Главная страница
Навигация по странице:

  • ПРЕОДОЛЕВАЯ ТРУДНОСТИ, ПРОБУЖДАЯ ИНТЕРЕС

  • Ребенок и слово

  • С чувством и с толком

  • Нескучная арифметика

  • ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ: ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ

  • Редакционная


    Скачать 1.17 Mb.
    НазваниеРедакционная
    Дата04.07.2022
    Размер1.17 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаHripkova_Mir-detstva-Mladshiy-shkolnik_RuLit_Me_711450.docx
    ТипКнига
    #624197
    страница13 из 32
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   32

    Труд и природа, физическая культура и искусство

    Родным языком и математикой учебные программы начальных классов, само собой разумеется, не исчерпываются. Дети изучают природоведение, есть у них уроки физической культуры, ведется трудовое обучение, занимаются с ними музыкой и изобразительным искусством. Мы не ставим своей задачей подробно раскрыть содержание этих курсов, но не потому, что считаем их менее важными, чем те, о которых речь шла выше. Многих важных сторон трудового, эстетического и физического воспитания в семье коснемся в разделе «Все богатство жизни», о математике же и языке приходится говорить главным образом именно в связи со школьным учением. Да и, по правде говоря, основные трудности у родителей связаны как раз с этими предметами.

    Природоведение Прежде оно входило составной частью в курс родного языка. Теперь это самостоятельный предмет, которому учебным планом школы отводится 1 час в неделю во II классе и 2 часа в неделю — в III.

    Основная цель курса — дать детям первые сведения о предметах и явлениях природы, о взаимосвязи природных явлений, о том, как зависит от природы труд людей и как он сам влияет на нее; воспитать любовь к родной природе, стремление беречь ее, умножать ее богатства. В начальной школе закладывается по сути фундамент экологического мировоззрения, без которого, как мы стали особенно отчетливо понимать в последние годы, невозможно представить себе подлинно образованного и культурного современного человека.

    Важно, что, изучая природоведение, дети начинают использовать методы, свойственные любой естественной науке: они наблюдают, ставят опыты, проводят практические работы. Так что курс этот имеет широкое значение и как первый подход к естественнонаучному знанию и его методам.

    Во II классе ребята знакомятся с тем, что такое неживая и живая природа, с тем, как изменения, которые можно наблюдать в разные времена года в неживой природе, влекут за собой определенные изменения в жизни растений и животных, оказывают влияние на труд людей (например, в сельском хозяйстве).

    В III классе дети знакомятся с природой своего родного края, с его особенностями, с тем, что он дает стране; они учатся находить свою область на карте СССР, а на карте области — свою местность. Учатся они и тому, как пользоваться компасом, как ориентироваться на местности.

    Затем они изучают более широкую тему — «Наша Родина на глобусе и карте. Разнообразие природы нашей Родины». Перед детьми раскрываются картины природы и труда во всем их многообразии — от жаркого юга до Крайнего Севера.

    И наконец, еще одна важная тема, связанная с расширением представлений детей о живом, — «Организм человека и

    162

    охрана его здоровья». Конечно, об органах человека, их функциях дается лишь общее представление (основное внимание уделяется вопросам гигиены).

    В основе изучения всего материала курса — непосредственные наблюдения, которые должны вести сами дети. Последите за тем, регулярно ли заполняет ваш ребенок «Дневник наблюдений», не забудьте расспросить, что видел он во время экскурсии, какие интересные опыты проводили в школе, привлекайте его к посильному участию в работе по охране природы.

    Трудовое обучение В отличие от старой программы, основанной главным образом на пассивной деятельности (работа по образцу или шаблону), на показе самых простых навыков «ручного труда» (элементы переплетного, строительного, швейного дела), новая программа делает упор на развитие у детей основ конструкторских умений и способностей (на уроках технического труда), на проведение опытнической работы (на уроках труда сельскохозяйственного).

    Главная задача учить детей любить труд, сделать его жизненной необходимостью. Именно поэтому программа предлагает изготовлять то, что нужно, полезно самому ребенку, всему коллективу.

    Много работают дети с бумагой и картоном. Не случайно: из этих материалов можно сделать разнообразные по конструкции изделия, учебные пособия, игрушки, полезные в быту вещицы.

    Работа с тканью тоже важна: приобретенные здесь навыки пригодятся (девочкам и мальчикам в равной мере!) в самообслуживании, в уходе за одеждой.

    Радость труда — могучая воспитательная сила. В годы детства каждый ребенок должен глубоко пережить это благородное чувство.

    В. А. Сухомлинский

    Много полезных и красивых изделий можно получить из природных материалов (шишки, ветки, желуди, камешки, глина и т. п.), из металла и дерева, пластмасс и пластилина. Так что младшеклассники узнают о свойствах и этих материалов, учатся работать и с ними.

    Важный вид учебного труда — техническое моделирование. Здесь расширяется технический кругозор детей (они узнают, например, о различных типах машин), пробуждается интерес к техническому творчеству.

    На уроках сельскохозяйственного труда школьников не просто знакомят с тем, как ухаживать за растениями (овощными и цветочно-декоративными), но учат ставить опыты. Так, уже первоклассники узнают, как рост растений зависит от внешних условий: тепла, света, влаги, почвы; лучше ли будут развиваться растения, если семена перед посевом замочить, прорастить...

    Серьезное внимание уделяет программа осмыслению, предварительному планированию работы, расчету. К III классу школьники научаются читать несложные сборочные чертежи, размечать в соответствии с ними детали; могут они и сами составить простейший чертеж.

    Трудовому обучению в начальных классах еще предстоит совершенствоваться в соответствии с теми новыми, постоянно растущими требованиями, которые предъявляет жизнь к

    163

    трудовой подготовке наших школьников. Но уже и сейчас программа разнообразна, интересна. Выполнение ее в большой степени зависит от того, как будет семья относиться к этому школьному предмету. Надеемся, что с сознанием всей его серьезности, ведь он формирует и важные нравственные качества, и нужные умения, и особые качества ума.

    Изобразительное искусство. Музыка. В последние годы резко возрос интерес общественности к тому, как осуществляется в начальных классах эстетическое воспитание. Было внесено много интересных предложений, разработано несколько вариантов экспериментальных программ; активное практическое участие в этой работе принимают деятели искусства — так, известны «уроки Кабалевского», которые замечательный советский композитор дает маленьким школьникам.

    Так, преподавание изобразительного искусства в школе имеет двуединую задачу: дать детям ряд первоначальных навыков рисования и вместе с тем учить их восприятию художественных произведений. Понятно, что эта двуединая задача предполагает развитие художественного вкуса и воображения. Например, к концу I класса дети должны знать названия основных цветов и уметь отличать, скажем, красный цвет от бледно-красного. Их учат правильно располагать лист бумаги, держать карандаш, проводить карандашом линии в любом направлении, не поворачивая листа бумаги. Учатся они работать и с кистью: смешивать акварельные краски, ровно покрывать ими нужную часть листа. Показывают ребятам простейшие узоры и орнаменты — и они выполняют их в полосе, квадрате, круге по заданному образцу.

    Среди картин, с которыми в репродукциях знакомятся дети, замечательные произведения русской и советской классики: «Золотая осень» И. Левитана и «Октябрь» В. Серова, «Грачи прилетели» А. Саврасова и «Рожь» И. Шишкина, «Аленушка» В. Васнецова и «Первый снег» А. Пластова. Ребята стараются понять настроение картин, учатся кратко передавать их содержание.

    В дальнейшем происходит обучение детей более сложным навыкам рисования (так, в III классе они усваивают объемное изображение; с другой стороны, и знакомство с произведениями изобразительного искусства становится более близким; у третьеклассников, например, есть уже специальные уроки, целиком посвященные этому).

    Что касается музыки, то и здесь преподавание ставит целью, как вовлечь детей в собственное музыкальное творчество (хоровое пение), так и научить их слушать музыку; при этом уделяется внимание начаткам музыкальной грамоты. Школьники получают представление о содержании музыкального произведения, его жанре, о том, как оно построено. Это воспитывает у ребят эмоциональное и вместе с тем сознательное отношение к музыке, развивает у них художественный вкус.

    Физическая культура. Программа начальной школы исходит из того, что физическая культура — неотъемлемая часть

    164165

    коммунистического воспитания детей; не может быть и речи о том, что физкультура — предмет второстепенный. Уроки у младшеклассников по этому предмету — дважды в неделю, кроме того, перед началом уроков проводится гимнастика, в ходе уроков — физкультурные минутки, на больших переменах — игры и спортивные развлечения... На дом «задания по физкультуре», к сожалению, не всегда и не везде как таковые задаются, но если родители будут руководствоваться советами, изложенными в разделе «Физическое воспитание» (скорректированными с помощью педагога применительно к индивидуальным особенностям ребенка), то, несомненно, и домашняя часть физкультурного учения окажет положительное влияние на усвоение ребенком предусмотренных программой навыков и умений в ходьбе, беге и прыжках, метании, лазанье, равновесии.

    Требования программы немалые. Например, первоклассники должны научиться строиться, перестраиваться и двигаться по команде. Знать и выполнять комплекс упражнений гимнастики. Уметь бросать и ловить мяч. Уметь выполнять танцевальные шаги (шаг на носках, шаг с подскоком, приставные шаги вперед и в сторону). Уметь ходить и бегать под счет и музыку. Быстро пробегать 30 метров, медленно бежать в течение 1 минуты. Уметь прыгать через короткую скакалку с промежуточным прыжком на обеих ногах, прыгать в длину с места; в длину и в высоту с разбега, толкаясь одной ногой и приземляясь на обе... А в тех районах, где бывает снег, в программу входит и лыжная подготовка.

    Школьную программу по физкультуре должны проходить все ребята. Освобождение от занятий может быть лишь временным (но и тогда ребенок все равно приходит на урок). Другой вопрос, все ли дети в классе готовы к выполнению требований программы в полной мере, не нуждаются ли они в особом подходе. Это решает медицинская комиссия, которая может на первых порах отнести некоторых малышей не к основной, а к так называемой подготовительной группе

    166

    (занимаются эти малыши вместе со всеми, но с меньшей нагрузкой) или к группе специальной — в этом случае занятия должны вестись отдельно, по особой программе (медицинская подготовка для ведущих такие занятия обязательна).

    Когда ваш маленький школьник приходит после уроков домой, расспросите его не только о том, что «проходили» по математике или по чтению, но и о том, что было на уроке физической культуры, музыки, труда. Нет в школе предметов «второго ряда» — все они очень важны для гармонического, всестороннего развития вашего ребенка.

    ПРЕОДОЛЕВАЯ ТРУДНОСТИ, ПРОБУЖДАЯ ИНТЕРЕС

    Необходимо, чтобы ребята учились думать над жизнью, прислушиваться внимательно к тому, что им говорят, сами продумывали каждый вопрос и высказывали по нему свое собственное мнение.

    Н. К. Крупская

    В этой главе мы хотим коснуться некоторых сторон такой помощи ребенку в учении, которая, как правило, не связана с прохождением какого-то определенного раздела программы. Высказанные здесь советы, хотя они и вполне конкретны, имеют поэтому несколько более общее значение.

    Некоторые родители, дети которых испытывают трудности в учении, могут подумать, что для них полезно в этой главе будет не все, а лишь то, что относится именно к «преодолевая...». С другой стороны, те родители, ребенок которых успевает хорошо и которым хочется позаботиться скорее об углублении его интереса к школьным занятиям, могут решить, что разговор о трудностях — не для них. Но эти две стороны помощи ребенку сопоставлены не случайно. Трудности можно успешнее преодолеть, если стараться сделать занятия возможно более интересными для ребенка. Пробуждение интереса — наилучшее средство для предупреждения трудностей, о возможности которых надо все-таки знать.

    167

    Ребенок и слово

    — Мама, сегодня ветер такой пурганистый, такой пурганистый, — взволнованно сообщает, вернувшись с прогулки, пятилетний Сережа.

    — Какой, какой? — недоуменно переспрашивает мама.

    — Ну пурганистый, как ты не понимаешь!

    И действительно, разве не понятно, что на дворе пурга?

    Наверное, каждому приходилось слышать из уст малышей-дошкольников подобные же «странные» слова — веселюнчик, праздновод, шуматоха, безводное (о море),велосипедник (человек, который едет на велосипеде), вдавлики (тиски). Малыш полагает, что звуки называются согласными потому, что согласились работать в букваре. Он недоумевает, зачем шиповник назвали шиповником, если тот не шипит. Нахохотавшись вдоволь, он заявляет: «Я весь просмешился».

    И самое удивительное, что слова эти образованы точно по законам языка — законам, которые ребенок не изучал и о существовании которых пока еще не подозревает. Но он обладает чувством языка, непосредственным ощущением его гармонии, его жизни.

    Язык для ребенка — живое. Каждое слово для него огромно, неведомо и вместе с тем близко и понятно, потому что в нем — мир, который ребенок впервые открывает и узнает. Недаром говорят, что только поэты и дети способны воспринимать слова с той силой и яркостью, которая им изначально присуща. Кажое слово для них ощутимо, осязаемо, имеет, как говорят, свой цвет, запах, вкус, вес...

    Это чувство языка чрезвычайно важно поддерживать и развивать. Уже давно было замечено (впервые К. И. Чуковским), что время расцвета этого чувства — возраст «от двух до пяти». В эти годы, как никогда позже, жадно и творчески овладевает ребенок родным языком. Он овладевает им, создает свои слова, сочетая их так, чтобы слово, которым он хочет что-то назвать, было максимально выразительным.

    Сами вспомните, как лукаво обращался к вам пятилетний малыш: «А такое слово бывает? А почему так не говорят? Почему нет такого слова, ведь все же понятно...»

    Вы объясняли ему, как можно говорить и как нельзя. С одной стороны, такие объяснения и огорчения необходимы, иначе ребенок не научился бы говорить правильно. С другой стороны, в этом нередко проявляется своего рода «деспотизм» правильной речи. Нужно очень точно знать, когда и в какой мере подобный деспотизм необходим, чтобы не заглушить это острое чувство слова, его частей, каждого звука в нем. Особенно важным кажется нам сделать такое предупреждение сейчас, когда ваш ребенок пошел в школу — здесь он в еще большей степени сталкивается с необходимостью «говорить правильно». В школе ребенок начинает изучать родной язык, узнает его законы, его «алгебру», усваивает, как надо говорить и как надо писать.

    А как же чувство языка? Может быть, оно притупляется, сворачивается и с возрастом исчезает совсем? А если нет,

    168

    помогает ли оно ребенку овладеть грамматическими понятиями и категориями? Не спорит ли алгебра языка с его гармонией?

    Мы погрешили бы против истины, если бы сказали читателю, что ответы на все эти вопросы ясны. Но и специальные научные эксперименты, и доступные всем наблюдения говорят о том, что это чувство у детей в школьные годы во всяком случае сохраняется. Правда, оно теперь проявляется реже и не столь бурно.

    Повседневная жизнь ребенка и изучение родной речи в школе почти не ставят перед ним задач, для решения которых была бы необходима особая чувствительность к языку, чувствительность к его формам, передающим различные значения и их оттенки.

    Для общения с окружающими — бытового и «делового» — почти всегда оказывается достаточным тот уровень владения языком, который сложился у малыша уже к 7 годам. Более того, в повседневной речи ребенка, в его речи на уроках далеко не используются и те языковые богатства, которыми он уже владеет.

    Но, несмотря на все это, чувство языка где-то глубоко продолжает жить, а иногда и развиваться. И может быть, позднее, уже у взрослого человека, оно вдруг опять приобретет силу и остроту. Слова снова будут восприниматься свежо и непосредственно. Язык станет богатым и сильным средством выражения мыслей и чувств, их тончайших оттенков и нюансов.

    Но мы знаем, что поэты — да и вообще люди, по-настоящему чуткие к слову, для которых, как и для детей, слова первозданно сильны, — совсем не часто встречаются. Чувство языка пробуждается вновь, увы, не всегда и гораздо слабее, чем это всем нам хотелось бы видеть.

    А нельзя ли это чувство не бросать на произвол судьбы, а развивать?

    Конечно, этим занимаются и на уроке в школе. Однако все-таки сегодняшние школьные учебники русского языка не ставят это своей главной задачей. Они научат различать грамматические категории языка, помогут усвоить нормы устной и письменной речи, в какой-то мере подготовят ребят к изучению грамматики иностранных языков. Задача же научить ребят говорить и писать не только правильно, но и выразительно, точно, ярко разрешается главным образом в различных формах внеклассной и внешкольной работы. Вклад родителей поэтому мог бы стать здесь заметным.

    Путь к этому лежит, например, через стихи. Широко распространено мнение, что всякий анализ убивает непосредственное впечатление, тем более анализ поэзии. Но анализ анализу — рознь. Давайте попробуем (очень осторожно!) учить ребенка видеть форму стиха, ту форму, которую поэт выбрал, нашел, сделал своим орудием. И если это в какой-то мере удастся, мы откроем ребенку огромные изобразительные возможности языка, сможем повести его от «плоскостного» к глубинному владению родной речью. Ведь необходимо, чтобы с чтением у человека не просто увеличивался

    169

    словарный запас, но главным образом изменялось отношение к слову, восприятие его. Слово в результате анализа стиха должно приобрести для ребенка глубину и емкость, должны раскрыться заложенные в нем прямые и переносные смыслы.

    Нужно только всегда помнить, что задача эта чрезвычайно сложная и тонкая. Здесь одинаково легко и помочь ребенку сделать первые правильные шаги, и, наоборот, все испортить.

    Итак, мы должны показать ребенку, что слова стихотворения специально отобраны и особым образом соединены, что поэтическая речь имеет определенный звуковой и ритмический строй. Как же это сделать?

    Возьмите текст стихотворения (лучше, если он будет переписан отдельно или перепечатан на машинке) и попросите маленького школьника к каждому слову подобрать ряд синонимов.

    Например, вы разбираете с ним текст стихотворения И. С. Никитина «Утро».

    Куст заденешь плечом — на лицо тебе вдруг

    С листьев брызнет роса серебристая...

    Вы просите:

    — Подумай, почему здесь сказано заденешь, а не как-то иначе? Какие другие слова могли бы передать то же самое?

    — Шевельнешь, дотронешься, коснешься, зацепишь, потянешь, тронешь, качнешь... — скажет ребенок. А вы предложите ему подставить каждое из этих слов в строку на место авторского слова и подумать, что получится при такой замене и почему из всех этих близких по значению слов выбрано именно слово заденешь.

    Если же ему трудно ответить, вы помогаете ему и продолжаете:

    — А вместо слова брызнет как можно было сказать?

    — Капнет, упадет, польется.

    — Теперь давай посмотрим, — говорите вы, — что получилось бы, если бы поэт вместо своего слова брызнет поставил какое-нибудь наше слово, например упадет илипольется.

    — Рифмы тогда не получится. Нескладно будет.

    — А я поставлю слово капнет — с листьев капнет роса серебристая — и рифма, и ритм сохранятся. В чем же дело?

    Наверное, ребенок сможет сообразить, что по смыслу так будет неправильно: здесь не одна капелька, а много; капли холодные, их много, они брызнут неожиданно; куст не трясли, не качали, его нечаянно задели, и роса брызнула с веток, росы было много на них.

    — Какие же слова в этих строках связаны между собой, какое из слов какие слова за собой тянет?

    — Слова заденешь, вдруг, брызнут, серебристые — все эти слова связаны между собой. Они все вместе показывают, что все произошло неожиданно. Росы было много, она была утренняя, очень-очень холодная...

    Так, подставляя синонимы, ребенок обнаруживает, что слова текста не живут отдельно друг от друга, а внутренне очень сильно между собой связаны.

    170171172

    Кроме того, при подобных заменах легко увидеть, что у слов есть не только прямые значения, но и переносные смыслы, и что слова художественных текстов очень часто связаны между собой не прямыми значениями, а этими вторичными, переносными смыслами. Лес улыбается... Весна хохочет... Зима ворчит... Дремлет камыш... Лачужка печальна... Такое может быть только в стихах! Именно эти новые смыслы чаще всего и не дают возможности подставлять в текст любые другие похожие слова, даже если они имеют ту же грамматическую форму, подходят по размеру и не ломают ритм.

    Чтобы ребенку было яснее, какую роль играет слово в поэтической речи, предложите ему слегка закрашивать слова текста разными карандашами, например: голубым — слова в прямом смысле, а розовым — в переносном. Получится удивительная картина. Текст будет почти розовым!

    Так мало-помалу надо учить ребенка видеть то личное, неповторимое восприятие мира, которое свойственно каждому настоящему поэту.

    Конечно, мы не думаем, что надо стремиться сделать доступными ребенку все мысли и переживания взрослого. Это не нужно, да и невозможно. Но показать ему то, как видят родную землю, ее пейзажи, жизнь и краски природы наши большие поэты, — необходимо. Анализ слов стиха и связей между словами здесь может открыть ребенку многое.

    Скажется ли такая работа на речи ребенка? Несомненно. Благодаря подбору синонимов и сравнению между собой этих близких по значению слов словарь его резко увеличится, станет намного богаче и разнообразнее, чем раньше. Он станет лучше чувствовать оттенки значения и звучания слова, начнет внимательно следить и за собственной речью, и за тем, как говорят окружающие дома и в школе, герои книг, детских передач, фильмов, тонко подмечая особенности лексики, интонации, ритмики.

    Выше мы уже упоминали о том, что такая работа над текстом стихотворений очень полезна для развития памяти ребенка. Как говорилось, маленький школьник сначала не знает, что делать, чтобы запомнить легко и быстро, и поэтому просто много раз повторяет материал, пока тот не запомнится дословно; но стоит один раз прочитать таким образом с ребенком стихотворение — и он знает его наизусть. Добавим здесь: важно не только то, что ребенок сможет прочитать стихотворение на память, — важно, как он его читает. Нет ни монотонности, ни механического повторения зазубренного текста — мы словно видим перед собой маленького чтеца-профессионала. Это естественно: ведь ребенок чувствует теперь смысл, звучание каждого слова и сам находит живые и верные интонации.

    Очень полезно попросить малыша после разбора стихотворения нарисовать картинку. Только, конечно, не нужно подсказывать, что именно он должен нарисовать. Сам рисунок поможет вам понять, насколько понят общий смысл и настроение стихотворения.

    Итак, если вы хотите сделать речь ребенка свободной и выразительной, постарайтесь использовать приведенные

    173

    выше советы. Не просто читайте с ним настоящие художественные произведения — помогите ему разобрать текст так, чтобы он задумался над каждым словом, например, пушкинской «Зимней дороги», чтобы сам понял и почувствовал, почему поэт из всех возможных слов выбрал для описания зимнего неба, метели, заснеженной дороги именно эти, а не какие-то другие слова.

    Дети 7—10 лет еще очень чутки к языку, необычайно впечатлительны ко всему, что открывает им слово. Не только от школы — и от вас во многом зависит, чтобы те огромные возможности, которые есть у детей, были использованы и развиты как можно более полно.

    С чувством и с толком

    «Читай не так, как пономарь, а с чувством, с толком, с расстановкой...» — если вы помните, в «Горе от ума» этого требует Фамусов от буфетчика Петрушки. Но кому из родителей не приходилось обращаться пусть не с буквально такими словами, но с такого рода назиданиями к своим детям, читающим вслух? Увы, достаточно типичная картина: ребенок, не считаясь со знаками препинания, не соблюдая пауз, пренебрегая логическими ударениями, бубнит текст — словно несется, не разбирая дороги или, хуже того, с завязанными глазами... Авторская речь и реплики персонажей звучат совершенно одинаково; пейзаж блекнет; сложные описания превращаются в бессмысленное нагромождение слов. Уши наши такого не слышали бы...

    Но дело ведь не только и не столько в нас. Невыразительное чтение — верный признак того, что сам читающий остается глух к тем мыслям и чувствам, которые пытается донести до него автор. И «про себя» ребенок читает так, а не только вслух. Конечно, он кое-что схватывает — поверхностные сведения о том, что происходит и с кем, но главные прелести художественного слова остаются неведомыми для него. (Удивительно ли, что многие дети «не любят читать»?)

    Конечно, научиться читать выразительно — непросто. Это невозможно без овладения техникой чтения, к которой педагоги относят обычно беглость, правильность и сознательность чтения — качества, очень тесно между собой связанные. В самом деле, можно ли, например, достигнуть понимания прочитанного, если не читаешь хоть в некоторой степени бегло? Разбирая слово медленно, успеваешь забыть предыдущее; содержание в целом не схватывается, текст как бы распадается на отдельные лишенные связи слова. Слово, неправильно прочитанное, искажает смысл. Наоборот, непонимание смысла (например, попалось незнакомое слово) нарушает правильность чтения.

    Но значит ли это, что задача читать выразительно неразрешима для младших школьников, только овладевающих навыками чтения? Вовсе нет. Обнадежить нас должно здесь вот какое обстоятельство.

    174

    Читать выразительно ребенок начинает учиться раньше, чем просто читать. Это не обмолвка. Такое обучение идет уже тогда, когда вы поправляете произнесенные им слова и фразы, когда рассказываете сказку и просите пересказать, когда он «исполняет роль» в игре или в праздничном представлении: здесь маленькие актеры достигают истинной выразительности — голос испуганного зайца дрожит, волк свиреп, лиса хитра. А самое обычное общение детей? Как выразительна их речь! И все потому, что они понимают и чувствуют, что говорят.

    Значит, все дело в том, чтобы с самых первых шагов в чтении добиваться сознательности его. Когда ребенок, читая, как бы видит внутренним взором то, о чем идет речь, у него естественно возникает стремление передать слушающему, что он видит, возникает желание прочитать так, чтобы и другой почувствовал то же, что он. Только тогда и рождается выразительное чтение.

    Здесь следует сказать вот о чем. Если ребенок слышит выразительное чтение учителя, родителей, старших, он обязательно начинает подражать, старается читать так же хорошо. Вот почему очень важно дома стараться читать малышам «с выражением». Конечно, трудно требовать от родителей, чтобы они стали мастерами художественного слова, но на сознательное чтение способен, пожалуй, каждый. Во всяком случае, надо постараться.

    Когда первоклассник читает текст самостоятельно впервые, чтение это неизбежно монотонно. Но вот учитель разбирает с классом этот текст, сам читает его, еще раз читают его ребята. После этого появляется в чтении маленького школьника интонация, выразительность.

    Такую или примерно такую работу можно провести и дома. Если речь идет уже о чтении целых предложений, добивайтесь остановок на точках. Помогайте найти главное слово в предложении и укажите, что его надо выделить, произнести «сильнее» остальных.

    С каждой неделей — вы это сами заметили — ребенок читает все свободнее. И все-таки, когда вы проверяете, как он приготовил урок, обязательно попросите его прочитать заданное, исправляя что нужно; тренируйте в чтении нового текста, помня твердо: «Читать будет хорошо только тот, кто читает много».

    При каждом удобном случае подчеркивайте разницу между выразительным чтением и чтением бесцветным.

    Очень хороши семейные чтения. О том, что взрослые здесь должны постараться быть образцом, мы уже говорили. Что же касается ребенка, то он может и не дотягивать до образца. Но корить его не надо. Напротив, не помешает его подбодрить — выделить наиболее удачные места в его чтении: «Ты очень хорошо прочитал вот это. Как будто и вправду говорил тот человек. Так похоже!»

    Похвала, сознание, что он своим чтением доставляет удовольствие всей семье, вызовет желание читать более живо и совершенно.

    Устройство домашнего театра и разучивание ролей,

    175

    подготовка стихотворения для мамы к Восьмому марта — все это также поможет развить выразительность речи и чтения.

    Обращайте внимание ребенка на то, как читает актер (по радио, по телевидению) знакомые ему сказки. А если вы купите пластинки с литературными записями, то можно будет самим еще и еще раз возвращаться к тем местам в чтении, которые особенно выразительны и, следовательно, поучительны. Постепенно ребенок научится понимать, в чем секрет удачи чтеца, артиста, научится ценить оттенки выражения.

    Нескучная арифметика

    Огромный путь проходит за школьные годы ребенок в своем математическом развитии — от усвоения элементарных, самоочевидных, на наш, взрослый, взгляд, понятий и представлений (любим же мы говорить: «Это просто, как таблица умножения») до приобщения к началам высшей математики. И пожалуй, нам, взрослым, самым малоплодотворным и неинтересным кажется первая часть этого пути.

    Однако это далеко не так. Усвоение даже элементарных математических понятий требует от ребенка известной степени развития логического мышления. Те умственные приобретения, которые он получает в первые годы школьных занятий, могут оказаться поистине бесценными, если только мы сумеем открыть малышу полную меру их (и его собственных) возможностей.

    Здесь чрезвычайно важно умение старшего собеседника возбудить бесчисленные детские «почему?» удачным сравнением, превращением простого в сложное, понятного в непонятное, привычного в контрастное, даже парадоксальное.

    Достаточно иногда бывает лишь слегка усложнить, преобразовать структуру знакомых упражнений, заставить ученика посмотреть иными глазами на примелькавшиеся примеры и «скучные примеры» станут для ребенка увлекательнейшей «умственной пищей».

    Попытаемся рассказать о построении таких занятий с ребенком; предварительно укажем, что они вовсе не рассчитаны только на тех, кто проявляет особо выраженную склонность к математике.

    Примеры «наоборот». В школе большей частью решают группы примеров (простых или сложных), в которых вычисленный ответ записывается после знака равенства (в правой части):

    2 + 7 = ?

    10 − 6 + 9 = ?

    6 · (5 − 2) = ?

    241 · 103 = ?

    Решать такие примеры может «надоесть». Но достаточно заменить указанные определенные примеры обращенными

    176

    формами, как они сразу приобретают для ребят гораздо более интересный и «интригующий» вид.

    Предложите решить первокласснику следующие примеры на сложение и вычитание, где вычисления не выходят за пределы 20 (вместо клеток написать отсутствующие числа):

     

    □ + 7 = 16

    □ + □ = 12

    12 − □ = 8

    □ + □ = 12

    □ − □ = 0

    □ + □ = 12

    □ + 7 = 7

    □ + □ = 12

    Во втором столбике пары чисел должны быть подобраны разные.

    Более трудны (но вместе с тем интересны) примеры с тремя числами:

    □ − 6 + 9 = 13

    15 + □ − 8 = 11

    16 − □ + □ = 16

    16 − □ + □ = 16

    16 − □ + □ = 16

    Решая три последних примера, дети могут сделать простейшее обобщение: числа в клетках оказываются равными. Или: если отнять какое-либо число и прибавить то же самое число, то первоначальное число не изменяется:

    16 − 2 + 2 = 16

    16 − 3 + 3 = 16

    ……………

    16 − а + а = 16

    Далее сделайте искомыми не только числа (сумму, произведение и т. д.), но и знаки действий; вы убедитесь, что эти упражнения гораздо сложнее и интереснее исходных:

    10 ? 2 = 8

    10 ? 2 = 12

    10 ? 2 = 5

    10 ? 2 = 20

    Если же искомыми будут два знака, то такой пример, при всей простоте материала, стоит на грани отгадки числового ребуса:

    20 ? 4 ? 5 = 25

    20 ? 4 ? 5 = 16

    20 ? 4 ? 5 = 21

    20 ? 4 ? 5 = 29

    Самые смышленые могут заняться решением следующего занимательного задания: расставить знаки между цифрами так, чтобы ответ оказался равным единице:

    1 2 3=1

    1 2 3 4=1

    1 2 3 4 5=1

    1 2 3 4 5 6=1

    1 2 3 4 5 6 7=1

    1 2 3 4 5 6 7 8=1

    1 2 3 4 5 6 7 8 9=1

    177178

    Укрупнять «единицы знания». Понятно, что для усвоения какого-либо знания приходится дробить его на «порции», единицы знания. Вопрос в том, как эти «порции» усваивать. Тут есть два способа. Первый: элементы знания подаются как отдельные самостоятельные единицы, из которых потом «собирается» целостное знание. Второй: они с самого начала рассматриваются как взаимосвязанные части целостного знания. Преимущества второго способа очевидны. Изучая часть не изолированно, а через целое, мы достигаем лучшего знания и каждой части (в ее связи с целым), и целого (как взаимосвязи всех его частей).

    Скажем, ребенок решает примеры на сложение: 3+1; 5+2; 2+4 и т. д. Конечно, нельзя возражать против такой работы, но она немного дает мышлению, кроме затверживания результата каждого отдельного сложения.

    Но возможен и другой, более содержательный путь. Обучая ребенка одновременно сложению и вычитанию, можно уже на простейших примерах (скажем, 2+1=3) показать ему, как по-разному преобразуется один и тот же пример, как взаимосвязаны и сами действия. Действительно:

    2+1=3

    3–1=2

    1+2=3

    3–2=1

    Эта четверка примеров выступает как содержательная и целостная единица математического знания. И она дает неизмеримо больше, чем простая сумма знаний по каждому отдельному примеру. Усвоение математики становится более емким, а главное, более глубоко схватывающим суть математических отношений и связей.

    В новых программах для начальных классов — в отличие от прежних — предусмотрено одновременное изучение взаимосвязанных действий методом их противопоставления: сложение — вычитание, больше — меньше, увеличивать — уменьшать, плюс — минус и т. д. Противопоставление выступает здесь не как разрыв, а как особый способ связи между предметами, явлениями. Если общее число предметов неизменно, то, увеличивая их число в одной части, мы неизбежно уменьшаем его в другой части.

    Тот же эффект дает и одновременное изучение действий умножения и деления. Вот четыре примера:

    2·5=10

    10:2=5

    5·2=10

    10:5=2

    В ходе их усвоения и при хранении в памяти они выступают как одна единица математического знания. И она опять-таки дает гораздо больше, чем простая сумма знаний по каждому из названных примеров.

    Наши иллюстрации элементарны, но помогают понять явления, имеющие всеобщий характер. Математический материал любого класса школы (и не только школы) поистине соткан из подобных «узлов» взаимосвязанных понятий, действий, логических ходов.

    Порой родители дома побуждают детей побольше

    179

     «тренироваться» в решении однотипных примеров и задач (и говорят потом с гордостью: «Он задачки как орехи щелкает!»).

    Скажем, ребенок решил задачу: «Миша купил 10 тетрадей ценой по 2 копейки каждая и еще резинку за 5 копеек. Сколько стоит вся покупка?»

    Решение:

    1) 20 · 2 = 20 (коп.)

    2) 20 + 5 = 25 (коп.)

    Обычно дальше ему предлагают задачу такого же типа — на другом содержании и с другими числами. Конечно, это помогает закрепить опыт решения задач определенного типа. Но мышлению тут мало пищи. И неудивительно, что выполнение однотипных заданий детей совсем не вдохновляет; напротив, оно довольно быстро надоедает им, отбивает интерес к учению.

    В последние годы все большее распространение получает метод «обратной задачи». Та же задача преобразуется в новую благодаря тому, что искомые и известные данные меняются местами. Вот как будет выглядеть задача в новом виде: «Миша купил несколько тетрадей ценой по 2 копейки каждая и еще резинку за 5 копеек. Вся покупка стоит 25 копеек. Сколько тетрадей купил Миша?»

    Решение:

    1) 25 – 5 = 20 (коп.)

    2) 20 : 2 = 10 (тет.)

    Возможны еще два вида этой задачи: когда неизвестна цена каждой тетради или когда неизвестна цена резинки.

    Сопоставление разных видов одной и той же задачи помогает школьнику лучше вникнуть во внутренние взаимосвязи ее элементов. И это дает для математического развития неизмеримо больше, чем просто заучивать способ решения задач определенного типа. Вот почему в домашних заданиях следует использовать любую возможность для постановки задач в новом, неожиданном виде — особенно если родители хотят, чтобы ребенок делал больше того, что задают (видя, скажем, его интерес к предмету).

    Укрупнение единицы знания позволяет преодолеть трудности, возникающие при усвоении действий, которые могут быть «спутаны» друг с другом. Так, дети часто ошибаются, путая «увеличить (уменьшить) на столько-то единиц» и «увеличить (уменьшить) во столько-то раз». Попробуйте дать ребенку ряд задач и примеров, в которых последовательно сопоставлялись бы все эти действия, — охватив их «одним взглядом», ребенок уже не будет принимать одно за другое, будет внимателен к различиям этих действий.

    Важным логическим приемом, дающим возможность целостно охватить большой объем разнородных знаний, является классификация, т. е. распределение (и объединение), предметов по определенным признакам.

    В простейшем случае классификация проводится по одному общему признаку. Скажем, сортировка карандашей по цвету (красные, синие, желтые и т. д.).

    180

    Особый интерес представляют виды классификации по двум и более общим признакам (скажем, цвет и форма предмета). Наглядное представление о них дает матрица, т. е. таблица с перпендикулярно пересеченными графами.

    Пусть речь идет, например, о классификации натуральных чисел до 20. По количеству знаков, которыми они записываются, эти числа различаются как однозначные и двузначные. Если же иметь в виду их делимость на два, то числа разделяются на четные и нечетные. Учитывая оба условия, получаем таблицу.

    Такая таблица создает сложноцелостное представление о всем ряде натуральных чисел до 20 и четырех группах, по которым они распределяются в зависимости от количества знаков и делимости на 2.

    Впоследствии такой «матричный» подход, умение сопоставлять и классифицировать по нескольким признакам, весьма поможет ребенку и при усвоении различных школьных дисциплин — от физики до биологии.

    ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ: ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ

    Мы видели, что по мере того, как младший школьник овладевает учебной деятельностью, у него пробуждаются и формируются новые важные качества психики.

    Работа под руководством учителя, жизнь в коллективе соучеников, необходимость подчинять свое поведение определенным требованиям приводят к тому, что у ребенка развивается произвольность как особое качество психических процессов. Решая учебные задачи, маленький школьник встает перед необходимостью предусмотреть результаты своих действий, спланировать их порядок, наметить средства, которыми можно добиться цели. Это становится возможным с развитием способности к планированию и выполнению действий во внутреннем плане.

    Далее в ходе учения постоянно требуется умение анализировать собственные действия, оценивать их: успешны ли они были, удалось ли с их помощью решить поставленную задачу, достичь цели? Такое умение особенно важно для младшего школьника. Оно лежит в основе формирования рефлексии, «обращенности на себя» — одного из важнейших качеств, без которых невозможно теоретическое мышление.

    Развитие произвольности, внутреннего плана действий и рефлексии — всего того, что психологи называют новообразованиями младшего школьного возраста, — как бы новым светом освещает основные психические процессы ребенка: его восприятие и внимание, воображение, память, мышление. Развитие этих психических процессов проходит под знаком роста их произвольности, управляемости, осознанности.

    181
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   32


    написать администратору сайта