Главная страница
Навигация по странице:

  • Интерпретативная теория

  • Основные характеристики метода участвующего наблюдения по Д. Йоргенсену 1

  • Решение 36р от 09. 06. 2007 Москва 2008 ббк 60. 5 Р 74 Учебное пособие подготовлено при поддержке Рособразования по аналитической ведомственной целевой программе Разви


    Скачать 2.38 Mb.
    НазваниеРешение 36р от 09. 06. 2007 Москва 2008 ббк 60. 5 Р 74 Учебное пособие подготовлено при поддержке Рособразования по аналитической ведомственной целевой программе Разви
    Дата24.05.2023
    Размер2.38 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла5_3_romanov_p_yarskaya_smirnova_e_metody_prikladnyh_socialnyh_is.pdf
    ТипРешение
    #1157448
    страница7 из 23
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   23
    Биографический метод
    Биографические данные в социальных исследованиях—это основной источник детальных и мотивированных описаний «истории» отдельной личности. И значимые социальные связи, и мотивы действий получают здесь убедительное освещение «с точки зрения деятеля». Чаще всего ис- точником биографических данных становятся личные документы (ме- муары, записки, дневники и т. п.) либо материалы интервью и бесед.
    Н. Дензин дал одно из самых популярных определений биогра- фического метода (метода «историй жизни», «жизнеописаний»):
    «...биографический метод представляет переживания и определения одного лица, одной группы или одной организации в той форме, в ко- торой это лицо, группа или организация интерпретируют эти пережи- вания. К материалам жизненной истории относятся любые записи или документы, включая «истории случая» социальных организаций, ко- торые проливают свет на субъективное поведение индивидов и групп.
    Такие материалы могут варьировать от писем до автобиографий, от га- зетных сообщений до протоколов судебных заседаний». Любой устный или письменный рассказ субъекта о событиях его жизни может рассмат- риваться в качестве биографического материала.
    При определенных условиях для воссоздания «истории жизни» могут использоваться и вторичные источники – мемуары других лиц, письма, официальные документы. Биографический метод имеет очень много общего с методом включенного наблюдения и по сути является еще одной разновидностью этнографического подхода к кейс стади («анализу случая»). Отличием биографического метода можно считать большую сфокусированность на уникальных аспектах истории жизни человека (иногда-группы, организации) и на субъек- тивном, личностном подходе к описанию человеческой жизни, карь- еры, истории любви и т. п. В центре внимания социолога здесь ока- зывается документальное или устное описание события с точки зре- ния самого «случая», т. е. те сведения, которые в медицине называют субъективным анамнезом
    1 1
    Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. М.: Книжный дом «Уни- верситет», 2002.

    Стратегия прикладного социального исследования
    65
    Выделяют следующие виды биографического интервью:
    ‰ лейтмотивное интервью: респонденту помогают сразу подойти к определенной теме и придерживаться ее впоследствии;
    ‰ нарративное интервью: собеседника просят подробно рассказать историю своей жизни в свободной форме, но в хронологической последовательности событий.
    ‰ открытое интервью: интервьюер выступает в роли любопытно- го знакомого, который задает наводящие вопросы по ходу по- вседневного разговора.
    Жизнь человека, вплетенная в жизнь социума, представляет собой структурируемый процесс. Выделяют следующие процессы, происходя- щие в жизни отдельного человека:
    ‰ интенциональные — это проекты, жизненные цели, намеренно сделанные шаги, которые должны выводить из нежелательной си- туации, формы действий, нацеленные на то, чтобы узнать новое;
    ‰ институциальные — это посещение школы, последовательность об- разовательных шагов, семейный цикл, профессиональная карьера.
    Основная особенность метода – ведущая роль исследователя- интерпретатора, организующего биографический материал в соответ- ствии с теоретической логикой, избирательно редактирующего и ин- терпретирующего исходный рассказ (или рассказы) субъектов для того, чтобы ответить на поставленные в исследовании вопросы. Нередко множество отредактированных «историй жизни» становится иллюстра- тивным или доказательным материалом в теоретическом по сути иссле- довании. Примером может служить знаменитая работа И. Гофмана
    «Стигма». Так, в главе, посвященной типам «духовной карьеры» стигма- тизированных людей, Гофман использует десяток различных автобио- графических источников, мемуаров, «жизненных историй», чтобы по- казать, как влияют на личностную идентичность время и обстоятельства осознания субъектом своей стигмы, ее очевидность для окружающих.
    Субъектами «жизненных историй» здесь оказываются и человек, забо- левший в юности полиомиелитом, и профессиональная проститутка, и слепая девушка, и гомосексуал.
    Процедуры интервьюирования и гиды интервью, используемые в этом случае, по сути отличаются от традиционных для социологии лишь тем, что они отчетливо структурированы временной перспективой человеческой жизни как целого. «Биографический путеводитель», используемый при ин- тервьюировании, позволяет субъекту упорядочить свой рассказ и уделить достаточное внимание всем фазам жизненного цикла (детство, юность и т.п.) и всем сферам жизненного опыта (семья, карьера и т.п.), которые значимы для него и (или) интересуют социолога. Помимо того, что опросник или те- матический путеводитель позволяют не позабыть или не пропустить сущест- венные сведения, они полезны и самому исследователю как средство отчет- ливой и явной проработки тех понятий, которые он собирается использовать в теоретическом анализе
    1 1
    По материалам: Девятко И.Ф. Методы социального исследования. М.: Книжный дом «Университет», 2002.

    66
    Часть 2
    Наблюдение
    Наблюдение – метод сбора первичной социальной информации пу- тем прямой и непосредственной регистрации исследователем событий и условий, в которых они могут быть зафиксированы наблюдателем. На- блюдение с целью исследования, как правило, имеет либо жесткую структуру (формализованное), либо гибкий план (неформализованное).
    Наблюдение может быть открытым или скрытым, осуществляющимся
    «под прикрытием», когда члены наблюдаемой группы не знают о про- водимом исследовании. Различают также систематические наблюдения, которые осуществляются по заранее разработанному плану изучения объекта в течение определенного времени, и несистематические, крат- ковременные, которые проводятся на первой стадии исследования для формулировки гипотез или контроля и пополнения данных, получен- ных другими методами.
    Включенное наблюдение предполагает интеграцию исследователя в наблюдаемые события и процессы. Невключенное осуществляется при невмешательстве исследователя в изучаемые события. Включенное на- блюдение называют еще «участвующим»
    1
    , подчеркивая активную роль исследователя, который от роли наблюдателя переходит к исполнению роли полноправного участника событий. В основе метода участвующего наблюдения лежит интерпретативная теория понимающей социологии.
    Целью ее является понимание культур с точки зрения их представителей, при этом полученные результаты могут использоваться для критики суще- ствующих позитивистских гипотез и теорий, цель которых – объяснение, предсказание и контроль, поэтому они связаны с проверкой гипотез и по- иском логических связей. В отличие от позитивистской методологии, уча- ствующему наблюдению свойственны открытость логики и гибкость про- цесса исследования. Это значит, что исследовательская проблема, цели и задачи проекта могут переформулироваться с углублением представле- ний наблюдателя-участника о внутренних смыслах данного сообщества.
    Интерпретативная теория – построение объяс- нения с учетом смыслов, приписываемых событиям их участниками
    Участвующее наблюдение применяется в таких случаях, когда: а) о явлении совсем мало известно; б) точки зрения инсайдеров (участников событий) и аутсайдеров (сторонних лиц) сильно различаются; в) явле- ние находится под завесой стереотипов и за стенами учреждений (на- пример, умственная отсталость); г) явление скрыто от публики (напри- мер, преступность). Кроме того, участвующее наблюдение было бы уме- стно применить, если соблюдены следующие условия: 1) исследователь- ская проблема сформулирована с учетом смыслов, интеракций с точки зрения инсайдеров; 2) явление возможно наблюдать в повседневной ситуации или контексте; 3) исследователь имеет доступ к изучаемому контексту; 4) явление ограничено размером и местом и может быть изу- чено как случай; 5) исследовательские вопросы подходят для дизайна
    1
    Participant observation – наблюдение участника, участвующее, или включенное наблюдение.

    Стратегия прикладного социального исследования
    67
    кейс стади; 6) исследуемая проблема может быть раскрыта с помощью данных, полученных методом участвующего наблюдения и техник, воз- можных в данном конкретном поле.
    Основные характеристики метода участвующего
    наблюдения по Д. Йоргенсену
    1
    1. Интерес к смыслам и интеракциям с перспективы инсай- деров и членов особых ситуаций и контекстов.
    2. Акцент на «здесь-и-теперь» в повседневных ситуациях и контекстах.
    3. Теория и анализ применяются с целью понимания и ин- терпретации человеческого существования.
    4. Логика и процесс исследования открытые, гибкие, постоян- ное переопределение того, что представляется проблематичным, с опорой на сбор данных в конкретном контексте человеческого суще- ствования.
    5. Исполнение роли участника, что предполагает установле- ние и поддержание отношений с представителями изучаемого сообщества в поле.
    6. Применение наблюдения наряду с другими методами сбора данных.
    В повседневной жизни люди осмысливают мир, придают смысл ок- ружающим их объектам, явлениям, людям и взаимодействуют на основе этих смыслов. Так называемая теорема Томаса гласит, что если люди считают ситуацию реальной, то она реальна по своим последствиям.
    Поэтому, даже если мы «ошибаемся», размышляя о значении чего- либо, наши даже самые сильные заблуждения имеют реальные послед- ствия. Концепция реальности, создаваемая представителями какой- либо культуры, не доступна напрямую аутсайдерам, новичкам или чу- жакам. Для того, чтобы понять культуру, необходимо прежде всего изу- чить язык, но даже имея общий язык с нашими информантами, мы по- рой не знаем, что означают конкретные слова в конкретных ситуациях.
    Это требует специального изучения. Чтобы понять смыслы человеческо- го существования, описать мир повседневности с точки зрения инсайде- ра, необходимо участвующее наблюдение.
    Участие в повседневной жизнидается наблюдателю по-разному, очень часто занимаемая исследователем позиция определяет ту пер- спективу, с которой он или она смотрят на изучаемую проблему. Поэто- му очень важно постараться рассмотреть проблему с разных позиций.
    При этом исследователь может исполнять самые разнообразные роли, которые будут располагаться на континууме: от полного аутсайдера до полного инсайдера, или от полностью наблюдателя до полностью участни- ка. Характер этой роли определяет то, что именно участник может видеть, слышать, трогать, пробовать на вкус, обонять или чувствовать. В общем-то, наблюдение и участие – это противоположности. Чем более вы участвуете,
    1
    Jorgensen D. Participant Observation. London: Sage, 1989.

    68
    Часть 2 тем меньше вы наблюдаете. Ваша личная вовлеченность представляет уг- розу вашей объективности. И все же противопоставление наблюдателя и участника – это преувеличение. Ведь в обыденной жизни мы то и дело пе- реходим от одной роли к другой, и нередко убеждаемся в том, как труд- но бывает одновременно участвовать и наблюдать.
    С одной стороны, роль исследователя неестественна, с другой сторо- ны, есть множество примеров, когда исследователя принимают в сообще- стве, что позволяет ему или ей исполнять собственную роль, сосредото- чившись на исследовании. Довольно распространенный вариант – это частично открытое исследование, когда о целях нашего наблюдения из- вестно не все и не всем. Интересный опыт такого исследования представ- лен в работе М. Веспери, которая изучала проблемы бедности среди пре- старелых пенсионеров города Санкт-Петербурга в штате Флорида. В силу большой разницы в возрасте она не могла стать «одной из них», и поэто- му исполняла такие роли – просто жительница, возможно, друг, исследо- ватель, разговаривая с пожилыми людьми в парках на лавочках, пригла- шая их в кафе или к себе домой. Есть и другие примеры исследований, где ученым удавалось установить раппорт с информантами, несмотря на то, что им не удавалось становиться полными участниками группы.
    Известны случаи, когда наблюдателю удавалось перейти от роли аутсайдера к роли участника. Например, В. Бергер в Северной Калифор- нии проводил исследование среди членов сельской общины
    1
    . Незамет- но для самого себя он стал своим для его информантов, которые приня- ли его как важный ресурс своей общины, обращаясь к нему за советом в вопросах философии и социологии, воспитания детей, семейных отно- шений, с просьбой помочь с транспортировкой, приглашая его к уча- стию в собраниях и других видах коллективной деятельности группы.
    Вместе с тем, переходя к роли участника, как уже говорилось выше, исследователь рискует потерять объективность, «стать туземцем», утра- чивая способность удивляться и видеть что-то необычное в знакомом.
    Стоит отметить еще один важный прием участвующего исследова- ния – речь идет о стратегии работы в команде, привлечении помощни- ков из числа местных жителей, представителей изучаемого сообщества.
    Очень часто исследователь в силу разных причин не может получить доступ к тем или иным контекстам. В этом случае полезно привлечь в качестве ассистентов кого-либо из инсайдеров.
    В процессе исследования чрезвычайно важно установление и под- держание полевых отношений доверия и сотрудничества вплоть до за- вершения проекта, когда вы покидаете поле и расстаетесь с информан- тами. Методология участвующего наблюдения, предоставляя прямой доступ к изучаемой реальности в форме личного опыта участника, по- зволяет открыть, сделать доступными, обнаружить смыслы, которыми люди осмысливают повседневную жизнь. Исследователи отталкиваются от повседневных смыслов, а не от существующих теорий и гипотез.
    Исследователь принимает на себя различные роли в зависимости от степени включенности в изучаемую культуру, от того, на какой стадии исследования он находится, и иных факторов. Эти роли разнятся от не- заметных, незначительных номинальных и маргинальных ролей – до
    1
    Jorgensen D. Participant Observation. London: Sage, 1989.

    Стратегия прикладного социального исследования
    69
    «туземца», инсайдера или участника. Роль участника открывает иссле- дователю доступ к миру повседневности, так как он(а) становится пол- ноправным членом данного сообщества, или инсайдером.
    Все виды участвующего наблюдения можно разделить на две груп- пы: открытое – когда инсайдерам известно о том, что ведется исследо- вание, и закрытое (скрытое) – когда представителям сообщества ничего специально не сообщается. Во многих случаях наблюдатели создают промежуточную ситуацию, сообщая инсайдерам не всю, а выборочную информацию о целях наблюдения. Желательно, чтобы исследователи выполняли множественные роли в процессе работы, стремясь достичь хотя бы небольшой степени раппорта, психологической близости с людьми, стать «своим» в ситуации и контексте.
    Как только исследователь получает доступ к интересующему его контексту, необходимо приложить все усилия, чтобы поддержать скла- дывающиеся добрые отношения с представителями изучаемого сообще- ства. Отношения между наблюдателем, ставшим участником, другими людьми – инсайдерами в данном полевом контексте – и более широким контекстом представляются ключевым компонентом исследования. Ха- рактер этих отношений влияет как на саму возможность исследования, так и на достоверность получаемых данных, и, следовательно, на качест- во выводов.
    Проведение участвующего наблюдения предполагает сочетания различных методов исследования. В дополнение к наблюдению исполь- зуются различные виды интервью. Полезным бывает обращение к дос- тупным документам разных типов. Наконец, возможно сочетание каче- ственной и количественной методологии, в частности, применение оп- росов и анализ статистической информации.
    Участвующее наблюдение представляет собой особую методологию, делающую акцент на контексте. Прежде всего, речь идет о нахождении исследователя в прямом контакте с людьми в повседневном контексте.
    Кроме того, здесь специально оговаривается необходимость рефлексии ценностей, политики, этики, влияющих на формулировку проблемы, ход исследовательского процесса, включая характер отношений в поле, и выводы.
    В том случае, когда исследователь хорошо знаком с изучаемым кон- текстом, важным условием сбора данных становится выработка у себя этнографической дистанции
    1
    . Это подразумевает попытки смотреть на привычные практики так, словно бы они были чужими, подмечая такие их особенности и свойства, которые в обычных обстоятельствах кажутся естественными. Являясь «аборигенами», мы часто проходим мимо ка- ких-то событий, которые людям со стороны могут показаться важными и интересными. Поэтому такое значение имеет опыт постоянных обсуж- дений с коллегами, обладающими другим жизненным опытом. Лишь со временем и тренировкой возникает особое чувство дистанции, отстра- ненности, помогающее исследовать мир организации извне, даже буду- чи в постоянном непосредственном контакте с ним. Особенную актуаль- ность исследовательская дистанция имеет в аспекте изучения властных
    1
    Романов П., Ярская-Смирнова Е. «Делать знакомое неизвестным…»: Этнографи- ческий метод в социологии // Социологический журнал. 1998. № 1/2. С.145-160.

    70
    Часть 2 отношений в организациях. Такого рода взаимодействия скрыты подчас от непосредственных участников, однако постоянно и неумолимо нор- мируют их жизнь.
    Позиция отстраненности подразумевает следующее: ставить под сомнение обычные вещи и замечать обычные детали или смотреть на обычные вещи глазами аутсайдера. Отстраненность помогает исследо- вателю видеть привычное по-новому, а это обнаруживает те аспекты окружения, которые сознательно не осознают члены группы. Позиция отстраненности стимулирует исследователя к тому, чтобы пересмотреть свой собственный социальный мир. Погружение исследователя в другое окружение нарушает привычный ход мысли и поступков. Полевому ис- следователю необходимы навыки общения и личное обаяние, чтобы установить дружеские отношения. Устанавливая дружеские отношения, исследователь верит всему и ничему одновременно, так как подвергает каждый факт рефлексии. Как только полевой исследователь достигает понимания точки зрения члена группы, он переходит к следующему этапу – думать и действовать, исходя из позиции члена группы.
    Получая доступ к субъективной реальности повседневной жизни других людей, мы стремимся достичь истины, познавая мир инсайдеров.
    Наиболее прямой путь к таким образом определяемой истине лежит че- рез полное отождествление себя с представителями изучаемой культуры, слияние с местной традицией. В антропологии это называется «стать фе- номеном» или «превратиться в туземца». Менее прямые, но вполне оп- равдывающие себя стратегии – проникать в мир повседневности, ис- пользуя методы наблюдения и интервью, ведя дневниковые записи и анализируя наблюдаемые явления.
    Впрочем, многие исследования только выигрывают оттого, что про- водятся людьми, лично заинтересованными в разработке той или иной темы. Примеры представляют исследователи-инвалиды – мужчины и женщины, которые внесли немалый вклад в социологию инвалидности
    (М. Оливер, Т. Шекспир, Д. Моррис), феминистские исследовательницы
    А. Дворкин, К. Ферраро и другие, которые боролись с проблемой дис- криминации женщин. Например, Ферраро провела исследования про- блем женщин, которые испытывали насилие в семье. В своем проекте она применяла метод биографического интервью, наблюдение в убежище и кризисном центре для женщин, пытаясь, помимо исследований, осуще- ствить вмешательство, способствуя организации движения по открытию убежищ для женщин. Методология участвующего наблюдения отрицает жесткие границы между субъективным и объективным, критически отно- сясь даже к самим понятиям субъекта и объекта исследования.
    В самом начале исследования необходимо сформулировать общую идею, проблему, которая затем будет уточняться с перспективы инсай- деров. Обзор литературы тоже важен на начальной стадии, хотя играет меньшую роль при определении проблемы для участвующего наблюде- ния. Однако, в процессе изменения и уточнения проблемы неплохо вновь и вновь обращаться к соответствующей литературе.
    Как же возникает исследовательская проблема, и что способствует ее формулированию? Рассмотрим два варианта: во-первых, когда у нас

    Стратегия прикладного социального исследования
    71
    есть примерные представления, что изучать, и во-вторых, когда мы знаем, где мы хотели бы проводить наблюдение
    1
    От проблемы к контексту. Предположим, что у нас сложились общие представления о том, что мы собираемся исследовать, кроме того, мы можем объяснить, в чем мы усматриваем проблему, то есть то или иное противоречие. Проблема может проистекать из наших собствен- ных личных интересов, она может быть почерпнута в научных дискус- сиях, возможно, весьма абстрактного свойства, возможно, это тема, воз- никшая в иных исследованиях или поставленная перед нами другими людьми (в том числе, государственными чиновниками, политиками, общественными активистами или фондом).
    Отправляясь в поле с идеей о каком-либо противоречии, о чем-то проблемном, нам важно оставаться открытыми к широкому спектру по- следующих открытий, готовыми даже к тому, что наша изначальная идея, оказывается, никуда не годится.
    Участвующее наблюдение часто применяется в проектах приклад- ного характера. Например, П.Х. Хьюджесс столкнулся с трудностями, пытаясь разработать реабилитационную программу для потребителей героина. Он понял, что только познав особенности повседневной жизни потребителей наркотика, он может получить информацию, полезную при разработке эффективной программы реабилитации.
    Наблюдение применяется и в программах оценки качества, и в этом случае исследователи также осуществляют переход от общей проблемы к частным вопросам и гипотезам. Характерным примером является проект по оценке результатов и последствий образовательной програм- мы и оценке потребностей слушателей. Известны примеры, когда ис- следователи, проводившие оценочные проекты в области образования, брались также и за обучение учителей методу участвующего наблюде- ния. Учителя, выработав навыки наблюдателей и участников, станови- лись более рефлексивными к свой профессиональной деятельности и начинали распознавать и понимать те проблемы, которые ранее для них оставались скрытыми и незаметными.
    Итак, в ходе изучения повседневности происходит переформулирова- ние и изменение исследовательского вопроса. Например, Д. Йоргенсен планировал изучать практики, с помощью которых люди становятся экс- пертами в области таких экстраординарных знаний и способностей, как коммуникации с духами, пророчество, предсказание. Начав искать кон- текст, исследователь принял решение вначале узнать о том, где и каким образом организовывали свою деятельность маргинальные религиоз- ные группы, в частности, сосредоточившись на изучении тех, кто гадает по картам Таро
    2
    От контекста к проблеме. В других случаях мы вначале принима- ем решение о том, где, в какой среде проводить наблюдение, а потом формулируем исследовательские вопросы. На выбор исследовательско- го контекста существенное влияние может оказать характер нашей про- фессиональной деятельности.
    1
    Jorgensen D. Participant Observation. London: Sage, 1989.
    2
    Ibid.

    72
    Часть 2
    Участвующее наблюдение, как уже упоминалось, характеризуется гибкой логикой определений исследовательской проблемы. От исследо- вателя ожидается постоянное переопределение понятий, поиск новых индикаторов и переформулировка гипотез. Основные понятия определя- ются феноменологически: в аспекте того, что те или иные идеи и действия значат для людей в конкретных ситуациях. Для того, чтобы подобрать индикаторы, с помощью которых эти понятия могут быть выявлены и зафиксированы, нужно предпринять поиск смыслов, соответствий и свя- зей непосредственно в полевом контексте. Иными словами, понятия должны быть сформулированы в перспективе инсайдера, исследователь стремится найти их множественные проявления и показатели, чтобы по- нять, что означает идея и как она применяется в исследуемом сообществе.
    В отличие от позитивистского проекта, примером которого являет- ся анкетный опрос, в участвующем наблюдении понятия редко опреде- ляют операционально, практически никогда не измеряют их количест- венно и не анализируют данные статистически. Дело в том, что опера- циональные определения предполагают то, что будет найдено, и тем самым искажают смыслы инсайдера, следовательно, можно ожидать непонимание. Квантификация, по словам Д. Йоргенсена, приводит к разрушению реальностей повседневной жизни.
    Операциональные определения и количественные измерения могут применяться только после того, как исследователь достиг значительного ознакомления с миром инсайдеров или как дополнительная исследова- тельская стратегия. Главная цель участвующего наблюдения – опреде- ление ключевых понятий в терминах перспективы инсайдеров.
    Таким образом, метод наблюдения бывает напрямую связан с мето- дом интервью, поскольку требует улавливания и раскодирования вер- бальной и невербальной информации, передаваемой посредством зна- ков и символов, т.е. посредством языка. Первый шаг в описании культу- ры, субкультуры или «образа жизни» – это инвентаризация ключевых понятий, используемых представителями культуры. Полезно составить специальный тезаурус или глоссарий, для чего необходимо анализиро- вать услышанные и записанные специальные термины, обращаясь к представителям субкультуры с просьбой описать, объяснить, как ис- пользуются те или иные слова. Иногда подобные вопросы задавать не представляется возможным, поэтому нужно просто наблюдать за тем, как применяются символы – вербальные или невербальные жесты и высказывания, как они связаны с теми или иными действиями, что они означают и в каких случаях применяются.
    Для участвующего наблюдателя необходимо обнаружить и уяснить именно те понятия, которыми пользуются «туземцы», а не подходить к полю с готовыми формулами и названиями-клише. Известный амери- канский антрополог Дж. Спрадли проводил в 1970-х годах исследования городских кочевников, которых другие эксперты называли следующим образом: психологи и медики – «алкоголиками», чиновники – «бомжа- ми», социологи – «бездомными». Спрадли выяснил, что самоназвание представителей этой субкультуры – «tramp», или «бродяга». Интересно, что это понятие имеет в английском языке много коннотаций, в том числе, ценностно нейтрального и даже положительного характера. Ис- следователю удалось выявить скрытые от посторонних глаз смыслы це-

    Стратегия прикладного социального исследования
    73
    лого ряда событий в распорядке жизни городских бродяг. В частности, арест и отправка в полицию расценивались ими как особый ритуал со свойственными ему повторяющимися узнаваемыми элементами.
    Итак, в полевом исследовании очень важно обращать внимание на жаргон организаций, групп или субкультур. Люди, которые взаимодейст- вуют друг с другом в течение какого-то времени, разрабатывают общие символы и терминологию. Новые слова появляются благодаря особым событиям, предположениям или отношениям. Жаргон дает исследовате- лю ключи к тому, что важно для членов группы и как они видят мир
    1
    Существенный вопрос – это доступ к контексту или к тому месту, где будет проводиться наблюдение. Доступностью объекта исследования не- редко определяется выбор темы и проблемы. В зависимости от степени открытости контекста – организации, группы, общины – предпочтитель- ны те или иные стратегии входа в поле, а также характер наблюдения, которое может быть скрытым или открытым, полным или выборочным.
    Данные полевого исследования обычно представляют собой поле- вые заметки. Заметки, записи, файлы данных являются важными ас- пектами участвующего наблюдения. В процессе наблюдения трудно сконцентрироваться и делать записи, в связи с чем мы иногда отклады- ваем их на потом или вообще ничего не фиксируем. Однако, это являет- ся ошибкой. Написание заметок – процедура, которая требует самодис- циплины. Заметки содержат подробные описательные детали, сделан- ные по памяти. Исследователь должен иметь ежедневную привычку де- лать заметки сразу после того, как он покинет поле. Очень полезно фик- сировать не только наблюдаемые факты, но и переживаемые чувства, а также возникающие соображения по поводу смысла происходящего.
    Дневник наблюдения имеет следующую структуру:
    Титульный лист (название на титульном листе тетради или блок- нота, фамилия, имя, тема).
    Регулярные записи. Каждая запись начинается с упоминания даты
    (число, день недели) и времени начала и окончания наблюдения. Лист можно разделить на три графы или записывать информацию подряд, отвечая на следующие вопросы:
    1. «что мне удалось сегодня увидеть»
    2. «что это может означать (что еще это может означать)»
    3. «какие эмоции у меня вызывает увиденное (и как эти чувства могут повлиять на интерпретацию)»
    Некоторые исследователи практикуют описание этих трех типов информации в табличной форме:
    Что я вижу
    Что я чувствую
    Как я это понимаю
    В графе, содержащей интерпретации, желательно давать множест- венные истолкования наблюдаемого и испытываемого.
    1
    Neuman L.W. Social research methods: qualitative and quantitative approaches, 2
    nd ed.
    Boston etc.: Allyn and Bacon, 1991. См.: Возможности использования качественной методологии в гендерных исследованиях: Материалы семинаров / Под ред. М. Ма- лышевой. М., 1997.

    74
    Часть 2
    Это общие вопросы, которые вы задаете себе в начале наблюдения, а затем их нужно уточнить по-своему, исходя из темы исследования.
    По мере фокусировки темы, от наблюдения к наблюдению эти общие вопросы должны быть дополнены более конкретными, например, «по- чему здесь так много женщин?» или «интересно, что думает кондуктор трамвая о нас, пассажирах?».
    В дневник наблюдения следует записывать те вопросы, которые исследователь задает информантам, мнения о том, хорошо ли были сформулированы вопросы, а также, какова была реакция информанта, удалось ли наладить доверительный диалог, не было ли каких-то не- ожиданных или негативных реакций. Дневник представляет собой базу сырых данных, а также наметок к их анализу.
    Помимо дневниковых записей можно использовать записывающие аудио- и видеотехнологии. Записи расшифровываются и обязательно архивируются. Хранение записей и других архивных материалов долж- но осуществляться в соответствии с принятыми правилами.
    Отметим, что в современной этнографии развивается особое на- правление – визуальное. Фото- и видеотехнологии здесь используются не только для фиксации данных, но и как способ понять жизненные ми- ры изучаемых культур. Для этого исследователи обращают внимание на то, какие приемы фото- и видеосъемки используют в местном сообщест- ве, какие образы предпочитают запечатлевать и как все это объясняют.
    Вслед за расшифровкой и архивацией полученных записей начинается аналитический цикл. Тексты дневников и интервью, описания наблюдае- мых событий кодируются, систематизируются и подвергаются интерпрета- ции. Предварительный анализ может осуществляться на ранних стадиях исследования с целью формулировки и уточнения гипотез, переопределе- ния понятий и задач. Все эти процедуры следует откомментировать в отчете о полевом исследовании (см. последнюю часть этого пособия).
    Валидность и надежность участвующего наблюдения определя- ется следующими условиями
    1
    . Во-первых, участвующий наблюдатель редко полагается на единичную форму свидетельств. Напротив, здесь используются разные методы, дополняющие друг друга источники, раз- личные типы свидетельств и интерпретации с разных точек зрения
    (триангуляция). Во-вторых, участвующее наблюдение предоставляет прямой доступ в мир инсайдеров. Чем менее доступен этот мир, тем ме- нее валидные и надежные результаты получаются в исследовании.
    В-третьих, правила метода требуют от исследователя описать и об- судить полностью процедуру исследования, обсудить связь между про- цедурами и результатами, в том числе достоинства и ограничения этих процедур. Кстати, именно такое открытое, детальное обсуждение иссле- довательских процедур позволяет подвергнуть их дальнейшей публич- ной проверке и анализу. В-четвертых, ключевые понятия исследования могут быть проверены реальным их использованием в повседневной жизни. По словам Йоргенсена, трудно представить более строгий тест на точность или зависимость, чем проверка повседневностью. Наконец,
    1
    Neuman L.W. Social research methods: qualitative and quantitative approaches, 2
    nd ed.
    Boston etc.: Allyn and Bacon, 1991. См.: Возможности использования качественной методологии в гендерных исследованиях: Материалы семинаров / Под ред. М. Ма- лышевой. М., 1997.

    Стратегия прикладного социального исследования
    75
    хотя и не всегда это реально сделать на практике, в принципе, процеду- ры и результаты участвующего наблюдения могут быть проверены неза- висимыми повторными исследованиями.
    Критическая этнография пересматривает традиционные дистан- ции и отношения между исследователем и информантами или местным сообществом. Эта методология направлена на преодоление социально- го, гендерного и расового неравенства, зачастую воспроизводимого в языке науки, основанном на позитивистских схемах сбора и анализа со- циальных данных.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   23


    написать администратору сайта