Главная страница
Навигация по странице:

  • Андрей Ткачев Любовь. Ищущим и нашедшим

  • Цветочный период Поиск любви

  • Протоиерей Ткачев Андрей. Любовь. Ищущим и нашедшим Эксмо Москва 2017 isbn 9785699937219 Аннотация Эта книга


    Скачать 1.01 Mb.
    НазваниеПротоиерей Ткачев Андрей. Любовь. Ищущим и нашедшим Эксмо Москва 2017 isbn 9785699937219 Аннотация Эта книга
    Дата27.06.2022
    Размер1.01 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаTkachev_Lyubov-Ishchushchim-i-nashedshim.498354.pdf
    ТипКнига
    #617721
    страница1 из 16
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

    Андрей Ткачев
    Любовь. Ищущим
    и нашедшим
    Серия «Книги протоиерея
    Андрея Ткачева»
    http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=22204241
    Протоиерей Ткачев Андрей. Любовь. Ищущим и нашедшим:
    Эксмо; Москва; 2017
    ISBN 978-5-699-93721-9
    Аннотация
    Эта книга соткана из отголосков самых разных историй,
    услышанных автором на исповеди и просто в обычных разговорах «по душам». Ее темы продиктованы самыми частыми вопросами на многочисленных публичных встречах отца Андрея с самыми разными аудиториями по всей стране. Естественно, здесь не найти ни имен,
    ни фамилий – все испытания, о которых говорит автор,
    могут выпасть каждому. И темы, нашедшие в этой книге отражение, близки нам всем, одиноким и семейным,
    влюбленным и «остывшим». Кто мы, мужчины и женщины,
    друг другу? Как встретить свою «половинку»? И есть ли они, эти «половинки»? Как понять, что этот человек –
    твой? Что делать, если любовь не приходит? А если она слабеет и грозит исчезнуть? Как побеждать искушения и соблазны, как удержать от них родных и близких?
    Где те подводные рифы, что грозят счастливой семье,
    и как их избежать? Создать семью, сохранить семью,
    жить в семье, строить отношения с родителями и детьми,
    вместе преодолевать перипетии и трудности – эта книга о настоящем человеческом счастье и для романтичных юношей и девушек, и для зрелых мужей и жен, и для мудрых бабушек и дедушек. Самый ценный опыт,
    собранный и изложенный одним из самых популярных православных священников.

    Содержание
    Предисловие
    7
    Цветочный период
    10
    Поиск любви
    10
    Выбор жены
    27
    Разница в возрасте
    38
    Влюбленность, подобная любви к Богу
    43
    Прекрасная невеста
    46
    Завидный жених
    52
    Молитва любящего сердца
    61
    Хочется – перехочется
    63
    Грань, за которой сладострастные желания
    63
    Целомудрие ценнее самой жизни!
    65
    О стыде
    79
    Добрачные отношения
    87
    Гражданский брак
    98
    От любви до ненависти один шаг
    102
    Пример покаяния
    109
    Счастливый союз
    126
    Праздник любви, верности и брака
    126
    Нехорошо быть человеку одному
    148
    Венчание
    153
    Свадьба
    166

    Кто главный?
    170
    Романтика в семейных отношениях
    187
    Дети и счастье
    192
    Православный домострой
    203
    Духовный рост в семье
    211
    Духовник семейной пары
    215
    Свекрови и тещи
    222
    Супружеская ревность
    231
    Близость в браке
    237
    Хочу учиться, не хочу жениться
    241
    Брак с церковью: священство и монашество
    245
    Подводные камни
    259
    Соблазны
    259
    Нас убивает блуд
    264
    Развод
    274
    Легализация самоуничтожения
    283
    Не убивай меня, мамочка!
    290
    Несочетаемые
    304

    Андрей Ткачев
    Любовь. Ищущим
    и нашедшим
    © ООО «Издательство «Воскресение», 2017
    © Ткачев А., текст, 2017
    © Оформление. ООО «Издательство «Эксмо»,
    2017

    Предисловие
    О любви писать очень тяжело.
    Прежде всего потому, что тема эта – вечная. Из книг,
    посвященных любви, можно, наверное, целый город с небоскребами выстроить. И стремление любить и быть любимыми тоже вечно и неизменно. Оно оста- нется с нами на все времена – и в этом веке, и в буду- щем, – и лишь благодаря ему мы сможем чувствовать себя живыми. Но сколь велико блаженство, даруемое любовью, столь же порой сильны и страдания, нераз- рывно связанные с ней, – с тем, как найти ее, обрести и удержать.
    И вот что странно. За тысячи лет мы столько всего узнали, столько сделали, столько проблем решили –
    а любовь как была тайной еще для царя Соломона,
    так остается ею и по сей день. Но когда приходит вре- мя решать ее загадки, мы все – что нам те книги? –
    смело и безрассудно бросаемся в бой. Это другим не повезло! Со мной-то что может случиться?
    Потом на исповедь приходят, рыцари… Ни коней,
    ни лат.
    У нас вообще все перемешалось. Каждый сам по себе. Не то что о любви – простого совета спросить не у кого. Парни, когда нужно действовать – молятся.

    Девушки, когда лучше бы в тишине помолиться, бурю переждать – грудью на амбразуры! Жить вместе никто не хочет. Детей никто не хочет.
    Почему так? Неужели нас всех захватил какой-то враждебный вихрь, из которого уже не вырваться?
    Или, может, все проще – нас просто никто не учит? Ни тому, как любить, ни тому, как, с кем и на каких осно- вах строить семью, ни тому как воспитывать и растить детей – если они еще у нас родятся…
    Может быть, нам пора одуматься, пока еще не позд- но?
    Книга, которую вы держите в руках, соткана из отго- лосков всех тех невеселых историй, какие мне дове- лось за много лет выслушивать и на исповеди, и про- сто в обычных разговорах «по душам». Естественно,
    здесь не найти ни имен, ни фамилий – все испытания,
    о которых я говорю, могут выпасть каждому. И пробле- мы, нашедшие в ней отражение, близки нам всем. Как встретить свою «половинку»? И есть ли они, эти «по- ловинки»? Что делать, если любовь не приходит? А
    если она слабеет и грозит исчезнуть? Как побеждать искушения и соблазны, как удержать от них родных и близких? Где те подводные рифы, что грозят счастли- вой семье, и как их избежать – тоже, кстати, жизненно важный вопрос, и редко кто пытается найти ответ на него прежде, чем на горизонте начнут сгущаться тем-
    ные тучи.
    Конечно же, всего охватить невозможно: у каждого своя жизнь, свои перипетии, свои нюансы. Но можно указать путь. Можно сделать и многое другое. Найти в небе далекую звезду, к которой следует стремиться –
    и повести других к ее свету. Вовремя указать на ост- рый камень, лежащий на дороге – и уберечь челове- ка от ран. Приметить ловушку – и спасти ему жизнь.
    Именно для этого я и создал свою книгу.
    Если хотя бы кому-то она поможет спастись – от мысленных оков, от ложных представлений, от злобы,
    гнева, тоски и отчаяния, – я буду счастлив.

    Цветочный период
    Поиск любви
    Совершенно правы те, кто не спешит знакомиться с противоположным полом и думает, что, встретив свою судьбу, они это сразу почувствуют. Когда придет время
    – Бог даст знак.
    В наши дни выбор супруга – это прежде всего тяж- кое бремя для нас самих и для наших хрупких плеч.
    Прежде, во времена былые и далекие, очень многое
    – если не все – делалось не нами и решалось без нас.
    И во всем, что касалось брака, личная воля, личные желания не были столь тесно связаны с кем-либо кон- кретно. Жениться, не жениться – скажем прямо: лич- но жених или невеста ничего не решали. И живи мы в
    XVI веке, половины нынешних проблем у нас бы про- сто не существовало – ни сладких грез, ни терзаний. В
    сердце нашем просто не нашлось бы места для это- го «романтизма» добрачных отношений. Нас бы до- вольно рано поженили. Помните, у Пушкина няня го- ворит Татьяне: «Мне с плачем косу расплели и с пла-
    чем в церковь повели»?
    1
    А было ей тринадцать лет, а
    Ванечка еще моложе!
    2
    В таком нежном, свежем, юном возрасте – когда еще плоть не взыграла, когда еще душа не расцвела, – люди старались женить и выда- вать замуж своих детей, закономерно опасаясь того,
    что если те расцветут до брака и вне брака, то сдер- жать их будет очень трудно.
    То есть цель была какова? Создать человеку такие условия, при которых он расцветал как носитель по- ла, как личность и как зрелый человек, уже находясь в недрах брака. Брак – некий священный союз – уже висел на нем какими-то золотыми кандалами, и юно- ша или девушка расцветали уже в нем. А мы сейчас расцветаем до брака. Мы все вне брака расцветаем,
    и все половые томления, все грезы, все мечты и все то, что перечисляется в поэзии – все эти золотые ша- ры, – падают нам на головы вне брака.
    Мир заставляет нас гордиться грехами! Это,
    кстати говоря, то, что характерно было для цивилизации Содома.
    Первые влюбленности – и первые, вторые, тре- тьи, четвертые фокусы, без которых ни одна влюблен-
    1
    В точности строки звучат так: Мне с плачем косу расплели // Да с пеньем в церковь повели. А. С. Пушкин. Евгений Онегин.
    2
    Так, видно, Бог велел. Мой Ваня // Моложе был меня, мой свет, // А
    было мне тринадцать лет. – Там же.
    ность не проходит, – они все бывают до брака, вне брака и никак с браком не связаны. И лишь потом, ко- гда мы приобретаем горький опыт падения, разочаро- вания, разлук, печалей, обид от тех, кого любим мы и кто не любит нас, или от тех, кого мы любили, а потом разлюбили – об этой сложной каше, собственно, и на- писана вся мировая литература, – вот тогда мы начи- наем решать. Мы взрослеем, умнеем и хотим найти того единственного или ту единственную – хотя из се- бя мы уже, как правило, не представляем ничего све- жего. Я говорю об эпохе. Я не имею в виду, что вы
    – сорванные цветки и пожухший гербарий. Я уверен,
    что многие из вас, большинство – это яркие цветочки,
    не сорванные, не растоптанные, не сжеванные буй- волом-грехом.
    Эпоха выстраивает нам такую жизнь: сначала ты вырастаешь, потом созреваешь (конечно же, и в по- ловом отношении), потом на тебя обрушивается ку- ча разжигающей соблазняющей информации – «об- мануть не трудно, я сам обманываться рад»
    3
    . И потом,
    жизнь расположена так, что многие вещи делаются без стыда. Чуть ли не гордятся люди некоторыми ве- щами – после похода к психологу человек может, ска- жем, поменять свое отношение к какому-то греху или
    3
    Ах, обмануть меня не трудно, // Я сам обманываться рад. А. С. Пуш- кин. Признание.
    пороку и говорит: «Раньше я этого стыдился, теперь горжусь этим…» Понимаете? Мир заставляет нас гор- диться грехами! Это, кстати говоря, то, что характер- но было для цивилизации Содома. Пророки говорили:
    у вас лоб блудницы (Иер. 3:3), медный лоб (Ис. 48:4) –
    не краснеющее лицо. То есть мало того что вы не сты- дитесь своих грехов, вы ими хвалитесь! За это вы бу- дете наказаны.
    Сейчас выстраивают какую-то такую систему отно- шений, в которой человеку трудно сохраниться. К то- му времени, когда он решает жениться (или она – вый- ти замуж), его уже что-то в жизни обожгло – и он, в любом случае, в более зрелом возрасте, нежели это было во все столетия предыдущей жизни. То есть все цивилизации и эпохи, бывшие до нас, решали эти во- просы раньше. Знаменитые женщины бальзаковского возраста – это женщины тридцати или тридцати пяти лет. Такие временные рамки. Девушке, засидевшейся
    «в девках», могло быть всего девятнадцать или два- дцать лет.
    Но если сейчас сказать кому-то из нас: «Знаешь что, я тебя сам женю (или выдам тебя замуж) – слиш- ком, мол, трудно тебе с этим разобраться и не оши- биться, трудно тебе будет найти себе кого-то и не оскверниться, сохраниться. Давай-ка я сам это решу
    – я тебе найду жену (или мужа)». Мы ответим этому
    человеку (отцу или матери): «Ни в коем случае! Ты не имеешь права! У меня есть священное право решать этот вопрос самому, лично! Это должен быть мой вы- бор!» При этом мы можем говорить высокие фразы:
    мол, если я ошибусь – это будет моя ошибка, и пусть я буду платить за нее, но это будет моя ошибка… и так далее. То есть у нас глубоко в голове сидит уверен- ность, что мы можем в этом процессе разобраться,
    что только мы и обязаны в нем разобраться. В этом нет, в принципе, ничего очень плохого. Это хорошо
    – но это очень тяжело. Это повышает степень ответ- ственности, ложащейся на плечи человека. Это очень тяжело! И нам в этом никто не может помочь! Никто не может помочь нам ни в выборе спутника, ни в даль- нейшем. Это характерная черта нынешней эпохи. Та- кого раньше не было. Раньше как-то было полегче.
    Возраст, в котором люди начинают задумываться и решать вопросы, связанные с нахождением пары,
    сильно завышен. Западные социологи гордятся тем,
    что женщины до тридцати лет делают карьеру, только потом выходят замуж и в тридцать пять рожают пер- вого ребенка. Но, по-моему, здесь нечем гордиться.
    Это еще одна дополнительная тяжесть для человека
    – потому что человек создан иначе. Он биологически,
    физически и психически создан по-иному. Человек по- другому должен вести себя – в другие периоды дол-
    жен начинать что-то и что-то заканчивать.
    Есть еще одна проблема в поиске спутника жизни –
    различие в вере. Девушка, которая имеет веру в Бо- га, еще больше усложняет себе вопрос выхода замуж,
    потому что у нее ко всем критериям, которые она хо- тела бы видеть в своем избраннике, добавляется еще единоверие и нелицемерная, настоящая вера в Бога.
    Если нам говорят, что вера жить помогает, то мы долж- ны иногда понимать, что бывают обстоятельства, ко- гда вера жизнь осложняет. Верующему жить не легче,
    чем неверующему, поскольку Бог – не палочка-выру- чалочка. Он много требует от человека и за многое взыскивает.
    Если нам говорят, что вера жить помогает,
    то мы должны иногда понимать, что бывают обстоятельства, когда вера жизнь осложняет.
    Верующему жить не легче, чем неверующему,
    поскольку Бог – не палочка-выручалочка. Он много требует от человека и за многое взыскивает.
    Был один французский философ, ярый католик, пи- сатель Леон Блуа
    4
    . Интересный во многих отношени- ях человек, он прожил свою жизнь в страшной бедно-
    4
    Леон Блуа (1846–1917) – французский романист, католический фи- лософ-мистик. Отдельные его работы издаются в русском переводе и сейчас.
    сти. Всю жизнь он провоевал на страницах газет, жур- налов и своих книг с атеистами, социалистами и вся- кими другими «-истами». Хоть жить ему было очень тяжело, но он старался не роптать даже тогда, когда у него от голода умирали дети. Это Париж девятнадца- того века! Это та самая Европа, которая, как нам ка- жется, была всегда сытой! А она сытой стала только вчера, а завтра опять будет голодной. Вот этот Леон
    Блуа говорил в одной из своих дневниковых записей,
    у него вырвалась такая фраза: «Господь Иисус, Ты молишься за тех, которые Тебя распинают, и распина- ешь тех, которые Тебя любят!»
    5
    Он был на грани от- чаяния. У него не было денег для того, чтобы купить лекарства своему смертельно больному ребенку, по- этому у него такая вырвалась фраза – очень жесткая.
    В ней есть какая-то великая тайная глубина.
    Действительно, иногда Господь нас проводит через такие закоулки и казематы или такие огненные иску- шения, что мы думаем: «А зачем это так?!» А потом узнаем, что Господь кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает (Евр. 12:6). Лю- бит – обличает. Любит – наказывает Господь. То есть вера не делает нашу жизнь лучше в этом смысле.
    А про Леона Блуа я еще одну вещь скажу. Однажды
    5
    Цит. по: Бердяев, Н. А. Рыцарь нищеты. По переизданию в кн.: Блуа,
    Леон. Кровь бедняка. М.: Русский путь, 2005.
    ему было нечем кормить своих детей, и он говорит
    Богу: «Дай мне хлеба». Он с Богом, как Иов, разгова- ривал. И вот, он говорит Ему: «Дай мне денег, дай мне хлеба, дай мне что-нибудь, потому что я ничего не мо- гу принести домой». Тут он увидел какую-то неболь- шую сумму денег, лежащую на тротуаре у стены, и кто-то, как будто бы на ухо, сказал ему: «Леон, не могу дать больше – Я на Кресте».
    Я это все говорю к тому, что когда вы хотите най- ти себе верующего мужа, то вы себе еще больше усложняете задачу. Происходит благородное услож- нение задач. Когда тебе нравится неверующий чело- век, у тебя есть мотив поступить на миссионерское отделение Свято-Тихоновского института
    6
    . Как пишет апостол Павел: Почему ты знаешь, жена, не спасешь
    ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли
    жены? (1 Кор. 7:16). Мы потихонечку возвращаемся в первоапостольское время, когда верующие и неверу- ющие были скреплены брачными узами. Потом уже,
    со временем, в течение долгих столетий в христиан- ских государствах все браки освящались венчанием.
    А вот сегодня очень часто бывает так: поженились,
    например, парень с девушкой – ни он не верующий, ни
    6
    Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет обес- печивает богословское образование для мирян. Студенты всех факуль- тетов получают базовое богословское и гуманитарное образование.
    она. И неважно, кто из них даже крещен – им не очень это интересно. А потом кто-то из них пришел в веру сознательно. У него – или у нее – раскрылось серд- це к вере. А вторая половина все еще неверующая.
    И вот, начинается специфический тяжелый период,
    когда от верующего человека требуется много такта,
    много внимания, много молитвы, чтобы теперь приве- сти за собой в открывшийся мир веры свою фактиче- ски неверующую половинку. Да, это реальная слож- ность!
    Ответственность за жизнь страны, семьи, города,
    мира лежит на плечах мужчин. Если она по каким-то причинам перекладывается на плечи женщин – это либо какое-то трагическое недоразумение, либо чей- то смертный грех, либо большая ошибка. Отвечать за жизнь должны мужчины. Там, где они самоустраняют- ся от этого, происходят неприятные вещи.
    Наша задача жизненная, всецерковная задача –
    стремиться к тому, чтобы храмы наполнились муж- чинами в большей степени, нежели женщинами. На сегодняшний день продолжается тенденция наполне- ния храмов молящимся народом, состоящим, в боль- шинстве своем, из женщин.
    Мужчин в храмах меньше – это позор по отношению к мужчине, потому что он должен быть к храму бли- же, ему больше дано. То, что Бог есть, он может по-
    нять быстрее, потому что ему Господь Бог разум дал для этого. Женщине Бог дал широкое сердце, мужчи- не дал острый ум – это подарок Бога человеку. И то,
    что мужчины в храм не ходят – очень печальное яв- ление.
    В силу разных причин наша церковная жизнь, вер- нее, жизнь приходская, более эмоциональна, нежели умна. То есть у нас умной пищи меньше, чем эмоци- ональной.
    Что я подразумеваю под эмоциями? Допустим,
    женщина, как эмоциональное существо, утешается какими-то простыми вещами: например, там красиво поют – и ей уже хорошо, она уже пошла веселая до- мой. Или она цветочки принесла, возле иконы поста- вила, и у нее на душе всю неделю праздник. У мужи- ка не бывает такого! Ему мало, чтобы красиво пели и чтобы там цветы стояли какие-то, или чтобы ладан благоухал, или какими-то красивыми рушниками бы- ли прибраны иконы – или что-нибудь еще такое. Муж- чине нужна обязательно некая умная пища. Все-таки
    Господь ему дал ум, который ржавеет без употребле- ния, без действия. И он, приходя в церковь, хочет ка- кое-то слово умное услышать: нечто такое, что затро- нуло бы его сознание, совесть и ум.
    То, что насыщает женское сердце, мужской ум не насыщает. Если у нас не хватает для мужчин каких-то
    мудрых речей, то они просто уйдут от нас. Что нуж- но, допустим, чтобы женщине было в храме хорошо?
    Чтобы на проповеди она прослезилась и умилилась,
    можно прочитать какое-то житие мучеников или чуде- са какие-то рассказать, и она будет вытирать платоч- ком глаза. А мужику, например, надо какие-то догма- ты объяснить, во что-нибудь такое погрузить его, в та- кую какую-то серьезную тематику, от которой женщи- на зевает. Она слушает и думает: «Кому это надо?»
    Мужикам надо! Вот придет, например, какой-нибудь студент с пятого курса теоретической физики, и ему нужно что-нибудь такое серьезное услышать, чтобы он содрогнулся. А если ему скажут: «Спаси Господи!
    Следующая служба в субботу», – и он как не понимал ничего, так и не поймет ничего, – он уйдет. Всем хо- рошо, а ему нет, потому что он ничего не понимает.
    Женщине часто не нужно ничего понимать, чтобы ей было хорошо. Ну согласитесь, она некую атмосферу чувствует.
    У мужчин тоже так бывает. Мужчина тоже может прийти вдруг и ощутить, что ему здесь хорошо: «Здесь есть Он. Вот Он, о Котором я ничего не знаю». Но по- том мужчине нужно услышать что-то, потому что дол- го ему эмоцией прожить невозможно. Чтобы ему дол- го было хорошо, он должен не просто что-то чувство- вать, он должен что-то понимать. И вот это есть некая
    дырка нашего сознания. В эту дырку как бы засви- стывает ветер. Мы слишком мало даем умной пищи людям и бьем на их эмоции, а не на преподавание знаний, и поэтому мужикам бывает скучно, странно и непонятно: что вы там делаете в этой церкви, что там можно так долго делать?
    Ответственность за жизнь страны, семьи,
    города, мира лежит на плечах мужчин. Если она по каким-то причинам перекладывается на плечи женщин – это либо какое-то трагическое недоразумение, либо чей-то смертный грех, либо большая ошибка. Отвечать за жизнь должны мужчины.
    Конечно, если мужчина музыкально одарен, он мо- жет восхититься каким-то церковным музыкальным ладом. Если его это интересует, такого можно «уло- вить», но это будет какой-то эксклюзивный случай. К
    Николаю Японскому ходили в церковь японские му- зыканты из консерватории. Им очень нравилось слу- шать пение. Они не принимали христианство, нет. Им просто нравилось стоять в храме и слушать пение,
    и все. Они получали что-то от этого: какое-то умиро- творение, наверное, даже какую-то благодать. А ху- дожники японские приходили к Николаю Японскому в храм посмотреть на иконы. Вот, в чисто японском духе, они – любители посозерцать что-нибудь. Они
    смотрели на такие непонятные рисунки, стояли часа- ми – им было интересно. Но наши мужики не японцы,
    они не могут стоять часами и созерцать что-нибудь.
    Рязань – не Япония.
    И еще: почему только мужчины – священники? А
    вы представьте, например, что какая-то ваша подруж- ка – священница. Что было бы, если бы церковь раз- решила женщине быть священником?! Нет, вы только представьте себе, что какая-то ваша знакомая полу- чила разрешение быть священником! Боже сохрани! –
    на самом деле. Любая умная женщина скажет: «Боже сохрани!» «А почему? – спросите вы. – Женщины что,
    второсортные, что ли?» Да нет. Просто у них другое послушание. Просто наша эмоциональность, наш во- обще психотип, вся наша природа говорят: женщина находится в полном, в абсолютном противоречии со священством. Ведь что такое быть священником? Ес- ли угодно: это нужно много знать; постоянно думать;
    молчать о том, о чем ты думаешь; хранить в тайне то, что ты слышишь. Через священника промывают- ся тонны информации о самых разных вещах, и он должен все это знать, но молчать. Священник должен иметь глубокое сердце! Трудно требовать такого от женщины. Просто невозможно! Это противоречит ее природе, это неправильно. Любая нормальная жен- щина скажет: «Да, действительно, это совершенно не
    в нашем духе, это не мое».
    Все, что касается священника, касается любого мужчины. То есть он должен много думать, молчать о том, о чем он думает, искать мудрости, много молить- ся. Ведь в конце концов, молитва дает силу ума. Фе- офан Затворник в одном из писем пишет: «Научить- ся молиться может каждый, но в высших степенях мо- литва сильно зависит от силы ума». Это очень важ- ное замечание, что сильный ум – это некий рабочий инструмент для сильной молитвы. Те люди, которых мы знаем, как молитвенников, были бы гениальны в любой области человеческой жизни, если бы обрати- ли к ней свой ум – оторвав его от молитвы. Например,
    если бы Серафим Саровский, допустим, занимался физикой, то он был бы не только как Эйнштейн или
    Ландау
    7
    , а как все гении, собранные в пучок! Это был бы уникальный гений физики. Если бы он занимался шахматами, это был бы Алехин
    8
    и Капабланка
    9
    в од- ном флаконе! Он обладал такой силой ума и посто-
    7
    Лев Давидович Ландау – советский физик-теоретик, основатель на- учной школы, академик АН СССР, лауреат Нобелевской премии по фи- зике 1962 года.
    8
    Александр Александрович Алехин – русский шахматист, выступав- ший за Российскую империю, Советскую Россию и Францию, четвёртый чемпион мира по шахматам.
    9
    Хосе Рауль Капабланка-и-Граупера – кубинский шахматист, шахмат- ный литератор, дипломат, третий чемпион мира по шахматам.
    янного внимания, такой силой духа, такой концентри- рованностью, такой памятью! У святых, кроме всего прочего, невероятная память – такое широкое, откры- тое сердце! Они были бы гениальны в любой сфере человеческой деятельности! Этого нельзя требовать от женщин, потому что у них совершенно другая зада- ча в жизни. Но где нет всего этого, там мужику делать нечего.
    Женщина воспитывает мужчину. Например, она ро- жает мальчика и воспитывает его до какого-то возрас- та – пока он еще мальчик. Но только-только мальчиш- ка, отрок, начинает превращаться в юношу – и уже ма- ма чувствует, что он выскальзывает из рук: у нее уже не хватает ни аргументов, чтобы с ним говорить, ни силы, чтобы его стреножить – ничего! Он просто вы- рывается у нее из рук, потому что он уже превращает- ся в мужчину. А женщине Бог дал власть командовать мужчиной только до тех пор, пока тот в коротких шта- нишках. А уже потом он как-то начинает уже отдельно жить, автономно.
    Вот поэтому в Церкви все, по благодати Божией,
    должно присутствовать таким образом, чтобы малы- шу было свое, отроку – свое, юноше – свое; мужчи- не, женщине, старику, бедному, богатому… каждому
    – свое, и чтобы все были сыты. Есть храмы, в кото- рых одни богатые и бедных нет – это плохо. В храме
    обязательно должны быть бедные. Есть храмы, в ко- торых одни бедные, а ни одного богатого нет – и это плохо, потому что хотя бы один богатый в храме дол- жен быть. Пусть там будет тысяча бедных, но один бо- гатый тоже должен быть. В храме должны быть все,
    и для этого Церковь должна быть благодатна, в пол- ном смысле этого слова. А там, где кому-то дается пи- ща, а кому-то не дается – старушкам дала, маленьким дала, а мужикам не дала, – это какое-то упущение,
    это является церковной болезнью, церковной пробле- мой. Отсутствие мужчин в наших храмах – это давно и глубоко запущенная болезнь нашего народа! И только когда мы это поймем и захотим исцелиться, нам Бог подскажет, как это вылечить.
    Женщины должны хотеть, чтобы их мужчины, их сы- новья, их мужья, их отцы, их братья, их племянники,
    их крестники ходили в храм. Но мужчины боятся хо- дить в храм в том случае, когда их женщина (жена или мать) ходит в храм. Знаете почему? Потому что они думают: «Ты дома мной командуешь. Ты еще в церк- ви будешь мной командовать? Буду с тобой в церковь ходить и будешь командовать: это читай, а это не чи- тай; это ешь, а это не ешь – это будет способ умноже- ния кандалов». Они этого боятся! Они частью напуга- ны, а частью не научены, а частью что-то там еще –
    и каждый находится в своих оковах. Но мы должны
    честно признать существование этой проблемы и по- тихоньку ее исцелять, иначе будущего у нас нет.
    Отсутствие мужчин в наших храмах – это давно и глубоко запущенная болезнь нашего народа! И только когда мы это поймем и захотим исцелиться, нам Бог подскажет, как это вылечить.
    Митрополит Арсений, викарий Святейшего, одна- жды сказал: «Посмотрите, сколько мужиков собра- но у стадиона “Олимпийский” в день мусульманских праздников, когда дороги перегораживают! Сколько мужиков! Не просто людей, а именно мужиков!» Когда сорок тысяч мужчин стоят на четвереньках и в одном порыве бьют поклоны Живущему на небесах, то на- ши мужики должны мелкой дрожью задрожать. Пото- му что это очень нехорошо, когда наши только на фут- бол могут собираться в таком количестве! А на молит- ву не могут собраться! И это проблема как мужчин, так и женщин. Если так будет продолжаться, то это уже болезнь. Было бы, конечно, странно, если бы мы вот нечто такое сделали – и она тут же исцелилась. Но надо думать и искать решение проблемы.

      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


    написать администратору сайта