Главная страница

Раса,Нация,Класс. Раса, нация, класс


Скачать 1.36 Mb.
НазваниеРаса, нация, класс
АнкорРаса,Нация,Класс.pdf
Дата20.08.2018
Размер1.36 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаРаса,Нация,Класс.pdf
ТипРеферат
#23303
страница7 из 32
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   32
трудно показать, что его последствия окружают нас повсюду. Прежде
всего потому, что не вся французская колонизация в прямом смысле
слова исчезла (некоторые «территории» и их «туземцы»-полугражда-
не сохранились и после деколонизации). А также потому, что неоко-
лониализм - это реальность, которую нельзя игнорировать. Наконец,
и это самое важное, потому что преимущественные «объекты» совре-
менного расизма - рабочие-уроженцы старых французских колоний и
их семьи - вообще появились в результате колонизации и деколони-
зации и ныне сосредотачивают на себе как сохранившееся с импер-
ских времен презрение, так и озлобленность представителей нации,
лишившейся былого могущества, - озлобленность, доходящую до
фантазматической одержимости местью. Но этих преемственностей
недостаточно для того, чтобы охарактеризовать ситуацию. Они опо-
средованы (как сказал бы Сартр) или сверхдетерминированы (как го-
ворил Альтюссер) рефлексией в национальном пространстве (разли-
чающейся в зависимости от социальных групп и идеологических по-
зиций) на более весомые события и исторические тенденции. И здесь,
пусть даже в абсолютно чужеродной нацизму модальности, имеет
место некий разрыв. Или, скорее, непрекращающиеся последствия
разрыва, произошедшего достаточно быстро, но на глубинном уровне
двусмысленного.
На первый взгляд может показаться, что колониальный расизм яв-
ляется по преимуществу примером «внешнего расизма», крайнего
варианта ксенофобии, совмещающего страх и презрение и усиленного
сознанием, что колонизаторы всегда убеждаются, вопреки их притя-
занию на установление долговечного порядка, в том, что этот порядок
покоится на обратимом отношении сил. Именно эта характеристика
позволяет по многим пунктам противопоставить друг другу колони-
альный расизм и антисемитизм, а также подавление и истребление

3. Расизм и национализм 55
(каковое противопоставление в связи с «окончательным решением
еврейского вопроса» в нацизме ретроспективно проецировалось на
всю историю антисемитизма). Таким образом, существуют два прин-
ципиально несовместимых типа (что, не без доли еврейского нацио-
нализма, позволяет с уверенностью сказать, что «антисемитизм - это
не расизм»): с одной стороны, расизм, который стремится истребить
внутреннее меньшинство, не просто «ассимилированное», но с самого
начала ставшее неотъемлемой частью культуры и экономики европей-
ских наций; с другой стороны, расизм, который продолжает попытки,
юридические и фактические, лишить гражданства, доминирования в
культуре, общественного влияния большинство, покоренное силой, то
есть «исключить» его абсолютно (что отнюдь не мешает осуществле-
нию патерналистской программы разрушения «туземных» культур и
привития «элитам» колонизированных наций образа жизни и мысли
колонизаторов).
Нужно заметить, что «внешнее» положение «туземного» населения
в колонизации, - или же представление о нем как о внешнем по расо-
вому признаку, даже если оно использует и привлекает для своего
дискурса очень древние образы «различия», - вовсе не является дан-
ностью. На самом деле оно производится и воспроизводится в про-
странстве, созданном самими завоеваниями и колонизацией, с его
конкретными структурами управления, принудительного труда, угне-
тения по половому признаку, то есть созданном на основании опреде-
ленных внутренних механизмов. Без этого нельзя объяснить ни дву-
смысленность двойного движения ассимиляции и исключения «ту-
земцев», ни способа, каким «недочеловечность», приписываемая ко-
лонизованному населению, стала определять его собственный образ,
развитый нациями-колонизаторами в эпоху раздела мира. Наследие
колониализма на деле - зыбкая комбинация непрерывной экстериори-
зации-овнешнения и «внутреннего исключения». Это также можно
констатировать, если рассмотреть тот способ, которым формируется
комплекс империалистического превосходства. Колониальные касты
различных национальностей (англичане, французы, голландцы, пор-
тугальцы и др.) сообща создали идею «белого» превосходства и его
цивилизационных интересов, которые нужно защищать от «дикарей».
Это представление - «бремя белого человека» - внесло решающий
вклад в создание современного понимания европейской или западной
наднациональной идентичности. В той же степени верно, что сами эти
касты постоянно были вовлечены в то, что Киплинг назвал «великой
игрой», то есть не прекращали провоцировать «своих» туземцев на

56 Э. Балибар
восстания друг против друга и, с другой стороны и прежде всего, сла-
вить себя самих за свою особую гуманность, соревнуясь в этом между
собой и проецируя образ расизма на колониальные практики своих
соперников. Французская колонизация заявляла о себе как об «асси-
милирующей», английская - как о «почтительной к культурам». Дру-
гой Белый - это уже «плохой» Белый. Любая белая нация представля-
ла именно себя духовно «самой белой», то есть одновременно самой .
элитной и самой универсалистской - к этому очевидному противоре-
чию я еще попытаюсь вернуться ниже.
С ускорением процесса деколонизации форма этих противоречий
изменилась. Деколонизация, с точки зрения своих идеалов, оказалась
неудачной, то есть одновременно неполной и искаженной. Но в со-
единении с другими событиями, относительно независимыми (вхож-
дение в век планетарного вооружения и планетарных коммуникаци-
онных сетей), она создала новое политическое пространство: в нем не
только формируются стратегии, обращаются капиталы, технологии и
сообщения, но и населения, полностью подчиненные закону рынка,
сталкиваются физически и символически. А двусмысленная конфигу-
рация внешнего и внутреннего, которая в эпоху колониальных завое-
ваний представляла собой одно из структурирующих измерений ра-
сизма, в этих условиях воспроизводится, расширяется и активизиру-
ется. Уже стало банальным отмечать проявления «Третьего мира у
себя дома», которые вызывает иммиграция, исходящая из старых ко-
лоний или квазиколоний в капиталистические «центры». Но эта фор-
ма интериоризации внешнего, очерчивающая горизонт, в котором со-
единяются представления о «расе» и «этнической принадлежности»,
может быть отделена от на первый взгляд противоположных форм
экстериоршации внутреннего лишь абстрактным образом. В частно-
сти - от тех форм, что возникли в результате образования, после более
или менее полного ухода колонизаторов, государств, считающих себя
национальными (но становящихся таковыми очень неравномерно), с
характерным для них взрывоопасным антагонизмом между капитали-
стическими буржуазиями или же «озападненными» государственны-
ми буржуазиями и нищими массами, отброшенными в силу самой
своей нищеты к «традиционализму»
6
.
Бенедикт Андерсон утверждал, что деколонизация не осуществля-
лась в Третьем мире через развитие того, что пропаганда определен-
ных сил называет «контррасизмом» (направленным против белых,
против европейцев)
7
. Учтем, что это было написано еще до недавнего
развития исламского фундаментализма, вклад которого во всплеск

3. Расизм и национализм 57
«ксенофобии» в настоящем еще предстоит оценить. Но в любом слу-
чае, этим утверждением еще не все сказано. Ведь хотя в Африке, в
Азии и в Латинской Америке и не существует никакого «контррасиз-
ма Третьего мира», там есть обилие разрушительных расизмов, одно-
временно институциональных и народных, проявляющихся в отноше-
ниях между «нациями», «этносами», «общинами». Спектакль же этих
расизмов, искаженный мировыми медиа, в свою очередь, не прекра-
щает подпитывать стереотипы белого расизма, поддерживая старую
идею, согласно которой три четверти человечества не могут управ-
лять собою самостоятельно. Без сомнения, задний план этих мимети-
ческих эффектов образован заменой старого мира колонизаторских
наций и их поля деятельности (всего остального человечества) новым
миром, формально организованным равноправными национальными
государствами (одинаково «представленными» в международных ин-
ститутах), но разделяемым постоянно смещающейся границей, не
совпадающей с границами государств, - границей двух человечеству
которые кажутся несоизмеримыми: человечества нищеты и человече-
ства «потребления», человечества низкого уровня развития и челове-
чества высокого уровня развития. На поверхности человечество было
унифицировано в результате устранения империалистических иерар-
хий - на деле же только сегодня, в некотором смысле, существует
человечество как таковое, пусть и рассеченное на принципиально
несовместимые массы. В пространстве миро-экономики, ставшем на
деле пространством мира политики и мира идеологии, разделение на
«недочеловеков» и «сверхчеловеков» является структурным, но край-
не неустойчивым. До этого само понятие человечества было всего
лишь абстракцией. Но любой ответ на вопрос «Что такое человек?» -
сколь бы некорректными ни казались нам формы такого вопроса, на-
стоятельно присутствующие в расистской мысли, - сегодня так или
иначе будет затрагивать это разделение*.
Какой из этого можно сделать вывод? Смещения, о которых я го-
ворил, являются частью того, что, заимствуя выражение Ницше, мы
можем назвать современной «переоценкой» расизма, относящейся
одновременно к всеобщей экономике политических группировок че-
ловечества и к воображаемой истории человечества. Они формируют
то, что я назвал выше «становлением расизма как уникального», кото-
рое релятивизирует типологии и заставляет перерабатывать накоп-
ленный опыт, вопреки тому, что мы считаем «просвещением челове-
чества». В этом смысле, в противоположность тому, что постулирует
один из самых общих лозунгов самой расистской идеологии, не суще-

58 Э. Балнбар
ствует «расы» как биологической или психологической «памяти» лю-
дей, но существует расизм, который представляет одну из самых
устойчивых форм исторической памяти в современных обществах.
Именно расизм продолжает использовать воображаемое «смешение»
прошлого и настоящего, в котором развертывается коллективное вос- приятие человеческой истории.
Вот почему возникающий вновь и вновь вопрос о несводимости друг к другу антисемитизма и колониального расизма, поставлен не- правильно. Они никогда не были полностью независимыми друг от друга, они никогда не были неизменными. Они создают новые формы,
зная и учитывая наш анализ их предыдущих форм. Одни их черты затемняют другие, но все они свидетельствуют о том, что остается запретным для произнесения вслух. Таким образом отождествление расизма с антисемитизмом - и в частности с нацизмом - функциони- рует как некое алиби: оно позволяет отрицать расистский характер
«ксенофобии», направленной на иммигрантов. Но с другой стороны,
связь антисемитизма (на первый взгляд совершенно «бескорыстно- го») и антииммигрантского расизма в дискурсе ксенофобских дви- жений, развивающихся сегодня в Европе, не является ни выражением изначального антигуманизма, постоянной структурой исключения
«Другого» во всех его формах, ни просто пассивным эффектом кон- сервативной политической традиции (которую называют национали- стической или фашистской). Гораздо более специфичным и «первер- сивным» образом эта взаимосвязь организует расистскую мысль, пре- доставляя ей сознательные и бессознательные модели упорядочива- ния: собственно невообразимый характер нацистских практик унич- тожения находит себе место и в современном комплексе, метафориче- ски выражая то желание уничтожения, которым также оказывается одержим расизм антитурецкий или антиарабский'.
Поле национализма
Вернемся к связи национализма и расизма. Начнем с того, что сама категория национализма неизбежно двусмысленна. Это относится прежде всего к противоположности исторических ситуаций, в кото- рых возникают националистические движения и националистическая политика. Фихте и Ганди - это не Бисмарк, Бисмарк или де Голль - это не Гитлер. Тем не менее мы не можем просто интеллектуальным решением исключить эффект идеологической симметрии, свойствен- ной здесь противостоящим силам. Конечно, нельзя просто и непо-

3. Расизм и национализм 59
средственно отождествить национализм господствующих и национа-
лизм угнетенных, национализм освобождения и национализм завое-
вания. Но это не позволяет нам пренебрегать тем, что существуют
общие элементы - будь то логика ситуации или структурное влияние
на политические формы современного мира - у национализма алжир-
ского Фронта национального освобождения (FLN) и национализма
колониальной французской армии, а сегодня и национализма АНК и
африканеров. В пределе эта формальная симметрия не чужда тому
болезненному опыту, повторение которого мы раз за разом наблюда-
ем, - опыту трансформации национализмов освобождения в национа-
лизмы доминирования (подобному известным случаям оборачивания
социалистических революций в государственные диктатуры), вновь и
вновь ставящему нас перед вопросом о наличии внутри любого на-
ционализма определенного потенциала подавления. Прежде чем ук-
репиться в языке, противоречие утверждается в самой истории
1 0
.
Почему же так трудно определить национализм? Прежде всего по-
тому, что это понятие никогда не употребляется само по себе, но все-
гда выступает внутри цепи, в которой оно является одновременно
центральным и слабым звеном. Эта цепь постоянно обогащается (с
соответствующими модапизациями, которые варьируются от одного
языка к другому) новыми терминами, опосредующими или крайними:
гражданственность, патриотизм, популизм, этнизм, этноцентризм,
ксенофобия, шовинизм, империализм, джингоизм. Я бы поспорил с
кем угодно, что нельзя однозначным образом раз и навсегда зафикси-
ровать различия в этих значениях. Но мне также представляется, что в
целом можно их проинтерпретировать без особых сложностей.
Что касается отношения национализм-нация, то смысловым ядром
здесь является противопоставление «реальности» нации и «идеоло-
гии» национализма. Это отношение понимается очень по-разному,
потому что с ним сопряжено несколько непроясненных вопросов. Яв-
ляется ли националистическая идеология отражением (необходимым
или случайным) существования наций? Или же это нации образуются
исходя из националистических идеологий (оставим в стороне то, что
эти идеологии, достигнув своей «цели», продолжают меняться)? А
сама «нация» - и этот вопрос, естественно, зависит от предыдущих, -
должна ли она прежде всего рассматриваться как «государство» или
как «общество» (то есть как общественная формация)? Оставим на
время эти вопросы, как и возможные варианты ответов на них, и по-
говорим о таких терминах, как гражданство, народ, национальная
принадлежность.

60 Э. Балибар
Что касается отношения между национализмом и расизмом, сейчас
их смысловым ядром является противопоставление «нормальной»
идеологии и политики (национализма) «радикальной» идеологии и
поведению (расизма), использующееся либо для того, чтобы развли-
чить их, либо для того, чтобы сделать из одного подтверждение ис-
тинности другого. И здесь сразу же появляются вопросы и другие
концептуальные различения. Прежде чем сосредоточить наши раз-
мышления на расизме, не лучше ли выдвинуть на первый план более
«объективную» альтернативу: национализм или империализм? Но это
противопоставление открывает другие возможности: например, ту,
что национализм сам по себе является идеологическим и политиче-
ским результатом империалистического характера наций или же не-
обходим для их выживания в империалистический век и в империали-
стическом окружении. Можно еще усложнить проблемную ситуацию,
введя такие понятия, как фашизм и нацизм, и задав соответствующую
сетку сопутствующих вопросов: фашизм и нацизм - это национализ-
мы? или это империализмы?
На самом деле все эти вопросы показывают, что вся цепь в целом
держится на одном фундаментальном вопросе. А именно, где, сквозь
«какое звено» этой историко-политической цепи выходит на сцену
нетерпимое насилие, представляющееся «иррациональным»? В поис-
ках этого звена следует ли нам ограничиваться рассмотрением ряда, в
котором задействуются лишь «реальности» или нам, скорее, нужно
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   32


написать администратору сайта