Протоиерей Ткачев Андрей. Любовь. Ищущим и нашедшим Эксмо Москва 2017 isbn 9785699937219 Аннотация Эта книга
Скачать 1.01 Mb.
|
Свадьба Уникальное событие в жизни каждого человека – это свадьба. Она может быть отпразднована ориги- нально. Вот об этом одном оригинальном способе от- метить свою свадьбу мы сейчас и расскажем. В городе Ижевске одна пара брачующихся, Анна Купоренкова и Владислав Бочкарев, решили отме- тить свою свадьбу, собирая вместо цветов и подар- ков свадебных деньги и вещи для детей-инвалидов. На торжество молодожены пригласили не только сво- их родственников и друзей, а всех горожан. Главная задумка этой свадьбы – собранные деньги отдать ре- абилитационному центру для детей и подростков с ограниченными возможностями. Бездарная трата времени, сил и денег – вот что первым приходит на ум, когда видишь затраты, во- плотившиеся в кавалькады машин, кукол, сидящих на капотах длинных лимузинов, хлопающее шампан- ское, цветы, арендованные рестораны, видео, фото- графов, платье, которое, в принципе, только один раз и нужно. Мне кажется, платья нужно напрокат брать, а ни в коем случае не шить. Потом это все заканчива- ется: молодожены считают подаренные деньги, а все остальные лежат во хмелю. Утром поправляют здоро- вье. Как бы вот такая свадьба. Свадьба пела и пляса- ла. Баян порвали – значит, все в порядке. Но можно праздновать свадьбы по-другому. Вооб- ще, так мы с вами подходим к некоей принципиальной вещи – к вопросу «Как жить на свете?» То есть я дол- жен жить так, чтобы от факта моего присутствия в ми- ре кому-то было тепло, кому-то было сытно, кому-то было комфортно, кому-то было защищенно и весело. Вот если я никому ничего не делаю такого, если цель моей жизни – это только согреть свою пятую точку, оградить себя, так сказать, некой защитной стеной от неприятностей, набрать жирок на черный день и ду- мать только о себе, то я обладаю сознанием раковой клетки. Да будет вам известно, дорогие братья и сестры, что рак – это бич XX и XXI столетий. Вкупе с сер- дечными заболеваниями, эти болезни косят наиболь- шее число людей, уходящих из жизни раньше, чем нам бы хотелось. Так вот, раковая клетка – это клетка, обладающая сознанием эгоиста. Она ничего не отда- ет организму. Раковая клетка только пожирает здоро- вые клетки. Она не хочет умирать, в отличие от нор- мальной клетки, которая работает на организм и уми- рает, без страха уступая место новой клетке, зарож- дающейся в процессе деления. Раковая клетка ест («жрет» – честнее скажем, это гораздо более подхо- дящий глагол для ее поведения), и умирает она толь- ко вместе с организмом. Когда уже есть нечего, когда организм зачах, тогда умирает вместе с ним и раковая клетка. То есть: не делюсь, не умираю, никому ничего не даю и жру до тех пор, пока все не сдохнут – это эгоистическое сознание на уровне клетки. Нужно жить так, чтобы от факта моего присутствия в мире кому-то было тепло, кому- то было сытно, кому-то было комфортно, кому-то было защищенно и весело. Общество, состоящее из людей с таким раковым сознанием – это раковое общество, это «раковый кор- пус». Есть такое произведение у Солженицына «Рако- вый корпус» – люди, пораженные раком. И всех нуж- но как-то лечить: их нужно какой-то химией облучать, что-то с ними нужно делать, потому что каждый дума- ет только о себе, тянет все на себя и считает, что так и надо. Это символ веры эгоиста, так сказать, разумный эгоизм, как нас учили социал-дарвинисты. Но есть люди, которые мыслят иначе. Когда-то некоторые молодые люди так праздновали свои вы- пускные – в джинсах, майках, футболках, кроссовках – в простой одежде, без костюмов, без всех этих расфу- фырок, на которые тоже тратятся бешеные деньги. А вот денежку, которую должны были потратить на одежки, они просили родителей отдать в больницы нуждающимся: на лекарства, на операции. Вот так надо жить на свете – не на себя, а от себя. Чтобы рука разжималась чаще, чем сжималась или, по крайней мере, работала в режиме «сжалась-раз- жалась», как сердечко работает – сократилось-рас- правилось. Как те молодожены в Ижевске, которые решили свою свадьбу превратить во благо детей-ин- валидов. Побольше бы таких поступков, и жить будет совсем хорошо. Кто главный? Часто сегодня спрашивают, зачем женщины покры- вают головы. Священное Писание, а именно Первое послание апостола Павла к Коринфянам, говорит об этом следующее: Всякий муж, молящийся или проро- чествующий с покрытою головою, постыжает свою голову. И всякая жена, молящаяся или пророчеству- ющая с открытою головою, постыжает свою голо- ву, ибо это то же, как если бы она была обритая. Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается (1 Кор. 11:4–6). При этом добавляет, что жена является подчиненной му- жу, потому что она первая согрешила 47 и не муж со- здан для жены, но жена для мужа (1 Кор. 11:9). Апо- стол Павел говорит также о том, что за исполнением обычая покрывания головы наблюдают ангелы: Посе- му жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов (1 Кор. 11:10). Вот такие слова содержатся в Священном Писании. Важно здесь то, что покрытие головы означает как раз подчиненность – это главный смысл. То есть жен- 47 К мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою (Быт. 3:16). щина изначально занимает место подчиненной в че- ловеческом роде в плане того, что муж выше жены. Так было всегда и так есть всегда. И хотя Христос уравнял мужчину и женщину в глазах Своих, в глазах Божиих, но женщина от этого мужчиной не стала. Все равно в семье и в обществе у них разные функции, разные роли. Это особенно чувствуется в Церкви Бо- жией, поскольку женщина не может быть священни- ком, не может быть совершителем таинств. И вот эта подчиненность выражается в покрытии головы. А вот почему говорится, что Ангел наблюдает за этим? Говорится так потому, что в ангельском мире, как известно, произошла первая трагедия среди тва- рей, среди сотворенных существ: некий ангел, Денни- ца, нарушил иерархию, выступил из положенных ему пределов, возмечтал быть выше, чем то, кем его со- творил Господь. Он увлек за собой немалую часть ан- гелов, которые тоже оставили свое место. Как гово- рится в Новом Завете: ангелов, не сохранивших свое- го достоинства, но оставивших свое жилище… 48 (Иуд. 1:6) – это означает, что ангелы разделились с тех пор на тех, кто остался верным Господу, смиренным, и на тех, кто возмутился, стал бунтовщиком. И вот, Ангелы светлые, Ангелы Божии, они, как говорят святые отцы, 48 На церковнославянском эта строка звучит так: «…аггелы же не со- блюдшыя своего началства». с любовью исполняют послушания ниже своего чина. Высшие Ангелы нисходят до работы, до службы низ- ших, но выше своего не поднимаются. Перетерпевши однажды ту войну и трагедию раз- деления на верных и неверных, они теперь смотрят на род человеческий, наблюдая, как там обстоят де- ла. Поскольку женщина, не желающая сохранять Бо- гом поставленное ей место в обществе и семье, жела- ющая выйти из-под опеки, из-под этого своего подчи- ненного места на первое, это, собственно, бунтовщи- ца, которая проявляет свою дерзость и скрытое рас- путство, в душе таящееся. Нежелание покрывать го- лову даже на молитве и в храме – это признак того, что женщина дерзка и невоздержанна. Ангелы наблюда- ют за этим, потому что они уже однажды видели таких дерзких и невоздержанных, которые возмутили даже ангельский мир. И сегодня они с укором смотрят на тех, кто не желает соблюдать на земле поставленные для нас, людей, границы. Покрытие головы означает как раз подчиненность. И хотя Христос уравнял мужчину и женщину в глазах Своих, в глазах Божиих, но женщина от этого мужчиной не стала. В семье и в обществе у них разные функции, разные роли. Есть другое, более тонкое толкование этого места у Климента Александрийского в его книге «Строма- ты». Это отец ранней Церкви. Он жил во II веке. Вот, он говорит следующее: «Земные церковные чины – епископы, пресвитеры, дьяконы – во всем подобны небесной ангельской иерархии» 49 . К примеру, в Откро- вении Иоанна Богослова перечисляются малоазий- ские Церкви: Ефесская, Смирнская, Халкидонская. И там говорится об ангелах этих Церквей. В толкова- нии мы читаем, что это епископы. Когда, допустим, говорится: ангелу Филадельфийской Церкви напиши (Откр. 3:7), – это говорится «епископу». Епископ – ан- гел этой Церкви. И вот, в данном случае, Климент го- ворит, что ангелы Церквей – это епископы и они на- зирают над женским благочинием. Если женщина не покрывает голову покровом, платком, покрывалом, то она может ввести в грех, соблазнить этого предстоя- теля церковного, и в этом смысле для нее необходи- мо такое скромное поведение: глаза, опущенные до- лу, и покров на голове. Тема эта созвучна многим другим местам Писания, где апостолы говорят: Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или на- рядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом (1 Пет. 3:3–4). Подобные речи 49 Климент Александрийский. Строматы. Книга шестая. XIII. Подобие церковной и небесной иерархий. есть у апостола Павла в иных местах. Итак, женщину украшает скромность и целомуд- рие. Покров изобретен человеческим родом. Это, соб- ственно, не христианское изобретение. Это изобрете- ние всего человечества. Головной покров на голове женщины – это некая внешняя защита ее стыдливо- сти и целомудрия от ненужных взглядов со стороны; также некая узда для нее, для того чтобы и ей, в свою очередь, не быть соблазном для окружающих, вольно или невольно. Посмотрим на мир мусульманский. В некоторых ве- щах он является для нас живым примером. Стыдно об этом говорить, однако же в отношениях между стар- шими и младшими, в плане крепости семей, в пла- не нетерпения неких явных и гнусных пороков, таких как содомия и прочее, в плане четкого сохранения иерархичности общества, женщины и мужчины, духо- венства и простоты – мусульмане могут многому по- учить. Вот эти восточные красавицы с покрытыми го- ловами, как раз они далеко – и не на несколько ша- гов – ушли от наших европейских красавиц, которые действительно сбрасывают с себя не только одежды и головные покровы, но и последние опоры стыда и целомудрия. Поэтому во многих отношениях полезно для женщины приучить себя к покрытию головы, если не каждый день и не на всяком месте, то уж, по край- ней мере, в доме Божием и в храме. Когда апостол Павел говорит об этой теме, в об- щем-то не принципиальной, он заканчивает разговор такими словами: А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии (1 Кор. 11:16). То есть мы спорить не хотим. Вот вам слово апостольское и вы, пожалуйста, его исполняйте, по- тому что и в Коринфе христиане думали: «Что там Павел о покровах на голове рассуждает – важное ли это дело, кому нужно об этом спорить?» Не нужно об этом спорить. Надо делать то, что вам сказано, по- тому что в Церкви не привыкли спорами заниматься. Приучив себя к этому с детства, с возраста девочки, потом девице, женщине, бабушке будет и приятно, и естественно, в храм Божий приходя, покрывать свою голову платком, по заповеди апостола, а значит, по за- поведи Божией. * * * Жена должна подчиняться мужу, но не как сле- пое оружие или как бессловесное животное, конечно. Подчиняться должна не как дрессированный пес, без- условно, нет, а как человек, как сознательно служа- щая. Если женщина не хочет слушаться, то ты хоть убей – она слушаться не будет. А если она добро- вольно слушает тебя и ради Господа, тогда почему не должна? Должна. Конечно, если муж требует тако- го какого-то слепого абсолютного послушания, как пе- ред старцем, то это перебор. Уступайте друг другу! Жена пусть с удовольствием слушает мужа, а он пусть не перегибает палку. Бывают издержки отношений между верующими, в том смысле, что если они оба довольно молоды и церковны, то, возможно, перечитали каких-то книжек и что-то себе нафантазировали. Есть же в святооте- ческой литературе примеры того, как старец застав- лял послушника делать нарочито абсурдные вещи: например, сажать что-то на грядке вверх корешками или палку сухую поливать, чтобы смирить человека. Но практиковать такое в жизни нельзя. Нельзя застав- лять людей носить воду решетом, или поливать сухую палку, или что-то еще вытворять, потому что в патери- ке такое пишется. Найти такое можно, но пробовать то же над женой, или над мужем, или над детьми нельзя. Надо иметь разумную дистанцию между тем, что ты прочел, и тем, что у тебя в жизни. В чем-то где-то муж, может, перегибает, но где-то в чем-то и жена ерепенится. Так уступайте друг другу! Жена пусть с удовольствием слушает мужа, а он пусть не перегибает палку. Потому что современная девуш- ка не может быть такой покорной, как в книжках пи- шут. Люди спесивы, люди феминистично настроены. Они слишком пропитаны идеями собственного досто- инства. Они уверены, что им никто не указ. Попробуй перегнуть жену… Но как ты ее перегнешь, если она не гнется? А вот если полюбит – она будет тебе слу- жить и слушаться. Но даже в этом случае муж должен будет жалеть ее и не издеваться над ней. Это тонкий вопрос о личных отношениях. На вен- чании читается Послание апостола к Ефесянам. Там говорится в конце (обычно эти слова диакон или чте- цы пытаются рычать как бугаи на высоких нотах): «му- жы да любите свои жены… а жена до боится свое- го мужа». Слышали, наверное, эти слова, если были на венчании своих друзей. Это самая жирная точка в Апостоле, и только ее все и слышат обычно. Один мой товарищ говорил, что у него семейная жизнь не клеится, потому что он как-то не хочет жену любить, а она как-то не хочет его бояться. Вот, видимо, в этих вот простых вещах все и заключается: он должен ее любить, а она должна его бояться. Бояться не в смыс- ле, что он придет домой и побьет всех, а бояться ка- ким-то другим страхом. Что нам мешает жить? Во-первых, очень много ленивых людей – они просто не желают трудиться. Во-вторых, люди очень многого хотят. Вот это обще- ство потребления – оно и формирует человека: вечно несытые, вечно недовольные. Для того чтобы человек был несчастлив, в нем нужно пробудить большие ап- петиты, вот и все. То есть сытый, здоровый, одетый человек может быть несчастлив только потому, что он живет, например, не в Майами и не на яхте катается. Если в него поселишь какие-то ложные желания, то ты его сделаешь несчастным. И вот, люди ходят по све- ту, напичканные ложными желаниями: чего-то хотят, о чем-то мечтают, что-то требуют друг от друга и от жизни, трудиться не очень хотят, жертвенно служить кому-то или чему-то тоже не очень хотят – преврати- ли жизнь в поиск удовольствий. И, конечно, если цель жизни – это удовольствия, то уже счастья в жизни нет. Тогда жизнь – это череда катастроф. Что нам мешает жить? Во-первых, очень много ленивых людей – они просто не желают трудиться. Во-вторых, люди очень многого хотят. Для того чтобы человек был несчастлив, в нем нужно пробудить большие аппетиты, вот и все. Надо иметь в себе какую-то правильную и хорошую мысль. Жизнь – это труд. Любовь – это жертва. Муж- чина главный. Женщину свою нужно любить. Какие-то правильные мысли нужно сначала воспитать в чело- веке. Это является самым главным и самым тяжелым. И все это индивидуально, потому что все это таин- ственно. «Не видно пути корабля на море, не видно следа змеи, ползущей по скале, – пишет Соломон, – и непонятно, каким образом сердце мужчины движется к сердцу женщины» 50 . Это непонятные движения. По- чему зажигаются чувства между двумя конкретными людьми? Это большая тайна, это Божественное дело. Еще надо молиться, чтобы Бог послал тебе твою пару – не чужую, а твою. * * * Жене, недовольной своим мужем, я хочу сказать, что у нее есть иллюзия о том, что кому-то повезло больше, чем ей. Я знаю, что многим вообще не повез- ло – у многих женщин вообще нет мужей и они, как-то худо-бедно пытаясь скроить и склеить свою личную жизнь, совершают какие-то грехи и ошибки, но в кон- це концов у них ничего не получается. И таких жен- щин очень много. Это я как священник вам говорю. Несчастных женщин, незамужних, которые никак не могут найти себе хоть какого-то мужа, вообще очень много. Они с вами, на самом деле, с удовольствием поменялись бы местами. 50 Три вещи непостижимы для меня, и четырех я не понимаю: пути ор- ла на небе, пути змея на скале, пути корабля среди моря и пути мужчи- ны к девице (Притч. 30:18–19). Мужья могут привыкать к своим женам и думать: «Моя жена – курица. А кругом вон какие красивые женщины по улице ходят». Это иллюзия жадного гла- за, потому что чужая жена всегда кажется красивее – это ерунда все. У соседа яблоки в саду красней кажут- ся. Это все глупости, черная неблагодарность и гре- ховная зависть. Те женщины, у которых, как вам кажется, мужья лучше, на самом деле вам про своих мужей такое рас- скажут, что вы за голову схватитесь. Потому что жен- щин, довольных своими мужьями, в мире не так уж много. Равно как и мужей, довольных своими жена- ми, тоже в мире немного. Но это не потому, что жены и мужья отвратительны, а потому, что люди, в боль- шинстве своем, неблагодарные, завистливые и меч- тательные. Плюс – дерзкие, раздраженные и требо- вательные по поводу и без повода. Им вечно чего-то не хватает. Они не умеют понять, что моя чаша, моя мера, мой крест, моя жизнь, мое место под солнцем – они мне определены с точечной верностью. Человек живет как ключ в замке. Это все по-человечески, это все очень понятно. Вот кажется: «А у той муж красивее, а у той – богаче, а у тех машина лучше, а у этих квартира лучше, а те, кажется, живут душа в душу, а мы вот собачимся с утра до вечера». Это все зависит от человека, и на са- мом-то деле мужья таковы, какими их делают жены. И жены, кстати, таковы, какими их делают мужья. Но там, где женщина вдруг отверзла уста свои и произнесла некую феерическую чушь о том, что «пусть лучше вообще не будет никакого папы, чем бу- дет плохой», я этой дурочке-снегурочке и всем таким же, сколько бы их ни было на свете – всей этой ар- мии дурочек-снегурочек скажу: перестаньте Бога гне- вить и калечить детей своих! Если вы истерички, за- вистницы, языкатые и не можете язык за зубами дер- жать; если вам всю жизнь все не нравится и вы всю жизнь кому-то завидуете, то признайте свою вину в том, что ваше сердце непослушно, спазматически со- дрогается в груди. Это ваша неспокойная душа дерга- ется. Вас хоть в рай посади – вам плохо будет, пото- му что вы будете завидовать, дергаться и искать ви- новатых в том, что вам не так хорошо, как всем, пока сердце ваше не успокоится. Все зависит от человека, и на самом деле мужья таковы, какими их делают жены. И жены, кстати, таковы, какими их делают мужья. Не лишайте детей отцов! Не разрушайте собствен- ные руками свои семьи, потому что на старости буде- те локти кусать – от плохо воспитанных детей, от сво- его собачьего одиночества, от бесполезно прожитой жизни и от тех грехов, которых вы наберетесь, если вы разрушите существующую у вас семью. Выгоните мужа из дома или сами от него уйдете – начнете воспитывать ребенка сами и в блуд влезете, как жаба в болото. Будете мужиков менять, и мужи- ки будут вами пользоваться. Потом непонятно, что у вас будет в жизни: аборты или еще какие-то непонят- но от кого зачатые дети. А потом на старости вы пре- вратитесь в седую злую дуру, которой и посочувство- вать будет нельзя. Таких женщин даже жалеть нельзя. А я таких вижу вагоны каждую неделю, и у меня к ним жалости нет. На каждого больного человека нужна жалость. Но где ее взять на тех людей, которые собственными руками разрушили свою жизнь? Породили по одному ребен- ку-эгоисту, поделали кучу абортов, понатворили блу- да, поразрушали свои семьи. Теперь жадными глаза- ми смотрят направо и налево, завидуя всем, кто ря- дом находится, и хотят быть счастливыми. Нет счастья человеку, у которого сердце грешное. Путь к счастью – это путь терпеливого труда и благо- дарности. Поверьте, что тот муж, который кажется вам отвра- тительным, на самом деле может быть вашим сокро- вищем. Просто вы в бинокль не с той стороны смот- рите. Вы переверните бинокль и гляньте на него с увеличением – может быть, рассмотрите что-то очень важное и хорошее. Потому что замуж-то выходили по любви: вздохи на скамейке, гулянье при луне, цветы, восторги и радостно бьющееся сердечко. А куда по- том все это исчезло? Куда? А гордое, злое, завистли- вое сердце не может быть счастливым. Видел я таких и, к сожалению, еще увижу. И они сами во всем вино- ваты – такое мое мужское и священническое мнение. |