Главная страница
Навигация по странице:

  • 6.2. Коммуникативная личность: сущность и содержание

  • 6.3. Трансакционная модель коммуникативной личности

  • Гавра Д.П. Основы теории коммуникации (2011). Раздел Теоретикометодологические основания науки


    Скачать 2.02 Mb.
    НазваниеРаздел Теоретикометодологические основания науки
    АнкорГавра Д.П. Основы теории коммуникации (2011).pdf
    Дата05.04.2017
    Размер2.02 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаГавра Д.П. Основы теории коммуникации (2011).pdf
    ТипУчебное пособие
    #4532
    страница21 из 33
    1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   ...   33
    183
    свидетельствует об исключительной сложности этой проблематики для гуманитарных наук.
    Для античной философии личность вне общины или полиса так же нереальна, как биологический орган, оторванный от целого организ- ма. Но уже в греческой философии возникает проблема несовпаде- ния реального поведения человека и его «сущности», какой он сам ее осознает. Отсюда возникают проблемы вины и ответственности лич- ности. Если в античной философии личность выступала как преиму- щественно отношение, то в христианстве она понимается как особая сущность, индивидуальная субстанция нематериального характера, синоним нематериальной души. В философии нового времени на- чиная с Декарта распространяется дуалистическое понимание лич- ности, противопоставляются два начала — телесное и духовное, на первый план выдвигается проблема самосознания как отношения че- ловека к самому себе. Понятие личности при этом практически сли- вается с понятием «Я». По Канту, человек становится личностью бла- годаря самосознанию, которое отличает его от животных и позволяет ему свободно подчинять свое «Я» нравственному закону.
    Марксизм понимает личность как «совокупность общественных отношений», в которой социальное превалирует над индивидуаль- ным. Основа формирования личности в марксистской концепции — общественная производственная деятельность.
    В общей психологии, как пишет И. С. Кон, под личностью пони- мается некоторое ядро, интегрирующее начало, связывающее воеди- но различные психические процессы индивида и сообщающее его по- ведению необходимую последовательность и устойчивость.
    Одной из авторитетных психологических теорий личности явля- ется психоаналитический подход З. Фрейда. Он считал, что личность включает в себя три элемента: ид, эго и суперэго
    1 1. Слово «ид» происходит от латинского «оно» и, по Фрейду, оз- начает исключительно примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности. Ид функционирует целиком в бессознательном и тесно связан с инстинктивными биологическими побуждениями.
    Являясь самой старой исходной структурой психики, ид выража- ет первичный принцип всей человеческой жизни — немедленную разрядку психической энергии, производимой биологически обус- ловленными побуждениями (особенно сексуальными и агрессив- ными).
    1
    Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1998 С. 112–115.

    Раздел 6. Коммуникативная личность
    184
    2. Эго — элемент, осуществляющий контроль личности за собой на основе принципа реальности. Эго стремится выразить и удовлет- ворить желания ид в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром. В отличие от ид, природа которого выражается в поиске удовольствия, эго подчиняется принципу реальности, цель которого — сохранение целостности организма путем отсрочки удов- летворения инстинктов до того момента, когда будет найдена воз- можность достичь разрядки подходящим способом.
    3. Суперэго — последний компонент развивающейся личности, представляющий интернализованную версию общественных норм и стандартов поведения. Будучи морально-этической силой личнос- ти, согласно Фрейду, суперэго является продуктом социализации.
    Современные психологические теории личности по-разному ин- терпретируют основные интегрирующие начала, задающие ядро лич- ности. Существуют психобиологические (У. Шелдон), биосоциаль- ные (Ф. Оллпорт, К. Роджерс), психосоциальные (А. Адлер, К. Хорни, неофрейдисты), психостатистические (Р. Кеттелл, Г. Айзенк) теории личности.
    Социологические теории личности рассматривают ее как специ- фическое образование, непосредственно выводимое из тех или иных социальных факторов. В развитом виде эти теории сформировались к середине ХХ века. К наиболее авторитетным из них Д. В. Ольшан- ский относит символический интеракционизм, ролевую теорию, раз- вивавшуюся в рамках структурного функционализма, некоторые вет- ви необихевиоризма
    1
    В рамках символического интеракционизма (теории «зеркально- го Я» (Дж. Г. Мид, Дж. Кули)) личность рассматривается как произ- водное от полностью социально обусловленного «Я» человека. Стер- жень личности, самосознание понимается здесь исключительно как результат социального взаимодействия (интеракции), в ходе которо- го индивид обучился смотреть на себя глазами других людей. Таким образом, личность трактуется как объективное качество, обретаемое в ходе социальной жизни.
    Согласно ролевой теории (Р. Линтон, Т. Парсонс) личность есть функция некоторой совокупности социальных ролей, которые ис- полняются индивидом в обществе. Поскольку роли связаны с пребы- ванием человека в социальных группах, то личность тем самым пола- гается продуктом взаимодействия в тех группах, в которые включен
    1
    Ольшанский Д. В. Личности социологические концепции // Современ- ная западная социология. Словарь. 1990.

    6.1. Понятие и структура личности
    185
    индивид. Социализируясь, он усваивает экспектации ролевого пове- дения, выучивает способы их исполнения и, таким образом, стано- вится личностью.
    Необихевиоризм трактует личность как простую совокупность социально приемлемых ответов на совокупность социальных стиму- лов.
    Российская психологическая школа, восходящая к трудам
    А. Н. Леонтьева, рассматривает «Я-концепцию» личности, прямо связанную с личностным смыслом как единицей сознания, в качестве системы представлений о себе, формируемой индивидом в процессах деятельности и общения. Она проявляется в самооценке, самоуваже- нии, уровне притязаний, в межличностных отношениях и степени ак- тивности в сфере общественных связей и отношений.
    Неотъемлемыми характерными чертами личности являются: са- мосознание, ценностные ориентации, ответственность за свои по- ступки, определенная автономность по отношению к обществу.
    При первом приближении личность может рассматриваться как структурная целостность биогенных, психогенных и социогенных компонентов, дающих основание для выделения биологической, пси- хологической и социальной структур личности, изучаемых, соответс- твенно биологией, психологией и социологией.
    Структура личности включает совокупность объективных и субъ- ективных социальных свойств индивида, формирующихся и функ- ционирующих в процессе его разнообразной деятельности, под влия- нием социальных взаимодействий, которые он осуществляет.
    Рассмотрим основные элементы структуры личности, представ- ленные в научной литературе
    1
    . Понимание внутреннего строения личности, состава и иерархии образующих ее элементов позволит нам более строго подойти к пониманию коммуникативной личности и выявлению компонентов ее структуры.
    В самом общем виде в структуре личности можно выделить две подсистемы — внутреннюю (мир сознания, включая самосознание) и внешнюю (мир поведения). При этом ядром личности как системы является переход, преобразование факта, ситуации, момента созна- ния в факт, ситуацию, момент поведения.
    Структура, характеризующая мир сознания в психологическом плане, включает в себя три механизма — мотивационный, диспози-
    1
    См.: Леонтьев А. Н. Человек. Деятельность. Общение. М.; Хьелл Л., Зиг­
    лер Д. Теории личности.

    Раздел 6. Коммуникативная личность
    186
    циональный, мнемонический (механизм памяти)
    1
    . Мотивационный механизм функционирует как обобщение взаимодействия подсозна- тельных мотивов, потребностей, интересов, ценностных ориентаций, продуктом которого выступает операциональная или стратегическая цель личности. Этот механизм порождает конкретные внутренние мотивы поведения личности. Диспозициональный механизм обеспе- чивает саморегуляцию социального поведения личности
    2
    . Он опира- ется на взаимодействие мотивов, стимулов, установок, производящее в итоге систему диспозиций личности. Мнемонический механизм включает в себя глубинное освоение личностью опыта других людей, их знаний, информации различного рода.
    С социально-психологической и собственно социологической точки зрения к описанию структуры личности можно подойти на ос- новании универсальной модели детерминации человеческого пове- дения, описывающейся комплексом:
    В результате в структуре личности можно выделить следующие элементы:
    1. Элемент «возможности и способности» («могу»), включающий в себя:
    1.1. Психофизиологические характеристики личности;
    1.2. Врожденные психологические характеристики личности, тем- перамент, направленность, способности личности, в том числе спо- собности к творческой деятельности.
    2. Элемент «цели и мотивы личности» («хочу»), включающий в себя:
    1.1. Потребности и интересы личности. Личность может осозна- вать или не осознавать эти потребности, но они от этого не перестают существовать и определять ее поведение. Интерес выступает уже как осознанная потребность;
    1.2. Ценности, убеждения, нравственные нормы и принципы, ко- торыми руководствуется личность.
    1
    См.: Социология личности // Социология / Под ред. В. П. Сальникова.
    СПб., 2000. С. 187.
    2
    Понятие «диспозиция личности» означает предрасположенность лич- ности к определенному поведению.

    6.2. Коммуникативная личность: сущность и содержание
    187
    На базе взаимодействия потребностей, осознанных и неосознан- ных, интересов и ценностей формируется система стратегических и тактических целей личности и мотивов ее поведения.
    3. Элемент «знания» («знаю») — освоенная личностью информа- ция в абстрактно-логической и эмоционально-образной форме, хра- нящаяся в ее памяти.
    4. Элемент «умения» («умею») — возможности личности, как свя- занные с практическим применением знаний, так и накопленные эм- пирическим путем и приобретенные в ходе упражнений и повседнев- ного опыта предметной деятельности и социальных взаимодействий.
    5. Элемент «поведение» («действую») — способ реализации со- циальных качеств в деятельности личности, проявляющийся в об- разе жизни и таких видах, как трудовая, общественно-политическая, культурно-познавательная и семейно-бытовая деятельность.
    Личность характеризуется определенной автономностью, извест- ной степенью независимости от общества, способностью влиять на общество. Таким образом, она выступает как активный субъект обще- ственных отношений.
    6.2. Коммуникативная личность:
    сущность и содержание
    В теории коммуникации различные авторы по-разному определя- ют понятие коммуникативной личности. Так, В. Конецкая понимает ее «как одно из проявлений личности, обусловленное совокупнос- тью ее индивидуальных свойств и характеристик, которые опре- деляются степенью ее коммуникативных потребностей, когнитив- ным диапазоном, сформировавшимся в процессе познавательного опыта, и собственно коммуникативной компетенцией — умением выбора коммуникативного кода, обеспечивающего адекватное вос- приятие и целенаправленную передачу информации в конкретной ситуации»
    1
    В. Кашкин определяет коммуникативную личность как «сово- купность индивидуальных коммуникативных стратегий и тактик, когнитивных, семиотических, мотивационных предпочтений, сфор-
    1
    Конецкая В. П. Социология коммуникаций. С 169.

    Раздел 6. Коммуникативная личность
    188
    мировавшихся в процессах коммуникации как коммуникативная компетенция индивида»
    1
    Ни то, ни другое определение, с нашей точки зрения, не может быть принято за основу понимания той стороны социального функ- ционирования человека, которая обозначается понятием коммуника- тивной личности.
    Дефиниция В. Конецкой вызывает вопросы в связи со следующи- ми обстоятельствами. Во-первых, она по существу не раскрывает со- держания определяемого понятия. Коммуникативная личность трак- туется как одно из проявлений личности, обусловленное некоторой группой параметров. Но в чем заключается это проявление, какова его онтологическая природа, остается неясным. Во-вторых, сомни- тельной представляется правомерность использования в приведен- ном определении терминологического оборота «одно из проявлений личности». Если коммуникативная личность есть одно из проявлений личности как таковой, значит есть и другие ее проявления, которые, следуя правилам формальной логики, можно обозначить как «неком- муникативную личность». Такой следующий из рассматриваемого определения вывод вызывает новые вопросы. Что такое некоммуни- кативная личность? Возможна ли она? Возможно ли формирование каких-либо проявлений личности именно как личности вне комму- никативных процессов в ее настоящем или прошлом? В-третьих, оп- ределение В. Конецкой представляется недостаточно четким в связи с тем, что предложенные в нем факторы, детерминирующие коммуни- кативную личность, не носят необходимого и достаточного характера.
    Любое действие личности, как коммуникативное, так и некоммуни- кативное, определяется когнитивными характеристиками, опираю- щимися на предшествующий опыт, а также опирается на более или менее адекватное восприятие информации от окружающей среды.
    Нельзя в полной мере согласиться и с В. Кашкиным, определяю- щим коммуникативную личность как совокупность индивидуальных стратегий и тактик ее коммуникации. Оставляя за скобками неодно- значность понятия «коммуникативная стратегия и тактика», отметим, что такая совокупность может скорее считаться формой проявления коммуникативной личности, чем собственно коммуникативной лич- ностью. Реальные практики общения действительно характеризуют личность как субъекта коммуникации. Но они не исчерпывают всего ее личностного коммуникативного потенциала.
    1
    Кашкин В. Б. Введение в теорию коммуникации.

    6.2. Коммуникативная личность: сущность и содержание
    189
    При формулировании определения коммуникативной личности следует отталкиваться от понимания сущности и основных характе- ристик личности как таковой. Тогда можно будет избежать как не- точностей и двусмысленностей, так и излишне многословных конст- рукций.
    Прежде всего, обратимся к онтологии коммуникативной личнос- ти. На наиболее общем — философском (онтологическом) уровне сущности понятий «личность» и «коммуникативная личность» сов- падают. Это вытекает из сформулированного выше постулата о том, что понятие личности помогает охарактеризовать в человеке соци- альное начало его жизнедеятельности, те свойства и качества, кото- рые он реализует в социальных связях, социальных институтах, куль- туре, то есть в процессах взаимодействия и коммуникации с другими людьми. Личность как социальный субъект, социализированный ин- дивид не может существовать иначе как коммуникативная личность,
    «человек общающийся». Если человек как биологический субъект не участвовал в процессах общения, он не смог превратиться в социаль- ного субъекта, то есть в личность. Ребенок, оставленный после рожде- ния в лесу и по счастливой случайности выживший вне коммуника- ции с другими людьми, не является личностью. Маугли в известной истории Киплинга только потому становится личностью, что общает- ся с другими очеловеченными писателем личностями — волком Аке- лой, пантерой Багирой, питоном Каа.
    Таким образом, на социально-философском уровне категории
    «личность» и «коммуникативная личность» совпадают по своему со- держанию. Это позволяет говорить о широком понимании категории
    «коммуникативная личность». В широком понимании термин «ком- муникативная личность» эквивалентен термину «личность».
    Теория коммуникации как частная научная дисциплина, в отли- чие от философии, пользуется узким пониманием категории «ком- муникативная личность». Здесь этим понятием обозначается одна из форм проявления личности, связанная с качеством выполнения ею функций субъекта коммуникативного взаимодействия.
    Таким образом, под коммуникативной личностью (в узком смыс­
    ле) будем понимать устойчивую систему социальнозначимых свойств
    и качеств, характеризующих индивида как субъекта социальной ком­
    муникации (коммуникативного актора).
    С общепсихологической точки зрения под коммуникативной лич- ностью понимается некоторое ядро, интегрирующее начало, которое

    Раздел 6. Коммуникативная личность
    190
    связывает воедино различные психические процессы, детерминиру- ющие практики общения индивида, и придает его коммуникатив- ному поведению определенную последовательность, воспроизводи- мость и устойчивость.
    Именно такая узкая трактовка коммуникативной личности ис- пользуется в теории коммуникации. Коммуникативная личность здесь понимается как форма функционирования личности в комму- никативном процессе, форма ее реализации через выполнение соци- альных ролей источника и (или) получателя сообщений.
    В онтологическом плане узкое понимание коммуникативной лич- ности может трактоваться следующим образом. В каждый конкрет- ный момент времени личность может функционировать в различных социальных ролях, может реализовываться через различные поведен- ческие формы. Когда эти поведенческие формы обретают вид ком- муникативного действия, имеет место бытие личности как коммуни- кативной личности. Если индивид реализует сложную социальную практику, содержащую как коммуникативный, так и некоммуника- тивный компоненты, то, применяя к его описанию категорию ком- муникативной личности, мы абстрагируемся от всех его социальных ролей, не связанных с коммуникацией.
    Коммуникативная личность («homo communicatus») — это одно- временно «человек, общавшийся в прошлом» — субъект и продукт предшествующей коммуникации, «человек, общающийся реально» — в настоящем, и «человек, общающийся потенциально» — готовый к общению в будущем. В любой коммуникативной личности всегда присутствуют и неразрывно увязаны все эти три темпоральных сре- за — прошлая, настоящая и будущая/потенциальная коммуникация.
    6.3. Трансакционная модель коммуникативной
    личности
    Одной из наиболее важных проблем теории коммуникативной лич- ности является проблема построения структурной модели этого фе- номена. Данная модель необходима не только для понимания того, каким образом функционирует «homo communicatus» («человек об- щающийся»), но и для прикладных, практических целей. Адекватная структурная модель коммуникативной личности позволит перейти

    6.3. Трансакционная модель коммуникативной личности
    191
    к более точному и строгому решению таких важных практических за- дач, как аттестация коммуникативной компетентности руководите- лей и специалистов, аудит коммуникаций в организациях, тренинги коммуникативной компетентности.
    В современной теории коммуникации представлен ряд моде- лей коммуникативной личности. Наиболее разработанной являет- ся модель, предложенная В. Конецкой. Эту модель в той или иной степени воспроизводят большинство авторов отечественных учеб- ных пособий. Согласно подходу В. Конецкой, коммуникативную личность образуют три параметра — мотивационный, когнитив- ный и функцио нальный. «Мотивационный параметр определяется коммуникативными потребностями и занимает центральное место в структуре коммуникативной личности». Когнитивный параметр в данном подходе включает в себя «множество характеристик, фор- мирующих в процессе познавательного опыта индивида, его внут- ренний мир в интеллектуальном и эмоциональном планах». В состав функционального параметра В. Конецкая включает такие характе- ристики личности, как практическое владение индивидуальным за- пасом вербальных и невербальных средств для актуализации функ- ций коммуникации; умение варьировать коммуникативные средства в связи с изменением условий общения; построение дискурсов в со- ответствии с нормами избранного коммуникативного кода и прави- лами речевого этикета.
    Р. Димблби и Г. Бертон предлагают иные структурные компонен- ты коммуникативной личности:
    потребности;
    • комплекс знания — верования — стереотипы — предположения —
    • ценности — (предшествующий) опыт;
    обратная связь в процессе коммуникации (восприятие собеседни-
    • ка и его сообщений);
    самопрезентация;
    • выбор и взаимооценка ролей;
    • эмоциональное состояние

    1
    С нашей точки зрения, ни одна из рассмотренных моделей не от- вечает задаче адекватного и полноценного описания структуры ком- муникативной личности. Такой вывод обусловлен следующими об- стоятельствами.
    1
    Dimbleby R., Burton G. More Than Words: An Introduction to Communi- cation. London; New York, 1998.

    Раздел 6. Коммуникативная личность
    1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   ...   33


    написать администратору сайта