Главная страница
Навигация по странице:

  • Метод анализа текстов

  • дискурсами .

  • Решение 36р от 09. 06. 2007 Москва 2008 ббк 60. 5 Р 74 Учебное пособие подготовлено при поддержке Рособразования по аналитической ведомственной целевой программе Разви


    Скачать 2.38 Mb.
    НазваниеРешение 36р от 09. 06. 2007 Москва 2008 ббк 60. 5 Р 74 Учебное пособие подготовлено при поддержке Рособразования по аналитической ведомственной целевой программе Разви
    Дата24.05.2023
    Размер2.38 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла5_3_romanov_p_yarskaya_smirnova_e_metody_prikladnyh_socialnyh_is.pdf
    ТипРешение
    #1157448
    страница8 из 23
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   23
    Критическая этнография – это практика эмпириче- ского исследования, подразумевающая не только дли- тельное включенное наблюдение, вживание в сообщество, описательную манеру изложения результатов полевой ра- боты, но и антидискриминационную направленность ра- боты ученого.
    Говоря о феминистской этнографии, Ш. Рейнхарц
    1
    выделяет три направления, различающиеся по целям исследования: а) документиро- вание жизни и деятельности женщин; б) понимание опыта женщин с их точки зрения; в) концептуализация женского поведения, выражающего социальный контекст. Документирование жизни и деятельности жен-
    щин возникло как оппозиция традиционным и, по мнению феминистских социологов, по преимуществу андроцентричным социальным исследова- ниям. Преодолевая ограничения предшествующей методологии, которая не рассматривала женщин в качестве значимо влияющих на социальные установки, феминистская методология сконцентрировалась на полном и равноправном женском участии в социальном, экономическом и поли- тическом пространствах. Такие исследования, например, были выпол- нены в отношении бедных чернокожих женщин (К. Стек), пожилых ир- ландских представительниц рабочего класса (Д. Коннорс). Чтобы сде- лать жизнь изучаемых групп более «реальной» для себя, исследователь- ницы соединили практику глубоких интервью с интенсивным участием в их повседневной жизни.
    Понимание женщин с их собственной точки зрения корректирует главный недостаток не-феминистского включенного наблюдения о триви- альности женской деятельности и образа мысли или, иначе, об интерпрета- ции женщин с позиций мужчин. В направлении, известном как понимание
    женщин в контексте, феминистские этнографы стремятся рассматривать женское поведение в социальном контексте, избегая брать этот контекст обособленно от анатомии, культуры и класса. Например, Ф. Гинзбург изу- чала деятельность двух полярных по идеологии групп – «Pro-Life» (против- ники абортов) и «Pro-Choice» (отстаивающие свободу абортов).
    Включенное наблюдение является основным методом этнографии.
    Иногда между ними даже ставят знак равенства, но средств анализа эт- нографических данных существует множество: они подразумевают раз- личные формы полевых материалов и стратегии работы с ними. Это может быть анализ женского языка, работа с текстами, в том числе та- кими специфическими, как автобиографии и художественные тексты.
    1
    Reinharz S. Feminist Methods in Social Research. New York, Oxford: Oxford Univer- sity Press, 1992.

    76
    Часть 2
    Этнографические исследования социальной работы, социального обслуживания позволяют вскрыть проблемы и увидеть перспективы как в отношениях между социальным работником и клиентом, так и в орга- низационной культуре самой службы, которая воплощается в иерархии властных отношений между разными специалистами, между начальст- вом и подчиненными.
    Метод анализа текстов
    То, что нас окружает и доступно наблюдению, либо уже является текстом или может быть в качестве такового представлено. Все эти тек- сты, или документальные источники, можно разделить на два типа: соз- данные специально для исследования или созданные первоначально для иных целей и лишь затем проанализированные учеными. Любой метод сбора эмпирических данных (наблюдение, глубинное интервью, фокус-группа, анкетный опрос) приводит к появлению текста: расшиф- ровка записей интервью, дневник наблюдения, отчет об исследовании.
    Такие тексты создаются специально в целях исследования. А вот личные документы людей: их письма, дневники, стихи, любительские фильмы, фотоальбомы, коллекции различных вещей и многие другие формы самовыражения и отражения личной жизни, характерные для многих людей, – являются культурными артефактами. Такие «документы жиз- ни» могут стать предметом интереса социальных ученых, поскольку мо- гут существенно расширить наши представления о реальности
    1
    Как различаются документы? По способу фиксирования информа- ции – рукописные и печатные, фото-, аудио- и видеозаписи. С точки зрения целевого назначения, как уже упоминалось, бывают целевые (специально созданные в целях исследования) и наличные документы. По степени пер- сонификации – личные (дневники, мемуары, письма) и безличные (стати- стические или событийные архивы, данные прессы, протоколы собраний).
    В зависимости от статуса документального источника – официальные и неофициальные. Особую группу документов образуют материалы средств массовой информации. Наконец, по источнику информации документы бывают первичные и вторичные. Вторичные представляют собой обработ- ку, обобщение или описание данных первичных документов, созданных на основе наблюдения, опроса, регистрации событий
    2
    Преимущество документов, созданных независимо от задач иссле- дователя, перед данными анкетных опросов и даже глубинными интер- вью состоит в том, что содержащаяся в них информация в большей сте- пени связана с естественным контекстом реальности, чем с искусствен- ной ситуацией опроса.
    Типы материалов, использующихся в современном контент-
    анализе. Контент-анализ – это систематическое изучение объектов (ар- тефактов) или событий посредством их пересчета или интерпретации содержащихся в них тем. Культурные артефакты выступают объектом
    1
    Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию.
    М.: Добросвет, 1998. С.108-109.
    2
    Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы.
    Самара: Самар. ун-т, 1995. С.131-132.

    Стратегия прикладного социального исследования
    77
    анализа социологов, историков, литературоведов, социальных антропо- логов и археологов. Такие культурные продукты имеются в каждом ас- пекте человеческой жизни: в относительно частных мирах, «высокой» культуре, популярной культуре, организационной жизни. Только вооб- ражение исследователя (вернее, недостаток этого воображения) может установить предел поиска культурных артефактов. В анализе «текстов» объектом, например, могут выступать детские книги, народные сказки, произведения искусства, художественная и любая другая литература, произведения детского творчества, мода, открытки, всевозможные ру- ководства и инструкции, адресованные девочкам и женщинам (напри- мер, как стать хорошей хозяйкой), доски объявлений, газеты, медицин- ские записи, научные публикации, учебники социологии, сборники афоризмов или цитат.
    Особенность дневников в том, что они описывают жизненные собы- тия тогда, когда они происходят, тогда как в устных историях на воспо- минания накладываются впечатления современности и срабатывает эффект места и времени. В биографическом интервью, как и в устной истории, исследователь различает два аспекта субъективного времени:
    «каково сегодняшнее видение прошлого и каковы были ощущения че- ловека тогда, в момент совершения события, в прошлом»
    1
    . Исследова- тель может использовать уже существующие доступные дневники или просить респондентов вести дневник в течение определенного времени.
    При этом предлагается примерная структура записей в целях исследо- вания, но предусмотрены и любые другие заметки личного характера.
    На материале дневниковых записей возможно анализировать содержа- ние повседневной жизни, бюджет времени, а также исследовать особен- ности практик и сообществ, скрытых от наблюдения. В тех случаях, ко- гда респондент, заполняя дневник, следует схеме, предложенной иссле- дователем, эти записи называются дневниковым интервью. Такой тип интервью относится к полуструктурированным.
    Письма выступают богатым источником информации и могут быть классифицированы следующим образом: церемониальные (по случаю официального события, праздника); информационные (детальный рас- сказ о жизни семьи, адресованный отсутствующему ее члену); сентимен- тальные (призванные оживить чувства человека безотносительно к ка- кому-либо особому случаю); литературные (имеющие эстетические сто- роны); деловые. Эта классификация принадлежит У. Томасу и Ф. Зна- нецкому, активно использовавшим письма в своих исследованиях
    2
    . При использовании писем необходимо помнить, что у него есть две рефе- рентных персоны – автор и адресат, на реакцию которого рассчитан стиль каждого письма, реакцию конкретного получателя; адресат напо- ловину определяет направленность и стиль письма.
    Культурные артефакты являются продуктами индивидуальной дея- тельности, социальной организации, технологии и культурных паттер- нов. Интерпретации этих материалов, конечно, сами являются культур-
    1
    Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию.
    М.: Добросвет, 1998. С.109.
    2
    Цит. по: Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую со- циологию. М.: Добросвет, 1998. С.11.

    78
    Часть 2 ными артефактами. Поскольку культурных объектов существует великое множество, выделим четыре типа материалов, принципиально важных для гендерных исследований. Это записанные свидетельства (например, дневники, научные журналы, научная фантастика, граффити), нарра- тивные и визуальные тексты (например, фильмы, телешоу, реклама, поздравительные открытки), материальная культура (например, музы- ка, технология, содержимое детской комнаты, коллекция книг) и пове- денческие стили (например, манера одеваться, жесты, взгляды).
    Ключевые характеристики культурных артефактов. Культур- ные артефакты обладают двумя отличительными особенностями. Во- первых, они натуралистичны, естественны, поскольку не были созданы намеренно в качестве объектов научного исследования. Во-вторых, они
    не-интерактивны, поскольку не требуют взаимодействия с людьми по- средством наблюдения или беседы. Эмиль Дюркгейм, например, не об- ращался к интервью, а использовал статистику самоубийств, когда ана- лизировал сплоченность общества. В то же время, исследователи могут применять и те материалы, которые как будто специально созданы для анализа того или иного вопроса. Примером подбора материалов двух типов в исследовании проблемы абортов будет использование: а) газетных статей и буклетов, листовок, брошюр и б) таких организационных документов, как протоколы собраний, уставы, списки основателей и спонсоров. К первой группе относятся документы, создающиеся специально для убеждения людей, следовательно, они рассчитаны на общественное внимание и могут как производиться, так и использоваться иными исследователями как аргументы научных публикаций. Документы второй группы не были изначально созданы в целях исследования, однако посредством их ана- лиза можно установить, в чьих интересах производится и распространя- ется мнение о необходимости запретить или разрешить аборты. Подоб- ное исследование провела американская социолог Кристин Лакер: она рассмотрела социальный состав движений «Про-лайф» и «Про-чойс»
    (общественные группы, выступающие, соответственно, против или за аборты) в ранний период их деятельности в 1960-е годы. Лакер объеди- нила контент-анализ документов с продолжительными полуструктури- рованными интервью с 212 активистами, которые принимали участие в дебатах об абортах. Сопоставление материалов интервью с архивами и организационными текстами позволило ей понять связь между индиви- дуальными убеждениями и идеологиями организаций
    1
    . Такое исследо- вание носит название мультиметодического
    2
    Анализ текстов как деконструкция. Термин контент-анализ по- разному определяется социальными учеными. Историки, например, применяют понятие архивных исследований, философы и литературо- веды используют анализ текстов или литературную критику. Кроме то- го, различаются и теоретические перспективы к анализу культурных артефактов. В этом случае появляются дополнительные обозначения анализа текстов: дискурс-анализ, анализ риторики и деконструкция.
    1
    Reinharz S. Feminist methods in social research. New York, Oxford: Oxford Univer- sity Press, 1992. P.152.
    2
    Рейнхарц С. Феминистское мультиметодное исследование // Гендерные иссле- дования. №5 (2/2000). С. 190-210.

    Стратегия прикладного социального исследования
    79
    Количественный контент-анализ. Исследователи, собирающие культурные артефакты для социального анализа, могут интерпретиро- вать их с применением количественных или качественных методов. На- пример, компьютерные программы, подсчитывающие частоту употреб- ления слов, могут помочь нам обнажить скрытые механизмы, заложен- ные в большом количестве документов. Подобным образом может про- водиться количественный контент-анализ авторства и содержания ака- демических журнальных статей, например по вопросу о процентном соотношении мужчин и женщин среди авторов или в качестве объектов исследований, в аспекте применяемых методов и обращения авторов к гендерной проблематике. Канадский психолог Пола Каплан применила этот метод, чтобы продемонстрировать антагонизм психологов к мате- рям обследуемых детей: она проанализировала девять основных журна- лов в области исследований психического здоровья за три года в течение
    1972–1982 годов, применив 63 категории для прочтения и классифика- ции 125 статей в аспекте «обвинения матери». Другой пример – иссле- дование американских исследовательниц Дайаны Скалли и Полин Барт.
    Они осуществили количественный контент-анализ учебников гинеколо- гии и пришли к выводу, что портрет женщин в этих текстах рисуется как образ психически больного человека
    1
    Качественный, или интерпретативный, контент-анализ. В одном из своих качественных социологических исследований Шуламит Рейн- хартц собрала рассказы женщин о неудачной беременности, записанные в дневниках, сочинениях и других личных документах. Затем она попыта- лась определить сходства и различия смысла неудачной беременности для женщин из различных мест, эпох и социальных страт. Оказалось, что разные женщины применяют различные категории для объяснения своей ситуации, говоря о причинах, последствиях, своем отношении к беремен- ности и ее завершении, о той помощи, которую могут получить от окру- жающих. Татьяна Барчунова исследовала представление женщин в сим- волическом дискурсе националистической прессы. Виктимизация жен- щин, по словам исследовательницы, является концептуальным класте- ром, включающим понятия жертвы, жертвенности, защиты, вины. Сюда же Барчунова относит мотивы старения и старости, смерти, суицида. В газете «Завтра», как показало это исследование, содержатся не только многочисленные примеры виктимизированной репрезентации женщин, но и материалы, содержащие ее идеологическое обоснование со ссылками на «объективные» условия современной кризисной ситуации
    2
    С помощью приемов дискурс-анализа мы можем проанализировать репрезентации тех или иных сюжетов в российских СМИ. Такой анализ представляет собой альтернативный способ чтения текстов по сравне- нию с обычным «сканированием» информации в повседневной ситуа- ции, когда читатель распознает лишь поверхностный слой преподносимых ему аргументов. В исследованиях дискурса именно контекст, а не сам текст является предметом анализа: «Анализ дискурса заключается в том, чтобы
    1
    Reinharz S. Feminist methods in social research. New York, Oxford: Oxford Univer- sity Press, 1992. P.158.
    2
    Потолок пола: Сб. науч. и публицист. статей / Под ред. Т.В. Барчуновой. Новоси- бирск, 1998. С.89.

    80
    Часть 2 реконструировать процессы социальной объективации, коммуникации, легитимации смысловых структур на основе описания практики институ- тов, организаций соответствующих коллективных актеров и проанали- зировать социальное влияние этих процессов»
    1
    . Речь идет о том, что текст анализируется не сам по себе как грамматическая форма, содер- жащая информацию о фактах, а в качестве социальной репрезентации.
    Дискурс-анализ предполагает рассмотрение как форм, так и функций языка, идентификацию лингвистических особенностей, которые, подобно социальным и культурным факторам, способствуют нашей интерпретации и пониманию различных текстов и типов языковой коммуникации.
    Устоявшиеся языковые практики, содержательно и темати- чески определенные формы производства текстов отлича- ются своими правилами в том или ином научном, профес- сиональном, культурном сообществе. В современной соци- альной науке такие институциализированные формы и практики называются дискурсами.
    Влияние более широкого дискурсивного контекста на смысл выра- жения эксплицируется посредством выяснения того, как возник и разви- вался данный дискурс, какие явные и латентные смыслы в нем содержат- ся, к каким выводам они приводят читателей, кто авторы текста и в какую деятельность они вовлечены, каковы характеристики их аудитории и ос- новные каналы распространения информации. Немаловажным элемен- том дискурс-анализа является детальное рассмотрение риторических приемов, с помощью которых в тексте осуществляется аргументация.
    Средства массовой информации участвуют в производстве и вос- производстве значений, укладывающихся в типизированные схемы.
    Поэтому выбор материала и его трактовка ориентируются не только на интересы владельцев органа СМИ, но и на предпочтения публики, на ее желание или нежелание знать о чем-либо, сопротивление или приветст- вие какой-то позиции.
    В связи с этим, репертуар и рамки интерпретаций, предлагаемые в
    СМИ, играют важную роль в процессе, посредством которого общество признает или игнорирует те или иные социальные проблемы в качестве фокуса конфликтных интересов, намерений и целей. Способы аргумента- ции, например, в газетных статьях, адресованных массовой аудитории, отличаются от тех, что используются в научном дискурсе. Зачастую рито- рика газетных публикаций сближается с политической: авторы незаметно для себя (а чаще незаметно для адресата) мнение выдают за знание, соот- ветственную оценку объективируют и отождествляют с устоявшейся в об- ществе системой ценностей, играют категориями «я» и «мы». При этом идеологические предпосылки, из которых исходят авторы статей в попу- лярных СМИ, как правило, не разрушают, а воспроизводят сложившиеся в обществе социальные иерархии, чтобы сформировать отношения базо- вого доверия в процессе коммуникации с читателем.
    1
    Мещеркина Е. Феминистский подход к интерпретации качественных данных: методы анализа текста, интеракции и изображения // Введение в гендерные исследования. Ч.I/
    Под ред. И. Жеребкиной. Харьков: ХЦГИ, Санкт-Петербург: Алетейя, 2002. С.219.

    Стратегия прикладного социального исследования
    81
    Одна из базовых социальных иерархий основана на противопоставле- нии мужского и женского. Авторы текстов в СМИ, сознательно или неосоз- нанно стремясь вписаться в общепринятые нормы бытования, на символи- ческом уровне осуществляют воспроизводство гендерной дихотомии.
    Исследования СМИ в духе социального конструктивизма позволя- ют вскрыть приемы и проследить процессы создания социальных про- блем средствами массовой коммуникации. При этом становится заметна конкуренция между социальными проблемами за место на «повестке дня», как и конкуренция между различными СМИ за монополию на право определять те или иные явления в качестве проблем или давать им особую политическую характеристику. Одним из непреднамеренных последствий медиа-конструирования социальных проблем является
    «эмоциональное выгорание» аудитории – об этом пишет в своих рабо- тах казанский исследователь И. Ясавеев
    1
    Источником информации в контент-анализе могут служить пред- меты обихода, инструменты повседневной деятельности специалиста какой-либо профессии, одежда, история вещей или история дома
    2
    . Спи- сок можно было бы продолжать бесконечно. Отметим, что контент- анализ вещественных документов, текстов может применяться в сочета- нии с другими методами, при этом важно, чтобы выбор используемого метода был обоснован, а анализ и интерпретация полученных данных логично связывались с исследовательской концепцией.
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   23


    написать администратору сайта