Главная страница
Навигация по странице:

  • Нас убивает блуд

  • Протоиерей Ткачев Андрей. Любовь. Ищущим и нашедшим Эксмо Москва 2017 isbn 9785699937219 Аннотация Эта книга


    Скачать 1.01 Mb.
    НазваниеПротоиерей Ткачев Андрей. Любовь. Ищущим и нашедшим Эксмо Москва 2017 isbn 9785699937219 Аннотация Эта книга
    Дата27.06.2022
    Размер1.01 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаTkachev_Lyubov-Ishchushchim-i-nashedshim.498354.pdf
    ТипКнига
    #617721
    страница14 из 16
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   16
    Подводные камни
    Соблазны
    Тема из дневников святого Иоанна Кронштадтско- го. Многим из вас наверняка он известен – это святой пастырь, человек, который более половины столетия служил почти ежедневно святую литургию, пропове- довал и горячо молился. Он достиг высокой святости
    – был чудотворцем, проповедником; могущественно влиял во Христе на души миллионов людей.
    В одном из его дневников есть такое замечание,
    с которым я недавно столкнулся: «Сегодняшние жур- налы
    68
    , – пишет святой праведный Иоанн Кронштадт- ский, – полны разных соблазнов и искушений. Вот,
    недавно читал я один журнал. Листал его и увидал там фотографию женщины, весьма красивой и почти обнаженной, и в гневе разорвал его. Сколько соблаз- нов сеют такие журналы! И мое сердце зажглось ог- нем греха, но я молился Богу и сказал ему так: “Ты,
    Господи, Творец всего мира! Ты украсил человека кра- сотою и благолепием! В частности, красивее всего со-
    68
    Начало XX века.
    творил женщину – это Твое создание, Твоих рук де- ло. Дай же мне чисто взирать на эту красоту и не вос- пламеняться огнем нечистых побуждений”. Помолив- шись примерно так, я успокоился сердцем и не чув- ствовал в себе более этого огня».
    Во-первых, что такое журналы и газеты начала XX
    века? Дореволюционные газеты по сравнению с се- годняшней индустрией развлечений – это детский са- дик. Сегодня дети, даже просто проходя мимо киос- ков газетных, видят такие вещи, которые раньше ни- кто не видел, кроме отпетых развратников. Сегодня умножившиеся соблазны взывают к большей благода- ти, и Господь дает нам больше силы, потому что там,
    где грех умножился, там и благодать преизобилует.
    В связи с этой историей мне вспомнился один эпи- зод древней церковной истории. Речь идет о некоем египетском епископе по имени Нонн Илиопольский.
    Сегодня умножившиеся соблазны взывают к большей благодати, и Господь дает нам больше силы, потому что там, где грех умножился, там и благодать преизобилует.
    В одном из городов Египта собрался небольшой со- борик священников и епископов тамошней церкви. А в этом городе жила некая распутная и весьма красивая женщина, уловлявшая в сети своей красоты многих людей мужского пола разных возрастов. Шумя одеж-
    дами и украшениями, находясь в центре развеселого сборища, окружаемая молодыми юношами, которые пели и плясали вокруг нее, она проходила мимо это- го собора. Собор был на улице возле храма (по мно- голюдству храм не вмещал всех собравшихся). Мно- гие невольно обращали свой взор на нее. Святые от- цы, собравшиеся на собор, закрыли свои глаза, что- бы не соблазняться видом этой красивой прелестни- цы. А святой Нонн, бывший на соборе, долгим, при- стальным, внимательным и упорным взглядом прово- жал эту красавицу до тех пор, пока она не скрылась из виду.
    Вечером того же дня он молился у себя в комна- те, которую ему выделили для отдыха, примерно так:
    «Господи, я для Тебя не украшаю себя так, как эта женщина украшает себя для бесчисленных смертных тленных любовников. Ты – бессмертный жених моей души, и я не умею Тебе так угождать, как блудница угождает своим смертным и грешным ухажерам». При этом он молился и об этой женщине.
    Взгляд на нее не был плодом греховного уязвления
    – он думал в это время о небесном. Он думал о ее ду- ше и о своей, о Христе, о небесном Женихе и о ее же- нихах. То есть мысль его вращалась вокруг предметов
    Божественных, хотя повод он взял от случая неблаго- видного, от которого другие отвращались.

    Плодом этих молитв было то, что эта женщина по- каялась и пришла к Нонну. Она нашла его, потому что молитва связывает души, и она по этой ниточке мо- литвы пришла к тому, кто молился за нее. Женщина покаялась перед ним. Он крестил ее. Она ему принес- ла все собранные блудом сокровища – различные бо- гатства и одежды, – и он все это, по ее просьбе, рас- точил с мудростью. «Пусть будет хорошо потрачено то, что было собрано плохо», – сказала она ему.
    Глядя на эти или иные примеры мира, мы понима- ем, что можно всегда вспоминать о Боге.
    Мы должны учиться этому. С одной стороны, гля- дя на утреннюю росу, на восходящее или заходящее солнце, на падающий по осени лист или на детей, иг- рающих во дворе – на такие священные предметы, –
    мы можем легко перейти от созерцания к славосло- вию Бога, к радостной мысли о Нем, к благоговению перед мудростью Творца, перед Его всесилием и бла- гостью. С другой стороны, даже глядя на предметы грешные, мы тоже можем, отталкиваясь от них, пере- ходить к мыслям Божественным. Конечно, этому нуж- но учиться. Это не так легко, не так просто. Не каждо- му дается, однако же это возможно.
    Представим себе: мчится поезд мимо березовой рощи, а в каждом из вагонов стоит человек и глядит на эту рощу, проносящуюся мимо окон вагонов. До-
    пустим, военный подумает: «А пройдет ли сквозь эту рощу танковое подразделение?» Бизнесмен задума- ется: «Сколько бы это стоило, если все это срубить,
    распилить и продать?» Грибник представит, какие там грибы растут и сколько можно их насобирать, если пойти с кошелкой. То есть наш образ жизни форми- рует наш внутренний мир и наш взгляд на окружаю- щие вещи. Мы смотрим на мир изнутри своего миро- воззрения – это непреложный закон, это всегда так.
    Наш образ жизни формирует наш внутренний мир и наш взгляд на окружающие вещи. Мы смотрим на мир изнутри своего мировоззрения –
    это непреложный закон.
    Человек глядит на мир из зарешеченного окна сво- ей сердечной тюрьмы – из того внутреннего тесного мирка, который сформирован в его сердце. И задача наша – выйти за пределы этой тюрьмы, разрушить ее стены – выйти на свет Божий из тесного мира наших привычных ассоциаций. И даже глядя на вещи греш- ные, соблазнительные, на вещи, ведущие к греху, зо- вущие к нему, мы можем, если постараемся, если Бог благословит, переходить к предметам высоким, свя- щенным. И подобно этому человеку – святому Нон- ну, епископу Илиопольскому, о котором вспоминает
    Иоанн Лествичник, мы можем со временем, даже гля- дя на грех, грехом не уязвляться.

    Нас убивает блуд
    Блуд – это широкое понятие. Блуд – от слова «блуж- дать», когда человек не нашел себя, он дрейфует, как
    «Летучий голландец»
    69
    , как корабль без руля и без ветрил.
    Женщина или мужчина, которые туда-сюда кочу- ют по постелям, развращают себя, приобретая некий
    «тонкий вкус» к удовольствиям. Они начинают блу- дить уже в более изощренной форме, и там, дальше,
    дна уже нет. Именно из-за чрезмерности блуда потом возникают всякие фокусы по части «тонких удоволь- ствий», а там и грубых страстей: содомии и других са- танинских вещей.
    Так что блуд – это общая развращенность челове- ка, начинающаяся с развращения глаз, ушей, мыслей.
    Язык здесь играет очень важную роль: болтает всякое ненужное и отравляет всю жизнь. А потом это перехо- дит уже к практике – в область половой сферы. Вот все, что связано с нечистотой – это все называется блудом.
    Блудником может назвать себя всякий человек,
    имеющий совесть, потому что он блудит то
    69
    «Летучий голландец» – легендарный корабль-призрак, обреченный на вечные скитания.
    мыслями, то глазами. А прелюбодеями называть себя должны те, которые нарушают супружескую верность.
    А прелюбодеяние – это узкий грех, который заклю- чается в нарушении супружеской верности. То есть прелюбодеяние – это грех женатых людей. Это пере- насыщение жизни вот этими сластями, когда у тебя есть то, что нужно – то что Бог тебе подарил, – а те- бе этого мало, и ты перенасыщаешь свою жизнь удо- вольствиями в запретных рамках, нарушаешь супру- жескую верность. Вот отличие блуда от прелюбодея- ния. Блудником может назвать себя всякий человек,
    имеющий совесть, потому что он блудит то мыслями,
    то глазами. А прелюбодеями называть себя должны те, которые нарушают супружескую верность.
    * * *
    В Библии пятая глава в книге пророка Исаии – это песня возлюбленного о винограднике его: У Возлюб-
    ленного моего был виноградник на вершине утуч-
    ненной горы (Ис. 5:1). Потом, если помните, Христос в притчах постоянно говорит о винограднике – о том,
    как некий домовитый человек имел виноградник, и оплотом его оградил, и ископал в нем точило, и отдал
    его делателям и так далее
    70
    . То есть виноград – это священное растение, это символ. Виноградник есть образ Царства Божьего, образ Церкви Христовой.
    В книге «Песнь песней Соломона» (книга в Священ- ном Писании), что интересно, ни разу не упоминает- ся имя Божие. Ни разу не говорится: «Господь», или
    «Бог», или «Элохим», или «Яхве» – ни разу. И неко- торые думали: «Зачем этот текст ставить в Библию?»
    А мудрые сказали, что дарование этой книги равно выходу из Египта. Это величайшая книга. И действи- тельно, это символическая книга, описывающая сер- дечные отношения души и Бога, Церкви и Бога, Чело- века и Богоматери, Христа и Богоматери, то есть это книга, полная мистики.
    Вот, в этой книге возлюбленная и возлюбленный встречаются в винограднике. Они друг друга не видят
    – только голос слышат. И вот, они между этих листьев цветущего виноградника ищут друг друга и радуются,
    предвкушая сладкую встречу.
    Святой Игнатий Брянчанинов говорит, например,
    что Библия есть виноградник. В ней человек читает слова Божии и как бы между листьев слышит голос любимого Бога. И они словно ищут друг друга: Бог –
    человека, а человек – Бога. И в этом винограднике бо- жественных слов, рано или поздно, совершается та-
    70
    Мф. 21:33–41; Мк. 12:1–9; Лк. 20:9–16.
    кая божественная встреча.
    Вот, на месте погребения Христова был виноград- ник, и там первой Его увидела женщина – Мария Маг- далина, когда говорит: «Забрали Господа моего, и не знаю, где положили Его»
    71
    . Потом, когда Господь на- звал ее по имени, как Свою овечку: «Мария», – она услышала родной голос и бросилась в ноги Ему. Поче- му Христос явился в винограднике женщине первой?
    Рай – это сад. И виноград – одно из святых растений святого сада. Когда-то в раю первого Адама видели женские глаза. Первые человеческие глаза, которые видели не согрешившего святого Адама – это были глаза женщины, глаза жены. И нужно было, чтобы но- вый Адам – Христос – воскрес в винограднике, и что- бы глаза женщины увидели Его, чтобы исправилось древнее грехопадение и как бы повторилось то, что когда-то потерялось в раю.
    А что было потом, после этого, в винограднике, на котором сейчас храм стоит? Я уверен, что многие из вас бывали там, на этом святом месте, возле Свято- го Гроба – Кувуклии. Вы приходили к этому святому месту – может быть, на Пасху, может быть, в другие дни. Сразу вам замечу, что лучше вы от этого вряд ли стали, потому что многие святые не бывали там и тем не менее достигли великой высоты. Серафим Саров-
    71
    Унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его (Ин. 20:13).
    ский не был в Иерусалиме, и на Афоне не был. Сергий
    Радонежский не был Иерусалиме, и на Афоне не был.
    Тихон Задонский не был в Иерусалиме, и на Афоне не был… Можно бесконечно перечислять святых людей,
    которые не были в Иерусалиме, и на Афоне не были,
    и вообще «нигде не были», однако вошли в великую славу. А многие наши современники, соотечественни- ки, да и мы с вами тоже, возможно, были на Афоне,
    были в Иерусалиме – и пока что толку от этого нет.
    Поэтому если кто и был, не хвались, и кто не был, не печалься, потому что здесь вам и Афон, и Иерусалим
    – там, где Божия служба служится, там, где Христос воспевается, там, где Дух Святой преподается чело- веку верующему, – там вам все святыни, и больше ни- чего другого вам не надо.
    Здесь вам и Афон, и Иерусалим – там,
    где Божия служба служится, там, где Христос воспевается, там, где Дух Святой преподается человеку верующему, – там вам все святыни, и больше ничего другого вам не надо.
    В Иерусалиме, где сегодня храм, а раньше был ви- ноградник, потом был пустырь и свалка. Там был воз- двигнут храм Венеры. Вот еще такой был поворот со- бытий при разрушении Иерусалима Титом Веспасиа- ном. По предсказанию Христову
    72
    , Иерусалим превра-
    72
    Все это будет разрушено, так что не останется здесь камня на камне
    тился в груду развалин. Сам император ходил по раз- валинам Иерусалима, по лужам крови хлюпал и гово- рил: «Это не я», то есть: «Это некая Божия кара, я не хотел этого». Иерусалим был начисто разрушен, и по- том под страхом смерти евреям было запрещено там селиться. Правда, они там жили, и живут до сегодняш- него дня, и никогда не прерывалось преемство жиз- ни евреев в Иерусалиме, потому что это их город, это святые камни. Они там жили тихонечко, хотя это им было запрещено. Место погребения Христова и место
    Его Воскресения превратились в свалку, мусорник, а сама Голгофа, с которой сняли кресты, бросили их и землей засыпали, стала местом, на котором построи- ли храм Венеры.
    Либо тебе Иисус сладок, и тогда тебе грех мерзок, либо тебе грех сладок, и тогда тебе
    Христос чужд. Тут середины быть не может.
    Один из проповедников очень знаменательно гово- рил, что храм Венеры на Голгофе (вдумайтесь: храм
    Венеры на Голгофе!) – это некая бесовская прозор- ливость. Потому что бес знает, что ничто так не пога- шает Духа Святого в человеке и ничто так не убива- ет в человеке стремления к святости, как блуд, блуд как культ. Культ блуда на том самом месте, на котором
    (Мк. 13:2). Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; все будет разрушено (Мф. 24:2).
    растерзались все наши грехи. Это была некая бесов- ская тайна, которая хотела погрести под собою, на- всегда, навеки тайну спасения человеческого.
    Триста с лишним лет прошло с того времени, когда это все это было разрушено, и до того времени, ко- гда святое почитание воссоздалось при Елене. Три- ста лет! Шутка ли? Отмотайте назад триста лет рос- сийской истории – это времена Петра I! Мало это или много? Это ужасно много! Уже можно все позабывать.
    Столько времени на Голгофе стоял храм блуда.
    Сегодня, оглянувшись вокруг, мы понимаем, что культ блуда в наше время является главным оружием в руках диавола, для того чтобы погасить в человеке дары Духа Святого, данные при крещении, и отвести человека от Христа, и привести его к запрещенным удовольствиям. Либо тебе Иисус сладок, и тогда тебе грех мерзок, либо тебе грех сладок, и тогда тебе Хри- стос чужд. Тут середины быть не может. Лукавый зна- ет это, и он нас бьет туда, куда бить нужно. Он бьет нас как раз по тем частям души и тела, в которых гнез- дится блуд, и нынешнее человечество опять воздви- гает храм Венеры на Голгофе.
    Всякий блудник – это отреченный от Христа чело- век. Всякий развратник, всякий любитель нечистоты,
    всякий считающий, что это норма, всякий считающий,
    что так нужно жить, – это человек, заново попираю-
    щий Христа Спасителя.
    История иконы Богородицы, именуемой «Нечаян- ная радость», как раз об этом говорит. Некий блудник ходил каждый день на свои скверные дела. Однако он имел любовь к Божией Матери и, выходя из дома,
    преклонял колени и говорил: «Радуйся, Благодатная,
    Господь с Тобою!» Целовал икону и уходил по своим делам. Однажды он увидал, как икона ожила и по ру- кам и ногам Иисуса Христа потекла кровь. Он пришел в ужас:
    – Что это?
    А Матерь Божия с иконы ему говорит:
    – Ты и такие, как ты, продолжают распинать Моего
    Сына.
    Блудник тогда говорит:
    – Что же мне делать?
    – Конец тебе, человек, ты прогневал Господа…
    И стал он тогда горячо молиться Матери Божией, а
    Она – молиться за него Сыну, и Сын говорит:
    – Ты – мать Моя. Я – сын Твой. Закон говорит: «Чти матерь твою и отца твоего». Я Тебя чту, и ради Тебя
    Я помилую этого человека.
    Человек исправился. Но смысл великий остался в назидание: «Ты и такие, как ты, продолжают распи- нать Моего Сына».
    Храм Венеры на Голгофе – это продолжение рас-
    пинания и культ блуда. Нет ни одного глянцевого жур- нала, в котором бы не было странички «про это». Ни одна тема в разговоре не обходится без «этого», нет ничего в мире, где бы не было «про это». Откуда это?
    Это храм Венеры на Голгофе. Это попрание Святыни.
    Всякий блудник – это отреченный от Христа человек. Всякий развратник, всякий любитель нечистоты, всякий считающий, что это норма,
    всякий считающий, что так нужно жить, – это человек, заново попирающий Христа Спасителя.
    Итак, сначала виноградник, потом храм Венеры, а потом, через триста с лишним лет, блаженная жена,
    имя ее да хвалится вовеки, царица Елена, уже ста- рушка по возрасту, предприняла тяжелейшее путеше- ствие. Она поплыла через моря, приплыла туда, рас- копала, нашла Крест Святой, и потом его торжествен- но воздвигли, подняли Крест над всеми для всеобще- го поклонения. Мы теперь празднуем этот день – Воз- движение Креста Господня. Десять лет отделяют Воз- движение Креста от основания храма в память этого события.
    Храм Божий – это вы. Храм не только в кирпичах,
    как наши предки говорили: «Храм не в бревнах, а в ребрах». В нас самих есть (должно быть) место Бо- жие. Вот мы причащаемся – зачем? Чтобы быть хра- мом Божиим, чтобы Живой Господь жил в живом че-
    ловеке. Чтобы имя Христово жило в вас, чтобы гре- хи были попраны, чтобы страсти были одолены, что- бы, по крайней мере, боролись с ними, чтобы вы были святы, чисты и радостны. Первый храм – это Христос
    Воскресший, а второй по значению храм – это люди,
    в которых Христос живет. Желаю вам ходить в храмы
    Божии для того, чтобы самому превратиться в храм
    Божий, чтобы Христос жил в вас и чтобы тело было мертво для греха, а дух был жив для Господа.

    Развод
    Специалистами России были проведены два вида социологических опросов с целью выявления основ- ных причин разводов и причин, мешающих супруже- ским парам развестись. Результаты оказались следу- ющими.
    Среди причин, мешающих разводу, первое место занимает так называемая неделимость детей. Дети удерживают 35 % пар. На втором месте стоят сложно- сти с делением совместно нажитого имущества, из-за чего не разводятся около 30 % семей. На третьем ме- сте – материальная зависимость одного из супругов от другого, она удерживает от бракоразводного про- цесса 22 % пар. На последнее место социологи по- местили несогласие жены или мужа на развод – это останавливает 18 % семей от распада.
    Что сделать, чтобы брак не распадался? Крепкий брак – непобедимая страна. Так оно и есть. Вот со- циологи, психологи чешут затылки и думают, как сде- лать так, чтобы семьи не распадались. Ищут, что при- водит к разводу. Вообще, статистика разводов в на- шей стране ужасная, честно говоря. То есть там, где должно быть монолитно, крепко и нерушимо, все дро- бится, крошится и распадается. Это ужасно.

    А вот такой рейтинг причин, влияющих на развод.
    41 % разводящихся людей кивают на алкоголь и нар- котики, говоря: «Если бы не водка и наркотики, мы бы жили и жили». Охотно верю. С пьянью жить – невесе- лое занятие, с наркоманом – тем более безрадостная жизнь.
    Поэтому социальная концепция Православной
    Церкви, кстати говоря, позволяет человеку в одно- стороннем порядке аннулировать свой брак, уйти из невозможной жизненной среды, когда второй супруг,
    вторая половина брака загнивает по причине пьян- ства или наркомании. Вот такая линия борьбы.
    Вторая причина разводов – отсутствие своего жи- лья. Это 14 %. Распадаются семьи из-за того, что невозможно жить в съемных углах, люди мучаются,
    живя с родителями, и так далее. Тяжело, например,
    невестке у одной плиты со свекровью: за каждую чаш- ку драться с ней и за каждую пригоревшую яичницу.
    Хочется быть молодой хозяйке у себя на кухне хозяй- кой. Хочется быть молодому хозяину хозяином у себя в доме, а не ходить на цыпочках и выслушивать ре- плики от ворчливых родителей…
    Вторжение родственников в жизнь новоявленной семьи – это причина разводов, примыкающая к отсут- ствию жилья – тоже 14 %. Мамы и папы вмешиваются в жизнь молодых семей, а молодые семьи открывают
    им двери для этого вмешательства. 14 % – это огром- ная цифра! Больше десяти браков из ста распадается из-за вмешательства мамы в жизнь своей замужней дочери, из-за вмешательства папы в жизнь своего же- натого сына.
    Есть еще такие причины разводов, как невозмож- ность завести ребенка, тюремное заключение, раз- дельное проживание из-за работы одного из супругов,
    когда эта работа в другом городе или в другой стране
    – это все набирает где-то 8–6–2–1 %.
    Итак, алкоголизм и наркомания – 41 %, вмешатель- ство старших в жизнь молодых – 14 % и отсутствие жилья – 14 %. Вот обозначенные болевые точки. Мы знаем, за что бороться: за трезвую и здоровую семью,
    за библейское сознание родителей и их детей, чтобы все знали, кто кому главный и кого нужно слушаться.
    И, конечно, нужно всеми силами стараться приобре- сти свое жилье, хотя бы съемное, лишь бы только от- дельно от родителей. Жить нужно отдельно с самых первых дней заключения супружеской жизни.
    Брак – это такая тонкая материя и такая глыба, что для того, чтобы удержать ее, нужно иметь крепкие му- скулы, и чтобы не развалить семью, необходимо об- ладать очень широкой душой, хорошей головой и ве- рующим сердцем. За брак нужно бороться.

    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   16


    написать администратору сайта