Протокол 8 от 21. 04. 2021 года рабочая программа дисциплины научные школы и теории современной психологии
Скачать 3.62 Mb.
|
Тема 1. История развития взаимоотношений психоанализа и кино с конца ХIХ века Историческое развитие взаимодействия психоанализа и кинематографа с конца ХIХ века по настоящее время. Кинематограф и психоанализ – два способа видения и познания мира. Зарождение психоаналитического метода «свободных ассоциаций» З. Фрейда и рождение понятия «кинематограф» братьями О. и Л. Люмьер (1885 год). З. Фрейд: желание знать основано на желании видеть. Сновидение об инъекции Ирме З.Фрейда как фрагментация каждого «кадра» (1885). Возникновение кинематографа как нового типа сновидческой, онейрической реальности. Взаимовлияние кино и психоанализа на развитие гуманитарного знания в ХХ веке: кино + психоанализ = наука о призраках (Жак Деррида). Человек в психоанализе и кинематографе «дестабилизирован, фрагментирован: наблюдатель и наблюдаемый, субъект и объект». Кино – врата в бессмертие (Дзига Вертов «Киноглаз»). Тема 2. Этапы взаимодействия психоанализа и кинематографа Этапы взаимодействия психоанализа и кинематографа. Непринятие З. Фрейдом раннего кинематографа; отказ стать консультантом в работе над фильмом об историях любви продюсеру Голливуда С. Голдвину (1925 г.). Начало взаимоотношений психоанализа и кинематографа: появление аналогий между зеркалом и экраном, фигура двойника. Двойничество в истории искусства. Цветан Тодоров: психоанализ аннексирован темой, присущей фантастическому искусству. Фрейд: случай в поезде. Эрнст Джонс:«Кошмары». Отто Ранк: “Двойничество”: о функции зеркала в «Пражском студенте»: трагедия переноса собственного Я из воображаемого зеркального измерения в зазеркалье реального. Кристиан Метц: «Воображаемое - означающее». Рождение «киноаналитического двойника» Виктора Тауска – Лу Андреас-Саломе. Разнообразие двойников в кино (от шизофренического Джекила с Хайдом до самостоятельных образов и теней: у Фрица Ланга, Альфред Хичкока, Брайана де Пальмы, Дэвида Линча, Вуди Алена «Зелиг»). В кино нет ничего, кроме двойничества. От иероглифа древности к монтажу и толкованию сновидений. Монтаж в кино как внутрикадровый конфликт; интеллектуальный монтаж (С. Эйзенштейн). Тема 3. Подходы к искусству кино в ранних психоаналитических исследованиях Два различных подхода к искусству кино в ранних психоаналитических исследованиях: анализ текста фильма и психобиография: анализ творческой биографии режиссера. Психобиографическая традиция в работах З.Фрейда: анализ текста скульптуры («Моисей Микеланджело»); «Одно детское воспоминание Леонардо да Винчи» (1910). Развитие традиции психобиографии сегодня: «Темная сторона гения: жизнь Альфреда Хичкока» (1983) Дональда Спото и «Эйзенштейн» (1975) Доминика Фернандеса. Влияние идей психоанализа, работы З.Фрейда о Леонардо на режиссера кино С. Эйзенштейна. Эйзенштейн: «Александр Невский». Тема 4. Революция 60-х в кинематографе и психоанализе Революция 60-х и возвращение к началу; бурное развитие психоаналитического осмысления кинематографа. (Б.Бертолуччи «Мечтатели», «новая волна» Жан-Люк Годара). Секс + кино = революция. Революция в психоанализе (Ж.Лакан: теория стадии зеркала и теория взгляда, объясняющая бессознательную оптику зрительного поля). Борромеев узел Лакана: воображаемое, символическое, реальное. Нарциссизм: «я – это Другой». Паранойя: 477 невыносимость взгляда Другого. Взгляд и глаз в структурном анализе Ж. Лакана. Бессознательное структурировано как язык. Назад к Фрейду! П. Рикер. Язык и образ в психоанализе. Научные исследования по теории кино, кинематографу и психоанализу (Жан Митри, Кристиан Метц, Лаура Малви, Раймон Беллура и Жан-Луи Бодри). Анализ фильмов Хичкока сквозь призму эдиповых фантазий Р. Беллура. Взаимосвязь психоаналитических исследований кино с русским формализмом и французским структурализмом, семиотикой и марксизмом. Тема 5. Революция 90-х – возврат к Фрейду и Лакану Пересмотр теории кино: революция 90-х – возврат к Фрейду и Лакану (Славой Жижек и Джоан Копьец). С. Жижек «Киногид извращенца». Психоанализ на экране. Встреча психоанализа с кинематографом в связи с проектом «Тайны души» (1925). Середина 1940-х годов - «мода» на психоанализ в кино сменяется «верхом презрения». «Золотой век психоанализа»: 1957-1963 гг. (К. и Г.Габбарды). «Фрейд, тайная страсть» (Д.Хьюстона). Дальнейшее развитие образа З.Фрейда в кино, травма Фрейда. Образ психоаналитика на экране. Идеологическая трансформация образов на экране: «психиатры», «психотерапевты», «психоаналитики». Киносборка субъекта на экране. Послевоенное искусство, психоанализ и кино: три авангарда. Мир киноэкспрессионизма. Жан Эпштейн «Трехстворчатое зеркало». Д. Кирсанов «Осенние туманы». Р. Клер «Антракт». Ф. Леже «Механический балет». Сюрреализм. Л. Бунюэль «Андалусский пес» - фильм как результат сведения двух сновидений. Ман Рэй «Морская звезда». Влияние идей психоанализа на режиссеров кино: Сергей Эйзенштейн и Пьер Паоло Пазолини, Ингмар Бергман и Бернардо Бертолуччи, Вуди Аллен и Альфред Хичкок. Тема 6. Психоаналитическая тематика в кинематографе Психоаналитическая тематика в кинематографе: инфантильная травма, чувство вины, эдипов конфликт и эдипов комплекс, амнезия, вытеснение, нарциссизм. Фетишизация частей тела. Политическое кино и психоанализ. Тематика утраты и потери в кино (А. Саббадини, Г. Габбард, Э. Берман, П. Голлинели и др.). Репрезентации патологических характеров на экране и использования бессознательных защитных механизмов. Мир ребенка и подростка в психоанализе и кино. Фаллическая женщина в психоанализе и современном кинематографе. Кино как сновидения наяву. Задачи сновидения в кино. Сновидение — королевский путь к пониманию кино. Киновытеснение идентичности. Каково будущее психоанализа и будущее кинематографа, или во что психоанализ превращается сейчас: фильм «Токарный станок небес» (по роману Урсулы Ле Гуин). 5. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине Самостоятельная работа студентов осуществляется в виде изучения оригинальных работ З.Фрейда и других психоаналитиков (М.Кляйн, Ж. Лакан, Ю.Кристева, О.Кернберг, Г. Габбард, А. Сабаддини и др.), известных личностей в истории кинематографа и теории кино, кинокритиков (К.Метц, С. Бенвенуто, В. Ален, М. Бертолуччи и др.), а также просмотров тематических документальных и художественных фильмов. Цель такой работы – ознакомление студентов с историей развития взаимоотношений между психоанализом и кино, основными направлениями психоаналитической тематики в современном кинематографе, с выработкой навыков работы с текстами, просмотренными фильмами и собственным мышлением и поведением. В качестве самостоятельной работы слушатели выполняют три эссе на заданные темы. Цель написания эссе заключается в побуждении к размышлению и свободному ассоциированию по прикладному психоанализу по заданной теме. 6. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля, промежуточной 478 аттестации обучающихся по дисциплине Приложение № 1 7. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины а) основная литература: 1. Энциклопедия глубинной психологии. Т.I. Зигмунд Фрейд: жизнь, работа, наследие / Юрген Шайдт фом, Хайнц Рудольф, Гротьян Мартин [и др.] ; перевод В. В. Белов [и др.] ; под редакцией А. М. Боковикова. — 2-е изд. — Москва : МГ Менеджмент, 2019. — 794 c. — ISBN 5-89837-002-1 (т.1), 5-89837-001-3, 3-407-83039-4 (нем.). — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/88274.html — Режим доступа: для авторизир. пользователей 2. Энциклопедия глубинной психологии. Т.II. Новые направления в психоанализе. Психоанализ общества. Психоаналитическое движение. Психоанализ в Восточной Европе / Бистер Вольфганг, Клювер Карл, Шюпп Дитер [и др.] ; перевод В. В. Белов [и др.] ; под редакцией А. М. Боковикова. — 2-е изд. — Москва : Когито-Центр, МГМ, 2019. — 750 c. — ISBN 5-89353-034-9 (т.2), 5-89837-004-8 (т.2), 5-89837-00103, 3-407-83040-8. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/88273.html — Режим доступа: для авторизир. пользователей 3. Энциклопедия глубинной психологии. Т.III. Последователи Фрейда / Бессер Роланд, Герберт Вальдхорн Ф., Ризенберг Рут [и др.] ; перевод А. М. Боковиков ; под редакцией А. М. Боковикова. — 2-е изд. — Москва : Когито-Центр, МГМ, 2019. — 415 c. — ISBN 5- 89353-071-3 (т.3), 5-89837-005-6 (т.3), 5-89837-001-3, 3-40778304116. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/88275.html — Режим доступа: для авторизир. пользователей б) дополнительная литература: 1. Теория и практика психоанализа : учебное пособие (практикум) / составители В. В. Енин. — Ставрополь : Северо-Кавказский федеральный университет, 2018. — 95 c. — ISBN 2227- 8397. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/92762.html — Режим доступа: для авторизир. пользователей 2. Лейбин, В. М. Психоаналитическая традиция и современность / В. М. Лейбин. — Москва : Когито-Центр, 2012. — 408 c. — ISBN 978-5-89353-369-9. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/15293.html — Режим доступа: для авторизир. пользователей 3. Зимин, В. А. Психоанализ и искусство / В. А. Зимин, И. М. Кадыров, А. В. Казанская ; составители Е. А. Спиркина. — Москва : Когито-Центр, 2011. — 176 c. — ISBN 978-5-89353- 336-1. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/15591.html — Режим доступа: для авторизир. пользователей 8. Перечень ресурсов сети Интернет, необходимых для освоения дисциплины Электронно-библиотечная система IPRbooks http://www.iprbookshop.ru/ - электронно-библиотечный ресурс http://www.gumer.info Электронная библиотека Гумер http://psyjournal.ru/ Журнал практической психологии и психоанализа http://www.spp.org.ru Общество психоаналитической психотерапии http://www.e-psy.ru/html/archive/ - Библиотека: психоанализ, психотерапия, сексология. http://www.koob.ru/psychoanalis - книги по психологии и психоанализу http://klex.ru/ - книги по психологии и психоанализу (архив книг) 479 9. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины Для реализации рабочей программы дисциплины «Психоанализ и кино» используются следующие образовательные технологии: традиционные образовательные технологии: а) фронтальная форма лекций, лекции-беседы, лекции-дискуссии, лекции с разбором микроситуаций и видеофрагментов из фильмов (Темы 1-6); б) семинары-конференции, семинары-дискуссии, круглые столы, семинары в вопросно- ответной форме (Темы 2-5); в) практические занятия с использованием методов психоаналитической психодиагностики в детском, подростковом и взрослом возрасте (Тема 6). интерактивные технологии: а) метод анализа конкретной клинической ситуации (case-study) – педагогическая технология, основанная на моделировании ситуации или использования реальной ситуации из психоаналитической диагностики или консультирования в целях анализа данного случая, выявления проблем, поиска альтернативных решений и принятия оптимального решения выявленных эмоциональных и психологических проблем; б) групповая дискуссия – коллективное обсуждение каких-либо вопросов, проблемы, сопоставление мнений, обсуждение докладов, рефератов, случаев из психоаналитической диагностики или консультирования; в) дебаты - свободное высказывание, обмен мнениями по предложенному студентами тематическому тезису; г) коллоквиум – учебное занятие, организованное в виде собеседования преподавателя с обучающимися, рассчитанное на выяснение объема их знаний по определенной теме, проблеме; Использование интерактивных методов обусловлено необходимостью более эффективного усвоения учебного материала, самостоятельному поиску решения поставленной проблемной ситуации, обучению работать в условиях совместной деятельности. Перечисленные формы занятий сочетаются с внеаудиторной работой, самостоятельным изучением литературы, подготовкой докладов, рефератов с целью формирования и развития социальной компетентности студентов. 10. Перечень лицензионного программного обеспечения и современных профессиональных баз данных и информационных справочных систем Программное обеспечение: Microsoft Windows Microsoft Office Kaspersky Endpoint Security LibreOffice/OpenOffice Adobe Acrobat Reader Электронно-библиотечная система IPRbooks Программа управления автоматизированной информационной системой дистанционного синхронного и асинхронного обучения «InStudy» Перечень современных профессиональных баз данных и информационных справочных систем Портал психологических изданий PsyJournal.ru 480 Открытый портал информационных ресурсов (научных статей, сборников работ и монографий по различным направлениям психологии) http://psyjournals.ru/ Научная электронная библиотека eLibrary.ru - Российский индекс научного цитирования (РИНЦ) Открытый портал информационных ресурсов (научных статей, сборников работ и монографий по различным направлениям наук) https://elibrary.ru/project_risc.asp Сайт научного журнала «Методология и история психологии» Открытый портал информационных ресурсов (научных статей и монографий) по истории и методологии психологии. http://mhp-journal.ru/rus/News Сайт научного журнал «Психологические исследования» Междисциплинарный научный психологический журнал, публикующий оригинальные статьи по различным отраслям психологии и смежных наук. Сайт функционирует как открытый информационный портал. http://psystudy.ru/ Сайты ведущих отечественных научно-исследовательских и образовательных организаций в области психологии В открытом доступе предоставлен доступ к текстам авторефератов и рукописей диссертаций на соискание ученых степеней кандидатов и докторов психологических наук по разным специальностям. Институт психологии РАН http://ipras.ru/cntnt/rus/media/on-layn-bibliote/Avtorefera/avtorefera10.html http://ipras.ru/cntnt/rus/top_menu_rus/avtorefera11.html Психологический институт РАО https://www.pirao.ru/science/dissertation-committee/thesis-presentations/ Сайт Профессиональной Психотерапевтической Лиги http://www.oppl.ru/ Сайт Российского психологического общества рпо.рф Сайт Американской психологической ассоциации (American Psychological Association) http://www.apa.org/ Академия Google Поисковая система научной информации https://scholar.google.ru База данных научных журналов на английском языке ScienceDirect Открытый доступ к метаданным научных статей по различным направлениям наук http://www.sciencedirect.com/ База данных научных журналов на английском языке SAGE Journals Открытый доступ к метаданным научных статей по различным направлениям наук http://journals.sagepub.com/ Материалы по психологии Psychology OnLine.Net http://www.psychology-online.net/ 11. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации 481 Специализированная мебель, оборудование и технические средства обучения: стулья с пюпитром для обучающихся, рабочее место преподавателя, мультимедийный проектор, экран, ноутбук с выходом в Интернет, магнитномаркерная доска, фломастеры. Наборы демонстрационного оборудования и учебно-наглядных пособий, обеспечивающие тематические иллюстрации, соответствующие рабочим программам дисциплин: Электронные презентации и плакаты по психологии и педагогике Помещение для самостоятельной работы Столы для обучающихся, стулья, мультимедийный проектор, экран, ноутбуки с выходом в Интернет и доступом в ЭИОС, гарнитура, магнитномаркерная доска, фломастеры. 12. Методические рекомендации по организации аудиторной и самостоятельной работы студентов с применением дистанционных образовательных технологий Дисциплина «Психоанализ и кино» направлена на формирование у студентов знаний об особенностях развития взаимодействия между психоанализом и кино, их динамическом и противоречивом взаимовлиянии, о специфике психоаналитических методов, использованных кинематографом. Для лучшего усвоения материала дисциплины необходимо, кроме лекционных занятий, больше внимания уделять интерактивным формам обучения, таким как, дискуссии, дебаты, семинары и коллоквиумы. Они направлены на активное освоение знаний в ходе совместного обсуждения спорных вопросов, развитие навыков публичного выступления и умения аргументировать свою точку зрения в дискуссии и проверку контроля усвоения учебного материала в виде собеседования преподавателя со студентами (коллоквиум). Распределение учебного материала курса предполагает рассмотрение практически всех тем, как на лекциях, так и на семинарских занятиях. На лекциях преподаватель в основном уделяет внимание передаче соответствующего объема знаний и формированию категориального аппарата. На семинарских занятиях происходит обсуждение наиболее спорных, проблемных вопросов в рамках рассматриваемых тем. Изучение учебной дисциплины «Психоанализ и кино» предполагает овладение студентами текстами лекций, учебников и справочных материалов, творческую активную работу в ходе выступления на семинарских занятий, а также систематическое выполнение заданий по изучаемой проблематики. Основной целью семинарских занятий является контроль за степенью усвоения пройденного материала, ходом выполнения студентами самостоятельной работы и рассмотрение наиболее сложных и спорных вопросов. Для успешного освоения материала курса «Психоанализ и кино», подготовки докладов студентам в обязательном порядке необходимо знакомиться с первоисточниками и методическими пособиями по данной дисциплине, а также самостоятельным просмотром тематических художественных и документальных фильмов. 482 Приложение 1 к рабочей программе дисциплины ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ 1. Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования и шкал оценивания 1.1. Описание показателей компетенций № Код Название компетенции Знать Уметь Владеть 1. ОК-3 готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала 1. предпосылки возникновения, историю становления и этапы развития кинематографа с начала ХIХ в. по настоящее время в его взаимодействии с эволюцией развития клинического и прикладного психоанализа; 2. методологические основы, основные теоретические понятия и категории современных представлений о кинематографе в клиническом и прикладном психоанализе, в культурологии и в истории искусства; 1. ориентироваться в системе историко- культурного и социально- психологического знания, аналитически и критически подходить к изучению и освоению трудов известных теоретиков и практиков клинического и прикладного психоанализа в области анализа «публичного кино» и его влияния на личность, а также кинематографического направления в психоанализе, представленного анализом фильмов; 2. использовать теоретический материал дисциплины в дальнейшей научно- исследовательской деятельности, а также в практической работе; 1. концептуальными основами и категориальным аппаратом различных тематических направлений, представленных в современном кинематографе, клиническом и прикладном психоанализе; 2. практическими знаниями о специфике применения различных методов, наиболее часто используемых в кинематографе, клиническом и прикладном психоанализе (психоаналитическое интервью, опрос, кросс-культурные исследования, устная история, изучение клинических случаев, биографический метод). 2 ПК-3 способностью анализировать базовые механизмы психических процессов, состояний и индивидуальных различий с учетом антропометрических, анатомических и физиологических параметров жизнедеятельности человека в фило- социо- и онтогенезе 1. специфику отражения психоаналитической тематики классического и прикладного психоанализа, психоаналитической психопатологии детского, подросткового и взрослого периодов, тематики утраты и потерь и их проработке на экране кинематографа 2. основные параметры фило-, социо- и онтогенеза жизнедеятельности человека и особенности их отражения в истории кинематографа 1. применять требования профессиональной этики при проведении экспериментальных психоаналитических клинических и прикладных исследований, при использовании методов кинематографа в современной социокультурной реальности в работе с семьями, с клиентами разных возрастов; 2. выявлять индивидуальные различия психики с учетом антропометрических, анатомических и физиологических составляющих психики и специфику их отражения в современном кино 1. навыками, способствующими пониманию как психосексуального развития ребенка, так и возможностей использования не патологических, а нормальных защит личности; 2. способностью определять состояния и индивидуальные различия с учетом антропометрических, анатомических и физиологических параметров жизнедеятельности человека 1.2. Описание уровней, критериев и шкалы оценивания компетенций 483 Уровни сформированности компетенций Шкала оценивания Критерии оценивания НЕДОСТАТОЧНЫЙ Неудовлетворительно / не зачтено Обучаемый продемонстрировал: неправильные ответы на основные вопросы; грубые ошибки в ответах; непонимание сущности излагаемых вопросов; неуверенные и неточные ответы на дополнительные вопросы; не владеет основной литературой, рекомендованной учебной программой. Учебные действия и умения не сформированы. ПОРОГОВЫЙ Удовлетворительно / зачтено Обучаемый продемонстрировал: твердые знания и понимание основного программного материала; правильные, без грубых ошибок, ответы на поставленные вопросы при устранении неточностей и несущественных ошибок в освещении отдельных положений при наводящих вопросах преподавателя; недостаточно полное владение основной литературой, рекомендованной учебной программой. Учебные действия и умения сформированы в неполном объеме, и характеризуются осознанностью, освоенностью, самостоятельностью со стороны обучающегося. БАЗОВЫЙ Хорошо / зачтено Оценка «хорошо» выставляется студенту, если он демонстрирует полное знание программного материала, грамотно и по существу излагает его, не допуская существенных неточностей. Учебные действия и умения сформированы в полном объеме, характеризуются осознанностью, но не отличаются обобщенностью и инициативностью. ПОВЫШЕННЫЙ Отлично / зачтено Обучаемый продемонстрировал: глубокие исчерпывающие знания и понимание программного материала; содержательные, полные, правильные и конкретные ответы на все вопросы, включая дополнительные, четко и логически стройно излагает свою позицию, умеет тесно увязывать теорию с практикой; свободное владение основной и дополнительной литературой, рекомендованной учебной программой. Учебные действия и умения сформированы в полном объеме, и характеризуются высоким уровнем осознанности, освоенности, обобщенности, самостоятельности и инициативности со стороны обучающегося. 1.3. Этапы формирования компетенций и их частей в рамках освоения дисциплины и описание оценочных средств № п/п Контролируемые части компетенции (знания, умения, навыки, способности к какой-либо деятельности) Код контролируемой компетенции Контролируемые разделы (темы) дисциплины в разрезе этапов формирования компетенций и/или их частей Наименование оценочного средства для текущего контроля Наименование оценочного средства для промежуточной аттестации 1 Знание предпосылок возникновения, истории становления и этапы развития кинематографа с начала ХIХ века по настоящее время в его взаимодействии с эволюцией развития клинического и прикладного психоанализа ОК-3 Тема 1. История развития взаимоотношений психоанализа и кино с конца ХIХ века 1.вопросы к практическим занятиям 2. устный опрос 3.реферат 4. коллоквиум Вопросы к зачету Тема 2. Этапы взаимодействия психоанализа и кинематографа. 1.вопросы к практическим занятиям 2. устный опрос 3.реферат 4. коллоквиум Вопросы к зачету 2 Знание методологических основ, основных теоретических понятий и категорий современных представлений о кинематографе в клиническом и прикладном психоанализе, в культурологии и в истории искусства. ОК-3 Тема 3. Подходы к искусству кино в ранних психоаналитических исследованиях 1.вопросы к практическим занятиям 2. устный опрос 3.реферат 4. коллоквиум Вопросы к зачету Тема 4. Революция 60- х в кинематографе и психоанализе 1.устный опрос 2. задания для самостоятельной работы 3. коллоквиум 5. дискуссия Вопросы к зачету 484 3 Знание специфики отражения психоаналитической тематики классического и прикладного психоанализа, психоаналитической психопатологии детского, подросткового и взрослого периодов, тематики утраты и потерь и их проработке на экране кинематографа. ПК-3 Тема 5. Революция 90- х – возврат к Фрейду и Лакану Тема 6. Психоаналитическая тематика в кинематографе 1.вопросы к практическим занятиям 2. устный опрос 3.реферат 4. коллоквиум 5. эссе. Вопросы к зачету 4 Знание основных параметров фило-, социо- и онтогенеза жизнедеятельности человека и особенности их отражения в истории кинематографа ПК-3 Тема 1. История развития взаимоотношений психоанализа и кино с конца ХIХ века 1.вопросы к практическим занятиям 2. устный опрос 3.реферат 4. коллоквиум Вопросы к зачету 5 Умение ориентироваться в системе историко- культурного и социально- психологического знания, аналитически и критически подходить к изучению и освоению трудов известных теоретиков и практиков клинического и прикладного психоанализа в области анализа «публичного кино» и его влияния на личность, а также кинематографического направления в психоанализе, представленного анализом фильмов. ОК-3 Тема 1. История развития взаимоотношений психоанализа и кино с конца ХIХ века Тема 2. Этапы взаимодействия психоанализа и кинематографа. 1 .устный опрос 2. задания для самостоятельной работы 3. коллоквиум 5. дискуссия Вопросы к зачету 6 Умение использовать теоретический материал дисциплины в дальнейшей научно-исследовательской деятельности, а также в практической работе. ОК-3 Тема 3. Подходы к искусству кино в ранних психоаналитических исследованиях 1.вопросы к практическим занятиям 2. устный опрос 3.реферат 4. коллоквиум Вопросы к зачету 7 Умение применять требования профессиональной этики при проведении экспериментальных психоаналитических клинических и прикладных исследований, при использовании методов кинематографа в современной социокультурной реальности в работе с семьями, с клиентами разных возрастов. ПК-3 Тема 6. Психоаналитическая тематика в кинематографе Тема 4. Революция 60- х в кинематографе и психоанализе 1.вопросы к практическим занятиям 2. устный опрос 3.реферат 4. коллоквиум Вопросы к зачету 10 Умение анализировать базовые механизмы функционирования и развития психофизиологических основ психики ПК-3 Тема 1. История развития взаимоотношений психоанализа и кино с конца ХIХ века 1 .устный опрос 2. задания для самостоятельной работы 3. коллоквиум 5. дискуссия Вопросы к зачету 11 Умение выявлять индивидуальные различия психики с учетом антропометрических, анатомических и физиологических составляющих психики и специфику их отражения в современном кино ПК-3 Тема 2. Этапы взаимодействия психоанализа и кинематографа. 1 .устный опрос 2. задания для самостоятельной работы 3. коллоквиум 5. дискуссия Вопросы к зачету Тема 6. Психоаналитическая тематика в кинематографе 1.вопросы к практическим занятиям 2. устный опрос 3.реферат 4. коллоквиум Вопросы к зачету 485 13 Владение концептуальными основами и категориальным аппаратом различных тематических направлений, представленных в современном кинематографе, клиническом и прикладном психоанализе. ОК-3 Тема 3. Подходы к искусству кино в ранних психоаналитических исследованиях 1.устный опрос 2. задания для самостоятельной работы 3. коллоквиум 5. дискуссия Вопросы к зачету 14 Владение практическими знаниями о специфике применения различных методов, наиболее часто используемых в кинематографе, клиническом и прикладном психоанализе (психоаналитическое интервью, опрос, кросс- культурные исследования, устная история, изучение клинических случаев, биографический метод). ОК-3 Тема 6. Психоаналитическая тематика в кинематографе 1.устный опрос 2. задания для самостоятельной работы 3. коллоквиум 5. дискуссия Вопросы к зачету 15 Владение навыками, способствующими пониманию как психосексуального развития ребенка, так и возможностей использования не патологических, а нормальных защит личности ПК-3 Тема 1. История развития взаимоотношений психоанализа и кино с конца ХIХ века 1 .устный опрос 2. задания для самостоятельной работы 3. коллоквиум 5. дискуссия Вопросы к зачету 16 Владение способностью определять состояния и индивидуальные различия с учетом антропометрических, анатомических и физиологических параметров жизнедеятельности человека ПК-3 Тема 2. Этапы взаимодействия психоанализа и кинематографа. 1 .устный опрос 2. задания для самостоятельной работы 3. коллоквиум 5. дискуссия Вопросы к зачету Тема 6. Психоаналитическая тематика в кинематографе 1.вопросы к практическим занятиям 2. устный опрос 3.реферат 4. коллоквиум Вопросы к зачету 2.Типовые задания для оценки знаний, умений и навыков, сформированных в рамках изучения дисциплины 2.1 Тематика практических занятий Тема 1. Кинематограф и психоанализ – два способа видения и познания мира. Тема 2. Современный психоанализ о роли и значении кинематографа. Тема 3. Методологические психоаналитические подходы к анализу кино. Тема 4. История развития психоаналитической критики кино. Тема 5. Психоаналитический анализ литературной истории фильма (по фильму Вуди Алена «Зелиг»). Тема 6. Психоаналитический анализ характеров героев (по фильму В.Сигарева «Волчок»). Тема 7. Психоаналитический анализ фильма как отражение субъективности режиссера (по фильму А. Тарковского «Зеркало»). Тема 8. Психоаналитический анализ зрительского отношения к фильму (по фильму П. Пазолини «Сало, или 120 дней Содома»). Тема 9. Психоаналитический анализ кино как средство художественного выражения (по фильму «Путешествия Гулливера»). Тема 10. Психоаналитический анализ сложного процесса создания фильма (по фильму В. Быкова «Я сюда больше никогда не вернусь») 2.3.1 Критерии оценивания работы студентов на практических занятиях 486 Оценка «отлично» выставляется, если студент активно работает в течение всего практического занятия, дает полные ответы на вопросы преподавателя в соответствии с планом практического занятия и показывает при этом глубокое овладение лекционным материалом, знание соответствующей литературы и законодательства, способен выразить собственное отношение по данной проблеме, проявляет умение самостоятельно и аргументированно излагать материал, анализировать явления и факты, делать самостоятельные обобщения и выводы, правильно выполняет учебные задачи. Оценка «хорошо» выставляется при условии: студент активно работает в течение практического занятия, вопросы освещены полно, изложения материала логическое, обоснованное фактами, со ссылками на соответствующие нормативные документы и литературные источники, освещение вопросов завершено выводами, студент обнаружил умение анализировать факты и события, а также выполнять учебные задания. Но в ответах допущены неточности, некоторые незначительные ошибки, имеет место недостаточная аргументированность при изложении материала, четко выраженное отношение студента к фактам и событиям. Оценка «удовлетворительно» выставляется в том случае, когда студент в целом овладел сути вопросов по данной теме, обнаруживает знание лекционного материала, законодательства и учебной литературы, пытается анализировать факты и события, делать выводы и решать задачи. Но на занятии ведет себя пассивно, отвечает только по вызову преподавателя, дает неполные ответы на вопросы, допускает грубые ошибки при освещении теоретического материала. Оценка «неудовлетворительно» выставляется в случае, когда студент обнаружил несостоятельность осветить вопрос вопросы освещены неправильно, бессистемно, с грубыми ошибками, отсутствуют понимания основной сути вопросов, выводы, обобщения. Цель написания эссе заключается в побуждении к размышлению и свободному ассоциированию по прикладному психоанализу по заданной теме. 2.2. Темы эссе по дисциплине Цель написания эссе заключается в побуждении к размышлению и свободному ассоциированию по прикладному психоанализу по заданной теме. |