Главная страница

Протокол 8 от 21. 04. 2021 года рабочая программа дисциплины научные школы и теории современной психологии


Скачать 3.62 Mb.
НазваниеПротокол 8 от 21. 04. 2021 года рабочая программа дисциплины научные школы и теории современной психологии
Дата26.09.2022
Размер3.62 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаRabochie_programmy_disciplin_37.04.01.pdf
ТипПротокол
#696887
страница47 из 49
1   ...   41   42   43   44   45   46   47   48   49
Тема 1. Психоаналитическое исследование биографических сведений и произведений великих художников (на выбор).
Тема 2. Психиатрическая тематика в живописи и графике (Лемке).
Тема 3. Психоаналитическое исследование жизни и творчества Марка Шагала (либо другого художника на выбор).
Тема 4. Замещающий ребенок и мертвость в творчестве С.Дали.
2.2.1 Критерии и показатели оценки эссе
Знание и понимание теоретического материала – максимальная оценка 3 балла:
- определяет рассматриваемые понятия четко и полно, приводя соответствующие примеры;
- используемые понятия строго соответствуют теме;
- самостоятельность выполнения работы.
Анализ и оценка информации – максимальная оценка 3 балла:
- грамотно применяет категории анализа;
- умело использует приемы сравнения и обобщения для анализа взаимосвязи понятий и явлений;
- способен объяснить альтернативные взгляды на рассматриваемую проблему и прийти к сбалансированному заключению;

- диапазон используемого информационного пространства (студент использует большое количество различных источников информации);
- обоснованно интерпретирует текстовую информацию с помощью графиков и диаграмм;
- дает личную оценку проблеме.
Построение суждений – максимальная оценка 3 балла:
- ясность и четкость изложения;
- логика структурирования доказательств
- выдвинутые тезисы сопровождаются грамотной аргументацией;
- приводятся различные точки зрения и их личная оценка.
- общая форма изложения полученных результатов и их интерпретации соответствует жанру проблемной научной статьи.
Оформление работы – максимальная оценка 3 балла:
- работа отвечает основным требованиям к оформлению и использованию цитат;
- соблюдение лексических, фразеологических, грамматических и стилистических норм русского литературного языка;
- оформление текста с полным соблюдением правил русской орфографии и пунктуации;
- соответствие формальным требованиям.
Максимальное количество баллов за эссе – максимальная оценка 12 баллов.
2.2.2 Шкала оценивания эссе
Оценка
Кол-во баллов
Отлично
11-12 баллов
Хорошо
8-10 баллов
Удовлетворительно
6-7 баллов
Неудовлетворительно
5 и менее баллов
2.3 Тематика рефератов по дисциплине
Тема 1. Психоаналитическое обоснование влияния индивидуальных особенностей на развитие художественных творческих способностей.
Тема 2. Детство художника и творчество.
Тема 3. Роль семейного романа в происхождении таланта.
Тема 4. Детское психосексуальное развитие и художественное творчество.
Тема 5. Травма от ранней потери объекта и ее проявление в творчестве.
Тема 6. Роль насилия в творчестве.
Тема 7. Сексуальная идентичность, травма и креативность (по Д.МакДугалл).
Тема 7. Гендерный аспект в художественном творчестве.
Тема 8. Женщина как художник.
Тема 9. Мужчина как художник.
Тема 10. Психоаналитическое исследование художественного творчества душевнобольных.
3.3.2 Критерии и показатели оценки реферата
Критерии
Показатели
Новизна реферированного теста
Макс. - 3 балла
- актуальность проблемы и темы;
- новизна и самостоятельность в постановке проблемы;
- наличие авторской позиции, самостоятельность суждений
Степень раскрытия сущности проблемы
Макс. - 3 балла
- соответствие плана теме реферата;
- соответствие содержания теме и плану реферата;
- полнота и глубина раскрытия основных понятий проблемы;
- умение работать с литературой, систематизировать и структурировать материал;
- умение обобщать, сопоставлять различные точки зрения по рассматриваемому вопросу, аргументировать основные положения и выводы
Обоснованность выбора источников
Макс. - 3 балла
- круг, полнота использования литературных источников по проблеме
Соблюдение требований к оформлению, грамотность
Макс. - 3 балла
- правильное оформление ссылок на используемую литературу;
- грамотность и культура изложения, отсутствие орфографических и синтаксических ошибок
- соблюдение требований к оформлению и объему реферата
Максимальный балл за данную контрольную точку составляет 12 баллов.

2.3.1 Шкала оценивания реферата
Оценка
Кол-во баллов
Отлично
11-12 баллов
Хорошо
8-10 баллов
Удовлетворительно
6-7 баллов
Неудовлетворительно
5 и менее баллов
2.4 Тематика докладов
Тема 1. Концептуальные основы кляйнианской теории о художественном творчестве.
Тема 2.
Влияние догенитальных влечений на развитие и торможение творческого потенциала
(по М.Кляйн).
Тема 3. Символы и символообразование в художественном творчестве.
Тема 4. Бессознательная фантазия и внутренний мир в художественном творчестве.
Тема 5. Врожденная зависть - фактор, блокирующий креативность.
Тема 6. Наследие У. Биона в анализе изобразительного искусства.
Тема 7. Влияние работ У.Биона на мыслителей, практиков, интересующихся искусством и творчеством.
Тема 8. Развитие У. Бионом фрейдовской и кляйнианской метапсихологии и влияние его идей на дискуссию об эстетике, представленную в работах Д. Мельтцера.
Тема 9. Работы У. Биона о шизофрении и творчестве больных шизофренией (50-е годы).
Тема 10. Психоаналитическое понимание творчества в работах Ф.Гринейкер, Д.Винникотта.
2.4.1 Критерии и шкала оценки выступлений (докладов) студентов
Оценка «отлично». Выступление (доклад) отличается последовательностью, логикой изложения. Легко воспринимается аудиторией. При ответе на вопросы выступающий (докладчик) демонстрирует глубину владения представленным материалом. Ответы формулируются аргументированно, обосновывается собственная позиция в проблемных ситуациях.
Оценка «хорошо». Выступление (доклад) отличается последовательностью, логикой изложения. Но обоснование сделанных выводов не достаточно аргументировано. Неполно раскрыто содержание проблемы.
Оценка «удовлетворительно». Выступающий (докладчик) передает содержание проблемы, но не демонстрирует умение выделять главное, существенное. Выступление воспринимается аудиторией сложно.
Оценка «неудовлетворительно». Выступление (доклад) краткий, неглубокий, поверхностный.
2.5 Вопросы для устного опроса
Вопрос 1. Дискуссии З. Фрейда о художественном творчестве.
Вопрос 2. Дискуссии З. Фрейда о Леонардо да Винчи.
Вопрос 3. Психоаналитические дискуссии о возможностях исследования художественного творчества.
Вопрос 4. Психическая реальность и фантазия в художественном творчестве.
Вопрос 5. Психоаналитический процесс художественного восприятия и творчества.
Вопрос 6. Работа бессознательного в творческом процессе.
Вопрос 7. Возможность показать переживания внутреннего мира средствами художественного творчества.
Вопрос 8. Женщина – художник, особенности творчества и развития.
Вопрос 9. Мужчина – художник, особенности творчества и развития.
Вопрос 10. Особенности проявления травмы детского возраста в творчестве художника.
2.5.1 Критерии и шкала оценки результатов устного опроса
0. Если студент правильно, полно и обоснованно отвечал на вопросы, обращенные к нему преподавателем, то ему ставится отметка «зачтено» в журнал преподавателя.
1. Если студент неправильно, неполно и без необходимого обоснования отвечал на вопросы, обращенные к нему преподавателем, или не отвечал вовсе, то ему ставится отметка «не зачтено».
6
Задания для самостоятельной работы
Задание 1. Провести психоаналитическое исследование художественного произведения с анализом процессов символизации и бессознательных внутрипсихических конфликтов художника, отраженных в данном произведении (произведение по выбору).
Задание 2. Психобиографическое исследование творчества художника (по выбору).
Задание 3. Психоаналитическое исследование психопатологического творчества (на материале клинических случаев).
Задание 4. Изучение тем дисциплины, выносимых для самостоятельного изучения студентам;
Задание 5. Подготовка к коллоквиуму;
Задание 6. Подготовка к практическому занятию, написание реферата, доклада, эссе;

Задание 7. Написание реферата;
Задание 8. Подготовка к сдаче форм контроля.
2.6.1 Критерии и шкала оценки выполнения заданий для самостоятельной работы
0.
Если студент без ошибок и в срок выполнял задания, данные преподавателем, то ему ставится отметка
«зачтено» в журнал преподавателя напротив соответствующего задания.
1.
Если студент с ошибками выполнил задание или не выполнил его вовсе, то ему ставится отметка «не зачтено».
До промежуточной аттестации студент, получивший отметку «не зачтено», должен внести правки, отмеченные преподавателем и отчитаться ещё раз по выполнению задания.
2.7. Вопросы для коллоквиумов, собеседования
Раздел 1
107.7.1
1. Художественное творчество и фантазирование.
107.7.2
2. Современный психоанализ о роли и значении художественного творчества.
107.7.3
3. Методологические психоаналитические подходы к исследованию художественного творчества.
107.7.4
4. История развития психоаналитических исследований художественного творчества.
Раздел 2
107.8
1. Психоаналитический анализ художественного творчества П.Пикассо (по избранным работам).
107.9
2. Психоаналитический анализ характеров художников (по документальному фильму «Семья художников – Woodmans»).
107.10
3. Психоаналитический анализ работ художника-абстракциониста В.Кандинского.
107.11
4. Значение иллюзии в работах больных шизофренией и художников-абстракционистов.
2.7.1. Критерии и шкала оценивания результатов проведенного коллоквиума, собеседования
Оценка «отлично». Выступление (доклад) отличается последовательностью, логикой изложения. Легко воспринимается аудиторией. При ответе на вопросы выступающий (докладчик) демонстрирует глубину владения представленным материалом. Ответы формулируются аргументированно, обосновывается собственная позиция в проблемных ситуациях.
Оценка «хорошо». Выступление (доклад) отличается последовательностью, логикой изложения. Но обоснование сделанных выводов не достаточно аргументировано. Неполно раскрыто содержание проблемы.
Оценка «удовлетворительно». Выступающий (докладчик) передает содержание проблемы, но не демонстрирует умение выделять главное, существенное. Выступление воспринимается аудиторией сложно.
Оценка «неудовлетворительно». Выступление (доклад) краткий, неглубокий, поверхностный.
Критерии и шкала оценки результатов дискуссии (собеседования)
Если студент правильно, полно и обоснованно отвечал на вопросы, обращенные к нему преподавателем, то ему ставится отметка «зачтено» в журнал преподавателя.
Если студент неправильно, неполно и без необходимого обоснования отвечал на вопросы, обращенные к нему преподавателем, или не отвечал вовсе, то ему ставится отметка «не зачтено».
2.8. Перечень дискуссионных тем для круглого стола
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
1. Дискуссии З. Фрейда о художественном творчестве.
2. Дискуссии З. Фрейда о Леонардо да Винчи.
3. Психоаналитические дискуссии о возможностях исследования художественного творчества.
4. Психическая реальность и фантазия в художественном творчестве.
5. Психоаналитический процесс художественного восприятия и творчества.
6. Работа бессознательного в творческом процессе.
7. Возможность показать переживания внутреннего мира средствами художественного творчества.
8. Женщина – художник, особенности творчества и развития.
9. Мужчина – художник, особенности творчества и развития.
10. Особенности проявления травмы детского возраста в творчестве художника.
2.8.1 Критерии и шкала оценивания
Оценка «отлично». Выступление (доклад) отличается последовательностью, логикой изложения. Легко
воспринимается аудиторией. При ответе на вопросы выступающий (докладчик) демонстрирует глубину владения представленным материалом. Ответы формулируются аргументированно, обосновывается собственная позиция в проблемных ситуациях.
Оценка «хорошо». Выступление (доклад) отличается последовательностью, логикой изложения. Но обоснование сделанных выводов не достаточно аргументировано. Неполно раскрыто содержание проблемы.
Оценка «удовлетворительно». Выступающий (докладчик) передает содержание проблемы, но не демонстрирует умение выделять главное, существенное. Выступление воспринимается аудиторией сложно.
Оценка «неудовлетворительно». Выступление (доклад) краткий, неглубокий, поверхностный.
Критерии и шкала оценки результатов дискуссии (собеседования)
Если студент правильно, полно и обоснованно отвечал на вопросы, обращенные к нему преподавателем, то ему ставится отметка «зачтено» в журнал преподавателя.
Если студент неправильно, неполно и без необходимого обоснования отвечал на вопросы, обращенные к нему преподавателем, или не отвечал вовсе, то ему ставится отметка «не зачтено».
ФОС для проведения промежуточной аттестации студентов.
3.1 Задания к зачету
На зачете студентом должно быть представлено исследование того или иного художественного произведения известного художника либо его творчества в связи с теми или иными психоаналитическими концепциями в письменном виде.
Пример психоаналитического исследования художественного произведения и творчества художника будет дан на лекциях.
Задания для самостоятельной работы указаны в разделе 3.6.:
Задание 1. Провести психоаналитическое исследование художественного произведения с анализом процессов символизации и бессознательных внутрипсихических конфликтов художника, отраженных в данном произведении (произведение по выбору).
Задание 2. Психобиографическое исследование творчества художника (по выбору).
Задание 3. Психоаналитическое исследование психопатологического творчества (на материале клинических случаев).
Полученный материал осмыслить и письменно проанализировать в соответствии с теми или иными психоаналитическими концепциями. Материал может быть изложен в свободной форме, но обязательно структурирован.
Объем исследования: 7-10 страниц текста. Ссылки на литературу в тексте обязательны, список используемой литературы по требованиям ГОСТ. В заключительной части обязательно прописывается личная позиция автора к исследуемой им теме.
Задание высылается преподавателю за 2 недели до начала экзаменационной сессии на проверку.
Исследование должно быть представлено как в письменной форме, так и в форме доклада (устного сообщения) и презентации на зачете.
3.2. Критерии оценки результатов зачета по дисциплине
Оценка
(стандартная)
Оценка
Требования к знаниям
«отлично»/ «зачтено»
80-100 %
Оценка «отлично» выставляется студенту, если он глубоко и прочно усвоил программный материал, исчерпывающе, последовательно, четко и логически стройно его излагает, умеет тесно увязывать теорию с практикой. Учебные действия и умения сформированы в полном объеме, и характеризуются высоким уровнем их осознанности, освоенности, обобщенности, самостоятельности и инициативности со стороны обучающегося.
«хорошо»/ «зачтено»
70-79%
Оценка «хорошо» выставляется студенту, если он демонстрирует полное знание программного материала, грамотно и по существу излагает его, не допуская существенных неточностей. Учебные действия и умения сформированы в полном объеме, характеризуются осознанностью, но не отличаются обобщенностью и инициативностью.

Оценка
(стандартная)
Оценка
Требования к знаниям
«удовлетворительно»/ «зачтено»
60-69%
Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если он имеет знания основного материала, но допускает неточности, размытые формулировки, нарушения логической последовательности в изложении программного материала. Обнаруживает узкий круг знаний современных исследований и их авторов. Учебные действия и умения сформированы в неполном объеме, и характеризуются осознанностью, освоенностью, самостоятельностью со стороны обучающегося.
«неудовлетворительно»/ «не зачтено»
менее 60%
Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, который не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки. Учебные действия и умения не сформированы.

472
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Утверждена
на заседании Ученого совета
протокол № 8 от 21.04.2021 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ПСИХОАНАЛИЗ И КИНО
(наименование дисциплины в соответствии с учебным планом)
Направление подготовки/специальность
37.04.01 ПСИХОЛОГИЯ
Направленность (профиль/специализация)
Прикладной психоанализ и психоаналитическое
консультирование
Программа подготовки
Академическая магистратура
Уровень высшего образования
Магистратура
Типы задач профессиональной деятельности Научно-исследовательский
консультативный
Формы обучения
Очная, очно-заочная
Москва 2021 г.

473
1. Цели и задачи дисциплины
Целями изучения дисциплины «Психоанализ и кино» являются:
1. знакомство с историей взаимоотношения психоанализа и кино, психоаналитическими теориями кино и роли сновидений в кинематографе;
2. формирование знаний о взаимовлиянии между этими направлениями современной культурологии и философии искусства;
3. ознакомление с основными направлениями психоаналитической тематики, представленной в современном кинематографе, необходимых для профессиональной деятельности современного практического психолога.
Задачи дисциплины «Психоанализ и кино» заключаются в:
1. Формирование представлений об истории становления и развитии взаимоотношений между психоанализом и кино с начала ХIХ века по настоящее время, их взаимовлиянии и психодинамике, практических возможностях и ограничениях в связи с изменениями в социальной и культурной жизни общества.
2. Изучение истории и специфики отражения психоаналитического метода, используемого в классическом и прикладном психоанализе, метода исследования сновидений как «королевской дороги» к бессознательному, на экране кинематографа.
3. Изучение специфики отражения психоаналитической тематики классического и прикладного психоанализа, психоаналитической психопатологии в детстве, подростковом возрасте и у взрослых, тематики утраты и потерь и их проработке средствами кинематографа.
4. Формирование знаний в области клинического и прикладного использования психоаналитических исследований кино на современном этапе теоретической и практической деятельности квалифицированных психологов.
2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с
планируемыми результатами освоения образовательной программы
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

Код компетенции
Название компетенции
1
ОК-3
готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала
2
ПК-3
способностью анализировать базовые механизмы психических процессов, состояний и индивидуальных различий с учетом антропометрических, анатомических и физиологических параметров жизнедеятельности человека в фило-, социо- и онтогенезе
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
1. предпосылки возникновения, историю становления и этапы развития кинематографа с начала ХIХ века по настоящее время в его взаимодействии с эволюцией развития клинического и прикладного психоанализа (ОК-3);
2. методологические основы, основные теоретические понятия и категории современных представлений о кинематографе в клиническом и прикладном психоанализе, в культурологии и в истории искусства (ОК-3);
3. специфику отражения психоаналитической тематики классического и прикладного психоанализа, психоаналитической психопатологии детского, подросткового и взрослого периодов, тематики утраты и потерь и их проработке на экране кинематографа (ПК-3);
4. основные параметры фило-, социо- и онтогенеза жизнедеятельности человека и особенности их отражения в истории кинематографа (ПК-3);

474
Уметь:
1. ориентироваться в системе историко-культурного и социально-психологического знания, аналитически и критически подходить к изучению и освоению трудов известных теоретиков и практиков клинического и прикладного психоанализа в области анализа
«публичного кино» и его влияния на личность, а также кинематографического направления в психоанализе, представленного анализом фильмов (ОК-3);
2. использовать теоретический материал дисциплины в дальнейшей научно- исследовательской деятельности, а также в практической работе (ОК-3);
3. применять требования профессиональной этики при проведении экспериментальных психоаналитических клинических и прикладных исследований, при использовании методов кинематографа в современной социокультурной реальности в работе с семьями, с клиентами разных возрастов (ПК-3);
4. выявлять индивидуальные различия психики с учетом антропометрических, анатомических и физиологических составляющих психики и специфику их отражения в современном кино (ПК-3);
Владеть:
1. концептуальными основами и категориальным аппаратом различных тематических направлений, представленных в современном кинематографе, клиническом и прикладном психоанализе (ОК-3);
2. практическими знаниями о специфике применения различных методов, наиболее часто используемых в кинематографе, клиническом и прикладном психоанализе
(психоаналитическое интервью, опрос, кросс-культурные исследования, устная история, изучение клинических случаев, биографический метод) (ОК-3);
3. навыками, способствующими пониманию как психосексуального развития ребенка, так и возможностей использования не патологических, а нормальных защит личности (ПК-3).
5. способностью определять состояния и индивидуальные различия с учетом антропометрических, анатомических и физиологических параметров жизнедеятельности человека (ПК-3).
3. Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина «Психоанализ и кино» относится к вариативной части блока Б1
«Дисциплины (модули)» (Индекс дисциплины Б1.В.02)» Учебная дисциплина является необходимой частью для подготовки обучающихся к пониманию взаимосвязи между психоанализом и кино для изучения бессознательных процессов и психологических защит, использующихся человеком в его обыденной и профессиональной деятельности средствами кинематографа.
Для успешного освоения данной дисциплины необходимы базовые знания, умения и компетенции, полученные в рамках изучения следующих учебных дисциплин: «Актуальные проблемы общей психологии», «Детская и возрастная психология», «Методологические проблемы психологии».
Студенты, приступающие к изучению дисциплины «Психоанализ и кино» должны иметь представление об основных направлениях и школах отечественной и зарубежной психологии, психологии личности, клинической психологии и социальной психологии.
Знания и умения, формируемые у обучающихся в ходе изучения дисциплины
«Психоанализ и кино», определяют качество освоения последующих дисциплин ООП магистратуры: «Практические основы прикладного психоанализа и психоаналитического консультирования», а также определяют совершенствование владения клинической психологией и социальной психологией, способствуют успешной подготовке и выполнению выпускной квалификационной работы работы и прохождению производственной практики, научно-исследовательской.
4. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием
отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

475
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единиц 72 часа.
Форма проведения промежуточной аттестации: зачет
Очная форма обучения (срок обучения 2 года )

п/п
Разделы и темы
дисциплины
Сем
естр
ВС
ЕГ
О
Виды учебных занятий, включая
самостоятельную работу студентов и
трудоемкость (в часах)
Конт
роль
Из них контактная работа
обучающихся с
преподавателем
Сам
осто
ятел
ьна
я
рабо
та
Ле
кц
ии
Ла
бо
ра
то
рн
ый
пр
ак
ти
ку
м
Пр
ак
ти
че
ск
ие
за
ня
ти
я
Инт
ерак
тив
1
История развития взаимоотношений психоанализа и кино с конца ХIХ в.
2 12 2
-
4 6
2
Этапы взаимодействия психоанализа и кинематографа
2 11 1
-
4 6
3
Подходы к искусству кино в ранних психоаналитических исследованиях
2 11 1
-
4 6
4
Революция 60-х в кинематографе и психоанализе
2 13 1
-
4 8
5
Революция 90-х – возврат к Фрейду и Лакану
2 11 1
-
2 8
6
Психоаналитическая тематика в кинематографе
2 10 2
-
2 6
Зачет
2
4
4
Итого
2
72
8
20
44
Очно-заочная форма обучения (срок обучения 2 года 5 месяцев)

п/
п
Разделы и темы
дисциплины
Сем
естр
ВС
ЕГ
О
Виды учебных занятий, включая
самостоятельную работу студентов и
трудоемкость (в часах)
Контро
ль
Из них контактная работа
обучающихся с преподавателем
Самос
тояте
льная
работ
а
Ле
кц
ии
Ла
бо
ра
то
рн
ый
пр
ак
ти
ку
м
Пр
ак
ти
чес
ки
е
зан
ят
ия
Инт
ерак
тив
1
История развития взаимоотношений психоанализа и кино с конца ХIХ в.
4 12 1
-
1 2
8 2
Этапы взаимодействия психоанализа и кинематографа
4 12 1
-
3 2
6 3
Подходы к искусству кино в ранних
4 12 1
-
3 2
6

476 психоаналитических исследованиях
4
Революция 60-х в кинематографе и психоанализе
4 10 1
-
-
1 8
5
Революция 90-х – возврат к Фрейду и Лакану
4 10 1
-
-
1 8
6
Психоаналитическая тематика в кинематографе
4 12 1
-
1 2
8
Зачет
4
4
4
Итого
4
72
6
-
8
10
48
Содержание тем (разделов) дисциплины
1   ...   41   42   43   44   45   46   47   48   49


написать администратору сайта