Главная страница
Навигация по странице:

  • Нехорошо быть человеку одному

  • Протоиерей Ткачев Андрей. Любовь. Ищущим и нашедшим Эксмо Москва 2017 isbn 9785699937219 Аннотация Эта книга


    Скачать 1.01 Mb.
    НазваниеПротоиерей Ткачев Андрей. Любовь. Ищущим и нашедшим Эксмо Москва 2017 isbn 9785699937219 Аннотация Эта книга
    Дата27.06.2022
    Размер1.01 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаTkachev_Lyubov-Ishchushchim-i-nashedshim.498354.pdf
    ТипКнига
    #617721
    страница8 из 16
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   16
    * * *
    Домонгольская Русь. Муром. Там двое – Петр и
    Феврония, в иночестве Давид и Ефросиния – лежат в одном гробу, неразлучные супруги. «Мы будем жить долго и умрем в один день» – это шепот или востор- женный крик всех влюбленных сердец. Это, кстати, не фантазии, это исполнимо – жить долго и умереть в один день. Они жили долго и скончались в один день.
    Их житие описал монах Еразм во дни Макария, мит- рополита Московского, когда Макарий повелел соби- рать жития местных чтимых святых, чтобы было по- нятно, каких святых чтут, например, в Муроме, Во- ронеже, Архангельске, Костроме или Ярославле. При тогдашних информационных технологиях нужно было кропотливо собирать, сводить
    41
    и издавать сводные
    41
    Здесь: соединять, компилировать.

    Четьи Минеи
    42
    . Этим и занимался митрополит Мака- рий при царе Иване Грозном.
    Таким образом мы узнали про идеальную супруже- скую чету. Она бедная, а он богатый. Он нашел в ней свое сокровище. Против нее восстали бояре – из-за ее, так сказать, худородности. И вот, он вместе с ней отправился в изгнание. Решил, что княжество не так достойно, как жизнь с любимой супругой. Люди обыч- но ради власти меняют не только религию, веру, но и цвет кожи, жен и родину – зачастую вообще готовы душу сатане продать. А он ради жены родной от вла- сти отказался. Потом все это вернулось, его позвали обратно княжить – там был Господь и поставил все на свои места.
    Они в монашестве умерли в один день… Это было чудо. Вместе они с молитвой Богу душу отдали, так вместе в Муроме и лежат покровители христианского супружества.
    Но я хочу подчеркнуть, что праздник, который учре- дили не так давно, в нашей стране называется празд- ником «Любви, семьи и верности». Любовь без семьи
    42
    Минеи – книги житий святых Православной Церкви. Повествования излагаются по порядку месяцев и дней каждого месяца, откуда и их название (греч. μηνιαίος – «ежемесячный»). «Великие Четьи Минеи» –
    свод почти всех произведений церковно-повествовательного и духов- но-учительного характера; составлены Макарием, архиепископом Нов- городским, впоследствии митрополитом Московским и всея Руси.

    – это, прошу прощения, нечто странное, таких «любо- вей» может быть у человека половозрелого с восем- надцати, например, до пятидесяти лет штук пятьсот,
    и это не граничная цифра. Что значит «любовь, семья и верность»? То есть если есть любовь, должна быть семья. А что за любовь без семьи? Любовь без семьи
    – это блуд. Потом, семья без верности – это что за се- мья? Это тоже странное явление, это некий договор.
    Когда люди только женятся, они сразу же заключают контракт: куда поставим холодильник и кто что забе- рет, когда мы разведемся. Что это такое вообще?
    Нужно триединство любви, семьи и верности, что- бы любовь рождала семью, а семья имела верность,
    чтобы любовь и верность соединялись между собою.
    Потому что когда верности нет, а есть любовь – ну,
    приехали, это мы знаем, это мы проходили. Там нет радости, там сиюминутные какие-то удовольствия, ко- торые потом терзают тебя угрызениями совести, бо- лезнями и большими проблемами по жизни.
    Любовь, семья и верность, Петр и Феврония – «наш ответ Чемберлену»
    43
    , тем, кто хочет разрушить у нас
    43
    «Наш ответ Чемберлену» – лозунг, появившийся в связи с офици- альными угрозами британского правительства советскому от 23 февра- ля 1927 года за подписью британского министра иностранных дел Джо- зефа Остина Чемберлена. В ответ на это послание были организованы демонстрации, на которых их участники несли фанерный кукиш с над- писью «Наш ответ Чемберлену!».
    все святое и попрать благословенные Богом нормы семьи.
    Мужчина, женщина и ребенок – это норма, а все остальное – это безобразие.
    Нарисуйте мне красивую картинку семьи. Все на- рисуют мужика здорового, широкоплечего; с ним де- вушку молодую, полную жизни; и между ними ребе- ночка, держащего за руку папу и маму – ничего лучше- го не придумаете. А нарисуйте двух сожителей-извра- щенцев, обрюзгших людей одного пола, неестествен- ного, богопротивного вида? Вот прорекламируйте лю- бой товар с этими физиономиями – у вас никто ничего не купит.
    Для того чтобы йогурт продать, нужно нарисовать на обложке мужчину, женщину и с ними ребеночка.
    Для того чтобы зубную пасту продать, нужно нарисо- вать мужчину, женщину и ребеночка. Для того чтобы квартирный бизнес открыть, дома строить и туда мо- лодых людей приглашать для ипотеки молодежной,
    нужно нарисовать не двух извращенцев, а мужчину,
    женщину и ребеночка. Мужчина, женщина и ребенок –
    это норма, это классика, это золотое сечение! Рисуйте другое – и ничего не продадите, будете в нолях, лю- бой бизнесмен вам скажет. Зубную пасту не продади- те, ваш сыр заплесневеет трижды, йогурт прокиснет.
    Никто ничего покупать не будет.

    Потому что мужчина, женщина и ребенок – это нор- ма, а все остальное – это безобразие.
    * * *
    И вот, в этот святой праздник, посвященный семье,
    мы молимся о всяком супружестве христиан право- славных, прося им мира, и согласия, и любви, и вер- ности молитвами Петра и Февронии. Отдельно поми- наем тех, кто хочет выйти замуж или жениться, но по- ка не на ком – пока не нашел… пока никто не пригла- сил… пока не сошлись. Еще глаза в глаза не посмот- рели. Где он? Где она? «Вот, людей много, а где она,
    на которой я бы женился?» – думает человек, и ищет годами. Это очень непростая вещь. Людей-то много,
    а где она? И у нее так же – мужиков-то полно вокруг,
    а он где? И вот о них тоже нужно молиться: «Помяни и помоги, Господи, всем желающим выйти замуж или жениться найти себе доброго спутника жизни и быть достойными этого доброго спутника».
    Нужно удостоиться, стать достойными этого.
    Помните, если лентяйка какая-то хочет себе хорошего мужа, то такого не будет! И если мужчина хочет быть альфонсом и жениться на дочке какого-то богача – это тоже закончится очень плохо и очень быстро. Надо,
    чтобы каждый человек знал свое дело и делал это хо-
    рошо. Чтобы мужчины были мужчинами, а женщины –
    женщинами. У них, даст Бог, родятся здоровые дети,
    и дальше будем жить, и Богу молиться, и надеяться на Царство Небесное. А святые Петр и Феврония да помогут нам.

    Нехорошо быть человеку одному
    Помощник, соответственный человеку – кто это? И
    сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку од-
    ному; сотворим ему помощника; соответственного
    ему (Быт.2:18). В чем суть помощи? Конь – тоже по- мощник человеку, и овца, и собака, и пчела – это же все помощники, но они не соответствуют ему: они ни- же его. То есть собака «подарила» человеку зубы, ов- ца – шерсть, конь – силу и так далее, и тому подобное:
    все что-то «подарили» человеку. Но этого ему мало.
    И человек загрустил, очевидно, не видя никого подоб- ного ему. Потому что Бог выше его, звери ниже его,
    а равного – никого! Подобного себе он не увидел ни- кого. Ему, наверное, стало очень печально, что у него нет никого рядом. И Господь Бог, видя это, совершил милость по отношению к человеку – Он дал ему по- мощника, соответственного ему.
    Адам без жены неполон. Он ощутил свою непол- ноту – при том, что весь мир служил ему. Повторяю:
    пчела давала ему мед, корова – молоко. Все челове- ку что-то дали. Но ему этого было мало, он ощущал свою неполноту. А жена восполнила его, как помощ- ница, соответственная ему. Она должна была ему со- вершать некую особую помощь.

    Почему, например, Христос не был женат? Потому что Он не нуждается в помощниках! Потому что Он является Самим Совершенством. Он не нуждается ни в каких помощниках Себе. Ему не нужно помогать –
    Он все может! А человек, который не Христос, кото- рый не Богочеловек, нуждается в помощнице. Жена исполняет самые разные функции в жизни мужчины.
    Она помогает ему.
    Например, есть такое мнение, что жена исполняет функцию совести в отношении своего мужа. То есть там, где муж не чувствует своих грехов или не видит своих ошибок, жена может направить его, если это настоящая помощница. Но она может как подсказать ему правильное, так и соблазнить. Когда Иов страдал на гноище, то жена подсказывала злые вещи, она го- ворила: «Похули Бога и умри (Иов. 2:9), что толку из твоей праведности». Это был злой совет, это был со- вет не Божий. А с другой стороны, Писание напомина- ет, когда женщины исправляли пути мужские. То есть жена может исполнить функцию совести.
    Есть такое мнение, что жена исполняет функцию совести в отношении своего мужа. То есть там, где муж не чувствует своих грехов или не видит своих ошибок, жена может направить его, если это настоящая помощница.
    Потом, она исполняет некую интуитивную роль: ко-
    гда мужчина должен действовать умом, женщина дей- ствует сердцем. В этом смысле они дополняют друг друга: то есть у него – голова, у нее – сердце. Так каж- дый из них восполняет недостаток другого. В социаль- ных ролях, в житейских делах и в разных духовных вещах мужчины и женщины очень разные. Они вме- сте, но – разные. И в этом смысле они очень сильно дополняют друг друга и действительно помогают друг другу.
    Например, даже если брать сторону физических от- ношений мужчины и женщины… Есть такая восточ- ная мысль (сразу говорю – не христианская, не му- сульманская и даже не иудейская, а какая-то про- сто восточная мысль), что женщина, любящая мужа,
    освобождает его от тягостного томления плоти и да- ет ему возможность, освободившись от этого, так ска- зать, «пожара плоти», заниматься наукой, филосо- фией, искусством, войной, политикой – чем угодно.
    Она берет на себя то, что мешает ему действовать и оставляет его свободным для всякого рода творче- ства. На мой взгляд, очень хорошая мысль! То есть жена дарит человеку то, чего у него нет. Допустим,
    люди одинокие: они нуждаются хотя бы в кошке, кото- рая бы свернулась в ногах, помурлыкала – и им уже вроде хорошо. Вот когда плохо, заболел человек –
    домашнее животное может «снять с него злую энер-
    гию»
    44
    . Так вот, чтобы не заводить себе кучу кошек, ко- торые бы «снимали злую энергию», нужно счастливо жениться, и жена будет делать все остальное, в хоро- шем смысле слова помогая человеку.
    Человек нуждается в помощнике – он неполон,
    несовершенен и не автономен. Он не может сам для себя все делать сам, ему нужны помощники. В этом смысле мужчина является единицей, а женщина до- бавлена к нему как нолик. Получается такой двоич- ный код. Сейчас все математически грамотные и все знают, что через двоичный код, через ноль и единицу,
    мы получаем любое цифровое изображение и любую информацию! Всего лишь две цифры – один и ноль
    – все! Любое кино, любые мега- и гигабайты инфор- мации – все получаем через разные сочетания ноля и единицы. Вот, мужчина и женщина – это та пара чисел, через которые получается все такое взрывное многообразие мира – это единица и ноль. Мужчина –
    единица, женщина – ноль. Вместе они дают великую красоту! По отдельности они неполны, то есть просто ноль – все равно что ничего, и просто единица – ни- чего особенного. А вместе они могут дополнять друг друга, и в этом очень много красивого.
    44
    Здесь нет ни мистики, ни суеверий: просто успокоить своим теплом и нежностью и тем самым смягчить боль.

    * * *
    Там, где семья крепка, там народ непобедим. А там,
    где семья разрушена, народу осталось жить «до ве- чера». Поэтому спасайте брак, боритесь за брак, кто в браке.
    Если женщина в браке будет несчастна, то даже ес- ли она станет президентом страны, все равно это бу- дет несчастный человек. Если не будет счастья в бра- ке, то какой смысл в остальном, особенно для женщи- ны? Она через брак реализуется полностью. Есть та- кое модное словцо сейчас – «самореализация»: когда грешный человек хочет надуться и самореализовать- ся, чтобы все его заметили. Так вот, для женщины са- мая святая самореализация – это брак. Это не сразу видно в браке, потому что за этой ежедневной суетой кажется, что женщине в браке гордиться нечем. Но са- мая настоящая самореализация – это супружество и чадородие. Женщина чадородием спасется. А кто не в браке, тот уже по личным делам спасение обретает.
    Так что берегите свой брак.

    Венчание
    Я не думаю, что нужно начинать супружескую жизнь с ультиматума: «Только венчание и больше ни- как!» То есть если вас берут замуж и согласны взять замуж официально (расписаться с вами, дать вам свою фамилию), но пока что человек еще не готов венчаться, я думаю, что нужно расценивать это как брак, но брак невенчанный. И идти на него – в надеж- де на будущее его полное скрепление благодатным венчанием.
    Есть мнение, что брак без венчания – это блуд.
    Это неправда. Брак без венчания – это брак, только без венчания. Мы читаем в Евангелии о браке в Кане
    Галилейской
    45
    , когда Христос пришел на этот брак и освятил его Своим присутствием, совершив там Свое первое чудо. Там как раз говорится, что «брак бысть в Кане Галилейской». Там нет «блуд бысть в Кане Га- лилейской» – не на блуд пришел Христос, а на брак.
    То есть это был брак, но невенчанный. Нельзя любой брак неверующих людей назвать блудом, хоть они и не венчаются, потому что не имеют веры.
    По каким причинам молодой человек не хочет вен- чаться? Например, он не хочет, чтобы это было фор-
    45
    Ин. 2:1–11.
    мально; возможно, хочет, чтобы это было осознанно.
    В семье всегда кто-то верит больше, кто-то меньше.
    Пусть вы верите больше, потому что вы – более веру- ющая девушка, а он менее церковный. Он не запре- щает вам ходить в церковь, расценивает это как хоро- шую черту вашего характера, но сам пока что не го- тов быть таким же церковным, как вы. И вполне воз- можно, что он вам говорит: «Я пока еще не готов. Ес- ли я сейчас буду венчаться, то с моей стороны это бу- дет некая такая формальность, потому что я пока не созрел до этого…» Надо уважать человеческую веру.
    Таинства совершаются по вере. Вера – непременное условие благодатности и крепости любого церковно- го таинства. Поэтому к этому благородному неверию или маловерию нужно отнестись с уважением. Поче- му еще он не хочет венчаться? Например, боится от- ветственности… Да ничего страшного, все это можно принимать, если у вас есть чувства. Вы только про- верьте свои чувства, если вы любите этого человека,
    согласны с ним жить – живите, а все остальное, что ж…
    Есть мнение, что брак без венчания – это блуд.
    Это неправда. Брак без венчания – это брак,
    только без венчания.
    На сегодняшний день количество разводов огром- ное! Запредельное! Катастрофически безбожное ко-
    личество разводов, и церковные браки не составляют никакого исключения! Венчание никого не удержива- ет! Когда брак рушится – венчание никого не удержит от этого шага.
    Допустим, мужик загулял, или женщина разлюби- ла и другого полюбила, или они просто взбеленились и вдруг решили разойтись, или у них пелена спала с глаз и вдруг они поняли, что совершенно чужие лю- ди. Прошло полгода – он вдруг понял, что не хочет жить с этим человеком. Возникает вопрос: зачем вен- чались?! «Ну, венчались, потому что думали, что все в порядке будет». Церковный брак девальвирован до крайности! Люди не ощущают святости брака, не це- нят его, не смотрят на него как на нечто такое, чтобы бывает раз и навсегда! Не смотрят! Поэтому некото- рых надо к венчанию звать, а некоторых от венчания надо отгонять.
    Кого лучше всего венчать? Лучше всего венчать людей, которые поженились энное число лет назад.
    Расписались, поженились, прожили какие-то периоды житейских бурь, родили детей, все друг про друга зна- ют, неоднократно поссорились и помирились, уже по- няли, что жить они будут только вдвоем и никаких ва- риантов у них нет. Им уже, например, по 35–40 лет и они, наконец, поумнели, повзрослели. Потихонечку стали в церковь ходить. На каком-то этапе говорит он
    ей:
    – А что, милая, не повенчаться ли нам с тобой?
    А она говорит ему:
    – Ты знаешь, милый, я сама об этом думаю давно,
    только боялась об этом сказать: не знала, как ты от- несешься.
    – Ну, пойдем.
    Они приходят, и мы их исповедуем, венчаем и ра- дуемся о них. Когда мы венчаем уже состоявшиеся браки – это самые приятные и безопасные венчания.
    А когда мы венчаем всю эту «зелень пузатую», кото- рые вчера «снюхались» и на адреналиновом восторге с горящими глазами бегут в первую попавшуюся цер- ковь, чтобы их венчали… Из-за таких пар просто вагон переживаний возникает: «Зачем вам венчаться? Куда вам венчаться? Подождите, посмотрите на себя!»
    Хуже всего, когда приходят и говорят: «Развенчай- те нас!» Что это такое?! Венчаются для того, чтобы навеки быть вместе, независимо ни от чего – и в бо- лезни, и в здоровье. Знаете, как в католической клят- ве венчания: «Я беру тебя себе в жены (или «в му- жья» – она говорит) и обещаю тебе верность в старо- сти и молодости, в болезни и в здоровье, в богатстве и бедности. Помоги мне, Боже и все святые, аминь».
    У нас нет такого клятвенного обещания в венчании, а может, даже, и не мешало бы…

    У нас, когда венчают людей, то я сомневаюсь, что тем, кто венчается, понятно хоть пять процентов слов из всего чина венчания. Священник читает, диакон по- ет, хор подпевает и так далее, а что они слышат в это время, что понимают венчающиеся? У меня есть большие сомнения, что больше пяти процентов оста- ется у них в голове. Они вообще ничего не понимают!
    Меня когда венчали, я ни одного слова не слышал, хо- тя был до этого пономарем и текст требника мне был известен. Я венчание уже знал близко к тексту. Но ко- гда меня венчал священник (причем хороший священ- ник) – я ни одного слова не слышал, соответственно,
    не понимал! Это при том, что мы были церковными людьми с супругой! А нецерковные, приходящие вен- чаться, вообще не понимают, что происходит: зачем вино пьют, зачем они кругами ходят, зачем у них свеч- ки горят в руках, зачем что-то на голову надели, что их спрашивают, что значит, когда поют какое-то «Исаия,
    ликуй…», «Дева име во чреве…», при чем святые му- ченики «добре страдальчествовавше»… зачем пере- числяют кучу еврейских имен – Авраам и Сарра, Иса- ак и Ревекка, Иосиф и Асенефа, Моисей и Сепфора,
    Захария и Елисавета…
    Вот сейчас мы крестим людей с подготовкой. Без подготовки крестятся редко. Люди перед крещени- ем проходят катехизацию: крестные родители и сами
    крещаемые, если они взрослые. Точно так же нужно работать с венчающимися людьми.
    Например, была такая рекомендация для людей,
    которые любят друг друга и подумывают уже о бу- дущем своем венчании, чтобы они походили на чу- жие венчания – постояли, посмотрели со стороны,
    как это таинство происходит; прислушались к тексту молитв, которые читают над брачующимися; помоли- лись, кстати, за чужую супружескую пару, может, им совсем не известную; попросили у Бога для них вер- ности долголетия и здоровья… Что нужно супругам?
    Нужны верность, долголетие, здоровье себе и потом- ству.
    На сегодняшний день количество разводов огромное, и церковные браки не составляют никакого исключения! Венчание никого не удерживает! Когда брак рушится – венчание никого не удержит от этого шага.
    Вообще, венчание – это насыщенное красивое та- инство, это чудесно насыщенная церковная молит- венная практика. Но оно как-то все мимо проходит –
    не оставляет никакой зацепки в душе… Только факт остается фактом: мы венчались. И возникает вопрос:
    а нужно ли было венчать всех тех разведенных, кото- рых миллионы?! Это же не один частный случай. Это миллионы людей, которые не боятся пожениться и по-
    том развестись! Жениться, поломать свой брак и же- ниться потом еще раз – не боятся люди! У них страх снят с вопроса брачной уникальности, и она разруша- ется. Вопрос возникает: нужно ли было венчать их или не нужно? Может быть, не нужно?! Может быть, мень- ше да лучше – есть такая пословица? Может, не всех венчать, а как-то отсеивать, просеивать этих людей?..
    Вот недавно мне пришлось венчать людей, кото- рые прожили 46 лет вместе – это приятно. Он стари- чок, она старушка, внуки возле них и уже правнуки в дороге – прекрасно, это трогательная вещь! И мож- но ничего не бояться. Это корни, которые мы полива- ем для того, чтобы распустились ветки. Зачем их вен- чать, спрашивают иногда, ведь они уже брачную ночь давно не помнят: у них брачное ложе уже остывшее,
    они уже такие серьезные старички. Да, но они явля- ются корнями, от которых уже выросли дети, внуки и правнуки, поэтому мы поливаем корни, чтобы эти вет- ки распустились. Это хороший брак, достойный вен- чания.
    А вот по части сегодняшнего безбожного человека у меня возникают большие сомнения и вопросы. Что такое брак для современного безбожного человека?
    Это просто вишенка на тортике, это красивый обряд.
    Она ему говорит:
    – Я хочу быть в белом.

    А он ей говорит:
    – Я тоже хочу, чтобы нас сфотографировали с во- семнадцати ракурсов. Потом пойдем, попьем шам- панского. Подарков нам надарят! У нас будет много фотографий. Мы будем их смотреть. Фильм сделаем про себя (можно ведь теперь кино сделать и смотреть на себя – так интересно).
    Поэтому не делайте проблемы пока из того, что ваш молодой человек не хочет венчаться – это все нажив- ное и догоняемое. Главное, чтобы муж был непью- щий, не наркоман, не имел за спиной предыдущих браков и детей от предыдущих браков (потому что у него будет разделенное сердце и вам это никогда не понравится), чтобы он был работягой, тружеником,
    не боящимся работать, умеющим обеспечить семью,
    чтобы вам не мешал ходить в храм, чтобы он не был каким-то извращенцем или психом… Самый нехит- рый набор нормальных качеств для того, чтобы выйти замуж: работает, не пьет, в церковь ходить не запре- щает и детей хочет (главное, чтобы он детей хотел), и все, а остальное потом приложится.
    Вот, девушка хочет выйти за православного чело- века – это естественное желание. Но «православие»
    современного молодого человека вообще не гаранти- рует, что он нормальный человек. Он может быть пра- вославным, но в то же время он может быть альфон-
    сом или сидеть на шее у родителей. Он может быть развратником и изменять. Он может быть холоден к жене. Он может не любить жену, а просто жениться ради прописки. То, что жених православный – ничего сегодня не декларирует! Ничегошеньки! При нынеш- нем состоянии нашего благочестия православие – это не гарантия порядочности, поэтому не покупайтесь на это.
    Пришла ко мне как-то одна жена такого «право- славного» мужа со слезами величиной с виногради- ну под названием «дамский пальчик»: муж холоден к ней. Она – молодая красивая девушка, как говорилось в фильме «Иван Васильевич меняет профессию»:
    – Любишь боярыню? Боярыня устами червлена,
    бровьми союзна. Чего ж тебе надо?!
    Красавица! Казалось, как можно бросить такую кра- сивую жену? Он женился, а зачем женился – не по- нимает. Она вообще как соломенная вдова – никому не нужна. А он «православный» такой, что аж неку- да деваться. И что делать, куда деваться? Иди к то- му, кто венчал. Когда у супругов возникают проблемы,
    они должны идти к тому, кто их венчал.
    Проблема невенчанных браков очень спорная. На- пример, был такой случай, мне о нем рассказали на одной из встреч:
    Молодого священника позвали на дом причастить и
    поисповедовать мужчину, больного онкологией. Жил он с женой достаточно долго вместе, сорок лет – по- чти всю жизнь. Это уже была пожилая пара. Батюшка пришел к ним в дом и уединился с этим супругом. И
    тот ему сказал, что он как бы человек не мистичный и не религиозный, но с ним произошло нечто удиви- тельное.
    Самый нехитрый набор нормальных качеств для того, чтобы выйти замуж: работает, не пьет, в церковь ходить не запрещает и детей хочет (главное, чтобы он детей хотел), и все, а остальное потом приложится.
    В один из дней пред ним как-то растворились сте- ны, и он увидел Ангелов, как на иконе «Троица» Ан- дрея Рублева, такое духовное видение у него было.
    Ему было сказано: «Готовься – ты скоро умрешь».
    Первый его вопрос был: «А как же моя жена? Что бу- дет с ней?!» и услышал в ответ: «Она тебе не жена».
    И видение исчезло, а в его душе остался вопрос: «Ну как же так – прожили сорок лет! Сорок лет супруже- ской жизни, а она мне не жена! Что будет с ней?»
    Рассказ этот был показателем того, что венчание очень важно. Хорошо, что они прожили вместе долгое время и были верны друг другу, но они сочетались без
    Бога.
    После этого батюшка повенчал их.

    Этот рассказ нужно принять к сведению, и его надо действительно услышать. Это похоже на то, как Хри- стос говорил самарянке:
    – Позови мужа.
    Она говорит:
    – У меня нет мужа…
    – Правильно ты говоришь. Ты пять мужей имела, и тот, который у тебя сейчас, он тоже тебе не муж…
    46
    Но я все-таки подчеркну, что там, где венчания нет,
    по причине того, что люди к церкви не принадлежат,
    или принадлежат, например, к другой религии, или ни к какой религии не принадлежат, но между ними есть взаимная любовь, взаимное согласие, дети общие и крест общий, общая ноша – я лично это блудом не называю. Я считаю это браком.
    Пример? Пожалуйста. Наши бабушки и дедушки, у которых вся жизнь прошла при советской власти – ка- кой процент из них будет венчанных людей? Да ми- нимальный: один-два-три процента! Это что, банда блудников была, что ли? И дети у них от блуда роди- лись?
    Может, кому-то из вас посчастливилось иметь пре-
    46
    Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда. Женщи- на сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты ска- зала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала (Ин. 4:16–18).
    красную бабушку, которая в вас души не чаяла, вло- жила в вас больше любви, чем ваша родная мама
    – читать научила, сказки перед сном рассказывала,
    гулять с вами ходила, весь мир научила вас видеть:
    «Смотри, вон, деточка – это птички, это облако, это солнышко…» Может, у вас был прекрасный дедушка,
    фронтовик или просто работяга, честный труженик,
    хороший человек. Венчанных среди них было неимо- верно мало. Так что, они все блудники? Вы наверняка видели пару старичков, которые прожили всю жизнь свою вместе, рука об руку – язык не повернется на- звать их блудниками! Я знаю, кто такие блудники. И
    вы знаете, кто такие блудники. Блудников хватает в жизни, часто даже и венчанных. Тут важно не перепу- тать эти вещи, понимаете?
    Рассказ этот в целом принимается, но только как частное откровение. Это не норма для всей полноты
    Церкви. Например, если вам духовник сказал, допу- стим: «Не ешь вареные яйца по понедельникам!» –
    это не значит, что он сказал это всему человечеству и всем это нужно делать. Это он сказал вам. Знаете,
    есть частное благословение и есть частное открове- ние: то есть открывает Бог что-то о ком-то кому-то. Но есть такие вещи, которые всем нужно знать, тогда Бог говорит: «Иди и скажи всем» (откровение пророкам,
    например). Бывает и такое, что Бог открывает что-то
    для одного человека. Вот поэтому из отдельных слу- чаев не всегда можно делать общий вывод касатель- но всех людей вообще.

    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   16


    написать администратору сайта