Главная страница

Фрэнкин Р. Мотивация поведения. Robert E. Franken human motivation fifth Edition


Скачать 6.89 Mb.
НазваниеRobert E. Franken human motivation fifth Edition
АнкорФрэнкин Р. Мотивация поведения.pdf
Дата19.05.2017
Размер6.89 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаФрэнкин Р. Мотивация поведения.pdf
ТипКраткое содержание
#7886
страница5 из 86
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   86
44 Часть, Проблемы и организационные принципы мотивации не делал. После этого он может сделать один из таких образов своей целью и, сопроводив такую цель знанием о том, как достигать цели, может воплотить мечту в реальность. Суть подобных теорий состоит в том, что человек — это непросто продукт биологии или окружающей среды, в которой он живет. Вместо того чтобы быть пассивными и реагировать лишь на возникающие стимулы, люди могут активно строить мир, в котором они сами себя видят преуспевающими и успешно достигающими намеченных целей. В главе 14 будет сделан обзор исследования, дающего нам возможность поверить, что мы можем подняться над теми силами, которые стремятся нас контролировать. Понятие силы воли подразумевает, что существует лишь несколько ограничений (если таковые вообще имеются, накладываемых на то, что мы можем сделать и на то, кем мы можем стать. Большинство психологов считают, что мы ограничены нашими биологическими особенностями, способностями к обучению, мыслительными способностями и способностями к решению возникающих проблем. Чтобы измениться, нам необходимо преодолеть эти ограничения. Но, например, несмотря на то что человек может научиться играть на фортепиано на достаточно хорошем уровне, у него могут отсутствовать способности, которые позволили бы ему стать выдающимся пианистом. Аналогично этому, человек может научиться выполнять в достаточно быстром темпе арифметические операции, но он никогда не сможет соревноваться с компьютером. Но большинство психологов рассматривает волю более узко, обращаясь к понятию саморегуляции поведения Согласно концепции саморегуляции, нам необходимо научиться делать то, что позволит определенным образом изменить свою жизнь речь может идти о том, чтобы научиться лучше концентрировать свое внимание, намечать цели, искать пути достижения поставленных целей и избегать негативных мыслей. Короче говоря, мы можем максимально развить навыки и способности, которые у нас уже есть, а также научиться вырабатывать новые навыки посредством практики. Теории мотивации исторический обзор Существует множество разнообразных теорий мотивации. Каждая такая теория разрабатывалась вокруг определенных вопросов или проблем. И хотя теории, о которых я буду рассказывать, во многих отношениях весьма сильно разнятся между собой, все они имеют одну общую особенность служат для объяснения того, за счет чего происходит активация поведения, а также за счет чего обеспечивается его направленность и устойчивость. Эти три слова (активация, направленность, устойчивость) и являются объектом интереса психологов, занимающихся проблемами мотивации. Другие направления в психологии также обращаются к этим понятиям, но нужно сказать, что в рамках любого мотивационного анализа эти понятия надо рассматривать обязательно. В данной главе речь пойдет об основных вопросах и проблемах, оказавших влияние на развитие современных теорий мотивации. Можно выделить шесть базовых осей, которые использовались в качестве основы при разработке концепций мотивации 1) теории инстинктов 2) теории потребностей/личностных особенностей
Глава 1. Темы визу ч е ни им от ива ц и и 45
3) теории побуждений/научения; 4) теории мотивации к личностному росту и овладению мастерством 5) гуманистические теории 6) когнитивные теории. Я должен предупредить читателей, что буду представлять различные теории весьма кратко. Многие из них были видоизменены, а значит, их объяснения стали более объемными по сравнению стем, как я описываю теории мотивации в этом разделе. Моя цель в данном случае — выделить ключевые понятия, положенные в основу каждой из представленных теорий. Теории инстинктов Понятие инстинкта встречается даже в трудах древних ученых, например у Фомы
Аквинского (1225-1274). Чтобы объяснить, почему поведение животных зачастую имеет адаптивный характер, он предложил гипотезу о том, что животные снабжены инстинктами, которые обеспечивают их энергией, придают целенаправленный и устойчивый характер поведению. Инстинкты понимались как «целеполагающая энергия, заложенная в животном природой или Создателем, необходимая для того, чтобы живое существо могло достигать целей, полезных для его самосохранения или сохранения его вида, и избегать обратного (Wilm, 1925, р. 40). Сегодня мы вкладываем в понятие инстинкта немного иной смысл, но лежащая в его основе базовая идея остается неизменной. Фома Аквинский полагал, что у животных есть инстинкты, ау людей их нет. Он утверждал, что человеческая природа имеет двойственный характер — физический и нефизический; другими словами, есть тело и разум (рассудок при этом управление физической стороной у людей происходит в соответствии с законами, отличными от законов, управляющих животными. Причина такого различия уходила корнями в идею о том, что люди — это особое творение Бога. Среди прочего люди наделены душой и рациональным мышлением, а значит, могут отвечать за собственные действия. Проблема с теорией инстинктов заключалась в том, что причиной поведения, как тогда считалось, были инстинкты, а не душа или рациональное мышление. Поэтому Фома Аквинский предложил две различные теории мотивации одну для животных, другую — для людей. Многие ученые пытались объяснить, почему все-таки мотивация животных так схожа с мотивацией человека. На первый взгляд люди и животные действуют, подчиняясь одними тем же законам. Нов тоже время очевидно, что между ними существуют глубокие различия. Рене Декарт (1596-1650) предложил объяснение, позволяющее упорядочить две эти позиции телесные проявления, не выходящие на уровень волевых действий, могут быть объяснены с помощью законов механики (инстинктов, а вот действия, имеющие отношение к таким вещам, как, например, нравственное поведение, находятся под контролем воли. Декарт утверждал, что тело и разум находятся во взаимодействии и это взаимодействие протекает в шишковидной железе. Также он полагал, что определенные физические проявления, такие как сексуальное поведение, контролируются разумом и не являются просто продуктом механической реакции. Дуалистическая концепция оказалась привлекательной как для ученых, таки для католической церкви. В соответствии с объяснением Декарта люди могли отвечать за свои нравственные деяния, и это положение вполне подходило под идею

46 Часть. Проблемы и организационные принципы мотивации о том, что человек — особое творение Бога. Сначала католическая церковь, усмотрев угрозу в том, что мотивация человека могла быть объяснена сточки зрения теории инстинктов, запретила ученым заниматься дальнейшим изучением данного вопроса. Но после принятия церковными властями теории, представленной Декартом, этот запрет был смягчен. Теория Декарта обусловила появление ряда вопросов, над решением которых ученые бьются и посей день каким образом в человеке осуществляется взаимодействие биологического и когнитивного Верно ли, что в конечном счете нас контролирует наша когнитивная сторона Бывают ли ситуации кода наша когнитивная сторона утрачивает контроль В криминальных разбирательствах вопрос вменяемости (установление того, понимал ли человек, что совершаемые им действия противозаконны) имеет очень большое значение. Аналогично обнаружение отклонений при медицинском обследовании (скажем, злокачественной опухоли мозга) может оказать сильное влияние на решение вопроса о том, может ли человек отвечать за собственные деяния. Эволюционная теория Декарт утверждал, что люди обладают инстинктами, присущими и животным, но при этом он отмечал, что первые в отличие от вторых могут эти инстинкты контролировать. Эволюционная теория вызвала гнев католической церкви в соответствии с предложенной концепцией получалось, что мотивация человека обусловлена теми же самыми процессами, которые запускали поведение животных. Чарльз Дарвин считал, что физические особенности животных и людей, а также особенности их поведения определяются спецификой их биологического строения. Также он полагал, что биологическое строение представителей каждого вида постоянно изменяется под воздействием окружающей среды. Данная идея, естественно, ставила под сомнение идею о том, что человек — это особое творение Бога. Дарвин предположил, что в основе механизма или принципа такого постоянного изменения лежит естественный отбор Принцип естественного отбора гласит, что представители того или иного вида, обладающие физическими или поведенческими атрибутами, позволяющими им более эффективно отвечать требованиям, выдвигаемым окружающей средой, будут выживать и воспроизводить себе подобных в итоге особенности их биологического строения будут переданы последующим поколениям. Напротив, представители того или иного вида, которые не смогут выжить, соответственно не будут и воспроизводиться, и поэтому те особенности биологического строения, которые были характерны для них, со временем утратятся. Например, если некоторые представители одного вида могут скрываться от хищников благодаря своей окраске и расположению узоров, дающих им возможность сливаться Чарльз Дарвин
Глава. Темы визу ч е ни им от ива ц и и 47 с окружающей средой, то это позволит им выжить. Вместе стем останутся и их биологические особенности. Но если в окружающей среде произойдут изменения и такие параметры, как окраска и расположение узоров, уже не смогут защитить их от хищников, то они погибнут еще до того, как воспроизведут себе подобных, и соответственно особенности их биологического строения также будут утрачены.
Грегор Мендель (1822-1884), современник Чарльза Дарвина, занимался развитием идей генетики. И хотя Дарвин не был знаком с теориями
Менделя, идеи Дарвина могут быть объяснены посредством генетической теории. В соответствии с генетической теорией появление новых генов обусловлено действием процесса, названного мутацией. Таким образом, вид стечением времени может эволюционировать его представители могут становиться более разумными или более агрессивными. Вполне очевидно для того, чтобы изменение произошло, требуется время. Следует отметить, что заслуга Дарвина состоит вовсе не в открытии закона эволюции, как зачастую думают в его эпоху уже существовали подтверждения, что посредством селекционного разведения можно выводить животных, обладающих определенными физическими характеристиками. Заслугой Дарвина было предположение о том, что естественной отбор — это механизм, обеспечивающий действие эволюционного процесса. Работа, проделанная Дарвином, стала поводом к коренному пересмотру причини истоков мотивации человека. Дарвин утверждал все то, что он наблюдал ужи вотных, можно смело переносить и на человека соответственно получалось, что и людьми и животными управляют одни и те же принципы (Darwin, 1872). Кроме того, эволюционная концепция предполагала, что путь к пониманию поведения человека лежит через наблюдение затем, как это поведение обусловливается особенностями окружающей среды. Ранее считалось, что оно не зависит ни от биологического влияния, ни от влияния окружающей среды. Существовало предположение, что поведением человека управляло рациональное мышление, которое культивировалось в растущем ребенке посредством воспитания и позитивного влияния родителей и других взрослых. Инстинкты и мотивация Под влиянием работ Дарвина биологи стали рассматривать мотивацию с позиции теории инстинктов. Ранние теории инстинктов гласили о том, что наше поведение закреплено или предопределено особенностями нашего биологического строения. Понятие инстинкта использовалось не только для объяснения того, как происходит активация поведения, но и для объяснения таких его характеристик, как направленность и устойчивость. Идеи Дарвина оказали также большое влияние и на психологов. Ранние психологи, к примеру Вильям Мак-Дугалл (William McDougall; 1871-1938), пытались объяснить поведение человека, используя для этой цели ограниченный набор инстинктов. В конечном счете все эти попытки оказались неудачными, но психологи тем не менее продолжали заниматься изучением биологии. Стали проводиться исследования структуры мозга и нервной системы, в результате чего родилась дисциплина, первоначально названная физиологической психологией, которая на сегод-

48 Часть, Проблемы и организационные принципы мотивации н я ш ни й день известна под названием нейрологии. Не так давно в рамках психологии появилось новое направление — эволюционная психология это направление обозначило возврат к изучению биологических аспектов поведения человека сточки зрения эволюционной перспективы. По прошествии некоторого времени и биологии психологи пришли к выводу о том, что помимо факторов наследственности в поведении человека большую роль играют и другие моменты, такие как познание и научение. Поскольку под концепцией инстинктов зачастую понималось, что причины, обусловливающие то или иное поведение, являются врожденными, психологи в настоящее время стараются не использовать данный термин. Вместо этого они говорят о генетике или просто о биологии. Теория инстинктов Фрейда
Зигмунд Фрейд (1856-1939) рассматривал биологическую сторону человека как источник энергии или импульсов его поведения (Freud, 1900/1953, 1911/1949,
1915/1934, 1915/1949, 1923/1947). Он выделил ряд инстинктов, у каждого из которых есть свой источник энергии и соответствующая цель. Фрейд выдвинул также предположение о том, что все они черпают энергию из общего источника, носящего название либидо. В отличие от биологов, считавших, что инстинкты служат не только источником энергии для поведения, но и придают ему направленность, Фрейд определял инстинкты лишь в качестве источника энергии, полагая, что направленность поведения задается рядом принципов познания и научения. Вся эта схема работает следующим образом. Когда энергия, связанная с одним из инстинктов, возрастает до определенного предела, она становится для человека источником напряжения. Для того чтобы избавиться от этого напряжения, человек будет стремиться подобрать соответствующую цель. Фрейд предположил, что каждый из инстинктов вызывает у человека свои представления о цели. Также он выдвинул предположение о том, что люди могут замещать (и зачастую так они и поступают) цели, рассеивая, таким образом, часть энергии, принадлежащей этим целям. Например, ряд творческих устремлений (занятия танцами, рисованием, музыкой) может использоваться для символического замещения реальной цели. Вся проблема, по мнению Фрейда, заключается в том, что входе развития у человека может возникнуть ассоциация некоторых целей с получением наказания и поэтому, вместо того чтобы стремиться к достижению этих целей, он будет ориентированна их избегание. Например, ребенок, которого всегда учили, что секс — это -грязное или дурное занятие, став взрослым, может актуализировать в себе склонность к избеганию секса а ребенок, наученный, что показывать свой гнев — плохо, будет сдерживать естественную тенденцию к выражению агрессии. Зигмунд Фрейд
Глава 1, Темы визу ч е ни им от ива ц и и 49 Что может произойти в случае, если цели блокированы Во-первых, человек может научиться составлению альтернативных планов достижения данных целей этот процесс ведет к развитию Эго. Во-вторых, если Эго не полностью развито или запреты, ассоциируемые с целью, чрезмерно жесткие или сильные, человек может перенаправить энергию, пустив ее путем, позволяющим снизить напряжение, ноне приводящим к достижению соответствующей цели. Например, человек, испытывающий сильное сексуальное желание, мог бы перенаправить энергию на чтение литературы о сексе, а злящийся на своего босса — переадресовать ее на членов своей семьи. Хотя такое переключение энергии приводит к временному ослаблению напряжения, ассоциируемого с инстинктом, Фрейд все же считал, что подобные методы никогда не будут являться достаточными постольку, поскольку у каждого инстинкта есть своя соответствующая цель. Напряжение будет время от времени всплывать на поверхность, принимая форму невротической тревоги. По Фрейду, невротики все время находятся в страхе из-за того, что их инстинкты могут выйти из-под контроля. Задача Фрейда как терапевта состояла в том, чтобы помочь людям разобраться стем, почему они перенаправляют энергию своих инстинктов, — короче говоря, почему они испытывают страх или вину, когда речь заходит об удовлетворении имеющихся инстинктов. Фрейд считал, что плохих инстинктов не существует, а единственный путь к счастью лежит через их удовлетворение. Он утверждал, что многих детей учат неправильным способам обращения со своими инстинктами или тому, что есть инстинкты, удовлетворение которых — плохое занятие. В тоже время он считал, что люди смогут освободиться от вины и страха, если они осознают, какие условия сопутствовали приобретению этих чувств. Научение подобным чувствам происходит очень рано, поэтому, по мнению Фрейда, задача аналитика состоит в том, чтобы помочь своим пациентам вновь открыть для себя детство. Хотя Фр ей д полагал, что осознание истоков проблемы — другими словами, приобретение новой когниций — достаточное условие для изменения поведения, многие терапевты небыли согласны с такой точкой зрения. Например, Вульпе
(Wolpe, 1969) утверждал, что в подобных случаях зачастую бывает необходимо провести глобальное переучивание человека. Резюме и комментарий Биологи использовали слово инстинкт для обозначения врожденной или биологической основы адаптивного поведения. Первоначально биологи понимали под инстинктом поведение, которое появляется при поступлении сигналов из мозга, запускаемых, в свою очередь, определенными событиями, происходящими в окружающей среде. Например, считалось, что миграция птиц — это форма не являющегося выученным поведения, которая приводится в действие определенными событиями, локализованными в окружающей среде, такими, скажем, как определенное время года или отсутствие корма. Биологи полагают, что миграция — это поведение, развитие которого обеспечило выживание ряда видов. Не так давно биологами было признано, что научение зачастую играет важную роль в процессе изменения фиксированного паттерна действий или какой-либо

50 Часть. Проблемы и организационные принципы мотивации базовой генетической диспозиции. Но все еще остается невыясненным вопрос о том, насколько велика роль научения в реализации адаптивной реакции, такой как миграция. Будет ли такой фактор, как, например, доступность пищи на миграционном пути, влиять на изменение миграционного паттерна? Хотя биологи продолжают широко пользоваться понятием инстинкта, психологи от него практически отказались. Причина такого различия кроется в том, что цели психологов и биологов в теоретическом плане расходятся. Психологов всегда интересовало создание базовой теории поведения человека, на основе которой можно было бы как объяснять, таки прогнозировать поведение. Один из основополагающих принципов построения теории заключается вис пользовании как можно меньшего числа конструктов — в соответствии с законом экономии. Проблема с принятием понятия инстинктов в качестве базового понятийного инструмента состоит в том, что в этом случае становится необходимым придумывать все больше и больше инстинктов для объяснения всех наблюдаемых у человека форм поведения. Еще более важно то, что понятие инстинкта не очень полезно при прогнозировании новых форм поведения. Поскольку это понятие имеет отношение к конкретному поведению, обнаруживаемому в конкретном контексте, определение одного инстинкта не сможет нам помочь в предсказании того, как животное будет вести себя, оказавшись в другом контексте. В отличие от психологов биологам не очень интересно создание общей теории, которая могла бы быть применима ко всем животным. Теоретическая модель, пользующаяся популярностью среди биологов, — это эволюционная теория. Например, изучение миграции птиц является путем к пониманию того, за счет чего происходит выживание сильнейших и какова в этом процессе роль биологических факторов и роль научения. Для биологов наличие большого числа инстинктов вполне сочетается с эволюционной теорией. Каждый из видов должен выработать свой уникальный способ адаптации, который обеспечит ему выживание. Движимый желанием следовать закону экономии, Мак-Дугалл распределил все инстинкты по нескольким достаточно объемным категориям. Ему удалось соотнести каждую из таких категорий с соответствующей эмоцией, ион выдвинул предположение о том, что эмоции служат основой для инстинктов. Биологине видят необходимости в том, чтобы постулировать существование каких-либо базовых эмоций или мотивации. Инстинкты развиваются посредством действия эволюционного процесса. Для биологов инстинкты и эмоции были чем-то более или менее синонимичным, являющимся лишь результатом функционирования некоторых жесткозакрепленных структур, имеющих генетическую основу. Введя понятие мотивационного конструкта, первичного по отношению к инстинктам, Мак-Дугалл переместил фокус внимания тех, кто занимался изучением поведения, на мотива- ционные конструкты. Короче говоря, термин инстинкт утратил свою полезность. Инстинкты теперь ничем не отличались от других форм поведения. Психологи по большей части отказались от использования понятия инстинктов, ноне отказались от эволюционной теории. Недавние работы по расширению представлений об эволюционной теории или по ее доработке показали как людьми, таки животными движет желание убедиться в том, что их гены будут воспроизве-
Глава. Темы визу ч е ни им от ива ц и и 51
дены в последующих поколениях данная идея привела к появлению множества разнообразных теорий и учений. В соответствии с самой последней версией эволюционной теории причина, по которой люди и животные ведут себя так, как они себя ведут, кроется вовсе не в том, что они стремятся обеспечить свое выживание, а в том, что они стремятся обеспечить выживание своих генов в последующих поколениях (например, Buss, 1994). Таким образом, причина сексуального поведения людей и животных связана в конечном счете с потребностью или желанием воспроизвести потомство, обладающее их генами. Удовольствие, которое мы можем при этом получать, — лишь механизм, позволяющий гарантировать, что мы будем вступать в сексуальные отношения, а значит, и воспроизводить себе подобных. Важно помнить о том, что под словом инстинкт подразумеваются разные вещи не только в рамках различных дисциплин, но ив рамках одной и той же дисциплины в разное время. Биологи обычно понимают под инстинктами поведенческие паттерны как результат функционирования некоторых жесткозакрепленных структур, располагающихся в мозге, а психологи рассматривают инстинкты скорее в качестве источников мотивации. Возможно, именно по этой причине психологи отказались от термина инстинкт в пользу других, таких как потребности,
драйвы и побуждения. Теории потребностей По мнению теоретиков, занимающихся проблемой научения, индивидуальные различия — это результат научения. Но как такие различия появляются Неужели наша судьба как отдельных представителей своего вида складывается вследствие того, что мы оказываемся в нужном месте в нужное время Естественно, законы мироздания подчиняются чему-то большему, чем просто причудливому сочетанию подкреплений. Возьмем, к примеру, братьев и сестер, которые, повзрослев, начинают очень сильно отличаться друг от друга. Как такое может быть, если они в своей семье получали схожие подкрепления и схожую информацию Очевидно, что данный вопрос может быть решен, если будут найдены доказательства о врожденности различий. Основу теории потребностей составляет идея о том, что энергетическая заряженность, направленность и устойчивость поведения определяется существованием потребностей. Отказавшись от неподходящей идеи о том, что для каждой формы поведения должен быть свой инстинкт, теоретики, занимающиеся проблемой потребностей, выдвинули предположение, что мы рождаемся с ограниченным набором потребностей, который может быть изменен в процессе научения. Теория потребностей Мюррея Генри Мюррей (Henry Murray, 1938; 1893-1988) предположил, что людей можно охарактеризовать, используя ограниченный набор потребностей (табл. 1.1). Индивидуальные различия он объяснял через различия силы потребностей у отдельно взятых людей, составив оппозицию представлению о том, что причины индивидуальных различий связаны главным образом с научением.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   86


написать администратору сайта