Главная страница
Навигация по странице:

  • ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ «...База для всего остального»

  • Движения совершенствуются

  • Редакционная


    Скачать 1.17 Mb.
    НазваниеРедакционная
    Дата04.07.2022
    Размер1.17 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаHripkova_Mir-detstva-Mladshiy-shkolnik_RuLit_Me_711450.docx
    ТипКнига
    #624197
    страница29 из 32
    1   ...   24   25   26   27   28   29   30   31   32

    Как помочь маленькому музыканту

    ...Произошло это с самым обычным мальчиком, учеником самой обычной музыкальной школы. Приемные экзамены он сдал достаточно хорошо: смог чисто спеть, что его попросили, смог прохлопать в ладоши тот ритм, который учительница простучала по крышке рояля, «досочинил» голосом несколько тактов «оборванной» мелодии.

    Однако, когда начался учебный год, мальчик не оказался в числе тех, кого учительница отметила как способных. У Юры накопилось много неуспехов, может быть слишком много: он никак не мог правильно назвать ноту в скрипичном ключе (хотя чаще всего играл правильно); он не чувствовал длительности написанной ноты и ошибался даже тогда, когда учительница считала «раз-и, два-и»; когда нужно было сыграть две ноты вместе двумя руками, он тяжело вздыхал и... играл не вместе.

    Словом, мальчик очень медленно продвигался в занятиях музыкой. Что же, произошла ошибка на приемных экзаменах?

    Договорившись с родителями, психологи провели эксперимент — поиграли с Юрой в «филармонию». Наставление мальчику было самое простое: «Ты настоящий пианист, можешь играть все, что тебе захочется. Мы купили билеты на твой концерт, сидим в зале и слушаем тебя». Юра отнесся к этой идее, что называется, вполне серьезно, с сознанием собственного достоинства сел за инструмент. Его игру записали на магнитофон, чтобы потом внимательно прослушать ее.

    Придуманную Юрой композицию нельзя было назвать, пожалуй, эстетически значимым произведением. Но важнее другое: по сравнению с «официальными» занятиями дома и в музыкальной школе Юрино «концертное» музицирование настолько сильно отличалось, как если бы первое было решением тяжелой и непонятно для чего придуманной задачи, а второе — исполнением самого сокровенного желания...

    Самое главное — процесс Юриного исполнительского творчества был принципиально тем же, что и в «большом» искусстве. Он переживал свое отношение к музыке, игра имела для него смысл, и этот смысл он создал сам. Поэтому и для слушателей его игра была привлекательной. На уроке в музыкальной школе мальчику не удавалось легко и быстро осваивать самые простые музыкальные произведения. Но в игровой ситуации он вдруг понял, для чего существует музыка, — и основания для обвинений его в неспособности исчезли. Возможно, у многих читателей мелькнула обидная догадка: «...сколько же детей бросили музыкальную школу, не показав, не открыв в себе такой успешности...»

    Из того, что было сказано, не следует, что не нужно знать, как называются ноты во всех ключах; что такое длительность нот и как она зафиксирована в нотной записи; не следует, что не нужна правильная постановка исполнительской техники. Нет спору — маленький музыкант должен усвоить все необходимое из огромного опыта музыкальной культуры. Но

    370

    сводится ли развитие маленького музыканта лишь к тому, чтобы изучать нормативные элементы музыки?

    Музыкальному переживанию нельзя научить в том смысле, в каком мы учим ребенка нотной грамоте: «Это нота соль, она находится на второй линейке нотного стана...» Все, что ребенку преподносят как нотную грамоту, это все наглядно, состоит из определенных понятий. Этому можно обучить и научить. Настроения, чувства, эмоции, т. е. музыкальные переживания, нотными знаками не записаны. Когда педагог говорит, что вот в этих тактах радостное настроение, что «это нужно сыграть радостно», ребенок может его не понять. Происходит такое потому, что «радостно» для ребенка — слишком широкое понятие. Из своего опыта он знает, что радостно может быть, когда подарили игрушку и когда у родителей хорошее настроение и они идут с ним в зоопарк, радостным может быть ожидание праздника и еще тысячи разных событий, т. е. бытовая, жизненная эмоция радости у него есть. Но как ее перевести в такую специфическую эмоцию, как музыкальная?

    А быть может, попробовать еще до урока дать ребенку послушать фрагменты произведений, где достаточно ярко выражено настроение радости? И выбрать при этом таких авторов, с именами которых связаны значительные моменты развития музыкальной культуры: И. С. Бах, В. А. Моцарт, Л. Бетховен, И. Брамс, П. И. Чайковский, Д. Д. Шостакович. Что такое радость для Баха, для Моцарта, для Бетховена? Понятно при этом, что ребенок в особой, приемлемой для него форме (внимательное прослушивание и сопереживание) проходит то, что можно было бы назвать историей музыкального переживания. Совершенно ясно также, что если ребенок как бы пропустит через себя все основные музыкально-эстетические настроения, то это будет хорошей основой для формирования его эмоциональной культуры.

    Когда же начнется практическая работа над выбранной учителем пьесой, то ученик уже знает, что имеется в виду, когда от него требуют сыграть радостно. Но теперь все технические наставления и требования педагога имеют совершенно определенный смысл для маленького музыканта. Ведь последний понял и почувствовал, что такое «радостно» для пьесы, в которой радость и есть главное настроение...

    И еще об одной важной стороне помощи маленькому музыканту хотелось бы сказать родителям. На секрет, что во многих семьях создается чересчур серьезная обстановка вокруг занятий музыкой. К этим занятиям детей побуждают относиться чуть ли не как к «серьезной работе», к «делу». Но заметим: едва ли найдется такой ребенок, который будет воодушевлен тем, что игра, скажем, на фортепьяно есть только серьезное дело, что собственно игры в привычном ему, детском понимании в ней и нет. В игре ребенок может быть серьезным, деловым, увлеченным в большей даже степени, чем в серьезном, трудном деле. Фортепьянную игру ребенок чаще всего воспринимает именно как игру, а игре по самой ее сути нельзя слишком долго учиться, иначе за время обучения пропадет весь пыл и желание играть.

    371

    У ребенка достаточно большой опыт восприятия музыки. И воспринимает он ее как прямую, естественную, непосредственную передачу чувств и мыслей, а отнюдь не как большую и тяжелую работу. Впрочем, такие мысли не приходят в концертном зале и взрослому слушателю. Поэтому наиболее естественно для ребенка и самому пробовать себя в музыке как в легкой, доступной игре, которой можно отдаться так же самозабвенно, заинтересованно и эмоционально, как и другим любимым играм.

    Наверное, лучше не садиться за инструмент вовсе, если думать о музыке только как о тяжелой работе. Можно — и видимо нужно — говорить о том, что путь музыканта труден. Но это не изнуряющая трудность бесконечной работы, смысл которой либо вообще не ясен, либо не воодушевляет. Конечно, технологические трудности ждут юного музыканта на каждом шагу. Но эти трудности преодолеваются совершенно иначе, когда есть духовное понимание задач искусства. Понятно, что это духовное понимание и содержание музыки, чтобы стать «достоянием других», должно и выявиться, проявиться в звуках.

    Здесь и выступает очевидность, необходимость труда, работы над музыкальным произведением. Но эта необходимость есть следствие понимания сверхзадачи, говоря словами К. С. Станиславского. При таком понимании труд никогда не будет в тягость.

    Когда же ребенок не видит в музыкальных занятиях ничего, кроме череды тягостных упражнений, это идет вразрез с его впечатлениями о музыке и приводит к тому, что он чувствует себя отбывающим наказание за инструментом.

    Вообще взрослые, увы, часто забывают: зачем мы учим музыке ребенка и что это ему дает? Мамы и папы, приводящие ребенка в класс музыкальной школы, предполагают различные цели.

    Одни, интуитивно чувствуя в музыке строгость и выверенность ее художественной организации, надеются, что их ребенок, приобщившись к музыке, станет собраннее и внимательнее, что эти занятия помогут его общему развитию.

    Других вдохновляют притязания на успех и блага артистического мира. Они желают во что бы то ни стало приобщить ребенка к музыкальному искусству как к будущей профессии. Здесь — установка на профессионализм.

    Третьи, и эта категория родителей самая многочисленная, заботятся о развитии разных сторон личности ребенка и справедливо считают, что основы музыкальной культуры должны прививаться человеку в детские годы, ибо потом вечно будет некогда. Перечисление таких возможных случаев, может быть, поможет педагогу и родителям определить, в каких случаях есть необходимость подчеркивать, что музыкальные занятия — серьезное и трудное дело...

    Не спешите и не подгоняйте ребенка в его поиске себя в музыке, не заставляйте его зубрить музыкальные пьесы, подобно таблице умножения. Пусть он дома больше импровизирует, выдумывает новые созвучия, странную музыку. Чаще ходите с ним на серьезные концерты. Главное, чтобы ребенок

    372

    стремился к инструменту, испытывал радость от общения с музыкой.

    Если вы в этом поможете ему (или, в крайнем случае, не будете мешать ему в этом), ваш родительский долг будет выполнен.

    ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

    «...База для всего остального»

    Серьезное отношение и родителей и педагогов к физическому воспитанию детей, всемерное участие в этой работе совершенно необходимы. Вспомним слова А. В. Луначарского: «Физическое образование ребенка есть база для всего остального. Без правильного применения гигиены в развитии ребенка, без правильно поставленной физкультуры и спорта мы никогда не получим здорового поколения».

    Физическая культура оказывает глубокое и разностороннее влияние на организм ребенка. Установлено, что ежедневные, правильно выполняемые физические упражнения благоприятствуют его развитию. У детей, систематически занимающихся физкультурой и спортом, отмечается большая, чем обычно присуще данному возрасту, погодовая прибавка в весе, росте, в окружности грудной клетки, жизненной емкости легких и силе мышц. Да и только ли в этом дело? Можно ли сбросить со счетов то общее положительное влияние, которое испытывает личность ребенка в результате занятий физкультурой и спортом?

    Двигательный режим школьников строится с учетом их анатомо-физиологических особенностей, а также гигиенических рекомендаций. Известно, например, что к органам, которые участвуют в работе, усиливается приток крови, а это сопровождается оттоком ее от других органов и тканей. Именно по этой причине нельзя, скажем, играть в футбол сразу после обеда. Особенно опасно после еды плавание. Обильное наполнение кровью сосудов желудка и работающих конечностей вызывает уменьшение кровоснабжения сосудов мозга, что может привести к потере сознания в воде. Вообще надо взять за правило: к физическим упражнениям не следует приступать раньше, чем через час-полтора после еды.

    Младший школьник может отправляться в длительные пешеходные прогулки, выступать в соревнованиях по бегу, участвовать в спортивных играх, но только в том случае, если он достаточно подготовлен ко всему этому. Не стоит забывать, что соревнования лишь подводят итог проделанной работе. Без надлежащей подготовки, без предварительных занятий соревнования могут нанести вред растущему организму. По этой причине не допускаются к зачетным упражнениям, к сдаче норм ГТО те дети, которые по каким-либо причинам пропустили несколько занятий — пока они не наверстают упущенное, не догонят товарищей.

    373374

    Всегда следует внимательно следить, чтобы во время занятий физическими упражнениями и в играх у детей не наступало переутомление. Как только появились признаки сильного утомления, необходимо умерить пыл играющих или на время прекратить игру. Но что считать признаками утомления? Хотя бы вот это: лицо сильно побледнело или покраснело; губы приобрели пятнистую окраску или посинели; ребенок сильно потеет, хотя температура воздуха не высока; дыхание чрезмерно учащенное, поверхностное и прерывистое; движения неточные и вялые, походка замедленна, ребенок буквально раскачивается на ходу; пульс слишком учащен и никак не успокаивается.

    Надо иметь в виду, что разучивание новых упражнений или незнакомая игра утомляют быстрее, чем привычные действия. Движения с резкой сменой скорости и направления бега (салочки, футбол) больше действуют на организм, чем ритмичные, хотя и более продолжительные (бег на лыжах, езда на велосипеде). Более утомительна однообразная деятельность. Упражнения для мышц ног (приседания, прыжки, бег) оказывают большее физиологическое воздействие на организм, чем упражнения для рук и туловища.

    Занятия физической культурой необходимы для нормальной работы дыхательной системы. Бег, прыжки, метания, ходьба на лыжах, на коньках, плавание, гребля улучшают легочную вентиляцию, а значит, увеличивают работоспособность организма. Вот почему надо стремиться занятия физкультурой проводить на свежем воздухе.

    Очень важно правильное дыхание; надо иметь в виду, что ритм дыхания должен соответствовать ритму движения. Вдох следует делать при движениях, расширяющих грудную клетку (при разведении рук, выпрямлении туловища, прогибании спины, поднимании рук вперед), и выдох — когда грудная клетка сжимается (при наклонах туловища вперед, опускании рук, сведении плеч вперед). Надо объяснить этот принцип ребенку — он лежит в основе всех физических упражнений, которыми ему придется заниматься.

    Чтобы восстановить сбившееся дыхание, нужно сделать один-два резких выдоха. Вдыхать и выдыхать лучше через нос: тогда воздух поступает в легкие предварительно согретым и очищенным. Конечно, есть и исключения, например, во время бега на короткую дистанцию или во время рывка в игре короткий и сильный вдох выполняется через рот.

    Задержка дыхания в момент мышечного напряжения неблагоприятно сказывается на работе сердца; упражнения, которые могут быть связаны с такими задержками, младшим школьникам противопоказаны. При беге, прыжках, приседаниях даже кратковременные задержки дыхания снижают содержание кислорода в крови, а значит, ухудшается энергетическое обеспечение организма. Поэтому во время выполнения этих упражнений учите ребенка дышать ритмично и непрерывно, не задерживать дыхания.

    Когда физическая нагрузка повышается, должна усилиться вентиляция легких. Так вот, у нетренированных ребят это происходит главным образом за счет учащения дыхания, у

    375

    тренированных же — за счет углубления дыхания и лишь сравнительно небольшого его учащения. Особенно быстро растет жизненная емкость легких и уменьшается частота дыхания в первый год регулярных занятий физическими упражнениями.

    Организм принял и перенес большую физическую нагрузку. Ребенок должен узнать от вас важное правило: выполнив упражнение, сразу останавливаться нельзя. До тех пор пока не установится дыхание и ритм его не станет близким к нормальному, нельзя садиться, ложиться, принимать водные процедуры и т. д. Для того чтобы дыхание успокоилось, лучше всего сделать несколько полных вдохов, а потом медленно походить, глубоко и равномерно дыша через нос.

    Таким образом, регулярные занятия физической культурой — при правильном подходе — помогают ребенку овладеть навыками правильного и глубокого дыхания.

    Физические упражнения оказывают большое влияние на развитие костно-мышечной системы ребенка: объем и сила мышц увеличиваются, все тело делается красивее. Какие нагрузки наиболее целесообразны для развития мышц? Не надо думать, что предельные. Лучше всего давать нагрузки на треть меньше максимальных, а упражнения выполнять в среднем темпе.

    Особо надо сказать о работе над осанкой. Конечно, важны и предупредительные гигиенические меры, но следует вспомнить и о том, что формированию правильной осанки весьма способствуют сильные мышцы груди и спины. А сильными они могут стать благодаря физическим упражнениям. И лучше, если это произойдет в младшем школьном возрасте.

    Теперь о том, по какому принципу строятся занятия физическими упражнениями. Прежде всего, особого внимания заслуживает предварительное разогревание организма — «разминка». Мышцы, связки, сухожилия достаточно прочны. Так, ахиллово (пяточное) сухожилие выдерживает груз в несколько сот килограммов, но без предварительной разминки при больших физических нагрузках (особенно, если температура воздуха низкая) возможны растяжения связок и даже более тяжелые травмы.

    После каждого силового упражнения следует давать упражнение на растягивание или на расслабление. Скажем, сначала приседание, потом — махи ногами. Сначала — сгибание и разгибание рук в упоре лежа на скамье, потом — скрещение и разведение (рывки) руками в стороны или потряхивание расслабленными руками.

    Начинать и заканчивать занятия рекомендуется простыми по координации и легкими по нагрузке упражнениями (потягивание вначале, ходьба в конце).

    В каждое занятие необходимо включать упражнения для мышц-разгибателей (поскольку они у детей всегда слабее) и для мышц брюшной стенки и спины (ведь именно они образуют естественный мышечный корсет и формируют у ребенка правильную осанку).

    Упражнения, требующие большой физической нагрузки, чередуются с менее интенсивными.

    376

    Если упражнение требует особой подвижности в суставах, его надо предварить специальной «разминкой на гибкость».

    Для предупреждения наступающего утомления надо своевременно выполнять упражнения на расслабление.

    Движения совершенствуются

    Тело человека и его конечности обладают огромными возможностями совершать движения любой сложности — так совершенна конструкция двигательного аппарата и прежде всего суставов и множества мышц. Такое богатство возможностей — условие прекрасных достижений человека в труде, спорте и искусстве. Но, с другой стороны, сделать возможность действительностью весьма сложно — человек должен научиться всем этим движениям; именно потому, что они сложны, нелегок и путь учения.

    Ребенок приходит в школу, умея выполнять достаточно разнообразные движения. На протяжении всех школьных лет, и в частности в младших классах, количество движений пополняется; растет удельный вес специально организованных движений — на уроках физкультуры дети овладевают специальными упражнениями, на уроках труда получают новые навыки...

    По мере совершенствования двигательных навыков движения становятся более свободными и ненапряженными. Организм стремится полнее использовать возникающие при движении силы инерции, вовремя и заблаговременно регулируя работу различных мышечных групп. Но для того, чтобы эффективно управлять двигательным аппаратом, центральной нервной системе надо получать информацию обо всем происходящем во внутренней и внешней среде.

    Надо отметить, что природа хорошо позаботилась об оснащении двигательного аппарата соответствующими датчиками. В мышцах, сухожилиях суставов заложены рецепторы, оповещающие регуляторные центры о длине мышц и степени мышечного сокращения, о скорости движения и об угле отклонения различных звеньев тела. В регуляции движения принимают участие рецепторы других анализаторов: зрительного, вестибулярного, тактильного, слухового. В итоге информация о движении поступает в соответствующие отделы центральной нервной системы, где она анализируется, запоминается, сопоставляется с уже имеющимся двигательным опытом, после чего мышцам выдаются уточненные или новые программы действия в соответствии с условиями данного момента... И все это занимает в десятки, а то и в сотни раз меньше времени, чем то, которое ушло у вас на чтение этого абзаца.

    К 7 годам у детей имеются предпосылки для достаточно совершенного управления движением, мышечным тонусом, для овладения многими сложными координированными движениями. К этому возрасту у детей двигательная область коры больших полушарий головного мозга приобретает в общих чертах основные особенности строения, свойственные мозгу взрослого человека; усиливаются связи двигательной зоны с

    377

    другими областями коры, и не только коры; достигают значительной зрелости и рецепторы, заложенные в мышцах, связках и суставах.

    На этой основе у детей младшего школьного возраста и продолжается развитие двигательных функций. В частности, продолжаются совершенствоваться (этот процесс идет вплоть до подросткового возраста) механизмы, обеспечивающие прямостояние.

    Известно, что умение поддерживать равновесие тела чрезвычайно важно: без такого умения не обойтись при выполнении любых двигательных действий — связаны ли они со спортом, с трудом или просто необходимы в повседневной жизни.

    Известно, что точно по прямой человек, не глядя, идти не в состоянии. Непосредственная причина этого — неравномерный разворот стоп левой и правой ног. С возрастом угол разворота стоп постепенно увеличивается (это, понятно, обеспечивает лучшую устойчивость при ходьбе), а асимметрия этого разворота становится меньше. У детей к 11—12 годам — и у мальчиков, и у девочек — характер отклонений при ходьбе примерно такой же, как у взрослых.

    Мы ходим и бегаем всю жизнь, не особенно задумываясь о том, в чем, собственно, состоят отличительные особенности этих движений. Но присмотримся к ходьбе и бегу: если при ходьбе тело перемещается таким образом, что одна из ног непременно на опоре, то в беге есть такой момент, когда тело человека отрывается от опоры полностью, как бы летит. Эта фаза движения так и называется — «фаза полета».

    Следует отметить, что изменение с возрастом многих динамических показателей бега у детей связано не только с ростом тела в длину, но и с повышением гибкости суставов и амплитуды движении в них: углы размаха движения бедра и голени возрастают от 2 до 10 лет примерно в 2 раза.

    С возрастом удлиняется продолжительность фазы полета при беге — ведь сила мышц ног растет, ребенок может отталкиваться от земли более интенсивно.

    Скорость бега к 10—11 годам становится уже в 4 раза больше скорости ходьбы. Но максимальную скорость бега ребенок может сохранить недолго, около двух секунд: выносливость хотя и растет, но еще недостаточна.

    От 7—8 до 11—12 лет у детей значительно повышается точность прыжков, а также их дальность и высота. Но координация движений при прыжках еще несовершенна. Так, в момент отталкивания, выполняемого двумя ногами, ноги в коленных суставах сгибаются явно недостаточно; при завершении прыжка правая и левая нога касаются опоры неодновременно.

    В прыжках важна согласованность работы органов зрения и движения. Установлено, что от 7—8 до 10—11 лет дети все лучше оценивают на глаз удаленность предметов — это способствует повышению точности двигательных действий.

    Дальность броска, например, теннисного мяча с развитием силы мышц возрастает. При этом даже не специалист, а просто внимательный наблюдатель может отметить, что есть отличия в координации движений не только у детей разного

    378

    возраста, но и у мальчиков и девочек, а также в зависимости от того, выполняется бросок правой или левой рукой.

    С возрастом броски становятся все более меткими. Вообще точность движений существенно нарастает — в этом смысле промежуток от 7 до 10 лет имеет особое значение: ни в какое другое время ошибки движений у детей не снижаются столь интенсивно. Позднее, в 12—13 лет наступает известная стабилизация.

    Для всестороннего совершенствования движений очень важно развитие мышечной силы. От 7—8 до 11—12 лет сила мышц возрастает в среднем на 30—60%. Различия в силе между мальчиками и девочками пока еще не очень значительны. Более выраженный прирост силы у мальчиков будет отмечаться с 11—12 лет.

    Важно не просто уметь развивать большое мышечное усилие. Мышечное усилие должно быть соразмерно задаче; значит, ребенку надо учиться развивать усилия разной степени. У детей младшего школьного возраста умение дифференцировать мышечные усилия развито довольно слабо, механизмы тонкой регуляции мышечного напряжения еще недостаточно сформированы. Поэтому величина ошибок достигает (как у мальчиков, так и у девочек) 25—30%.

    Абсолютные показатели выносливости в младшем школьном возрасте сравнительно невысоки. Но вот темпы прироста этого физического качества от 7—8 до 10—11 лет довольно высокие. Мышечная выносливость определяется возможностью ребенка совершать ту или иную физическую работу максимально длительное время. Различают выносливость при динамической работе (когда мышцы попеременно сокращаются и расслабляются) и выносливость к статическим усилиям (здесь мышцы длительное время находятся в напряженном состоянии).

    Выносливость детей 7—11 лет при динамической работе развита недостаточно; лишь к 12 годам мальчики и девочки становятся заметно более выносливыми.

    Повышается выносливость сгибателей мышц кисти рук, что связано с тренировкой этих мышечных групп в процессе письма. А вот мышцы — разгибатели туловища обладают вплоть до 11 лет заметно меньшей выносливостью. На этот факт следует обратить особое внимание: большие нагрузки статического характера, которые испытывают мышцы туловища (уроки, подготовка домашних заданий), могут способствовать сначала функциональным, а затем и органическим нарушениям осанки.

    Итак, оценивая особенности развития движений у младших школьников, можно отметить, что дети 7—8 лет еще не обладают достаточными возможностями регулировать свои действия. Они еще не могут поддерживать требуемый темп движений, распознавать тонкие изменения ритма, различать и дозировать мышечные усилия разной степени. Но развитие всех этих важных качеств идет весьма интенсивно. Именно в начальные годы школьного детства ребенок начинает овладевать многими навыками, требующими хорошей координации и быстроты движений.

    379
    1   ...   24   25   26   27   28   29   30   31   32


    написать администратору сайта