Главная страница
Навигация по странице:

  • Постмодернисты и Юрген Хабермас о постиндустриальном/ информационном обществе

  • Гавра Д.П. Основы теории коммуникации (2011). Раздел Теоретикометодологические основания науки


    Скачать 2.02 Mb.
    НазваниеРаздел Теоретикометодологические основания науки
    АнкорГавра Д.П. Основы теории коммуникации (2011).pdf
    Дата05.04.2017
    Размер2.02 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаГавра Д.П. Основы теории коммуникации (2011).pdf
    ТипУчебное пособие
    #4532
    страница26 из 33
    1   ...   22   23   24   25   26   27   28   29   ...   33
    228
    в свою очередь, стал основой для повышения уровня благосостояния и в целом улучшения жизни населения, в результате чего «пролета- рий» трансформировался в «буржуа».
    Современное общество, полагает Друкер, находится в процес- се трансформации от капиталистического в посткапиталистическое, радикальные изменения основ общественного устройства приво- дят к возникновению нового типа общества, основанного на знаниях
    (knowledge society).
    В связи с этим стоит отметить, что акцентирование роли и значе- ния не столько информации вообще, сколько знания и беспрецеден- тного ускорения его прироста, является одним из важных результа- тов изучения проблематики постиндустриального общества рубежа
    1980–1990-х годов. Многие исследователи обращали внимание на то, что если в 70-е годы прошлого столетия объем суммарных зна- ний человечества удваивался один раз в десять лет, а в 80-е годы — один раз в пять лет, то уже к концу 90-х годов он увеличивался вдвое практически каждый год. Поэтому появление среди определений но- вого типа общества таких, как «knowledge society» и «knowledgeable society», вполне обоснованно.
    Концепция Друкера рассматривает прогресс как трехэтапное из- менение роли знания в обществе
    1
    . В течение первого этапа знания использовались, прежде всего, для создания средств производства
    (в том числе орудий и предметов труда). На втором этапе знания ста- ли применять к процессам организации трудовой деятельности. Осо- бенность третьего этапа заключается в том, что знание становится основным условием производства. Новая роль знания отнюдь не эли- минирует традиционные факторы производства (земля, рабочая сила и капитал), однако они в новом обществе приобретают второстепен- ное значение. Согласно Друкеру, эти ресурсы легкодоступны, если у потенциального обладателя присутствуют необходимые знания и навыки, таким образом, знание в его новом понимании становится вполне эффективным средством достижения социальных и экономи- ческих результатов.
    В обществе, построенном на знании, по мысли Питера Друкера, действуют иные механизмы формирования властной структуры об- щества: власть и контроль постепенно переходят от обладателей ка-
    1
    См.: Друкер П. Посткапиталистическое общество // Новая постиндуст- риальная волна на Западе: Антология. М.: Academia, 1990. С. 70–71.

    7.1. Постиндустриальное общество
    229
    питала к тем, кто обладает знанием и информацией и эффективными технологиями их использования. При этом такое положение дел не отменяет значения капитала как такового: как правило, капитал пе- рераспределяется, а точки концентрации знания и информационных технологий становятся одновременно и точками управления финан- совыми потоками.
    В целом в большинстве концепций постиндустриального общест- ва отмечается, что переход к новому типу социума происходит в по- следней трети XX века. Общество в достаточной степени обеспечено продовольствием и товарами, для того чтобы преимущественное раз- витие получили различные услуги, в основном связанные с накопле- нием и распространением знаний. Научно-техническая революция превратила науку в серьезную производительную силу, что позволи- ло ей стать одним из главных факторов развития и поддержания об- щества.
    Особую роль в постиндустриальном обществе играет теоретиче- ское знание, распространение которого обеспечивает глобальная раз- витая сеть коммуникаций.
    Постмодернисты и Юрген Хабермас о постиндустриальном/
    информационном обществе
    Юрген Хабермас
    1
    и представители постмодернизма (Жан Бодрийяр
    2
    ,
    Жан-Франсуа Лиотар
    3
    ) — очень не похожие друг на друга мыслите- ли, между которыми крайне мало точек соприкосновения. Объеди- нение теорий этих мыслителей в одном параграфе позволяет урав- новесить их позиции. Юрген Хабермас в своих трудах сожалеет, что в наше время сокращается пространство публичной сферы и челове- чество теряет доступ к истине. По мнению постмодернистов, истины нет и быть не может.
    1
    См.: Хабермас Ю. 1. Моральное сознание и коммуникативное действие.
    М., 2001; 2. Техника и наука как идеолгия. М., 2007; 3.Философский дискурс о модерне: 12 лекций. М., 2008.
    2
    Бодрийяр Ж. 1. Система вещей. М., 1995; 2. К критике политической эко- номии знака. М., 2007. 3.Симулякры и симуляция. М., 1996.
    3
    См.: Лиотар Ж­Ф. 1. Состояние постмодерна. М., СПб., 1998; 2.Феноме- нология. СПб., 2001.

    Раздел 7. Информационное общество
    230
    Постмодернизм — направление научной мысли, отрицающее воз- можность рационального познания и объяснения реальности. На- оборот, глобальные теории, объясняющие общественное устройство, или «великие сказания», как их называет Жан-Франсуа Лиотар, это попытки манипуляции общественным мнением, стремление повли- ять на историческое развитие, направить его в ту сторону, которая подробно изложена в «великом сказании». Если все теории по своей сути манипуляции, то и истины быть не может. Даже если в обще- стве существует консолидированное мнение, что является истиной, это свидетельствует лишь о том, что в обществе сформировались дис- курсы, которые выполняют функцию правды или истины для этого общества.
    Постмодернисты имеют оригинальный взгляд на роль информа- ции в современном обществе. По мнению постмодернистов, язык — это единственная реальность, с которой человек соприкасается в своей жизни. Экономика, политика, кино, история, социология, спорт — это не более чем формы существования языка, и познание этих сфер человеческой деятельности и научных дисциплин проис- ходит посредством языка, то есть способа говорить об этих сферах и дисциплинах.
    О роли информации в современном обществе больше всего писа- ли такие мыслители постмодернистского направления, как Лиотар и Бодрийяр. Жан-Франсуа Лиотар отмечает, что производство ин- формации в наше время происходит только в том случае, если она востребована и полезна. Таким образом, информация и знание явля- ются таким же товаром, как автомобиль или сигара. Лиотар для обо- значения полезности и эффективности информации использует тер- мин «перформативность».
    Меняется отношение человека к знанию и информации. Если раньше человек стремился к знанию ради объяснения мира, его поз- нания, определения своего места в мироздании, то гражданин пост- современности (так постмодернисты называют текущую стадию общественного развития) рассматривает, насколько ему выгодно по- лучение тех или иных знаний и сколько времени он может потратить на пополнение багажа знаний, чтобы это не повредило его бизнесу, зарабатыванию денег. Если информация неперформативна, то она не представляет интереса для широких слоев населения и остается сфе- рой интереса ученых, которые стремятся не к финансовой выгоде, а к поиску истины.

    7.1. Постиндустриальное общество
    231
    Бодрийяр рассматривает современную культуру как систему зна- ков. Отличие современного общества от общества индустриального и доиндустриального заключается в том, что человек за один день вос- принимает столько же знаков, сколько человек, живший в предшест- вующие эпохи, за всю жизнь. Знаки теряют функцию репрезентации, теперь они лишь симулируют реальность. За знаками не скрывается реальность, которую пытаются познать ученые, не принадлежащие к постмодернистскому направлению, то есть знаки перестают быть аутентичными. Это происходит из-за информационной насыщен- ности нашей жизни. Например, простой ужин с деловым партнером в ресторане предполагает восприятие человеком множества знаков.
    Одежда, внешний вид, фигура собеседника, еда, которую он заказы- вает, дизайн, статус, кухня ресторана, который вы выбрали для со- вместного проведения времени, это все знаки. А если в этот список добавить те знаки, которые вы воспринимаете в процессе вербально- го общения с собеседником, то становится понятно, почему знаки те- ряют свою аутентичность.
    Телевизионные новости, по мнению Бодрийяра, вовсе не расска- зывают о том, что происходит в мире. Они предлагают телезрителю версию событий. То, что мы увидим вечером по телевизору, в боль- шей степени зависит от настроения и политической позиции журна- листов, их связей с ньюсмейкерами новостей, чем от того, что про- изошло в мире в течение дня. Сама идея отбора новостей для выпуска последних известий предусматривает, что журналисты лишь симули- руют реальность. Ведь за пределами выпуска остаются новости, без которых картина мира остается неполной. И нет никаких оснований доверять чутью журналиста, его умению отделять зерна от плевел.
    По мнению Бодрийяра, люди нашего времени смотрят новости вовсе не для того, чтобы узнать, что происходит в мире. Они прос- то получают удовольствие в процессе просмотра, и их мало интере- сует аутентичность знаков новостей. Это касается и восприятия че- ловеком рекламы: она либо нравится телезрителю и доставляет ему удовольствие, либо не нравится, и он переключает канал, нажимая на кнопку пульта. Телезритель лишь делает вид, что его интересует смысл сообщения, которое передает реклама. На самом деле он от- лично знает, что знаки неаутентичны, и не считает, что потеря знака- ми смысла является сколько-нибудь значимой проблемой.
    Бодрийяр вводит в научный оборот понятие «симулякр» — ко- пия, которая не имеет оригинала. Знак теряет связь со своим рефе-

    Раздел 7. Информационное общество
    232
    рентом, начинает самостоятельное существование, обретает статус единственной и самодостаточной реальности. Бодрийяр считает, что существует три порядка симулякра: подделка, производство и симу- ляция. Подделка — это копия реально существующего объекта, обла- дающего ценностью. В качестве примера можно привести создание художником-любителем копии картины Казимира Малевича «Чер- ный квадрат». Производство предусматривает тиражирование обра- за ради получения финансовой выгоды. Картина Малевича произво- дится на конвейере, и открытка с «черным квадратом» оказывается на прилавках магазинов. Симуляция уже не имеет связи со своим прообразом, заменяет реальность.
    Идея симулякра заключается в том, что он гипертрофирует все во- круг: война становится более кровавой, а терроризм куда более жес- токим, чем они есть на самом деле. Теория «симулякра» стала извест- на массовой аудитории, когда Бодрийяр заявил, что война 1991 года в Персидском заливе — это симулякр. По мнению Бодрийяра, ни- какой войны в действительности не было. «Буря в пустыне» — это имевшее высокие рейтинги новое телевизионное шоу, которое пока- зали по CNN. Возможности компьютерной графики позволяют реа- листично симулировать военные действия. И если в режиссерском кресле окажется талантливый режиссер, умеющий работать со спец- эффектами, например Стивен Спилберг, можно создать интересное телевизионное шоу «Война в Персидском заливе».
    Доказательством того, что война в Персидском заливе могла быть симулякром, является развитие нового направления в киноискусст- ве — «fakumentary», то есть поддельного документального кино, когда кадры из архива монтируются с постановочными кадрами. Фильм
    «Первые на Луне» рассказывает о высадке советских космонавтов на
    Луну, о победе СССР в космическом противостоянии двух сверхдер- жав. Причем фильм сделан настолько качественно, что не читавший учебник истории школьник обязательно поверит тому, что происхо- дит на экране.
    Юрген Хабермас — мыслитель классического склада. Он полагает, что познание действительности возможно. Однако в современном об- ществе деятельность специалистов по работе с общественным мнени- ем, использующих различные коммуникативные технологии и пре- вращающих политическую жизнь в красочное телевизионное шоу, сокращает пространство публичной сферы.

    7.1. Постиндустриальное общество
    233
    Публичная сфера — это пространство для открытой обществен- ной дискуссии, участники которой стремятся найти рациональное решение проблемы, а не отстаивают свои или чужие интересы. Пуб- личная сфера возникла в западном обществе в тот момент, когда бур- жуазия начала набирать силу и попыталась стать независимой от го- сударства. Свободная пресса и политические дебаты использовались буржуазией для того, чтобы публично огласить свою позицию и си- лой собственной аргументации победить своего оппонента в дебатах.
    Пространство публичной сферы периодически сокращалось или, наоборот, расширялось. Однако именно сейчас публичная сфера, по мнению Хабермаса, находится на грани исчезновения. Медиакорпо- рации и агентства по связям с общественностью, формирующие со- общения, которые распространяются по медиаканалам, воспринима- ют публичную сферу как анахронизм, пережиток прошлого. Главная цель медиакорпораций — получение прибыли благодаря трансляции рекламных сообщений на большую аудиторию.
    Юрген Хабермас соглашается с тезисом, который выдвинули пост модернистские мыслители: современный мир — это система зна- ков. Но он отрицает безусловную неаутентичность знака. По мне- нию Хабермаса, в информационном обществе знаки должны служить людям, способствовать совершенствованию демократического об- щества, и задача ученых — разоблачить искаженную картину мира, создаваемую СМИ, объяснить человечеству необходимость раци- онально обсуждать возникающие в обществе проблемы, публично дискутировать на важные темы, восстановить публичную сферу в ее прежних пределах. Каждый желающий должен иметь доступ к пер- вичной информации, а не получать информацию в искаженном виде уже после ее обработки журналистами и специалистами по связям с общественностью.
    Один из главных недостатков теории публичной сферы Юргена
    Хабермаса заключается в том, что исследователь с трудом доказывает, что публичная сфера существовала и раньше, до наступления инфор- мационного общества. В работе Хабермаса скорее описана идеальная модель публичной сферы, которой по сути никогда не существовало и которая, по мысли Хабермаса, может сформироваться в будущем.
    Можно сделать вывод, что постмодернистская картина мира дос- таточно точно описывает механизм восприятия знаков человеком в информационном обществе. А теория Хабермаса показывает, какую

    Раздел 7. Информационное общество
    234
    роль должна играть информация в обществе, которое построено на демократических ценностях.
    7.2. Информационное общество
    Автором термина «информационное общество» считается амери- канский экономист Ф. Махлуп, впервые употребивший его в работе
    «Производство и применение знания в США»
    1
    . Независимо от него данное определение также предложил японский ученый Т. Умесао.
    В философских и социологических исследованиях понятие «инфор- мационное общество» использовалось для обозначения общества качественно нового типа, в котором преобладает деятельность, свя- занная с производством, потреблением, передачей и хранением ин- формации. Информационное общество рассматривали в качестве од- ной из стадий постиндустриального либо как самостоятельный этап общественного развития, следующего за ним. В начале 90-х годов эти определения использовались в качестве синонимов.
    В 1962 году Маршалл Маклюэн вводит понятие «электронное об- щество» как особую стадию развития современного общества, в рам- ках которой ведущую роль начинают играть электронные средства коммуникации. Коммуникационные технологии рассматриваются канадским исследователем в качестве ключевого фактора, детерми- нирующего возникновение социально-экономических систем. В из- вестной работе «Галактика Гуттенберга»
    2
    М. Маклюэн указывает на зависимость между созданием печатного пресса, результатом которо- го стало появление коммуникативных стратегий нового типа, необра- тимо повлиявших, в свою очередь, на развитие и становление поли- тической, экономической, социальной структуры индустриального общества и его институтов. Поскольку именно в условиях массового распространения печатного слова появились возможности для раз- вития предпринимательства (на основе частной собственности) и де- мократизации общества на основе избирательного права.
    Внимание Маклюэна было сконцентрировано на аудиовизуаль- ных средствах массовой информации, прежде всего телевидении, ко-
    1
    См.: Махлуп Ф. Производство и распространение знаний в США. М.,
    1966.
    2
    McLuhan M. The Gutenberg Galaxy. New York, 1962.

    7.2. Информационное общество
    235
    торое выступало представителем всей глобальной электронной ре- альности. Телевидение, согласно Маклюэну, постепенно уничтожает печатную культуру, подавляя таким образом предшествующие куль- турные формы. Будучи важнейшим элементом глобальной инфор- мационной сети, телевидение фактически превращает мир в «гло- бальную деревню». Маклюэн сформулировал две принципиальных характеристики телевидения. Первая из них связана с мозаичнос- тью, раздробленностью структуры телевизионного информационно- го продукта, представляющего собой лишенный строгих внутренних логических связей набор визуальных и аудиальных сообщений. Так, события разного содержания, масштаба, дискурса, времени и места действия совмещаются в непродолжительной программе новостей.
    Вторая характеристика отражает кумулятивный эффект, взаимное усиление разрозненных сообщений в воспринимающем сознании ре- ципиента, который объединяет отдельные сигналы в некое смысло- вое единство.
    В зарубежной литературе конца 70–80-х годов ХХ века проблема- тика информационного общества активно обсуждалась. Т. Стоуньер утверждал, что информация представляет собой особый вид ресурса, подобный капиталу: способный накапливаться, передаваться, хра- ниться для последующей реализации
    1
    . В рамках постиндустриально- го общества национальные информационные ресурсы представляют собой крупнейший потенциальный источник богатства.
    Параллельно исследованиям американских авторов свои концеп- ции представляли японские ученые. В их числе работа И. Масуды
    «Информационное общество как постиндустриальное общество»
    2
    , в которой он описал основные принципы и характеристики наступа- ющего общества. Его фундаментом станет, по мнению Масуды, ком- пьютерная технология, предназначенная для того, чтобы заместить либо значительно усилить умственный труд человека. В качестве новой производственной силы выступит информационно-техноло- гическая революция, последствия которой будут выражаться в виде массового производства качественной когнитивной информации и новых технологий. Важнейшей отраслью экономики в новом об- ществе будет являться интеллектуальное производство, а новые те-
    1
    См.: Стоуньер Т. Информационное богатство: профиль постиндустри- альной экономики, М., 1993.
    2
    См.: Masuda Y. The Information Society as Post-Industrial Society. Wash.,
    1981.

    Раздел 7. Информационное общество
    1   ...   22   23   24   25   26   27   28   29   ...   33


    написать администратору сайта