Протоиерей Ткачев Андрей. Любовь. Ищущим и нашедшим Эксмо Москва 2017 isbn 9785699937219 Аннотация Эта книга
Скачать 1.01 Mb.
|
Прекрасная невеста Искать любовь или ждать? Девушке подобает, ко- нечно, ждать. Хотя если она умна и ее инициативы бу- дут умны, то она должна этим воспользоваться. Зна- ете, в чем инициатива женщины? В чем проявляется ум женщины? Когда она делает сама первые шаги, то что бы она там ни делала, она создает такую иллю- зию, что мужчина первый начал. Есть такой фильм «Большая греческая свадьба». Там изображена такая греческая семья: недалекий папаша и очень бойкая мамаша. Она, эта мамаша, ре- ально руководит всей семьей. Но она сначала приду- мывает что-то, потом эту идею подбрасывает своему мужу так, как будто бы он это сам придумал, и гово- рит: «Ты прав, что нам нужно сделать вот это. Браво, милый! Как хорошо! Я согласна с тобой». Она все в семье выдумывает, а потом хитро подбрасывает идею мужу, так что получается, якобы это он догадался. Вот как-то так женская сила и мудрость проявляются. Девушка должна давать подсказки, как в песне: «Милый мой, хороший, догадайся сам…» То есть что- то надо сделать, чтобы он догадался, «отчего гармонь поет», – «оттого что кто-то любит гармониста». Тяже- лей всего сидеть и ждать, хочется что-то делать. * * * Женщина сильнее хочет выйти замуж, чем мужчи- на жениться. Безусловно, потому что Господь Бог вло- жил в женщину материнский инстинкт. Женщине муж- чина нужен больше, чем мужчине женщина – это одна из прописных истин, которые являются большой тай- ной. С одной стороны, мужчина ищет женщину, с дру- гой стороны, он ей нужен больше. Вот, мы часто про конец света говорим: когда он бу- дет, какие признаки характерны для приближения кон- ца времен. И здесь обращается внимание на электро- нику, на шестерки, коды, чипы, цифры – это для боль- шинства важно, это них главное. Но у Иоанна Злато- уста еще и такое сказано: «Говорю вам, сказую вам, что в конце времен женщина открыто взыщет мужчи- ну больше…» Сущностная необходимость быть замужем – это очень хорошая вещь, вовсе не постыдная, это прекрасная вещь для девушки – признаться самой себе: «Я хочу быть женой, я хочу родить детей, хочу быть замужем». Раньше мужчина добивался женщины. Она была всегда объектом обожания. Мужчина подхватывал ба- тистовый платочек, который ему роняла дама из ка- реты, и мог ходить с этим платочком две недели! И это нормально. То есть ухаживание мужчины за жен- щиной – это нормальное явление, – когда он ищет ее, когда он добивается ее и так далее. Она делает вид, что неприступна, хотя ей он нужен больше. Когда она сбросит с себя стыд, который вложен в нее Богом, и сама начнет с такой же активностью и настырностью искать мужика, как раньше искали мужчины женщин – вот тогда конец, как говорит святитель Иоанн Зла- тоуст, очень недалеко. Сущностная необходимость быть замужем – это очень хорошая вещь, это никакая не постыдная, это прекрасная вещь для девушки – признаться самой себе: «Я хочу быть женой, я хочу родить детей, хо- чу быть замужем». Это великолепная вещь. Вместе с этим прекрасным желанием Господь Бог вложил в женщину избыточный стыд, который держит ее в рам- ках и выстраивает именно те отношения, к которым мы привыкли, – когда девушку ищут, а не она ищет. Но если она лишится избыточного стыда, если она сбро- сит его с себя, откажется от него, как горячечный боль- ной срывает с себя повязки, если она от стыда отка- жется, тогда она будет с большей настырностью ис- кать мужика, чем когда-то мужчина женщину, – тогда это будет признаком необратимого разложения чело- веческой природы, которая тогда будет разлагаться в геометрической прогрессии в необратимом направле- нии. Но если женщина лишится избыточного стыда, если она сбросит его с себя, тогда она будет с большей настырностью искать мужика, чем когда-то мужчина женщину, – тогда это будет признаком необратимого разложения человеческой природы. На Востоке говорят: «Если ты увидишь мужчину и женщину, лежащих среди белого дня совокупивших- ся, и будут люди проходить мимо, и никто не сдела- ет им замечание – этому миру долго не простоять». Это было сказано в Аравийской пустыне в VII веке – нравственные признаки приближения конца. То есть конец приближается не «благодаря» ядерным бом- бам, или штрихкодам, или электронной системе бан- ковского слежения за капиталами – это все вторичные вещи. Главное, что конец далек, пока человек здоров. А когда человек сгнил, тогда жить некому, тогда все рушится. А как узнать, сгнил человек или нет? Все, что связа- но с полом: половая распущенность или грязные от- ношения – это все и есть яркие показатели внутрен- него нездоровья человека и общества. Поэтому девушке хочется пожелать стыда есте- ственного. То есть она должна заливаться краской стыда. Она не должна позволять мужчине при себе, например, грубо выражаться. К этому теперь привык- ли люди – у очень многих людей буквально черный рот! Мужчины совсем не следят за словами, и присут- ствие противоположного пола их не сдерживает. От невесты требуется почти то же, что и от жениха. Она должна быть работящей, трудолюбивой, как го- ворит пословица: «Ищи жену в огороде, а не в хорово- де». По-нашему, например, – ищи девушку в студен- ческом лектории, а не на дискотеке. Хороводов нет уже, но есть другие места, где пляшут: там жену найти трудно. Конечно, найти можно, но какую? Жена тоже должна быть работящей, целомудренной, должна хо- теть детей. У нее должна быть правильно выстроен- ная система ценностей. Соломон говорит: Миловид- ность обманчива и красота суетна; но жена, бояща- яся Господа, достойна хвалы (Притч. 31:30). * * * Я думаю, православные сайты знакомств – это об- легчение сегодняшней жизни. Исходя из ее общей за- груженности, все эти мобильные телефоны, социаль- ные сети, современные средства связи – это ведь ко- стыли для калеки. Мы изрядно искалечены и живем в какую-то странную лукавую эпоху, и поэтому-то этим можно пользоваться: ведь кто его знает, на какой до- рожке ваше счастье вас ждет? Можно пользоваться такими способами знакомства, но, конечно, с умом и осторожно. Подобные способы знакомств вполне имеют право быть, как и все остальное, что есть, по части право- славных ресурсов в сети. Ведь ресурсы православ- ной сети очень богатые. Там можно найти очень много хорошей, полезной информации. В том числе можно избавиться от одиночества, как в мультике про Чебу- рашку. Там же тоже от одиночества страдает это иг- рушечное животное и пишет объявление: «Молодой кракодил ищет себе друзей». Мы именно с такими мо- тивами заходим на сайты знакомств. Завидный жених Кто он, этот идеальный жених? Каким он должен быть? Какими его наделить чертами? Я бы поставил на первое место трудолюбие. То есть среди первых добродетелей, которые долж- ны быть характерны для мужчины – это трудолюбие. Мужик должен любить труд или, по крайней мере, его не бояться. Должен быть человеком разносторонне образованным и не только хвататься за любую рабо- ту, но и должен уметь ее делать. Это очень важно. Же- них должен быть и с головою, и с руками. Если вы та- кого найдете, не пропускайте! Присмотритесь к нему – это полезный человек, это очень нужный человек, это очень важный человек. Потом хорошо, если он крещен, работящий, не пьет. Если пока что в церковь не ходит, но вам не за- прещает этого делать – считайте, что вы уже нашли хорошего жениха, что минимальный набор необходи- мых качеств есть. Хорошо, если человек не имеет яв- ных вредных привычек, то есть не алкаш (это мож- но сразу проверить)! Обычно, когда девушки приво- дили домой своих молодых людей, отец обязательно ставил фляжку на стол, наливал своему возможному зятю рюмку и смотрел на его поведение. Если зять с удовольствием хлопал рюмку и ставил – значит, все, парень, «давай, до свидания». А гораздо приятнее, когда: «Нет, спасибо. Я не пью». Даже если он соврал, то в нем не все потеряно. Надо проверить человека на этот предмет, потому что с пьющим человеком жить невозможно. Вот если он работящий, непьющий, кре- щеный (даже если он еще не воцерковлен) и вам не запрещает ходить в храм – все, с Богом, берите его в мужья… Очень хорошо говорят о человеке, о его отноше- нии к женщине – его попытки, так сказать, овладеть ею (одним словом это не скажешь – вы понимаете, о чем я говорю). Очень драгоценно в мужчине умение ждать и нежелание набрасываться на нее, как хищник на жертву, в первые дни или часы знакомства. Невоз- держанность плотских желаний отвратительно гово- рит о мужчине! Мужик должен любить труд или, по крайней мере, его не бояться. Должен быть человеком разносторонне образованным и не только хвататься за любую работу, но и должен уметь ее делать. Жених должен быть и с головою, и с руками. Есть такое замечание, что женщину любят тем дольше, чем дольше ее хотят. Если конфетно-букет- но-цветочный период ухаживания – этот, как говорят сегодня, «смсочный» или какой-нибудь там «лайко- вый» период, – существует – это правильно. Если он длинненький такой: не полдня, не неделя, а чуть боль- ше. Когда мужчина и женщина рядом, они же чувству- ют, есть влечение взаимное или нет. Понятно, что се- но и огонь долго рядом быть не могут. Совершенно всем понятно, что рано или поздно сено вспыхнет, даже если оно мокрое. Сено все равно высохнет и вспыхнет. Но если мужчина щадит женщину, если про- являет в отношении к ней некое такое «рыцарское джентльменство» – он уже хочет ее, но он еще не до- могается, – то чем дольше у него такой период, тем смелее можно ожидать, что женщину эту, которая по- том будет его женой, он будет любить очень долго. Женщина, которую долго хотели, входит в сердце че- ловеку, как пишется в Песне Песней Соломона: Поло- жи меня, как печать, на сердце твое, как перстень, на руку твою (Песн. 8:6). То есть ты на долгие годы полюбишь ту женщину, которую хотел и ждал. А не ту, которая – есть такое грубое шутливое выражение – «доступнобабинск». Весь мир превратился в одну де- ревню под названием «Доступнобабинск». И в этом «доступнобабинске» всем плохо. Потому что женщин добиваются – тут же и бросают, а потом все друг на друга тут же обижаются. Дамы обижаются на кавале- ров, потому что те стали ничтожествами, а кавалеры обижаются на дам, потому что те стали… не знаю, как назвать, в словаре Ожегова нет таких слов. Поэтому мужчине нужно обязательно ждать женщину. Итак, если брать программу-минимум, то мы назва- ли: трудолюбие, трезвость и отсутствие запрета на то, чтобы вы ходили в храм, – этих трех качеств вполне хватит. Но добавить, конечно, можно многое: «Чтоб не пил, не курил и цветы всегда дарил, всю зарплату от- давал, тещу мамой называл, был к футболу равноду- шен, и в компании не скучен, и к тому же чтобы он и красив был, и умен». Но если серьезно, то что еще очень важно? Мне кажется, очень важно, чтобы в человеке было стремление к личностному росту. Вы наверняка слы- шали или читали в книжках такое понятие: «стремле- ние к личностному росту» – когда человек хочет расти. Он хочет новый язык выучить, хочет что-то повидать, хочет попробовать себя в живописи или овладеть ка- ким-то музыкальным инструментом. Если у челове- ка есть такое хорошее неспокойствие, если ему инте- ресно жить на свете, если он хочет заниматься чем-то – это хороший, интересный человек. Он развивается. Насколько может человек развиваться внешне, так он должен развиваться и внутри себя. Он должен совер- шать какие-то внутренние шаги к своему внутреннему взрослению. * * * Мой личный опыт говорит, что жениться нужно только по любви. Если насильно жениться, без люб- ви, с надеждой, что потом стерпится-слюбится, когда ты смотришь на человека отстраненным взглядом и говоришь себе: «Хорошо, что здоровая» – это потом очень печально заканчивается. Конечно, можно влюбиться и в чахоточную девуш- ку, как осень у Пушкина. Есть девушки, выходящие за- муж за искалеченных на фронте бойцов – он без ног вернулся, а она все равно за него вышла замуж. Ес- ли только на здоровье смотреть, то тоже можно оши- биться. Но у Феофана Затворника есть такие советы, когда он пишет: «Если девушка здоровая – бери, же- нись и не мучься». Но это надо быть героем духа, на- до быть очень смиренным человеком, чтобы женить- ся без горячего желания и быть счастливым. И есть такие случаи, когда женились по благословению. По благословению можно умереть, можно выучить китайский язык, и жениться можно по благословению. Некоторые духовники так и делают. Приходят, видят человека: – О, мил человек, поди-ка сюда. Знаешь, я твою невесту сегодня видел. – Да? А где она? – А вон там, в другом конце храма стоит. И женят так же: – Иди сюда. Вот, это твой муж, познакомься, благо- словляю. Есть такие. Но это очень опасная и соблазнитель- ная вещь. Вдруг батюшка возмечтал про себя, что он святой прозорливец? Он тогда таких навенчает, таких пар налепит! А ведь брак – это очень личная, интим- ная вещь. Массовые свадьбы характерны для тоталитарных обществ и сект. Например, в одной секте заключались такие массовые браки – триста-четыреста девушек и юношей, ни разу не видавших друг друга, вступили в брак, потому что великий гуру им сказал: «Вы будете мужем и женой». И в один день их на площади вен- чал. Мы не должны так поступать. Мы должны подхо- дить к этому личностно. Поэтому я за пожар в сердце. Должно что-то екнуть в человеке, должно произойти в человеке что-то, когда есть она, а все остальные – люди. Все остальные должны потерять половые при- знаки для тебя. Мой личный опыт говорит, что жениться нужно только по любви. Если насильно жениться, без любви, с надеждой, что потом стерпится- слюбится, когда ты смотришь на человека отстраненным взглядом и говоришь себе: «Хорошо, что здоровая» – это потом очень печально заканчивается. Когда одного юродивого спросили, что он чувствует, находясь среди женщин, интересуясь, не распаляет- ся ли он плотью. Он ответил, что чувствует себя, как дерево среди деревьев. А другой юродивый говорил, что просто не видит разницы между мужчинами и жен- щинами. Вот это уже святость! Ты должен иметь такое же ощущение и быть со всеми, как дерево между де- ревьями, когда у тебя есть жена любимая или девуш- ка. Так же и девушка, имея любимого, должна быть слепа по отношению к другим мужчинам. А пожар в сердце нужен: нужно любить, нужно ис- кать, нужно просить, раз вы имеете веру в Бога. Можно заранее молиться за будущую невестку или зятя, которых вы в глаза не видели. Думаю, молитва очень сильно поможет человеку в этом мистическом выборе. Ведь это непосильная задача: найти и не ошибиться. Однажды священник при мне давал совет одной маме. Она тревожилась, что дочке ее уже двадцать с чем-то лет, а она замуж никак не может выйти. Девуш- ка такая домоседка, немножко тучненькая, неброская такая, что трудно будет ей найти жениха (мужчины ведь смотрят на внешний вид и другие качества). Ба- тюшка ей посоветовал: – Вы молитесь за будущего зятя. – За кого? Я ж не знаю. – Говорите Господу, молитесь так: «Господи, я верю, что Ты приготовил моей доченьке какого-то хорошего мужа. Кто он, я еще не знаю. Благослови его, Господи, пусть ему будет хорошо. Помилуй его и сохрани, а в нужное время приведи его к моей дочери». Молитесь за своего зятя. Соответственно, если о парне речь, пусть мама или отец молятся за будущую невестку. Можно заранее молиться за будущих невестку или зятя, которых вы в глаза не видели. Думаю, молитва очень сильно по- может человеку в этом мистическом выборе. Ведь это непосильная задача: найти и не ошибиться. «Не видят люди друг друга, проходят мимо друг друга. Теряют люди друг друга… А потом не найдут никогда, никогда» 15 – это вечная проблема. В этом мо- ре людей как можно не ошибиться? Так посмотришь: все красивые, все хорошие – и что? Это же должно заискрить – плюс с минусом сойтись, и искра долж- на пойти. И в полосу мучений, терзаний, борений при- дется вступить. За любовь нужно будет обязательно бороться. 15 «Звенит январская вьюга». Песня из к/ф «Иван Васильевич меняет профессию». Муз. А. Зацепина, ст. Л. Дербенева. Когда ребенок еще в колыбели лежит, мама может смело молиться о том, чтобы девочка или мальчик (кто там у нее есть) не обделены были семейным сча- стьем, чтобы у них в этой части жизни все было хо- рошо. В самый раз молиться о семейном счастье де- тей, когда они только родились. Как раз, глядишь, к годам пятнадцати-семнадцати ты что-то намолишь – это долгий труд. Очень много может помочь моление матери к благосердию Владыки. Молитва любящего сердца Можно и нужно молиться за любимого человека. Хорошо даже молиться вместе. Допустим, вам будет такой подарок – вы оба верующие. Это, конечно, боль- шой подарок, и тогда самое сладкое – молиться вме- сте еще до брака. Когда, не познав друг друга, вы уже за руки держались, целуясь, а потом каялись в на- хлынувших помыслах и чувствах… В этом нет ничего страшного. Но все может дальше пойти и пойдет. Сказавши «а», трудно не сказать «б» и так далее, трудно, так сказать, не покатиться по всему алфавиту. Поэтому именно в это время очень важно ходить вместе в храм и молиться, чтобы Господь хранил ваши тела и души от греха. Очень сладко – молиться вместе в церкви, когда вы уже все решили между собой и собираетесь жениться, но еще не женаты. Можно и нужно молиться за любимого человека. Хорошо даже молиться вместе. Если вы оба верующие, то это большой подарок и самое сладкое – молиться вместе еще до брака. Потом, ставши мужем и женой, у вас получится хо- дить вместе в церковь только до первой беременно- сти и первых родов. Молодую жену могут оторвать от совместного с мужем молитвенного посещения хра- ма самочувствие и состояние здоровья: тошнота по утрам, слабость, сонливость при беременности; по- сле родов – частое кормление ребенка, убаюкивание, купание, бессонные ночи, прорезывание зубов… жен- ская консультация… детские врачи – все, пропала ва- ша совместная молитва. Вы будете приходить в цер- ковь, причащать дитя и убегать, а молиться будете до- ма. Женщина может полноценно молиться в храме до рождения первого ребенка и уже после того, как де- ти стали взрослыми. А до этого, пока дети малые, несмышленые или полностью зависимы от вас, вы будете погружены в кучу суеты хозяйственно-быто- вой, и вам редко будет выпадать возможность пойти в храм и выстоять всю службу. Такова женская доля. Это неизбежно. Это хорошо, в принципе, но это такая неизбежная тяжесть. Поэтому нужно ловить эти доро- гие денечки, когда и вы, и он еще можете быть в храме и никто и ничто пока вам не мешает. Это очень слад- кая вещь. |