Главная страница
Навигация по странице:

  • Активное слушание Пассивное слушание

  • Активное

  • Техника активного слушания

  • Рассеянное внимание .

  • Рекомендации по технике активного слушания

  • Игнорирование

  • 7.5. Публичная речь в деловых коммуникациях.

  • Первый этап – определение темы и сбор материала.

  • Второй этап – составление текста речи

  • Третий этап – литературная обработка текста.

  • Четвертый этап – запоминание текста.

  • Контрольные вопрос и задания.

  • Большунов А.Я., Киселева Н.И., Марченко Г.И., Новиков А.В., Тюр. Протокол 10 от 16 апреля 2018) Москва 2018 удк 005. 57 (075) ббк 60. 84я73 Резензенты


    Скачать 3.03 Mb.
    НазваниеПротокол 10 от 16 апреля 2018) Москва 2018 удк 005. 57 (075) ббк 60. 84я73 Резензенты
    Дата13.03.2022
    Размер3.03 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаБольшунов А.Я., Киселева Н.И., Марченко Г.И., Новиков А.В., Тюр.pdf
    ТипПротокол
    #394139
    страница19 из 22
    1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   22
    Виды слушания
    Нерефлексивное
    слушание
    Рефлексивное
    слушание:
    выяснение; перефразирование; отражение чувств; резюмирование.

    Нерефлексивное слушание – это максимальная сосредоточенность на содержании речи собеседника без вмешательства в нее своими репликами и замечаниями.
    Важным сигналом нерефлексивного слушания является невербальная реакция, т.е. контакт глаз, кивок или покачивание головой и т.п.Ответы при нерефлексивном слушании должны быть сведены к минимуму типа «Да!»,
    «Ну-и-ну!», «Продолжайте», «Интересно» и т.д. Слушание этого вида особенно полезно при выражении собеседником своих чувств.
    В деловой коммуникации важно сочетание нерефлексивного и рефлексивного слушания.
    Рефлексивное слушание — это процесс расшифровки смысла сообщений и установления активной обратной связи с собеседником.
    Выяснить реальное значение сообщения помогают рефлексивные ответы, среди которых выделяют выяснение, перефразирование, отражение чувств и резюмирование.
    Выяснение представляет собой обращение к говорящему за уточнениями при помощи ключевых фраз типа: «Я не понял», «Что Вы имеете в виду?», «Пожалуйста, уточним это» и т.п.
    Перефразирование

    собственная формулировка сообщения говорящего для проверки его точности. Ключевые фразы: «Как я понял
    Вас…», «Вы думаете, что…», «По Вашему мнению…».
    При отражении чувств акцент делается на отражении слушающим эмоционального состояния говорящего при помощи фраз: «Вероятно, Вы чувствуете…», «Вы несколько расстроены…» и т.д.
    При резюмировании подытоживаются основные идеи и чувства говорящего, для чего используются фразы: «Вашими основными идеями, как я понял, являются…», «Если теперь подытожить сказанное Вами, то…».
    Резюмирование уместно в ситуациях при обсуждении разногласий в конце беседы, во время длительного обсуждения вопроса, при завершении разговора.

    В отечественной литературе по деловому общению выделяются такие виды слушания как активное, пассивное и эмпатическое слушания.
    Активное слушание направлено на формулирование и решение
    Коммуникативных задач, в то время как пассивное слушание — это смена состояний в процессе воздействия коммуникативных стимулов.
    Активное слушание
    Пассивное слушание
    Попытки побудить партнера к разговору.
    Терпеливое ожидание того, чтобы партнер заговорил.
    Попытки точно воспринять сказанное партнером. Попытки убедиться в точности своего восприятия.
    Ожидание того, когда партнер окажется в состоянии сказать нечто действительно важное или интересное.
    Свободный поток собственных ассоциаций под воздействием того, что уловило собственное внимание.
    Попытки удерживать излишне многословного или отвлекающегося партнера в рамках темы; попытки вернуть его к обсуждаемой теме.
    Отвлечение внимания на что-либо другое при сохранении «маски внимания».
    Ожидание того, когда партнер вернется к теме разговора.
    Ожидание того, когда партнер перестанет говорить.
    Активное слушание отличается от пассивного, по следующим показателям.
    Активное
    слушание
    предполагает постоянное уточнение правильности понимания благодаря вопросам: «Правильно ли я вас понял, что?..», парафразам: «Другими словами, вы имели в виду, что?..» и т.п. Оно
    применяется в деловых переговорах при общении с равным или авторитарным собеседником, при конфликтных ситуациях, когда собеседник ведет себя агрессивно и его нужно настроить на деловой спокойный тон.
    Этот вид слушания нецелесообразно применять, когда собеседник находится в состоянии сильного эмоционального возбуждения.
    Пассивное слушание выражается в готовности поддержать собеседника, когда он находится в состоянии сильного эмоционального возбуждения и ему необходимо выговориться и излить чувства. При этом виде слушания вопросы не задаются, как и не подаются советы успокоиться.
    В качестве ответной реакции уместны реплики типа: «Да-да, понимаю; ну, конечно…». Нельзя заражаться эмоциями партнера, реагировать на них личностно, обижаться.
    Эмпатическое слушание позволяет как бы переживать те же чувства. которые испытывает собеседник, понимать и разделять его эмоциональное состояние. При эмпатическом слушании совершенно неуместна критика, оценка и поучения говорящего.
    В деловой коммуникации бывают ситуации, в которых желательно применять технику пассивного или эмпатического слушания, но, конечно, в первую очередь нужно овладеть техникой активного слушания, которая позволяет не просто слушать, но и слышать то, что говорит собеседник.
    Обратимся к технике активного слушания, разработанной в психологии.
    1
    Эта техника основана на вербализации, т.е. на воплощение в слова, или проговаривание основных положений речи партнера.
    1
    Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии.
    — СПб.: Речь, 2008. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной...studmed.ru›view…ev…kommunikativnoy- kompetentnosti…;
    Жуков Ю. М., Петровская Л. А., Растянников П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении. Киров, 1991.

    Техника активного слушания
    № Техники
    Определения
    Технология вербализации
    1. Вербализация
    Ступень А
    Повторение: дословное воспроизведение, цитирование сказанного партнером
    1.Вставляйте цитаты из высказываний партера в собственные фразы
    - Итак, ты считаешь... (далее цитата). Насколько я тебя понял...
    (далее цитата)
    2. Повторите дословно последние слова партнера
    3. Повторите с вопросительной интонацией одно или два слова, произнесённые партнером
    2
    Вербализация
    Ступень Б
    Перефразирование: краткая передача сути высказывания партнера
    Старайтесь лаконично сформулировать сказанное партнером
    Следуйте логике партнера, а не собственной логике
    3
    Вербализация
    Ступень В
    Интерпретация: высказывание предположения об истинном значении сказанного или о причинах и целях высказывания партнера
    1.Задавайте уточняющие вопросы:
    - Ты, наверное, имеешь в виду...?
    -Вы,
    наверное, говорите это
    потому, что....?
    -
    По-видимому,
    вы
    хотите,
    чтобы...?
    2.Используйте технику пробных вопросов, или условных гипотез
    1
    :
    -А может быть так, что ты
    надеешься, что...?
    - А может быть так, что вы
    хотели бы...?
    -А может быть так, что для
    тебя важнее победить, чем
    сохранить команду?
    В процессе активного слушания важно соблюдать несколько простых, но действенных условий:

     называть собеседника по имени;
    соблюдать темп речи собеседника;
     говорить с собеседником на его языке;
     чаще смотреть собеседнику в глаза.
    Ошибки слушания.
    Типичные ошибки слушания включают в себя рассеянное внимание, отсеивание информации, перебивание собеседника и поспешные возражения ему.
    Рассеянное внимание. Существует ошибочное мнение, что можно делать два дела одновременно. Например, писать отчет и слушать своего коллегу. Время от времени можно кивать, изображая внимание смотреть в глаза собеседнику. Но внимание сосредоточено на отчете и человек лишь смутно представляет себе, о чем говорит собеседник. Избежать ловушки рассеянного внимания можно путем расстановки приоритетов: выбрать то занятие, которое важнее.
    Отсеиваниепроисходит в тех случаях, когда заранее составляется мнение о том, что пытается сказать собеседник. В результате внимание обращается лишь на ту информацию, которая подтверждает первое впечатление и отбрасывается все остальное, как не имеющее отношение к делу или незначительное. Избежать этой ловушки можно только в том случае, если подходить к любой беседе непредвзято, не делая никаких исходных предложений и выводов.
    Перебивание собеседника во время его сообщения. Большинство людей перебивают друг друга неосознанно. Руководители чаще перебивают подчиненных, а мужчины – женщин. При перебивании нужно постараться тут же восстановить ход мыслей собеседника.
    Поспешные возражения часто возникают при несогласии слушающего с высказываниями говорящего. Зачастую человек не слушает, а мысленно формулирует возражение и ждет очереди высказаться. Затем увлекается
    обоснованием своей точки зрения и не замечает, что же собеседник пытался сказать на самом деле.
    Рекомендации по технике активного слушания
    В процессе активного слушания нужно:
     Оставаться непредвзятым.
    Любые комментарии, особенно критического характера, усиливают нежелание собеседника говорить о глубоко затрагивающих его проблемах. Это затруднит и идентификацию его действительных чувств, мотивов и потребностей.
     Изучать выражение лица собеседника, его жесты и позу, выявляя степень его правдивости.
     Обращать внимание на тон сообщения. Любое несоответствие между содержанием и формой может указывать на глубоко спрятанные чувства.
     Слушать не только слова. Важные части сообщения часто передаются паузами, выделением слов и колебаниями. Длинные паузы и повторения выдают тревогу.
     Облегчить задачу сдержанным, застенчивым или немного косноязычным собеседникам, вставляя в их монологи подбадривающие комментарии, такие, как «понимаю», «конечно». Одновременно улыбаться, смотреть на собеседника и принимать заинтересованный вид.
     Попытаться поставить себя в положение собеседника, взглянуть на ситуацию его глазами и услышать все его словами.
     Проверить свое понимания услышанного при помощи вопросов:
    «кто?», «что?», «когда?», «где?», «почему?», «как?».
    Довольно часто в процессе слушания применяются техники, которые не способствуют пониманию партнера по коммуникации. К ним относятся:
    Негативная оценка— в беседе мы сопровождаем высказывания партнера репликами вроде: «Глупости вы говорите...», «Вы, я вижу, в этом вопросе ничего не понимаете...», «Я бы мог вам это объяснить, но
    боюсь, вы не поймете...» и т. п.
    Игнорирование— мы не принимаем во внимание того, что говорит партнер, пренебрегаем его высказываниями.
    Эгоцентризм — мы пытаемся найти у партнера понимание только тех проблем, которые волнуют нас самих.
    Формирование коммуникативных навыков требует и времени, и терпения.
    7.5. Публичная речь в деловых коммуникациях.
    Публичная речь в словарях рассматривается как синоним ораторской речи – виду монологической речи, употребительной в ситуации, когда говорящий обращается к многочисленной аудитории с целью убеждения или внушения
    1
    Такое определение публичной речи сразу вызывает картинку оратора, который с высокой трибуны обращается к внимающей ему аудитории. Вот
    Лисий произносит оправдательную речь по делу об убийстве Эратосфена, а
    Сократ произносит свою знаменитую апологию, то есть оправдание против выдвинутых против него обвинений. Или вождь мирового пролетариата В.И.
    Ленин выступает с зажигательной речью на III съезде комсомола: «Учиться, учиться и учиться коммунизму!».
    История знает величайших ораторов. В дореволюционной России ораторское искусство было представлено в судебном красноречии. Речи
    А.Ф.Кони, Ф.Н.Плевако, С.А. Андреевского, Н.П. Карабчевского и др. до сих пор служат образцом ораторского искусства.
    Ораторское искусство ХХ – начала ХХI вв. реализовалось, прежде всего, в политике. К крупнейшим политическим ораторам, как ушедшим в мир иной, так и ныне здравствующим, относят У. Черчилля, Б. Муссолини,
    Р.Рейгана, М.Л. Кинга, Ф.Кастро, В.И. Ленина, Л.Д. Троцкого, И.В.
    Сталина, В.В. Жириновского, В.В. Путина. Стиль выступления у них разный.
    1
    https://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/116600/Ораторская_речь

    Вождь мирового пролетариата, В.И. Ленин, человек образованный, написавший философский труд «Материализм и эмпириокритицизм», разговаривал с народом на понятном для него языке,
    хорошо чувствовал настрой слушателей, и умел донести до них свои мысли, увлечь их идеями, заразить чувствами, разговаривая на понятном народу языке.
    Вышеупомянутые ораторы, вне зависимости от своих политических пристрастий, занимаемых должностей и т.д., умели и умеют, говоря политическим языком, «глаголом жечь сердца людей».
    Приведем примеры.
    Самая продолжительная речь на заседании ООН под названием "Когда исчезнет философия грабежа, тогда исчезнет и философия войны", вошедшая в книгу рекордов Гиннеса, была произнесена кубинским лидером команданте Ф.Кастро 26 сентября 1960 г. Она длилась 4 часа 29 минут.
    Каким ораторским талантом нужно обладать, чтобы удерживать внимание аудитории четыре с половиной часа?
    1 ноября 2017 года в Зале церковных соборов кафедрального соборного
    Храма Христа Спасителя в Москве состоялось пленарное заседание XXI
    Всемирного Русского Народного Собора на тему «Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития» под патронажем святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла. На соборе присутствовали и выступали высшие должностные лица церкви и государства, руководители фракций парламентских партий в Государственной Думе. Все без исключения выступления были содержательны и интересны, но только речь
    В.В. Жириновского началась и закончилась под бурные аплодисменты.
    Выступать за ним следующему оратору было сложно.
    В какой степени ораторское искусство востребовано в деловых коммуникациях? Совещание или деловая беседа – не митинг, где нужно увлечь слушателей пламенной речью. К тому же есть профессии, где искусство владения словом не столь значимо, как чисто профессиональные
    компетенции. Для практикующего хирурга, летчика, специалиста по IT и др., важнее уметь хорошо делать свое дело, чем хорошо говорить.
    Но и для этих профессий умение публично выступать – один из факторов профессионального роста. Крупный советский хирург и учёный, главный хирург НИИ СП имени Н. В. Склифосовского, директор НИИ хирургии имени А. В. Вишневского. С.С. Юдин, писал о том, как значимо для хирурга умение представить результаты своей работы в выступлениях на научных конференциях, донести до слушателей новые идеи
    1
    Трудно найти профессию, где не требовалось бы умение выступать, разве что людям, занятым в сфере физического труда. Научный доклад на конференции, сообщение студента на семинаре, лекция преподавателя, доклад на совещание, речь на презентации, ритуальная речь – вот неполный перечень жанров публичного выступления.
    Ораторское искусство является предметом изучения такой дисциплины, как риторика, прикладным направлением которой является деловая риторика, представляющая собой науку и искусство убедительной и эффективной речи в различных ситуациях делового общения.
    В последние годы издано много учебников и учебных пособий по деловой риторике
    2
    В полном объеме деловую риторику рассматривать не будем, поскольку это специальная дисциплина. Обратимся к общим практическим рекомендациям, представленным не только в рамках деловой риторики, но и в работах практиков, по подготовке публичного выступления в любой ситуации делового общения и наиболее эффективным приемам работы с аудиторией.
    Публичную речь в деловых коммуникациях определим – как любое выступление перед публикой, или, как говорят, аудиторией. Термин
    1
    См.: Юдин С. С. Размышления хирурга.— М.: Медицина, 1968. http://mydocx.ru/8-35156.htm l
    2
    Антюшин С.С. Риторика для юристов. Учебное пособие для бакалавров.- М.: Юрайт, 2012.
    Введенская Л.А. Деловая риторика. - М.: КноРус, 2017;
    Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Деловая риторика:
    Учебное пособие для вузов -
    М.: КноРус, 2017; Констатинова Л.А., Щенникова Е.П., Юрманова С.А.
    Деловая риторика. Учебное пособие для вузов. – М.: Флинта, 2013; Руднев В.Н. Риторика. Деловое общение.
    Учебное пособие для вузов. - М.: КноРус, 2018.

    «публика» уходит из делового лексикона (собрание акционеров, или деловых партнеров, сотрудников компании и т.д., трудно назвать публикой).
    Великий русский писатель-сатирик М.Е. Салтыков-Щедрин точно сформулировал, какой не должна быть речь: «Страшно, когда человек говорит, и не знаешь, зачем он говорит, что он говорит, и кончит ли когда- нибудь»
    1
    А какой она должна быть? На этот вопрос ответил Марк Туллий
    Цицерон (Marcus Tullius Cicero) - древнеримский политик и философ, блестящий оратор: «Наилучший оратор тот, который своим словом и научает слушателей, и доставляет удовольствие, и производит на них сильное впечатление».
    2
    Итак, хороший оратор должен:
    научить;
    доставить удовольствие;
    произвести впечатление.
    Если нечему учить, то незачем и выступать, а научить может только тот, кто досконально знает предмет речи, или, как это звучит на молодежном жаргоне «быть в теме». Цицерон считал, что ораторское искусство
    немыслимо, если оратор не овладел в совершенстве предметом, о котором
    хочет говорить: «если же оратор не обнял и не изучил его, то всякое красноречие является напрасным, ребяческим усилием».
    3
    Доставить наслаждение может только тщательно подготовленная речь, составленная на понятном для слушателей языке с учетом их интересов.
    Если выступающий ориентирован на себя и не заботится о том, как будет воспринята его речь, то слушатели удовольствия от его речи не почувствуют.
    Произвести впечатление – означает произвести сильное впечатление именно своей речью (передать им свое видение предмета, вызвать интерес к
    1
    http://www.cluber.com.ua/lifestyle/samorazvitie-lifestyle/2014/08/30-neveroyatno-aktualnyih-tsitat-saltyikova- shhedrina/
    2
    http://dar-slova.ru/oratorstvo/aforizmi-oratora/aforizmi
    3
    http://www.zitata.com/ciceron-9.shtml
    своим идеям), а не чем-либо иным. Можно произвести впечатление на слушателей и другим образом – произнося речь в какой-то экстравагантной одежде, или вообще без оной. Впечатление будет произведено, но возникнет интерес к излагаемым идеям – большой вопрос.
    Стоит ли выступать, если эти условия не выполнены: ничему оратор научить не может, поскольку сам плохо разбирается в предмете, его речь вызывает не наслаждение, а раздражение, а идти за ним никто не собирается.
    Искусству говорить можно и нужно учиться. Как говорил Цицерон:
    «Поэтами рождаются, ораторами становятся».
    1
    Обратимся к классической схеме коммуникации Аристотеля «Оратор – речь – слушатель».
    Каким должен быть оратор, человек, выступающий перед аудиторией?
    Прежде всего, он должен вызывать доверие слушателей. Прежде всего, он должен вызывать доверие у слушателей. Как говорил незабвенный
    Собакевич в поэме
    Н.В.
    Гоголя:
    «Ты мне лягушку хоть сахаром обсыпь, так я ее всё равно есть не стану».
    Если нет доверия к выступающему, то его речь будет вызывать отторжение.
    Задача выступающего – завоевать доверие аудитории, а слушателей уметь преодолеть критическое отношение к личности выступающего и отделять зерна от плевел в его речи.
    Второй компонент схемы Аристотеля – сама речь. Согласно классической схеме ораторского искусства, процесс подготовки и произнесения речи включает 5 этапов.
    1
    http://www.ritorika-msk.ru/tsitatyi/

    1. На первом этапе «изобретается», говоря современным языком, определяется тема выступления и осуществляется подбор необходимого материала по данной теме.
    2. Далее, на втором этапе, собранный материал согласно составленному плану, нужно распределить в необходимой логической последовательности.
    3. Третий этап предполагает литературную обработку речи.
    4. На четвертом этапе текст речи нужно тем или иным образом запомнить.
    5. Завершает процесс пятый этап – выступление с речью.
    Успех выступления во многом определяется временем, затраченным на его подготовку. В античной риторике подготовке публичного выступления отводилось четыре из пяти этапов.
    Первый этап – определение темы и сбор материала.Подготовка к любому виду деловой речи, будь то доклад, или выступление на совещании, презентация продукции на ярмарке и т.д., начинается с определения темы.
    Тема может быть избрана самим выступающим (доклад на симпозиуме, к
    1. inventio -
    «изобретение»
    2. dispositio -
    «расположение»)
    ,
    3. elocutio
    «выражение»
    4. memoria -
    «память»),
    5. pronuntiatio
    «произнесение»
    ().
    примеру), либо предложена деловыми партнерами, либо определена планом мероприятий и т.д.
    «Необходимо готовиться к лекции; собрать интересное и важное, относящееся к теме - прямо или косвенно, составить сжатый, по возможности, полный план и пройти по нему несколько раз»
    1
    Какой именно материал подобрать, как его скомпоновать, определяется видом речи, которые в деловых коммуникациях весьма разнообразны.
    Подбор материала зависит от темы выступления и от аудитории (речь может быть обращена не только к профессионалам, говорящим на одном языке, но и к дилетантам).
    Содержание деловой речи определяется несколькими источниками информации, а именно обобщением практики, собственных наблюдений, а также аналитическими и теоретическими материалами.
    Покажем на простейшем примере: предположим, старосте группы нужно выступить на совете факультета с отчетом об итогах промежуточной аттестации студентов. Тема определена: «Об итогах промежуточной аттестации студентов такой-то группы». Если он просто представит материал из учебного отдела о количестве аттестованных и не аттестованных студентов и набранных ими баллах, то его выступление не только не вызовет интереса, но и не будет способствовать повышению успеваемости. Здесь нужны личные наблюдения по выявлению причин опозданий, причин пропуска занятий, эффективности проводимых консультаций, активности студентов на практических занятиях, сравнение с показателями других групп.
    Деловая речь, в отличие от других видов речи, опирается на материал официальных документов, регулирующих данную сферу деятельности, поэтому ссылка на них не только уместна, но и желательна.
    Еще лет двадцать назад сбор информации был весьма трудоемким процессом. В настоящее время благодаря доступу к электронным ресурсам
    1
    А.Ф. Кони. Советы лекторам. Из неопубликованных заметок. http://az.lib.ru/k/koni_a_f/text_0210.shtml
    задача сбора информации значительно упрощается. Однако здесь возникает проблема: как отделить информацию от информационного шума. Для профессионала это не сложно, но человеку, плохо знающему предмет выступления, сделать это проблематично. Приведем пример. Подбор материала для подготовки выступления или доклада на семинарском занятии студентами часто осуществляется вслепую, и не потому, что по теме не рекомендована литература, а потому, что некоторые студенты просто скачивают из интернета тексты неизвестно каких авторов по теме выступления и часто попадают впросак, поскольку относятся к ним некритично. На вопрос преподавателя о том, какие материалы использованы при подготовке доклада или презентации, следует стандартный ответ: информация взята в Интернете, причем, кто автор текста – не известно.
    Информация – это не вещь, ее взять нельзя. К тому же любая информация должна быть проверена с точки зрения ее достоверности.
    Алгоритм подбора материалов для текста выступления для студентов должен быть следующим:
     просматривается рекомендованная учебная литература и отбирается материал по теме;
     находятся в интернете материалы по ссылкам в учебной литературе на тех или иных авторов, просматриваются их работы и отбирается материал;
     основные понятия по теме определяется по словарям и энциклопедиям;
     просматриваются источники информации по ссылкам, приведенным в словарях, и отбирается нужный материал.
    При отборе материала должно быть отсечено все лишнее, что не вписывается в тему выступления.
    Второй этап – составление текста речи, в соответствии с определенным планом, который обеспечивает ее целостность. Великий философ Платон сказал об этом так: «Всякая речь должна быть составлена, словно живое существо - у нее должно быть тело с головой и ногами, причем
    туловище и конечности должны подходить друг другу и соответствовать целому»
    1
    Еще в античности практики ораторского искусства пришли к выводу о том, что устному выступлению должно предварять составление письменного текста речи.
    Всем малоопытным ораторам А.Ф. Кони рекомендовал написать речь и, тщательно отделав ее в стилистическом отношении, прочитать вслух:
    «Письменное изложение предстоящей речи очень полезно начинающим лекторам и не обладающим резко выраженной способностью к свободной и спокойной речи».
    2
    Представленный в письменном виде текст речи дает возможность ее исправлять, что-то убирать, что-то добавлять.
    Изменилась техника написания речи. Сейчас трудно представить человека, который пишет ручкой на бумаге, причем на одной стороне листа с полями, как еще пару десятилетий назад рекомендовалось в пособиях по ораторскому искусству. Текст речи набирается на компьютере, но суть от этого не меняется.
    Как должна быть построена речь?
    Можно выделить три составляющих успешности и убедительности речи, к которым относятся ее продуманность, последовательность и
    логичность.
    Выступающему следует очень четко обозначить цель своей речи и ее главную мысль, затем последовательно ее развивать и обосновывать. В качестве образца приведем доклад на Рождественских чтениях 2007 г. православного философа В.Н. Тростникова «Метафизика смеха»,
    3
    Первая фраза его выступления звучала так: «Смех... Странный феномен, присущий только человеку и незнакомый остальному животному миру. В чем его суть, где его истоки?».
    Цель ясна – определить суть человеческого смеха и его истоки.
    1
    Платон. Федр.
    odinblago.ru

    platon_4/fedr

    2
    А.Ф. Кони. Советы лекторам. Из неопубликованных заметок. http://az.lib.ru/k/koni_a_f/text_0210.shtml
    3
    Тростников В.Н. Метафизика смеха. http://www.mgarsky-monastery.org/kolokol.php?id=126

    Основной тезис: Смех есть вестник жизни».
    Исток человеческого смеха, его метафизический смысл, он находит в первом смехе младенца, его непроизвольной реакции на бытие во плоти:
    «Засмеявшись вскоре после своего появления на свет, человек соглашается жить в толще материи и потом бесчисленное число раз подтверждает это согласие опять же смехом, переставая смеяться лишь тогда, когда уходит в область смерти, где нет смеха».
    Далее анализируется смех в русском фольклоре, в котором смех есть важнейшая характеристика царства живых, отличающая его от царства мертвых.
    Вывод: «Подлинный смех есть свидетельство миру о его пригодности для жизни, поэтому он есть акт внешнего жизнеутверждения».
    Поэтому засилье на телевидении так называемых сатириков и пародистов, которые изо всех сил смешат публику – ничего общего с человеческим смехом не имеют. Это не смех, а смехачество, уродливое и разрушительное: «Осознав этот могильный смысл, мы должны признать нынешнее массовое смехачество очень опасным социальным явлением».
    Текст выступления последователен и логичен. Главная мысль обоснована. Трудно найти возражения против основных положений речи
    В.Н. Тростникова.
    Как и в любом произведении, в речи должна быть своя драматургия.
    Важно в самом начале выступления привлечь внимание слушателей, заинтересовать их, здесь готовых рецептов нет, задача творческая. Великий оратор А.Ф. Кони в назидание молодым ораторам приводит примеры начала выступлений, сразу же привлекающих внимание слушателей. Как можно начать лекцию о законе всемирного тяготения? Академически? «Закон всемирного тяготения был сформулирован И.Ньютоном на основе законов движения планет, выведенных И.Кеплером в результате эмпирического обобщения астрономических наблюдений Тихо Браге». Фраза эта информативна, но способна ли она привлечь внимание слушателей к
    проблеме тяготения? А.Ф. Кони представляет возможный вариант начала речи: «В Рождественскую ночь 1642 года, в Англии, в семье фермера средней руки была большая сумятица. Родился мальчик такой маленький, что его можно было выкупать в пивной кружке».
    1
    И продолжает: дальше несколько слов о жизни и учении этого мальчика, о студенческих годах, об избрании в члены королевского общества и, наконец, имя самого Ньютона. После этого можно приступить к изложению сущности закона всемирного тяготения.
    Роль этой «пивной кружки» - только в привлечении внимания. А откуда о ней узнать? Надо читать, готовиться, взять биографию Ньютона...
    Четко структурированная речь лучше воспринимается и запоминается слушателям.
    Третий этап – литературная обработка текста. Не следует забывать о различии между письменной и устной речью. Воспроизведение письменной речи без литературной обработки затрудняет ее восприятие слушателями, и многие из них просто перестают слушать. Одна из главных ошибок некоторых студентов состоит в том, что они не могут или не хотят переводить письменную речь в устную форму, а излагают материал книжными фразами.
    Письменную речь, не обработанную литературно, сам выступающий не может запомнить и воспроизвести, а его слушатели воспринять на слух.
    Здесь же, на этом этапе нужно определить уместность тех или иных изобразительных средств речи, продумать, как поддерживать интерес слушателей во время выступления и какими приемами привлечь внимание.
    Четвертый этап – запоминание текста. Речь составлена, ее нужно тем или иным образом запомнить. Как это сделать?
    Заучивать наизусть бесполезно, это не стихи на детском утреннике:
    «Наша Таня громко плачет…».
    1
    А.Ф. Кони. Советы лекторам. Из неопубликованных заметок. http://az.lib.ru/k/koni_a_f/text_0210.shtml

    Требуется свободное владение материалом, а не выученный наизусть текст речи.
    У многих молодых людей возникают трудности с запоминанием информации, что раньше было уделом людей пожилого возраста. Не будем
    подробно рассматривать причины этого явления, которые многообразны и связаны и с питанием, и с образом жизни, и с перегрузками и с обычной человеческой ленью. Для этого рекомендуем обратиться к специальной литературе. Выделим некоторые. Многие студенты стремятся не нагружать свою память, а сразу же искать готовый ответ, нажимая кнопку телефона.
    Есть общий закон – все, что не тренируется – атрофируется. Тренировать нужно не только тело, но и память, постоянно и ежедневно. Например, президент США Т. Рузвельт тренируя память, ежедневно прочитывая по две- три книги, а затем восстанавливая по памяти все детали. И.В.Сталин просматривал или читал по несколько книг в день. Он сам говорил некоторым из посетителей своего кабинета, показывая на свежую пачку книг на своем письменном столе: «Это моя дневная норма — страниц 500».
    1
    В год набегало, таким образом, до тысячи книг.
    Отметим чисто технические приемы запоминания текста.
    1. Распечатать письменный текст и выделить цветом основные положения.
    2. Прочесть и попробовать пересказать текст, сравнить затем с письменным текстом и отметить пропущенные положения.
    3. Запоминать в несколько подходов, повторяя текст, просмотреть текст непосредственно перед выступлением.
    И, наконец, пятый этап – выступлениеперед слушателями.
    В рекламном плакате американской фирмы «Вар дер Зенден», обучающей бизнесменов ораторскому мастерству, написано: «Дважды
    1
    http://www.elitarium.ru/stalin-chtenie-biblioteka-knigi-zhurnaly-avtory-kollekcija-gensek-kreml-istorija/
    человек остается совершенно один: перед самой смертью и перед самым началом публичного выступления».
    1
    От оратора зависит, сумеет ли он заинтересовать слушателей, донести до их сознания свои мысли и. в конечном итоге, привлечь на свою сторону, что удается далеко не всегда, и далеко не всем. Начинающих ораторов может утешить словами американского эссеиста, философа и проповедника Р.У.
    Эмерсона, который заметил, что «Все хорошие ораторы начинали как плохие ораторы»
    2
    . Для того, чтобы стать хорошим оратором, нужна постоянная практика публичных выступлений. Для студентов это означает выступления на семинарских занятиях, конференциях, участие в диспутах и
    «круглых столах», где они могут попробовать себя и в роли выступающих, и в роли слушателей.
    Некоторые ораторы, не имеющие большого опыта выступлений, перед началом речи волнуются, это волнение может сохраняться и во время выступления. Преодолеть волнение очень просто – любое физическое упражнение снимает волнение. Делать приседания в помещении перед выступлением не очень уместно, а вот выйти к трибуне быстрым шагом вполне возможно.
    Снятию волнения способствует психологический настрой, суть которого в исключительной доброжелательности к слушателям и радостного ожидания возможности высказаться (недаром спортсмены психологически настраиваются на победу).
    Бывает и так, что выступающий готов к выступлению, а слушатели – не готовы, переговариваются и занимаются своими делами. Есть много способов привлечь внимание, но существует незыблемое правило: пока не установится тишина, не следует начинать речь.
    Выступление начинается с приветствия и обращения в адрес аудитории, а если выступающий не знаком аудитории, то нужно не забыть
    1
    http://citaty.su/aforizmy-i-citaty-pro-rech
    2
    http://iknigi.net/avtor-e-borohov/36105-enciklopediya-aforizmov-e-borohov/read/page-60.html
    представиться. Формы обращения к аудитории зависят от ситуации выступления: есть официальные формы обращения, которые нельзя произвольно менять, и есть полуофициальные, где выступающему предоставлена определенная свобода выбора обращения. Можно обратиться
    «Уважаемые коллеги», а можно более тепло: «Дорогие коллеги».
    Уже с самых первых слов нужно стремиться к установлению контакта со слушателями, что достигается не только словами, но и невербальными средствами – улыбкой, интонацией и демонстрацией расположения к слушателям, что позволяет вызвать доверие к себе и настроить слушателей на восприятие информации. Контакт с аудиторией нужно поддерживать в течение всего выступления.
    Устная речь – звучащая, поэтому ее восприятие зависит не только от содержания, но и от ее голосового произнесения, воссоздающего образ говорящего, который может вызывать симпатию, а может и наоборот, антипатию у слушателей.
    Знаменитый английский государственный деятель Б. Дизраэли считал, что «голос – важнейшее зеркало характера».
    1
    Голос человека является выражением его личности, он столь же уникален и неповторим, как и отпечатки его пальцев. Культура, богатство личности человека облагораживают его голос. Как отмечает Н.Энкельманн «наш голос, которым мы произносим слова – это рельсы, по которым наши мысли доходят до сознания и подсознания человека. Смысл слова воспринимается на уровне сознания. Звучание же слова воспринимается одновременно на сознательном и подсознательном уровнях, вызывая приятные либо неприятные эмоции и ассоциации»
    2
    Каких только нет эпитетов для характеристики голоса! Голос может быть низким, высоким, гнусавым, резким, теплым, холодным, мелодичным, пронзительным и т.д. Для человека, выступающего с речью, нужно не
    1
    http://itmydream.com/citati/golos/6 2
    Энкельманн Н. Преуспевать с радостью. http://universalinternetlibrary.ru/book/enkelman1/4.shtml
    забывать, что впечатление слушателей от голосового выражения речи переносится и на самого выступающего, и на содержание его речи. В процессе выступления необходимо обращать внимание на высоту голоса, его силу, громкость и тембр.
    Очень высокий голос часто воспринимается слушателями как признак слабости. Низкие голоса кажутся более властными.
    Громкость голоса зависит от социального статуса. Малая громкость голоса в процессе общения чаще всего ассоциируется со сдержанностью, скромностью, нехваткой жизненной силы. Но негромкая речь характерна также и руководителям, поскольку подчиненные прислушиваются к его словам.
    Темп речи должен быть не быстрым и не медленным, не монотонным, а
    «рванным». Во время выступления нужно постоянно менять темп речи и громкость голоса: говорить то быстро, то медленно, то громко, то тихо в зависимости от расстановки логических акцентов в речи, то есть интонационных выделений тех слов и предложений, которые несут особую смысловую нагрузку.
    Выступая, нужно постоянно поддерживать зрительный контакт с аудиторией, сканировать глазами слушателей и отслеживать их реакцию.
    Далеко не все выступающие умеют поддерживать контакт. Например, студенты, выступая на семинарах, смотрят либо в сторону, либо на преподавателя, оставляя слушателей без внимания.
    Поддерживать живую связь со слушателями помогают вопросы, которые вызывают интерес и побуждают слушателей думать над сказанным.
    Если никто из слушателей не ответит, нужно отвечать самому.
    Значительная роль в устном выступлении отводится паузам, которые необходимы в следующих случаях: когда возникает общий гул в аудитории и в случае, когда нужно подчеркнуть важность высказанной мысли. В первом случае нужно руководствоваться идеей героини романа С. Моэма «Театр»
    Джулии Ламберт: если взял паузу, держи ее как можно дольше.

    В завершении приведем слова государственного деятеля, премьер- министра Великобритании, Уинстона Черчилля (1874 - 1965): «Оратор должен исчерпать тему, а не терпение слушателей».
    1
    Контрольные вопрос и задания.
    1. Что такое речь? Какие существуют виды речи?
    2. Какое различие существует между устной и письменной речью?
    3.В каких формах существует язык? Назовите эти формы и дайте им краткую характеристику.
    4. Какие стили существуют в рамках литературного языка?
    5. Что понимается под метаязыком в общении? Приведите примеры использования метаслов и метавыражений.
    6. Какие требования предъявляются к культуре речи?
    7. Какие виды вопросов используются в процессе коммуникации?
    8. Какие основные виды слушания выделяют в литературе по деловому общению?
    9. Что представляет собой активное слушание? Какие этапы в нем выделяют?
    10. Какие типичные ошибки слушания встречаются в процессе общения?
    11. Каким требованиям должна отвечать публичная речь?
    12. Каковы основные этапы классической схемы подготовки публичной речи? Назовите их и дайте характеристику.
    13. Как нужно выступать перед аудиторией?
    Литература.
    1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика. – Ростов н/Д, МарТ,
    2002.
    2. Деловые коммуникации: учебник для бакалавров / под ред. В. П.
    Ратникова. — М.: Юрайт, 2014.
    3. Государственная служба: культура поведения и деловой этикет.
    1
    http://www.ritorika-msk.ru/tsitatyi/

    Учебное пособие / Под общ. ред. Е.В. Охотского. М.: Изд-во РАГС,
    2012.
    4. Жернакова М. Б., Румянцева И. А. Деловые коммуникации: теория и практика. Учебник для бакалавров — М.: Юрайт, 2014.
    5. Зарецкая Е.К.Деловое общение. Учебник. В 2-х т., Т.1. – М.: ДЕЛО,
    2002.
    6. Зельдович Б.З. Деловое общение. – М.: Альфа-Пресс. 2007.
    7. Клюев Е.В. Речевая коммуникация. - М.: Рипол классик, 2002.
    8. Руденко А.М. Деловые коммуникации: учебник.- Ростов-на-Дону.
    Феникс, 2013.
    9. Психология и этика делового общения. Учебник для бакалавров / под ред. В.Н.Лавриненко и Л.И.Чернышовой. 7-е изд. М.: ЮРАЙТ, 2015.
    10. Спивак, В. А. Деловые коммуникации. Теория и практика: учебник для бакалавров — М. : Издательство Юрайт, 2014.

    1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   22


    написать администратору сайта