Письма о танце и балета. Редактор перевода А. Л. Андрес
Скачать 4.03 Mb.
|
п ТРУДЫ Lettres sur la danse et sur les ballets, a Lyon. 1760. Lettres sur la danse et sur les ballets, a Stoutgard et se vend a Lyon. 1760. Lettres sur la danse et sur les ballets. Vienne, 1767. Recueil de programmes de ballets de M. de ballets. Vienne, 1776. Observation sur la construction nouvelle Paris, 1781. Lettres sur la danse et sur les ballets. 2-me a Londres et se vend a Paris. 1783. Lettres sur la danse et sur les ballets. Amsterdam, 1787. Deux lettres de M. Noverre sur ecrites a M. Vol- — cf. (Marigne) Vie de David Garrick. A Paris, an IX (1800). Lettres sur la danse et sur les ballets. Copenhague, 1803. Lettres sur la danse, sur les ballets et sur les arts, 4 vol., Saint-Petersbourg, 1803—1804. Lettres sur les arts imitateurs en et sur la danse en particulier. A 1807, 2 vol. sur la danse et sur les ballets, precedees d'une de l'auteur par Andre Levinson. Paris, 1927 (перепечатка изда- ния 1760 г.). В список не вошли издания отдельных либретто бале- тов на французском и других языках. 363 Lettres sur la sur ballets et sur arts. Paris. 1952 (перепечатка петербургского издания с указанием ночтений в изданиях 1803-1804 и 1807 гг.). ПЕРЕВОДЫ ТРУДОВ НА ИНОСТРАННЫЕ Briefe fiber die Tanzkunst und die Balleten, von Herrn No- verre. Hamburg u. Bremen, 1769. Due letters scrittea diversi soggetti. Napoli, 1774. The Works of Monsieur Noverre, translated from the French. London, 1782/3 in 3 (тт. 1 и 2 — перевод издания 1760 г., т. 3 — либретто). fiber die der Ballette und die hierzu hochst Wien, 1807 (перевод нескольких писем издания 1760 г.). Letters on Dancing and Ballets, translated by C. W. Beau- mont from the revised and enlarged edition of St. Petersbourg, .1803. London, 1930. Listy о tanci a baletech. Praha, 1945. Levelek a tancrol a balettekrol. Buda- pest, 1955. Teoria i praktika tanca prostego i sztuki i dekoracji. i oprazowala Turska. Wroclaw, 1959. P i e r r e Jean-Georges Noverre. Berlin, 1959. (Выдержки из немецкого перевода «Писем», 1769.) Письмо к администратору Парижского те- атра оперы. «Вестник Европы», 1804, ч. XVIII, Сент., № 18, стр. 135-138. Н о в е р р. Письма о и балетах. «Драматический вестник», 1808. (Перевод четырех первых писем лионского издания, а также отрывка из 18-го письма 4-го тома тербургского издания, 1804). Н о в е р р. Письма о танце. Пер. с франц. под ред. А. А. Гвоздева. ст. и прим. И. И. Соллертинского. Л., 1927, 316 стр. Перевод отрывков из разных томов петербургского из- дания 1803 — 1804 годов. В сб.: «Классики хореографии». Л., 1937, стр. 39 — 75. Пер. К. И. Варшавской, композиция текста Ю. И. Слонимского. 364 КНИГИ И ЖУРНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ НОВЕРРА В. Н. Театральный костюм XVIII века и художник Боке. «Старые годы», 1915, янв.-февр., стр. 33 — 50. А. Анджьолини в России. «Уч. зап. ин-та театра, музыки и кинематографии», т. 2. Л., стр. 219 — 254. А. Новерр и эстетика балета в XVIII в. См. сб.: А. Левинсон. Мастера балета. Спб., 1914, стр. 9 — 51 (первоначально в журнале «Аполлон», 1912, № 2, стр. 11 Новерр и Боке. Ответ на статью Ю. Сло- нимской.«Аполлон», 1915, № 2, стр. 50—57. А. Дон Кихот на эскизе Боке 1768 См.: Сб. статей к четырехсотлетию со дня рождения Сер- вантеса. Изд. ЛГУ, 1947, стр. 182-186. Ю. Неизданная рукопись Новерра. «Аполлон», 1915, № 1, стр. 33 — 45. Еще о Новерре и Боке. «Аполлон», 1915, № 4 - 5 , стр. 120-122. И. И. Жизнь и театральное дело Жана-Жоржа Новерра. ст. к кн.: Ж.-Ж. Новерр. Письма о танце. Л., 1927, стр. 7—56. С небольшими изме- нениями та же статья перепечатана в сб.: «Классики хорео- графии». Л., 1937, стр. 15 — 35. H e r m a n n J.-G. Noverre und sein Einfluss auf die dramatische Jahrbuch der Musikbiblio- thek Peters fur 1908, Leipzig, und in H. Abert, Gesammelte Schriften und Vortrage. Halle, 1929. G a s p a r o Dissertation sur les ballets pan- tomimes des anciens. Pour servir de programme au ballet Vienne, 1765. Lettere Monsieur Noverre sopra i pantomimi. Milano, 1773. же. sopra la pretesa riposta del signor Noverre all'Angiolini. Milano, s. a. Lettere di Gasparo Angiolini dei pro- nei balli pantomiji. In Londra, 1775. C o r n e l i u s von. Ueber die Theatertanze und die Noverre, Muzzarelli und Wien, 1794 Werke, Wien, 1814, vol. VI). В i e., Der Tanz. Berlin, 1919. 365 L i s b e t h В a u Die Baliettkompositionen von Joseph Starzer, in zur Heft 13, 1926 p. 38—56. L'Academie royale de au XVIII Documents Paris, 1884 (315 rotes), p. 202. P. С a x о e. Noverre et siens. cf R. Bertrand, M. Bri- anchon, Л1. L'Art du des origines a nos jours. Paris, 1952. Q r e g о г. des Wien, 1947. Romantic Ballet in England. London, 1959. R. Der Wiener Buhnentanz von 1740 bis 1767 (Jahrbuch der Musikbibliothek Peters. Leipzig, 1938). I d. Die Wiener Bailett-Pantomime, 1923. A. David Garrick et ses amis Paris, M i c h a e l Reminiscences. London, 1821. В. К о с h n о. Le ballet en France du XV a nos jours. 1954. Meister des Ballets. Berlin, 1923 (aus Russischen). The Chevalier Noverre, Father of Modern ballet. A biography. London, 1950. S. A. L u с i a n i. La rinascita del drama: saggio teatro i Roma, 1922. di Noverre». A r t h u r Le ballet d'action avant Noverre. «Archives Internationales de la Danse», 1935, et 1935. Paris. Life and works of Che- valier Noverre. London, 1882. Unlisted ballets by verre. «Theatre Notebook», vol. XV, № pp. H a n s Jean Georges Noverre, Leben und seine Beziehungen zur Musik. Inaugural-Disser- tation. Halle, 1914. L a graphie... avec biographies et portraits des plus celebres de ballets anciens et modern. St. Petersbourg, 1852. S a n d t. Le de Noverre Vienne. Cf. Jean Georges No- 1, Autumn 366 Internationales de la Danse», 1933, N 1, pp. the d'action. Zur Geschichte des fetes pendant quatorze Un siecle de musique et de a Lettere e scritti 1879. (cf. Archives Internationales de la Danse, - pp. С П И С О К Н О В Е Р Р О М В список не вошли возобновления балетов Новерра дру- гими балетмейстерами, даже если они указывали фамилию автора в афишах и программах. По этой причине пол- ностью выпали постановки балетов Новерра в России. Не включены в список и танцы в операх, поставленные Новерром, хотя среди них были композиции, имевшие принципиальное значение,— танцы в операх Глюка и др. Сведения о постановках Новерра на сценах Неаполя и Лиссабона не даются из-за отсутствия точных данных, какие из них были новинками и какие — возобновлениями уже известных балетов. Ряд спектаклей Новерр ставил в разных странах под разными названиями, и установить точно, являются ли они вариантами одного и того же или новыми постановками, пока что не представилось возможным ни советским, ни иностранным новерристам. Кое-где в списке делаются пред- положения, что под разными названиями скрывается одно и то же произведение. Балеты-дивертисменты представлены в списке лишь ча- стично. Не вошли в него произведения Новерра, отно- сительно которых нет точных данных — были ли они поставлены. При составлении списка использованы имеющиеся пе- чатные источники на французском, английском и немецком языках, включая американскую работу Л. Мур «Неучтен- ные балеты Новерра». Спектакли приводятся не по алфавиту, а по местам их создания. Возобновления постановок в других городах и странах даны далеко не полностью. 368 Архивы большинства западноевропейских театров XVIII века еще не опубликованы. Вследствие этого мы сплошь и рядом лишены возможности снабдить названия балетов не- обходимыми данными о точной дате премьеры или возоб- новления, о жанре вещи, количестве актеров, авторе му- зыки, художнике и др. Все доступные нам сведения вве- дены в Китайские увеселения (Китайские метаморфозы). Мар- сель и Страсбург, 1951. Возобновления: Лион, Париж, 1 июля 1754; Лондон, 8 октября 1755; Париж, 27 января 1788. Суд Париса, героико-пантомимный балет в 2-х актах с эпилогом. Марсель, 1751. Возобновления: Штутгарт, 1760 — 1766; Вена, 1771; Милан, 1774-1775. Осажденная Цитера. Париж, 12 августа 1754. Источник юности. Париж, 16 сентября 1754. Возоб- новление: Вена, 1768. Фламандские увеселения. Париж, 11 августа 1755. Во- зобновление: Вена, 1768. Провансалъка. Дивертисмент. Лондон, ноябрь 1755. Матросы (Матросы-лилипуты). Дивертисмент. Париж, февраля 1855. Возобновление: Вена, 1771. См. «Матросский праздник» — возможно, что это вариант. Туалет Венеры, или Проказы Амура. Лион, до сентября 1759, муз. Ф. Гранье. Возобновления: Вена, 1768; Париж, 6 марта 1777; Лондон, 1 апреля 1794. Амур-корсар, или Отплытие на остров Цитеры, балет в 1 д., муз. Ф. Гранье. Лион, 1758—1759. Экспромт чувств. Лион, 11 сентября 1758, муз. Ф. Гранье (?). Ревность, или Увеселения в гареме, балет в 1 д. Лион, 21 сентября 1758, муз. Ф. Гранье (?). Возобновление: Ми- лан, 17 октября 1771 г. Ревнивец соперника, испанский балет в 1 д. Лион, 1758 — 1759, муз. Ф. Гранье (?). Вероятно, возобновлением этого балета было «Воссоединение влюбленных», Лондон, 1782. Причуды Галатеи, пасторальный балет. До 1759 г., воз- можно, в Лионе, муз. Ф. Гранье. Возобновления: Штутгарт, И февраля 1761, муз. Рудольфа или Деллера; Фонтенебло, 30 сентября 1776; Брюнуа, 8 октября 1776; Париж, 1776 369 и в августе 1780; Лондон, 29 марта 1781 и 7 мая 1789; Па- риж, 17 февраля Прусские рекруты, пантомимный балет. Лион, 10 фев- раля 1758. в комический балет. Лион, до 1759. Рено и балет. Лион, до 1759. Возобновления: Штутгарт, 11 февраля 1761, муз. Ру- дольфа; там же, 23 февраля 1763; Вена, 1768; Милан, июнь 1775 (?); Лондон, 23 февраля 1782, муз. Лебрена. Нисхождение Орфея в ад (также «Орфей и Эвридика»), героический балет. Лион (?), до 1759. Возобновления: Штут- гарт, 11 февраля муз. Деллера; Вена, 1770, муз. Шта- руера. Смерть Аякса, серьезный балет. Лион (?), до 1759. Парадный комедийный балет. Лион (?), до 1759. Деревенская новобрачная, комедийный балет. Лион (?), до 1759. . Адмет и (также трагический ба- лет. Штутгарт, 11 февраля муз. Возобнов- ление: Лондон, 31 марта муз. Мадзинги. Неожиданная встреча, балетная интермедия. Замок Луд- вигсбург близ Штутгарта, 4 ноября 1761, музыка Рудольфа и Деллера. Победа Амура над безразличием. Замок Лудвигсбург близ Штутгарта, дата неизвестна. Смерть Геркулеса, трагический балет. Штутгарт, 11 фев- раля 1762, муз. Рудольфа. Возобновления: там же, 13 фев- раля 1763; Вена, 1768. Амур и Психея, героический балет в 1 акте. Штутгарт, 11 февраля муз. Рудольфа. Возобновления: Вена, 1768. Новая редакция в 4 актах — Лондон, 29 января 1786, муз. Мадзинги. Персидский базар (Персидский балет, Персидские уве- селения). Штутгарт, 11 февраля 1762, муз. Деллера. Во- зобновление: Вена, 1769, муз. Рудольфа. См. «Супруга пер- сиянка». Медея и Язон, трагический балет. Штутгарт, 11 фев- раля 1763, муз. Рудольфа. Возобновления: Вена, 1776; Па- риж (развернутая редакция), 30 января 1780. Победа Нептуна. Штутгарт, 11 февраля 1763, муз. Деллера. Торжество Амура. Штутгарт, 23 февраля 1763. и Ипомена. Штутгарт, 11 февраля 1764. Смерть Ликомеда, мифологический балет в 9 сценах. Штутгарт, 11 февраля 1764. Возобновление: Вена, 1769. Гипермнестра, или Данаиды, мифологический балет в 1 д. Штутгарт, 11 февраля 1764. Празднество Гименея. Замок Лудвигсбург близ Штут- гарта, 11 февраля 1776. (Может быть, то же — анакреонти- ческий балет «Гименей и Хрисеида»). Похищение Прозерпины.. Замок Лудвигсбург, 11 февраля 1766. Диана и Эндимион. Штутгарт, 1760 — 1766. Возобновле- ния: Нойштадт, 1770; новая редакция — Вена, 1772, муз. Штарцера. Антоний и Клеопатра. Штутгарт, Любовное похождение Генриха Штутгарт, 1763 — Счастливое кораблекрушение. Штутгарт, 1760 — 1766. Во- зобновление: Вена, 1768. Пирам и Тизба. Вена, 1767. Возобновление: 10 июля 1773. Апофеоз Геркулеса. Вена, 10 сентября 1767. (См. также «Смерть Геркулеса». Вена, 1768. Возобновление (?) Безделушки. Вена, 26 декабря 1767, муз. Глюка (?) Но- вая версия с муз. Моцарта. Париж, 11 июня 1778. Благодетельная фея. Вена, 1768. Дон Кихот, комический балет в 1 д. Вена, 1768, муз. Обновление его мотивами «Свадьбы Гамаша». 1780 (совместно с Добервалем). См. также «При- ключения Санчо Панса». Маленькие виноградари. Вена, 1768. Рожер и Брадаманта. Вена, 1771, муз. Штарцера (?);. Милан, 17 октября 1771. Отомщенный Агамемнон, трагический балет в 5 д. Вена, 1771. Возобновление: Милан, 1774—1775, муз. Аспельмайера. Пять султанш. Вена, 1771, муз. Штарцера. Прачки с острова Цитеры. Вена, муз. Аспель- майера. О намерении поставить балет на сюжет «Генриады» Новерр писал Вольтеру в 1763 г. Сохранились эскизы костю- мов Боке для персонажей этого балета, но был ли он осуществлен — неизвестно. 371 Ожившая статуя. Вена, муз. Двойное сватовство. Вена, 1772. Голландская ярмарка. Вена, 1772. винограда в Темпейской долине. Вена, 1772. Тезей, или Преждевременная свадьба. Вена, 1772. Ифигения в Тавриде, балет в 4 д. Вена, 1772, муз. Ас- Семирамида. Вена, 1768-1773. Венера и Адонис. Вена, 3 января 1773. Возобновление: Лондон, 26 февраля 1793. Весталки. Вена, 30 января 1773. и Победа Александра над самим собой, героический балет в 2 д. Вена, 12 апреля муз. Аспельмайера. Возобновления: Париж, 1 октября 1776; там же (в ред. с муз. Рудольфа), 9 ноября 1776. Приключения Санчо Панса на острове Баратория. Вена, 4 мая 1773. де Понтъе, трагический пантомимный балет в 5 д. Вена, 20 июня 1773, муз. Штарцера. Возобновления: Милан, 29 сентября 1774; Лион, март 1787; Лондон, 11 ап- реля 1782, муз. Лебрена; там же, 17 апреля 1788. и Галатея, балет в 3 д. Вена, 29 августа 1773. Итальянские пастухи. Вена, 5 октября 1773. Свадьба пастуха. Вена, 18 ноября 1773. (Не вариант ли это предшествующей постановки?) Разбитое Вена, 13 декабря 1773. Любовные приключения Венеры, или Месть Вулкана, эпизодический балет. Вена, 1773. Возобновление: Милан, 1774, муз. Э. Флоке. Евтимий и Евхариса, героический балет в 3 сценах. Вена, 1773. Возобновления: Милан, 1773; Лондон, 13 марта 1776. Грации, анакреонтический балет. Вена, 1768—1774. Горации и Куриации, трагический балет в 5 д., муз. Штарцера. Вена, 6 января 1774. Возобновления: Милан, 1775; Париж, 27 октября 1777. Любовь Энея и Дидоны, или Дидона покинутая, герои- ческий балет в 5 Д. Вена, 1766—1774. Возобновление: Лион, 12 июня 1781, муз. Штарцера. Флора. Вена, непорочности, или Королева добродетели в Са- балет в 13 картинах. Милан, 1775, муз. Ф. Байу. Во- зобновление: Вена, 1776. 372 Галеаццо, герцог миланский. Милан, 1771 или 1775. Ритигер и Ванда, Милан, 1771 или 1775. Гименей Милан, 1771 или 1775. Белтон Элиза. Милан, 1771 или 1775. Аннета Париж, 9 июля 1778. Возобновление: Лондон, 28 апреля 1789, муз. Федеричи. Менуэт принца Уэльского, дивертисмент. Лондон, 13 декабря 1781, муз. Лебрена. Воссоединение влюбленных, трагический балет. Лондон, 5 января 1782. (Возможно, вариант балета «Ревнивец со- перника».) Торжество супружеской любви, дивертисмент. Лондон, 10 января 1782. Казакин императора, дивертисмент. Лондон, 19 января 1782. Храм Амура, дивертисмент. Лондон, 24 апреля 1782. Аполлон и музы, дивертисмент. Лондон, 2 мая 1782. Каирский базар. Лион, март 1787. Жертвоприношение Лондон, 8 декабря 1787, муз. Мадзинги, позднее был добавлен финал, сочиненный Гайдном. Темпейский праздник. Лондон, 1 марта 1788, муз. Мад- зинги. Балет. Лондон, 8 января 1788. Провансальский праздник. Лондон, 31 января 1789. Испанские танцы — па-де-труа. Лондон, 15 июня 1789. (Возможно, то же, что «Дивертисмент в испанском стиле», там же, 18 марта 1794). Темпейские супруги. Лондон, 26 января 1793. Па-де-труа и падекатр. Лондон, 19 февраля 1793. Неверный фавн, дивертисмент. Лондон, 6 апреля 1793 Ифигения в Авлиде, или Принесение Ифигении в жертву. Лондон, 27 апреля 1793, муз. Миллера. Свадьба Фетиды. Лондон, 1793. Аделаида, или Альпийская пастушка. Лондон. 11 ян- варя 1794, муз. Миллера (?). Объединившиеся пастушки, дивертисмент. Лондон, 4 марта 1794. Служанка-госпожа, аллегорический балет. Лондон, 19 июня 1794, муз. Миллера, вместе с одноименной комиче- ской оперой Паизиелло. о л л н и О т р е д а к ц и и 5 К). Жан Жорж Новерр и его «Письма» 7 ПИСЬМА О ТАНЦЕ И БАЛЕТАХ Предисловие 39 Письмо первое 49 Письмо второе 58 Письмо третье 67 Письмо четвертое 76 Письмо пятое . 84 Письмо шестое 93 Письмо седьмое ПО Письмо восьмое Письмо девятое 154 Письмо десятое 187 Письмо одиннадцатое 203 Письмо двенадцатое 216 Письмо тринадцатое 240 Письмо четырнадцатое 257 П и с ь м о п я т н а д ц а т о е и п о с л е д н е е . . . . 2 7 6 374 ЗАМЕТКИ О ДРАМАТУРГИИ И ЛИБРЕТТО ВАЛЕТОВ 303 305 . 308 . 312 Предисловие Евтимий и Евхариса Смерть Агамемнона Введение к балету «Горации» или короткий ответ на длинные письма г-на 320 Медея 332 Амур и Психея 341 Беятон Элиза 354 ПРИЛОЖЕНИЯ Библиография. Сост. А. Г. . 363 Список балетов, поставленных Сост. | А. Г. | ЖАН ЖОРЖ ПИСЬМА О ТАНЦЕ И БАЛЕТАХ «Искусство» 1965 г. Стр. 376+ИЛл. 17 стр. 792 Редактор Л. А. Филатова Оформление художника Б. Г. Крейцера редактор Я. М. Окунь Технический редактор С. Б. Корректоры А. А. Гроссман и А. Б. Решетова Подписано к печати 21/IX 1965 г. Формат бумаги Печ. л. 12,31. (Усл. печ. л. 15,61. Уч.-изд. л. 15,85. Тираж 10.000 экз. Изд. № 1340. Заказ № 1267. Издательство «Искусство». Ленинград, Невский пр., 28. Ленинградская типография 4 Главполи- графпрома Государственного комитета Со- пета Министров СССР по печати, Социали- стическая, 14. Цена к. |