Редакционная
Скачать 1.17 Mb.
|
Друзей не предают Каждый взрослый, конечно, не раз наблюдал, как маленькие дети тянутся к животным. Сколько восторга они выражают при виде котенка, щенка, птички, рыбок! Но для многих детей младшего школьного возраста животное — только «живая игрушка». А нужно, чтобы оно стало их другом, нужно учить детей заботиться о животных как о ближних, но более слабых существах, за которых они несут ответственность и о которых готовы заботиться. Для человека, и особенно ребенка, для его складывающейся нравственности, необходимо научиться не на словах, а на деле любить какое-либо маленькое живое существо. Любить не только потому, что оно приносит радость, а и за то, что требует к себе внимания и заботы. В одном исследовании изучались психологические особенности детей 7-летнего возраста, только что пришедших в I класс городских и сельских школ. В различных беседах и специально созданных игровых ситуациях выяснялось, в частности, отношение детей к членам семьи, а также к домашним животным. И вот какие приходилось слышать ответы: — Я люблю маму за то, что она меня балует, все прощает, приносит конфеты и игрушки. Еще за то, что любит меня одного больше всех. — Я люблю старшего брата за то, что он меня учит в шахматы играть и всегда мне поддается. А если бы не поддавался, я бы его не любил. Но многие дети давали другие ответы, по которым можно было судить, что они благодарны взрослым не только с «потребительской» точки зрения: — А я мамку люблю за то, что она меня родила. И она лучше всех на свете, — А бабушка научила меня не быть жадной, делиться всем с подружками. Теперь они меня любят, и я их люблю, и нам весело живется. Подобная же картина проявилась и в отношении детей к домашним животным: — Корова нам молоко дает. — Овцу зарежем — мясо будет. — Шарик дом стережет. Он полезный. И в отличие от этого: — Я нашу телушечку люблю за ласковость. Она меня лучше всех знает. Как завидит, так и бежит ко мне из стада. Носом в руки тычется. А я уж ей хлебушка с солью припасла. Ох и любит же она соленое! Животное, которое живет в доме, — это не игрушка, не забава. Оно может сильно повлиять на становление характера детей. Повлиять и в желательную и в нежелательную сторону. Часто бывает так. Живет в семье собака: дети любят свою Джульку, возятся с ней, ласкают и... только. Все заботы о ней несут взрослые. Это недопустимо. Именно ребята должны заботиться о животных. Вот тогда помимо привязанности к 333 милому существу, которое приятно ласкать, появятся у них чувство долга, ответственности, чуткость, внимательность и другие хорошие качества. Нельзя не помнить и о том, что мы воспитываем наших «меньших братьев», и они на свой лад воспитывают нас. Взрослые просто обязаны следить за тем, чему и как ребенок учит своего друга и как сам учится относиться к нему. Есть такие родители, которые соглашаются с тем, что ребенку полезно общаться с животными. Но в благоустроенную и чистенькую квартиру некоторым не хочется брать не только собаку, но даже котенка. И вот находится «выход» из положения: на лето, когда семья живет, например, на даче, берут щенка или кошку. А осенью бросают животное на произвол судьбы. Трудно измерить, кому этот жестокий поступок наносит больший ущерб — животному, которое, может быть, и выживет, или ребенку, который получит предметный урок жестокосердия и неверности, который научится предавать друзей. Познание прекрасного Природа гармонична. В ней все взаимосвязано, сплетено, подчинено единым законам. Мы постоянно испытываем на себе ритмичную, повторяющуюся смену дня и ночи, смену времен года. Эта цикличность жизни приносит нам радость смены ощущений, настроений. Как долгожданных гостей встречаем мы весну с ее пробуждением и лето с буйством трав, богатую красками плодородную осень, белоснежную зиму с морозцем и метелями. Эмоционально-образное восприятие природы издавна находило выражение в народном творчестве. Замечательный танцевальный ансамбль «Березка» весь мир завораживает своей правдивостью. Здесь ничто не случайно: и само название «Березка», и костюмы, и отбор тех пластических поэм о Родине, ее природе, ее людях, их чувствах, которые передаются с таким мастерством. Богатство фантазии, поэтичность сюжета и близость к родной природе, вдохновившей певца, поэта и сказителя, характеризуют народный эпос. У писателей и поэтов всех времен и народов мы встретим описания природы, которые не только волнуют сами по себе, но и служат средством, позволяющим лучше представить духовный мир героев произведения. Об этой слитности художественного восприятия природы человеком с потребностью выразить в своем творчестве то вдохновение, которое дарит ему природа, взрослым следует постоянно помнить, а главное — эти переживания нужно воспитывать и у детей. Сколько чувств могут испытать они при встрече с утренней зарей или вечерним закатом солнца, как важно показать детям полуночное звездное небо, понаблюдать за движением луны; как много чудесного можно увидеть на рыбалке; сколько тайн расскажет заснеженный лес! 334 Даже возле большого города есть в лесочке такие укромные уголки, в которых можно понаблюдать за белкой, увидеть, как обгладывает осинки сохатый. А если нет — разве не интересно разглядывать, как трудятся муравьи, как летают хлопотливые птички... Общение с природой вызывает у детворы эмоциональный порыв, который выливается в потребность творить. Как же пробудить, поддержать и развить творческие начала, заложенные в каждом ребенке? Что для этого нужно сделать родителям? Прежде чем ответить на эти вопросы, посмотрим, как может проходить урок труда. — Дети, давайте обсудим, как нам лучше подобрать цвета бумаги. Подумайте, какое сочетание вы больше любите, и пусть каждый расскажет, где он его встречал в природе. — Я выбрал белый и желтый цвета — это у ромашки желтая середина и белые лепестки. — А я хочу белое с голубым — это небо с облаками. — Мне нравится василек — синее с зеленым. — На небе голубом золотое солнце. — Красный мак с зелеными листочками. — Черная распаханная земля и рядом озимые всходы. — А я назову свой квадрат «Золотая осень». Он будет красный с желтым, как клен. А можно я на нем нарисую кленовый листок? Так жизненный опыт детей и их творческая фантазия привлекаются для работы над обыкновенной поделкой. Дети охотно опираются на образы природы. Различные природные материалы будят творческую фантазию детей, наводят их на оригинальные конструктивные решения. Нечто подобное совсем не сложно осуществить и в семье. Стоит только отправиться в лес и насобирать там вместе с детьми разных мхов, шишек, плодов, веточек и коряжек, трутовиков. С пней и упавших деревьев можно снять кору. Сколько чудесных поделок из всего этого получится! Хорошо бы перед этим походом в лес прочесть ребятам замечательный рассказ М. Пришвина «Кладовая солнца». Там есть незабываемое описание елей, которые поразили воображение героев повести: одна стояла на полянке, будто девочка в пушистом сарафанчике, выбежавшая вперед из хоровода своих зеленых подружек; другая, которую они встретили в чащобе, напоминала лешего, обросшего косматой бородой из светлых и темных лишайников, и третья, иссохшая и согнутая, будто баба-яга замахнулась на ребят суковатой клюкой — полуобломленной почерневшей веткой. Научите ребенка читать образы теней, которые отбрасывает крона деревьев. Если вы собираете кусочки коры, постоянно сбрасываемой соснами, научите видеть в них силуэты людей, птиц, зверей. Из желудей и шишек можно наделать массу разнообразных игрушек, можно изготовить целые композиции, которые украсят дом. Тут есть еще один очень важный с воспитательной точки зрения момент. Сделав несколько таких поделок, наши дети обязательно поймут, как высоко может быть оценен их труд, 335 как приятно своим трудом и вниманием к ближнему приносить радость людям. В школе дети лепят из пластилина овощи, фрукты, фигурки зверей, птиц, рыб. Важно закрепить это начинание, продолжить и углубить его, предложив, например, сделать лепку по мотивам сказки или какой-либо картинки. Для скульптурных поделок очень хорошо использовать различные корни и обломки старых коряг причудливой формы. Вглядевшись, в причудливом куске дерева можно увидеть, «разгадать» некоторый образ. Чуть-чуть прикоснувшись к дереву ножом, дополнив или убрав несколько линий, юный скульптор создаст бесхитростное произведение, которое поможет ему глубже понимать и ценить искусство. Мысли, чувства и поступки Общение с природой будит мысли и чувства человека. Но труд воспитателей будет бесплоден, если самые высокие мысли, самые вдохновенные чувства не воплотятся в добрые дела. Чтобы воспитание было действенным, надо учить детей не только мыслить, мечтать о добре, но и постоянно творить его. Маленький школьник далеко не безучастен к делам и заботам своей большой Родины. Он может и должен принять посильное участие в том, чтобы сделать ее богаче и прекраснее. В. А. Сухомлинский воспитывал в детях любовь к прекрасному, но в то же время природа была в его педагогической системе той мастерской, где он учил детей трудиться, выращивать деревья, плоды и цветы для других. Этот труд, посвященный созданию красивого для людей, исправлял исковерканные детские души и судьбы, переплавлял озлобленность в гуманность, ожесточенность в нежную заботу о ближних. О подобных превращениях человеческой души можно узнать, прочитав книгу замечательного педагога «Трудные судьбы». Для воспитания действенного патриотизма очень важно организовать посильные для детворы дела по охране природы. Прочтите детям прекрасные слова М. Пришвина: «Мы — хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода — будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные — будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, горы. А человеку нужна Родина, и охранять природу, значит, охранять Родину». Обсудите, что ваш ребенок вместе с товарищами может сделать по охране природы. Отнеситесь к этому со всей серьезностью, помогите задуманное дело не оставить на полпути. Подействуйте на ребят личным примером. Пусть они не только сами что-то делают, но и привлекают в ряды юных краеведов и «зеленого патруля» своих товарищей. Пусть не проходят мимо, если увидят, что в скверике или возле сельсовета 336 кто-то просто так, из озорства или потому, что понадобилось лично ему, обламывает кусты сирени. Пусть ваш ребенок запишет так, как это сделал второклассник из далекого уральского села, в свой дневник юнната: «Сегодня прогнал кошку от скворечника». Начинать доброе дело никогда не рано и никогда не поздно. Положим, что сейчас зима и хочется отложить эту работу до весны, когда пробуждается природа и начинает властно привлекать к себе больших и маленьких. И все-таки не будем откладывать на потом то, что можно начать сейчас. Сделайте с дочкой кормушку для птиц и повесьте ее за окном. Вы увидите, сколько радости она принесет всем. Озорные воробьи и веселые синички тут же станут вашими гостями. Хлебные крошки, остатки каши, пшено, подсолнушки, ядрышки орехов — вот те лакомства, которые любят эти птички. Не надо только забывать о том, что это теперь ваш долг — помочь перезимовать нашим пернатым друзьям. В зимнюю стужу птички гибнут не от холода, а от голода; если же корма у них достаточно, им никакой мороз не страшен. Итак, раз уж завели кормушку, постарайтесь сделать так, чтобы ребенок по собственной инициативе постоянно следил за ней, знал, что это не только доброе дело, но и обязанность, которую надо выполнять хорошо. 337 В сентябре — ноябре можно устроить походы в лес за семенами дуба, клена, ясеня, липы. Ребята в школе могут организовать «копилку» семян для лесничества. В январе, когда вы пойдете на лыжную прогулку, собирайте еловые и сосновые шишки. Если недалеко от вас есть лесок с хвойными деревьями, не исключена возможность, что вы увидите у своей кормушки крючконосых клестов. Собираясь на лыжную прогулку, захватите с собой угощение для птиц и зверюшек: семена, кусочки сала, морковку, кочерыжки от капусты. А в следующий раз по следам попробуйте прочесть, кто пообедал в вашей столовой. Если в лесу, где вы бываете, водятся лоси, отнесите им охапочку сена и присолите его. Лоси, так же как и коровы, очень любят соль. Это для них редкое и очень нужное лакомство.
Февраль — вьюжный месяц, часто идет снег. Порой за ночь столько его привалит, что деревья начинают гнуться под его тяжестью. И если накануне был сильный мороз, то березки и даже ели становятся хрупкими. Непомерная тяжесть снежного груза ломает молодые деревца. Такое же несчастье может произойти и в саду. Поэтому встаньте на лыжи и идите выручать деревца из беды. В апреле идут работы по озеленению городов и сел. Придите на субботник, возьмите с собой своих детей. Им всегда найдется посильное дело. В мае высаживают цветочную рассаду, делают клумбы. А у вас давно готова рассада. Разделите ее на несколько частей: для школы, для своих друзей, для дворика у вашего дома и, наконец, для себя. Дел по охране природы хватает на весь год! И вот снова пришел сентябрь. Ваш ребенок подрос, он уже в следующем классе. Теперь дети будут создавать краеведческий уголок, в котором должно найти отражение все то, что они узнали о природе и труде людей в своей области. Можно оказать большую поддержку ребячьим делам. Им нужны будут материалы для оформления карт, коллекций, вырезки из газет и журналов, фотографии, открытки. Помогите приобрести все нужное, помогите сделать стенд или ящик, еще что-то необходимое для уголка. Когда настанет торжественный день открытия краеведческого уголка, приготовьте ребятам сувениры, пригласите своих товарищей по работе — они будут первыми посетителями маленького, но такого нужного и взрослым музея. Краеведческую работу высоко оценивали Н. К. Крупская и М. И. Калинин. Они видели в ней один из важных путей коммунистического воспитания подрастающего поколения. Не раз возвращались они к той мысли, что любовь к Родине начинается с березки, которая растет у родного дома или школы. 338 МИР КРАСОТЫ, КРАСОТА МИРА Эстетическое воспитание детей в нашей стране стало одним из важных средств коммунистического воспитания подрастающего поколения; без него не мыслится формирование всесторонне и гармонично развитой творческой личности. В начальных классах предметы эстетического цикла представлены изобразительным искусством, художественной литературой, музыкой и элементами художественного труда. Во многих школах организованы внеклассные самодеятельные коллективы (кружки, студии, ансамбли); дети пробуют здесь свои силы в разных видах изобразительного искусства, в искусстве драматическом, в пении, в чтении и сочинении стихов, в танце.
Еще более широкие возможности для ребенка предоставляют внешкольные учреждения. Во Дворцах пионеров, в Домах пионера и школьника, в Домах культуры, в клубах и других организациях самодеятельного типа художественным воспитанием детей занимаются опытные специалисты. Особая роль принадлежит детским музыкальным и художественным школам. Конечно, и здесь прежде всего решаются общие задачи эстетического воспитания; вместе с тем в них происходит первичный отбор и подготовка детей к выбору той или иной художественной специальности. Наконец, дети, проявившие особую одаренность в музыке, живописи, скульптуре, танце, учатся в музыкальных и художественных школах, в хореографических училищах... И все же ведущую роль в эстетическом воспитании младших школьников играют семья и школа. В школе у всех детей целенаправленно и систематически формируются основы эстетического сознания. В семье у 7—10-летнего ребенка складываются под влиянием родителей определенные вкусы и склонности, желание заниматься тем или иным видом искусства, да и сами такие занятия ребенка (музыкальная школа, танцевальный кружок, изобразительная студия) в первую очередь определяются семьей. В школе, как до школы? Родители часто не обращают внимания на трудности в эстетическом воспитании маленького школьника — прежде всего потому, что во внешнем поведении детей эти трудности выражены слабо. Дети по-прежнему с удовольствием танцуют, поют — и, главное, делают все это так, как велят взрослые. У педагогов и родителей нет видимых причин для беспокойства. Но нередко именно в это время незаметно снижается интерес детей ко всему, что связано с эстетическими особенностями окружающей их действительности. И отрицательные 339 результаты этого отчетливо выявляются позже, в подростковом возрасте. Как наилучшим образом вести эстетическое воспитание младших школьников? Родителям следует знать, что в настоящее время и в практике, и в теории существуют разные подходы к этой проблеме. Одни специалисты исходят из того, что школа должна давать детям минимум знаний, умений и навыков в основных видах искусства — и делать это в принципе такими же способами, какие применяются при обучении детей основам наук. 340 Достоинства этого направления понятны. Педагоги в таком случае стремятся выработать у детей устойчивые практические навыки в рисовании, пении, танце и т. д. Но, как правило, это относится лишь к таким ученикам, способности которых до школы и во время учения развиваются более интенсивно — потому ли, что в семье сложились благоприятные условия, потому ли, что школьные занятия поддерживаются занятиями в каком-либо кружке, студии. Но значительная часть детей в отведенное учебным планом время, к сожалению, не успевают усвоить даже минимальных практических знаний и навыков. Недостаток этого подхода обнаруживает себя в сужении общего эстетического кругозора школьников и не оправдывает себя, когда речь идет об эстетическом воспитании всех детей. Другие педагоги и деятели искусства считают, что эстетическое развитие 7—10-летнего ребенка должно проходить в основном так же, как и в дошкольном периоде: нужно стараться создать благоприятные условия для художественной деятельности детей, беседовать с ними о красоте окружающего мира, закреплять самостоятельно найденные ребенком средства художественной выразительности. Исходным при этом считается необходимость сохранить художественную индивидуальность ребенка. Это направление значительно обогатило педагогику эстетического воспитания детей. Младшие школьники обнаруживают успехи в художественном развитии: они делают выразительные рисунки, хорошо поют, сочиняют стихи, танцуют... Нет сомнения в том, что таким образом обогащается личность ребенка. Но, как свидетельствует опыт, к 12—13 годам многие дети теряют интерес не только к собственной художественной деятельности, но и к искусству вообще. Объяснить все это только особенностями переломного возраста невозможно. Дело, очевидно, в другом: то, что приобрел ребенок в эстетическом отношении в младшем школьном возрасте, оказывается совершенно недостаточным в свете той жизненной позиции, которую стремится занять подросток, — слишком детским на фоне его тяготения к взрослости. Какой же вывод надлежит нам сделать из этого? Было бы неверным отрицать, что некоторые особенности отношения к красоте, приобретенные ребенком еще до школы, сохраняются и в последующие годы. Но это не значит, что эстетическая деятельность самого ребенка не должна претерпевать существенных изменений. В представлении ребенка дошкольного возраста понятия «красивое», «доброе», «правильное» почти всегда совпадают, все это он называет словом «хорошее». Ценность такого представления трудно переоценить: единство красоты, добра и истины изначально заложено в эстетических нормах; оно определяет многие стороны эстетического сознания ребенка. Мы это не всегда учитываем, о чем хорошо сказала в свое время Н. К. Крупская: «Взрослые так часто не понимают ребенка, характера его восприятия, характера его выражения 341342 себя... Например, понимают ли взрослые неотделимость для ребенка содержания от формы? Посмотрите, как слушает ребенок сказку: он не позволит вам при повторении сказки изменить ни единого слова, — если первый раз девочка была в голубом платье, то потом уже нельзя сказать никак, что она была в розовом... Ребенок воспринимает и форму и содержание в целостности». Эта целостность восприятия художественного образа выражается у детей и в том, как они рисуют, поют, слушают музыку, смотрят спектакли или фильмы. Естественно, потери ребенком столь ценного качества (а это порой случается) допускать не следует. Вместе с тем и оставить ребенка на том уровне эстетического развития, который он приобрел к школе, также невозможно — и не нужно. Ведь единство эстетического отношения ребенка к миру сочетается со значительной неопределенностью его представлений о вещах. Так, дети 6—9 лет восприимчивы ко всему внешне эффектному, яркому, красочному, громкому и т. д. Все то, что просто «физически» выделяется, поражает их и нередко включается в понятие о красоте, наделяется признаками «правильного» и «доброго». А это может привести к формированию искаженных эстетических и нравственных представлений. Когда дошкольник играет, когда он занимается конструированием, лепкой, рисованием (эти тесно связанные с игрой виды деятельности психологи называют продуктивными), он чувствует себя участником воображаемых событий в воображаемой обстановке. Отсюда способность детей к сопереживанию, соучастию — способность, без которой невозможно полноценное эстетическое восприятие мира. Когда малыш поет, сочиняет сказку, изображает что-то на листе бумаги, он сам участвует во всем, что там происходит, он как бы перевоплощается в тех героев, которые созданы его воображением. Нередко мы можем наблюдать и внешние свидетельства такого перевоплощения. Рисуя, он говорит за персонажей своего рисунка, выясняет свои взаимоотношения с ними, объясняет, почему они действуют так, а не иначе. Он делает все это не только за людей, но и за животных, за деревья, за облака. Он дает им неожиданные характеристики: «Солнышко, оно такое веселое, что все красное-красное» или «Тут прилетела туча... Такая злая, круглая, как бомба, и вся грязная». С этой способностью детей связано своеобразие их воображения. Личный жизненный опыт ребенка невелик. С количественной, так сказать, стороны воображение у малышей беднее, чем у взрослых. Но почему же мы, взрослые, поражаемся яркости детского воображения, когда малыш самозабвенно поет, рассказывает сказку или выразительно рисует? Да потому, что соучастие детей во всем этом чрезвычайно полно, потому, что их художественное выражение непосредственно и глубоко лично. Вместе с тем мы должны отдавать себе отчет в том, что контроль за своим художественным выражением у детей еще слаб. Малыши сознательно не стремятся что-то передать нам через пение, музыку, рисунок. Результат работы если и 343 осознается ими как значимый для других людей, то только «внешне» — через выставки, концерты, конкурсы; и когда взрослые высоко оценивают достижения ребенка, то эту оценку он относит не к тому, что он делал, не к рисунку, пению или танцу, а к самому себе. Для него более важен процесс творчества, чем его результат. Поэтому способность видеть себя со стороны, трезво оценить достоинства и недостатки своей деятельности у малышей проявляется слабо. На определенном этапе эта черта психического облика оказывается полезной, она способствует раскованности воображения, но только на определенном этапе. Итак, в дошкольный период у ребенка формируется ряд качеств, ценных для дальнейшего эстетического развития: единство в понимании красивого, доброго, правильного, целостное восприятие содержания и формы, способность к соучастию и сопереживанию, непосредственность впечатлений, яркость в выражении и в проявлении воображения. Все эти качества непременно нужно сохранить и в школьные годы; но они должны быть отлиты в иные формы, поскольку с поступлением в школу меняется уклад жизни ребенка, его жизненная позиция, его интересы. 344 |