Главная страница
Навигация по странице:

  • Классификация основных видов деловых игр и их характеристика

  • Классификация основных видов игр открытого типа и их характеристика

  • 9.3. Управленческие технологии

  • Технологическая модель деловой игры «Коммерсант»

  • Теория социальных технологий Учеб. пособие. Протокол 9 от 28. 10. 03) Гриф присвоен Министерством образования и науки Украины (письмо 22075 от 27. 12. 01)


    Скачать 4.13 Mb.
    НазваниеПротокол 9 от 28. 10. 03) Гриф присвоен Министерством образования и науки Украины (письмо 22075 от 27. 12. 01)
    АнкорТеория социальных технологий Учеб. пособие.doc
    Дата27.04.2017
    Размер4.13 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаТеория социальных технологий Учеб. пособие.doc
    ТипПротокол
    #5999
    страница12 из 39
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   39

    Игры

    Естественные:

    • детские;

    • салонные;

    • актерские;

    • спортивные;

    • военные

    Имитационные:

    • деловые;

    • военные;

    • спортивные

    Открытого типа:

    • инновационные;

    • организационно-деятельностные;

    • организационно-мыслительные;

    • проективные

    Рис. 12. Классификация основных видов игры
    Ретроспективный анализ свидетельствует, что исторически первым типом являются естественные игры, среди которых особое место занимают детские, так как они свойственны и животным. Для ребенка, в отличие от детеныша животного, характерно многообразие игр, их социальная направленность и институциональность. Детская игра восходит к тем временам, когда первобытные сообщества переходили в своем развитии от собирательства к охоте, скотоводству и земледелию, что приводило к исключению детей из этих видов деятельности в силу их сложности и тяжести. Игра в первобытном обществе была основной формой социализации взрослых, а также вхождения их в трудовую деятельность. Однако в современном обществе ситуация изменилась. Ныне над созданием игр работают целые отрасли промышленности, науки и рекламы. Сейчас существует целая игровая инфраструктура, и в современных детских играх особенно интенсивно развивается их воспитательно-образовательный, социализирующий аспект.

    Актерская игра также имеет очень древнюю историю, которая берет свое начало от первобытных ритуалов, плясок и ини­циации. Салонные игры, по всей видимости, сложились в эпоху возникновения частной собственности, ибо в них особая роль принадлежит экономическому интересу – выигрышу. Этот вид развлечения связан в основном со стремлением индивидов приобрести нечто в собственное распоряжение.

    Спортивные игры ныне особо популярны; в них есть элементы противоборства, напряжения сил, умения собрать и моби­лизовать свои ресурсы. Корни военных игр уходят к ритуальным военным танцам, а в настоящее время их все больше используют как важнейшее средство обучения и тренинга личного состава воинских подразделений и командного состава армии и флота.

    Среди имитационных игр особое место принадлежит дело­вым играм, которые хотя и относятся к самым молодым (они возникли лишь в 30-х годах XX ст.), однако по своим масшта­бам и сфере применения являются наиболее распространенным социальным феноменом. Как эффективный способ подготовки высококвалифицированных специалистов деловые игры широко используются в различных странах мира, особенно в США, Англии, Германии, Канаде, России, Польше, Франции и Япо­нии. Деловые игры по сути представляют собой реальные модели типичных проблемных ситуаций, с помощью которых осуществляется экспериментирование, и это дает основание ас­социировать их с модельным экспериментом. Деловые имитационные игры могут преследовать две основные цели: либо познание сложных проблемных ситуаций, либо обучение персонала деловых организаций.

    В технологическом аспекте деловые игры являются имитационным и управляемым процессом выработки и принятия решений для конкретной ситуации, в которой функционирует социальный объект, с помощью поэтапного уточнения совокупности условий и факторов (определяющих ситуацию), а также анализа информации, дополнительно поступающей и вырабатываемой в ходе игры. Наиболее важными признаками имитационных деловых игр являются следующие:

    1. типичность, которая отражает и моделирует типичные ситуации, случающиеся в практической деятельности соци­альных субъектов (это и определяет практическую ценность таких игр);

    2. проблемность, которая подразумевает отражение реальных трудностей и проблем, встречающихся в практической деятельности социальных субъектов, вплоть до различных социальных конфликтов;

    3. использование скрытых резервов и их мобилизация. Здесь речь идет о двух видах резервов. Прежде всего, игра вскрывает резервы в управляемой подсистеме (материальные, технологические, финансовые и др.). Однако эти резервы мобилизуются и используются благодаря резервам самой личности, которая посредством игры повышает свой интеллектуальный потенциал и тем самым расширяет поле своих профессиональных возможностей.

    Имитационные деловые игры в структурном отношении представляют собой довольно сложные образования, в которые принято включать пять взаимосвязанных и взаимообусловленных подструктур: ролевую, временную, методическую, организационную и логическую.

    Ролевая подструктура деловой игры включает в себя такие элементы: 1) роли, моделирующие профессиональную деятельность индивидов, которые входят в имитируемую социально-производственную систему; 2) роли, необходимые для оперативного управления ходом игры (руководитель, группа обеспечения, посредники); 3) роли, вводимые в игру для повышения эмоционального напряжения ее участников; 4) роли экспертов, которые нужны для преодоления трудностей с оценкой характера и результатов игры.

    Временная подструктура деловой игры представляет собой процедуру расчленения ее на определенные временные этапы: 1) подготовительный этап; 2) вводную часть; 3) основную часть, или собственно деловую игру; 4) заключительную часть, или анализ результатов игры.

    Методическая подструктура деловой игры включает в себя такие компоненты:

    1) методику проведения игры (сценарий);

    2) руководство по оценке деятельности участников игры;

    3) технические средства обучения и наглядные пособия.

    В методической подструктуре деловой игры, таким образом, сочетаются методы управленческого консультирования и групповой динамики. При этом консультанты по управлению предлагают участникам игры специальные вопросники, которые поддерживают их наиболее перспективные высказывания и идеи относительно той или иной игровой ситуации, а групповые психологи, в свою очередь, обеспечивают активизацию участников игры через стимулирование их ролевой деятельности.

    Организационная подструктура деловой игры включает в себя такие компоненты: 1) подготовку деловой игры (т.е. подготовку руководителей игры, а также методическое и техническое обеспечение, формирование состава групп); 2) оперативное управление деловой игрой (предполагает создание атмосферы состязательности и творчества, отработку навыков работы в группе, оперативное изменение структуры игры, управление графиком игры и т. п.). Кроме того, сюда входит процедура разделения участников игры на различные группы (или подгруппы) в целях получения наибольшего эффекта при решении конкретной задачи.

    Логическая подструктура деловой игры включает в себя следующее: 1) логику анализа ситуации; 2) выделение комп­лекса актуальных проблем; 3) разработку проектов желаемых и возможных перемен; 4) определение программы реализации проекта.

    Наряду с этим по характеру проведения все деловые игры подразделяют на два основных вида: ролевые и собственно имитационные игры. Их характеристика представлена в табл. 23.

    Развитие игровых технологий в последнее время привело к появлению нового класса игр – игр открытого типа, которые несколько "отпочковались" от имитационных деловых игр. Среди них наибольший интерес представляют инновационные, организационно-деятельностные, организационно-мыслительные и проективные игры, отличающиеся от имитационных более свободным, т. е. нежестким, способом задания правил игры и ролей участников. Для проведения этих игр, в отличие от имитационных, не нужна дополнительная информация (каждый их участник хорошо знаком с решаемой проблемой). Такие игры ориентированы не только на операционные действия участников, но и на личностную, эмоциональную их включенность. Они открыты для саморазвития и направлены на те проблемы, которые не имеют заранее известного решения.

    Таблица 23

    Классификация основных видов деловых игр и их характеристика


    Bud

    Характеристика

    Ролевая

    • Наличие модели управляющей подсистемы (включенной в конкретную социально-экономическую систему), которая предполагает наличие ролей и их взаимодействие, а также технологий выработки многоальтернативных решений;

    • наличие общей цели у коллектива участников игры, а также системы групповой или индивидуальной оценки деятельности участников;

    • наличие управляемого эмоционального напряжения

    Имитационная

    Моделирование социальной деятельности;

    • имитация некоторых хозяйственных, правовых, социальных, политических, управленческих и других ситуаций, которые определяют поведение и деятельность людей


    Игры открытого типа, таким образом, способствуют более эффективному обучению людей умениям и навыкам действовать в нестандартных ситуациях, так как работа здесь выполняется не на основе искусственных моделей социальных систем или процессов, а сами реальные ситуации, возникающие в ходе игры, служат той моделью, которая отражает реальное, действительное состояние дел в социальной системе. Характерные особенности основных видов игр открытого типа представлены в табл. 24.
    Таблица 24

    Классификация основных видов игр открытого типа и их характеристика


    Bud

    Характеристика

    Инновационная

    • Наличие инновационной модели деятельности для решения нестандартных проблем;

    • обучение людей новым способам мышления и деятельности в нестандартных ситуациях;

    • инновационное развитие коллектива и его членов;

    • использование коллективной деятельности для поиска инновационных решений;

    • выработка инновационных решений в процессе игры;

    • отсутствие системы оценки участников игры

    Организационно-деятельностная

    • Моделирование организационной деятельности по решению сложных комплексных проблем организации управления;

    • условный характер организационных ролей участников;

    • наличие общей цели игрового коллектива;

    • использование коллективной деятельности по выработке многоальтернативных решений;

    • отсутствие системы оценки участников игры

    Организационно-мыслительная или проективная

    Представление некоторой ситуации будущего;

    • мысленное создание условий для достижения проективной ситуации;

    • мысленное достижение поставленной цели


    Среди рассмотренных видов игр открытого типа особая роль отводится инновационным играм, которые направлены на обновление социальной системы, ее инновацию посредством не только обучения, но и развития ее членов, изменения их мышления и деятельности в решении нестандартных и сложных задач с использованием инновационных подходов и средств. Инновационные игры существенно отличаются от других видов игр этого класса (организационно-деятельностных и проективных) прежде всего тем, что носят развивающий характер и ориентированы на выработку у людей новых умений действовать в нестандартных ситуациях. В инновационной игре решения зара­нее не известны ее участникам, а вырабатываются ими, как правило, в процессе игры, что требует от них не искусственного игрового информатизма, а знания реальных процессов и состояний.

    В отличие от социальной деятельности, которая ставит своей задачей преобразование социальной реальности, игра имеет совершенно иное предназначение. Она выполняет главным образом тренировочную, исследовательскую и проверочную функции. Поэтому социальный смысл игры заключается, прежде всего, в том, что она готовит индивидов к социальной деятельности по преобразованию общества. Это и предопределяет основное назначение и роль игровых технологий в современном обществе. Наряду с этим, необходимость разработки игровых технологий вытекает также из усложнения самой социальной жизнедеятельности людей, возрастания опасности деформаций и потерь от непрофессионализма, а также стремления общества повысить качество и эффективность человеческой деятельности. В этой связи именно игровые технологии дают возможность наиболее эффективно "тренировать" самые различные свойства и качества людей, формировать у них новые умения и навыки поведения, необходимые в экстремальных ситуациях, предоставляют им возможность лучше понимать и ощущать свои действия, исправлять ошибки, а также получать новые знания о социальных объектах и разнообразных условиях их функционирования и развития. При этом наиболее значимой сферой применения игр является обучение персонала фирм и особенно управленческих кадров.

    В этой связи процесс технологизации игровой деятельности имеет прямое отношение, как к деловым, так и к имитационным и инновационным играм, в основном в двух аспектах:

    1. как технология разработки самих игр, которая представляет собой разновидность проективной (творческой) технологии;

    2. как технология применения игры в образовательной деятельности, которая обычно моделируется посредством сценария игры. Проектирование и разработка игровых технологий – весьма сложный творческий процесс, при котором определяют участников, цели и задачи игры, правила ее проведения, а также проблемы, стратегию и тактику игры. Между тем технологии собственно деловых игр как наиболее популярных весьма разнообразны. Одна из них, получившая название "Коммерсант", представлена на рис. 13 [22, с. 89].

    При осмыслении этого рисунка следует обратить внимание на сложность самого процесса игры как инструмента взаимодействия игровой группы с руководителем и экспертной группой, а также на постепенное нарастание динамики игрового процесса от этапа к этапу, на информационные процедуры и эмоционально-психологическую напряженность. Однако, несмотря на определенную сложность игровых технологий, их использование дает колоссальные преимущества: способствует согласованию интересов участников в любой социальной деятельности, обучению их навыкам поведения и действия в определенных ситуациях, а также процессу выработки оптимальных и эффективных способов решения сложных социальных задач.
    9.3. Управленческие технологии
    Социальные праксеологические технологии наиболее широко распространены в сфере управления, где проблема рационализации и оптимизации действий людей особенно остра. Исторический опыт свидетельствует, что именно в этой сфере в течение многих тысячелетий концентрировались их опыт и знания о технологизации человеческой деятельности.

    Под управленческой технологией принято понимать определенное искусство, мастерство или умение осуществлять последовательные управляющие действия по выбору целесообразных процедур и выполнению входящих в них информационных преобразований и организационных воздействий, направленных на преобразование социальной системы или перевод ее в желаемое состояние [28, с. 238]. Другими словами, управленческая технология – это определенный набор средств и методов, посредством которых осуществляется целенаправленное управляющее воздействие на социальную систему для поддержания ее качественной специфики, оптимального режима фун­кционирования и желаемого развития. Управленческая технология включает в себя совокупность методов и средств сбора и обработки информации, приемов эффективного воздействия на работников, принципов, законов и закономерностей организации и управления, а также систему контроля [25, с. 514].


    Рис. 13. Технологическая модель деловой игры «Коммерсант»
    Управление социальной системой как самостоятельный вид профессиональной человеческой деятельности основано, как правило, на применении управленческих технологий, объекты которых – человек, социальная группа, организация, институт или общество в целом. В отличие от технократических технологий, например машиностроения, металлообработки и др., объекты социальных управленческих технологий жестко не детерминированы. Поэтому нахождение общего (определенного) и особенного (неопределенного) в управлении социальными объектами – важнейшая задача любого руководителя или исследователя.

    Управленческие технологии наиболее интенсивно стали раз­виваться в начале XX в. благодаря основателям научного менеджмента (Ф. Тейлору, А. Файолю, Г. Эмерсону, Г. Форду и др.), каждый из которых внес существенный вклад не только в обоснование принципов научного управления, но и в создание основополагающих подходов к технологизации управленческой деятельности. Так, Ф. Тейлор сформулировал научные подходы к рационализации трудовой деятельности и управлению ею, создав, по сути, эффективную технологическую систему цехового менеджмента. В свою очередь, А. Файоль определил сущность технологий административного управления, основные идеи которого остаются актуальными и по сей день. Г. Эмерсон, открывший свои знаменитые двенадцать принципов производительности управленческого труда, предложил довольно богатый набор управленческих технологий. Значителен и вклад Г. Форда в практическую технологизацию менеджмента. Он не только сформировал научно-технические принципы управления, но и создал первую успешно функционирующую промышленную компанию.

    Развитие управленческих технологий в бывшем СССР (в состав которого входила Украина) в определенной степени сдерживала административно-командная система, которая игнорировала принципы рыночного регулирования экономикой и эффективные технологии управления западного менеджмента. Тем не менее, управленческие технологии в нашей стране развивались преимущественно в сфере административно-государственного управления. Ныне в условиях становления рыночной экономики и развития демократических основ жизнедеятельности украинского общества формируются новые предпосылки и условия для технологизации сферы отечественного управления. Перед нашими специалистами-управленцами стоят весьма важные и серьезные задачи создания в стране эффективной системы управления и приведения ее в соответствие с достижениями мировой цивилизации посредством проведе­ния административной реформы на базе широкого использования национального и зарубежного опыта.

    Приступая к классификации управленческих технологий, отметим, что их типологическое разнообразие обусловлено, прежде всего, широкой технологизацией сферы управления, в которой социальные технологии достигли наиболее интенсивного развития. Это вызвано также и тем, что эффективное управление является ныне основным двигателем современного общественного развития. Так, по подсчетам западных специалистов, ценность хорошей системы управления для компании составляет 80 %, а ценность капиталов и рабочей силы – лишь 10 %. Поэтому не случайно управленческая сфера (в сравнении с другими сферами общественной жизни) – самая технологи-зированная в современном обществе. В этой связи в качестве оснований наиболее общей классификации управленческих технологий, на наш взгляд, целесообразно использовать особенности объектов и субъектов управления, специфику механизмов управления, виды организационных структур управления, степень охвата элементов управленческого цикла, особенности стиля управленческой деятельности; типологию процесса управления, а также этапы его технологизации (табл. 25).

    Прежде чем преступить к анализу управленческих технологий, вспомним некоторые аспекты общей теории управления: что такое управление, каковы функции и структура управленческой системы. После этого на основании деятельностного подхода к управлению можно представить структуру управленческого цикла, который включает следующие этапы: 1) формулировка целей и определение задач; 2) разработка и принятие управленческих решений; 3) реализация управленческих решений; 4) организация контроля и корректировка управляющих воздействий. Такая структура определяет основное содержание технологий управления.

    В этой связи все технологии управления можно подразделить на два вида: общие (целостные) и специальные (частные). Общие технологии управления включают в себя несколько частных, например технологию целеполагания (возможно, построение "дерева целей"), выработки решений (возможно, методом "мозгового штурма"). К частным относятся также технологии принятия решений (например, методом голосования), контроля (например, методом выборочного контроля); технологии планирования (в частности, методом плановых заданий), формирования кадрового потенциала (в том числе, методом ролевых игр) и т. п. (табл. 26).

    В рамках одной крупной социальной системы (например, предприятия, организации или общество в целом) можно применять различные технологии управления или их сочетание. При этом основным регулятором практического использования управленческих технологий являются, как правило, различные способы целевого управления. Варианты совместного использования управленческих технологий показаны на рис. 14.

    Поскольку специальные, или частные, управленческие технологии, которые выделяют в зависимости от состояния дел в управляемом объекте, а также от степени его организации, в настоящее время наиболее распространены, остановимся на прояснении их сути более подробно.

    Технологии управления по целям направлены на упреждение (или предвидение). Они основаны на бизнес-плане, разрабатываемом как для организаций в целом, так и для каждого ее работника в отдельности. Существует три варианта управления по целям: 1) простое целевое; 2) программно-целевое; 3) регламентное.


    Таблица 25

    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   39


    написать администратору сайта