Главная страница
Навигация по странице:

  • Кодирование и декодирование

  • Гавра Д.П. Основы теории коммуникации (2011). Раздел Теоретикометодологические основания науки


    Скачать 2.02 Mb.
    НазваниеРаздел Теоретикометодологические основания науки
    АнкорГавра Д.П. Основы теории коммуникации (2011).pdf
    Дата05.04.2017
    Размер2.02 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаГавра Д.П. Основы теории коммуникации (2011).pdf
    ТипУчебное пособие
    #4532
    страница12 из 33
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   33
    Рис. 4.1. Модель коммуникации Шеннона — Уивера
    (первичное графическое представление)

    Раздел 4. Процессно-информационный подход к коммуникации
    102
    Для целей анализа сущности этой модели, выявления ее эвристи- ческих возможностей, сильных и слабых сторон ее графическое пред- ставление можно привести к модифицированному виду, представ- ленному на рис 4.2.
    Рис. 4.2. Модель коммуникации Шеннона–Уивера
    (модифицированное графическое представление)
    Условные обозначения:
    Е — энтропия, пространство информационных выборов;
    S — коммуникатор — субъект-источник информации;
    М
    1
    — исходное сообщение источника;
    TR — передатчик;
    СD — кодирование;
    М
    2
    — отправленный сигнал, закодированное сообщение на входе в канал;
    Ch — канал;
    М
    3
    — сигнал на выходе из канала (принятый сигнал);
    R
    1
    — приемник;
    DC — декодирование;
    M
    4
    — декодированное (воспринятое реципиентом) сообщение;
    RC — реципиент — субъект-получатель информации;
    N
    1
    — семантический шум источника;
    N
    2
    — механический шум канала;
    N
    3
    — семантический шум получателя.
    В модели Шеннона — Уивера, нацеленной, напомним, прежде всего на решение проблем коммуникации уровня А, коммуникатор S выбирает сообщение из набора доступных ему возможных сообще- ний — пространства информационных выборов Е. Цель источника и, соответственно, цель коммуникации — уменьшение уровня неопре-

    4.3. Математическая модель коммуникации Шеннона и Уивера
    103
    деленности у получателя. При этом как источнику, так и реципиен- ту известна размерность исходного пространства информационных выборов. Цель коммуникации по Шеннону — уменьшение неопреде- ленности или энтропии
    1
    у получателя.
    Сообщение М
    1
    , выбранное коммуникатором (S), посредством передатчика (TR) трансформируется/кодируется (CD) в переда- ваемый сигнал (M
    2
    ), который затем отправляется по каналу (Ch) к приемнику (R). На вход приемника приходит сигнал М
    3
    . Прием- ник преобразует полученный сигнал обратно в содержательное со- общение M
    4
    (декодирует полученный сигнал — (DC)) и затем его воспринимает реципиент (RС). Отдельное место в этой модели принадлежит коммуникативным шумам N, о которых будет сказано ниже.
    Важное отличие рассматриваемой модели от модели Лассвел- ла — функциональное разделение в процессе коммуникации ком- муникатора и передатчика, приемника и реципиента. В результате авторы вводят крайне важное для понимания коммуникационных проблем понятие кодирования/декодирования, на котором следует остановиться особо. Это понятие, которое будет далее необходимым не только для рассмотрения модели Шеннона — Уивера, но и для анализа всего широкого круга коммуникативных моделей.
    Кодирование и декодирование
    Кодирование в широком понимании — это процесс преобразования идеального смысла сообщения, с определенными целями возникше- го в сознании коммуникатора, в форму, необходимую и достаточную для того, чтобы это сообщение смогло достигнуть реципиента по заданному каналу и было интерпретировано (декодировано) реци- пиентом в виде, адекватном исходному смыслу. Соответственно, де- кодирование в широком понимании — это процесс восстановления смысла сообщения из полученного сигнала, выявления исходного замысла отправителя.
    В прикладном, техническом смысле кодирование — это преобразо- вание с помощью некоторых средств сообщения в созданный на осно-
    1
    Энтропия — мера внутренней неупорядоченности системы или мера не- определенности ситуации (случайной величины) с конечным количеством исходов. (Энтропия // Словарь иностранных слов. М., 1998. С. 832.)

    Раздел 4. Процессно-информационный подход к коммуникации
    104
    вании определенного кода (то есть закодированный) сигнал, адекват- ный избранному каналу коммуникации, а декодирование — обратное преобразование полученного сигнала к виду, приспособленному для восприятия и понимания реципиентом.
    Для кодирования/декодирования применяются системы кодов — устоявшихся соответствий между значениями и обозначениями, об- щих для членов одной культуры или субкультуры. Чтобы коммуни- кация состоялась, ее коды у источника и получателя должны хотя бы в какой-то мере совпадать. В самом широком плане под кодом пони- мают набор однозначных правил, посредством которых сообщение может быть представлено в той или иной форме. Система кодов лю- бой культуры или субкультуры состоит как из знаков (то есть физи- ческих сигналов, которые функционируют как заместители некото- рых объектов), так и из правил или традиций, которые определяют, как и в каких контекстах эти знаки используются.
    Помимо широкого в литературе присутствует также узкое (инже- нерное) понимание кода и самого процесса кодирования. Уже упо- минавшийся выше К. Черри пишет: «Сообщения могут быть зако- дированы после того, как они уже выражены посредством знаков
    (например, букв английского алфавита); следовательно, код — это условное преобразование, обычно взаимно однозначное и обратимое, с помощью которого сообщения могут быть преобразованы из одной системы знаков в другую. Типичными примерами здесь могут слу- жить азбука Морзе, семафорный код и жесты глухонемых. Поэтому в принятой нами терминологии четко различаются язык, органиче- ски развивавшийся на протяжении длительного времени, и коды, ко- торые изобретены для некоторых специальных целей и подчиняются четко сформулированным правилам»
    1
    Рассматривая модель Шеннона — Уивера и выявляя соотношение введенных в ней понятий канала и кода, известный исследователь коммуникации Д. Файск считает необходимым ввести дополнитель- ную категорию — посредника (medium)
    2
    . Посредники по Файску — технические или физические средства преобразования сообщения в сигнал, который можно передавать по каналу (к примеру, техника телевизионного вещания является посредником для такого канала, как телевидение). Технические и физические свойства посредников
    1
    Черри К. Человек и информация. М., 1972. С. 29.
    2
    См.: Fiske J. Introduction to communication studies.

    4.3. Математическая модель коммуникации Шеннона и Уивера
    105
    детерминированы каналами для их передачи. Эти свойства далее оп- ределяют набор кодов, которые должны быть использованы.
    Коммуникативных посредников в терминологии Файска можно разделить на три основные категории.
    Презе
    1. нтационные средства: голос, лицо, тело человека. Здесь используются «естественные», в том числе невербальные, язы- ки. Презентационные средства требуют участия коммуникатора, ограничены во времени и пространстве и функционируют непо- средственно во время коммуникативного акта.
    Репрезентационные средства: произведения живописи, фотогра-
    2. фии, литературные произведения, архитектура, оформление по- мещений или ландшафтов и т. д. Существуют многочисленные посредники, которые используют культурные и эстетические конвеции для создания некоторых «текстов». Так, текстом мо- жет быть не только, например, роман или пьеса, но и костюм, или обстановка апартамента, или ландшафтный дизайн загородного имения. Репрезентационные средства создают текст, который мо- жет существовать независимо от коммуникатора и самостоятель- но осуществлять коммуникативную миссию.
    Механические посредники: телефон, радио, телевидение, компью-
    3. терные сети и т. п. Это передатчики для коммуникативных средств первых двух категорий. Главное отличие между категориями 2 и 3 заключается в том, что посредники третьего типа используют технические каналы и подвержены большим ограничениям и воз- действию коммуникативных шумов.
    Рассмотрим, каким образом Файск применительно не только к модели Шеннона — Уивера, но и к более сложным моделям анали- зирует соотношения между кодами, каналами и посредниками.
    Самые простые отношения, как он полагает, существуют между кодом и каналом. Физические характеристики канала определяют природу кодов, которые могут быть переданы. Телефон ограничен вербальным языком и параязыками (коды, состоящие из интонации, ударения, громкости и пр.). При этом возможно создание целого ряда
    вторичных кодов,чтобысделать уже существующее закодированное сообщение пригодным для передачи по другому отдельному каналу.
    Сообщение, закодированное с помощью первичного, вербального языка, может быть перекодировано с помощью целого ряда других вторичных кодов — азбуки Морзе, сигналов семафора, языка глухо-

    Раздел 4. Процессно-информационный подход к коммуникации
    106
    немых, азбуки Брайля, печатных знаков. Все эти вторичные коды де- терминированы физическими свойствами своих каналов, или меха- ническими средствами коммуникации.
    Отношения между посредником и кодом не могут быть опреде- лены столь же однозначно, потому что связь здесь более сложная.
    Так, например, телевидение — это средство, которое использует ви- зуальный и аудиальный слуховой каналы. Е. Бускомб
    1
    отмечает, что телевидение использует как специфические для данного кана- ла коды, так и коды, специфические для данного посредника. Спе- цифические для визуального канала коды — это прямой эфир, сту- дийные съемки и графика. Специфические для аудиального канала коды — это записанные шумы, речь и музыка.
    Бускомб далее анализирует специфические для посредника коды, которые используются в визуальном канале. Это световой, цветовой, скоростной коды, композиция кадра, положение и движение каме- ры, монтаж и т. п. Он показывает, что хотя технические характерис- тики ограничивают области использования, допустимые для каждо- го кода, фактически применение каждого их них детерминируется культурой создателей программы.
    Возвращаясь к анализу модели Шеннона — Уивера, отметим, что она применима для описания различных видов и типов коммуника- ции. Например, в случае когда профессор читает лекцию студентам, источником будет являться его мозг; голосовые связки и речевой ап- парат выступают в качестве передатчика; акустическая волна — изме- няемое давление; звук — это сигнал; воздух — канал, по которому сиг- нал движется; ушные нервы слушателей действуют как приемники, а их мозг — как получатель сообщений. Для телефона каналом явля- ется провод, а сигналом — электрические импульсы, в роли передат- чика и приемника выступают телефонные аппараты. Коммуникато- ром же и реципиентом оказываются люди у телефонных аппаратов.
    Очевидно, что некоторые элементы, представленные в модели, могут участвовать в процессе неоднократно, выступая при этом в раз- ных функциях. В телефонной коммуникации, например, голосовые связки отвечающего на заданный вопрос человека передают сигнал телефонному аппарату, который в предыдущем коммуникативном акте был приемником, но мгновенно становится передатчиком, пере-
    1
    Buscombe E. Football on Television. L: British Film Institute, 1975.

    4.3. Математическая модель коммуникации Шеннона и Уивера
    107
    дающим сигнал другому аппарату, который получает его, а далее по воздуху передает уху реципиента.
    Один из важнейших элементов модели Шеннона — Уивера — это шум. Американские специалисты предложили ставшую классичес- кой типологию коммуникативных шумов.
    В процессе передачи сообщение может быть непроизвольно, то есть помимо воли источника и получателя информации, искажено или изменено. Эти искажения называются потерями информации, или шумами. Шум — это все, что добавляется к сигналу или отни- мается от него без намерения источника в процессе передачи. Это может быть искажение звука или потрескивание в телефонных про- водах, статическое электричество в радиосигнале, дрожание картин- ки или «снежинки» на телеэкране. Это все примеры шума канала на уровне А, наиболее интересовавшем Шеннона и Уивера. Однако по- нятие шума было ими расширено и стало обозначать любой сигнал, который был получен реципиентом без ведома источника, или лю- бую помеху, затрудняющую передачу или декодирование сообщения.
    Так, например, неудобный стул, на котором студент сидит во время лекции, может считаться источником шума — он отвлекает и мешает восприятию материала. Мысли, более интересные, чем слова лектора, тоже являются шумом.
    Авторы модели выделили две группы шумов — механические и се- мантические.
    Механические шумы (N
    2
    ) возникают за счет технических парамет- ров канала, то есть среды, по которой движется сигнал. Они часто обусловлены несовершенством канала. К числу таких шумов отно- сятся, например, треск и шипение в радиоприемнике, мелькание и по- мехи в телевизоре, шумы в телефоне. В модели Шеннона — Уиве ра механические шумы обозначаются также как шум канала.
    Другая группа потерь информации вызвана факторами принци- пиально иной, нетехнической природы. Это так называемые семан­
    тические шумы (N
    1
    , N
    3
    ). Семантические шумы порождаются содержа- тельными или семантическими ошибками, искажениями сообщения при его кодировании/декодировании. Семантические шумы возни- кают за счет культурных факторов, неправильного использования языка, фильтров восприятия, связанных с социальной спецификой кодовых систем, применяемых для передачи смыслов источником и получателем сообщения.

    Раздел 4. Процессно-информационный подход к коммуникации
    108
    Семантические шумы — это наиболее опасная для оценки качес- тва коммуникации, в особенности коммуникации массовой, группа факторов, снижающих эффективность взаимодействия. Это связано с тем, что крайне сложно без специальных исследований определить, насколько культурные особенности аудитории, ее стереотипы вос- приятия и даже предрассудки в результате исказили созданное жур- налистом или рекламистом сообщение.
    Выделяются две группы семантических шумов — шум источ- ника и шум получателя. Примером семантического шума источни- ка может быть ненамеренное искажение смысла производимой им информации за счет неправильного употребления языка либо иных символов. Иной вариант семантического шума источника, достаточ- но распространенный в журналистике, — наличие у корреспондента предрассудков, стереотипов восприятия той реальности, которую он отображает в своих материалах. Шум получателя искажает сообще- ние в процессе декодирования полученного сигнала. Основные при- чины возникновения этого шума — субъективные интерпретации языковых или иных символов.
    Согласно Шеннону и Уиверу, безупречно четкая коммуникация имеет место, когда объем информации, переданной источником, ра- вен соответствующему объему, полученному адресатом. Однако это идеальная, невозможная в реальности ситуация. Когда объемы пере- данной и полученной информации неравны, возможны два объясне- ния этой ситуации. Либо имеет место шум, либо канал не способен передавать информацию. В связи с экспериментальными работами по человеческому восприятию позже было показано, что коммуни- кационный канал включает последовательность фильтров, приводя- щих к тому, что количество информации на входе в систему больше той информации, которая срабатывает на выход.
    Шум — феномен естественный и неустранимый. Он обусловлен физическим несовершенством канала и психологическим несовер- шенством субъектов коммуникации. Следовательно, в реальности сообщение, созданное источником информации, и сообщение, вос- принятое реципиентом после декодирования полученного прием- ником сигнала, всегда будут отличаться друг от друга. В предельном случае при некотором пороговом значении шумов исходный смысл сообщения коммуникатора будет полностью потерян.
    Шум, независимо от того, обусловлен ли он проблемами кодиро- вания, происходит ли в канале передачи, содержится в самом сооб-

    4.3. Математическая модель коммуникации Шеннона и Уивера
    109
    щении или связан с особенностями восприятия аудитории, всегда на- рушает намерения источника и, следовательно, ограничивает объем информации, которая может быть доставлена реципиенту в данной ситуации в данное время.
    Поиск путей повышения эффективности коммуникации и пре- одоления проблем, вызванных шумом, привел Шеннона и Уивера к необходимости использования в особом контексте ряда фундамен- тальных понятий. К числу этих понятий относятся информация, энт- ропия, избыточность сообщения. Эти понятия в интерпретации авто- ров модели сыграли очень важную роль в дальнейших исследованиях коммуникации, и поэтому в данном разделе следует остановиться на них более подробно.
    Несмотря на свое заявление, что они оперируют всеми тремя уров- нями, Шеннон и Уивер концентрируют свое внимание на уровне А.
    На этом уровне их термин «информация» наполнен специальным, техническим содержанием. Для решения задачи первого уровня аме- риканские исследователи коммуникации определили информацию как количество степеней свободы (свободных выборов), которое ис- точник имеет в конструировании сообщения. Источники могут пере- давать больше информации в сообщении, если исходное простран- ство информационных выборов является более широким, то есть если имеется множество сообщений, из которых можно выбрать одно для передачи. Другими словами, чем большая неопределенность по- лучателя снимается за счет коммуникативного взаимодействия, или, что то же самое, чем большая случайность выбора имеет место, тем больший объем информации содержится в сообщении. Понятие ин- формации в этой интерпретации имеет количественный характер и не связано прямо с содержанием сообщения.
    Для измерения информации используется специальная единица
    «бит». Это аббревиатура словосочетания «binary digit» (бинарное число) и означает на практике выбор «да/нет». Этот двойной выбор, или бинарная оппозиция, составляет основу языка программиро- вания, и многие психологи утверждают, что именно таким образом и работает наш мозг. Например, когда мы хотим определить чей-ни- будь возраст, мы быстро анализируем серию бинарных оппозиций: старый/молодой, если молодой, то совершеннолетний/несовершен- нолетний, если несовершеннолетний, то юноша или подросток, если подросток, то школьник/дошкольник, если дошкольник, то детсадов- ского возраста или грудной младенец. И если ответ — «грудной мла-

    Раздел 4. Процессно-информационный подход к коммуникации
    110
    денец», то мы осуществили процедуру бинарного выбора пять раз.
    При этом произошел незаметный переход на аналитический уровень
    B, поскольку в анализ уже попали семантические категории, или ка- тегории значения, а не просто сигнал. Таким образом, когда мы го- ворим, что кто-то молод, мы выдаем только один бит информации, что он не стар. Когда же мы говорим, что это возраст младенца, то мы выдаем пять битов информации. Семантические системы не так точ- но определены, как сигнальные системы уровня А, и, таким образом, цифровое измерение информации на этом уровне сложнее.
    Несмотря на инженерные и математические подходы, которые прежде всего проявляются в концепции Шеннона и Уивера, соотне- сенность количества информации с числом имеющихся в наличии выборов является очень важным фактором и имеет аналогии в язы- ке. Понятия предсказуемости и выбора очень важны для понимания коммуникации.
    Модель Шеннона — Уивера позволяет измерить точность пере- дачи сообщения в заданной коммуникационной системе. Для реше- ния этой задачи они воспользовались как понятием информации, так и понятием энтропии, которые они считали взаимодополняющими.
    Шеннон и Уивер трактовали уровень случайности выбора сообще- ния из пространства информационных выборов как энтропию.
    Рассмотрим логику рассуждений авторов модели. Когда энтропия высока, получателю трудно точно определить, какое конкретно сооб- щение из множества возможных поступит от источника, поскольку последний может отправить любое из них.
    Таким образом, высокая энтропия влечет за собой большую неоп- ределенность для получателя. Именно эта неопределенность и сни- жается в результате коммуникативного взаимодействия. При этом объем информации в сообщении равен объему неопределенности, который снижен у получателя в результате акта коммуникации. Чем выше неопределенность, или энтропия, тем больше информации мо- жет быть передано в сообщении.
    Рассмотрим пример. Если единственное, что может сообщить коммуникатор, это «да» или «нет», и если вероятность произнесе- ния каждого из этих слов одинакова, тогда получатель еще до начала взаимодействия имеет 50 % шанс угадать, каковым будет сообщение.
    В этой ситуации имеет место очень низкий уровень неопределен- ности. Малой будет здесь и энтропия. При этом любое сообщение, которое отправляется получателю, будет иметь низкое значение ин-

    4.3. Математическая модель коммуникации Шеннона и Уивера
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   33


    написать администратору сайта