пособие ТМК. Протокол от г. Рецензенты Поплавская, Т. В
Скачать 330.49 Kb.
|
Тема 9. Познавательные процессы и культураПлан:Влияние культуры на восприятие. Зрительные иллюзии и культура. Теория когнитивного стиля. Гипотеза перцептивного опыта. Интеллект в разных культурах. Проблемы и парадоксы интеллектуального тестирования. Память и культура. Культура и решение задач. Ключевые термины:восприятие, зрительная иллюзия, гипотеза прямоугольного мира, гипотеза вертикально-горизонтального сокращения; перцептивный (когнитивный) стиль, зависимый (независимый) от поля, гипотеза перцептивного опыта; интеллект, интеллектуальное тестирование, конкретное и абстрактное мышление; категоризация, память, эффект позиционности. Вопросы и задания для аудиторной и внеаудиторной работы: 1) Сформулируйте, что такое «зрительная иллюзия». Нарисуйте иллюзию Мюллера-Лайера и горизонтально-вертикальную иллюзию. Какие гипотезы были высказаны в связи с этими иллюзиями? Какие особенности культуры влияют на восприятие зрительных иллюзий? Проверьте, отличается ли подверженность зрительным иллюзиям у представителей других культур по сравнению с представителями вашей культуры, и, если да, то в чем причина этих различий, на ваш взгляд? 2) Способствует ли культурная среда человека выделению тех или иных черт окружения, которые он воспринимает яснее или быстрее, чем другие? Расскажите об экспериментальных исследованиях на эту тему. 3) Дайте задание нарисовать человека или животное в профиль маленьким детям (3-4 лет) и школьникам либо воспользуйтесь рисунками из семейного архива и проанализируйте полученные различия. Дайте аналогичное задание нарисовать несколько объектов на заднем и переднем плане, объясните результаты. 4) Охарактеризуйте, как особенности экологии и культуры влияют на формирование перцептивного (когнитивного) стиля? Какие социальные факторы оказывают влияние на восприятие? Что понимается под гипотезой перцептивного опыта? Прочитайте следующий отрывок. Почему дети вначале не были заинтересованы в прямоугольных предметах? Эл, молодой американец, волонтер из Корпуса мира, приехал работать учителем математики в среднюю школу на юге Африки. Восемь школьных зданий располагались в большой деревне, насчитывавшей около сорока тысяч жителей. Дома здесь были примитивные, сложенные из глины и покрытые соломой. В центре деревни стояли церковь и больница, выстроенные шотландскими миссионерами. Вначале Элу очень понравились и энтузиазм, с которым дети начали изучать его предмет, и их сообразительность. Однако стоило ему перейти к геометрии − к квадратам, прямоугольникам и треугольникам, как дети сразу же потеряли к нему всякий интерес. Они просто не видели смысла ни в занятиях, ни в решении задач. После пары неудачных уроков Эл решил прогуляться и подумать. Он взобрался на близлежащую гору, посмотрел с нее вниз, на деревню − и сразу все понял. «Ну, конечно же, − подумал он, − ведь все дома в деревне круглые. Неудивительно, что они просто не воспринимают углы. Как же я раньше не догадался?» На следующий день он начал урок с того, что попросил детей вообразить себя птицами: «Представьте, что вы летите над деревней. Что вы видите внизу?» Дети сразу нарисовали на бумаге десятки кругов. «Отлично, − сказал Эл. − А какова площадь каждого дома? И какое расстояние от дома до ограждающего его забора? Вопросы заинтересовали детей. Они охотно выслушали про величину «пи», с удовольствием высчитывали площади окружностей. Потом Эл постепенно перешел к углам. [Преодоление культурных различий]. 5) Прочитайте отрывок [Лебедева]. Какие различия существуют в понимании интеллекта в разных культурах и с чем это связано? Как бы вы определили понятие интеллект? Каковы его составляющие? Сравните слова, обозначающие ‘интеллект’ в разных культурах (умный, сообразительный, интеллигентный; clever, smart, intelligent и т.д.). Американская учительница, работавшая в Австралии с детьми аборигенов, на перемене, чтобы развлечь детей, предложила им поиграть в игру, в которой водящий ставится в центр круга, ему завязывают глаза, и он должен отгадать, кто из детей до него дотронется. Догадываться он должен был, уже сняв повязку с глаз. Дети австралийских охотников не понимали, в чем смысл игры, т. к. по отпечаткам следов на песке, они легко догадывались, кто до них дотронулся. На уроке после этой игры учительница была удивлена, что дети перестали ее слушать и не хотели учить алфавит. Она сочла их глупыми и ленивыми. Позже она поняла, что эти дети сочли ее саму крайне глупой, поняв, что она не может угадывать человека по его следам, и решили, вполне резонно, что она вообще вряд ли сможет их научить чему-то стоящему. Несмотря на разнообразие теорий интеллекта, традиционный подход в западных культурах определяет интеллект, прежде всего, как умственные способности, проявляющиеся в вербальных и математических навыках. Если говорить об определении интеллекта, следует прежде всего отметить, что во многих языках нет даже слова, которое бы его обозначало. Так, например, в китайском языке наиболее близким к интеллекту понятием является иероглиф, который означает «обладание хорошим умом и талантами». Для китайцев это понятие часто внутренне связано с такими личностными чертами, как способность к подражанию, настойчивость и социальная ответственность. В одной из культур Южной Африки близко к понятию интеллекта слово обугези, которое означает соединение умственных и социальных навыков, способствующих развитию таких черт личности, как нетвердость, осторожность и дружелюбие. Еще в одной африканской культуре применяется понятие н'глоуел для характеристики детей, не только умных, но и готовых предложить свою помощь до того, как их об этом попросят. Представители народов, традиционно занимающихся сельским хозяйством, хорошо владеют физическими навыками, способны проводить массу когнитивных операций )планирование, подсчет, сортировка). Они запоминают и используют важную для себя информацию – категоризацию растений, животных, наблюдения за погодой и т.д. Сопоставлять все эти знания и умения с результатами, например, американского формализованного школьного образования и сравнивать их значение для «общей оценки» интеллекта не только бессмысленно, но и предвзято. 6) Чем можно объяснить расхождения в результатах тестирования интеллекта у представителей разных культур? Распределите следующие аргументы «за» и «против» создания «культуронезависимого», универсального, IQ теста. С какими из аргументов вы согласны? - с позиций абсолютизма интеллект – это врожденное качество, поэтому его признаки одинаковы во всех культурах; - тест должен содержать задания, содержание которых будет общим для всех субкультур, в которых он будет использоваться, что практически невозможно; - любая психическая способность человека, в том числе интеллект, универсальна для всех людей, но по-разному проявляется в каждой культуре; - тест должен быть представлен на языке, равно известном всем субкультурам, в которых он будет использоваться, что является сложной задачей; - понятие интеллект - общее понятие для многих культур и включает логические, математические, вербальные способности. 7) В группах подготовьте сообщение на тему «Тесты на интеллект: история создания». В сообщении необходимо упомянуть А. Бине, шкала Стэнфорд-Бине, умственный и хронологический возраст, IQ-тест, тест альфа, тест бета. 8) Каким образом культура влияет на память? Какие экспериментальные исследования были проведены в этой области? Найдите информацию в литературе или Интернете. 9) Какие особенности культуры оказывают влияние на процессы категоризации и решение задач? Прочитайте следующий отрывок [Лебедева] и заполните таблицу.
Решение задач или проблем − это поиск новых способов достижения цели. Психологи пытались исследовать процесс решения проблем, давая индивидам из разных культур задания решить неизвестную проблему в искусственно созданной ситуации. Один из таких экспериментов был проведен М. Коулом в США и Либерии с использованием аппарата с разнообразными кнопками. Чтобы открыть панель аппарата и достать приз, испытуемые должны были скомбинировать две разные процедуры: сначала нажать на нужную кнопку, чтобы выкатился шарик, который необходимо было опустить в нужное отверстие, после чего можно было открыть панель. Американские дети в возрасте до 10 лет не смогли это сделать. Более старшие американцы легко комбинировали эти две процедуры и доставали приз. Испытуемые из Либерии, вне зависимости от возраста и школьного обучения, с большой трудностью решали данную проблему и только менее трети испытуемых справились с задачей. Непривычность к контакту с автоматизированной средой, в целом, обусловила более низкие результаты либерийцев в сравнении с американцами. Чтобы нивелировать эти различия М. Коул повторил свой эксперимент, используя вместо аппарата запирающийся ящик и ключ к нему. При этих условиях подавляющее большинство либерийцев решило данную задачу с легкостью. В новой версии двухэтапного решения задачи либерийские испытуемые должны были запомнить, какой ключ открывает замок ящика и какой из внутренних контейнеров содержит правильный ключ. Успех либериицев в решении двухэтапной проблемы ставит вопрос: что выявляет данный эксперимент - умение мыслить логически или прошлые знания и опыт взаимодействия с ключами и ящиками? Пытаясь ответить на этот вопрос. исследователи построили третий эксперимент, скомбинировав первые два: испытуемым из США и Либерии опять предъявляли запертый ящик, но ключ к нему нужно было достать из аппарата. К удивлению ученых, результаты третьего эксперимента были близки к результатам первого: американцы решали задачу с легкостью, а большинство либерийцев не смогло найти ключ, чтобы открыть ящик Исследователи сделали вывод, что способность либерийцев мыслить логически при решении задачи, обусловлена контекстом. Когда задача содержит знакомые материал и задания, либерийцы успешно решают се, когда же вводятся незнакомые прежде элементы контекста, у них возникают трудности в начале решения задачи. В некоторых случаях неграмотные либерийцы испытывали магический страх перед незнакомым аппаратом и отказывались прикасаться к нему. Другой тип задач, исследовавшихся кросс-культурно − это решение вербально-логических задач с использованием силлогизмов. В этой области известны эксперименты А.Р. Лурия в Средней Азии. А.Р. Лурия использовал два типа силлогизмов: связанные с практическим опытом неграмотных среднеазиатских крестьян («Там, где тепло и влажно, растет хлопок. В кишлаке N тепло и влажно. Растет там хлопок или нет?») и не связанные («На севере, где вечный снег, все медведи белы. Место Х находится на севере. Белы там медведи или нет?»). Наряду с другими культурными различиями в мышлении в экспериментах А.Р. Лурия было выявлено влияние школьного образования: не обучавшиеся в школе не могли дать правильный ответ на вербально-логическую задачу, в которой использовалась незнакомая им информация; те же, кто хотя бы год проучился в школе, решали эту проблему. А.Р. Лурия высказал предположение, что неграмотные испытуемые действительно мыслят иначе, чем грамотные. Если эта гипотеза верна, то логическое мышление (установление причинности) во многом искусственная операция, т.к. это − навык, которому учат в школах западного типа. С. Скрибнер поставила вопрос, действительно ли неграмотные люди неспособны к логическому мышлению, и заинтересовалась причинами того, почему неграмотные люди не дают правильных ответов на вербально-логические задачи. Когда неграмотных испытуемых просили объяснить нелогичные ответы на силлогизмы, они постоянно либо приводили факты, известные им, или говорили, что они ничего не знают о данном предмете, игнорируя логические посылки, даваемые в задаче. Например, на вопрос: «Все дети любят конфеты. Мэри -ребенок. Любит ли Мэри конфеты?», испытуемые пожимали плечами и говорили: «Откуда мне знать, любит ли Мэри конфеты? Я ее не знаю» или: «Может, она и не любит конфеты − я знаю детей, которые их не любят». Казалось, эти индивиды неспособны: или не готовы приложить элементы научного мышления к вербальным проблемам. Но это не потому что они лишены способности логически мыслить, скорее, они не понимают гипотетической природы вербальной проблемы и смотрят на нее как на реальную и важную проблему. Люди, посещавшие школу, получили опыт ответа с опорой на авторитеты, которым известны все правильные ответы. Такого опыта не было у неграмотных людей. Кроме того, возможно, этим людям было трудно понять, что вопрос может быть продиктован не только желанием получить информацию от отвечающего, как они, вероятно, воспринимали вербально-логические задачи. Задания для самостоятельной работы: Прочтите следующий отрывок. Что такое когнитивный стиль? Каковы его виды? Фиксированию различий в познании и мышлении, существующих внутри культуры и в сравнению этих различий посвящены работы Х.А. Уиткина, Дж. Берри, Р. Болтона, М. Коула и ряда других ученых-антропологов. Значительную роль в этой области сыграла разработанная Х.А. Уиткином теория когнитивных стилей. Когнитивный стиль характеризует особенности восприятия и интеллектуально-аналитической деятельности человека. Ученый выделял два основных когнитивных стиля − артикулированный и глобальный. Человек с артикулированным стилем − это человек, склонный к дифференциации и организации среды и к различению явлений, относящихся к его «Я», и явлений внешнего мира. Для глобального стиля характерно обратное. Артикулированный стиль независим от поля (ситуации), глобальный - зависим. При решении экспериментальной задачи или ситуации в глобальном стиле испытуемый «идет на поводу» у ситуации, которая нередко толкает его на иллюзорное решение. В артикулированном стиле человек опирается на свой опыт, пытается самостоятельно решить задачу, не доверяясь внешней, часто обманчивой структуре. Например, в наиболее явной форме стили проявляются в эксперименте, в котором требуется определить направление вверх. Визуальное поле намеренно искажено. Одни испытуемые ориентируются на внешние признаки ситуации, а другие − на внутреннее чувство ориентировки в пространстве. Согласно теории Х.А. Уиткина, существует «нормальный» ход познавательного развития, ведущий от «полезависимости» к «поленезависимости». На этот процесс влияют как социокультурные, так и экологические факторы. К специфически культурным относятся: предоставление или непредоставление самостоятельности ребенку, в частности в семье, и, главным образом, независимость от матери; отношение взрослых к импульсивным действиям ребенка. Когда ребенку разрешают вырабатывать собственные формы поведения (конечно, в культурно-разрешенных формах) и самому справляться со своими побуждениями, это способствует формированию артикулированного, поленезависимого стиля. К наиболее важным природным факторам, влияющим на особенности когнитивных стилей, Уиткин относил разнородность или однородность окружающей среды. Для межкультурного аспекта особенно важно отсутствие превосходства представителей европейской культуры в решении «полезависимых» задач. Другими словами, люди архаических культур в восприятии окружающей природы и в экспериментальных ситуациях проявляли самостоятельность в мышлении и анализе составляющих ситуаций. Проанализируйте художественное(ые) произведение(я), где бы отражалась национально-культурная специфика в представлении образа умного человека. Объясните, какие средства использует автор для описания этого героя, как его характеризуют другие персонажи. Подкрепите ваши выводы цитатами из произведения. Оформите работу в письменном виде. Образец титульного листа – в приложении. Составьте тест на интеллект, валидный для студентов ФМК. Используйте при составлении тестовые задания по различным аспектам интеллекта (на проверку математических, логических, вербальных способностей и т.д.). Проведите социологический опрос для определения образа современного умного человека. Помимо вопросов о том, что в представлении интервьюируемого включает образ умного человека, необходимо также собрать информацию о поле, возрасте и социальном положении опрашиваемых. Исследование предоставляется в письменном виде. Структура работы должна включать: А) список заданных вопросов; Б) качественные результаты опроса в виде описания наиболее повторяющихся среди ответов характеристик умного человека; В) количественные данные; В) информацию об интервьюируемых. Оформите работу в письменном виде. Образец титульного листа – в приложении. Вопросы для самоконтроля: 1. Европейцы больше подвержены иллюзии Мюллера-Лайера, поскольку а) им редко приходится видеть горизонт; б) они выросли в окружении прямоугольных предметов; в) язык определяет мышление; г) для них форма важнее цвета. 2. Иллюзии горизонтально-вертикального сокращения подвержены те, кто а) редко видит горизонт; б) вырос в окружении прямоугольных предметов; в) живет вблизи экватора; г) живет дальше от экватора. 3. Экспериментальное подтверждение гипотезы перцептивного опыта зафиксировало переход а) от группировки объектов к группировке форм; б) от группировки форм к группировке объектов; в) от группировки по признаку формы к группировке по признаку цвета; г) от группировки по признаку цвета к группировке по признаку формы. 4. Согласно Х. Уиткину «нормальное» когнитивное развитие человека идет а) от артикулированности к глобальности; б) от глобальности к артикулированности; в) от независимости от поля к зависимости от поля; г) от артикулированности к зависимости от поля. 5. Традиционно в понятие интеллекта включают: а) память, словарь, математические способности, логику; б) память, математические способности, логику, словарь, коммуникативную компетентность; в) память, математические способности, музыкальные способности, логику, понимание; г) долговременную память, математические способности, логику, словарь, способность адаптироваться к другим культурам. 6. Универсальный тест на интеллект – это утопия, поскольку а) в разных культурах понятие интеллект включает разные составляющие; б) интеллект – это врожденное качество, он одинаков для всех людей; в) понятие интеллект − общее понятие для многих культур и включает логические, математические, вербальные способности; г) интеллект нельзя измерить с помощью тестов. 7. В тестах на интеллект А. Бине несовпадение хронологического и умственного возраста выступало показателем а) одаренности; б) либо одаренности, либо отсталости; в) отсталости; г) средних способностей. 8. Экспериментально было установлено, что а) представители традиционных культур плохо запоминают связный текст; б) представители традиционных культур хорошо запоминают связный текст; в) американо-европейцы плохо запоминают связный текст; г) хорошо запоминают связный текст. Эксперименты, проверяющие способность представителей различных культур решать задачи, в основном проводились в а) Европе; б) Африке; в) Латинской Америке; в) Северной Америке. Литература: 1) Берри, Дж. Кросскультурная психология / Дж. Берри и др. – Харьков : Гуманитарный центр. – 2007. 2) Красных, В.В. «Свой» среди «чужих»: миф или реальность? / В.В. Красных. – М. : Гнозис, 2003. – с. 26-31. 3) Лебедева, Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию: учеб. пособие / Н.М. Лебедева. – М. : Ключ-С, 1999. 4) Мацумото, Д. Психология и культура / Д. Мацумото. – СПб. : Питер, 2002. 5) Преодоление культурных различий / П. Карт, К. Фокс. – М. : ФАИР-ПРЕСС, 2005. – 224 с. 6) Стефаненко, Т.Г. Этнопсихология / Т.Г. Стефаненко. − М. : Аспект-Пресс, 2003. – С. 64-79. 7) Witkin, Н.А. Psychological differentiation in crosscultural perspective / H.A. Witkin, J.W. Berry // J. CrossCultural Psychology. 1975. V.6. − P.487. Тема 10. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура План: Понятие корпоративной культуры. Доминирующая культура и субкультуры. Уровни корпоративной культуры. Типология корпоративных культур. Дискурс межкультурного общения. |