Главная страница

Протокол 8 от 21. 04. 2021 года рабочая программа дисциплины научные школы и теории современной психологии


Скачать 3.62 Mb.
НазваниеПротокол 8 от 21. 04. 2021 года рабочая программа дисциплины научные школы и теории современной психологии
Дата26.09.2022
Размер3.62 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаRabochie_programmy_disciplin_37.04.01.pdf
ТипПротокол
#696887
страница46 из 49
1   ...   41   42   43   44   45   46   47   48   49
Тема 1. Психоаналитическая теория искусства, феномена творчества и
креативности З. Фрейда.
Психоаналитический взгляд на феномен творчества, его возникновение и развитие.
Креативность как универсальный феномен, характерный для живого. Концепция культуры и искусства З. Фрейда. Работа З.Фрейда «Художник и фантазирование». Фантазия и мифотворчество в концепции З. Фрейда. Патография: взгляд на искусство, художественное творчество как форму невроза. Работа З.Фрейда «Воспоминание Леонардо да Винчи о раннем детстве». Анализ двух картин Леонардо да Винчи: «Мона Лиза» и «Святая Анна, Святая
Мария и Иисус». Критика работы Фрейда о Леонардо. М. Шретер «Две эмпирические заметки о фрейдовском Леонардо». Заслуга З. Фрейда: Психобиографический подход в психоанализе.
Статья о Микеланджело (1914). Взгляд З.Фрейда о возможностях исследования художественного творчества. Практические возможности и ограничения в исследованиях творчества художников.
Тема 2. Концепция художественного творчества М.Кляйн и ее последователей
Концептуальные основы кляйнианской теории о художественном творчестве. Влияние
догенитальных влечений на развитие и торможение творческого потенциала (по
М.Кляйн). Символы и символообразование. Бессознательная фантазия и внутренний мир.
Параноидно - шизоидная и депрессивная позиция. Врожденная зависть - фактор, блокирующий креативность. Благодарность. Приведение первичного процесса в действие для нужд Эго.
Сублимация у З.Фрейда и творчество у М.Клейн. Наследие У. Биона в анализе изобразительного искусства. Коммуникативная сторона проективной идентификации и ее роль в символообразовании. Влияние работ У.Биона на мыслителей, практиков, интересующихся искусством и творчеством. Развитие У. Бионом фрейдовской и кляйнианской метапсихологии и влияние его идей на дискуссию об эстетике, представленную в работах Д. Мельтцера.
Работы У. Биона о шизофрении и творчестве больных шизофренией (50-е годы). Концепция мышления и креативности У. Биона (1962). Сведение У. Бионом воедино искусства и психоанализа. Основа для внутренней психической креативности, по У. Биону, - связь двух психических объектов. Вклад У.Биона в понимание креативности в творческом процессе.
Концепция внутреннего пространства У.Биона, «первичная реальность», или «О». Эстетика
Х.Сегал: бессознательные фантазии и внутренний мир. Творчество «до середины жизни» - поиск идеального объекта; после середины-жизни» - воссоздание более независимого объекта.
Колебание между параноидно - шизоидной фрагментацией и депрессивной реинтеграцией - необходимая часть творческой жизни. «Красивый» - «всего лишь одна из категорий эстетического удовлетворения». Статичный, внутренний элемент в красоте - проявление инстинкта смерти. Разработка концепции «эстетического конфликта» - Д. Мельтцер.
Использование художественным критиком П. Фуллером разработок Британской школы, в частности, идей У. Биона (наряду с идеями Милнера, Райкрофта и Винникотта) в анализе американской абстрактной живописи (Р. Наткин и М. Ротко).
Тема 3. Влияние объектных отношений на художественное творчество
Психоаналитическое понимание творчества в работах Ф.Гринейкер, Р.Симонса.
Внутренний миртворческой личности, ее травмы, запреты и конфликты в ранних отношениях с матерью. Влияние сексуальности на творческий процесс. Концепция Д. Винникотта: феномены переходного пространства и переходного объекта как начало творческой жизни индивида. Игра
и фантазирование как продолжение концепции переходных феноменов. Акцент Д.
Винникотта на креативности повседневной жизни, а не на особом художественном достижении и его ценности. Концепция переходного пространства творчества в современной
психоаналитической теории. Значение материнского и отцовского начала в творчестве
художника (Д. МакДугалл). Оральность и анальность и ее значение в творчестве художника.
«Семейный роман» художника (Ф.Гринейкер). Экстернализация объектных отношений как проекция в художественном творчестве.
Тема 4. Психоаналитический взгляд о влиянии индивидуальных особенностей на
развитие художественного творчества.
Психоаналитическое обоснование влияния индивидуальных особенностей на развитие художественных творческих способностей. Детство художника и творчество. Роль семейного романа в происхождении таланта. Детское психосексуальное развитие. Травма от ранней потери объекта и ее проявление в творчестве. Роль насилия в творчестве. Сексуальная идентичность, травма и креативность (Д.МакДугалл). Гендерный аспект: женщина как художник, мужчина как художник.
Тема 5. Психобиографический подход в психоанализе к исследованиям
художественного творчества.
Психоаналитическое исследование биографических сведений и произведений великих художников. Психобиографический подход в психоанализе. З .Фрейд: статья о Микеланджело, очерк о Леонардо да Винчи. Психоаналитическое исследование жизни и творчества Марка
Шагала. Описание жизни и художественного творчества Винсента Ван Гога. Креативность и симбиоз в творчестве Ван Гога. Любовь и сексуальность в жизни Ван Гога. Суицид Ван Гога, психогенетические механизмы. Психоаналитическое исследование творчества Пикассо.
Психоаналитическое исследование творчества Сальвадора Дали.
Тема 6. Художественное творчество больных шизофренией и его отношение к
современному искусству.
Художественное творчество больных шизофренией и его отношение к современному искусству. История изучения творчества душевнобольных (Ч. Ломброзо, Я.М. Коган).
Своеобразие художественного творчества больных – своеобразие их дефекта: стереотипии типа
«моторной разрядки», стереотипии навыков, стереотипии воспоминаний. Значение иллюзии.
Психиатрическая тематика в живописи и графике (Лемке). Фрагментация, деформация тела, расщепление. Особенности изображения глаз в патологическом творчестве. Значение иллюзии в абстрактном искусстве. Иллюзия у Наткина. Смешивание цветов и организация форм в мерцающей, иллюзорной пленке на сетчатке, как поиск ограничивающей мембраны. Картина как «контейнирующая матка», по Эренцвейгу (1967). «Картина как тело», по Уолгейму.
Соотношение сознательного и бессознательного в творчестве художников (картины Сезанна).
Работа Ю. Кристевой «Восторг Джотто» (1988). Творчество Энди Уорхола, как подход не только к личности художника, его нарциссизму, но и к бессознательному целой эпохи.
5. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы
обучающихся по дисциплине
Самостоятельная работа студентов осуществляется в виде изучения оригинальных работ
З.Фрейда и других психоаналитиков (М.Кляйн, О.Кернберг, Г. Габбард, А. Сабаддини и др.), известных личностей в истории исследования художественного творчества и искусства
(К.Метц, Ю.Кристева и др.), а также просмотров тематических документальных и художественных фильмов.
Цель такой работы – ознакомление студентов с историей развития исследований художественного творчества в психоанализе и искусстве, основными направлениями психоаналитической тематики в современном художественном творчестве, с выработкой навыков работы с текстами, просмотренными работами художников и собственным мышлением и поведением.
Предполагается проведение текущего контроля в форме выступлений на семинарах, коллоквиумах, участия в дискуссиях.

Подготовка к зачету
На зачете должно быть представлено исследование того или иного художественного произведения известного художника либо его творчества в связи с теми или иными психоаналитическими концепциями в письменном виде, которое будет считаться зачетной работой.
Пример психоаналитического исследования художественного произведения и творчества художника будет дан на лекциях.
Задание для самостоятельной работы:провести психоаналитическое исследование художественного произведения (или психобиографическое исследование творчества художника) (по выбору).
Полученный материал осмыслить и письменно проанализировать в соответствии с теми или иными психоаналитическими концепциями. Материал может быть изложен в свободной форме, но обязательно структурирован.
Объем исследования: 7-10 страниц текста. Ссылки на литературу в тексте обязательны, список используемой литературы по требованиям ГОСТ. В заключительной части обязательно прописывается личная позиция автора к исследуемой им теме.
Выполненное задание высылается за 2 недели до начала экзаменационной сессии на проверку преподавателю.
Слушатели, не приславшие задание до начала экзаменационной сессии, к зачету не допускаются.
Исследование должно быть представлено как в письменной форме, так и в форме доклада и презентации на зачете.
6. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля, промежуточной
аттестации обучающихся по дисциплине
Приложение № 1
7. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения
дисциплины
а) основная литература:
1. Энциклопедия глубинной психологии. Т.I. Зигмунд Фрейд: жизнь, работа, наследие /
Юрген Шайдт фом, Хайнц Рудольф, Гротьян Мартин [и др.] ; перевод В. В. Белов [и др.] ; под редакцией А. М. Боковикова. — 2-е изд. — Москва : МГ Менеджмент, 2019. — 794 c. — ISBN
5-89837-002-1 (т.1), 5-89837-001-3, 3-407-83039-4 (нем.). — Текст : электронный // Электронно- библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/88274.html

Режим доступа: для авторизир. пользователей
2. Энциклопедия глубинной психологии. Т.II. Новые направления в психоанализе.
Психоанализ общества. Психоаналитическое движение. Психоанализ в Восточной Европе /
Бистер Вольфганг, Клювер Карл, Шюпп Дитер [и др.] ; перевод В. В. Белов [и др.] ; под редакцией А. М. Боковикова. — 2-е изд. — Москва : Когито-Центр, МГМ, 2019. — 750 c. —
ISBN 5-89353-034-9 (т.2), 5-89837-004-8 (т.2), 5-89837-00103, 3-407-83040-8. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/88273.html
— Режим доступа: для авторизир. пользователей
3. Энциклопедия глубинной психологии. Т.III. Последователи Фрейда / Бессер Роланд,
Герберт Вальдхорн Ф., Ризенберг Рут [и др.] ; перевод А. М. Боковиков ; под редакцией А. М.
Боковикова. — 2-е изд. — Москва : Когито-Центр, МГМ, 2019. — 415 c. — ISBN 5-89353-071-3
(т.3), 5-89837-005-6 (т.3), 5-89837-001-3, 3-40778304116. — Текст : электронный // Электронно-
библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/88275.html

Режим доступа: для авторизир. пользователей
б) дополнительная литература:
1. Лейбин, В. М. Психоаналитическая традиция и современность / В. М. Лейбин. — Москва
: Когито-Центр, 2012. — 408 c. — ISBN 978-5-89353-369-9. — Текст : электронный //
Электронно-библиотечная система
IPR
BOOKS
:
[сайт].

URL: http://www.iprbookshop.ru/15293.html
— Режим доступа: для авторизир. пользователей
2. Зимин, В. А. Психоанализ и искусство / В. А. Зимин, И. М. Кадыров, А. В. Казанская ; составители Е. А. Спиркина. — Москва : Когито-Центр, 2011. — 176 c. — ISBN 978-5-89353-
336-1. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. —
URL: http://www.iprbookshop.ru/15591.html
— Режим доступа: для авторизир. пользователе
3. Ежегодник по психотерапии и психоанализу. 2013 / Т. В. Грачёва, В. А. Зимин, Н. М.
Бекетова [и др.] ; под редакцией К. В. Ягнюк. — Москва : Когито-Центр, 2013. — 224 c. —
ISBN 978-5-89353-403-0. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR
BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/32128.html
— Режим доступа: для авторизир. пользователей
4. Фрейд З. Хрестоматия. Том 3 : изобразительное искусство и литература / Фрейд Зигмунд
; перевод А. М. Боковиков. — Москва : Когито-Центр, 2016. — 312 c. — ISBN 978-5-89353-470-
2. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/51975.html
— Режим доступа: для авторизир. пользователей
8. Перечень ресурсов сети Интернет, необходимых для освоения дисциплины
Электронно-библиотечная система IPRbooks http://www.iprbookshop.ru/
- электронно-библиотечный ресурс http://www.gumer.info
Электронная библиотека Гумер http://psyjournal.ru/
Журнал практической психологии и психоанализа http://www.spp.org.ru
Общество психоаналитической психотерапии http://www.rps-arbat.ru/
- Русское психоаналитическое общество http://www.e-psy.ru/html/archive/ - Библиотека: психоанализ, психотерапия, сексология.
http://www.koob.ru/psychoanalis
- книги по психологии и психоанализу http://klex.ru/
- книги по психологии и психоанализу
9. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Дисциплина «Психоаналитические исследования художественного творчества» направлена на формирование у студентов знаний об особенностях развития взаимодействия между психоанализом и кино, их динамическом и противоречивом взаимовлиянии, о специфике психоаналитических методов, использованных кинематографом. Для лучшего усвоения материала дисциплины необходимо, кроме лекционных занятий, больше внимания уделять интерактивным формам обучения, таким как, дискуссии, дебаты и коллоквиумы. Они направлены на активное освоение знаний в ходе совместного обсуждения спорных вопросов, развитие навыков публичного выступления и умения аргументировать свою точку зрения в дискуссии и проверку контроля усвоения учебного материала в виде собеседования преподавателя со студентами (коллоквиум).
Распределение учебного материала курса предполагает рассмотрение практически всех тем, как на лекциях, так и на практических занятиях. На лекциях преподаватель в основном уделяет внимание передаче соответствующего объема знаний и формированию категориального аппарата. На практических занятиях происходит обсуждение наиболее спорных, проблемных вопросов в рамках рассматриваемых тем.

Изучение учебной дисциплины «Психоаналитические исследования художественного творчества» предполагает овладение студентами текстами лекций, учебников и справочных материалов, творческую активную работу в ходе выступления на семинарских занятий, а также систематическое выполнение заданий по изучаемой проблематики.
Основной целью практических занятий является контроль за степенью усвоения пройденного материала, ходом выполнения студентами самостоятельной работы и рассмотрение наиболее сложных и спорных вопросов. Для успешного освоения материала курса «Психоаналитические исследования художественного творчества», подготовки докладов студентам в обязательном порядке необходимо знакомиться с первоисточниками и методическими пособиями по данной дисциплине, а также самостоятельным просмотром тематических художественных и документальных фильмов и самостоятельным изучением художественного творчества тех или иных художников.
10. Перечень лицензионного программного обеспечения
и современных профессиональных баз данных и информационных справочных систем
Программное обеспечение:
Microsoft Windows
Microsoft Office
Kaspersky Endpoint Security
LibreOffice/OpenOffice
Adobe Acrobat Reader
Электронно-библиотечная система IPRbooks
Программа управления автоматизированной информационной системой дистанционного синхронного и асинхронного обучения «InStudy»
Перечень современных профессиональных баз данных и информационных справочных
систем
Портал психологических изданий PsyJournal.ru
Открытый портал информационных ресурсов (научных статей, сборников работ и монографий по различным направлениям психологии)
http://psyjournals.ru/
Научная электронная библиотека eLibrary.ru - Российский индекс научного цитирования
(РИНЦ)
Открытый портал информационных ресурсов (научных статей, сборников работ и монографий по различным направлениям наук)
https://elibrary.ru/project_risc.asp
Сайт научного журнала «Методология и история психологии»
Открытый портал информационных ресурсов (научных статей и монографий) по истории и методологии психологии.
http://mhp-journal.ru/rus/News
Сайт научного журнал «Психологические исследования»
Междисциплинарный научный психологический журнал, публикующий оригинальные статьи по различным отраслям психологии и смежных наук. Сайт функционирует как открытый информационный портал.
http://psystudy.ru/
Сайты ведущих отечественных научно-исследовательских и образовательных организаций в области психологии
В открытом доступе предоставлен доступ к текстам авторефератов и рукописей диссертаций на соискание ученых степеней кандидатов и докторов психологических наук по разным специальностям.
Институт психологии РАН
http://ipras.ru/cntnt/rus/media/on-layn-bibliote/Avtorefera/avtorefera10.html http://ipras.ru/cntnt/rus/top_menu_rus/avtorefera11.html
Психологический институт РАО
https://www.pirao.ru/science/dissertation-committee/thesis-presentations/
Сайт Профессиональной Психотерапевтической Лиги http://www.oppl.ru/
Сайт Российского психологического общества рпо.рф
Сайт Американской психологической ассоциации (American Psychological Association)
http://www.apa.org/
Академия Google
Поисковая система научной информации https://scholar.google.ru
База данных научных журналов на английском языке ScienceDirect
Открытый доступ к метаданным научных статей по различным направлениям наук http://www.sciencedirect.com/
База данных научных журналов на английском языке SAGE Journals
Открытый доступ к метаданным научных статей по различным направлениям наук http://journals.sagepub.com/
Материалы по психологии Psychology OnLine.Net http://www.psychology-online.net/
11. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления
образовательного процесса по дисциплине
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Специализированная мебель, оборудование и технические средства обучения: столы для обучающихся, стулья, рабочее место преподавателя, мультимедийный проектор, экран, ноутбук с выходом в Интернет, магнитномаркерная доска, фломастеры.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Специализированная мебель, оборудование и технические средства обучения: стулья с пюпитром для обучающихся, рабочее место преподавателя, мультимедийный проектор, экран, ноутбук с выходом в Интернет, магнитномаркерная доска, фломастеры, видеокамера.
Наборы демонстрационного оборудования и учебно-наглядных пособий, обеспечивающие тематические иллюстрации, соответствующие рабочим программам дисциплин:
Электронные презентации и плакаты по психологии и педагогике
Помещение для самостоятельной работы
Столы для обучающихся, стулья, мультимедийный проектор, экран, ноутбуки с выходом в
Интернет и доступом в ЭИОС, гарнитура, магнитномаркерная доска, фломастеры.
12. Методические рекомендации по организации аудиторной и самостоятельной
работы студентов с применением дистанционных образовательных технологий
Дисциплина «Психоаналитические исследования художественного творчества» направлена на формирование у студентов знаний об особенностях развития взаимодействия между психоанализом и кино, их динамическом и противоречивом взаимовлиянии, о специфике психоаналитических методов, использованных кинематографом. Для лучшего усвоения материала дисциплины необходимо, кроме лекционных занятий, больше внимания уделять интерактивным формам обучения, таким
как, дискуссии, дебаты, коллоквиумы. Они направлены на активное освоение знаний в ходе совместного обсуждения спорных вопросов, развитие навыков публичного выступления и умения аргументировать свою точку зрения в дискуссии и проверку контроля усвоения учебного материала в виде собеседования преподавателя со студентами
(коллоквиум).
Распределение учебного материала курса предполагает рассмотрение практически всех тем, как на лекциях, так и на практических занятиях. На лекциях преподаватель в основном уделяет внимание передаче соответствующего объема знаний и формированию категориального аппарата. На практических занятиях происходит обсуждение наиболее спорных, проблемных вопросов в рамках рассматриваемых тем.
Изучение учебной дисциплины «Психоаналитические исследования художественного творчества» предполагает овладение студентами текстами лекций, учебников и справочных материалов, творческую активную работу в ходе выступления на семинарских занятий, а также систематическое выполнение заданий по изучаемой проблематики.
Основной целью семинарских занятий является контроль за степенью усвоения пройденного материала, ходом выполнения студентами самостоятельной работы и рассмотрение наиболее сложных и спорных вопросов.
Для успешного освоения материала курса «Психоаналитические исследования художественного творчества», подготовки докладов студентам в обязательном порядке необходимо знакомиться с первоисточниками и методическими пособиями по данной дисциплине, а также самостоятельным просмотром тематических художественных и документальных фильмов.

Приложение 1
к рабочей программе дисциплины
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования и шкал
оценивания
1.1. Описание показателей компетенций

Код
Название компетенции
Знать
Уметь
Владеть
1
ОК-3
готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала
1. предпосылки возникновения, историю становления и этапы развития основных психоаналитических концепций исследования художественного творчества в классическом и прикладном психоанализе;
2. методологические основы, основные теоретические понятия и категории современных представлений о природе художественного творчества и личности художника в клиническом и прикладном психоанализе, в культурологии и в истории искусства;
3. специфику отражения психоаналитической теории классического и прикладного психоанализа, психоаналитической психопатологии, тематики травмы, утраты и потерь и их проработки в художественном творчестве индивидуальных художников.
1. ориентироваться в системе историко- культурного и социально- психологического знания, аналитически и критически подходить к изучению и освоению трудов известных теоретиков и практиков клинического и прикладного психоанализа в области исследования художественного творчества и его влияния на личность;
2. использовать теоретический материал дисциплины в дальнейшей научно-исследовательской деятельности, а также в практической работе;
3. применять требования профессиональной этики при проведении экспериментальных психоаналитических клинических и прикладных исследований, при использовании методов исследования художественного творчества в современной социокультурной реальности в работе с семьями, детьми, подростками и взрослыми.
1. концептуальными основами и категориальным аппаратом различных тематических направлений, представленных в современном искусстве, художественном творчестве, клиническом и прикладном психоанализе;
2. практическими знаниями о специфике применения различных психоаналитических методов, наиболее часто используемых при исследовании художественного творчества в клиническом и прикладном психоанализе
(психоаналитическое интервью, опрос, кросс- культурные исследования, устная история, изучение клинических случаев, психобиографический метод).
2
ПК-
3
способностью анализировать базовые механизмы психических процессов, состояний и индивидуальных различий с учетом антропометрических, анатомических и физиологических параметров жизнедеятельности человека в фило-, социо- и онтогенезе

основные законы психоанализа и метод свободных ассоциаций как способ получения знаний о психической деятельности человека;

состояния и индивидуальные различия с учетом антропометрических, анатомических и физиологических параметров жизнедеятельности человека;
4. анализировать базовые механизмы функционирования и развития психофизиологических основ психики;
5. анализировать взаимоотношения бессознательного и сознания и находить пути, по которым бессознательное передает свои
«послания» сознанию.
методом свободных ассоциаций как способом получения знаний о психической деятельности человека;
навыками анализа образов литературных героев с целью психоаналитического исследования жизнедеятельности личности.

1.2. Описание уровней, критериев и шкалы оценивания компетенций
Уровни сформированности
компетенций
Шкала оценивания
Критерии оценивания
НЕДОСТАТОЧНЫЙ
Неудовлетворительно / не зачтено
Обучаемый продемонстрировал: неправильные ответы на основные вопросы; грубые ошибки в ответах; непонимание сущности излагаемых вопросов; неуверенные и неточные ответы на дополнительные вопросы; не владеет основной литературой, рекомендованной учебной программой. Учебные действия и умения не сформированы.
ПОРОГОВЫЙ
Удовлетворительно / зачтено
Обучаемый продемонстрировал: твердые знания и понимание основного программного материала; правильные, без грубых ошибок, ответы на поставленные вопросы при устранении неточностей и несущественных ошибок в освещении отдельных положений при наводящих вопросах преподавателя; недостаточно полное владение основной литературой, рекомендованной учебной программой.
Учебные действия и умения сформированы в неполном объеме, и характеризуются осознанностью, освоенностью, самостоятельностью со стороны обучающегося.
БАЗОВЫЙ
Хорошо / зачтено
Оценка «хорошо» выставляется студенту, если он демонстрирует полное знание программного материала, грамотно и по существу излагает его, не допуская существенных неточностей. Учебные действия и умения сформированы в полном объеме, характеризуются осознанностью, но не отличаются обобщенностью и инициативностью.
ПОВЫШЕННЫЙ
Отлично / зачтено
Обучаемый продемонстрировал: глубокие исчерпывающие знания и понимание программного материала; содержательные, полные, правильные и конкретные ответы на все вопросы, включая дополнительные, четко и логически стройно излагает свою позицию, умеет тесно увязывать теорию с практикой; свободное владение основной и дополнительной литературой, рекомендованной учебной программой. Учебные действия и умения сформированы в полном объеме, и характеризуются высоким уровнем осознанности, освоенности, обобщенности, самостоятельности и инициативности со стороны обучающегося.
4. Этапы формирования компетенций и их частей в рамках освоения дисциплины и описание оценочных
средств

п/п
Контролируемые части
компетенции (знания,
умения, навыки,
способности к какой-либо
деятельности)
Код
контролируемой
компетенции
Контролируемые
разделы (темы)
дисциплины в
разрезе этапов
формирования
компетенций и/или
их частей
Наименование
оценочного
средства для
текущего
контроля
Наименование
оценочного
средства для
промежуточной
аттестации
1
Знание предпосылок возникновения, истории становления и этапов развития основных психоаналитических концепций исследования художественного творчества в классическом и прикладном психоанализе;
ОК-3
Тема 1.
Психоаналитическая теория искусства,
феномена творчества и креативности З.
Фрейда.
1.вопросы к
практическим
занятиям
2. устный опрос
3.реферат
4. коллоквиум
Вопросы к
зачету
Тема 2. Концепция художественного творчества М.Кляйн и ее последователей.
1.вопросы к
практическим
занятиям
2. устный опрос
3.реферат
4. коллоквиум
Вопросы к
зачету
2
Знание методологических основ, основных теоретических понятий и категорий современных представлений о природе художественного творчества и личности художника в клиническом и прикладном психоанализе, в культурологии и в истории искусства;
ОК-3
Тема 3. Влияние объектных отношений на художественное творчество
1.вопросы к
практическим
занятиям
2. устный опрос
3.реферат
4. коллоквиум
Вопросы к
зачету
Тема 4.
Психоаналитический взгляд о влиянии индивидуальных особенностей на развитие художественного творчества
1.устный опрос
2. задания для
самостоятельной
работы
3. коллоквиум
5. дискуссия
Вопросы к
зачету

3
Знание специфики отражения психоаналитической теории классического и прикладного психоанализа, психоаналитической психопатологии, тематики травмы, утраты и потерь и их проработки в художественном творчестве индивидуальных художников.
ОК-3
Тема 5.
Психобиографический подход в психоанализе к исследованиям художественного творчества.
Тема 6.
Художественное творчество больных шизофренией и его отношение к современному искусству.
1.вопросы к
практическим
занятиям
2. устный опрос
3.реферат
4. коллоквиум
5. эссе.
Вопросы к
зачету
4
Знание основные законы психоанализа и метод свободных ассоциаций как способ получения знаний о психической деятельности человека;
ПК-3
Тема 1.
Психоаналитическая теория искусства, феномена творчества и креативности З.
Фрейда.
1.вопросы к
практическим
занятиям
2. устный опрос
3.реферат
4. коллоквиум
Вопросы к
зачету
Тема 2. Концепция художественного творчества М.Кляйн и ее последователей.
1.вопросы к
практическим
занятиям
2. устный опрос
3.реферат
4. коллоквиум
Вопросы к
зачету
5
Знание состояния и индивидуальные различия с учетом антропометрических, анатомических и физиологических параметров жизнедеятельности человека;
ПК-3
Тема 4.
Психоаналитический взгляд о влиянии индивидуальных особенностей на развитие художественного творчества
1.устный опрос
2. задания для
самостоятельной
работы
3. коллоквиум
5. дискуссия
Вопросы к
зачету
6
Умение ориентироваться в системе историко-культурного и социально- психологического знания, аналитически и критически подходить к изучению и освоению трудов известных теоретиков и практиков клинического и прикладного психоанализа в области исследования художественного творчества и его влияния на личность
ОК-3
Тема 1.
Психоаналитическая теория искусства, феномена творчества и креативности З.
Фрейда.
Тема 2. Тема 2. Концепция художественного творчества
М.Кляйн и ее последователей
1 .устный опрос
2. задания для
самостоятельной
работы
3. коллоквиум
4. дискуссия
5. практические
занятия
6. эссе
Вопросы к
зачету
7
Умение использовать теоретический материал дисциплины в дальнейшей научно-исследовательской деятельности, а также в практической работе.
ОК-3
Тема 3. Влияние объектных отношений на художественное творчество.
1.вопросы к
практическим
занятиям
2. устный опрос
3.реферат
4. коллоквиум
5. эссе
Вопросы к
зачету
8
Умение применять требования профессиональной этики при проведении экспериментальных психоаналитических клинических и прикладных исследований, при использовании методов исследования художественного творчества в современной социокультурной реальности в работе с семьями, детьми, подростками и взрослыми.
ОК-3
Тема 4.
Психоаналитический взгляд о влиянии индивидуальных особенностей на развитие художественного творчества
Тема 6.
Художественное творчество больных шизофренией и его отношение к современному искусству.
1.вопросы к
практическим
занятиям
2. устный опрос
3.реферат
4. коллоквиум
5. практические
занятия
6. эссе
Вопросы к
зачету

9
Умение анализировать базовые механизмы функционирования и развития психофизиологических основ психики;
ПК-3
Тема 3. Влияние объектных отношений на художественное творчество
1.вопросы к
практическим
занятиям
2. устный опрос
3.реферат
4. коллоквиум
Вопросы к
зачету
10
Умение анализировать взаимоотношения бессознательного и сознания и находить пути, по которым бессознательное передает свои «послания» сознанию.
ПК-3
Тема 5.
Психобиографический подход в психоанализе к исследованиям художественного творчества.
1.вопросы к
практическим
занятиям
2. устный опрос
3.реферат
4. коллоквиум
5. эссе.
6. практическое
занятие
Вопросы к
зачету
11
Владение концептуальными основами и категориальным аппаратом различных тематических направлений, представленных в современном клиническом и прикладном психоанализе
ОК-3
Тема 3. Влияние объектных отношений на художественное творчество, в
1.устный опрос
2. задания для
самостоятельной
работы
3. коллоквиум
5. дискуссия
Вопросы к
зачету
12
Владение практическими знаниями о специфике применения различных психоаналитических методов, наиболее часто используемых при исследовании художественного творчества в клиническом и прикладном психоанализе
(психоаналитическое интервью, опрос, кросс- культурные исследования, устная история, изучение клинических случаев, психобиографический метод).
ОК-3
Тема 5.
Психобиографический подход в психоанализе к исследованиям художественного творчества.
Тема 6.
Художественное творчество больных шизофренией и его отношение к современному искусству.
1.устный опрос
2. задания для
самостоятельной
работы
3. коллоквиум
5. дискуссия
6. практическое
занятие
7. эссе
Вопросы к
зачету
13
Владение методом свободных ассоциаций как способом получения знаний о психической деятельности человека;
ПК-3
Тема 5.
Психобиографический подход в психоанализе к исследованиям художественного творчества.
Тема 6.
Художественное творчество больных шизофренией и его отношение к современному искусству.
1.устный опрос
2. задания для
самостоятельной
работы
3. коллоквиум
4. дискуссия
5. практическое
занятие
6. эссе
Вопросы к
зачету
14
Владение навыками анализа образов литературных героев с целью психоаналитического исследования жизнедеятельности личности.
ПК-3
Тема 5.
Психобиографический подход в психоанализе к исследованиям художественного творчества.
Тема 6.
Художественное творчество больных шизофренией и его отношение к современному искусству.
1.устный опрос
2. задания для
самостоятельной
работы
3. коллоквиум
4. дискуссия
5.практическое
занятие
6. эссе
Вопросы к
зачету
2.Типовые задания для оценки знаний, умений и навыков, сформированных в рамках изучения
дисциплины
2.1 Тематика практических занятий

107.1.1
Тема 1. Художественное творчество и фантазирование.
107.1.2
Тема 2. Современный психоанализ о роли и значении художественного творчества.
107.1.3
Тема 3. Методологические психоаналитические подходы к исследованию художественного творчества.
107.1.4
Тема 4. История развития психоаналитических исследований художественного творчества.
107.2
Тема 5. Психоаналитический анализ художественного творчества П.Пикассо (по избранным работам).
107.3
Тема 6. Психоаналитический анализ характеров художников (по документальному фильму
«Семья художников – Woodmans»).
107.4
Тема 7. Психоаналитический анализ работ художника-абстракциониста В.Кандинского.
107.5
Тема 8. Значение иллюзии в работах больных шизофренией и художников- абстракционистов.
107.6
Тема 9. Психоаналитическое исследование творчества и личности известных деятелей искусства (Ван Гог, Сальвадор Дали). Слушатель может по своему желанию выбрать для написания исследования какого-либо другого художественного деятеля, и проанализировать его личность и историю развития. При подготовке материала обдумывается и прописывается методологическая основа психоаналитического исследования. Подготовленная работа обсуждается в группе.
107.7
2.1.1 Критерии оценивания работы студентов на практических занятиях
Оценка «отлично» выставляется, если студент активно работает в течение всего практического занятия, дает полные ответы на вопросы преподавателя в соответствии с планом практического занятия и показывает при этом глубокое овладение лекционным материалом, знание соответствующей литературы и законодательства, способен выразить собственное отношение по данной проблеме, проявляет умение самостоятельно и аргументированно излагать материал, анализировать явления и факты, делать самостоятельные обобщения и выводы, правильно выполняет учебные задачи.
Оценка «хорошо» выставляется при условии: студент активно работает в течение практического занятия, вопросы освещены полно, изложения материала логическое, обоснованное фактами, со ссылками на соответствующие нормативные документы и литературные источники, освещение вопросов завершено выводами, студент обнаружил умение анализировать факты и события, а также выполнять учебные задания. Но в ответах допущены неточности, некоторые незначительные ошибки, имеет место недостаточная аргументированность при изложении материала, четко выраженное отношение студента к фактам и событиям.
Оценка «удовлетворительно» выставляется в том случае, когда студент в целом овладел сути вопросов по данной теме, обнаруживает знание лекционного материала, законодательства и учебной литературы, пытается анализировать факты и события, делать выводы и решать задачи. Но на занятии ведет себя пассивно, отвечает только по вызову преподавателя, дает неполные ответы на вопросы, допускает грубые ошибки при освещении теоретического материала.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется в случае, когда студент обнаружил несостоятельность осветить вопрос вопросы освещены неправильно, бессистемно, с грубыми ошибками, отсутствуют понимания основной сути вопросов, выводы, обобщения.
2.2 Темы эссе
Цель написания эссе заключается в побуждении к размышлению по заданной теме.
1   ...   41   42   43   44   45   46   47   48   49


написать администратору сайта