Главная страница

Гавра Д.П. Основы теории коммуникации (2011). Раздел Теоретикометодологические основания науки


Скачать 2.02 Mb.
НазваниеРаздел Теоретикометодологические основания науки
АнкорГавра Д.П. Основы теории коммуникации (2011).pdf
Дата05.04.2017
Размер2.02 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаГавра Д.П. Основы теории коммуникации (2011).pdf
ТипУчебное пособие
#4532
страница9 из 33
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   33
74
собой наиболее мощную и авторитетную исследовательскую тради- цию. В дискуссиях с этим подходом выросли многие другие теорети- ческие традиции, которые описываются в текущем разделе. Вплоть до настоящего времени во многих словарях и учебных пособиях теория коммуникации связывается именно с процессно-информа- ционным подходом. Так, например, статья о теории коммуникации в авторитетном Оксфордском словаре сформулирована следующим образом: «Теория коммуникации — изучение и изложение принци- пов и методов, с помощью которых передается информация»
1
Коммуникация в трансмиссионной/кибернетической традиции рассматривается как процесс механического перемещения опреде- ленных объемов информации от одного субъекта к другому, имею- щий определенный эффект, процесс передачи-получения сообщений, а в более общем виде как процесс обработки информации. Данный подход позволяет анализировать процессы прохождения информа- ции в сложно организованных социальных системах, различать ис- точников и получателей, выявлять потери информации и минимизи- ровать их. Коммуникация здесь трактуется как намеренное действие источника, выполняемое с целью достижения определенного резуль- тата. Основные проблемы коммуникации процессно-информацион- ная модель интерпретирует как сбои в процессах обработки потоков информации, являющиеся следствием шума, информационных пе- регрузок или несоответствия структуры и функции. В качестве ре- сурсов для решения проблем коммуникации трансмиссионная па- радигма предлагает различные технологии обработки информации и соответствующие методы системного анализа, коммуникационно- го менеджмента и т. п.
Кибернетическая/трансмиссионная традиция подвергает сом- нению упрощенные понятия линейного соотношения причины и следствия, формулируя важный тезис о том, что процессы комму- никации могут быть невероятно сложными и тонкими. Этот подход придает особое значение проблемам технологического контроля, сложности и непредсказуемости процессов обратной связи и всегда присут ствующей вероятности того, что коммуникативные акты, не- смотря на благие намерения коммуникаторов, будут иметь неожи- данные последствия. «Замечательный практический урок, который преподает кибернетика, состоит в том, что целое больше, чем сумма
1
Oxford English Dictionary, 1987.

2.4. Понимание коммуникации в различных парадигмах
75
его частей, поэтому коммуникаторам важно переступить индивиду- альные границы, посмотреть на процесс коммуникации с более ши- рокой, системной точки зрения и не считать индивидов ответствен- ными за системные результаты, которые ни один из них не может контролировать», — пишет в связи с этим Роберт Крейг
1
5. Социально­психологическая традиция: коммуникация как экс­
прессия, взаимодействие и влияние субъектов друг на друга.
Социально-психологический подход трактует коммуникацию как процесс, посредством которого индивиды взаимодействуют и оказывают влияние друг на друга, как процесс экспрессии, взаимо­
действия и влияния, в котором коммуникативное поведение людей или сложно организованных социальных субъектов вызывает ряд когнитивных, эмоциональных и поведенческих эффектов (Berger &
Chaffee, 1987).
В отличие от семиотической традиции, выдвигающей в качестве базового коммуникативного посредника знаки и знаковые системы, социально-психологическая парадигма полагает коммуникацию ис- ходно опосредованной и детерминированной психологическими факторами (подсознательными комплексами, установками и стерео- типами, эмоциональными состояниями, неосознаваемыми конфлик- тами и т. п.). Эти факторы могут иметь личностный и надличностный
(групповой или массовый) характер, они могут трансформироваться по ходу социального взаимодействия. Динамику этих факторов мо- гут определять технологии институты массмедиа. Принципиально важная характеристика этого подхода — опора на эмпирические дан- ные, психологический эксперимент и т. п.
Согласно Крейгу, теоретический анализ коммуникации, представ- ленный данным подходом, позволяет объяснить причины и следствия социального поведения и разработать практики с целью направлен- ного управления этими поведенческими причинами и следствиями.
Проблемы коммуникации, с точки зрения социально-психологичес- кой традиции, — это ситуации, которые предусматривают эффектив- ное воздействие на причины поведения для того, чтобы получить за- ранее определенные и контролируемые результаты.
6. Социокультурная традиция: коммуникация как (вос)производс­
тво социального порядка.
1
Крейг Р. Т. Теория коммуникации как область знания.

Раздел 2. Категория коммуникации
76
Социокультурная парадигма в науке о коммуникации зароди- лась и получила свое развитие в школах социологии и социальной антропологии. Коммуникация здесь понимается как символический
процесс, который производит и воспроизводит общие социокуль­
турные модели. Очень характерное определение этого феномена дает Дж. Кэри: «Коммуникация — это символический процесс, по- средством которого создается, поддерживается, восстанавливается и трансформируется реальность»
1
. Очень важная сущностная сторо- на социокультурной модели — признание символической природы коммуникативного взаимодействия и выдвижение на первый план такой функции коммуникации, как производство и воспроизвод ст- во социальности как таковой. Под социальностью здесь понимается прежде всего культурно-нормативная обусловленность отношений между людьми и их общностями, создающая ткань социальных от- ношений на любом уровне начиная с микроуровня. В связи с этим
Е. Ротенбюлер делает очень точное замечание: «Там, где действия или артефакты имеют символическую ценность, которая направля- ет индивидов навстречу друг другу или к их сообществу, там при- сутствует коммуникативность»
2
. Социокультурная парадигма пока- зывает, как социальный порядок (феномен макроуровня) создается, осуществляется, поддерживается и трансформируется в процессах взаимодействия на микроуровне.
Социальные субъекты — люди и их общности — погружены в социокультурную среду, которая и делает их совместное сущест- вование и совместную деятельность возможными. Эта среда фор- мируется и воспроизводится, как показывают представители рас- сматриваемого подхода, прежде всего символическими кодами и опирающимися на них коммуникативными практиками. Вступаю- щий в социум и проходящий все этапы социализации индивид по- падает в сложившийся до него мир норм, ценностей и социальных структур. И у него нет иного пути, кроме как посредством комму- никации освоить этот мир. Таким образом, повседневные коммуни- кативные практики воспроизводят социальный порядок и, соответ-
1
Carey J. W. Communication as culture: Essays on media and society.
Winchester, MA: Unwin Hyman, 1989. Р. 23.
2
Rothenbuhler E. W. Argument for a Durkheimian theory of the com muni- cative. Journal of Communication, 43(3), 158–163, 1993. Р. 162.

2.4. Понимание коммуникации в различных парадигмах
77
ст венно, социум как таковой. Но в то же время коммуникативные практики индивидуальны, креативны и стохастичны. Некоторые из них трансформируют отдельные нормы, осуществляют подвижку ценностей. Происходит не только воспроизводство, но и изменение социокультурного ланд шафта. И снова коммуникация закрепляет
(или отвергает) эти изменения. В рамках этой парадигматики кон- курируют макротеории или структурные подходы, опирающиеся на относительно стабильные модели макроуровня, и интерпретивные
(интеракционистские) теории с их фокусом на микроуровневых взаимодействиях, продуцирующих социальный порядок. Есть и ин- тересные попытки интеграции подходов микро- и макроуровней.
Назовем здесь теорию структурации Энтони Гидденса
1
и теорию полей и практик Пьера Бурдье
2
Согласно Р. Крейгу, «…проблемы коммуникации в социокуль- турной традиции рассматриваются как разрывы в пространстве (со- циокультурное разнообразие и относительность) и во времени (со- циокультурные изменения), ослабляющие взаимодействие тем, что опустошают запас общих моделей, от которых это взаимодействие зависит. Конфликты, непонимание и трудности в согласовании ин- тересов увеличиваются, когда социальные условия рождают дефи- цит общих ритуалов, правил и ожиданий между членами общества.
Социокультурная теория многое может сказать о проблемах, воз- никающих в связи с изменениями технологии, разрушением тра- диционного социального порядка, урбанизацией и массовизацией общества, бюрократической рационализацией, а в последнее время постсовременной культурной фрагментацией и глобализацией»
3
7. Критическая традиция: коммуникация как дискурсивная реф­
лексия.
Строго говоря, критическая традиция, связанная с Франкфурт- ской школой и прежде всего с работами Юргена Хабермаса
4
, не
1
Giddens Anthony. Central problems in Social Theory: Action, Structure and
Contradiction in Social Analysis. London: Macmillan, 1979.
2
Бурдье П. 1) Социология политики / Пер. с фр.; сост., общ. ред. и пред.
Н. А. Шматко. М.: Socio-Logos, 1993; 2) Начала / Пер. с фр. Н. А. Шматко. М.:
Socio-Logos, 1994.
3
Крейг Р. Т. Теория коммуникации как область знания. С. 56–58.
4
Habermas J. The theory of communicative action: Vol. 1. Reason and the rationalization of society (T. McCarthy, Trans.). Boston: Beacon Press, 1984.

Раздел 2. Категория коммуникации
78
претендует на то, чтобы дать исчерпывающее определение комму- никации и построить на основании этой категории универсальные объяснительные модели. Она скорее пытается сформулировать некоторые требования, которым подлинная коммуникация долж- на соответствовать в человеческом обществе, чтобы это общество стало более совершенным. Хабермас полагает, что коммуникация, которая предполагает только передачу-получение информации или достижение формального согласия по поводу смыслов, явля- ется несовершенной, искаженной, неполной. Подлинная коммуни- кация осуществляется только в процессе дискурсивной рефлексии, которая стремится к идеальной полноте, никогда не достижимой в полной мере, однако рефлексивный процесс сам по себе являет- ся освобождающим. Дискурсивная рефлексия здесь — это способ формирования коммуникативных практик, настроенный на поиск истинного понимания, на задавание вопросов о, казалось бы, оче- видных вещах, на отказ от диктатуры и доминирования во взаимо- действии как между индивидами, так и между институтами и ин- дивидами.
Для критической теории коммуникации основная «проблема ком- муникации» в обществе вызывается материальными и идеологичес- кими силами, которые препятствуют или искажают дискурсивную рефлексию. Такой подход к коммуникации, согласно Крейгу, позво- ляет объяснить, как социальная несправедливость поддерживается идеологическими установками и как справедливость потенциально может быть восстановлена коммуникативными практиками, кото- рые делают возможной критическую рефлексию.
Критическая теория, по мнению Крейга, предлагает модель ком- муникативной практики, которая радикально отличается от социо- культурной модели коммуникации как (вос)производства. Для уче- ного, занимающегося критической теорией, деятельность, которая просто воспроизводит существующий социальный порядок, и даже та, которая создает новый социальный порядок, еще не является подлинной коммуникацией. Для того чтобы в основе социального порядка было подлинное взаимопонимание (в отличие от стратеги- ческого манипулирования, подавляющего конформизма или пусто- го ритуала), коммуникаторам необходимо время от времени ясно формулировать, ставитьвопросы и открыто обсуждать имеющиеся

2.4. Понимание коммуникации в различных парадигмах
79
различия в их суждениях об объективном мире, моральных нормах и личном опыте
1
На базе рассмотренных теоретических традиций Крейгом была построена аналитическая матрица теорий коммуникации первого порядка. В этой матрице в сжатом наглядном виде представлены ха- рактеристики важнейших, по мнению американского исследователя, подходов к пониманию феномена коммуникации, приведены соот- ветствующие этим подходам дефиниции, определены объяснитель- ные возможности подходов (табл. 2.2).
В результате формируется объемное, стереоскопическое видение феномена коммуникации как предмета научного познания.
1
См.: Habermas J. The theory of communicative action: Vol. 1. Reason and the rationalization of society (T. McCarthy, Trans.). Boston: Beacon Press, 1984.
P. 75–101; см. также: Deetz S. A. Democracy in an age of corporate colonization:
Developments in communication and the politics of everyday life. Albany, New
York: SUNY Press, 1992; 2) (1994). Future of the discipline: The chal lenges, the research, and the social contribution. In S. A. Deetz (ed.), Communication
Yearbook 17. Thousand Oaks, CA: Sage, 1994. P. 565–600.

Раздел 2. Категория коммуникации
80
Таблица 2.2. Базовые традиции в понимании категории коммуникации
(интерпретация Р. Крейга)
Риторическая
Семиотическая
Феномено-
логическая
Киберне-
тическая
Социо-
психологическая
Социокультурная
Критическая
Комму- никация рассматри- вается как
Практическое ис- кусство ведения беседы
Межсубъектное взаимодействие, опосредованное знаками
Проживание ино- го опыта; диалог
Процесс обра- ботки инфор- мации
Экспрессия, взаимодействие и влияние
(Вос)производ- ство социального порядка
Дискурсивная рефлексия
Проблемы комму- никации рассмат- риваются как
Важные социаль- ные потребнос- ти, требующие коллективного обсуж дения и оценки
Непонимание или расхождение в субъективных точках зрения
Отсутствие или неудача при под- держании под- линных человече- ских отношений
Шум; пе- регрузка; недогрузка; на- рушение функ- ционирования или «вирус» в системе
Ситуация, тре- бующая управле- ния причинами поведения для достижения определенных результатов
Конфликт; отчуждение; несовпадение; неспособность к координации
Гегемония идеологии; систематиче- ски искажае- мая речевая ситуация
Метади- скурсив- ная терми- нология, в частно- сти:
Искусство, метод, коммуникатор, аудитория, стра- тегия, общепри- нятое преставление, логика, эмоция
Знак, символ, иконический знак, индексичес- кий знак, значе- ние, референт, код, язык, сред- ство, (не)пони- мание
Опыт, «Я» и Другой, диалог, подлинность, поддержка, от- крытость
Источник, получатель, сигнал, инфор- мация, шум, обратная связь, избыточность, сеть, функция
Поведение, пере- менная, эффект, личность, эмо- ция, восприятие, познание, уста- новка, взаимо- действие
Общество, струк- тура, практика, ритуал, прави- ло, социализа- ция, культура, идентичность, совместная дея- тельность
Идеология, диалектика, подавление, рост созна- ния, сопро- тивление, эмансипация
Убеди- тельна, когда обращает- ся к таким общепри- нятым представ- лениям, как:
Сила слова, ценность автори- тетного сужде- ния; практика, которую можно улучшать
Понимание требует общего языка; постоян- ная опасность непонимания
Все нуждают- ся в человече- ском контакте; к другим следует относиться как к личностям, ува- жать различия, искать общее
Тождествен- ность мысли и мозга; цен- ность инфор- мации и логи- ки; сложные системы могут быть непред- сказуемы
Личность нахо- дит свое отраже- ние в коммуни- кации; мнения и чувства оказы- вают влияние на суждения; люди в группах влия- ют друг на друга
Индивид — про- дукт общества; каждое общество обладает своей культурой; соци- альные действия имеют непредска- зуемые послед- ствия
Самовоспро- изводство вла- сти и богатст- ва; ценность свободы, ра- венства и ра- зума; понима- ние приходит в процессе обсуждения
Интерес- на, когда подвергает сомнению такие об- щеприня- тые пред- ставления, как:
Слова — это еще не дела; внеш- ность — еще не реальность; стиль — это еще не содержание, мнение — это не истинное знание
Слова имеют точ- ный смысл и вы- ражают мысли; коды и средства передачи инфор- мации —ней- тральны
Коммуникация — это приобре- тенные навыки; слово — не вещь; факты объектив- ны, а ценности субъективны
Люди отлича- ются от машин; эмоции нело- гичны; сущест- вует линейная зависимость между причи- ной и следст- вием
Люди рацио- нальны; мы осоз- наем свои собст- венные мысли; мы понимаем то, что видим
Действия и ответ- ственность носят индивидуальный характер; абсо- лютная идентич- ность личности; естественность социального по- рядка
Естествен- ность и ра- циональность социального порядка; объ- ективность науки и тех- нологии

2.4. Понимание коммуникации в различных парадигмах
81
Риторическая
Семиотическая
Феномено-
логическая
Киберне-
тическая
Социо-
психологическая
Социокультурная
Критическая
Комму- никация рассматри- вается как
Практическое ис- кусство ведения беседы
Межсубъектное взаимодействие, опосредованное знаками
Проживание ино- го опыта; диалог
Процесс обра- ботки инфор- мации
Экспрессия, взаимодействие и влияние
(Вос)производ- ство социального порядка
Дискурсивная рефлексия
Проблемы комму- никации рассмат- риваются как
Важные социаль- ные потребнос- ти, требующие коллективного обсуж дения и оценки
Непонимание или расхождение в субъективных точках зрения
Отсутствие или неудача при под- держании под- линных человече- ских отношений
Шум; пе- регрузка; недогрузка; на- рушение функ- ционирования или «вирус» в системе
Ситуация, тре- бующая управле- ния причинами поведения для достижения определенных результатов
Конфликт; отчуждение; несовпадение; неспособность к координации
Гегемония идеологии; систематиче- ски искажае- мая речевая ситуация
Метади- скурсив- ная терми- нология, в частно- сти:
Искусство, метод, коммуникатор, аудитория, стра- тегия, общепри- нятое преставление, логика, эмоция
Знак, символ, иконический знак, индексичес- кий знак, значе- ние, референт, код, язык, сред- ство, (не)пони- мание
Опыт, «Я» и Другой, диалог, подлинность, поддержка, от- крытость
Источник, получатель, сигнал, инфор- мация, шум, обратная связь, избыточность, сеть, функция
Поведение, пере- менная, эффект, личность, эмо- ция, восприятие, познание, уста- новка, взаимо- действие
Общество, струк- тура, практика, ритуал, прави- ло, социализа- ция, культура, идентичность, совместная дея- тельность
Идеология, диалектика, подавление, рост созна- ния, сопро- тивление, эмансипация
Убеди- тельна, когда обращает- ся к таким общепри- нятым представ- лениям, как:
Сила слова, ценность автори- тетного сужде- ния; практика, которую можно улучшать
Понимание требует общего языка; постоян- ная опасность непонимания
Все нуждают- ся в человече- ском контакте; к другим следует относиться как к личностям, ува- жать различия, искать общее
Тождествен- ность мысли и мозга; цен- ность инфор- мации и логи- ки; сложные системы могут быть непред- сказуемы
Личность нахо- дит свое отраже- ние в коммуни- кации; мнения и чувства оказы- вают влияние на суждения; люди в группах влия- ют друг на друга
Индивид — про- дукт общества; каждое общество обладает своей культурой; соци- альные действия имеют непредска- зуемые послед- ствия
Самовоспро- изводство вла- сти и богатст- ва; ценность свободы, ра- венства и ра- зума; понима- ние приходит в процессе обсуждения
Интерес- на, когда подвергает сомнению такие об- щеприня- тые пред- ставления, как:
Слова — это еще не дела; внеш- ность — еще не реальность; стиль — это еще не содержание, мнение — это не истинное знание
Слова имеют точ- ный смысл и вы- ражают мысли; коды и средства передачи инфор- мации —ней- тральны
Коммуникация — это приобре- тенные навыки; слово — не вещь; факты объектив- ны, а ценности субъективны
Люди отлича- ются от машин; эмоции нело- гичны; сущест- вует линейная зависимость между причи- ной и следст- вием
Люди рацио- нальны; мы осоз- наем свои собст- венные мысли; мы понимаем то, что видим
Действия и ответ- ственность носят индивидуальный характер; абсо- лютная идентич- ность личности; естественность социального по- рядка
Естествен- ность и ра- циональность социального порядка; объ- ективность науки и тех- нологии

Раздел 2. Категория коммуникации
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   33


написать администратору сайта