Главная страница
Навигация по странице:

  • Логико-философское направление. Модель знака и семиотическая модель коммуникации Ч. Пирса

  • Логическая модель знака Г. Фреге

  • Гавра Д.П. Основы теории коммуникации (2011). Раздел Теоретикометодологические основания науки


    Скачать 2.02 Mb.
    НазваниеРаздел Теоретикометодологические основания науки
    АнкорГавра Д.П. Основы теории коммуникации (2011).pdf
    Дата05.04.2017
    Размер2.02 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаГавра Д.П. Основы теории коммуникации (2011).pdf
    ТипУчебное пособие
    #4532
    страница17 из 33
    1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   33
    147
    представляет собою целостность сам по себе»
    1
    . Главным предметом анализа для де Соссюра стали язык как целостная знаковая систе- ма с определенными структурными закономерностями и собственно знаки как конституирующие язык элементы.
    Обращаясь к сущности языкового знака, де Соссюр фокусировал свое внимание на его позиции и функциях в структуре языка, а не отношениях между знаком и реальностью. Главная проблема пони- мания знаков по Соссюру — связи и отношения между знаками, об- щее и особенное в знаках, используемых людьми, принадлежащими к разным культурам.
    Языковой знак де Соссюр понимал как двуединую сущность — как единство означаемого, некоторого смысла, связанного в сознании чело­
    века с каким­либо объектом (предмет мысли), и означающего (звуки, буквы, изображения). Знак по де Соссюру, таким образом, состоит из вещественного носителя значения и самого значения, смысла.
    Если, например, в качестве знака выступает лексическая едини- ца (слово), то оно функционирует как соединение понятия и акус- тической (звуковой) или изобразительной (графической) формы.
    Форма, изначально акустическая, а затем, после появления письмен- ности, и графическая — это обозначение (название, имя), которое люди договорились присвоить тому или иному психическому конс- трукту, соответствующему в их сознании определенному предмету.
    Этот конструкт в лингвистике называют понятием, а в логике кон- цептом. Принципиально важным здесь является факт договореннос- ти между людьми по поводу обозначения, выбора имени для того или иного объекта. Такая договоренность называется конвенцией, а сам языковый знак приобретает конвенциональный характер. Конвенцио- нальность знака носит для Соссюра принципиальный характер. Об- ращаясь к этому свойству знака, он ссылается на тот факт, что один и тот же объект в разных языках обозначается разными словами, то есть имеет различные звуковые образы. Например, «земляника» в русском языке, «erdbeer» в немецком и «strawberry» в английском.
    Если воспользоваться терминами, введенными выдающимся лин- гвистом ХХ века, основателем Копенгагенской школы глоссематики датским ученым Людвигом Ельмслевом
    2
    , то в понимании основателя структурной лингвистики знак — это единство его плана выражения
    и плана содержания.
    1
    Соссюр Ф. Труды по языкознанию. М., Прогресс, 1977. С. 52–53.
    2
    См.: Ельмслев Л. Пролегомены к теории языка // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 1. М., 1960. С. 305–318.

    Раздел 5. Семиотический методологический подход
    148
    План выражения знака — это форма, в которой он существует и выражается. В качестве плана выражения того или иного знака может выступать акустический образ, звучание слова; пиктограмма, изобразительное или графическое решение; архитектурное решение; внешняя форма поведения человека, наблюдаемая канва поступка или события и т. п.
    План содержания знака — это его значение, внутренний, исконный смысл.
    Например, что такое «ОХ»? Это ноль и крест; «бык» в переводе с английского. «Ох» — восклицание в русском языке. И ось коорди- нат в геометрии. У всех этих планов содержания знака «ОХ» один и тот же план выражения. И наоборот, один и тот же план содержа- ния может иметь разные планы выражения. Соссюр приводит приме- ры различных понятий, которые называются по-разному, обознача- ется разными словами (наборами звуков, акустическими образами) в разных языках.
    Таким образом, согласно Ф. де Соссюру, в коммуникационном знаке связаны воедино план его содержания и план выражения, или на языке логики, концепт и имя. Причем первый и второе связаны друг с другом конвенционально на основании специального соглаше- ния между людьми.
    Введенное Ф. де Соссюром отношение «означаемое — означаю- щее» соответствует отношению «значение (концепт) — имя», или «со- держание — выражение», и именно это отношение в структурно-лин- гвистических семиотических моделях называется семантическим.
    Логико-философское направление. Модель знака
    и семиотическая модель коммуникации Ч. Пирса
    Один из основателей семиотики Чарльз Пирс как философ и логик, занимаясь изучением человеческого опыта и способов познания че- ловеком окружающего мира, заинтересовался семиотической про- блематикой: самим понятием знака, его ролью в организации челове- ческого взаимодействия, соотношением знака и значения и, наконец, смыслом в структуре отношений знаков, людей и объектов
    1
    Пирс исходил из того, что воспринимая сообщение — коммуника- тивную субстанцию в знаковой форме, реципиент не просто ее вос-
    1
    См.: Пирс Ч. Логические основания теории знаков. СПб., 2000.

    5.2. Понятие и структура знака
    149
    производит, а в процессе декодирования воссоздает сообщение, то есть порождает собственное его понимание, значение, смысл на осно- ве своей культуры, интеллекта, эмоций, опыта. Особая роль при этом должна принадлежать знаку, который выполняет в процессе комму- никации сразу несколько функций и выступает, таким образом, как некоторое комплексное образование.
    Ч. Пирс поставил перед собой задачу не только сформулировать определение знака и рассмотреть его структуру, но и описать меха- низм знаковой деятельности человека. Решение этих задач внесло важнейший вклад в понимание семиотических аспектов коммуника- ции. Знаковую деятельность Пирс понимал как взаимодействие че- ловека одновременно с двумя мирами — предметным миром, миром внешних по отношению к нему объектов, и знаковым миром — ми- ром некоторых имен, обозначений, — поставленное в соответствие предметному континууму общество (сообщество), в котором этот че- ловек существует. И первый, и второй мир объективны для человека, пользователя знаковой системы в том смысле, что они существуют во внешнем для него пространстве. Вступая в коммуникацию с вне- шним миром, человек вынужден обращаться к обоим его объектив- ным измерениям — предметному и знаковому. Если он видит перед собой некоторый объект, например змею на лесной тропинке, в его сознании немедленно возникает знак «змея» и связанный с ним знак
    «опасность». Если он входит в лес и видит предупреждающий пла- кат «Осторожно: змеи!», в его сознании возникает предметный образ змеи. Когда один субъект вступает в коммуникацию с другим субъек- том, для того чтобы эта коммуникация состоялась, у них должна быть конгруэнтная (совпадающая) система соответствий между предмет- ным и знаковым миром. По выражению де Соссюра, они должны го- ворить на одном языке.
    Согласно определению Пирса, знак — это нечто, представляющее что-то перед кем-то в некотором отношении
    1
    . Чтобы разобраться в этой, казалось бы, излишне неопределенной дефиниции, следует обратиться к модели знаковой деятельности человека, которая назы- вается «треугольником Пирса». Некоторые авторы называют эту мо- дель «треугольной моделью знака Пирса». Это верно. Это не модель знака, а именно модель знаковой деятельности человека. Еще ее мож- но обозначить как прагматическую модель коммуникации.
    1
    См.: Пирс Ч. Логические основания теории знаков.

    Раздел 5. Семиотический методологический подход
    150
    Треугольник Пирса выглядит следующим образом (рис. 5.1):
    Рис. 5.1. Треугольная модель знаковой деятельности человека
    (по Ч. Пирсу)
    Дадим сначала характеристику основным элементам данной мо- дели, находящимся в вершинах треугольника, а затем опишем свя- зи между элементами. В результате выстроится отражаемая моделью
    Пирса схема знаковой деятельности человека.
    Основание модели составляют взаимодействующие между собой субъект S и объект О. Элемент О противостоит субъекту в его прак- тической и знаковой деятельности. Помимо объекта субъекту про- тивостоит находящийся в третьей вершине знак О — объективный знак. Знак О — это феномен из объективного знакового мира, знако- вое представление объекта О, которое является согласованным для членов общества (сообщества, общности), в котором функционирует субъект S. Это конвенциональный для данной общности знак объек- та О, его обозначение, наименование, имя.
    Знак О — это объективный знак в том смысле, что он представля- ет собой некоторое общепринятое обозначение объекта О, считающе- еся нормативным для определенной социальной общности (группы людей, общества). Соответствие между знаком О и объектом явля- ется результатом определенной конвенции между членами данной общности. Как объективный знак он способен к автономному отно- сительно объекта существованию. Объективные знаки составляют важный элемент культуры данной общности.
    Примерами объективных знаков могут быть знаки дорожного движения, знаки светофора, пиктограммы, обозначающие месторож- дения тех или иных полезных ископаемых на географической карте, ноты и т. п.

    5.2. Понятие и структура знака
    151
    В той же вершине, где находится субъект S, Пирс расположил субъективный знак — знак S. Знак S — результат индивидуального означивания человеком объекта О. Он представляет собой индивиду- альный знак, который в сознании субъекта S ставится в соответствие объекту О. Знак S в самом общем виде представляет собой суперпо- зицию (результат сложения) отражения как объекта, так и его объ- ективного знака в сознании субъекта. Это отражение порождает ин- дивидуальное производство (воспроизводство) знака индивидом S, в результате чего и образуется индивидуальный знак S, который именно таким образом поставлен в соответствие объекту О только в сознании данного субъекта.
    В результате, как уже говорилось выше, индивиду противостоят два мира — мир реальных объектов и мир объективных знаков. Строя свое коммуникативное поведение, индивид взаимодействует с обои- ми мирами и производит субъективные знаки S.
    Так, например, светофор, если определять его с точки зрения объ- ективных знаков, — это устройство с тремя цветами, задающими со- гласно конвенции знаки ситуации на перекрестке и, соответственно знаки, стимулирующие конвенциональные формы поведения — сто- ять, приготовиться, двигаться. Сама ситуация на дороге, разрешаю- щая двигаться, требующая остановиться или приготовиться к дви- жению, — это объект О в модели Пирса. Красный свет как сигнал остановиться, желтый как сигнал приготовиться и зеленый как сиг- нал к движению — это объективные знаки О, соответственно обозна- чающие ситуации опасности, окончания или наступления опасности и безопасности для движения через перекресток. Но, воспринимая эти знаки, индивид производит новую информацию, давая оценку знака на основе своего знания, опыта, культуры. В результате в его сознании образуется знак S — как интегральная реакция на актуаль- ную ситуацию на перекрестке и на сигнал светофора. Возьмем, на- пример, ситуацию, когда объект О — пустой перекресток глубокой ночью, а знак О — горящий запрещающий знак светофора (красный свет). Реакцией субъекта на эту ситуацию может быть создание в со- знании знака S, обозначающего ситуацию на перекрестке, как безо- пасную и разрешающую движение. Индивид может хорошо знать, что означают цвета светофора, но поступить так, как ему кажется целесообразным, считая, например, что красный свет на пустынном ночном перекрестке — это также знак безопасности и разрешения

    Раздел 5. Семиотический методологический подход
    152
    движения. В других дорожных ситуациях индивидуальный знак S может быть совершенно иным.
    В модели Пирса отражены несколько видов отношений:
    объект

    О — знак О — наименование знака, присвоение ему имени, выработка в рамках общности конвенции о соответствии данного объекта и его знака;
    знак О — объект О — нормативное обозначение конвенциональ-
    • ным знаком объекта в сознании всех членов данной общности
    (знак обозначает объект);
    знак О — знак S — субъект воспринимает и интерпретирует объек-
    • тивный знак и на его основе формирует субъективный знак;
    объект О — знак S — субъект формирует субъективный знак на
    • основе прямого взаимодействия с объектом.
    Теперь на базе полученного представления об элементах и связях рассмотренной модели можно вернуться к определению знака Пирса и убедиться, что в нем заложен глубокий семиотический смысл.
    Знак (знак S) есть нечто, представляющее что-то (объект О) перед кем-то (субъект S) в некотором отношении (связь «знак О — знак S» +
    + связь «объект О — знак S»).
    В модели Пирса представлены два вида знаков: знаки О и знаки
    S. При этом социальный субъект — индивид или социальная общ- ность — образует знак S и с его помощью выстраивает свое поведение либо на основании связей с двумя объектами — О и знаком О, либо на основании только одной из этих связей.
    Когда отсутствует объективный знак (соответственно отсут- ствуют связи «объект О — знак О», «знак О — знак S»), субъект взаимодей ствует с объектом по линии О — S. Субъективный знак — знак S — образуется путем индивидуального означивания, присвое- ния объекту наименования по результатам данного взаимодейст- вия. Такого рода семиотические процессы могут иметь место в двух случаях. Во-первых, в процессах научного познания, когда субъект сталкивается с новым, ранее не известным феноменом, не имеющим конвенционального знака. В этом случае субъект присваивает этому феномену наименование — формирует для него собственный знак S.
    Если этот знак признается другими членами сообщества за норма- тивное обо значение нового объекта, знак объективируется и транс- формируется в объективный знак — знак О. Во-вторых, описанная ситуация возможна, когда субъекту неизвестен объективный знак

    5.2. Понятие и структура знака
    153
    объекта (его знак О). В этом случае субъект так же, как и в первой си- туации самостоятельно формирует индивидуальный знак S. Однако в силу того, что объективный знак для этого объекта уже существует, сформированный знак S неспособен к объективации и смене своего статуса на объективный. Для иллюстрации этой второй ситуации рассмотрим, например, политическую коммуникацию избирателя с политиком во время обхода последним своего участка по техноло- гии «от двери к двери». Если избиратель до этой встречи ни разу не слышал об этом политике, то его впечатление — знак S — сформиру- ется в ходе межличностной коммуникации вне зависимости от того, какая репутация у этого политика в обществе и средствах массовой информации (знак О).
    Когда разомкнута прямая связь субъекта с объектом и работает только связь с объективным знаком, имеет место другая крайность.
    В этом случае субъект не имеет никакого представления об объекте, кроме того, которое предлагает ему объективный знак. Знак S в этом случае формируется на основании виртуальной связи с объектом, через объективные знаки, целиком заменяющие, замещающие ре- альный объект. Именно этот вариант коммуникации и формирова- ния индивидуальных знаков применяется в пропаганде, рекламных и PR-кампаниях. Вспомним, например, массированную кампанию, проведенную правительством США в конце 2002 — начале 2003 года, по формированию общественного мнения в пользу силовой опе- рации против Ирака. Целевые аудитории — конгрессмены, поли- тики, общественные деятели, население в целом — как в США, так и в государствах-союзниках в принципе не способны были своими глазами видеть то, что происходит в Ираке. У них не было возмож- ности наблюдать за военными приготовлениями Саддама Хусейна, за подготовкой оружия массового поражения. И тогда системой инфор- мационных и пропагандистских ведомств США был сформирован знак О — образ до зубов вооруженной, создающей глобальные угро- зы и уже готовой к атаке на весь мир саддамовской диктатуры. Этот
    «знак О» был транслирован в миллионы индивидуальных сознаний и сформировал там практически такое же количество соответствую- щих ему «знаков S». В результате общественная поддержка атаки на
    Ирак была получена.
    Резюмируя представление Чарльза Пирса о категории знака, можно предложить следующую формулировку: «Знак есть некото- рый феномен (слово, предложение, текст, действие, материальный

    Раздел 5. Семиотический методологический подход
    154
    предмет, физическое явление и т. п.), замещающий, представляющий
    (репрезентирующий) в некотором отношении другой феномен в ког- нитивных и коммуникативных процессах».
    Логическая модель знака Г. Фреге
    Развивая идеи Пирса, немецкий математик и логик Готлоб Фреге
    (1848–1925) предложил собственную треугольную логическую мо- дель функционирования знака. Фреге писал: «Употребляя знак, мы хотим сказать что-то не о знаке, но главным, как правило, является его значение»
    1
    В этой модели, также имеющей треугольную форму, как и модель
    Пирса, представлена зависимость между тремя другими феномена- ми: знаком, объективно существующим элементом реальности, ко- торый он отражает, и представлением об этом элементе (всем классе элементов), функционирующем в сознании субъекта знаковой де- ятельности.
    Модель Фреге, получившая название логического треугольника
    (треугольника Фреге), имеет следующий вид (рис. 5.2).
    Рис. 5.2. Логический треугольник Г. Фреге
    Данный треугольник моделирует сразу несколько процессов — возникновение, функционирование и трансформацию знаков в ком- муникативных взаимодействиях, а также использование знака субъ- ектом в различных ситуациях коммуникации.
    1
    Цит. по: Кашкин В. Б. Семиотика коммуникации.

    5.2. Понятие и структура знака
    155
    Рассмотрим каждый из компонентов модели, расположенных в вершинах треугольника Фреге.
    В одной из вершин расположен знак, или, если мы ведем речь о вербальной коммуникации, слово.
    В другой вершине находится объект, который обозначается дан- ным знаком или называется данным словом. Объект — это некоторый элемент предметного, объективно существующего мира. В логико-се- миотических моделях, а Фреге, напомним, по научной специализа- ции был логиком, объект, вступающий в семиотические отношения с обозначающим его знаком, то есть репрезентируемый знаком, по- лучает особое название — денотат. «Денотат — предмет, как объект обозначения с помощью знаков»
    1
    В лингвистике вместо термина денотат употребляется термин
    «референт». «Референт — конкретный предмет, к которому относит- ся языковый знак в составе высказывания»
    2
    Например, если представляясь при телефонном разговоре с не- знакомым собеседником, некто произносит: «Здравствуйте, с вами говорит господин Х», то именно он, реальный господин Х из плоти и крови, с его сознанием и подсознанием будет выступать денотатом
    (референтом) по отношению к знаку (имени) «господин Х».
    Наконец, в третьей вершине треугольника находится субъектив- ное представление обо всем классе денотатов данного знака, пред- ставленное в сознании субъекта знаковой деятельности. В логике это представление называют концептом, а в лингвистике — понятием.
    Категория «концепт» применительно к таким знакам, как языковые конструкции, непосредственно увязывается с категорией «смысл».
    В своей логической теории знаков Фреге развел понятия смыс- ла и значения знака (имени, термина). Категорию смысла он связал с категорией концепта, категорию предметного значения — с катего- рией денотата, а категорию знака — с категорией имени. В результа- те треугольник Фреге, называемый также семантическим треуголь- ником, можно представить в следующем виде.
    В теории значения имен Фреге — Черча
    3
    значением (предметным значением, денотатом) некоторого имени (знака) называют обозна-
    1
    Денотат // Толковый словарь иноязычных слов. М., 1998. С. 217.
    2
    Референт // Толковый словарь иноязычных слов. М., 1998. С. 607.
    3
    См.: Смысл // Философский энциклопедический словарь. М.: Совет- ская энциклопедия, 1989. С. 592; Значение // Философия: Энциклопедиче- ский словарь. М.: Гардарика, 2004. С. 289.

    Раздел 5. Семиотический методологический подход
    1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   33


    написать администратору сайта