- добляет общению Христа и Церкви 33 . Никакого иного подобия близости между Церковью и Христом у апо- стола Павла не нашлось, только лишь уподобить их 33 Еф. 5:23–32. единство браку, брачному союзу. Мы должны с вами проговорить несколько опорных понятий – не для того, чтобы что-то новое узнать, а для того, чтобы забытое вспомнить. Потому что исти- на нуждается в постоянном повторении. Истину нель- зя выучить навсегда, как таблицу умножения. Необ- ходимо постоянно говорить себе какие-то простые, обычные слова. Допустим, была еврейская традиция утро начи- нать, а вечер заканчивать словами: Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть; и люби Госпо- да, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими (Втор. 5:4–6). То есть человек сам себе напоминает, как в покаянном кано- не мы тоже сами к себе обращаемся: «Помысли, ду- ше моя, горький час смерти и Страшный Суд Творца твоего и Бога». Сам себе говорит человек: душа моя, душа моя, восстани, что спиши? 34 Люди грешили всегда. Но одно дело грешить, а другое дело – пропагандировать грех. Одно дело грешить и краснеть, а другое дело грешить и гордиться и втягивать в грех все большее и большее количество людей – совершать бесовскую работу. Именно это и происходит 34 Кондак великого канона Андрея Критского, который читается в первую и пятую недели Великого поста. сегодня – подмена понятий добра и зла. Нужно постоянно напоминать себе какие-то важ- ные вещи: что Бог есть, что Он жив, что Он здесь, что Он достоин славы, что нужно приступать к Нему с по- каянием и верой, что Он милостив, однако же и строг и справедлив; что будет Суд, и Суд будет неумолимый и неподкупный. Суд разведет человечество на две ча- сти: пойдут праведники в жизнь вечную, а грешники в огонь вечный – так будет на Суде сказано. И сегодня близок к нам духовный мир, и за спиной у нас грехи наши, а впереди у нас неизвестное будущее и встреча с Богом. Такие абсолютно простые вещи, ничего ново- го. Но каждый раз, когда мы вспоминаем об этом, ко- гда мы произносим эти слова, мы обретаем их новое понимание. Это принцип духовной жизни, и не только духовной – постоянное углубление в одну и ту же те- му, «завинчивание» ума в какую-то благодатную поч- ву. Человек постоянно должен вникать в какие-то про- стые вещи. В первую очередь нужно понимать, что целостность брака – это залог национальной безопасности. Свя- титель Иоанн Златоуст говорит такую простую вещь: посмотрите внимательно на то, что мир состоит из го- сударств, государство состоит из городов, города со- стоят из семей, а семьи состоят из мужчин и женщин. Мы как бы от широкого сходимся к маленькому, как к неделимому звену. Вот, разбейте союз мужчины и женщины – и вы, в конце концов, разрушите всю все- ленную. Златоуст говорил это в IV веке, когда еще че- ловек ясно понимал все проблемы человечества. Поссорьте мужа и жену… Воспитайте таких дево- чек, чтобы они не хотели выходить замуж. Например, маму муж бросил, и она своей дочери с утра до ве- чера, с детских лет до взрослых, говорит: «Все муж- чины – сволочи. Мужчины такие, мужчины сякие. Да не слушайся ты их. И вообще, как выйдешь замуж, ко- мандуй ими и не подчиняйся», – и так далее… И вы- растает такая девочка. Что, она будет способна к бра- ку? Нет. Или мальчишка родился крепеньким, здоро- веньким, но воспитали его нюней. Под юбкой его гре- ли всю жизнь, в армию не пустили, тяжелого подни- мать не давали, без шарфика на улицу не выпускали, вытирали сопли до пятнадцати лет. И «оно» выросло с двумя левыми руками. Он боится женщин – и поэто- му не может жениться. Так воспитываются целые по- коления людей, неспособных к браку. А если мужчина или женщина в принципе не спо- собны к брачной жизни? По разным параметрам не способны – не только по состоянию здоровья, а психо- логически, нравственно не готовы. Боятся, не умеют, жмутся, ищут до сорока лет чего-то… У Крылова есть такая басня, где «невеста-девушка смышляла жени- ха» 35 . Она там перебирала-перебирала и, в конце кон- цов, вышла замуж за калеку и еще рада была. Союз мужчины и женщины – это опорная точка ми- роздания, оттуда вырастает все святое. Потому что брак – это школа добродетели. В браке люди учатся терпеть, учатся любить. А любить надо уметь. Когда загорелось у тебя чувство к женщине и ты в пожаре разных мечтаний стоишь под ее балконом – это еще совсем не любовь, это половое возбужде- ние, это еще какие-то фантазии, это всевозможные естественные желания по весне обостряются, но это еще не любовь. Любовь – это гораздо более серьез- ная вещь. Любовь – это целые годы настоящего тру- да. Надо переделывать человека – в хорошем смыс- ле, и поддаваться ему для переделки, потому что муж и жена меняют друг друга: они через некоторое время становятся совершенно другими. А кто не хочет ме- няться – тех разносит в разные стороны. Зачем нужен брак? Ясно, что, когда мы выходим замуж или женимся, мы не имеем своей цели укреп- лять государство. Факт национальной крепости – это многодетность, иерархичность. Что такое семья? Это ведь не только папа, мама и ребенок. Семья – это па- па, мама, два, три, четыре ребенка (если семья не бездетна), потом бабушки, дедушки, сестры, братья, 35 И. А. Крылов. Разборчивая невеста. тети, дяди… много разных людей, собранных вместе, несколько поколений – это и есть семья. А когда в одном поколении папа, мама и я – это только для рекламного плаката подходит. А в настоящей семье должно быть много людей. Это очень устойчивая си- стема. Посмотрите на мусульман, на евреев. Посмотри- те на разные нации, которые кланами живут, которые пронизывают, как грибы спорами, большие террито- рии, и им нигде не страшно. А человек, который не включен в религиозную жизнь и бессемейный человек – он полный одиночка в мире. Он вообще никому не нужен. Это полное одиночество, и это проблема на- шего народа. Союз мужчины и женщины – это опорная точка мироздания, оттуда вырастает все святое. Потому что брак – это школа добродетели. В браке люди учатся терпеть, учатся любить. А любить надо уметь. Когда мы женимся или выходим замуж, то не ре- шаем глобальные задачи. Мы решаем задачу своей личной жизни – «я хочу любви». Человек неполон. Че- ловек чувствует свою ущербность и неполноту, когда он один. И мужчина инстинктивно стремится к женщи- не, чтобы восполнить себя ею. Женщина, безусловно, находит полноту жизни, только когда она замужем, – потому что она еще острее мужчины чувствует свою неполноту. Она в этой неполноте может либо пойти к Богу, чтобы быть невестой Христовой в монашестве, либо должна найти для себя брак, потому что без это- го возникает большой вопрос: для чего ты живешь? Книга Бытия говорит нам о том, что Господь Бог создал женщину помощницей человеку Адаму. Это очень важная вещь: жена должна быть помощницей мужа. Она абсолютно несамостоятельная с самого начала. Господь Бог создал ее для того, чтобы она по- могала мужу. Он для этого ее создал. Муж – писатель, она – помощница писателя. Муж – военный, она – вер- ная жена и помощница ему… Он – работяга, она – же- на работяги. Он – рыбак, она – жена рыбака… И кто бы он ни был, она ему – супруга и верная помощни- ца. Если женщина хочет быть командиром и началь- ником, ну что же, пейте горькую чашу одиночества, пейте горькую чашу разбитой жизни (вами разбитой), потому что изначально нужно понимать это. Еще очень важно: мужчина должен что-то делать, чтобы у него была помощница. Потому что мужчина, который ничего не делает, недостоин иметь помощни- цу. Если мужчина ничем не занимается, (а есть мно- жество мужчин, которые ничем не занимаются и не хотят заниматься), то он недостоин иметь хорошую жену. Для того чтобы он имел хорошую помощницу, он должен быть занят настоящим мужским делом. Он должен думать, или строить, или воспитывать, или во- евать, или заниматься другим каким-то серьезным де- лом, и тогда он достоин того, чтобы Бог подарил ему помощницу, которая будет его дома ждать. Итак, же- на – помощница, а муж должен полезным делом зани- маться, тогда у него будет нормальная супруга и спут- ница. Брак – это опора вселенной. Поссорьте мужа и же- ну, и рассыплется вся вселенная, поссорятся города, развалятся государства и весь мир пойдет в тартар – напомню, так говорил Златоуст, и он совершенно прав. Апостол Павел сказал очень важные слова: во из- бежание блуда каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа 36 . По-русски говоря: чтобы вы не блудили – имейте свою супругу, мужья; имейте своего супруга, женщины! Потому что человеку очень тяжело соблюдать чистоту, будучи одиноким и живя в окружа- ющем мире. Каждый из вас это, наверное, каким-то образом на себе испытал и знает, что чем более гре- ховно общество, чем более свободны нравы, тем бо- лее подвергаются люди этой заразе. Вот, например, в автобусе чихнули – и все, через две остановки весь автобус чихает. Люди заражают- 36 1 Кор. 7:2. ся не только вирусами и инфекциями друг от друга. Люди заражаются грехом, греховными обычаями, гре- ховными мыслями. Если у хорошей женщины появит- ся гнилая подружка, которая за чайком на перекуре нашепчет ей про свои интимные путешествия, то она может испортить человека. А сколько миллионов та- ких испорченных? Проследите путь греха. С чего все начинается? С простого разговора: «А у меня знаешь что было? А я знаешь что делала и чем занималась?» Люди заража- ют друг друга грехом. Мы говорили в начале, что люди не стыдятся больше грешить. Они хвалятся грехом. Об этом тоже написано. Пророки писали: горе вам, вы хвалитесь грехом, как содомляне 37 , – потому что со- домляне имели настолько испорченную природу, что радовались, когда грешили. Если человеку удавалось обмануть кого-то, он был весел до вечера. Если ему удавалось слепого столкнуть с дороги, или обидеть беспомощного, или совершить насилие над кем-то, то он был весел, как будто он клад нашел. Они радова- лись греху и хвалились им, и Господь через пророков говорил: если у вас будет такое, то горе вам – вы также погибнете. 37 Выражение лиц их свидетельствует против них, и о грехе своем они рассказывают открыто, как Содомляне, не скрывают: горе душе их! ибо сами на себя навлекают зло (Ис. 3:9). Мы живем в непонятном мире, и очень важно, что брак предохраняет людей от блуда. Чтобы вы не блу- дили, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа! Муж – это пристанище для жены, чтобы ее ни- что не соблазнило и никто не сбил ее с пути. Женщи- ны на работу ходят, а там соблазны. Мы постоянно на- блюдаем в фильмах и на страницах книг и журналов курортные романы, служебные… Об этом написаны тонны литературы. Это все изливается потом слеза- ми на исповеди, и это все потом в суд несется, в загсы на разводы… У вас есть друзья, подруги, которых, мо- жет быть, уже в жизни помяло именно в этом смысле. Поэтому каждый должен, по мысли апостола Павла, иметь свою супругу – для того чтобы, когда тебе стре- ла этого амура, который с рогами, попала в сердце, ты бежал к своей супруге и спасался таким образом, потому что у тебя есть твоя плоть, твоя родная плоть, которая для того тебе и дана, чтобы ты на других не разжигался плотским желанием. Что такое семья? Это не только папа, мама и ребенок. Семья – это много разных людей, собранных вместе, несколько поколений. А когда в одном поколении папа, мама и я – это подходит только для рекламного плаката. В настоящей семье должно быть много людей. Апостол Павел, сам жены не имевший, очень нежно говорит о браке. Он говорит: Не уклоняйтесь друг от друга (1 Кор. 7:5). Имеется в виду: не избегайте близо- сти друг с другом, чтобы вас сатана не искушал невоз- держанием плоти. Какое-то время поститесь, моли- тесь, а потом опять вместе собирайтесь. Необходи- мо, чтобы муж любил жену нежной любовью, во всех смыслах, любил ее не просто так – поцеловал в ло- бик, подарил фиалку или по дому помог, забил гвоздь и отремонтировал розетку, – а любил свою жену и ду- шой, и телом. И жена чтобы отвечала ему такой же го- рячей, преданной, верной любовью. Это предохраня- ет людей от блуда, делает жизнь такой, что человеку больше ничего не надо: «Я женатый». Это неженатого можно сбить с ног в любом месте, а женатый человек – он более боязлив. Ему более стыдно, и он всегда имеет право сказать: «Я женат, я не могу». А она мо- жет сказать: «Я замужем. У меня есть муж». Апостол Павел говорит еще одну очень важную вещь: муж своему телу не хозяин, а жена является хо- зяйкой плоти мужа 38 . Вообще, это величайшие слова. Точно так же и жена не является хозяйкой своего тела, но хозяин тела жены – ее муж. Вот когда она говорит, что у нее голова болит, она должна знать, что она не хозяйка своему телу. Если у него есть потребность в 38 Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена (1 Кор. 7:4). ней как в женщине, она должна идти ему навстречу, потому что он – ее хозяин, а не она себе хозяйка. «Делаю что хочу и когда хочу» – это не для бра- ка. Если надо – значит, надо. Это послушание, между прочим, для того чтобы спасался человек; не погибал, а спасался. Ты ему раз откажешь, два, три… на чет- вертый он себе какую-то женщину найдет. Потом ты прибежишь и скажешь: «Муж мой начал гулять. Про- стите, помогите…» И опять мы будем молебны свя- тителю Николаю служить о загулявших мужьях, о за- блудших женщинах… Святитель Иоанн Златоуст говорит: если бесстыд- ная женщина приступит к тебе с нечистым предложе- нием, то ты скажи ей: «Плоть моя уже не моя, но это собственность моей жены. Я не могу дать тебе чу- жое». То есть я тебе ничем не помогу, потому что я себе не принадлежу, мое тело принадлежит моей же- не, это, если так можно выразиться, ее имущество, ее собственность. Вот насколько интересен брак. Брак спасает человека от блуда. И предки наши прекрасно это знали, поэтому они старались женить сыновей и выдать замуж дочерей как можно раньше. Чтобы человек расцветал уже внутри брака. Когда у него возникнет этот гормональный всплеск и его нач- нет интересовать эта жгучая половая тема, начнутся мультики у него в голове, – он уже женат и у него уже все есть. Очень важно: мужчина должен что-то делать, чтобы у него была помощница. Потому что мужчина, который ничего не делает, недостоин иметь помощницу. Если мужчина ничем не занимается, (а есть множество мужчин, которые ничем не занимаются и не хотят заниматься), то он недостоин иметь хорошую жену. Предки наши потому и выдавали замуж девчонок совсем юными. Собирали приданое и искали им же- нихов заранее, и как только наступало время, родите- ли уже тревожились, как бы быстрей дочь выдать за- муж, чтобы не начала гулять. Плоть по своим законам живет. Она требует свое, поэтому брак нужен, чтобы не было блуда. Там, где брака нет, – много соблазнов и блуда. Страшно прелюбодействовать, находясь в браке. Раньше прелюбодеев убивали. Их никто не жалел. Страшно блудить, когда брак крепок. Когда у девочки два-три брата есть – они могут прийти и потребовать ответа за посягательство на сестру. В Библии есть ис- тория о том, как жестоко поступили дети Иакова, Ле- вий и Симеон, когда один молодой вельможа обесче- стил их сестру Дину 39 . Несмотря на то что виновник потом полюбил ее и хотел жениться по-честному, бра- 39 Быт. 34:1–26. тья Динины взяли каждый свой меч, и смело напали на город, и умертвили весь мужеский пол (Быт. 34:25), чтобы отомстить за поругание сестры. Так раньше по- ступали люди. Так и сейчас поступают в восточных странах. Там, где много братьев и много сестер – там переживают за честь каждой женщины в семье. Честь должна оберегаться всеми мужчинами в семье. Кра- сиво? Красиво! Поди-ка поблуди – при таких законах это жизни стоит. А там, где этого нет, где семьи нет, – там все по-другому. Вот муж деятельный, жена помощница. Он впере- ди, она за ним. Так Бог сказал изначально: он самый главный для нее; она – для него, с тех пор как они нашли друг друга и взялись за руки. Брак является земным отображением небесных красот – в том смыс- ле, что он творит из двух одно. Бог соединяет. Лука- вый разбивает, разрывает и разделяет, чтобы власт- вовать, а Бог соединяет. Брачный союз – это един- ственный самый тесный, самый священный и не по- стижимый до конца способ соединения мужа и жены в одну плоть, – потому что это образ союза Христа и Церкви. Люди в Бога перестают верить там, где они окуна- ются в разврат и семью не берегут. Там, где семья рушится, там и вера исчезает. Потому что вере учат обычно в семье. Учить человека бояться Бога нужно с маленького возраста, а это может быть только в се- мье. Не только мама учит, но еще и папа, и старшие братья или старшие сестры, тети и дяди и так далее. Вот так происходит человеческое воспитание. Поэто- му семья – это великое благо. Там, где семьи нет, лю- ди в Бога верить перестают. Как красиво звучат слова из Ветхого Завета в пер- вой песне Моисеевой: Бог отца моего! (Исх. 15:2). Это значит, что я себе Бога не придумал, это Бог моего от- ца и отца моего отца. Отцы наши знали нашего Бога. С тех пор Он не изменился, и мы верим в Бога наших отцов. Как молился Исаак, например? Его отец, Авра- ам, Бога знал лучше всех. Исаак говорит: «Боже отца моего – Боже Авраама». Потом Иаков молился: «Бо- же отцов моих – Боже Авраама и Исаака» 40 . А потом уже все евреи до скончания века молятся: «Боже от- цов наших – Боже Авраама, Боже Исаака, Боже Иа- кова». Знаете, как это красиво – Бог моего отца, Бог отцов моих отцов! Брак – это опора вселенной. Поссорьте мужа и жену, и рассыплется вся вселенная, поссорятся города, развалятся государства и весь мир пойдет в тартар. Как важно, чтобы мужчины были верующими! По- 40 И сказал Иаков: Боже отца моего Авраама и Боже отца моего Исаака (Быт. 32:9). тому что если вере учит женщина, это дает мало ре- зультата, а если мужчина – это приносит свои силь- ные плоды. Женщина может учить детей вере, пока они маленькие, а вот когда они вырастают, она теря- ет над ними власть. Но если муж учит вере, то эта вера дает гораздо большие результаты. Очень важно, чтобы мужики были верующими! Чтобы они научили ребенка читать «Отче наш…», чтобы они объяснили, что такое крестное знамение. Чтобы объяснили, по- чему воровать нельзя, почему нельзя матом ругать- ся, почему надо помогать тем, кто слаб, болен, стар, одинок; почему женщин обижать нельзя. Нужно, что- бы это все объясняли мужчины, тогда ребенок будет помнить это всю жизнь. Вот видите, какой брак великий, какой он красивый! Но сегодня, сейчас, ведется война против брака. Бра- ком сейчас называется то, что им не является. И во- обще, кому сейчас нужен брак? Люди не хотят созда- вать семьи и рожать детей не хотят… А у нас на излете этого тяжелого минувшего два- дцатого столетия и в начале двадцать первого (как- то нам вложил Господь в голову) появился такой все- народный праздник, как День любви, верности и бра- ка, который празднуется в день памяти святых бла- говерных князей Петра и Февронии. Для того чтобы мы обратили внимание на самые важные вещи в жиз- ни: на мужские добродетели – силу, терпение, благо- родство, желание потрудиться и послужить, не роп- тать, на желание отдать себя, но не брать себе; на женские добродетели – верность, молчание, послуш- ливость, целомудрие, мудрость, заботу, желание ро- жать детей, воспитывать их и так далее. Оттуда рож- дается все остальное хорошее. |