Главная страница

Раса,Нация,Класс. Раса, нация, класс


Скачать 1.36 Mb.
НазваниеРаса, нация, класс
АнкорРаса,Нация,Класс.pdf
Дата20.08.2018
Размер1.36 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаРаса,Нация,Класс.pdf
ТипРеферат
#23303
страница30 из 32
1   ...   24   25   26   27   28   29   30   31   32
Pierre-Andre Taguieff, La Force du prejugi, Essai sur le racisme et ses dou-
bles, Editions La Decouverte 1988, в которой Тагёф значительно совершен-
ствует анализ, к которому я обращался выше. Надеюсь, что у меня будет
возможность в ближайшее время с должной обстоятельностью обсудить
эту книгу.

272 «Раса, нация, класс»
Примечания к гл. II:
(«The Ideological Tensions of Capitalism: Universalism vs. Racism and
Sexism». Первоначально опубликовано в изд.: J. Smith ..., Racism, Sexism
and the World-Economy^. Y. 1988)
1
Герой комиксов - Прим. ред. [здесь и далее римскими цифрами обозначе- ны примечания редакторов русского издания книги]
" Валлерстайн отвергает возможность познания социально-экономических процессов, приведших к возникновению современной капиталистической системы на уровне отдельных стран. В связи с этим понятие миро- экономики («world-economy») стало одним из центральных в его теории.
«Миро-экономика» как социальная система отличается структурно от
«мир-империи» только тем, что она интегрирована относительно незави- симыми экономическими связями, а не административными институтами государства. Валлерстайн подчеркивает: «она (миро-экономика) является мир-системой не потому, что она охватывает весь мир, но потому что она более значительна, чем любая юридически определенная политическая целостность. И она является миро-экономикой потому, что основопола- гающие связи между частями системы являются экономическими связями
(торговля/обмен, в отличие от случая мир-империи, в которой эти связи между частями являются политическими, контролируемыми охватываю- щей все и проникающей всюду налогособирающей бюрократией)». Wal- lerstein I. The Modern World-System: Capitalist Agriculture and the Origins of the
European World-Economy in the Sixteenth Century. N.Y., 1974, p. \6-Прим. ред.
'" «Меритальная система» или «меритократия» (от лат. meritus - достойный и греч. kratos - власть), букв, «власть, основанная на заслугах». Концепция меритократии представляет собой модернизацию традиционных теорий элиты. Термин введен в употребление английским социологом М. Янгом в противоположность понятиям «аристократия» и «демократия». В анти- утопии «Возвышение меритократии: 1870-2033» он сатирически изобра- жал грядущий приход к власти и последующий крах новой олигархии, оп- равдывающей свое господство тем, что она состоит из интеллектуально наиболее одаренных и энергичных личностей, рекрутируемых из всех слоев общества. Представители неконсервативного направления, особенно в США (Белл, 3. Бжезинский, М. Платнер), придали, однако, этому терми- ну позитивное содержание. Они сконструировали концепцию, направлен- ную против идеи социального равенства и призванную оправдать полити- ческие и экономические привилегии «новой интеллектуальной элиты», с их точки зрения, вносящей наибольшей вклад в благосостояние всего об- щества. Ср. Лэш К., Восстание элит, или Предательство демократии. М.
2002. - Прим. ред.
" Bartolome de Las Casas (1474 - 1566) - доминиканский монах, участник испанского вторжения в Парагвай, начавшегося в 1516 году. Лас Казас на- чал миссионерскую деятельность среди индейцев племени гуарани, насе-

Примечания 273
лявших Парагвай. Признается одним из «отцов либеральной теологии» -
Прим. ред.
То есть, по аналогии с расизмом и сексизмом, речь идет о дискриминации
рабочей силы по возрастному признаку (от англ. age - возраст) -Прим. ред.
Примечания к гл. III:
Отрывок из этого текста («Racisme et nationalism©)) был опубликован в
журнале М, №18, декабрь 1987-январь 1988.
Недавнее лучше всего обоснованное изложение этого: Rene Gallissot, Mis-
ёге de I'antiracisme, Editions Arcanterc, Paris 1985.
2
Такова была цель Рут Бенедикт (Ruth Benedict Race et Racism, 1942 - new
ed.: Routledge et Kegan Paul, Londres 1983). Тем не менее Р. Бенедикт на
самом деле не делает различий между нацией, национализмом, культурой;
или лучше сказать, она пытается «культурализовать» расизм, «историзуя»
его как аспект национализма.
См. например: Raoul Girardet «Nation: 4. Le nationalism») - Encyclopaedia
universalis.
Я отстаиваю это в одном из своих предшествующих исследований: «Sujets
ou citoyens? - Pour l'egalite» - Les Temps modernes, mars-avril-mai 1984
(специальный номер: L'immigration maghrebine en France).
Категории безумия и бреда сами собой приходят на ум, когда пытаешься
описать расистский комплекс, потому что расистский дискурс отрицает
реальность, проецируя на нее сценарии агрессии и преследования. Тем не
менее эти категории могут использоваться только с поправками: с одной
стороны, потому что они могут скрыть от нас активность мысли, которая
всегда присуща расизму, а с другой стороны, потому что само представ-
ление о коллективном безумии до предела противоречиво.
6
Каждый из классов в «новых» нациях старого колониального человечест-
ва проецирует как это, так и другие общественные различия на этнически-
культурные термины.
7
Benedict Anderson. Imagined Communities, Reflections on the Origin and
Spread of Nationalism. Verso Editions, London, 1983, p. 129 sqq.
8
Эта умозрительная структура представляется мне существенной: для «на-
ходящихся на низкой ступени развития» «находящиеся на высокой ступе-
ни развития» - это те, кто масштабнее, чем когда-либо, практикуют раси-
стское презрение; для «находящихся на высокой ступени развития» «на-
ходящиеся на низкой ступени развития» определяются тем образом, кото-
рый они взаимно презирают. И для тех и для других расизм «принадлежит
другому» или, лучше сказать: местом расизма является другой. Но грани-
ца между «высоко развитыми» и «низко развитыми» стала неконтроли-
руемо смещаться: никто не может точно сказать, кто есть другой.
9
Отсюда затруднения в «педагогике памяти», с помощью которой антира-
систские opi-анизацин пытаются противостоять актуальной угрозе, оса-

274 «Раса, нация, класс»
бенно если они считают, что нацистская модель ведет к скрытому геноци-
ду. «Ревизионистские» предприятия в этом смысле действуют как на-
стоящая приманка, потому что наделе они нескончаемо говорят о газовых
камерах, и их отрицание по отношению к этому факту весьма двусмыс-
ленно. Разоблачая сокрытия нацистского геноцида подлинными расиста-
ми-антисемитами, к сожалению, еще недостаточно для коллективного
признания существования общих черт у антисемитизма и антиарабизма.
Но и разоблачения ностальгии по нацизму, звучащей в речах «вождей»
[неонацизма], тем более недостаточно для того, чтобы «массы» обычных
расистов осознали смешения, с которыми они, не отдавая себе в том отче-
та, каждодневно имеют дело. По крайней мере это будет так, покуда необ-
ходимая просвещенческая работа не поднимется до целостного объясне-
ния современного расизма как системы мысли и общественного отноше-
ния, как концентрированного выражения всей истории.
10
Тщательный и обстоятельный анализ этого противоречия можно найти в
трудах Максима Родинсона (Maxime Rodinson), особенно в текстах его
сборников Marxisms et monde musulman. Paris, Editions du Seuit, 1972;
Peuplejuifouproblemejuif? Maspero, 1981.
11
Первый вопрос либеральных историков национализма (рассматривают ли
они его как «идеологию» или как «политику») таков: где и когда «либе-
ральный национализм» переходит в «империалистический»? Ср.: Hannah
Arendt. «Imperialism» (вторая часть исследования The Origins ofTotalita-
rism. London, 1986); Hans Kohn. The Idea of Nationalism. A Study of its Ori-
gins and Background. New York, 1944. Их общий ответ таков: между «уни-
версалистскими» революциями XVIII века и «романтизмом» XIX века,
прежде всего германский, а впоследствии и империалистический нацио-
нализм распространился по всей Европе, а в XX веке - по всему миру. Но
если рассматривать этот вопрос детально, окажется, что Французская ре-
волюция уже содержала в себе противоречие двух аспектов национализ-
ма, и, следовательно, она «изменила» национализм.
12
См. предупреждения Тома Нэйрна (Tom Nairn) в статье: «The Modem
Janus» - New Left Review, №94, 1975 (перепечатано в его книге: The Break-
Up of Britain. NLB, London, 1977). См. также критику Эрика Хобсбаума:
Eric Hobsbawm. Some Reflections on The Break-Up of Britain - New Left Re-
view, №105,1977.
13
Это не только марксистская позиция, но и утверждение других «экономи-
ческих» мыслителей либеральной традиции, ср.: Ernes Gellner, Nations and
Nationalism. Oxford, 1983.
14
С Guillaumin. L 'ldeologie raciste, Geni.se et langage actuel. Mouton, Paris-La
Haye, 1972; M. Rodinson. «Quelques theses critiques sur la demarche
poliakovienne» - he Racisme, mythes et sciences (sous la dir. de M. Olcnder).
Ed. Complexe, Bruxelles, 1981. См. также статью Родинсона: «Nation: 3.
Nation et ideologic» - Encyclopaedia universalis.

Примечания 273
15
Полезно сравнить это с книгой: Erving Goffman. Stigma, Notes on the Man-
agement of Spoiled Identify. Penguin Books, 1968.
14
См.: L. DumonL EssaissurI'lndividualisme, Editions du Scuil, 1983.
17
Ср. спор между Томом Нэйрном и Бенедиктом Андерсоном в указанных
выше работах об отношении между «национализмом», «патриотизмом» и
«расизмом».
18
См. блестящее изложение: Р. АусоЬепу. La Question nazie, Essai sw les
interpretations аи naaonal-socialisme, 1922-1975. Paris, Editions du Seuil, 1979.
19
См., кроме всего прочего, недавнее исследование Бенедикт Андерсон (ор.
cit), успешно сближающей практики и дискурсы «русификации» и «англи-
зации».
20
Ср.: R. Ertel, G. Fabre, E. Marienstras. En marge, Les minoritis am Etats-
Unis. Paris, Maspero, 1974, p. 287 sqq.
21
Bipan Chandra. Nationalism and Colonialism in Modern India. Orient Long-
man, New Delhi, 1979, p. 287 sqq.
22
Cp. Haroun .Famous. Israel et sesjuifs, Essai sur les limites du volontarisme.
Paris, Maspero, 1982.
23
Часто уверяют, что национализм, в отличие от других великих политиче-
ских идеологий XIX и XX века, лишен теории и теоретиков (ср.: В.
Anderson, ук. соч.; Isaiah Berlin. «Nationalism - Past Neglect and Present
Powers» - Against the Current. Essays in the History of Ideas. Oxford, 1981).
Но при этом забывают, что очень часто расизм снабжает национализм свои-
ми теориями, так же как он обеспечивает повседневное воображаемое, вы-
ступая таким образом на обоих полюсах «идеологического движения».
24
Ср. размышления М. Родинсона о действенности проповеди в идеологиче-
ских движениях: «Природа и функция мифов в социополитических дви-
жениях на двух примерах: марксистском коммунизме и арабском нацио-
нализме» - М. Rodinson. Marxisme et monde musulman, p. 245 sqq.
25
Введение «пессимистической» темы вырождения в социал-дарвинизм,
хотя она явно не имеет отношения к дарвиновской теории естественного
отбора, является существенным этапом в идеологической эксплуатации
эволюционизма (играющей на двойном смысле понятия наследственно-
сти). Ни один расизм не является «пессимистическим» в категорическом
смысле, но необходимо является таковым гипотетически: высшая раса
(культура) будет утрачена (а вместе с ней и цивилизация), если она будет
«потоплена» в океане варваров, низших людей. Дифференциалистский ва-
риант: все расы (культуры) погибнут (и вместе с ними вся человеческая
цивилизация), если они смешаются друг с другом в океане своих разли-
чий, если «порядок», который они совместно образуют, выродится в эн-
тропию однообразной «массовой культуры». Исторический пессимизм
влечет за собой волюнтаристскую или «децизионистскую» концепцию
политики: только радикальное решение, преодолевающее противопостав-
ление чистой воли и хода вещей, то есть противопоставление людей воле-

276 «Раса, нация, класс»
вых и пассивных, может помешать и даже обратить вспять вырождение.
Отсюда опасная близость, которая устанавливается, когда марксизм (и в целом социализм) расширяет свое представление об историческом детер- минизме до катастрофизма, что в свою очередь предполагает «децизио- ннстскую» концепцию революции.
2 6
См. в особенности работы Мишеля Дюшс: Michele D u c h e t Anthropologie
et histoire аи siecle des Lumiires. Paris, Maspero, 1971; также его: «Racisms et scxualite au XVIIIe siecle» - L. Poliakov et al. Nijuifni grec, Entretiens sur
le racisme (II). Mouton, Paris-La Haye, 1978; «Du noir au blanc, ou la cinquieme generation» - L. Poliakov et al. Le Couple interdit, Entretiens sur le
racisme (III), ib., 1980.
27
См.: Louis Sala-Molins. Le Code noir ou le cahaire de Canaan. PUF, Paris, 1987.
J8
Дифференциализм смещает дискриминацию, перенося ее с непосредст- венной очевидности классифицированных групп на критерии классифи- кации - это расизм «второго порядка». Точно так же он смещает естест- венность «рас» к естественности «расистского отношения». Ср. в этой же книге мою статью «Существует ли неорасизм?» - в которой я отталкива- юсь от недавно проведенного анализа расистского дискурса во Франции и в Англии (С. Guillaumin, V. de Rudder, M. Barker, P. A. Taguieff).
19
О природе как «фантазматической матери» в расистских и сексистских идеологиях см.: С. Guillaumin. «Nature et histoire. A propos d'un
«materialisme» - Le Racisme, mythes et sciences. О происхождении и на- следственности см.: Pierre Legendre. L 'Inestimate Objet de la transmission.
Fayard, Paris, 1985.
3 0
Обратите внимание на тот способ, которым социобиология иерархизирует
«альтруистические чувства»: сначала семья в узком смысле слова, затем родство, и наконец, этническая общность, считающаяся расширением родства. Ср.: Martin Barker. The New Racism, Conservatives and the Ideology
of the Tribe. Junction Books, London, 198!.
31
Cp. A. Finkielkraut La Defaite de lapensie. Gallimard, 1987.
3 2
О нацистской мысли как об эстетизации политики ср.: Philippe Lacoue-
Labatthe. La Fiction du politique. Christian Bourgois, Paris, 1988. Пьер Aflco- берри (Pierre Aycoberry. La Question nazie, p. 31) замечает, что задачей на- цистской эстетики состояла в «стирании следов классовой борьбы, через размещение каждой категории на свое место в расовой общности: укоре- ненный в своей почве крестьянин, рабочий-атлет на производстве, жен- щина у домашнего очага». Ср. также: A.G. Rabinbach. «L'esthetique de la production sous te Hie Reich» - Le Soldat du travail, textes reunis par L.
Murard et P. Zylberman, Recherches, №32/33, septembre 1978.
33
Colette Guillaumin. I laeologie raciste, p. 6.
' WASP - аббревиатура для «White Anglo-Saxe Protestant», т. е. «белый,
англо-саксонец, протестант» - Ярим. ред.

Примечания 277
34
Вот в чем здесь казуистика: если допустить, что французская нация вклю-
чает бесконечное количество поколений потомков мигрантов и выходцев
из мигрантов, то их духовное включение в нацию будет оправдываться
способностью к ассимиляции, понятой как предрасположенность к фран-
цузскому началу, но всегда можно задать вопрос (как возникал вопрос об
обращенных во времена Инквизиции), не является ли эта ассимиляция
лишь поверхностной, кажущейся.
35
«Сверхсмысл», о котором, со своей стороны, говорит Ханна Арендт в
заключении «Истоков тоталитаризма» отсылает не к процессу идеализа-
ции, но к террористическому принуждению, которое присуще безумию
«идеологической связности»; не к гуманистическому разнообразию, а к
поглощению человеческой воли анонимным движением Истории и При-
роды, которую тоталитарные движения предлагают «ускорить».
О Гобино см. в частности статью: Colette Guillaumin. «Aspects latents du
racisme chez Gobineau» - Cachiers internationaux de sociologie, vol. XLIL 1967.
Один из самых чистых примеров этому в современной литературе можно
найти в сочинениях Эрнста Юнгера. См., напр., его «Гордиев узел» - Der
gordische Knoten, F. A. M. 1970.
38
Cp. w: Reich. Les Homines dans L'Etat, trad. fr. Payot, Paris, 1978.
1   ...   24   25   26   27   28   29   30   31   32


написать администратору сайта