Главная страница
Навигация по странице:

  • Ключевые понятия

  • Вопросы и задания для аудиторной и внеаудиторной работы

  • Задания для самостоятельной работы

  • пособие ТМК. Протокол от г. Рецензенты Поплавская, Т. В


    Скачать 330.49 Kb.
    НазваниеПротокол от г. Рецензенты Поплавская, Т. В
    Дата14.05.2022
    Размер330.49 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлапособие ТМК.docx
    ТипПротокол
    #528953
    страница4 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8

    Вопросы для самоконтроля:

    1. Культурная (понятийная) картина мира – это

    а) объективная действительность;

    б) отражение реального мира через призму понятий;

    в) отражение реального мира через призму понятий и лексических единиц;

    г) совокупность знаний о мире, за­печатленных в лексике, фразеологии, грамматике.

    2. Найдите правильный тезис:

    а) Языковая картина мира богаче, чем культурная.

    б) Культурная картина мира богаче, чем языковая.

    в) Культурная картина мира и языковая совпадают по объему.

    3. Согласно гипотезе лингвистической относительности,

    а) язык определяет мышление; б) язык является отражением культуры;

    в) язык – продукт культуры; г) язык и культура тождественны.

    4. Гипотеза лингвистической относительности ассоциируется с именами

    а) Э. Сепира-Уорфа; б) В. фон Гумбольдта;

    в) Ф. Боаса; г) Э. Сепира и Б. Уорфа.

    5. Лексический фон слова включает

    а) все его словарные значения; б) словарные значения и коллокации;

    в) непонятийные компоненты значения, которые в словаре не указываются;

    г) все значения и грамматические категории слова.

    6. Выделяют следующие виды лакун:

    а) безэквивалентные, эквивалентные;

    б) мотивированные, немотивированные, нулевые;

    в) лингвоспецифичные, универсальные, национальные;

    г) текстовые, субъективно-национальные, коммуникативно-деятельностные, лакуны культурного пространства.

    7. Русское рука и английское arm, hand – это примеры

    а) несовпадения объемов значений;

    б) различной степени дифференциации значений;

    в) межязыковых понятий;

    г) мотивированных лакун.

    8. Аффективный стиль коммуникации:

    а) позволяет скрывать цели и потребности говорящего;

    б) ориентирован на слушающего и сам процесс коммуникации;

    в) характеризуется наличием экспрессивных средств языка, пауз;

    г) ориентирован на говорящего и на цель коммуникации.

    9. Прямойстиль коммуникации характерен для:

    а) фемининных культур;

    б) культур с высокой дистанцией власти;

    в) высоконтекстных культур;

    г) низкоконтекстных культур.

    Литература:

    1) Верещагин, Е.М. Лингвострановедческая теория слова / Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров. − М. : Русский язык, 1980 − 320 с.

    2) Грушевицкая, Т.Г. Основы межкультурной коммуникации: учебник для вузов / Т.Г. Грушевицкая, В.Д. Попков, А.П. Садохин ; под ред. А.П. Садохина. − М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 352 с.

    3) Дискурсивные практики в Беларуси: межкультурный аспект / под общ. ред. Т.В. Поплавской. – Минск, МГЛУ, 2014. – С. 55-71

    4) Маслова, В.А. Лингвокультурология / В.А. Маслова. − М. : Академия, 2001. – 208 с. С. 64-73.

    5) Маслова, В.А. Когнитивная лингвистика / В.А. Маслова. − М. : ТетраСистемс, 2004. − С.47-56.

    6) Мечковская, Н.Б. Социальная лингвистика / Н.Б. Мечковская. − Ч.1. − М. : Аспект Пресс, 2000. − 208с.

    7) Пылаева, О.Б. Относительные этнографические лакуны // Лакуны в языке и речи: сб. науч. тр. / под ред. проф. Ю. А. Сорокина, проф. Г. В. Быковой. – Благовещенск : Изд-во БГПУ, 2005. – Вып.2. – С. 55-60

    8) Садохин, А.П. Введение в теорию межкультурной коммуникации / А.П. Садохин. – М. : Высшая школа, 2005. − С.72-80; 153-164.

    9) Тер-Минасова, С.Г. Язык и межкультурная коммуникация : учеб. пособие / С.Г. Тер-Минасова. − М. : Слово/Slovo, 2000. − 624 с. С.52−74.

    10) Фалькова, Е. Г. Межкультурная коммуникация в основных понятиях и определениях: метод. пособие. − СПб. : Ф-т филологии и искусств СПбГУ, 2007. − С. 41-44.

    11) Язык и культура : хрестоматия / под ред. З.А. Харитончик. – Мн. : МГЛУ, 2002. – С.26-40.
    ТЕМА 6. Психология этничности и формирование национального характера
    План:

    1. Сущность понятия этничности и этнической идентичности. Этноцентризм и его формы.

    2) Стереотипы: классификация, существенные признаки.

    3) Сущность и типы предрассудков.
    Ключевые понятия:

    этнос, этничность, этническая идентичность, этнодифференциорующие/ этноконсолидирующие признаки; этноцентризм, делегитимизация, этнорелятивизм, внутригрупповой фаворитизм, аутгрупповая дискриминация; авто-, гетеростереотип, этностереотип; толерантность, интолерантность; предрассудки, расизм, ксенофобия.

    Вопросы и задания для аудиторной и внеаудиторной работы:

    1) Дайте определение этнической идентичности. В чем разница между позитивной и негативной этнической идентичностью? Рассмотрите следующую таблицу. Назовите составляющие этнической идентичности. В чем они выражаются применительно в вам?


    Компоненты этнической идентичности

    Когнитивный

    Аффективный

    Знания об особенностях своей группы и осознание себя ее членом на основе этно-дифференцирующих признаков: языка, обычаев, религии, исторической памяти, национального характера, народного искусства.

    Чувство принадлежности к группе, оценка ее качеств, отношение к членству в ней.




    1. Прочитайте и ответьте на вопросы: В чем различия между моноэтнической и биэтнической идентичностью? В чем суть космополитической идентичности?

    Модель двух измерений этнической идентичности характеризует поведение индивидов, которые с разной степенью интенсивности соотносят себя как с одной, так и одновременно с двумя этническими общностями. Для большинства характерна моноэтническая идентичность, совпадающая с официальной этнопринадлежностью. Она варьируется от позитивной этнической идентичности, до этнической гиперидентичности, которая сопровождается восхвалением своего народа и нетерпимостью в межэтническом взаимодействии. Например, 77% казахов исключают возможность своего брака с русскими, 71% из них обиделись бы, если бы их посчитали похожими по характеру на русских (исследования А.И. Донцова, Т.Г. Стефаненко, Ж.Т. Уталиевой). Моноэтническая идентичность с чужой этнической группой (измененная идентичность) возможна в том случае, когда чужая группа расценивается как имеющая более высокий экономический, социальный статус. Конечным результатом идентификации с чужой группой является полная ассимиляция, т.е. принятие традиций, ценностей, языка чужого народа, Идентификация индивида с двумя группами ведет к формированию биэтнической идентичности. Эти люди обладают психологическими особенностями обеих групп, осознают свое сходство с ними, компетентны в культурах обоих народов, владеют двумя языками.

    1. Среди стратегий формирования позитивной/негативной идентичности обычно выделяют стратегию индивидуальной мобильности и стратегию социального творчества. Какие тактики и приемы включают эти стратегии? Найдите материал в литературе или Интернете.

    2. Каковы основные показатели этноцентризма? Какие формы этноцентризма вы знаете? Рассмотрите взаимосвязь внутригруппового фаворитизма и этноцентризма. Этноцентризм – негативное социальное явление?

    3. Охарактеризуйте понятие стереотип. Какие функции выполняют стереотипы? Какова степень устойчивости стереотипов к новой информации? Приведите примеры социальных и этнических стереотипов. Объясните разницу между различными типами стереотипов. Каковы основные направления в исследовании этнических стереотипов? Заполните таблицу, добавив свои собственные примеры.




    Критерий для выделения

    Тип стереотипа

    Примеры

    тематические


    расовые, этнические, гендерные, социальные, политические




    по субъекту

    автостереотипы и гетеростереотипы;




    по объекту

    стереотипы-образы и стереотипы-ситуации







    1. Проведите опрос, направленный на выявление различного рода стереотипов (социальных, этнических), господствующих в вашей семье, студенческой группе, а также субкультурах, членом которых вы являетесь. Обоснуйте причины их возникновения.

    2. Определите недостающий элемент в словосочетаниях:

    Горячие … парни, … галантность, … церемонии, … страсти, … педантичность, уйти по-…, это как … грамота, непрошенный гость хуже …, хитрые …, медлительные …, вспыльчивые …, аккуратные …, … темперамент, упрямые … , новый …, лицо … национальности, … удаль, … шарм, … консерватизм.


    Обсудите следующие вопросы в группах. Приходилось ли вам в сталкиваться с подобными стереотипами? Насколько широко они распространены? Какие из перечисленных качеств вы считаете положительными, какие отрицательными? Можно ли доверять стереотипам и руководствоваться ими в межкультурном общении?

    8) Прочитайте и ответьте на вопросы: Какие методы наиболее часто используются для изучения стереотипов? Найдите информацию о них в литературе, Интернете. Каковы результаты применения техники «Приписывания качеств»?

    Для исследования этнических стереотипов используются следующие методики: метод свободного описания, ассоциативный эксперимент, метод прямого опроса, проективные методы, психосемантические методы. Одной из известных техник опроса является «Приписывание качеств». Данная техника может применяться как на основе определенного набора личностных черт, так и без него. Впервые эта техника была использована Д. Кацем и К. Брейли в 30-е гг. XX века в Принстонском университете. В ходе исследования студентам было предложено выбрать из 84 представленных качеств наиболее типичные для каждой из 10 этнических групп: европейских американцев, афроамериканцев, китайцев, англичан, немцев, итальянцев, ирландцев, японцев, евреев и турок. Затем были выделены 12 самых приписываемых каждой из данных общностей черт. Впоследствии данный опрос был проведен еще несколько раз в этом же университете (в 1950-е, 1960-е и 2000-е). Примечательно, что студенты Принстонского университета разных поколений проявили высокую согласовать в приписывание тех или иных характеристик этническим группам.

    9) Прочитайте отрывок о характеристике белорусов иностранцами [Маслова, c. 116-117]. А как, по вашему мнению, характеризуют белорусы себя? С чем это связано? Как эти стереотипы влияют на отношения между белорусами и иностранцами?

    Мы провели эксперимент, в котором попытались установить национальную идентификацию белорусов с точки зрения русских и украинцев. Были получены следующие результаты.

    Белорусы глазами русских (120 испытуемых, посетивших следующие страны: Армению, Англию, Белоруссию, Венгрию, Германию, Голландию, Канаду, Китай, Латвию, Польшу, Узбекистан, Чехию, Эстонию): трудолюбивые (27), добрые (16), бережливые (11), гостеприимные (11), едят бульбу (7), добродушные (6), миролюбивые (6), неактивные (6), общительные (6), открытые (6), себе на уме (6), веселые (5), любят Россию (5), прижимистые (4), говорят по-русски (3), жадные (3), замкнутые (3), порядочные (3), сельскохозяйственные (3), экономные (3), говорливые (2), мягкие (2), наивные (2), националисты (2), негостеприимные (2), приветливые (2), работящие (2), «серые» (2), симпатичные (2), скрытные (2), спокойные (2), терпеливые (2), аккуратные (1), вежливые (1), дисциплинированные (1), домоседы (1), ленивые (1), не вредные (1), немногословные (1), собранные (1), сплоченные (1), справедливые (1), умные (1), хитрые (1), хлебосольные (1), чистоплотные (1).

    Белорусы глазами украинцев (110 испытуемых, посетивших следующие страны: Белоруссию, Венгрию, Киргизию, Латвию, Литву, Молдову, Польшу, Россию, Турцию, Чехию, Эстонию, Югославию): скупые (12), терпеливые (11), трудолюбивые (11), покладистые (10), добродушные (9), жадные (9), экономные (8), работоспособные (4), мягкие (3), спокойные (3), любят застолья и песни (2), иногда «серенькие» (2), болтливы (2), похожи на нас (2), скромные (2), вежливые (2), националисты (2), обаятельные (2), покорные (2), доброжелательные (2), простые (2), человечные (1), вредные (1), отзывчивые (1), радушные (1), упрямые (1).

    Следовательно, если с точки зрения русских белорусы трудолюбивые, добрые, бережливые, гостеприимные (четыре наиболее частотные реакции), то украинцы считают их скупыми, терпеливыми, трудолюбивыми, покладистыми. … самопонимание важно для установление истинного положения вещей, но еще важнее, как тебя понимают соседние народы. Подобные знания помогают предвидеть многие этнические конфликты и в какой-то мере предупреждать их.

    10) Соотнесите тип предрассудка с его трактовкой. Каковы причины возникновения и формы проявления предрассудков? В чем разница между стереотипами и предрассудками?


    Тип предрассудка

    Трактовка типа предрассудка

    Яркие необоснованные предрассудки

    Отказ от контактов с «чужаками» из-за чувства неудобства, предпочтение взаимодействия с членами собственной группы, что более комфортно.

    Символические предрассудки

    Открытое негативное отношение к членам чужой группы в случае, если их поведение действительно не устраивает членов собственной группы.

    Токенизский тип

    Открытые утверждения того, что члены чужой группы хуже, чем представители собственной.

    Предрассудки типа «длинной руки»

    Негативные чувства к членам чужой группы, которые воспринимаются как угрожающие культурным базовым ценностям собственной группы.

    Фактические пристрастия и антипатии

    Позитивное поведение по отношению к членам чужой группы только при определенных обстоятельствах.

    «Знакомое и незнакомое»

    Негативные чувства к представителям чужой группы, нежелание в этом признаться, предоставление социального преимущества представителям других групп для видимости равных условий.


    11) Проанализируйте по собственному выбору отечественный или зарубежный фильм (художественный/документальный), газетную статью, страничку юмора в журнале на предмет наличия и репрезентации этнических стереотипов и предрассудков. Подкрепите ваши выводы цитатами.
    Задания для самостоятельной работы:

    1) Используя метод биографической рефлексии, охарактеризуйте свою этническую идентичность. Обоснуйте свой ответ. Используйте следующие ключевые термины: этническая идентичность (позитивная и негативная), этноцентризм (благожелательный, воинственный), внутригрупповой фаворитизм, индивидуальная мобильность, моно- и биэтническая идентичность, когнитивный и аффективный компоненты. Описание метода биографической рефлексии приводится ниже.

    Метод биографической рефлексии предполагает осмысление собственной биографии с целью выяснения своей собственной идентичности и форм ее проявления в повседневной жизни. С помощью анализа биографии и воспроизведения прошлых жизненных ситуаций актуализируются чувства и осознаются события, определившие формирование личности человека. Подобная работа над собственной биографией помогает рассмотреть различные стороны жизнедеятельности, определить ценностные ориентации. Специфика метода биографической рефлексии заключается в том, что знания и опыт человека, события его жизни выделяются из всех социальных контекстов и подвергаются оценке. Применение этого метода способствует тому, что индивид объясняет собственную культурную принадлежность, определяет личные приоритеты и раскрывает механизм культурного самовосприятия.

    2) Проведите исследование этнической идентичности одной из возрастных групп (дошкольники (5-6 лет), младшие школьники (7-9), школьники средних классов (10-14 лет). Предоставьте качественные и количественные результаты в письменной форме. Образец титульного листа – в приложении.

    Список возможных вопросов

    1. Какие ты знаешь национальности?

    2. Кто ты по национальности?

    3. Кто по национальности твои родители?

    4. Как называются жители твоей страны?

    5. Какие они?

    6. Какие ты знаешь национальные праздники, обычаи?

    7. Если бы тебе предложили выбирать национальность, какую бы ты выбрал?

    3) Выберите субкультуру, которая встречается в Беларуси. Изучите ее историю, ответив на следующие вопросы: а) Каковы отношения данной группы с другими субкультурными группами, в особенности с доминантной?

    б) Каковы основные события истории данной группы? в) Были ли случаи дискриминации? г) Каковы основные стереотипы, связанные с этой группой, насколько они обоснованы? д) Каковы значительные достижения этой группы? е) Известны ли персоналии, представляющие данную группу? Кто они? ж) Как история появления данной группы влияет на идентичность ее членов?

    Оформите работу в письменном виде, укажите используемые источники. Образец титульного листа находится в приложении.
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта