Главная страница
Навигация по странице:

  • Понятие и модель знака Огдена и Ричардса

  • Стадии действия субъекта Функции знака Характеристики воздействия объекта на субъект через знак

  • 5.3. Типология знаков

  • Гавра Д.П. Основы теории коммуникации (2011). Раздел Теоретикометодологические основания науки


    Скачать 2.02 Mb.
    НазваниеРаздел Теоретикометодологические основания науки
    АнкорГавра Д.П. Основы теории коммуникации (2011).pdf
    Дата05.04.2017
    Размер2.02 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаГавра Д.П. Основы теории коммуникации (2011).pdf
    ТипУчебное пособие
    #4532
    страница18 из 33
    1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   33
    156
    чаемый этим именем предмет или класс предметов (объем именуе- мого понятия), а смыслом имени (концептом его денотата) называ- ют содержание того же понятия, которое усваивается в процессе его понимания. Смысл знака, слова, языкового выражения служит для указания на его денотат, фиксируя определенные стороны, черты, свойства предметов, обозначаемых данным знаком. Знак, языковое выражение обозначает свой денотат и выражает свой смысл. В этом дуализме заключено главное содержание концепции знака Фреге.
    Рис. 5.3. Семантический треугольник Г. Фреге
    Рассмотрим на примерах соотношение категорий знак (имя, сло- во), денотат (значение) и концепт (смысл). Возьмем знак или собс- твенное имя «Федор Достоевский». Оно обозначает русского писа- теля Федора Достоевского, а сам этот писатель является денотатом знака «Федор Достоевский». При этом данный денотат выражает лишь одну сторону знака. Возможно существование двух различ- ных знаков, имеющих один и тот же денотат: «Федор Достоевский» и «автор романа “Идиот”».
    Смысл языкового выражения (концепт знака) однозначно опре- деляет свой денотат, но обратное, как следует из приведенного выше примера, неверно. Знаки, имена, языковые выражения называются синонимами, если имеют один и тот же смысл.
    Треугольник Фреге (рис. 5.3) демонстрирует зависимость знака как от объективно существующей действительности (денотат), так и от субъективных представлений об этой действительности (концепт).
    Модель Фреге позволяет произвести семиотический анализ ком- муникативного взаимодействия и показать характер функциони-

    5.2. Понятие и структура знака
    157
    рования субъектов в этом процессе. В зависимости от контекста ситуации при пользовании знаком субъект обращается либо к его концепту, либо к денотату. В ряде случаев именно этот дуализм по- рождает коммуникативные барьеры. Представим себе ситуацию, когда ребенок увидел на улице симпатичного щенка и, вернувшись домой, стал просить у родителей купить собаку, а те отказали. «Со- бака» в данном случае — знак. Ребенок, используя его, обращается к денотату, в качестве которого выступает недавно виденный весе- лый щенок. Родители же оперируют концептом, обобщенным пред- ставлением обо всем классе объектов, обозначаемым данным знаком.
    Собака для них — это ответственность за живое существо, ветеринар, прививки, необходимость прогулок по утрам и вечерам, невзирая на погоду, невозможность уехать надолго, оставив животное без при- смотра, и т. д. и т. п. В результате, пользуясь одним и тем же знаком в ходе взаимодействия, субъекты задействуют разные его стороны, и это порождает коммуникативные проблемы.
    Понятие и модель знака Огдена и Ричардса
    Американские семиотики и лингвисты С. К. Огден и И. А. Ричардс, работая над проблемой сущности знака и анализируя категории его формы и содержания в работе «Значение значения. Исследование влияния языка на мышление и научный символизм»
    1
    , предложили собственную семиотическую модель. По существу она объединяет в себе подходы к пониманию знака де Соссюра и Фреге и может счи- таться своеобразной синтетической моделью знака.
    Семантический треугольник Огдена — Ричардса, с некоторыми дополнениями, предложенными А. В. Соколовым
    2
    , имеет следующий вид (рис. 5.4).
    1
    Ogden C. K., Richards I. A. The meaning of the meaning: A study of the influence of language upon thought and of the science of symbolism. London; New
    York, 2001.
    2
    Соколов А. В. Общая теория социальной коммуникации. СПб., 2002. С. 300.

    Раздел 5. Семиотический методологический подход
    158
    Рис. 5.4. Семантический треугольник Огдена—Ричардса
    Данная модель в основе своей имеет треугольную форму, восходя- щую к треугольнику Фреге.
    В вершинах этого треугольника также находятся:
    объект/референт/денотат, данный субъекту коммуникации в ощу-
    • щениях, называемый определенным именем и отражаемый в со- знании субъекта в виде определенного обобщенного представле- ния — концепта/понятия;
    концепт/понятие — обобщенное представление об обозначаемом
    • знаком объекте (всем классе объектов), возникающее как его мыс- ленное отражение в психике субъекта коммуникации и выражае- мое в определенной форме — виде имени/наименования/слова;
    имя (слово), поставленное в данном обществе/сообществе в соот-
    • ветствие обозначаемому объекту, одновременно выступающее на- именованием для объекта/денотата и выражающее в конкретном имени/названии смысл знака, заключенный в концепте/понятии.
    Огден и Ричардс учли в своей модели и понимание знака как единства содержания и материальной формы, введенное де Соссю- ром. План содержания знака представлен здесь той вершиной семан- тического треугольника, в которой содержится концепт или понятие, а план выражение — вершиной, где находится имя, наименование или слово. Знак же, как комплексное образование, представляет со- бой диалектическое соединение плана содержания и плана выраже- ния. В результате образуется графическая модель, которая с полным основанием может быть названа моделью знака, а не просто моделью знаковой деятельности субъекта или моделью функционирования знака. Преимущество семантического треугольника Огдена — Ри-

    5.2. Понятие и структура знака
    159
    чард са над треугольником Фреге, как справедливо замечает А. В. Со- колов
    1
    , заключается в том, что первая модель разграничивает мате- риальную и идеальную форму знака, тогда как вторая отождествляет знак и имя, что неприемлемо для естественного языка.
    Принципиально важным для понимания семиотического содер- жания коммуникативного взаимодействия является то, что по сторо- нам треугольника Огдена — Ричардса расположены термины, отра- жающие характер отношений между элементами модели:
    объект/денотат

    называется именем/словом (имя/слово называ­
    ет/обозначает объект/денотат);
    понятие/концепт

    выражается в имени/слове (имя/слово выра­
    жает смысл понятия/концепта);
    объект/денотат

    отражается в понятии/концепте (понятие/кон- цепт отражает содержание/смысл объекта/денотата).
    * * *
    После того как рассмотрены классические подходы к определе- нию сущности и структуры знака, сложившиеся в школах структур- ной лингвистики и логики, можно перейти к вытекающему из них современному пониманию этого феномена, который используется в теории коммуникации
    2
    «Знак — материальный предмет (явление, событие), выступаю- щий в качестве представителя некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения и пере- работки сообщений (информации, знаний).
    Знак — это материально-идеальное образование, неразрывное единство плана содержания и плана выражения, выступающее в ком- муникативных процессах в качестве представителя (заменителя, обозначителя) некоторого другого предмета, свойства или отноше-
    1
    Соколов А. В. Общая теория социальной коммуникации. С. 300.
    2
    См.: Fiske J. Communication, meaning and signs; Знак; Значение // Фи- лософия. Энциклопедический словарь М., 2004. С. 289; Семиотика // Фило- софия. Энциклопедический словарь М., 2004. С. 761; Соколов А. В. Семиоти- ка социальной коммуникации // Общая теория социальной коммуникации.
    СПб., 2002. С. 287–318; Конецкая В. П. Уровни коммуникации. Семиотичес- кий уровень // Социология коммуникации. М., 1997. С. 84–101; Знак // Фи- лософский энциклопедический словарь. М., 1989. С. 199.

    Раздел 5. Семиотический методологический подход
    160
    ния и используемый для приобретения, хранения и переработки со- общений (знаний, эмоций, волевых импульсов).
    Знаки выполняют в коммуникативных процессах репрезентатив- ную (информационную), экспрессивную и прагматическую функции.
    В своей репрезентативной функции знак представляет перед субъектом некоторый обозначаемый им объект, передавая субъек- ту информацию, характеризующую объект, его структуру, свойства и т. п. с объективной стороны. При этом повышается уровень когни- тивной осведомленности субъекта коммуникации.
    Через свою экспрессивную функцию знак в коммуникативных процессах передает субъекту-реципиенту эмоционально окрашен- ную, оценочную характеристику обозначаемого субъектом-комму- никатором объекта.
    Прагматическая функция знака связана с тем, что обозначаемый им объект может выступать в качестве побудительного мотива для субъекта коммуникации. В этом случае знак передает коммуника- тивную установку, детерминирующую определенную поведенчес- кую реакцию субъекта.
    Приведем примеры выполнения знаками своих функций. Когда мы говорим: «Мой друг купил красную “Ниву”», знаком «красный» мы передаем информацию о цвете автомобиля. Этот знак (слово) вы- ступает в репрезентативной функции. В фольклорном же выражении
    «красна девица» тот же самый знак выступает в иной, экспрессивной функции, передавая оценку девушки как красивой. Таким образом, один и тот же знак в различных ситуациях взаимодействия может выполнять разные функции. В прагматической функции выступают дорожные знаки, принадлежащие к группе так называемых предпи- сывающих знаков. Они прямо предписывают участникам дорожного движения должные формы поведения на дороге. К числу таких зна- ков, например, относятся знаки ограничения скорости, запрещения обгона, запрещения остановки и стоянки и т. п.
    Можно выделить предметное, смысловое и экспрессивное значе- ние знака.
    Знак обозначает данный предмет (предметы) и выражает свое смысловое и экспрессивное значение. Предмет, обозначаемый зна- ком, называется его предметным значением. Понятие предметного значения непосредственно увязано с понятием денотата или рефе- рента знака.

    5.2. Понятие и структура знака
    161
    Смысловое значение знака — это его свойство представлять, фик- сировать определенные стороны, черты обозначаемого объекта, опре- деляющие область приложения знака; это то, что понимает человек, воспринимающий или воспроизводящий данный знак»
    1
    . Это значе- ние (смысл) знака служит для выделения в сознании субъектов зна- ковой деятельности его (знака) предметного значения — для задания объекта (класса объектов), обозначаемого знаком. Категория смыс- лового значения связана с категорией «концепт». Возможно функци- онирование знаков, которые выражают только смысл, но не имеют предметного значения, то есть лишены денотата и обладают только концептом. Возьмем, например, таких фольклорных персонажей, ко- торые обозначаются словами «леший», «русалка», «водяной». С дру- гой стороны, могут быть знаки, в которых смысловое значение све- дено к минимуму, таковы, скажем, собственные имена естественных языков (например, Евгений, Александра). В науке смысловое значе- ние знака принимает форму понятия.
    Под экспрессивным значением знака в соответствии с его экспрес- сивной функцией понимаются выражаемые посредством данного знака (при использовании его в соответствующем контексте в данной ситуации) эмоции и оценки использующего этот знак субъекта.
    В семиотике и логике под значением языкового выражения пони- мают тот предмет или класс предметов, который обозначается (назы- вается) этим выражением (предметное, или экстенсиональное, зна- чение), а под смыслом выражения (смысловое, или интенсиональное, значение) — его мыслимое содержание, то есть ту заключенную в вы- ражении информацию, благодаря которой происходит отнесение вы- ражения к тому или иному предмету (предметам)
    2
    Кроме категории знака в настоящем разделе необходимо оп- ределить еще одну категорию, которая играет существенную роль в коммуникативных процессах и также является знаком. Но знаком особого рода. Это категория имени. Имя
    3
    — в логике выражение ес- тественного или формализованного языка, обозначающее предмет
    (собственное, или единичное имя) или класс, множество предметов
    (нарицательное, или общее имя). В современных логико-семантиче- ских концепциях, придерживающихся терминологии Фреге — Чер- ча, этот предмет (класс предметов) называется денотатом данного
    1
    Знак // Философский энциклопедический словарь. М., 1989. С. 199.
    2
    Значение // Философский энциклопедический словарь. М., 1989. С. 200.
    3
    См.: Философский энциклопедический словарь. М., 1989. С. 211.

    Раздел 5. Семиотический методологический подход
    162
    имени, или его значением, отличая эту объемную характеристику имени от содержательной (интенсиональной), представляющей со- вокупность отличительных для данного имени признаков и называе- мой его смыслом (интенсионалом), по традиции логической термино- логии — содержанием данного понятия.
    В заключение данного раздела, опираясь на сформулированное определение знака и понимание основных функций, выполняемых знаками в коммуникативных процессах, рассмотрим семиотическое описание человеческой деятельности, предложенное одним из клас- сиков семиотического подхода Чарльзом Моррисом
    1
    . Согласно кон- цепции Морриса, любая человеческая деятельность, рассматривае- мая как знаковое взаимодействие, состоит из трех стадий:
    восприятия (знака) — выделения знака из других знаков и опи-
    • рающегося на результат этого процесса выделения объекта, обо- значаемого знаком;
    оценки (манипуляции субъектом посредством восприятия оце-
    • ночного элемента, содержащегося в знаке) — интерпретации зна- ка на основании освоения эмоционально-оценочного содержания, предоставляемого субъекту знаком;
    совершения реального действия, детерминированного освоением
    • содержания, представленного знаком.
    Соотношение стадий действия субъекта и функций знака может быть представлено в виде таблицы.
    Стадии действия
    субъекта
    Функции знака
    Характеристики воздействия
    объекта на субъект через знак
    Восприятие
    Репрезентативная
    Выделение объекта
    Интерпретация
    (манипуляция)
    Экспрессивная
    Оценка объекта и его домини- рование
    Совершение действия
    Прагматическая
    Зависимость от объекта и моти- вация к действию по отношению к нему
    На стадии восприятия субъект взаимодействует со знаком, кото- рый, реализуя свою репрезентативную функцию, предоставляет ему информацию об объекте. В результате данный объект выделяется из других объектов и в действие включается экспрессивная функция
    1
    Morris Ch. Signs, Language and Behavior. New York, 1946.

    5.3. Типология знаков
    163
    знака. Субъект воспринимает содержащуюся в знаке эмоционально- оценочную характеристику объекта, и на этой основе происходит ин- терпретация объекта. Через свою экспрессивную функцию знак за- дает оценку объекта объектом, по существу манипулируя субъектом.
    На третьем этапе наступает время прагматической, побудительной функции знака, который формирует мотив субъекта к определенно- му действию по отношению к объекту, репрезентируемому знаком.
    Приведем пример реализации данной схемы применительно к знакам рекламной коммуникации. Возьмем широко известную рекламу сигарет марки «Мальборо», в качестве знака использую- щей мифологическую «страну ковбоев Мальборо» — страну свобод- ных, самостоятельных, мужественных людей, живущих в окруже- нии прекрасной природы. Воспринимающий этот знак потребитель рекламы сначала воспринимает внешнюю форму знака и в качестве обозначаемого объекта выделяет свободную, находящуюся в гармо- нии с природой жизнь ковбоев Мальборо. Затем наступает стадия манипулирования — человек запоминает рекламный образ, задумы- вается и прочувствует его. И вот уже наступила оценка — ему нра- вится мифическая страна и он хочет стать ее гражданином. И при этом в его сознании произошло манипулятивное увязывание озна- чаемого (свободного образа жизни настоящего мужчины в прекрас- ной стране) и означающего (владения красно-белой пачкой сигарет и их курения). Остается только перейти на третью стадию, ощутить зависимость от знака и сформировать мотив к обладанию объектом.
    Производителям знака остается только пожинать плоды — ожидать покупателя в табачном киоске.
    5.3. Типология знаков
    Для понимания семиотического содержания коммуникативного взаимодействия и выстраивания эффективных схем коммуникации субъекту необходимо знание различных знаков и знаковых систем и умение выбирать эти знаки и системы знаков, релевантные целям и ситуации общения. В связи с этим проблема типологии знаков приобретает особую значимость как в теоретическом, так и в прак- тическом плане.
    В современной теории коммуникации существует множество под- ходов к построению классификации знаков. Большинство из них

    Раздел 5. Семиотический методологический подход
    164
    опирается на классическую типологию знаков, предложенную Чарль- зом Пирсом, и развивает ее.
    На основании критерия характера отношения между означающим
    (знаком) и означаемым (объектом) Ч. Пирс выделил три типа знаков: иконические, знаки-индексы и символические знаки
    1
    Иконические знаки

    — знаки-образы, имеют естественное сходст- во с обозначаемым объектом и функционируют в качестве знаков именно на основании факта подобия между означающим и озна- чаемым. В качестве иконического знака может выступать икона, картина, фотография, чертеж, карта местности.
    Индексальные знаки

    (знаки-индексы) выражают функциональ- ную (каузальную) связь между обозначаемым и означающим. Их воздействие основывается на реальной смежности между знаком и объектом, который он обозначает. Примерами индексальных знаков могут быть дым как знак огня или пожара; румянец как знак здоровья, посинение, припухлось или отек как знак воспали- тельного процесса и т. п.
    Символические знаки
    • выражают условную, являющуюся резуль- татом договоренности между членами данного общества/сооб- щества связь между означаемым и означающим. Они конвенци- ональны, то есть функционируют как знаки именно на основании социальной конвенции (договоренности о том, что такая связь су- ществует и выражает именно это отношение между знаком и объ- ектом). Примерами символических знаков являются цвета све- тофора. Сами по себе красный, желтый и зеленый огни никак не связаны с ситуацией на дороге. Это люди договорились использо- вать их в соответствующей роли. Если представить себе, что в ре- зультате конвенции для светофора в свое время были бы выбраны другие цвета, например белый, синий и оранжевый, то фраза «про- ехал на красный свет» сегодня ничего бы не означала. Вместо нее говорилось бы «проехал на белый свет». И. Яковлев пишет о сим- волическом знаке: «Соглашение необходимо для его понимания.
    Соглашение — это социальная характеристика знака как догово- ра пользователей. Знаки, по которым нет соглашения, никому не понятны»
    2
    Ч. Пирс не только приводит типологию знаков, но и сравнивает коммуникативные характеристики предложенных им типов. Наибо-
    1
    См.: Пирс Ч. Логические основания теории знаков. С. 59–63.
    2
    Яковлев И. П. Основы теории коммуникаций. СПб., 2001. С. 47.

    5.3. Типология знаков
    1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   33


    написать администратору сайта