14 равен по статусу таким устоявшимся дисциплинарным направле- ниям, как психология, социология, экономика, лингвистика и т. д. У каждой из этих дисциплин свои способы объяснения определен- ных аспектов коммуникации. Однако коммуникативный подход полностью переворачивает пояснительные таблицы. Коммуникация в коммуникативном аспекте — это не вторичный феномен, который можно объяснить предшествующими психологическими, социоло- гическими, культурными или экономическими факторами; скорее, сама коммуникация — это первичный конститутивный социальный процесс, который объясняет все эти другие факторы. Подлинная те- ория коммуникации… признает, что коммуникация сама выступает основным способом объяснения» (Deetz, 1994). Также теория коммуникации является мультипарадигмальной меж дисциплинарной наукой. Понятие парадигмы ввел в научный оборот американский фи- лософ науки Томас Сэмюэл Кун в работе «Структура научных ре- волюций». В его понимании парадигма обозначает совокупность убеждений, ценностей и технических средств, принятых научным сообществом и обеспечивающих существование научной традиции. Парадигма шире теории и нередко предшествует ей. Формирование общепринятой парадигмы является признаком зрелости науки. Сме- на парадигм представляет собой научную революцию, то есть пол- ное или частичное изменение элементов дисциплинарной матрицы 1 Понятие парадигмы многозначно: парадигма может рассматри- ваться как совокупность фундаментальных оснований научного знания или как исходная концептуальная схема. Под парадигмой понимают крупные теории или группы теорий, а также признанные достижения в данной области науки. В последние 10–15 лет поня- тие парадигмы по сравнению с трактовкой Т. Куна меняется содер- жательно. К парадигмам относят теории, концепции, направления, ориентации, течения, движения научной мысли, которые не носят революционного характера, а дают прибавку знания, подчас значи- тельную, радикальную для развития науки. Так или иначе, конкрет- ная парадигма является средством интерпретации социальных, инс- титуциональных групповых, межличностных, поведенческих и иных явлений, отношений и процессов. Что означает мульпарадигмальность современной теории комму- никации? Сосуществование и взаимное обогащение не одного, а мно- 1 Современная западная философия. Словарь. М., 1991. С. 227. 1.1. Теория коммуникации как интегральная научная дисциплина 15жества принципиально различающихся методологических подходов, каждый из которых способен в определенных рамках и в языке собс- твенного категориального аппарата непротиворечиво и полноценно описать изучаемый феномен. Ведущие зарубежные и российские спе- циалисты подходят сегодня к анализу коммуникации именно с муль- типарадигмальных позиций. Это означает, что содержательное поле теории коммуникации характеризуется предметным и методологи- ческим плюрализмом, отсутствием единого однозначного доминиру- ющего подхода. Как пишет первый руководитель Российской ком- муникативной ассоциации О. Матьяш, «каждый, кто сколько-нибудь знаком с областью изучения коммуникации, называемой в западной научной традиции communication studies, как правило, отмечает ее ярко выраженный плюрализм. Большинство коммуникативных ис- следователей Запада признают, что плюрализм как сосуществование и взаимодополнение множественных исследовательских, теорети- ческих и метатеоретических (методологических) подходов необхо- дим для плодотворного развития коммуникативного знания и ком- муникативной теории». Ниже, в разделе, посвященном сущности категории коммуника- ции, мы, опираясь на концепцию Р. Крейга, рассмотрим основные на- учные дисциплины, из которых выросла современная теория комму- никации, а также базовые парадигмы, лежащие в ее основе. Современная теория коммуникации может быть представлена в виде двухуровневой структуры, имеющей своим венцом конститу- тивную метамодель этого феномена. На первом уровне функционируют дисциплинарные концепции и модели коммуникации, разработанные в рамках отдельных пара- дигм. Они могут быть названы моделями первого порядка. В них ком- муникация рассматривается как производная от биологических, пси- хологических, социальных или иных переменных. На втором, более высоком уровне находится конститутивная модель. Она опирается на описанный выше коммуникативный под- ход. Само название «конститутивный» (от английского constitute — конституировать, создавать на законной основе) означает, что здесь коммуникация/взаимодействие/интеракция понимаются в качест- ве первоосновы любых процессов в жизни человека и общества. Ха- рактеризуя этот подход, один из крупных современных теоретиков коммуникации Дитц пишет: «В настоящее время важнейшие вопро- сы связаны с тем, кто и какими способами участвует в социальных Раздел 1. Теоретико-методологические основания науки о коммуникациях 16процессах, в рамках которых конструируются персональные иден- тичности, социальный порядок и коды коммуникации. В противо- положность традиционной информационной точке зрения на ком- муникацию, безоговорочно принимающей эти элементы в качестве фиксированной структуры, которая должна присутствовать, чтобы коммуникация состоялась, “коммуникационное направление” (то есть конститутивная модель. — Примеч. авт.) сфокусировано на описании того, как внутренний и внешний мир, социальные связи и средства выражения соответственно конституированы интеракци- онным процессом в качестве его собственного наилучшего объясне- ния» (Deetz, 1994. P. 568–577). Конститутивная модель — это модель второго порядка, метамо- дель, формирующая концептуальное поле для совместного сущест- вования моделей первого уровня и выделяющая те их аспекты, кото- рые могут быть значимы для понимания и объяснения конкретной коммуникативной ситуации. Модели первого уровня, таким образом, представляют в рамках конститутивной метамодели разные спосо- бы интерпретации коммуникативного процесса. Эти способы выби- раются в зависимости от специфики процесса и цели исследования. В результате в рамках конститутивной модели может присутствовать достаточно широкий набор форматов теоретического осмысления коммуникации или ее символической реконструкции. Здесь следует согласиться с Р. Крейгом: теория коммуникации может рассматриваться как некоторый метадискурс (дискурс 1 о дис- курсе), сформированный в контексте осмысления коммуникативных 1 В современной лингвистике дискурс понимается как феномен, включа- ющий одновременно два компонента: динамический процесс языковой де- ятельности, вписанной в социальный контекст взаимодействия, и результат этой деятельности (связный, обусловленный ситуацией текст). В рамках коммуникативного подхода термин «дискурс» трактуется как «некая знаковая структура, которую делают дискурсом ее субъект, объект, место, время, обстоятельства создания» ( Леонтьева Е. Ю. Философия, куль- тура, религия. Рациональность и «дискурс» (к постановке проблемы) // http://www.ebiblioteka.ru/sources/article.jsp?id=2800039). Поэтому дискурс может быть кратко определен как «текст в ситуации реального общения» ( Карасик В. И. Религиозный дискурс // Языковая личность: проблемы лин- гвокультурологии и функциональной семантики: Сб. науч. трудов. Волго- град: Перемена, 1999. С. 5–19. http://www.vspu.ruaxiology/vikar.htm). 1.1. Теория коммуникации как интегральная научная дисциплина 17 практик. При формулировании этой характеристики теории ком- муникации Крейг отталкивается от критического анализа теории языка, проведенного Тейлором (Taylor, 1992). Тейлор показал, что формальная лингвистическая теория могла быть и фактически была создана путем трансформации общих мест практического метадис- курса (например, обыденного представления о том, что люди обычно понимают высказывания друг друга) в теоретические аксиомы или эмпирические гипотезы. Аналогично и теория коммуникации высту- пает как некоторый метадискурс, способ вывода на новый уровень «разговора о разговорах» — обсуждения, осмысления и обобщения обыденных коммуникативных практик. Исходным здесь является именно метадискурс повседневных человеческих взаимодействий. Практический метадискурс всегда встроен в коммуникативную прак- тику. Коммуникация — это всегда не только то, что делают субъекты общения в ходе взаимодействия, но также и то, к чему они относятся рефлексивно. Причем рефлексия эта тесно увязана с коммуникатив- ными практиками субъектов. В результате теорию коммуникации можно рассматривать в ка- честве открытой области дискурса, занятого проблемами коммуни- кации как социальной практики, в качестве теоретического метадис- курса, который возникает из практического, расширяет и обогащает его. «В рамках коммуникации как практической дисциплины теория призвана обеспечить концептуальные ресурсы для размышления о коммуникативных проблемах. Это происходит путем теоретичес- кого представления (концептуального реконструирования) комму- никативных практик с использованием относительно абстрактных, хорошо аргументированных, нормативных идеализаций коммуника- ции» (Craig, 1996; Craig & Tracy, 1995). Таким образом, теория коммуникации — это мультипарадигмаль- ная междисциплинарная постнеклассическая наука, опирающаяся на коммуникативный подход к человеку и обществу и функциони- рующая как некоторый метадискурс, сформированный в контексте осмысления коммуникативных практик. Таким образом, с позиций современных подходов дискурс — это сложное коммуникативное явление, включающее, кроме текста, еще и экстралингвис- тические факторы (знания о мире, мнения, установки, цели адресата), необ- ходимые для понимания текста.
Раздел 1. Теоретико-методологические основания науки о коммуникациях 181.2. Объект, предмет и методология теории коммуникацииКоммуникация (в отдельных теоретических работах на русском язы- ке это понятие используется как синоним понятия общение) — один из наиболее общих, всепроникающих, важных и сложных аспектов человеческой жизни. Способность общаться на сложном смысловом уровне отличает человека от животных. Наша жизнь находится под сильным влиянием коммуникации с другими: знакомыми и незнако- мыми, живыми и жившими ранее. Поэтому коммуникация в течение многих столетий находилась в фокусе пристального внимания уче- ных самых разных отраслей знания, являлась объектом и предме- том научных и научно-практических исследований. Как говорилось выше, к первой половине ХХ века сложился комплекс изучающих коммуникацию научных дисциплин, который в последние десятиле- тия получил интенсивное развитие и движется в сторону новой ком- плексной синтетической области научного знания — науки о комму- никациях. У этой науки есть свои особые объект и предмет. В научном познании принято различать объект и предмет науки (теории, учения). Объект — это часть объективно (независимо от исследователя) существующей реальности, которую исследователь выбирает для изучения. Объект любой науки — это то, на что направлен процесс познания. В современной теории коммуникации как междисциплинарной мультипарадигмальной науке стало уже традиционным понимание того, что коммуникация не может быть определена однозначно. Это не только процесс передачи сообщений или обмена информацией, но и способ совместного созидания, воспроизведения и преобразо- вания многочисленных социальных реальностей, реализуемый с по- мощью знаковых средств; это процесс производства и воспроизвод- ства общих смыслов; это созидание и возобновление социального порядка и т. д. и т. п. Таким образом, объектом теории коммуникации служит сама социальная коммуникация, понимаемая в широком смысле как процессы социального взаимодействия между людьми как объектами и субъектами социальных процессов, взятые в их ин- формационно-знаковом аспекте. 1.2. Объект, предмет и методология теории коммуникации 19Предметом любой науки являются некоторые особые аспекты, характеристики, связи и отношения, которые составляют определен- ную сторону сущности и содержания объекта и на которые направлен процесс познания данной научной дисциплины. Если объект науки существует независимо от исследователя и от процесса познания и в этом отношении объективен, то того же нельзя сказать о предмете. Он существует в сознании исследователя и нераз- рывен с процессом познания объекта в рамках именно данной науч- ной дисциплины. Познание всякого объекта неисчерпаемо, потому что в нем можно найти бесконечное количество аспектов (свойств, отношений), пред- ставляющих научный интерес. В связи с этим большинство науч- ных дисциплин рассматривают объект не в целом, а в определенном, близком им аспекте. Таким образом, объект, взятый в определенном аспекте, рассматриваемый с определенной стороны при условии ус- ловного абстрагирования других его сторон, образует предмет науки. Следует еще раз обратить внимание на то, что объект существует реально, а предмет — это идеальный образ объекта, построенный учеными. Например, такой многогранный объект, как человек, слу- жит предметом изучения психологии, антропологии, медицины, социологии, но каждая из этих наук лишь частично отвечает на во- прос, что есть человек. То же самое можно сказать о науках, объектом которых является такая многогранная категория, как общество. Но вернемся к теории коммуникации. Для того чтобы разобрать- ся с предметной областью теории коммуникации, необходимо обра- титься к ее статусу как научной дисциплины. О нем мы говорили выше, в подразделе 1.1. Этот статус вытекает прежде всего из ха- рактеристик объекта науки, а также из методологических подходов, избранных последней для познания объекта. В связи с тем что ком- муникация является комплексным феноменом, сама теория комму- никации также будет иметь комплексный, обобщающий характер, объединяя, а точнее сказать, интегрируя на своей собственной осно- ве части предметных областей различных наук. Что мы имеем в виду, говоря о комплексном характере феномена коммуникации, и в особенности социальной коммуникации? Пре- жде всего, то, что коммуникативные процессы и явления, коммуни- кативные технологии и связанные со всем этим проблемы давно уже Раздел 1. Теоретико-методологические основания науки о коммуникациях 20попали в поле зрения различных наук, изучающих человека и обще- ство. Это и психология, и социология, и философия, и лингвистика, и многие другие научные дисциплины. Но каждая из них подходит к познанию и объяснению понятия, сущности, структуры, функций, субъектов и механизмов коммуникации, а также коммуникационных технологий со своих позиций. Теория же коммуникации, учитывая достижения различных наук, собирает их концептуальные построе- ния воедино на основе конститутивного метадискурсивного подхо- да, обобщает и получает таким образом новое синтетическое знание. Многие теоретики коммуникации сходятся сегодня на том, что предметом их изучения должны быть коммуникативные процессы, или даже коммуникативный процесс, если рассматривать коммуни- кацию в самом широком, социально-историческом аспекте 1 . Однако предмет теории коммуникации шире и многограннее. Предметный и методологический плюрализм современной ком- муникативистики проявляется как в том, каким образом построено знание о коммуникативных процессах на теоретическом уровне, так и в том, как структурируется сама предметная область теории ком- муникации. Плюралистическая концепция предметной области тео- рии коммуникации подтверждается выполненным О. Матьяш 2 ана- лизом подходов к решению этого вопроса в наиболее авторитетных американских учебниках коммуникативистики. Ее анализ показы- вает, что каждый учебник, каждый автор предлагает свои критерии концептуализации того, что можно назвать коммуникативной тео- рией, а также и свои критерии отбора наиболее репрезентативных теорий, свои подходы к их классификации и, как следствие, свою структуру теоретических основ коммуникации. Например, Э. Гриффин, автор популярного вводного учебника по теории коммуникации, предлагает для ознакомления теории, груп- пируя их по уровням коммуникации: теории межличностной комму- никации, групповой и публичной коммуникации, теории культур- ного контекста 3 . К. Миллер группирует предлагаемые для изучения 1 См.: Miller K. Quantitative research methods // F. M. Jablin & L. L. Putnam (Eds.), The new handbook of organizational communication: Advances in theory, research, and methods. Thousand Oaks, CA: Sage Publications, 2001. 2 Матьяш О. Плюрализм как состояние и принцип развития современно- го коммуникативного знания // http://www.russcomm.ru/rca_biblio 3 Griffin E. A. A first look at communication theory (5th ed.). IL: McGraw- Hill, 2003. 1.2. Объект, предмет и методология теории коммуникации 21теории как (а) теории коммуникативных процессов и (б) теории ком- муникативных контекстов1 Стивен Литтлджон, чей учебник по теории коммуникации счита- ется одним из наиболее авторитетных, предлагает прежде всего изу- чать теории, которые он называет основными составляющими ядра теории коммуникации (core theory). Это теории: (а) объясняющие, как формируются сообщения; (б) описывающие процессы смыслопорождения и интерпретации; (в) описывающие процесс взаимодействия во всех его динамиках; (г) помогающие понять роль в коммуни- кации социальных институтов и общества. Изучение и разработка именно этого ядра теории, по мнению автора, наиболее важны, так как помогают нам понять сущностные характеристики процесса комму- никации, абстрагируясь от его многочисленных конкретных особен- ностей 2 . Далее в своей работе С. Литтлджон рассматривает более де- сятка различных концепций социальной коммуникации, в том числе системно-кибернетическую, информационную, семиотическую, ког- нитивную, интерпретативную, структуралистскую, критическую и др. Р. Крейг анализирует семь традиций в теории коммуникации: ри- торическую, семиотическую, феноменологическую, кибернетичес- кую, социопсихологическую, социокультурную и критическую. При- чем автор утверждает, что все теории релевантны реальным явлениям жизненного мира, в котором «коммуникация» уже стала многознач- ным термином 3 Отечественные исследователи также подходят к анализу комму- никаций с мультидисциплинарных позиций. А. В. Резаев выделяет три принципиальных момента, характеризующие возможность кон- цептуального оформления предметной области современной комму- никативистики: «1) коммуникационные процессы суть процессы, характеризующие информационный обмен и инструментальность социальных связей; 2) коммуникативные системы суть системы, организующие ком- муникационные процессы на основе определенной структуры (клас- 1 Miller K. Quantitative research methods // F. M. Jablin & L. L. Putnam (Eds.), The new handbook of organizational communication: Advances in theory, research, and methods. Thousand Oaks, CA: Sage Publications, 2001. 2 Littlejohn S. W. Theories of human communication (7th ed.). Albuquerque, NM: Wadsworth, 2002. 3 Крейг Р. Т. Теория коммуникации как область знания // Компарати- вистика-111. Альманах сравнительных социогуманитарных исследований. СПб.: Социологическое общество им. М. М. Ковалевского, 2001. С. 73. Раздел 1. Теоретико-методологические основания науки о коммуникациях |