Главная страница

Раса,Нация,Класс. Раса, нация, класс


Скачать 1.36 Mb.
НазваниеРаса, нация, класс
АнкорРаса,Нация,Класс.pdf
Дата20.08.2018
Размер1.36 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаРаса,Нация,Класс.pdf
ТипРеферат
#23303
страница31 из 32
1   ...   24   25   26   27   28   29   30   31   32
Я постарался развить это положение в нескольких «злободневных» статьях:
«Suffrage universe!» (в соавторстве с Yves Benot) - Le Monde, 4 mai 1983;
«Sujets ou citoyens? - Pour l'egalitd; La societe metissee» - Le Monde, ler
decembre 1984; «Propositions sur la citoyennete» - La Citoyenneti, ouvr.
coordonne par С Wihtol de Wenden. Edilig-Fondation Diderot, Paris, 1988.
Примечания к гл. IV:
(«The Construction of Peoplehood: Racism, Nationalism, Ethnicity».
Первоначально опубликовано в изд.: Sociological Forum, II, 2 1987)
1
Wallerstein I. Historical Capitalism. L., 1983. См. также гл. VI наст, изд.:
«Структуры домашнего хозяйства и формирование трудовых ресурсов в
капиталистической миро-экономике».
Примечания к гл. V:
(La forme nation: histoire et ideologie)
Jacques Derrida. Marges de la philosophie. Paris, 1972, p. 22.
1
CM. Gerard Noiriel. Le Creuset francais. Editions du Seuil, 1988.
1
Если, тем не менее, следует выбрать некую символическую дату, можно
указать середину XVI века: завершение испанского завоевания Нового
света, раскол империи Габсбургов, конец династических войн в Англии,
начало войны за независимость в Голландии.
3
Fernand Braudel. Civilisation materielle. Economic et capitalisme, vol. 2, Les
Jeux de I'echange; vol. 3, Le Temps du monde, A. Colin, Paris, 1979; Immanuel

278 «Раса, нация, класс»
Wallerstcin. The Modern World-System, vol. 1. Capitalist Agriculture and the
Origin of the European World-Economy in the Sixteenth Century, Academic
Press, 1974; vol. 2, Mercantilism and the Consolidation of the European
World-Economy, Academic Press, 1980.
4
Ср.: Braudei, Le temps du monde, p. 71 sqq.; Wallersiein, Capitalist Agricul-
ture, p. 165 sqq.
5
С этой точки зрения нет ничего удивительного в том, что «ортодоксаль-
ная» марксистская теория линеарной смены способов производства была
провозглашена официальной в СССР одновременно с торжеством нацио-
нализма, тем более что именно она позволяла представить «первое социа-
листическое государство» как новую всемирную нацию.
6
Eugen Weber. Peasants into Frenchmen. Stanford University Press, 1976.
7
Gerard Noiriel Longwy. Immigris et prolitaires, 1880-1980, Paris, PUF, 1984;
Le Creuset francais. Histoire de I 'immigration XIXe-ХХе siicles. Paris, Edi-
tions du Seuil, 1988.
* Некоторые детали этого вопроса см. в моем исследовании: «Propositions
sur la citoyennete» - La Citoyenneti, ouvrage coordonne par С Wihtol de
Wenden. Edilig-Fondation Diderot, Paris, 1988.
' По всем этим вопросам определяющим является труд: Kantorowicz. Mourir
pour la partie et autres textes. PUF, 1985.
10
Я говорю «включающееся население», но можно добавить «исключаю-
щееся население», так как и то и другое одновременно происходит с этни-
зацией народа-нации и других форм народа: отныне любое историческое
различие является этническим (даже евреи должны считаться «народом»).
Об этнизации колонизированного населения см. J.-L. Amseile et E.
M'BokoIo. Аи coeur de I'ethnie: ethnies. tribalisme et Etat en Afrique. Paris,
La Dccouverte, 1985.
11
См.: Ernest Gellner. Nations et Nationalism. Oxford, 1983; Benedict Anderson.
Imagined Communities. London, 1983. Анализ авторов этих книг различает-
ся так же, как «материализм» и «идеализм», но они оба настаивают на
этом моменте.
12
Ср.: Renee Balibar. L'Institution du francais. Essai sur le colinguisme des
Carolingiens a la Republique. Paris, PUF, 1985.
11
Увлекательные соображения по этому вопросу высказывает Jean-Claude
Milner, особенно в книгах Les Noms indistincts (Seuil, 1983), p. 43 sqq. и
L 'Amour de la langue (Seuil, 1978). Об альтернативе «классовой борьбы» и
«языковой войны» в СССР с началом политики «социализма в одной от-
дельно взятой стране» см.: F. Gadet, J.-M. Gaymann, Y. Mignot, E.
Roudinesco. Les Maitres de la langue. Maspero, 1979.
14
Добавим: здесь мы имеем дело с критерием, позволяющим отличить ра-
сизм от национализма: всякий дискурс о партии или о нации, в котором
эти понятия ассоциируются с «защитой семьи» - не говоря уже о рождае-
мости, - свидетельствует о том, что мы имеем дело с расизмом.

Примечания 279
Philippe Aries. L 'Enfant el la vie familiale sous I'Ancien Regime, nouveau ed.
Seuil, 1975; Edward Shorter. The Making of the Modern Family, N. Y. 1975;
Jack Goody. The Developement of the Family and Marriage in Europe. Cam- bridge 1983.
14
Ср.: Louis Althusser. «Ideologic et appareils ideologiques d'Etat», переиздано в: Positions. Editions sociales. Paris, 1976.
1
Michel Foucault. La volontide savoir. Gallimard, 1976.
' Габитус (habitus) - социально приобретаемая предрасположенность.
" См.: P. Bourdieu. La distinction. Critique sociale dujugement. Ed. de Minuit,
1979; Ce queparler veut dire: /'economic des ichanges linguistiques. Fayard,
1982; а также коллективную критику «Revoltes logiques» - L'Empire du so- ciologie. La Ddcouverte, 1984, основанную на способах, которыми Бурдье
фиксирует социальные роли как «предназначения» и непосредственно на- деляет их антагонизм функцией воспроизводства «всего» (глава о языке в этом труде принадлежит Франсуазе Керлеруа).
19
См. ряд ценных замечаний в: Francoise Gadet, Michel Pecheux. La Langue
introuvable. Maspero, 1981, p. 38 sqq. («L'anthropologic linguistique entre le
Droit et la Vie»).
20
Об американском «нативизме» см.: R. Ertel, G. Fabre, E. Marienstras. En
marge, Les minoritis aux Etats-Unis. Paris, Maspero, 1974, p. 25 sqq.; Michael
Orni et Howard Winant Racial Formation in the United States. From the 1960s
to the 1980s. Routledge and Kegan Paul, 1986, p. 120. Интересно отметить,
что только в Соединенных Штатах сегодня развивается движение (на- правленное против латиноамериканской иммиграции), требующее, чтобы английский был официально объявлен национальным языком.
21
На пересечении этих двух путей возникает следующий, поистине решаю- щий вопрос: будут ли административные и школьно-образовательные ин- ституты будущей «Объединенной Европы» рассматривать арабский, ту- рецкий и другие азиатские и африканские языки как однопорядковые французскому, немецкому и португальскому, или же будут считать их
«иностранными»?
Примечания к гл. VI:
(«Household Structures and Labour-Force Formation in the Capitalist World-
Economy». Первоначально опубликовано в изд.: J. Smith ..., Households in
the World-Economy, Beverly Hills, 1984)
1
Berman, Marshall. All That is Solid Melts into Air, Verso, London 1983.
Примечания к гл. VII:
(«Class Conflict in the Capitalist World-Economy». Первоначально опубли- ковано в: I. Wallerstein, The Capitalist World-Economy, Cambridge, 1979)

280 «Раса, нация, класс»
Примечания к гл. VIII:
(«Marx et I'histoire: ta polarisation». Первоначальный вариант текста опуб-
ликован в изд.: Quefaire aujourd'hui, #23-24,1983)
1
Charles-Albert Michalet Economie et politique chez Saint-Just, L'exemple de
l'inflation - Annales historiques de la Revolution francaise, LV, №191, janv.-
mars 1968, p. 105-106.
Примечания к гл. IX:
(«The Bourgeoisie) as Concept and Reality». Первоначально опубликовано
в изд.: New Left Review, #167, jan.-febr.. 1988)
1
Ernest Labrousse. Voies nouvclles vers une histoire de la bourgeoisie occiden-
tale aux XVlIIc et XIXe siecles (1700-1850) - Relazioni de X Congresso Inter-
nazionale di Scierae Storiche, IV: Storia Modema. Fircnze, G.C. Sansoni Ed.,
1955, p. 367.
2
Georges Matore. Le vocabulaire et la societe medievale. Paris, Presses univer-
sitaires de France, 1985, p. 292.
3
Georges Duby. Les Trois Ordres ou I'imaginaire du fiodalisme. Paris, Galli-
mard, 1978.
4
M. Canard. Essai de semantique: le mot «bourgeois» - Revue de philosophie
francaise et de litterature, XXVIII, 1933, p. 33.
5
D. J. Roorda. The Ruling Classes in Holland in the Seventeenth Century - J.S.
Bromley et E.H. Kossman editors. Britain and the Netherlands, II. Groeningen,
J.B. Walters, 1964, p. 119; Party and Faction - Л е й Historiae Neerlandica, II,
1967, p. 196-197.
6
Adolf A. Berle et Gardiner С Means. The Modern Corporation and Private
Property. New York, MacMillan Co., 1932.
7
См. напр.: С. Wright Mills. Les Cols blancs. Paris, Maspero, 1966.
* См. напр.: Andre Gorz. Strategie ouvriere et neocapitalisme. Paris, SeuiL 1964.
' Frantz Fanon. Les Damnis de la terre. Paris, Maspero, 1961.
10
К. Маркс, Ф. Энгельс. Коммунистический манифест (1848).
' британскими либералами - прим. ред.
" "laissez-faire» - принцип, предполагающий государственное невмешатель-
ство в ход экономических процессов. Первоначально понятие формируется в
период 1756-1778 гг. в трудах французских экономистов-«физиократов», по-
лучая дальнейшие развитие в работах Адама Смита. -Прим. ред.
11
Walter Bagehot The English Constitution. [1967] London, 1964.
12
Max Weber. Economie et societe. [1928] Paris, Plon, 1971.
13
Joseph Schumpeter. Capitalisme, Socialisme and Democracy. N. Y., 1942 (ch. 12).
14
Nicos Poulantzas, Poivoir politique et classes sociales de I 'Etat capitalists.
Paris, Maspero, 1968.
15
Ralph Miliband. The State in Capitalist Society. London, 1969. Саму дискус-
сию см. в: New Left Review 58,59,82,95.

Примечания 281
16
Charles Moraze. Les Bourgeois conquirants. Paris, A. Colin, 1957.
17
David Landes. Prometheus Unbound. Cambridge, 1969.
18
Emile Durkheim. Le Suicide. Paris, F. Alcan, 1897.
'*. Erich Fromm. Escape from Freedom. N. Y., 1941.
20
Max Weber. L 'Ethique protestante et I 'esprit аи capitalisme. Paris, Plon, 1964.
21
George V. Taylor. The Paris Bourse on the Eve of the Revolution - American
Historical Review, LXVII, 4 juillet 1961, p. 951-977, особенно р. 954.
"' «Идеальный тип» - аналитическое понятие социологии М. Вебера, обозна-
чающее некую идеальную конструкцию, представляющую сложный феномен
реальности через выделение в нем наиболее характерных черт. - Прим. ред.
Примечания к гл. X:
Доклад на «Hanna Arendt Memorial Symposium in Political Philosophy» («De
la lutte des classes a la lutte sans classes?»), New School for Social Research,
New York, 15 и 16 апреля 1987 г.
1
Ленин В. И., Поли. собр. соч. М., 1969, т. 23, с. 3. - Прим. ред.
" Lacan J.,Ecrits. P. 1966, p. 197-213. -Прим. ред.
'" Goethe W., Faust I, 11, 1339-40. Цит. Ф. Энгельсом в работе «Людвиг Фей-
ербах и конец немецкой классической философии». - Прим. ред.
" См. Спиноза Б., Этика. (Propositio XXXIX) - Прим. ред.
у
См. Маркс К., Капитал, т. 1, гл. 23. - Прим. ред. .
Примечания к гл. XI:
(Первоначально опубликовано как «Conflits sociaux en Afrique noire inde-
pendante: reexamen des concepts de race et de status-group» в изд.: Les Ca-
hiersdu CEDAF,, #8, 1971, serie 1: Sociologie)
' См.: Max Weber. Economy and Society. New York, Bedminster Press, 1968, p.
302-307, 385-398,926-940.
Англоязычная литература, посвященная социальной стратификации, ис-
пользует уже давно выражение «статусная группа» как перевод немецкого
термина «Stand». Традиционным французским переводом, вне сомнения,
было бы слово etat, - как его используют Жорж Гурвич и Раймон Арон
(см.: G. Gurvich. Le Concept de classes sociales de Marx a nos jours. Paris,
«Les Cours de Sorbonne», 1954, p. 80; R. Aron. La Sociologie allemande con-
temporaine. Paris, PUF, 1950, p. 49). Арон уточняет: «в смысле etats [сосло-
вий] Франции древних времен». В английском языке это слово уже не свя-
зывается с феодальной системой; если нужно сделать отсылку именно к
феодальной системе, то слово Stand переводится как estate.
В англоязычной социологии выражение статусная группа отсылает ко
всем социальным группам, которые не являются ни классом, ни партией.
Это выражение поэтому не имеет точного соответствия во французском
языке. Так как целью нашей статьи является именно разобраться и впредь

«Раса, нация, класс»
не допускать концептуальных и семантических смешений в терминоло-
гии, здесь представляется уместным воздерживаться от перевода описа-
тельного или размытого. Поэтому данное выражение сохраняется в своей
оригинальной английской форме.
Так переводится термин «primordial», введенный Эдвардом Шильсом, см.:
Edward Shils. Primordial, Personal, Sacred and Civil Ties - British Journal of
Sociology, VIII, 2, June 1957, p. I30-14S. Для Шильса «исходные» качества
- это «важные качества отношений», а не только более чем простая
«функция взаимодействия». Их значение «неописуемо» (р. 142). Ср.: Clif-
ford Geertz. The Integrative Revolution, Primordial Sentiments and Civil Poli-
tics in the New States - С Geertz (ed.). Old Societies and New States. Glencoe,
Free Press, 1963.
Определение Вебера ставит акцент на чести:
"В противоположность классам, Stunde (статусные группы), как правило,
являются группами. Они при этом являются группами довольно аморфно-
го вида. В отличие от «ситуации класса», определяемой с позиций чисто
экономических, следует отметить, что «ситуация социальной группы» вы-
растает из образа жизни человека и определяется исходя из его специфи-
ческой - позитивной или негативной - социальной оценки: из чести [...]
Как люди обладающие собственностью, так и люди лишенные ее, могут
принадлежать к одной и той же статусной группе, что случается весьма
часто и приводит к довольно ощутимым последствиям [...]
По своему содержанию честь статусной группы, как правило, выражается
в том факте, что от тех, кто желает принадлежать к этому кругу, прежде
всего ожидается поддержание специфического стиля жизни». (Мах
Weber, ук. соч., р. 932).
Франкоязычная литература производит еще большее смешение, потому
что французское слово «раса» (race) многими писателями используется
там, где бы англоязычные писатели поставили слово «племя» (tribe).
Жан Сюре-Каналь настаивает на том, что оба эти состояния являются
следствием завоеваний, однако при этом, по необъяснимым причинам, ас-
симиляция в одних регионах шла быстрее, чем в других:
"Если классовые антагонизмы внутри племени оставались в зачаточном
состоянии... никакой государственной надстройки не возникало... Но там,
где антагонизмы классов развились в направлении распространения раб-
ства и формирования племенной аристократии, появились различные ти-
пы государств.
Когда формирование этих государств влекло за собой подчинение и
включение других племенных групп и формирование в рамках государст-
ва новой культурной и лингвистической единицы, то следы племенной ор-
ганизации более или менее исчезали (например, в Зулуленде). Но могло
случаться и так, что разделение на классы сохраняло видимость племен-
ных конфликтов, как то было в королевствах межозерной зоны восточной

Примечания
283
12
13
14
15
17
19
Африки (Руанда, Бурунди и др.), где завоеватели, скотоводческое племя
тутси, создали аристократию, господствующую над преимущественно
крестьянствующими хуту». (Jean Suret-Canale. Tribus, classes, nations - La
1   ...   24   25   26   27   28   29   30   31   32


написать администратору сайта