Протоиерей Ткачев Андрей. Любовь. Ищущим и нашедшим Эксмо Москва 2017 isbn 9785699937219 Аннотация Эта книга
Скачать 1.01 Mb.
|
* * * Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог (Евр. 13:4) – добавить нечего, все понятно. Брак свят, брак чист, брак хорош, брак благословен, брак велик. Выше бра- ка не может быть ничего. Некоторые настоящие мона- хи смирялись перед находившимися в браке, говори- ли: «Вы, живущие в браке, лоза плодовитая, а мы, мо- нахи, палка сухая». Но, правда, палка сухая поддер- живает плодовитую лозу, чтобы лоза на пол не упала. Мы друг друга держим, и нельзя гнушаться браком. Нельзя презирать брак как нечто нечистое, скверное, плотское. Если человек так думает, то у него с головой не все в порядке. Старец Паисий говорил: «Если христианский брак исчезнет, не будет священства, не будет монашества, вообще ничего не будет!» – потому что брак держит все. Брак чуден. Христос любит брак. Он первое чудо совершил во время брака в Кане Галилейской. Ста- рец Паисий говорил: «Если христианский брак исчез- нет, не будет священства, не будет монашества, вооб- ще ничего не будет!» – потому что брак держит все. Брак – это священные узы, которые плодотворят и чу- дотворят в мире. * * * Для чего в супружеской жизни нужен пост? В по- стящихся семьях, там, где есть любовь, пост держать трудно. Но там есть действительно правильные, хо- рошие отношения. И там, где это соблюдают, пост яв- ляется великолепной школой закалки чувств. Там, где брак превращается в полную вседозволенность, где люди не различают ни дней, ни праздников, ни по- стов – ничего, – они очень быстро «сжигают бензин», у них вырабатывается ресурс плотского влечения. А оно необходимо людям в браке. Как невкусна та пи- ща, которая тебе не по нраву, против сердца, – так же невозможно любить того, к кому ты охладел. А чтобы не охладел, необходимо себя закалять воздержани- ем и возвышать свое чувство над голым желанием. В этом смысле пост очень нужен человеку, а не для того, чтобы похудеть или для чего-нибудь еще. Вот и супружеству пост нужен для того, чтобы муж и жена соскучились друг по другу. Это один из факторов Ве- ликого поста. И воздержание во время поста в этом смысле очень полезно. Хочу учиться, не хочу жениться Что такое учеба и дети? Это разновеликие величи- ны. Разве можно сравнить ребенка и учебу?! Вы бу- дете учиться, пока не будет детей, а потом появятся дети – и вы попробуйте учиться при детях! Призове- те все силы небесные, всех бабушек на помощь, всех подружек и крестных, чтобы они помогли вам. А по- том, когда вы поймете, что невозможно сочетать то и другое, вы бросите учебу и будете заниматься детьми – и будете счастливы, как мне кажется. Есть очень много женщин, которые учились по со- рок лет, не переставая, у которых все шкафы застав- лены дипломами, но у которых нет детей. Спросите их: «Поменяли бы они все дипломы на одного ребен- ка?» И они вам скажут: «Конечно!» Потому что муж и дети гораздо выше. Не сравнивайте одно с другим, это разновеликие вещи. Некоторые задумываются: «Может, стоит отложить свадьбу на год?» Что ж, откладывайте! Можете вооб- ще не выходить замуж. Пусть он лучше на другой же- нится, которая не будет делить свое сердце между его службой и своей учебой. А вы посмо́трите на них со стороны, помо́литесь за них и пожелаете им счастья. Делайте что хотите… Но я считаю, отлагать свадьбу глупо, если есть за кого выйти замуж, есть на ком жениться. Если при- мерно представляете, как вы будете жить и где, если у вас есть некая смета будущей жизни (хотя бы в общих чертах), то зачем откладывать женитьбу? Чего ради? Ради каких-то зачетов и коллоквиумов, ради курсовой работы, ради шатания по коридорам вуза? Ради чего? Что вы великого нашли в современной учебе, более важного, чем брак? Откладывать свадьбу глупо, если есть за кого выйти замуж, есть на ком жениться. Если примерно представляете, как вы будете жить и где, если у вас есть некая смета будущей жизни (хотя бы в общих чертах), то зачем откладывать женитьбу? Современные люди учатся не для того, чтобы по- лучать знания и профессии. Люди сейчас в основном учатся, чтобы сдавать экзамены. У них жизнь идет свои чередом, а учеба – своим. Нас никто не учит жить. Никто ни в школе, ни в институтах никогда не учил нас жить. Все, что мы выучиваем, мы обычно за- бываем по выходе из института. Остается большой вопрос: зачем мы это учили? Учеба совершенно ото- рвана от жизни, совершенно! Мы учимся, чтобы уго- дить ректору, проректору, декану, преподавателю, за- четку принести с нормальной оценкой – и все. А зачем это? Еще не факт, что у вас сразу появятся дети. Сейчас так уверенно говорят многие: вот, мы поженимся, а по- том пойдут дети… А пойдут ли, извините? А вдруг они не пойдут? Они ж сами «не ходят»! Надо, чтобы тебе дали их! А сколько есть людей, которые в браке живут, а детей не имеют, потому что дети «никуда не идут»? Она уже выучилась, еще раз поступила, еще раз вы- училась, а они все «не идут»… Поэтому вы далеко не забегайте. Если у вас есть за кого выйти замуж – вы- ходите замуж и не валяйте дурака. А все остальное будет видно, я так считаю. Избавьте нас хотя бы от одного человека, который плачет на исповеди о том, что не может выйти замуж. Львиная доля девушек, ходящих на исповедь, ревмя ревут и жалуются на жизнь, потому что не могут выйти замуж! Это общая стандартная ситуация. Надо с каж- дой отдельно разбираться: почему? Потому что ка- рьеру делала, перебирала женихами, нагрешила, на- пример, теперь каюсь… Полюбила – разлюбила. Лю- била – он бросил, или он любил – я пренебрегала… У каждой своя история. Глянешь на них: вроде краси- вые и хорошо одетые, все сытые, нет ни одной чахо- точной зеленого цвета – как бы все красавицы, хоть в журнал фотографию, а вот нету счастья, нету женско- го счастья. А почему? Потому что вот дурь какая-то в голове! Вместо того чтобы замуж выйти и быть счаст- ливой, думают о каких-то второстепенных вещах. Это мое сугубо личное мнение, безусловно. Конечно, мо- жет, ваши папы-мамы думают иначе (имеют на это право), но я вижу эту картину с точки зрения исповеди и этих бесконечных бесед с бесконечными страдаль- цами. * * * Молитесь Богу за своих детей, которые подрастают к этому возрасту. Когда девочка еще только в колыбе- ли, уже можно молиться, о том, чтобы Бог ей послал хорошего мужа. Брак с церковью: священство и монашество Для девушки, желающей выйти замуж за семинари- ста, серьезное испытание – приходить в храм, в кото- ром вместе с ней молится человек, которого она лю- бит. Сердце колотится, и хочется смотреть не в сторо- ну алтаря и не на икону, а куда-то туда, где он. Может, в таких случаях, когда захочется именно помолиться, пойти в другой храм, – потому что в этом храме, где он прислуживает, или там, где он сам молится, вам молиться будет трудно. Вы туда будете бегать, чтобы рядышком постоять. А вообще, желать выйти замуж за семинариста – это хорошее дело. Помогай вам Бог. Он, возможно, бу- дущий священник (правда, не все семинаристы ста- новятся священниками). Но жена священника – это как жена декабриста. Прочитайте всю литературу о женах декабристов. Ка- кие они были мужественные, какие они были благо- родные… Жена священника должна быть такой. Ма- ло ли куда его, вашего батюшку, направят служить? Как только на него руки лягут архиерейские со слова- ми: «Божественная благодать, всегда немощная вра- чующи и оскудевающая восполняющи, проручеству- ет» 64 – и как обратит эта благодать вашего мужа во священники, – тогда начнется. Кстати, женщины часто ревнуют своих мужей-свя- щенников к Богу. Потому что священник обручен пре- столу. Чин хиротонии очень похож на чин венчания: тройное хождение вокруг аналоя молодых за священ- ником, когда поют «Исаия, ликуй! Дева име во чре- ве…», «Святии мученицы…», «Слава тебе, Христе Боже…» 65 – то же самое поют, когда рукополагаемо- го водят вокруг престола, те же тропари и то же трое- кратное хождение. То есть священник обручается с Богом, как с женой. Он должен быть верен престолу, верен Богу – это уже его первая жена! А вторая – это родная жена. Он снимает венчальное колечко с себя, потому что он уже женат на Церкви. Она теперь для него – все. Его к престолу уже «приварили» навеки. И жена часто говорит: «Ты про меня забыл. Ты меня оставил. Ты пропадаешь в церкви целыми днями. Ты меня, наверное, разлюбил…» А он не разлюбил! Он просто должен иметь свое сердце горе́ (в вышине свя- той, в небе) – «Горе́ имеем сердца» 66 , так сказать. Жена священника – это как жена декабриста. 64 Слова молитвы, произносимой архиереем при возведении в сан. 65 Молитвы из чинопоследований венчания и рукоположения. 66 Молитва, произносимая на литургии. Примерный перевод – «К небу обратим сердца». Мало ли куда его, вашего батюшку, направят служить? Он должен быть верен престолу, верен Богу. Тут свои сложности. Жена священника – это чрез- вычайно тяжелый труд, очень тяжелый труд. Жену во- енного можно сравнить в каком-то смысле с женой священника. Вот эти, по гарнизонам намотавшиеся, вышедшие замуж за лейтенанта и к старости ставшие генеральшами, – эти мудрые женщины могут быть в чем-то похожими на матушек: в терпении этой сми- ренной доли своей, в этом нахождении вечно в те- ни мужа, в этой непрестанной кропотливой работе. Очень большой труд – быть женой священника, но это очень почетная чаша с таким специфическим горьким питьем. Дай вам Бог стать хорошей женой священнику, по- тому что при плохой жене священник быть хорошим не может. Если у священника жена отвратительная, то у него не получится священствовать. Она его утянет за собой, в свое безобразие, расхолодит ему сердце и атеиста из него сделает. Будет только денег от него требовать и веселой жизни. А если жена у священни- ка хорошая, то тогда у него есть все шансы стать ве- ликим человеком, потому что хороший священник – это великий человек. Может быть, самый великий че- ловек – это хороший священник. Так что влюбляйтесь в семинаристов, выходите за них замуж, составляйте с ними крепкие семьи. Причем рукоположение нужно отдалить от бракосо- четания, чтобы вы нажились немножко, насладились, насытились друг другом. Очень плохо, когда сегодня поженились, а завтра хиротония – и сорок дней свя- щенник служит, а молодая жена остается без любви и ласки. А он служит, служит, служит, а женой не за- нимается. Это плохо. Надо жениться, нажиться друг с другом, насладиться, эту сторону жизни познать, а потом уже принимать на себя благодать священниче- скую и дальше впрягаться в тяжелейшую работу. И жена должна помогать мужу в этом труде. Ведь же- на священника таким образом оказывает величайшее благо человечеству. * * * А вот и другой вопрос, не менее важный. Следует ли женщине думать о монастырской жизни, если она так и не вышла замуж и нет детей? Вы знаете, о монастырской жизни нельзя рекомен- довать думать или не думать, потому что если вы име- ете непреодолимое желание уйти в монастырь, то все препятствия должны показаться смехотворными. Ес- ли у вас нет такой жажды облечься в черное, спогре- стись Христу 67 , принять новое имя и умереть для мира – не суйтесь в монастырь ни в коем случае! Это вам категорически запрещено! Иногда люди идут в мона- стырь с рассуждением, например: «Пойду от беды в монастырь – деток нет, мужа найти не вышло, – пойду в монастырь». Боже вас сохрани прийти так к мона- шеству! В монашество нужно идти с величайшей жаж- дой умереть для мира и жить только для одного Хри- ста. С такой величайшей жаждой, чтобы вы все пре- грады на пути сломали и пришли-таки в монастырь. Если этой жажды нет – не лезьте туда! Это огонь. Вы сгорите там, в этом огне. Вы будете томиться до тех пор, пока не обуглитесь, потому что это будет не ва- ше, не ваше дело. Следует ли женщине думать о монастырской жизни, если она так и не вышла замуж и нет детей? Если у вас нет жажды облечься в черное, умереть для мира – не суйтесь в монастырь ни в коем случае! Самое красивое на земле – это монашество. Оно самое сильное, самое умное, самое красивое! Но че- ловек, который к нему не способен и не готов, не име- ет права подходить к этой святыне. Он опалится от нее. Она его обожжет. Если вы в тридцать пять, страдая от одиночества, 67 Умереть со Христом. думаете, что уже жизнь закончилась, – я вам говорю, что жизнь начнется у вас еще не раз и не два: и в со- рок, и в сорок пять, может быть, и в пятьдесят… Мо- жет, Бог вам приберег какое-то такое сладкое счастье на более зрелые годы. Кто знает? Вовсе не значит, что надо идти в монастырь, если вы как-то обделены в мирской любви. Нет! Позвольте пожелать всем тем, кто живет в браке – любить жену до самозабвения, любить всем сердцем! Жены, любите своих мужей всем сердцем и слушай- тесь их! Они – самое главное, что есть у вас в жиз- ни. Те, которые еще не нашли свою пару, но хотят это- го, позвольте вам именем Господним преподать бла- гословение на своевременное нахождение самого до- рогого человека в своей жизни! * * * Счастлива та мать и счастлив тот отец, родившие и воспитавшие ребенка, который со временем, до- стигнув зрелого возраста, захотел пойти в монастырь. Независимо от того, один этот ребенок в семье или их несколько. Если детей в семье много, то вообще проблем нет. Если ты сын или дочь из многодетной семьи – иди се- бе в монастырь хоть сегодня. Тебе помогут всей се- мьей собрать чемоданы и отвезут на вокзал в тот же вечер, когда пожелаешь. Если ты один ребенок у ро- дителей, то, конечно, проблемы возникают – напри- мер, ложные надежды, связанные с продолжением рода. Люди настолько озабочены продолжением рода, как будто уж они так сильно любят детей и внуков. На самом деле ничего подобного! Люди эгоистичны, гор- ды, грешны, глупы и на детей им, по большому сче- ту, наплевать. Люди думают о себе, а не о детях. На- пример, когда муж с женой решили развестись, редко кого останавливает наличие общих детей. Многих ли дети удержали от разводов? Никого и никогда. Спроси человека, зачем он живет? Он скажет: «Для детей». Неправда. Никто для детей сейчас не живет – ну, кор- мят их, одевают, покупают им там что-то, но, в прин- ципе, дети не есть цель жизни. Это только деклари- руемая ложная цель. Они и не должны быть целью жизни, потому что, когда дети являются целью жизни, то их развращают и превращают в домашних идолов. Причем особенно это выражено, когда в семье один ребенок: «Ах, цель моей жизни – это мой ребенок». Вот если семеро детей – то это у тебя уже не цель жизни, а твоя епитимия. Это благословение и епити- мия одновременно. И ты тогда пылинки с них не сду- ваешь. Тогда их можно и за ухо дернуть, и по попе огреть, и в приказном тоне сказать что-то. Бывает ино- гда даже забываешь, как их зовут: «Колька, ой, Вань- ка, тьфу, как тебя там – иди сюда». Счастлива та мать и счастлив тот отец, родившие и воспитавшие ребенка, который со временем, достигнув зрелого возраста, захотел пойти в монастырь. Независимо от того, один этот ребенок в семье или их несколько. Поэтому когда сын или дочка говорит: «Хочу пойти в монастырь», а мама переживает: «Ай, в монастырь! Как же моя дочка мне внуков не приведет?» – это все по большому счету ерунда, если честно, это эгоистич- ная ерунда. На самом деле блажен человек, у которо- го ребенок захотел идти в монастырь. Другое дело, что в монастырь сейчас идти никто не хочет. Подавляющее большинство людей в мона- стырь идти не хотят, потому что это не шутки. В мо- настыре нужно быть либо золотым, либо железным – то есть либо сильно смиренным, либо очень терпе- ливым. И монастырь может понравиться человеку на романтизме, так сказать. Можно в монастыре прожить год, два, три, а потом как защемят все страсти, в тебе живущие, как восстанет на тебя лукавый, как ввергнет Бог тебя в печку искушений различных, чтобы прове- рить твою верность – там обычно монашество многих и заканчивается. А люди хотят и Богу угодить, и сла- стей похлебать житейских – и между сластями и бого- угождением, ничего в жизни не потеряв, войти прями- ком в Царство Небесное. Если кто-то хочет в монастырь идти – это доброе, это от Духа Святого и, конечно, здесь стоит только радоваться родителям, которые имеют такого ребен- ка. Но они не радуются. Ну что сказать этим родите- лям? Нужно показать им свое непоколебимое жела- ние быть монахом или монахиней. Потому что если человек до конца, честно, хочет быть монахом и себя в этом миру не видит (не потому, что у него несчаст- ная любовь – он просто себя в миру не видит), то он устремляет свой взор туда. Он уже вправо, влево не смотрит – он думает только о том, как ему уйти в мо- настырь и больше с этим миром уже не якшаться. И это видно. И родители поплачут, поохают, а потом ска- жут: «Да ладно уже, да пусть идет в этот монастырь, потому что толку с него – или с нее – в этом мире нет». В Киево-Печерской лавре был такой игумен Варла- ам. Сын князя, однажды он сбежал из княжеского до- ма, прибежал в монастырь, постучался в ворота и ска- зал: – Я хочу быть монахом. Его одели в одежды послушника. Через некоторое время приезжает князь на коне, а с ним военная дру- жина, и князь говорит настоятелю монастыря: – Я ваш монастырь сейчас разорю дотла и гору Пе- черскую срою под ноль. Ни одной души здесь живой не будет! А то нашлись здесь, понимаешь, ловители душ. Возвращайте сына обратно! Монахи в страхе и трепете выставили Варлаама за ворота, мол – забирайте свое дитя. Дружина забрала его в княжеский терем, там быстро нашли ему невесту и говорят: – Нечего придуриваться! Женись и княжь! Назначили пир свадебный. Посадили этого Варлаа- ма возле красавицы-жены, но он сидел такой печаль- ный, «как в воду опущенный» – на него было так боль- но смотреть, что посреди пира отец сказал: – Все! Иди в свой монастырь. Все равно видно, что ничего из тебя не будет. Видно было по нему, что ну никакой из него жених. И он, веселый, вскочил, снял с себя свадебные одеж- ды и побежал в монастырь. Его со страхом приняли, опять переодели, и он стал монахом. Просто видно было по человеку, что не нужно ему «здесь» жить – он «туда» хочет, ему «там» весело, а в миру ему скучно, грустно. Так он хотел в монастырь. Если ваши родители будут видеть, что вы хотите идти в монастырь… Уже сейчас, когда вы даже не в монастыре, вы можете всем видом показать, что не хотите ни курочку, ни гусочку, ни уточку, ни холодец, ни колбаску. Вы можете уже сейчас надеть на себя ка- кое-то черное одеяние, чтобы ваши родители сказа- ли: «Да иди уже в свой монастырь!» А вы можете им сказать: «Мама и папа, милые, я за вас всегда Богу молиться буду!» Преподобный Феодосий, родоначальник монаше- ства на Руси, тоже хотел в монастырь уходить. Но ма- ма у него была очень сильным человеком. Папа умер рано, и его воспитывала мать. Если бы кто-нибудь, по- вернувшись спиной к его матери, услышал ее голос, он бы подумал, что за ним какой-то мужик басит. Она была здоровая, грубая и по поведению такая же. И он много раз убегал в монастырь. Она его догоняла и с побоями тащила обратно. Так продолжалось несколь- ко раз. Он какие-то вериги пытался носить у себя под одеждой. Она вериги снимала и опять его била, и за- ставляла его вести нормальный образ жизни. А потом он, в конце концов, убежал и спрятался за воротами Печерского монастыря. Когда она его нашла, он ей сказал: – Мама, если ты хочешь меня видеть в том, буду- щем мире, то в этом мире видеть меня не будешь. Феодосий больше уже к матери не вернулся. Она потом тоже постриглась в монахини. Нужно проверить, насколько вы хотите в монастырь. Надо пожить, поесть монастырской юшки, поработать на послушаниях, походить на службы, пообщаться с монахинями или монахами, потому что это очень непростая вещь. Поэтому, конечно, когда мать и отец запрещают че- ловеку идти в монастырь или не благоприятствуют – этим проверяется степень желания человека. Пото- му что если вас мир будет подталкивать к монасты- рю, то нужно немножко запереживать: может, вам там- то и делать нечего, если так быстро вас мир отпуска- ет. Мир обычно не отпускает человека так просто. У Григория Сковороды написано на могиле: «Мир ловил меня, но не поймал». То есть мир ловит людей. Как только человек хочет уйти от него, мир ловит его. Например, как только молодая девушка пожелала уйти в монастырь, у нее какие-то ухажеры появляют- ся: со всех сторон звонят, цветы носят, смски шлют, подмигивают, пишут на асфальте под окнами «Я тебя люблю». Причем это продолжается с утра до вечера, и так каждый день в течение всего года. А еще год назад девушка была никому не нужна. Она уже четки купила, уже собралась в монастырь уйти – и тут раз! Только захотела стать монахиней – и тут сразу трид- цать три ухажера, и не знаешь, кого выбирать. Мир будет ловить человека, куда бы он ни пошел. И когда человек остается, все исчезает – так всегда бывает. Поэтому если мать и отец вам препятствуют, то это, в принципе, нормально. Нормально с точки зрения удержания человека – нужно проверить, насколько вы хотите в монастырь. Надо пожить, поесть монастыр- ской юшки, поработать на послушаниях, походить на службы, пообщаться с монахинями или монахами, по- тому что это очень непростая вещь. Докажите роди- телям, что вы хотите туда, и сами себе докажите, что вы хотите этого. Женское монашество имеет свои сложности: на- пример, в нем нет карьерного роста. Монахи-мужчины имеют «лазейку». Они могут быть иеромонахами, игу- менами, архимандритами, епископами и так далее. В монашестве есть карьерный рост. В мужском мона- шестве могут осуществиться тщеславные мелкие же- лания: благословлять всех, получить красивые шапки (митры). Искушаясь властью и богатством, мужчины могут принимать монашество не ради того, чтобы не поститься и по ночам молиться, а чтобы благослов- лять. У женщин такого нет. Монахини будут всю жизнь коров доить, полы драить, свечки катать, бисером вы- шивать, пыль сдувать в храме и так далее. Игуменья может быть одна, а остальные просто монашки. Ка- рьеры нет в женском монашестве, поэтому оно чест- нее и суровее, чем мужское. Кроме того, у женщин есть еще одна проблема. В них Бог вложил желание материнства. Это самая тя- желая вещь, с которой женщине приходится бороться в монашестве. Если девчушка лет восемнадцати-де- вятнадцати пойдет в монастырь, то это не значит, что в опыте у нее нет ничего плотского. А потом лет в тридцать, тридцать пять или сорок, да хоть в пятьде- сят, шестьдесят – как нахлынет желание: «Детей хо- чу!» Вот будут в церковь приходить мамаши с детьми на руках, а она будет смотреть на них и будет у нее сердце болеть – это будет для нее серьезное испы- тание, потому что она уже невеста Христова! Самое серьезное для женщины желание – иметь детей. При- чем она может не хотеть больше ничего: ни блуда, ни сластей телесных. Это очень серьезно. Карьеры нет в женском монашестве, поэтому оно честнее и суровее, чем мужское. Оно более настоящее. А мужикам детей особо не надо. Они в этом смыс- ле довольно свободны. Редко какой мужчина с тос- кой смотрит на маленьких карапузов. Подавляющее большинство мужиков смотрят весело на чужих детей и думают: «Хорошо, что у меня их нет». Это шутка, но в этой шутке есть доля правды. Поэтому еще раз говорю: женское монашество тяжелее и честнее, оно более настоящее. |