Программа курса Актер драматического театра и кино.. ПМ.01 № 2 Акт. др. театра по новому уч. плану 17г. Рабочая программа профессионального модуля пм. 01 Творческоисполнительская деятельность
Скачать 2.37 Mb.
|
Для характеристики уровня усвоения учебного материала используются следующие обозначения: 1 – ознакомительный (узнавание раннее изученных объектов, свойств); 2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством); 3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач). 4. условия реализации ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация профессионального модуля ПМ.01 «Творческо-исполнительская деятельность актера драматического театра и кино» предполагает наличие учебных классов: Учебные классы: для групповых и индивидуальных занятий; для занятий по междисциплинарным курсам МДК.01.01 «Мастерство актера», МДК.01.02 «Сценическая речь», МДК.01.03 «Сценическое движение и фехтование», МДК.01.04 «Танец», МДК.01.05 «Грим» со специализированным оборудованием. Залы: репетиционный зал, зал для показа творческих работ с пультами и звуковоспроизводящим и осветительным оборудованием; библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет. Оборудование учебных классов и рабочих мест классов для мелкогрупповых, индивидуальных занятий и для проведения репетиционных занятий: ноутбук; видеопроектор; радиомикрофоны Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест: компьютер со специальным программным обеспечением; принтер для распечатки текстов ; CD-проигрыватель; микрофоны; флеш-карты, электронные носители информации; интернет; учебная мебель. 4.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основные источники: 1. Ванслов В. В. Статьи об искусстве / В.В. Ванслов - М.: ГИТИС, 2013. 2. Вахтангов Е. Б. Записки, письма, статьи / Е.Б. Вахтангов. – М., СПб., 2010. 3. Гиппиус С.В. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств / С.В. Гиппиус. - М., 2012. 4. Грачева Л. Актерский тренинг: Теория и практика / Л. Грачева. – СПб., 2013. 5. Грачева Л. Жизнь в роли и роль в жизни. Тренинг в работе актера над ролью / Л. Грачева. – М.: АСТ, 2011. 6. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. / Л.Б. Дмитриев.- М.: Музыка, 2011. 7. Емельянов В. В. Фонопедический метод формирования голосообразования / В.В. Емельянов. – Новосибирск, 2012. 8. Захава Б. Е. Мастерство актера и режиссера / Б.Е. Захава. – М., 2013. 9. Зданович А.П. Некоторые вопросы вокальной методики / А. П. Зданович. - М.: Музыка, 2013. 10. Кипнис М. Актерский тренинг. Более 100 игр, упражнений и этюдов, которые помогут вам стать первоклассным актером / М. Кипнис. – М., 2012. 11. Кипнис М. 128 лучших игр и упражнений для любого тренинга. Актерский тренинг: 128 лучших игр и упражнений для актера, режиссера, тренера / М. Кипнис. – М., 2010. 12. Кнебель М.О. О действенном анализе пьесы и роли / М.О. Кнебель. – М., 2012. 13. Кнебель М.О. О том, что мне кажется самым важным / М.О. Кнебель. – М., 2013. 14. Кнебель М.О. Поэзия педагогики / М.О. Кнебель. М.: ГИТИС, 2013. 15. Кнебель М.О. Слово в творчестве актера / М.О. Кнебель. - М.: ГИТИС, 2012. 16. Лоза О. Актерский тренинг по системе Станиславского. Упражнения и этюды / Сост. О. Лоза. – М., 2010. 17. Луканин В.М. Обучение и воспитание молодого певца / В.М. Луканин. - М.: Музыка, 2014. 18. Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению: Учебное пособие для студентов / А.Г. Менабени. – М.: ГИТИС, 2014. 19. Морозов В.П. Искусство резонансного пения / В.П. Морозов. – М., 2012. 20. Рождественская Н.В., Толшин А.В. Креативность: пути развития и тренинги / Н.В. Рождественская, А.В. Толшин. – СПб., 2013. 21. Сарабьян Э. Актерский тренинг по системе Георгия Товстоногова / Э. Сарабьян. - М., 2010. 22. Слонимский Ю. И. В честь танца / Ю.И. Слонимский. – М., 2011. 23. Станиславский К. С. Моя жизнь в искусстве / К.С. Станиславский. – М., 2010. 24. Станиславский К. С. Работа актера над собой / К.С. Станиславский – М., 2010. 25. Станиславский К.С., Этика / К.С. Станиславский. – М.: ГИТИС, 2012. 26. Тришин В. Студийный метод воспитания актера: Практический курс / В. Тришин. – М, 2010. 27. Чехов М.А. Об искусстве актера / М.А. Чехов. – М.: Искусство, 2011. 28. Чехов М.А. Тайны актерского мастерства. Путь актера / М.А. Чехов. – М., 2011. Дополнительные источники: 1. Абдоков Ю.Б. Музыкальная поэтика хореографии / Ю.Б. Абдоков. – М.: ГИТИС, 2013. 2. Абдоков Ю.Б. Пластическая интерпретация музыки в хореографическом искусстве. Взгляд композитора / Ю.Б. Абдоков. – М.: МГАХ, РАТИ-ГИТИС, 2013. 3. Борзов А. А. Народно-сценический танец. Экзерсисы у станка: Учебное пособие / А.А. Борзов. – М.: ГИТИС, 2013. 4. Гуревич З. О жанрах советского цирка / З. Гуревич. - М.: Искусство, 2013. 5. Дмитриев Ю. Советский цирк / Ю. Дмитриев. - М.: Искусство, 2013. 6. Дрознин А. Сценическая акробатика в физическом тренинге / А. Дрознин. – М., 2012. 7. Искусство хореографии: Сборник статей / - М.: ГИТИС, 2012. 8. Кожевников С. Акробатика. Ученое пособие для училищ циркового искусства / С. Кожевников. - М.: Искусство, 2012. 9. Коркин В. Акробатика / В. Коркин. - М.: Физкультура и спорт, 2012. 10. Кох И. Основы сценического движения / И. Кох. – М.: ГИТИС, 2013. 11. Морозова Г. Сценический бой / Г. Морозова. – М.: ГИТИС, 2012г. 12. Немеровский А. Пластическая выразительность актера / А. Немеровский. – М.: ГИТИС, 2013. 13. Рутберг П. Пантомима. Опыты в аллегории / П. Рутберг. - М.: Искусство, 2013. 14. Рутберг П. Пантомима. Первые опыты / П. Рутберг. - М.: Искусство, 2012. 15. Славский Р. Искусство пантомимы / Р. Славский. - М.: Искусство, 2011. 16. Славский Р. Леонид Енгибаров / Р. Славский. - М.: Искусство, 2011. 17. Шульгина А. Н. Бальные танцы с конца XIX века до наших дней / А.Н. Шульгина. - М.: ГИТИС, 2012. 18. Цирковое искусство России. Большая российская Энциклопедия / - М., 2013. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы. Дисциплина обеспечена стандартными программами поиска информации в глобальной сети интернет, а также различными сервисами поиска, просмотра и организации информации в глобальной сети интернет. Словари и энциклопедии: 1. http://www.zipsites.ru/books/teatralnaya_entsiklopediya/ 2. http://martynychev.ru/text/books/slovar-teatralnyix-terminov.-voprosyi-texniki-aktera 3. http://www.rtlb.ru/ru/dtw/ Библиотеки: 1. Новая драма: http://www.newdrama.ru/ 2. Библиотека пьес Александра Чупина: http://www.dramaturgiya.narod.ru/ 3. Театральная библиотека Сергея Ефимова: пьесы, театр, драматургия: http://www.theatre-library.ru/ 4. Электронная библиотека RoyalLib.ru: http://royallib.ru/book/dashkov_andrey/biblioteka_pesa.html Информационные и рецензионные ресурсы: 1. Театральный смотритель: http://www.smotr.ru 2. Страницы московской театральной жизни: http://www.theatre.ru/ Культура. Открытый доступ. Театр: http://www.openspace.ru/theatre/ http://community.livejournal.com/ru_theatre/ http://www.livejournal.com/community/newdrama Периодические издания, посвященные театру: 1. Петербургский театральный журнал: http://ptzh.theatre.ru/ 2. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы. Для освоения дисциплины рекомендуется использование баз данных JSTOR, EBSCO и др. источников информации о современных техниках анализа текстов культуры в научных журналах. 4.3. Общие требования к организации образовательного процесса Занятия по профессиональному модулю ПМ.01 «Творческо-исполнительская деятельность» проводятся в форме групповых занятий ( группа не более 15 человек) и в форме индивидуальных (педагог- ученик). На групповых занятиях учащиеся получают теоретические знания по разделам и темам и практические навыки по актерскому мастерству, вокальному мастерству и пластике и хореографии. На индивидуальных занятиях совершенствуется исполнительское мастерство каждого обучающегося, что невозможно без рекомендаций и помощи преподавателя. Большое количество часов отводится для самостоятельной работы обучающихся. Изучение профессионального модуля «Творческо-исполнительская деятельность» невозможно без тесной связи со всеми специальными дисциплинами профессионального модуля. При обучении необходимо учитывать творческие возможности каждого обучающегося, его интеллектуальный и культурный уровень. Необходимо также помнить, что положительные результаты в изучении курса могут быть достигнуты только при большой активности обучающихся и развития у них индивидуальности. 4.3.1 Методические рекомендации преподавателям Задачи, стоящие перед преподавателем на групповых занятиях: - создание спокойной, доброжелательной атмосферы, в которой и обучающийся и педагог чувствуют себя комфортно; - налаживание творческой дисциплины; - мотивация необходимости овладения всеми разделами профессионального модуля «Творческо-исполнительская деятельность»; - получение заданий для самостоятельной работы; - зарождение творческой инициативы обучающихся. Задачи, стоящие перед преподавателем на индивидуальных занятиях: - снятие психологических барьеров общения; - налаживание профессионального и человеческого контакта; - отработка навыков, полученных на групповом занятии; - отработка упражнений, повышающих профессиональное мастерство, с учётом индивидуальных особенностей обучающегося; - обоснование выбора и разбор индивидуального материала для работы; - контроль самостоятельной работы обучающегося. Лекция. Рекомендуется использовать различные типы лекций: вводную, мотивационную (способствующую проявлению интереса к осваиваемой дисциплине), подготовительную (готовящую обучающегося к более сложному материалу), интегрирующую (дающую общий теоретический анализ предшествующего материала), установочную (направляющая обучающихся к источникам информации для дальнейшей самостоятельной работы), междисциплинарную. Содержание и структура лекционного материала должны быть направлены на формирование у обучающегося соответствующих компетенций и соотноситься с выбранными преподавателем методами контроля. Основными активными формами обучения профессиональным компетенциям являются: Практические занятия. Это индивидуальные, мелкогрупповые и групповые занятия. Семинар. Этот метод обучения должен проходить в различных диалогических формах – дискуссий, деловых и ролевых игр, разборов конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, обсуждения результатов работы студенческих работ (докладов, сообщений). К участию в семинарах и творческих выступлениях могут привлекаться ведущие деятели театрального искусства, специалисты-практики. Дисциплина «Мастерство актера» Дисциплина «Мастерство актера» является основной дисциплиной вида «Актер драматического театра и кино». Данная дисциплина изучается с 1 по 8 семестры. Основной задачей дисциплины является подготовка высококвалифицированного специалиста к профессиональной деятельности в драматических и музыкальных коллективах, а также в качестве преподавателя актерского мастерства в детских школах искусств и других учреждениях дополнительного образования. Занятия по дисциплине проводятся в группе режиссером-педагогом. Он является руководителем курса. В его функции входит раскрытие индивидуальных способностей обучающегося на базе освоения актерской профессии. Руководитель курса отвечает за художественный уровень, дисциплину, организацию и планирование работы на курсе. Руководитель составляет план занятий, распределяет обучающихся по актерским работам, осуществляет контроль и способствует формированию у будущих артистов понимание важности нравственной позиции и личной ответственности художника перед обществом. В результате освоения курса обучающийся должен владеть психофизическими основами актерского мастерства, сценического движения и речи. Владеть мастерством общения со зрительской аудиторией в условиях сценического представления в драматическом театре. В результате изучения курса обучающийся должен знать основы теории актерской профессии; применять в профессиональной деятельности навыки работы в творческом коллективе. В течение всего периода обучения актерскому мастерству предусмотрены разнообразные формы контроля знаний, которые способствуют их лучшему усвоению, развитию интереса к избранной профессии и формированию профессиональной компетентности обучающегося. Дисциплина «Сценическая речь» Дисциплина «Сценическая речь» изучается на протяжении всего периода обучения по виду «Актер драматического театра и кино». Цель данной дисциплины – выработка у обучающихся выразительной и убедительной речи на сцене, подготовка грамотного специалиста для профессиональной деятельности в театральных коллективах, а также в качестве преподавателя детских школ искусств и других учреждениях дополнительного образования. Задачами курса являются: дать будущему актеру практические речевые навыки, необходимые для работы в профессиональном театре, ознакомить обучающихся с общими понятиями культуры речи, добиться, чтобы речь актера была внятной, дикционно и орфоэпически точной, выражалась звучным гибким голосом. В результате освоения курса обучающийся должен владеть профессионально поставленным рече-голосовым аппаратом, искусством сценической речи. Обучающийся должен уметь анализировать произведения искусства и литературы в работе над речевым отрывком, использовать нормативные требования речевой культуры. Использовать способы работы с литературным драматургическим материалом. Обучающийся должен знать приемы, используемые в сценическом речевом искусстве для придания речи большей выразительности и убедительности. Дисциплина «Сценическая речь» помогает обучающимся знать основы теории стихосложения и различные способы анализа художественного текста, практикуемых в театральных школах и театрах. Обучающиеся под руководством опытных преподавателей изучают полный комплекс упражнений по профессиональной постановке голоса. Помимо профессиональных качеств развития сценической речи дисциплина помогает обучающимся развивать память, коммуникативные качества, высокую культуру и науку убеждать словом. В конце каждого семестра обучающиеся выносят на суд зрителя прозаические и поэтические произведения разной степени сложности. Дисциплина «Сценическое движение и фехтование» Дисциплина «Сценическое движение и фехтование» вида «Актер драматического театра и кино» формирует у будущего актера основы пластической культуры, его внешней техники. Задачами курса является развитие тела путем разнообразных тренировок: совершенствование физических качеств и расширение диапазона двигательных возможностей; развитие легкости движения, ловкости и подвижности; повышение ритмичности и координации движения. Особенность преподавания дисциплины заключается в том, что высокопрофессиональные преподаватели устраняют индивидуальные физические и психофизические недостатки обучающихся. В каждый семестр дисциплины включены эффективные комплексы тренировочных упражнений на подвижность телесного аппарата, на освоение элементов индивидуальной акробатики. Также программа дисциплины включает в себя знакомство со стилевым поведением западноевропейского и русского светского общества XVII-XIX вв. обучающиеся знакомятся с основными специальными приемами и техниками сценического боя. Овладевают навыками фехтования. Все эти внешние техники, которым обучают преподаватели сценического движения и фехтования помогают обучающимся драматического театра найти точные актерские приспособления для создания яркого художественного образа на сцене. Помимо обучения профессиональным навыкам преподаватели очень серьезно относятся к вопросам обеспечения безопасности во время исполнения различных упражнений и их комбинаций Дисциплина изучается с 1 по 7 семестр. |