Главная страница
Навигация по странице:

  • 5.5. Три измерения знаковой теории. Синтактика

  • «Тривий» гуманитарных наук Три измерения семиотики Предмет изучения

  • Гавра Д.П. Основы теории коммуникации (2011). Раздел Теоретикометодологические основания науки


    Скачать 2.02 Mb.
    НазваниеРаздел Теоретикометодологические основания науки
    АнкорГавра Д.П. Основы теории коммуникации (2011).pdf
    Дата05.04.2017
    Размер2.02 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаГавра Д.П. Основы теории коммуникации (2011).pdf
    ТипУчебное пособие
    #4532
    страница20 из 33
    1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   ...   33
    173
    в обыденную речь из лагерно-уголовной лексики — «наехать», «замо- чить», «кинуть», «опустить» и т. п.
    Свойство асимметричной дуальной динамики знака неразрывно связано с рассмотренным выше принципом его системно-истори- ческой обусловленности. Данное свойство связано с тем, что у знака есть собственная внутренняя динамика, определяемая исторической, культурной и иной динамикой каждого из его компонентов — плана содержания и плана выражения. Эти компоненты изменяются по сво- им автономным историческим траекториям. Само понятие асиммет- ричного дуализма ввел русский лингвист С. О. Карцевский (1884–
    1955). Он связал его с тем, что, как при формировании, так и при использовании знака в коммуникативных процессах означаемое и означающее связываются только на ограниченный временной от- резок. Длительность этого интервала — это длительность использо- вания знака именно в этом контексте, именно с этим соотношением означаемого и означающего, именно этими субъектами. До данного момента, равно как и после него, план содержания и план выражения могут иметь свою историю развития.
    Таким образом, детерминированность динамики знака носит ду- алистический характер. Изменение знака есть функция двух незави- симых процессов — исторического развития плана его содержания и исторического развития плана выражения. Данный дуализм носит асимметричный характер в силу того, что в каждый конкретный мо- мент времени любая из составляющих может быть ведущей в транс- формации знака во всей полноте его коммуникативных функций.
    Свойство асимметричного дуализма объясняет многие процессы динамики знаков. Скажем, в диахронии может меняться план выра- жения, но сохраняться план содержания. В. Кашкин, например, гово- рит о трансформации с течением времени и развитием знаковой сис- темы английского языка фонетического облика слова «hlafweord»,
    которое в древнеанглийском языке имело тот же план содержания,
    что и слово«лорд»в современном английском
    1
    . Данный пример ил- люстрирует изменение знака, детерминированное динамикой плана его выражения. Приведенный выше пример использования в рус- ском языке ХХ века слова «ударник» показывает, как при неизмен- ном плане выражения знак меняется за счет исторически и культурно обусловленной динамики плана содержания.
    1
    См.: Кашкин В. Б. Введение в теорию коммуникации.

    Раздел 5. Семиотический методологический подход
    174
    Возможна и ситуация, когда в ходе исторического развития меня- ются одновременно и план содержания и план выражения знака.
    Кроме того, из свойства асимметричной дуальной динамики вы- текает возможность существования для одного и того же плана выра- жения в синхроническом измерении нескольких планов выражения.
    Например, слово «ключ»в современном русском языке выступает одновременно в значениях инструмента для открывания замков, ис- точника воды в природе, средства для решения проблем и музыкаль- ного знака регистра.
    Принцип бинарной оппозиции элементарных знаковых систем от- ражает необходимость функционирования знаков, обеспечивающих человеческое взаимодействие, как некоторых диалектически органи- зованных парных образований. В них одновременно представлены знаки с противоположными планами содержания. Знак не возникает и не функционирует в одиночку. Он, разумеется, является элементом целостной знаковой системы (языка), которой пользуется данное об- щество/сообщество. Но, кроме того, он еще и одна половина некото- рой элементарной системы, где помимо него присутствует и другая половина — знак с противоположным значением. «Добро» и «зло»,
    «свет» и «тьма», «правда» и ложь» и т. п. — эти знаки не существуют, не имеют смысла друг без друга. Данные и подобные им элементар- ные знаковые системы образуют основания для тех бинарных оппо- зиций, которые, как пишут классики структурной антропологии, ор- ганизуют человеческое взаимодействие
    1
    . Любой функционирующий знак обязательно подразумевает наличие в данной знаковой системе по меньшей мере еще одного знака, образующего с ним бинарную оп- позицию планов содержания.
    Рассматривая данный принцип, В. П. Конецкая пишет: «Отноше- ния противопоставления формируют структуру как вербальной, так и невербальной коммуникативной систем. Например, такие слова, как “день — ночь”, “близкий — далекий”, противопоставляются на ос- нове контраста; такие слова, как “дворец — хижина”, “собака — кош- ка”, “кошка — мышка”, противопоставляются на основе ассоциаций, которые не являются контрастивными, но часто используются в вы- сказываниях. В составе высказываний эти системные оппозиции мо- гут выполнять информационную функцию — “день сменяется ночью” или оценочную — “жили они как кошка с собакой”. В невербальных системах оппозиция знаков типа “да — нет” имеет ограниченный ха-
    1
    См.: Леви­Стросс К. Структурная антропология. М., 1985.

    5.4. Свойства и принципы функционирования знаков и знаковых систем
    175
    рактер. Противопоставляются преимущественно указательные жес- ты (“здесь — там”, “вверху — внизу”) и жесты, обозначающие размеры
    (“большой — малый”, “широкий — узкий”)»
    1
    В соответствии с принципом многоуровневости и ограниченности
    семиотических систем возможно существование систем знаков ме- нее и более высоких уровней, причем то, что в системах низшего по- рядка пользователи считают реальностью, в более высоких системах способно выступать в качестве знака. Данный принцип говорит о том, что любая семиотическая система имеет свои границы, и функциони- рующий здесь субъект воспроизводит соотношения между «миром вещей» и «миром знаков» со всеми задающими эти соотношения ус- ловиями и условностями только в пределах этих границ. Выходя за них на одну ступень выше, он, как пишет Ю. С. Степанов
    2
    , становит- ся способен видеть на один семиотический уровень больше. Рассмот- рим действие этого принципа на примерах права и религии. И в том и другом случае представлены по меньшей степени два семиотичес- ких уровня. На первом, низшем, уровне функционируют обычные люди, придерживающиеся или не придерживающиеся религиозных канонов, исполняющие или нарушающие законы. Для этих людей заданы границы семиотической системы, в которой религиозный ка- нон или закон государства являются объективными условиями. Лю- бой поступок на основании этих условий может быть означен как
    «богоугодное деяние» или «грех», как «законное действие» или как
    «преступление». Эти знаки в пределах своего семиотического уров- ня регулируют жизнедеятельность общества. Но есть и более высо- кая семиотическая система, где функционируют высшие церковные иерархи и законодатели. Здесь то, что для низшего уровня есть эле- мент объективного мира, уже выступает как предмет означивания.
    На этом уровне можно канонизировать святого, признать какое-ли- бо действие греховным или праведным, принять или отменить закон.
    И в результате для низшей семиотической системы изменятся объек- тивные условия.
    Принцип релятивности семиотического отношения и многоуров­
    невости семиозиса отражает тот факт, что семиотическое отношение, задающее форму и содержание знака, не является раз и навсегда за- данным и неизменным. Новые семиотические системы могут обра- зовываться не только на основании элементов предметного мира, но
    1
    Конецкая В. П. Социология коммуникации. С. 94.
    2
    Степанов Ю. С. Основы семиотики.

    Раздел 5. Семиотический методологический подход
    176
    и на базе уже существующих знаковых систем. Если для обозначе- ния какого-либо феномена предметного мира можно выбирать из нескольких знаков, то результат выбора имеет собственное семиоти- ческое значение. По существу этот результат представляет собой об- разование нового знака на базе существующих знаков. Журналист, например, может назвать вооруженных людей, захвативших залож- ников, террористами или бандитами. А может — повстанцами или партизанами. Факт выбора вторичного знака приобретает ценностное содержание и образует знак, реализующий экспрессивную и прагма- тическую функции. Таким образом, релятивна не только связь озна- чаемого и означающего в знаке, или связь знака с предметом. Отно- сительной также является и окончательность создания самого знака.
    Именно на основании этого принципа в семиотике объясняется появ- ление стилистики. Стилистика, в рамках этой концепции, состоит из знаков второго уровня знаковости.
    5.5. Три измерения знаковой теории. Синтактика,
    семантика и прагматика
    Семиотический подход к коммуникативному взаимодействию, как и общую теорию знаков — семиотику, принято рассматривать в трех измерениях — синтаксическом, семантическом и прагматическом.
    Сама концепция трех измерений семиозиса, равно как и трехчаст- ная структура семиотики, была обоснована последователем Ч. Пирса американским философом Чарльзом Моррисом. Он поставил перед собой задачу разработки наиболее общих принципов знаковой тео- рии коммуникации. По Моррису, человек — это животное, исполь- зующее знаки, причем уровень используемой знаковой системы при- нципиально отличает человека от всего остального животного мира
    1
    Семиотика, согласно Моррису
    2
    , может быть условно разделена на три предметно обособленные области — синтактику, которая на- правлена на изучение отношений между знаками, закономерностей их сочетания и композиции в языковых конструктах — высказывани- ях, или дискурсах; семантику, рассматривающую отношения между
    1
    См.: Morris Ch. Foundations of the Theory of Signs. Cambridge (Mass.),
    1968.
    2
    Моррис Ч. У. Основания теории знаков // Семиотика. М.: Радуга, 1983.

    5.5. Три измерения знаковой теории. Синтактика, семантика и прагматика
    177
    знаками и обозначаемыми ими объектами, анализирующую значе- ние и смысл знаков; прагматику, изучающую отношение «человек — знак» и ставящую в фокус внимания практические аспекты исполь- зования знаков, знаковых систем, языков в процессе коммуникации.
    Это разделение, как отмечал американский философ, может быть как логически, так и исторически увязано со средневековым «тривием»
    (от латинского «trivium» — «трехпутье») классических гуманитар- ных наук — грамматики, логики и риторики. Трем компонентам клас- сического тривия могут быть в предметном и методологическом пла- не поставлены в соответствие три измерения семиотики. Грамматика будет соответствовать синтактике, логика — семантике, а риторика — прагматике. Эту взаимосвязь можно проиллюстрировать сопостави- тельной таблицей.
    1
    «Тривий»
    гуманитарных наук
    Три измерения
    семиотики
    Предмет изучения
    Грамматика
    Синтактика
    Знак — Знак (объект знако- вого мира)
    Логика
    Семантика
    Знак — Предмет (объект предметного мира)
    Риторика
    Прагматика
    Знак — Человек (элемент субъектного мира)
    Синтактика посвящена изучению закономерностей построения знаковых систем, их синтаксиса, то есть структуры сочетаний знаков, правил образования и преобразования этих сочетаний безотноси- тельно к их значениям. При изучении естественных языков и искус- ственных языков логики и математики синтактику увязывают с грам- матикой языка, то есть правилами формирования и трансформации знаковых комплексов, например слов, предложений и символиче- ских выражений.
    Семантика имеет дело с отношениями мира знаков к объектно- му миру, к тому, что они означают, к объектам, к которым они при- меняются. Она изучает законы образования и функционирования смыслов в опосредованных знаками социальных взаимодействиях.
    Важнейшая задача семантического измерения семиозиса — передать
    1
    См.: Вербальная коммуникация // Основы теории коммуникации / Под ред. проф. М. А. Василика. М., 2003. С. 167.

    Раздел 5. Семиотический методологический подход
    178
    верное значение объекта, используя адекватное имя. Логическая се- мантика связана с изучением истинности высказывания.
    Семантика соотносит знаки языка с объектом номинации (дено­
    татом для языкового знака или референтом для речевого знака). Се- мантические треугольники Г. Фреге и Огдена — Ричардса, рассмот- ренные выше, показывают механизмы семантических отношений в процессе функционирования знака.
    Предложение, используемое в естественных языках, также мо- жет рассматриваться как особый знак. Семантику этого типа знаков
    (предложений/высказываний) изучает специальная область семио- тического знания — лингвосемиотика. Семантический треугольник для знаков-предложений имеет вид, изображенный на рис. 5.5.
    Рис. 5.5. Семантический треугольник для предложения
    В данном семантическом треугольнике показано, что для знака- предложения смысл заключен в высказанном в предложении суж- дении, а денотатом знака выступает истинность или ложность вы- сказывания, то есть соответствие или несоответствие последнего истинному положению вещей. Так, например истинным знаком-пред- ложением будет выступать высказывание «Москва является столи- цей России», а ложным — «Аддис-Абеба является столицей России».
    Согласно концепции Р. Карнапа, семантика может быть подраз- делена на теоретическую («чистую»), изучающую искусственные, прежде всего формализованные, языки, и прикладную, имеющую в качестве объекта естественные языки
    1
    . Изучаемый язык при этом называется объектным, а язык, посредством которого ведется анализ объектного языка, — метаязыком.
    1
    Carnap R. Introduction to Semantics. Cambridge (Mass.), 1947.

    5.5. Три измерения знаковой теории. Синтактика, семантика и прагматика
    179
    Прагматика направлена на изучение отношений между знаками и их пользователями — людьми и социальными общностями. Праг- матические правила определяют условия, в соответствии с которы- ми знаковые единицы воспринимаются и функционируют как знаки.
    Именно прагматическое измерение семиозиса выступает в качестве ведущего для понимания и объяснения характеристик человеческо- го общения в конкретной ситуации. Оно показывает, каким образом субъекты коммуникации интерпретируют знаки, как они использу- ют семиотические средства в различных ситуациях, как их установ- ки, оценки и эмоциональные состояния влияют на отбор и примене- ние языковых конструктов.
    Завершая рассмотрение трехкомпонентной структуры знаковой теории, отметим, что описанные три компонента образуют, согласно концепции Ч. Морриса, единую систему — язык общения. Он пишет:
    «Язык в полном семиологическом значении термина представляет собой любой межличностный набор знаковых средств, употребление которых задается синтаксическими, семантическими и прагматичес- кими правилами»
    1
    Следует также понимать, что разграничение трех измерений се- миотики носит условный характер и является необходимым именно для решения аналитических и познавательных задач. В функциональ- ном и прикладном коммуникативных планах семантическая, синтак- сическая и прагматические характеристики существуют неотрывно друг от друга и только в этом единстве адекватно описывают чело- веческое общение. Для состоявшейся и эффективной коммуникации необходимо, чтобы ее субъекты умели использовать синтаксические, семантические и прагматические правила, принятые в данном обще- стве (сообществе, социальной общности).
    1
    Morris Ch. Foundations of the Theory of Signs.

    Р
    аздел
    6
    Коммуникативная личность
    6.1. Понятие и структура личности
    Для раскрытия сущности категории «личность», прежде всего, не- обходимо провести строгое разграничение между понятиями «че- ловек», «индивид», «индивидуальность», «личность». В обыденном сознании нередко они отождествляются, что для научного подхода недопустимо. Философская, социологическая и психологическая ли- тература четко разводит эти понятия, показывая, что у них разное со- держание
    1
    Так, понятие «человек» употребляется для характеристики всеоб- щих, присущих всем людям качеств и способностей. В этом смысле человек рассматривается как субъект общественно-исторической де- ятельности, являющийся высшей ступенью развития живых организ- мов на Земле и сочетающий в себе единство социальных и природных качеств, то есть представляющий собой сложную биосоциальную систему. С одной стороны, человек — часть природы, а с другой — ак- тивно действующий субъект истории. Понятие «человек» указывает лишь на качественные отличия людей от животных и ничего не гово- рит о социально обусловленных различиях между самими людьми.
    Человечество как таковое самостоятельно не существует. Живут и действуют конкретные люди. Существование отдельных предста-
    1
    Философский энциклопедический словарь. М., 1990; Социология лич- ности // Социология / Под ред. В. П. Сальникова. СПб., 2000; Хьелл Л. Зиг­
    лер Д. Теории личности. СПб., 1998.

    Раздел 6. Коммуникативная личность
    182
    вителей человечества выражается понятием «индивид». Индивид обозначается как единичный представитель какого-то целого (био- логического рода или социальной общности, группы). Это отдель- ный человек, единица человеческого рода, воплощающий харак- терные признаки целого, нечто, соотносимое с родом Homo sapiens.
    Многозначный термин «индивидуальность», напротив, означает то особенное, специфическое, что отличает человека от всех других, включая природные, социальные, соматические, психические, уна- следованные и благоприобретенные, выработанные в процессе онто- генеза свойства.
    Личность — это, с одной стороны, устойчивая система социаль- нозначимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности, с другой стороны, индивидуальный носитель этих черт, свободный и ответственный субъект сознатель- ной деятельности
    1
    Понятие личности помогает охарактеризовать в человеке соци- альное начало его жизнедеятельности, те свойства и качества, кото- рые человек реализует в социальных связях, социальных институтах, культуре, то есть в общественной жизни, в процессе взаимодействия с другими людьми.
    Вместе с тем личность — это вполне конкретный человек, реали- зующий присущую ему и только ему совокупность устойчивых соци- альных качеств через участие в социальных взаимодействиях, инсти- тутах, культуре и в целом — в социальной жизни.
    Другими словами, личность — это человек с его системой интел- лектуальных, социально-культурных, морально-волевых качеств, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и дея- тельности. Речь идет о таких качествах, как взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения и т. п.
    В своем первоначальном значении слово «личность» обознача- ло маску, роль, исполнявшуюся актером в греческом театре. Термин
    «личность» представляет собой перевод латинского слова «persona» —
    «маска актера».
    В философии, психологии и социологии существует широкий спектр теорий личности и множество подходов к обоснованию су- щественных ее признаков, ее структуры и функционирования. Это
    1
    Личность // Философский энциклопедический словарь. М., 1990.
    С. 313.

    6.1. Понятие и структура личности
    1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   ...   33


    написать администратору сайта