Главная страница
Навигация по странице:

  • Супружеская ревность

  • Близость в браке

  • Протоиерей Ткачев Андрей. Любовь. Ищущим и нашедшим Эксмо Москва 2017 isbn 9785699937219 Аннотация Эта книга


    Скачать 1.01 Mb.
    НазваниеПротоиерей Ткачев Андрей. Любовь. Ищущим и нашедшим Эксмо Москва 2017 isbn 9785699937219 Аннотация Эта книга
    Дата27.06.2022
    Размер1.01 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаTkachev_Lyubov-Ishchushchim-i-nashedshim.498354.pdf
    ТипКнига
    #617721
    страница12 из 16
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   16
    Свекрови и тещи
    Ваша любовь к будущему мужу или ваша любовь к будущей жене сунет вам еще один шип под ребра –
    это необходимость переоценить отношение к родите- лям, отдалиться от них на некоторую степень.
    На первое место в иерархии семейных ценностей девушке важно поставить мужа, а мужчине – жену.
    Это элементарная вещь, но она никем нигде не со- блюдается, ею преступно пренебрегают. Это закон
    Божий, данный в раю: оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] од- на плоть (Быт. 2:24), – так говорит книга Бытия, так по- том повторяет Павел (Еф. 5:31). До тех пор, пока я не женился, самым близкими для меня людьми на земле были мать и отец. Но когда женился – самым близким человеком мне становится жена, а мать и отец уходят в тень. Никто этого не понимает!
    Сколько я ни разговаривал с людьми, они как будто
    «включают дурака» – делают вид, что не понимают,
    о чем говорится. Никакие мамы в тень уходить не хо- тят! Они даже в планах этого не имеют. Очень часто дочки сохраняют больше доверительные отношения с мамой, чем с супругом. А это нарушение закона Бо- жия! Нарушение законов влечет за собой наказание,
    даже если вы не знаете закона. То есть незнание за- кона не освобождает от ответственности. Муж и жена
    – это один человек! Они представляют собой одного человека, хотя видим мы двоих. По факту, плоть еди- на – это один человек, одно существо, две души в од- ной плоти.
    Итак, рожденные нами дети и родившие нас роди- тели – каждый из них становится дальше от нас на шаг, чем мы, муж и жена, друг к другу. В жизни это со- блюдается очень редко. Чаще матери всю свою лю- бовь в сердце отдают рожденным детям, если муж нелюбимый или разлюбленный в процессе супруже- ской «каторги». Женились все влюбляясь. А куда оно потом все девается? Спросите, пусть вам расскажут:
    на каком этапе люди потеряли любовь? А любить ко- го-то надо… Почему, вы думаете, люди собаками об- заводятся, кошками и канарейками (некоторые даже удавов покупают)? Сердцу же любить надо, а оно мол- чит… Важно еще заметить, что любить кошек и собак легче. Ты его моешь, он молчит, ты его покормила, он тебе руку лизнул – таких существ любить легко. А тут ты его кормишь, а он ковыряет вилкой и говорит: «Я
    этого есть не буду».
    Кого нужно любить больше: маму или мужа?
    Мужа! А слушаться кого нужно: маму или мужа?
    Мужа! Так же и муж, соответственно, должен
    поступать в отношении жены.
    В молодой новообразованной семье свекрови и те- ще места нет. Напоминаю всем вам о том, что муж и жена являются одной плотью. Это даже не близкие,
    это – один человек! А мама является самым близким родственником для человека. То есть родство с мате- рью является родством первой степени, а родство с женой, соответственно, жены с мужем, является род- ством нулевой степени.
    Кого нужно любить больше: маму или мужа? Мужа!
    А слушаться кого нужно: маму или мужа? Мужа! Так же и муж, соответственно, должен поступать в отно- шении жены. Мама – кто после того, как дочь вышла замуж? Очень близкий родственник, но не более того
    – она очень близкий родственник после мужа. Но ни- кто эти материнские позиции сдавать не хочет: «Что вы мне будете рассказывать! Это моя деточка, я ее родила! Это моя кровиночка!» Ваши кровиночки вам не принадлежат с тех пор, как они вышли замуж или женились! Они принадлежат тем, с кем они живут в законном браке. Вы должны это понять и сделать шаг в сторону.
    Вообще нормально, когда человек ждет того вре- мени, когда уже не нужно отвечать за своих детей.
    Ненормально, когда человек до старости опекает их,
    квохчет над ними и лезет в их жизнь, потому что дума-
    ет: «Я же знаю лучше. Я же твоя мама. Я тебе подска- жу. Я тебе помогу…» Вот это влезание в чужую жизнь
    – очень печальное явление. Любить надо, но нужно скрепить сердце и отдалиться на некоторое расстоя- ние.
    Почему, собственно, плачут, когда выдают замуж дочерей или, например, женят сыновей? Потому что это расставание – реальное расставание. Если угод- но, это некая смерть, переход из девичества в жен- ское положение, в состояние женщины – в физиче- ское состояние, нравственное, социальное. Это уми- рание одного человека и рождение заново другого че- ловека. Поэтому это всегда отдается в сердце близких как разлука, как расставание. Вот и нужно расставать- ся! Надо уметь расставаться со своим повзрослевши- ми детьми и передавать их на руки тем, кто сплетает свою жизнь вместе с ними.
    Вот это, собственно, корневое православие, кото- рого нельзя не знать. Но его как раз на практике при- менять не хотят, хотя теоретически все знают. Мамы и папы (чаще мамы, чем папы) запускают свои руки в чужую жизнь на правах того, что они родители, совсем не давая себе труда понять, что с момента замуже- ства (женитьбы) они уже потеряли место ближайше- го человека к своему ребенку. Ближайшее место за- нял супруг или супруга. Отсюда бывает ревность, за-
    висть. Ненависть свекрови к невестке возникает пото- му, что это чисто женская ревность: «Моего мальчика забрала какая-то баба и делает с ним что хочет! Это же мой мальчик!» Это человеческое, отчасти эроти- ческое задавленное чувство, отчасти «психбольное».
    Это ужасная сторона жизни. Там, где не сложились отношения между невестками и свекровями, между зятьями и тещами – там можно сочинять анекдоты и горько плакать, потому что это тема большинства ис- торий.
    Вообще нормально, когда человек ждет того времени, когда уже не нужно отвечать за своих детей. Ненормально, когда человек до старости опекает их, квохчет над ними и лезет в их жизнь,
    потому что думает, что все знает лучше.
    Помогать, конечно, иногда нужно. Но вообще они сами должны как-то варить свои никудышные борщи,
    делать первую совместную ненужную покупку, и так далее, и тому подобное. Пусть сами пробуют. Поэто- му жить надо стараться отдельно. Пусть недалеко, но отдельно. Пусть на съемной квартире, но отдельно.
    Лучше всего – жить отдельно, не дожидаясь того вре- мени, когда тебя будут попрекать куском хлеба.
    Хуже всего, например, если молодая семья живет в квартире у жены. Тогда она меж двух огней. Она раз- водит воюющие стороны. И если живут у него, то он,
    бедняга, значит, между двумя женщинами: пытается и жену пожалеть, и маму не обидеть.
    «Ну это же моя мама!» Все эти «сю-сю-сю» не нуж- ны! Женился – бери жену подмышки, в другую руку свой чемодан, свой нехитрый скарб и дуй на съемную квартиру! Чтобы твоего духу не было ни одного дня в родительском доме! Все, начинай жить самостоятель- но!
    * * *
    Молодая семья в одном доме с родителями – от- вратительное явление и ничем не полезное. Если бы вы жили в деревне бок о бок, хибара к хибаре, избуш- ка к избушке, с бабушками, дедушками, братьями и сестрами, племянниками в своей конуре, но по сосед- ству – это было бы хорошо. А если вы живете в этих многоэтажных бетонных кельях и по головам друг дру- гу ходите, и там еще собачка есть (сегодня редко без собачки обходятся), то в этом нет ничего хорошего.
    Молодая семья должна жить только отдельно. Есть смысл работать на трех работах, чтобы снимать жи- лье и жить отдельно от бабушек, дедушек, прабабу- шек, племянников, особенно мам, пап, тещ, свекрух…
    Они вас просто замучают и разведут. Они убьют вашу семейную жизнь! В большинстве случаев так и полу-
    чается. Редко когда кто-то действует благотворно на своих невесток или зятьев, на своих дочек и сыновей,
    когда на одной кухне две хозяйки, молодая и старая,
    в квартире с одним санузлом – такая «чистоплотная»
    семья из восемнадцати человек. Редко когда они друг другу помогают жить и живут душа в душу. В боль- шинстве случаев это великое мучение для молодой семьи. Самое большое мучение, например, если се- мья живет в квартире с родителями мужа. Тогда сле- дует опасаться конфликтов между женщинами: мате- рью мужа и его женой, невесткой и свекровью. Тогда муж между двух огней – между мамой и женой.
    Жену нужно любить больше, чем мать! В этом пара- докс библейских заповедей. Мама хорошая, но с тех пор как ты женился, нужно слушать жену больше и за- щищать нужно жену от матери, как ни странно, пото- му что она здесь уязвима: она в приемной семье, она под чужой крышей, на чужом постельном белье.
    Молодая семья должна жить только отдельно.
    Есть смысл работать на трех работах,
    чтобы снимать жилье и жить отдельно от родственников, иначе они вас просто замучают и разведут. Они убьют вашу семейную жизнь!
    А если они живут в ее квартире, то зять и теща –
    классическая тема для анекдотов. Если молодая же- на будет и мужа беречь, и маму любить, то в конце
    концов и муж убежит, и мама будет вечно недовольна.
    Не играйте с огнем! Старайтесь жить отдельно, если,
    конечно, есть возможность. Потому что ясно: квартир- ный вопрос – очень непростой вопрос. Но лучше жить на съемной квартире и все деньги заработанные от- давать за нее, нежели подставить свою «лысину» под клюв любимых родственников.
    * * *
    Есть парни, которые считают препятствием к бра- ку неимение собственной квартиры, когда у девушки есть квартира, а у него нет. Ну что тут сказать? Да такой жених просто неумен. Ты любишь девушку. Де- вушка любит тебя. У нее есть квартира. Женись и жи- ви с ней и превращай эту квартиру в рай, так сказать,
    приноси в дом все. Работай и зарабатывай на вто- рую. Это глупости и песья гордость: равенство-нера- венство. Откуда взялось такое? Глупый человек про- сто – не знает своего счастья.
    * * *
    Конечно, нужно обязательно жить отдельно от ро- дителей. Муж и жена – это нулевая степень родства.

    Это нужно понять родителям и отпустить ребенка.
    Молодым супругам лучше жить отдельно. Это очень важная тема. Потому что квартирный вопрос портил людей не только во времена Булгакова – помните,
    в «Мастере и Маргарите»: «Обыкновенные люди…
    в общем, напоминают прежних… Квартирный вопрос только испортил их…»
    Жить нужно стараться отдельно, если есть такая возможность. Жить вместе нехорошо ни для кого: ни для родителей, ни для детей, начинающих совмест- ную супружескую жизнь.

    Супружеская ревность
    Ревность, если она не патологическая, вполне естественна. Сильна, как смерть, любовь. И ревность
    – это одно из проявлений любви, это собственниче- ство, с которым нельзя спорить. В браке мы – соб- ственники друг друга. Как говорит апостол Павел: же- на является хозяйкой плоти мужа, а муж – хозяин пло- ти жены
    62
    . То есть плоть моей жены – это моя соб- ственность. Я никому не позволяю прикасаться к сво- ей собственности. И моя жена имеет полное основа- ние никого не подпускать к своей собственности, то есть к моей плоти. Потому что мы являемся взаимо- хозяевами плоти друг друга. Но это собственничество может превратить человека в тигра или разъяренного льва, когда ему наносится чувствительная обида или тень оскорбления в этой части жизни.
    Ревность – это естественная реакция человека на самое дорогое, что у него есть. А самое дорогое, что у него есть – это его половина, его плоть: Никтоже
    бо когда свою плоть возненавиде, но питает и гре-
    ет ю, якоже и Господь церковь (Еф. 5:29)
    63
    . Бог то-
    62
    Жена своим телом не владеет, но муж; такожде и муж своим телом не владеет, но жена (1 Кор. 7:4).
    63
    Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и
    же изображается в Писании, как ревнивый муж, кото- рый гневается на Израиль, называя его блудливой же- ной. Пророки пишут, как Бог наказывает любовников блудливой жены (Израиля). Он гневается, как медве- дица, у которой забрали детеныша: Буду нападать
    на них, как лишенная детей медведица; и раздирать
    вместилище сердца их, и поедать их там, как льви-
    ца; полевые звери будут терзать их (Ос. 13:8). Он свиреп и страшен, у Него нельзя оказаться на пути: Я
    буду для них как лев, как скимен буду подстерегать
    при дороге (Ос. 13:7). Он уничтожает всех, кто попы- тается прикоснуться к тем, кого Он любит: касающий-
    ся вас касается зеницы ока Его (Зах. 2:8). Поэтому ревность вполне законна.
    Ревность – это естественная реакция человека на самое дорогое, что у него есть. А самое дорогое, что у него есть – это его половина, его плоть.
    Но есть ревность патологическая – ревность необу- словленная, связанная с какими-то маниями. У святи- теля Луки Войно-Ясенецкого, как он сам пишет в сво- ей книге «Я полюбил страдания», супруга была писа- ной красавицей. Она его очень любила, он ее тоже.
    Но жена его патологически ревновала. На фоне это- го она даже тронулась рассудком – то есть потеряла греет ее, как и Господь Церковь.
    психическое здоровье. Правда, она давала обет Богу остаться девственницей и не выходить замуж. Но по- том полюбила Луку, своего будущего мужа, и вышла за него, нарушив тем самым обещание. Может, и это еще было причиной их семейных страданий. Так или иначе, он пишет, что у нее была болезненная, нездо- ровая ревность, доходящая до психического помеша- тельства.
    Вот так любая реакция, любая эмоция может быть устойчивой и стать болезненной. Это бывает, но вы должны любить друг друга, переживать друг о друге и,
    конечно, ревновать, но ревновать в хорошем смысле.
    * * *
    Если люди полюбили друг друга в юности, у них есть такое некое сильное чувство, как в стихах Мая- ковского: «Скажите маме – у меня пожар в сердце».
    Некто из святых, монах, живший еще в V веке, опи- сал признак настоящей любви – и дал очень хороший критерий, я вам скажу. Он сказал: «Когда человек не влюблен, вокруг него находятся мужчины и женщины.
    А когда юноша влюбляется, у него появляется она, а вокруг люди». То есть мир теряет половые признаки,
    как только у человека появляется любовь.
    Так же и женщина – до тех пор, пока она не влюби-
    лась, она не знает, кому она глазки красит, делает это на всякий случай, чтобы посмотрел кто-то. Ведь жен- щина одевается, вертится перед зеркалом в надеж- де на ответный взгляд. Они же взгляды ловят. Почему люди устают, приходя домой? Потому что они окруже- ны чужими взглядами. Но именно для этих взглядов и существует косметическая промышленность.
    Когда человек не влюблен, вокруг него находятся мужчины и женщины. А когда юноша влюбляется, у него появляется она, а вокруг люди.
    Вот она еще не знает, кому понравится, кто на нее посмотрит. А когда появился мужчина – теперь у нее есть он, а весь мир уже не имеет пола. Если это есть,
    то это любовь. А если женщина продолжает, на всякий случай, стрелять глазами направо и налево, мосты не сжигает, значит, мы имеем дело с ненастоящей лю- бовью. Любовь настоящая пожар в сердце охлажда- ет в отношениях со всеми, кто за пределами объекта любви, и все половые функции, свойства и качества концентрируются в одном человеке: для женщины – в суженом, а для мужчины – в объекте своей любви, в девушке-невесте. Влюбленный мужчина мыслит так:
    «У меня есть она – все остальные просто люди, дру- гих женщин нет, они меня не тревожат». Так же и де- вушка чувствует: «У меня есть он. Я больше ни с кем
    не хочу ни танцевать, ни кокетничать, и болтать на ка- кие-то сальные темы не позволю». Потому что думать иначе – это дикость. Это так же дико, как плясать при покойнике. Есть вещи кощунственные. Тот, кто будет играть на баяне в доме умершего, должен быть со- чтен или сумасшедшим, или негодяем. Тот, кто про- должает кокетничать, имея мужа или жену, тот тоже глупец или негодяй.
    * * *
    Если обличенный в греховной связи принес пока- яние и просит прощения, я думаю, что нужно поста- раться простить, как бы тяжело это ни было.
    Если вы, будучи верующим человеком,
    согрешили смертным грехом прелюбодеяния –
    итог этого всегда одинаковый. Вас будет мучить совесть, вы будете страдать и терзаться. Выход из всего этого только один: не встречаться больше с человеком, с которым вы впали во грех,
    не поддерживать с ним никаких отношений.
    Если вы, будучи верующим человеком, соблазни- лись или соблазнили и согрешили смертным грехом прелюбодеяния – итог этого всегда одинаковый. Вас будет мучить совесть, вы будете страдать и терзать- ся. Выход из всего этого только один: не встречаться
    больше с человеком, с которым вы впали во грех, не поддерживать с ним никаких отношений. Дать обет не повторять этого греха, с этими слезами прийти на ис- поведь и покаяться в том, что вы согрешили. К несча- стью или к счастью, этот грех ходит за каждым челове- ком. Поэтому священник не удивится вашим словам.
    Он будет просто видеть перед собой еще одну греш- ницу или грешника, желающих очиститься, покаяться.
    Если вас допустят до Святых Таин, примите Святые
    Тайны.
    Повторяю, необходимо окончательно порвать связь с этим человеком, вынести некий положительный опыт из своего отрицательного опыта. Из всего на- шего негатива нужно вынести положительный опыт,
    некое знание и быть умнее на будущее…

    Близость в браке
    Обязательно ли должно быть плотское чувство к будущему мужу? Непременно должно быть плотское чувство! А как без плотского чувства? Вы зачем вы- ходите замуж – чтобы вместе читать Большую совет- скую энциклопедию?
    Вы должны любить друг друга, любить душой и те- лом. Плотское чувство – это великая красота! Вот эта сторона жизни – великая красота и великая тайна, ко- торую подарил Бог человеку – чрезвычайная, великая красота и чрезвычайная, великая тайна! Люди, не зна- ющие этого, лишенные этого или опаскудившие свои ум и совесть, смотрящие на брак грязными глазами или втаскивающие в брак какую-то половую нечисть,
    которой сейчас достаточно много – это несчастные люди. Это люди, которые вообще ничего не понимают.
    Обязательно ли должно быть плотское чувство к будущему мужу? Непременно должно быть плотское чувство! Вы должны любить друг друга,
    любить душой и телом. Плотское чувство – это великая красота!
    Отношения между мужчиной и женщиной удиви- тельно красивы и чрезвычайно таинственны. Поэто- му, конечно, вам нужно полюбить своего мужа, вый-
    дя за него замуж. Потому что ты не можешь любить человека (в таинственном смысле этого слова), еще не выйдя замуж за него. Настоящая любовь – как ап- петит, который приходит во время еды, так и любовь придет во время совместной жизни.
    Нужно прилепиться всею душою, всеми помысла- ми к друг другу, до неразрывности, и пить из общей чаши этот мед супружеских отношений с благодарно- стью Богу. Надо быть благодарным Богу за это и от- носиться к этому как к большому подарку.
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   16


    написать администратору сайта