Главная страница

Протокол 8 от 21. 04. 2021 года рабочая программа дисциплины научные школы и теории современной психологии


Скачать 3.62 Mb.
НазваниеПротокол 8 от 21. 04. 2021 года рабочая программа дисциплины научные школы и теории современной психологии
Дата26.09.2022
Размер3.62 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаRabochie_programmy_disciplin_37.04.01.pdf
ТипПротокол
#696887
страница49 из 49
1   ...   41   42   43   44   45   46   47   48   49
Тема 1. Психоаналитический анализ фильма как отражение субъективности режиссера и его внутрипсихических конфликтов (по фильму Вуди Аллена «Кошмарная мамочка»).
(Содержание эссе не имеет жестких ограничений: слушатель может по своему желанию выбрать для написания эссе фильм какого-либо другого режиссера, имеющего отношение к его субъективности и его внутрипсихическим конфликтам, и проанализировать его).
Тема 2. Психоаналитическое рассмотрения традиции психобиографии в кинематографе
(на материале анализа жизни Альфреда Хичкока).
(Содержание эссе не имеет жестких ограничений: слушатель может по своему желанию выбрать для написания эссе фильм какого-либо другого режиссера, имеющего отношение к его психобиографии, и проанализировать его).
Тема 3. Психоаналитическая концепция депрессии (на материале жизни и творчества
Ларс фон Триера).
(Содержание эссе не имеет жестких ограничений: слушатель может по своему желанию выбрать для написания эссе фильм какого-либо другого режиссера, имеющего отношение к психопатологии депрессии, и проанализировать его).
2.2.1 Критерии и показатели оценки эссе
Знание и понимание теоретического материала – максимальная оценка 3 балла:

487
- определяет рассматриваемые понятия четко и полно, приводя соответствующие примеры;
- используемые понятия строго соответствуют теме;
- самостоятельность выполнения работы.
Анализ и оценка информации – максимальная оценка 3 балла:
- грамотно применяет категории анализа;
- умело использует приемы сравнения и обобщения для анализа взаимосвязи понятий и явлений;
- способен объяснить альтернативные взгляды на рассматриваемую проблему и прийти к сбалансированному заключению;
- диапазон используемого информационного пространства (слушатель использует большое количество различных источников информации);
- дает личную оценку проблеме.
Построение суждений – максимальная оценка 3 балла:
- ясность и четкость изложения;
- логика структурирования доказательств
- выдвинутые тезисы сопровождаются грамотной аргументацией;
- приводятся различные точки зрения и их личная оценка.
- общая форма изложения полученных результатов и их интерпретации соответствует жанру проблемной научной статьи.
Оформление работы – максимальная оценка 3 балла:
- работа отвечает основным требованиям к оформлению и использованию цитат;
- соблюдение лексических, фразеологических, грамматических и стилистических норм русского литературного языка;
- оформление текста с полным соблюдением правил русской орфографии и пунктуации;
- соответствие формальным требованиям.
Максимальное количество баллов за эссемаксимальная оценка 12 баллов.
2.2.2 Шкала оценивания эссе
Оценка
Кол-во баллов
Отлично
11-12 баллов
Хорошо
8-10 баллов
Удовлетворительно
6-7 баллов
Неудовлетворительно
5 и менее баллов
По результатам написанных эссе работы слушателей оцениваются как ЗАЧТЕНО или
НЕ ЗАЧТЕНО.
3.3. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ по дисциплине
1. Встреча психоанализа с кинематографом в связи с проектом «Тайны души»
(1925).
2. «Золотой век психоанализа» в кинематографе.
3. Психоаналитический анализ фильма «Фрейд, тайная страсть» (Д.Хьюстона).
4. Развитие образа З.Фрейда в кино.
5. Образ психоаналитика на экране.
6. Идеологическая трансформация образов на экране:
«психиатры»,
«психотерапевты», «психоаналитики».
7. Психоаналитический анализ фильма Жан Эпштейна «Трехстворчатое зеркало».
8. Психоаналитический анализ фильма Ф. Леже «Механический балет».
9. Сюрреализм в кинематографе: Л. Бунюэль «Андалусский пес» - психоаналитическое исследование фильма как результата сведения двух сновидений.
10. Влияние идей психоанализа на режиссеров кино (Сергей Эйзенштейн и Пьер
Паоло Пазолини, Ингмар Бергман и Бернардо Бертолуччи, Вуди Аллен и

488
Альфред Хичкок).
11. Психоаналитическая тематика в кинематографе: инфантильная травма, чувство вины, эдипов конфликт и эдипов комплекс, амнезия, вытеснение, нарциссизм.
12. Фетишизация частей тела в кинематографе: психоаналитическое рассмотрение.
13. Политическое кино и психоанализ.
14. Тематика утраты и потери в кино (А. Саббадини, Г. Габбард, Э. Берман, П.
Голлинели и др.).
15. Репрезентации патологических характеров на экране и использования бессознательных защитных механизмов.
2.3.1. Критерии и показатели оценки реферата
Критерии
Показатели
Новизна реферированного теста
Макс. - 3 балла
- актуальность проблемы и темы;
- новизна и самостоятельность в постановке проблемы;
- наличие авторской позиции, самостоятельность суждений
Степень раскрытия сущности проблемы
Макс. - 3 балла
- соответствие плана теме реферата;
- соответствие содержания теме и плану реферата;
- полнота и глубина раскрытия основных понятий проблемы;
- умение работать с литературой, систематизировать и структурировать материал;
- умение обобщать, сопоставлять различные точки зрения по рассматриваемому вопросу, аргументировать основные положения и выводы
Обоснованность выбора источников
Макс. - 3 балла
- круг, полнота использования литературных источников по проблеме
Соблюдение требований к оформлению, грамотность
Макс. - 3 балла
- правильное оформление ссылок на используемую литературу;
- грамотность и культура изложения, отсутствие орфографических и синтаксических ошибок
- соблюдение требований к оформлению и объему реферата
Максимальный балл за данную контрольную работу составляет 12 баллов, что учитывается при сдаче ЗАЧЕТА по дисциплине.
2.3.2. Шкала оценивания реферата
Оценка
Кол-во баллов
Отлично
11-12 баллов
Хорошо
8-10 баллов
Удовлетворительно
6-7 баллов
Неудовлетворительно
5 и менее баллов
По результатам написанных рефератов работы слушателей оцениваются как ЗАЧТЕНО
или НЕ ЗАЧТЕНО.
2.4 Тематика докладов
Тема 1. Зарождение психоаналитического метода «свободных ассоциаций» З. Фрейда и рождение понятия «кинематограф» братьями О. и Л. Люмьер (1885 год).
Тема 2. Этапы взаимодействия психоанализа и кинематографа.
Тема 3. Начало взаимоотношений психоанализа и кинематографа: появление аналогий между зеркалом и экраном, фигура двойника.
Тема 4. От иероглифа древности к монтажу и толкованию сновидений.
Тема 5. Монтаж в кино как внутрикадровый конфликт; интеллектуальный монтаж (С.
Эйзенштейн).
Тема 6. Два различных подхода к искусству кино в ранних психоаналитических исследованиях.
Тема 7. Анализ текста фильма и анализ творческой биографии режиссера.
Тема 8. Психобиографическая традиция в работах З.Фрейда.

489
Тема 9. Развитие традиции психобиографии в современном кинематографе.
Тема 10. Сновидение — королевский путь к пониманию кино.
2.4.1 Критерии и шкала оценки выступлений (докладов) студентов
Оценка «отлично». Выступление (доклад) отличается последовательностью, логикой изложения. Легко воспринимается аудиторией. При ответе на вопросы выступающий
(докладчик) демонстрирует глубину владения представленным материалом. Ответы формулируются аргументированно, обосновывается собственная позиция в проблемных ситуациях.
Оценка «хорошо». Выступление (доклад) отличается последовательностью, логикой изложения. Но обоснование сделанных выводов не достаточно аргументировано. Неполно раскрыто содержание проблемы.
Оценка «удовлетворительно». Выступающий (докладчик) передает содержание проблемы, но не демонстрирует умение выделять главное, существенное. Выступление воспринимается аудиторией сложно.
Оценка «неудовлетворительно». Выступление (доклад) краткий, неглубокий, поверхностный.
2.5 Вопросы для устного опроса
Вопрос 1. В чем состояла революция в психоанализе Ж.Лакана?
Вопрос 2. Каковы основные понятия теории стадии зеркала и теории взгляда, объясняющие бессознательную оптику зрительного поля?
Вопрос 3. Каковы научные исследования по теории кино, кинематографу и психоанализу?
Вопрос 4. Каков вклад Жана Митри в теорию кино, кинематографа и в психоанализ?
Вопрос 5. Каков вклад Кристиана Метца и Лауры Малви в теорию кино, кинематографа и в психоанализ?
Вопрос 6. Каков вклад Раймона Беллура и Жана-Луи Бодри в теорию кино, кинематографа и в психоанализ?
Вопрос 7. Провести анализ фильмов Хичкока сквозь призму эдиповых фантазий Р. Беллура
(свободный выбор фильмов).
Вопрос 8. Какова взаимосвязь психоаналитических исследований кино с русским формализмом и французским структурализмом,
Вопрос 9. В чем состоял пересмотр теории кино: революция 90-х – возврат к Фрейду и Лакану?
Вопрос 10. Как состоялась встреча психоанализа с кинематографом в связи с проектом «Тайны души» (1925)?
2.5.1 Критерии и шкала оценки результатов устного опроса

Если студент правильно, полно и обоснованно отвечал на вопросы, обращенные к нему преподавателем, то ему ставится отметка «зачтено» в журнал преподавателя.

Если студент неправильно, неполно и без необходимого обоснования отвечал на вопросы, обращенные к нему преподавателем, или не отвечал вовсе, то ему ставится отметка «не зачтено».
2.6. Задания для самостоятельной работы
Задание 1. Психоаналитический анализ фильма как отражение субъективности режиссера и его внутрипсихических конфликтов (по фильму Вуди Аллена «Кошмарная мамочка»).
Задание 2. Психоаналитическое рассмотрения традиции психобиографии в кинематографе (на материале анализа жизни Альфреда Хичкока).
Задание 3. Психоаналитическая концепция депрессии (на материале жизни и творчества Ларс фон Триера).
Задание 4. Изучение тем дисциплины, выносимых для самостоятельного изучения студентам;

490
Задание 5. Подготовка к коллоквиуму;
Задание 6. Подготовка к семинарскому занятию, написание реферата, доклада, эссе;
Задание 7. Написание курсовой работы, реферата;
Задание 8. Подготовка к сдаче форм контроля.
2.6.1 Критерии и шкала оценки выполнения заданий для самостоятельной работы

Если студент без ошибок и в срок выполнял задания, данные преподавателем, то ему ставится отметка «зачтено» в журнал преподавателя напротив соответствующего задания.

Если студент с ошибками выполнил задание или не выполнил его вовсе, то ему ставится отметка «не зачтено».
До промежуточной аттестации студент, получивший отметку «не зачтено», должен внести правки, отмеченные преподавателем и отчитаться ещё раз по выполнению задания.
2.7. Вопросы для коллоквиумов, собеседования
Раздел ……………………….…..……………………………………………..
1. История развития взаимоотношений психоанализа и кино с конца ХIХ века
2. Этапы взаимодействия психоанализа и кинематографа
3. Подходы к искусству кино в ранних психоаналитических исследованиях
4. Революция 60-х и 90-х в кинематографе и психоанализе
5. Психоаналитическая тематика в кинематографе
Раздел ……………………….………………………………………………….
1. Анализ фильмов с нарциссическими родителями
2. Анализ фильмов с нарциссическим стремлением к успеху в какой-либо сфере
3. Анализ фильмов, где показана нарциссическая потребность ухода в идеальный / воображаемый мир или мир виртуальной реальности
4. Анализ фильмов, где нарциссизм связан с диктаторскими режимами
5. Анализ фильмов, где нарциссизм связан с сексуальной зависимостью
2.7.1 Критерии оценки
Оценка «отлично». Выступление (доклад) отличается последовательностью, логикой изложения. Легко воспринимается аудиторией. При ответе на вопросы выступающий
(докладчик) демонстрирует глубину владения представленным материалом. Ответы формулируются аргументированно, обосновывается собственная позиция в проблемных ситуациях.
Оценка «хорошо». Выступление (доклад) отличается последовательностью, логикой изложения. Но обоснование сделанных выводов не достаточно аргументировано. Неполно раскрыто содержание проблемы.
Оценка «удовлетворительно». Выступающий (докладчик) передает содержание проблемы, но не демонстрирует умение выделять главное, существенное. Выступление воспринимается аудиторией сложно.
Оценка «неудовлетворительно». Выступление (доклад) краткий, неглубокий, поверхностный.
2.8.
Перечень дискуссионных тем для круглого стола
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
1. Дискуссия по фильму ««Белый Олеандр»»
2. Дискуссия по фильму «Черный лебедь»

491 3 . Дискуссия по фильму «Кальмар и кит»
4. Дискуссия по фильму «Одержимость»
5. Дискуссия по фильму «Бердмэн»
6. Дискуссия по фильму «Волк с Уолл-стрит»
7. Дискуссия по фильму «Малышка на миллион»
8. Дискуссия по фильму «Тринадцатый этаж»
9. Дискуссия по фильму «1984»
10. Дискуссия по фильму «Страсти Дон Жуана»
2.8.1 Критерии оценки:
Оценка «отлично». Выступление (доклад) отличается последовательностью, логикой изложения. Легко воспринимается аудиторией. При ответе на вопросы выступающий
(докладчик) демонстрирует глубину владения представленным материалом. Ответы формулируются аргументированно, обосновывается собственная позиция в проблемных ситуациях.
Оценка «хорошо». Выступление (доклад) отличается последовательностью, логикой изложения. Но обоснование сделанных выводов не достаточно аргументировано. Неполно раскрыто содержание проблемы.
Оценка «удовлетворительно». Выступающий (докладчик) передает содержание проблемы, но не демонстрирует умение выделять главное, существенное. Выступление воспринимается аудиторией сложно.
Оценка «неудовлетворительно». Выступление (доклад) краткий, неглубокий, поверхностный.
3.ФОС для проведения промежуточной аттестации студентов.
3.1 Вопросы к зачету
1. Какова взаимосвязь между психоанализом и кинематографом?
2. Какова взаимосвязь психоаналитических исследований кино с семиотикой и марксизмом?
3.
Как раскрывается психоаналитическая концепция депрессии в современном кинематографе? Приведите примеры.
1. Каковы этапы развития взаимоотношений психоанализа м кинематографа?
2. В чем проявился пересмотр теории кино в период революции 90-х годов?
3. Как раскрывается особенности психоаналитического семейного консультирования средствами кинематографа? Приведите примеры.
1. Каково отношение З. Фрейда к раннему кинематографу?
2. Каковы основные положения концепции С. /Жижека?
3. Как раскрывается особенности злокачественного нарциссизма в фильме «Милисента»?
1. Как родился психоаналитический метод «свободных ассоциаций» З.Фрейда?
2. Какова роль символического и воображаемого, по Ж.Лакану?
3. Как раскрываются материнско-младенческие отношения в современном кинематографе?
Приведите примеры.
1. Каково влияние кинематографа на развитие психоаналитического двойничества?
2. Как понимается Другой в структуре субъективности в психоанализе Ж.Лакана?
3. Опишите особенности аутистического развития ребенка, вариант синдрома Аспергера, на материале фильма «Адам».
1. Как проявился психобиографический подход в работах З. Фрейда?
2. Каковы основные проявления мира киноэкспрессионизма, его представители?
3. Опишите особенности психоаналитической концепции депрессии на материале фильма Ларс фон Триера «Меланхолия.
1. Как проявляется психобиографический подход в кинематографе?

492 2. Как раскрывается в кино тематика половой идентичности аналитика?
3. Опишите особенности внутреннего мира ребенка по материалам фильма «Моя жизнь в розовом цвете».
1. Каковы основные проявления революции в кинематографе и психоанализе в 60-х годах?
2. Как раскрывается тема половой идентичности режиссерами «новой волны»?
3. Опишите особенности нарушений половой идентичности у женщин (по материалам фильма
«Парни не плачут»).
1. Каковы основные положения революционных взглядов Ж.Лакана?
2. Как рассматривается концепция множественной личности в фильме Вуди Алена «Зелиг»?
3. Назовите основные этапы развития кинематографа во взаимодействии с психоанализом.
1. В чем смысл «стадии зеркала», по Лакану, и как это осмыслено кинематографом?
2. Какое место отводится в современном кинематографе Эдипову комплексу
3. Как раскрывается тема потери в современном кинематографе. Приведите примеры.
1. Каков вклад режиссера Б.Бертолуччи в революционное движение 60-х годов?
2. Как позиция женщины-психоаналитика раскрыта в фильме «Очарованные»?
3. Рассмотрите психоаналитическую концепцию шизофрении на основе анализа фильма «Игра разума».
1.В чем суть концепции фетишизации тела в кинематографе?
2. Как раскрывается позиция мужчины-аналитика в современных фильмах?
3. Рассмотрите психоаналитическую концепцию суицидов на основе анализа современных фильмов (по выбору слушателя).
1.Что можно сказать об истории женского как воплощении женской сексуальности в кинематографе?
2. Как раскрывается внутренний мир ребенка в психоанализе и кинематографе?
3. Как раскрывается тема нарушения психоаналитических границ в фильмах об отношениях психоаналитик-пациент? Приведите примеры.
1. Как проявляются основные идеи радикального феминизма в кино: тело, желание и женская сексуальность?
2. Как раскрывается внутренний мир подростка в психоанализе и кинематографе?
3. Рассмотрите психоаналитическую концепцию перверсии на основе анализа фильма Паоло
Пазолини «Сало, или 120 дней Содома».
1. В чем сущность фрагментации человека в психоанализе и кино?
2. Как раскрывается концепция половой идентичности в фильме «Парни не плачут»?
3. Как раскрывается тема тяжелых личностный расстройств в современном кинематографе?
Приведите примеры.
1. Как проявилась Фрейдовская концепция пола / тема «женского» в кинематографе в фильмах о З.Фрейде?
2. Как раскрывается тема нарциссического захвата матерью ребенка в фильме «Любимчик»?
3. В чем суть концепции «мертвого отца» на основе анализа фильма «Чти отца своего»?
1. Какова роль взгляда и глаз в структурном анализе Ж. Лакана?
2. Каковы основные репрезентации патологических характеров на экране?
3.
Проведите анализ фильма
«Малыши» на основе использования основных психопатологических концепций развития в детском возрасте.
1. Каковы основные научные исследования по теории кино, кинематографу и психоанализу
Кристиана Метца?
2. В чем состоят противоречия и проблемы в современном взаимоотношении психоанализа и кинематографа?
3. Проведите анализ нарциссических сценариев родительского взаимодействия на основе фильма
«Мой сын для меня».
1. Какова взаимосвязь психоаналитических исследований кино с русским формализмом?
2. Какова суть современного мужского феминизма в кинематографе?
3. Рассмотреть психопатологию срывов развития в подростковом возрасте на материале

493 современных фильмов о подростках.
1. Какова взаимосвязь психоаналитических исследований кино с французским структурализмом?
2. Как возможно познание бессознательного средствами кинематографа?
3. Как раскрывается психоаналитическая концепция суицидов в современном документальном фильме «Пробки»?
3.2. Критерии оценки результатов зачета по дисциплине
«Психоанализ и кино»
Оценка
(стандартная)
Оценка
(тестовые нормы:
% правильных ответов)
Требования к знаниям на устном зачете по билетам
«отлично»/ зачтено
80-100 %
Оценка «отлично» выставляется студенту, если он глубоко и прочно усвоил программный материал, исчерпывающе, последовательно, четко и логически стройно его излагает, умеет тесно увязывать теорию с практикой. Учебные действия и умения сформированы в полном объеме, и характеризуются высоким уровнем их осознанности, освоенности, обобщенности, самостоятельности и инициативности со стороны обучающегося.
«хорошо»/ зачтено
70-79%
Оценка «хорошо» выставляется студенту, если он демонстрирует полное знание программного материала, грамотно и по существу излагает его, не допуская существенных неточностей. Учебные действия и умения сформированы в полном объеме, характеризуются осознанностью, но не отличаются обобщенностью и инициативностью.
«удовлетворительно»/ зачтено
60-69%
Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если он имеет знания основного материала, но допускает неточности, размытые формулировки, нарушения логической последовательности в изложении программного материала. Обнаруживает узкий круг знаний современных исследований и их авторов. Учебные действия и умения сформированы в неполном объеме, и характеризуются осознанностью, освоенностью, самостоятельностью со стороны обучающегося.
«неудовлетворительно»
/ не зачтено менее 60%
Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, который не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки. Учебные действия и умения не сформированы.
1   ...   41   42   43   44   45   46   47   48   49


написать администратору сайта